Дополнительная общеобразовательная программа «Музицирование на русских народных инструментах»
рабочая программа на тему
Программа обучения детей на начальной уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit._list_k_programme.docx | 38.85 КБ |
muzitsirovanie_na_rus._nar._instrumentakh_oz.ur_.doc | 305 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Музицирование
на русских народных инструментах»
(оркестровая студия «Гармония», ознакомительный уровень)
Возраст обучающихся – 6-7 лет
Срок реализации программы – 1 год
Авторы:
педагоги дополнительного образования
Мужичкова Наталья Ивановна,
Бармина Галина Ивановна,
Миронова Екатерина Александровна,
методист
Максимкина Светлана Владимировна
МОСКВА - 2013
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Музицирование
на русских народных инструментах»
(оркестровая студия «Гармония», ознакомительный уровень)
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель методического совета__________________/ /
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель управляющего совета__________________/ /
Программа реализуется в ГБОУ ЗДТДиМ с 2013 года
Программа переработана и дополнена в году
Программа переработана и дополнена в году
Программа переработана и дополнена в году
Программа переработана и дополнена в году
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Музицирование на русских народных инструментах»
(Оркестровая студия «Гармония», ознакомительный уровень)
Содержание
1. Пояснительная записка | 2-14 стр. |
2. Учебно-тематический план | 15-18 стр. |
3. Содержание программы | 19-29 стр. |
4. Методическое обеспечение программы | 30-34 стр. |
5. Список литературы | 35-37 стр. |
6. Приложения | 38-46 стр. |
| 38-43 стр. |
| 44-46 стр. |
«Что такое музыка?
Она занимает место между мыслью и явлением,
как предрассветная посредница, стоит она между духом и материей,
родственная обоим, она отлична от них,
это дух, нуждающийся в размеренном времени,
это материя, но материя, которая обходится без пространства»
Великий немецкий поэт Генрих Гейне.
1. Пояснительная записка
Направленность
Программа «Музицирование на русских народных инструментах» является модифицированной, ознакомительного уровня и имеет художественно-эстетическую направленность. Она разработана с учетом требований письма от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с СанПин 2.4.2. 2821– 10 ст4.12 и СанПин 2.4.4.1251-03.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Перемены, происходящие в современном социуме, в значительной степени затронули систему дополнительного образования. Становится очевидным факт возрастания интереса детей и родителей к музыкальному творчеству. Направленность традиционного музыкального обучения в музыкальных школах на концертное и конкурсное исполнительство и отсутствие в изучаемых музыкальных дисциплинах межпредметных связей в определенной степени тормозит и профессиональное музыкальное становление обучающихся и развитие навыков любительского музицирования. Единственный реальный путь повышения качества музыкального образования - это интенсификация обучения за счет внедрения новых методов, переосмысления целей и содержания музыкального образования и воспитания. Возникла необходимость поиска такой модели обучения, которая бы обеспечивала активную творческую деятельность детей в сфере искусства, способствовала воспитанию устойчивого интереса обучающихся к музицированию; такой модели обучения и музыкального развития, которые будут способствовать формированию устойчивого тяготения к творчеству.
Создание условий для реализации индивидуального подхода в процессе обучения позволяет более точно определить перспективы развития каждого ребёнка, в том числе, обладающего способностями для дальнейшего получения профессионального образования в области искусств.
Центр образовательного процесса – ребёнок и задача педагога дополнительного образования – предоставить ему самые широкие возможности для успешного музыкального и художесвенно-эстетического развития. В рамках реализации данной программы педагог решает следующие задачи:
- использовать вариативный подход в целях адаптации содержания программы к способностям и возможностям каждого обучающегося;
- создавать условия для обеспечения индивидуального подхода к каждому обучающемуся в рамках образовательного процесса.
Предусмотренная программой форма индивидуальных занятий создает педагогу необходимые условия для внимательного и всестороннего обучения и воспитания каждого ребёнка, объективной оценки его возможностей (с учётом эмоционального, общего и физического развития, строения рук и приспособляемости к инструменту, музыкальной памяти и т.д.)
За время обучения педагог формирует удобный исполнительский игровой аппарат, навыки чтения с листа, знание элементарной теории музыки, учит самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять произведения, также формирует навыки подбора по слуху, игры в ансамбле.
Традиционная музыкальная педагогика опирается на образовательные стандарты, сформированные в практике деятельности детских музыкальных школ. Программа «Музицирование на русских народных инструментах» предполагает деятельностный характер образовательного процесса, направленный на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, формирование социальной мобильности, адаптивности, ответственности.
Программа «Музицирование на русских народных инструментах» направлена на формирование и развитие навыков коллективного (оркестрового) инструментального музицирования у детей и подростков в оркестровой студии «Гармония» через обучение игре на русских народных инструментах. Этот вид деятельности является одной из самых доступных форм привлечения обучающихся к музыкальному творчеству в системе учреждений дополнительного образования детей. Различные формы коллективного музицирования (ансамбль, развивающие музыкальные игры), концертная деятельность, реализация различных творческих проектов предполагают активное участие детей в образовательном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства.
Особенностью музыкального развития обучающегося в коллективе является то, что с первых занятий юный музыкант становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует эмоциональной раскованности, свободе, преодолению психолого-физиологических проблем. Опыт показывает, что совместное музицирование способствует ускоренному развитию многих исполнительских навыков (чтение с листа, активизация мелкой моторики, приобретение навыков исполнения различных штрихов), воспитывает такие личностные качества как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм.
Через коллективное ансамблевое музицирование обучающиеся знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что в значительной степени способствует формированию их музыкального кругозора, общей исполнительской и слушательской культуре.
Программа разработана в условиях интеграции содержания образования комплекса дополнительных общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности с целью создания специального интегративного модуля. В основе реализации данной общеобразовательной программы лежит системно-деятельностный подход. Он предполагает учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роль и значение видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и их достижения (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья). Содержание образовательной деятельности определено авторами программы с учётом факторов, обеспечивающих рост творческого потенциала обучающихся, активизации их познавательной деятельности, обогащение форм воспитания и развития детей и подростков.
Отличительные особенности
Оркестровая студия «Гармония» - это образовательная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов:
- образовательная деятельность;
- реализация проектов художественно-эстетической направленности;
- просветительская деятельность;
- воспитание детей и подростков через объединение их в детско-взрослую общность;
- работа с родителями.
Программа разработана авторским коллективом педагогов оркестровой студии «Гармония» ГБОУ Зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи на основе обобщения педагогического опыта, с учётом особенностей образовательной деятельности в творческого объединения, анализа результативности деятельности творческого объединения, с позиции требований, предъявляемым к образовательным программам как элементу российской образовательной системы и мониторинга образовательного процесса.
Инновационный характер программы обусловлен специфическими условиями организации образовательного процесса в объединении, основу которого составляет оркестр русских народных инструментов. Авторы программы опираются на основные тенденции современной музыкальной педагогики, такие как:
- включение музыки в общую систему гармонического воспитания личности;
- введение всеобщего музыкального образования;
- широкие репертуарные тенденции, обновление и обогащение репертуара благодаря привлечению старинной музыки, популярных сочинений отечественной музыкальной культуры, современной музыки с использованием элементов композиторской техники XX века.
Главным средством музыкально-эстетического развития авторы считают опору на слуховое воспитание (или развитие слухо-ритмо-двигательных задатков); развитие творческих навыков обучающихся, формирование инструментального мышления. Содержание образовательной деятельности предусматривает активное привлечение родителей к различным формам сотрудничества в воспитании и развитии детей, предполагает использование различных развивающих технологий для создания особой социокультурной среды для воспитания ребёнка. В учебно-тематическом плане программы отражено стремление к интенсификации педагогического процесса, особое значение просветительства. В тоже время авторы программы опираются на академические традиции обучения игре на музыкальных инструментах, сформированные в практике ведущих музыкантов-педагогов.
Обучение детей комплексное по 3-м предметам в определённом режиме. В курс обучения входят обязательные предметы и дополнительные по выбору детей.
Реализация программы ознакомительного уровня предполагает обучение детей по следующим учебным предметам:
обязательные предметы:
- основы музыкальной грамотности и народного музыкального творчества;
- инструмент оркестра русских народных инструментов (класс обучения игре на одном из инструментов оркестра русских народных инструментов: малая домра, балалайка, баян, аккордеон, клавишные гусли, ударные инструменты, духовые инструменты);
дополнительный предмет:
(обучение осуществляется по выбору ребёнка, в целях дополнительного общего музыкального развития обучающихся при условии включения в программу обучение на инструменте оркестра русских народных инструментов)
- фортепиано;
- гитара;
- синтезатор.
Цель: погружение ребенка в истоки музыкального искусства и выявление потребности у обучающихся в активных формах музицирования и исполнения (музыкальной коммуникации), обогащая эмоциональную сферу детей, физическое, интеллектуальное и психологическое развитие личности через занятия по комплексу предметов (инструментальное музицирование в составе ансамбля, основы музыкальной грамоты на материале фольклора).
Задачи:
образовательные:
- формирование необходимых навыков игры на русских народных инструментах для участия в оркестровом музицировании;
- формирование основ оркестрового мышления через знакомство с теорией музыки и историей создания и развития музыкальных инструментов;
- накопление опыта коллективной музыкально-творческой деятельности;
- освоение базовых технических приёмов игры на музыкальном инструменте;
развивающие:
- выявление и развитие музыкальных способностей: чувства ритма, ладового чувства, музыкально-слуховых представлений для исполнительской самореализации обучающегося;
- развитие способности к художественному сопереживанию, образному и ассоциативному мышлению, творческому воображению;
- развитие природных способностей обучающегося через создание атмосферы музыкального сотворчества;
- развитие музыкально-аналитических способностей
- повышение мотивацию к креативной и просветительской деятельности обучающегося;
- развитие художественного вкуса и потребности в самостоятельном общении с музыкой и в музыкальном самообразовании;
воспитательные:
- воспитание эмоционально-ценностных отношений к классической музыке;
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира;
- обеспечение условий для сохранения и совершенствования традиций отечественной фортепианной педагогической школы;
- воспитание лучших качеств личности для социальной адаптации обучающихся.
Возраст детей: 6-7 лет
Сроки реализации: 1 год
Формы и режим занятий:
№ | Предмет | Форма занятия | Количество часов в неделю | Режим занятий |
1 | Основы музыкальной грамотности и народного музыкального творчества. (Обязательный предмет) | Групповая | 1 час | 1 раз в неделю 45+15 минут смена деятельности |
2 | Инструмент оркестра русских народных инструментов. (Обязательный предмет) | Индивидуальная | 1 час | 2 раза в неделю по 30 минут |
3 | Дополнительный инструмент. (Предмет по выбору) | Индивидуальная | 1 час | 2 раза в неделю по 30 минут |
Всего часов в неделю: | 2 (3) часа |
В соответствии с психолого-физиологическими особенностями и современными интересами детей и подростков, необходимостью применения здоровьесберегающих технологий предусмотрена следующая структура занятий:
Структура групповых занятий | |
Основное время занятия (выработка знаний, умений, навыков) | 45 минут |
Смена деятельности (развивающие игры-упражнения, психологический тренинг, беседы о музыке) | 15 минут |
Общее время: | 60 минут |
Структура индивидуальных занятий | |
Основное время занятия (выработка знаний, умений, навыков) | 25 минут |
Смена деятельности (развивающие игры-упражнения, психологический тренинг, беседы о музыке) | 5 минут |
Общее время: | 30 минут |
Объем групповых и индивидуальных занятий определен в соответствии с целями и задачами программы, психофизиологическими особенностями обучающихся и содержанием учебного материала. На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа:
- метро-ритмические упражнения;
- выработка основных исполнительских навыков;
- игра (пение, сольфеджирование) в ансамбле;
- творческие упражнения;
- показ педагогом;
- беседа о музыке;
- прослушивание аудиозаписей.
Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга. Проведение каждого занятия требует от педагога не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.
Ожидаемые результаты
Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Планируемые результаты отражают общую идею программы: ориентацию на результаты и качество образования. Планируемые результаты обучения определены с учетом уровней усвоения содержания программы (низкий, средний, высокий)
В содержании и структуре планируемых результатов учтены их основные функции:
- служить критериальной основой для оценки результатов деятельности педагогов и обучающихся;
- являться основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса.
Требования к обучающимся:
- воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных и творческих задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Прогнозируемые результаты образовательной деятельности определены с учётом следующих внешних объективных факторов:
- массовое распространение у детей дошкольного и младшего школьного возраста нарушений психического и двигательно-моторного характера;
- неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства;
- отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды;
- перегрузки в общеобразовательной школе;
- отсутствие необходимого количества инструментов для домашних занятий.
Первый (ознакомительный) год обучения в творческом объединении является информационно-ознакомительным и подготовительным. По окончании 1 года обучения обучающийся должен свободно владеть всеми знаниями, умениями и навыками, предусмотренными для изучения на данном этапе. Полученные в процессе обучения знания, умения и навыки должны помочь ребенку активно включаться в музыкальный процесс, выявить мотивацию к коллективному музицированию на русских народных инструментах.
За один год обучения обучающийся должен знать:
- знать основные жанры музыкального фольклора;
- знать названия и историю происхождения народных инструментов;
- усвоить основные музыкально-теоретические понятия (метро-ритм, темп, звукоряд, гамма, лад, фраза, мелодия);
- освоить правила правильной посадки за инструментом (с инструментом);
- знать обозначения основных динамических оттенков (f, p, cresc, dim);
- знать правила бережного отношения к музыкальным инструментам;
За один год обучения обучающийся должен уметь:
- свободно читать ноты в скрипичном ключе;
- сольмизировать и петь с листа с дирижированием на 2/4 простейшие нотные примеры;
- определять на слух характер музыкального произведения, его структуру, лад, направление движения мелодии;
- записывать ритмический рисунок мелодии;
- владеть простейшими навыками ансамблевого творчества (совместное пение, сольфеджирование, метро-ритмические упражнения);
- владеть навыками слухового восприятия и слуховой активности (иметь выявленные опорно-слуховые взаимосвязи при игре на инструменте);
- освоить основные исполнительские навыки игры на выбранном музыкальном инструменте (специфику двигательных приёмов и приемов звукоизвлечения, основные правила аппликатуры);
- овладеть навыками игры в ансамбле с концертмейстером через ощущение единства метро-ритма, динамики, агогических изменений.
Формы промежуточного и итогового контроля
В конце каждого полугодия и в конце учебного года каждое выступление обучающегося обязательно оценивается. Впечатление от исполнения воспитанником программы зависит от многих особенностей:
- степень одаренности;
- отношение к музыкальному сочинению;
- степень готовности произведений;
- степень понимания содержания музыкального произведения
- степень соответствия трудности данного произведения и индивидуальных особенностей ребёнка;
При этом учитывается:
- правильность исполнения музыкального текста;
- осмысленное воспроизведение музыкального текста (фразировка);
- умение выбрать и сохранить темп произведения;
- разнообразие звука, эмоциональность;
- уровень овладения исполнительскими приемами;
- артистическая выдержка, устойчивость, стабильность исполнения; общее поведение на эстраде.
Формы промежуточной и итоговой диагностики:
- прослушивание обучающихся;
- итоговые прослушивания для родителей (в форме классных концертов);
- итоговые открытые занятия;
- отчетные концерты;
- конкурсные выступления различных уровней;
- концертные выступления различных уровней;
- коллоквиум (собеседование) по результатам образовательной деятельности;
- академические концерты.
2. Учебно-тематический план
Предмет основы музыкальной грамотности
и народного музыкального творчества
(обязательный, групповые занятия)
№ | Название разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение в предмет. Техника безопасности. | 1 | 1 | |
2. | Изучение основ фольклора и истории музыкальных инструментов. | 6 | 2 | 4 |
3. | Изучение основ музыкальной грамоты в соответствии с исполняемым музыкальным материалом | 8 | 4 | 4 |
4. | Воспитание чувства ритма. | 4 | 1 | 3 |
5. | Активизация музыкального восприятия. | 3 | 1 | 2 |
6. | Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений. | 4 | 1 | 3 |
7. | Развитие первичных навыков ансамблевого творчества. | 4 | 1 | 3 |
8. | Развитие творческих навыков. | 2 | 1 | 1 |
9. | Итоговые занятия. | 4 | 2 | 2 |
Итого: | 36 | 14 | 22 |
Предмет инструмент русских народных инструментов
(домра, балалайка, духовые и ударные инструменты)
(обязательный, индивидуальные занятия)
№ | Название разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение в предмет. Техника безопасности. | 1 | 1 | |
2. | Освоение основных правил посадки за инструментом и постановка игрового аппарата. | 7 | 1 | 6 |
3. | Изучение основных компонентов музыкальной грамоты в соответствии со спецификой музыкального инструмента | 2 | 1 | 1 |
4. | Выработка основных приёмов звукоизвлечения, базовых технических приёмов исполнения | 6 | 1 | 5 |
5. | Развитие исполнительских навыков игры в ансамбле в процессе занятий с концертмейстером. | 9 |
| 9 |
6. | Развитие творческих способностей через создание музыкального образа в процессе занятий с концертмейстером. | 9 |
| 9 |
7. | Итоговые занятия. | 2 |
| 2 |
Итого: | 36 | 4 | 32 |
Предмет инструмент оркестра русских народных инструментов:
(баян, аккордеон)
(обязательный, индивидуальные занятия)
№ | Название разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение в предмет. Техника безопасности. | 1 | 1 |
|
2. | Освоение основных правил посадки за инструментом и постановка игрового аппарата. | 7 | 1 | 6 |
3. | Изучение основных компонентов музыкальной грамоты в соответствии со спецификой музыкального инструмента | 2 | 1 | 1 |
4. | Выработка основных приёмов звукоизвлечения, базовых технических приёмов исполнения | 6 | 1 | 5 |
5. | Развитие исполнительских навыков игры в ансамбле. | 9 |
| 9 |
6. | Развитие музыкальных способностей через создание музыкального образа. | 9 |
| 9 |
7. | Итоговые занятия. | 2 |
| 2 |
Итого: | 36 | 4 | 32 |
Предмет дополнительный инструмент
(фортепиано, гитара, синетезатор)
(индивидуальные занятия)
№ | Название разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение в предмет. Техника безопасности. | 1 | 1 |
|
2. | Освоение основных правил посадки за инструментом и постановка игрового аппарата. | 7 | 1 | 6 |
3. | Изучение основных компонентов музыкальной грамоты в соответствии со спецификой музыкального инструмента | 2 | 1 | 1 |
4. | Выработка основных приёмов звукоизвлечения. | 6 | 1 | 5 |
5. | Развитие исполнительских навыков игры в ансамбле. | 9 |
| 9 |
6. | Развитие музыкальных способностей через создание музыкального образа. | 9 |
| 9 |
7. | Итоговые занятия. | 2 |
| 2 |
Итого: | 36 | 4 | 32 |
3. Cодержание программы
Предмет основы музыкальной грамотности
и народного музыкального творчества
(обязательный, групповые занятия)
1. Введение в предмет. Техника безопасности.
Теория: правила поведения обучающихся в кабинетах отдела музыкального творчества (подготовка учебного места, выполнение правил пожарной и электробезопасности, соблюдение правил гигиены, отключение мобильных телефонов и запрет на пользование звуковоспроизводящей аппаратурой во время занятий).
2. Изучение основ фольклора и истории музыкальных инструментов.
Теория: жанры вокального и инструментального детского фольклора, история возникновения и развития народных музыкальных инструментов;
Практика: изучение попевок, скороговорок, элементов обрядовых игр, прослушивание музыкальных произведений в исполнении на народных инструментах и вокальных ансамблей (аудиозапись, «живое исполнение»), ансамблевое музицирование на духовых и ударных народных инструментах.
3. Изучение основ музыкальной грамоты.
Теория: формирование понятийного аппарата (музыкальный лад, гамма, мотив, фраза, тоника, знаки альтерации, нотная грамота, жанры детской музыки - песня, марш, танец);
Практика: игры-упражнения в двухдольном и трёхдольном размерах, упражнения на активизацию музыкального восприятия, изучение названий нот, знаков альтерации, запись нот в пределах первой октавы, музыкальные игры на развитие быстроты мышления и музыкальной памяти, сольфеджирование и сольмизация простейших примеров.
4. Воспитание чувства метроритма.
Теория: понятия – ритм, длительность, метр, размер, такт, паузы; основные правила дирижирования;
Практика: пение с дирижированием в размере две четверти, упражнения на развитие чувства ритма, координации движений, ритмические упражнения под музыку, ритмический диктант.
5. Активизация музыкального восприятия.
Теория: понятия - тональность, тон, полутон, устойчивые и неустойчивые звуки, интервалы (прима, секунда, терция, кварта, октава). Жанры программной музыки (жанровые картинки, пьесы-песни, пьесы-рассказы).
Практика: письменные упражнения, слуховой анализ, упражнения на развитие памяти и внимания, слушание музыки, упражнения на развитие понимания музыкальных образов, творческие задания.
6. Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений.
Теория: строение мелодии (восходящее движение, нисходящее движение скачки, повторы), динамическое развитие, простейшие музыкальные формы (куплетная, трёхчастная); изучение тембров различных инструментов;
Практика: сольфеджирование, сольмизация, анализ простейших музыкальных форм, музыкальный диктант, тембральный диктант. упражнения на развитие тембрального слуха.
7. Развитие навыков ансамблевого творчества.
Теория: понятие ансамбль, оркестр, история возникновения совместного инструментального музицирования. Виды ансамблей и оркестров. Оркестр русских народных инструментов оркестровой студии «Гармония».
Практика: сольфеджирование в ансамбле, интонационные упражнения, музыкальные игры, слушание музыки.
8. Воспитание творческих навыков.
Теория: понятие «художественный образ». Композитор и исполнитель. Простейшие приёмы композиции (организации звукового материала). Знакомство с детскими музыкальными сочинениями.
Практика: слушание детских музыкальных сочинений, выполнение творческих заданий (устный рассказ, рисунок, музыкальное сочинение).
9. Итоговые занятия.
Теория: обобщение знаний по предмету. Представление детям формы предстоящей работы. Обсуждение и анализ.
Практика: опрос, письменные задания, творческие задания, музыкальный диктант, собеседование.
Предмет инструмент русских народных инструментов
(домра, балалайка, духовые и ударные инструменты)
(обязательный, индивидуальные занятия)
1. Введение в предмет. Техника безопасности.
Теория: правила поведения обучающихся в кабинетах отдела музыкального творчества (подготовка учебного места, выполнение правил пожарной и электробезопасности, соблюдение правил гигиены, отключение мобильных телефонов и запрет на пользование звуковоспроизводящей аппаратурой во время занятий).
2. Освоение правил посадки и постановка игрового аппарата.
Теория: объяснение правил посадки, основных приёмов постановки игрового аппарата, изучение примеров посадки за инструментом и способов звукоизвлечения, установление взаимосвязи между мышечными ощущениями и музыкальным звуком (сила звука, глубина звука, туше).
Практика: упражнения на координацию движений, развитие навыков контроля за свободой мышечного аппарата, тренинг мелкой моторики и механической памяти, разучивание и исполнение музыкальных пьес различной степени сложности, показ педагога.
3. Изучение основ музыкальной грамоты.
Теория: изучение нотной записи, основных длительностей, знаков альтерации в соответствии со спецификой музыкального инструмента, объяснение основных правил разбора музыкального текста.
Практика: сольфеджирование простых мелодий, выработка первоначальных навыков чтения с листа, упражнения на развитие музыкальной и зрительной памяти.
4. Выработка основных приёмов звукоизвлечения.
Теория: изучение основных правил звукоизвлечения (положение корпуса, ног и рук), понятие «музыкальный звук», «пение на инструменте». Исполнительские штрихи (non legato, legato).
Практика: упражнения на укрепление игрового аппарата, развитие пальцевой и кистевой свободы, освоение основных игровых приёмов, исполнение музыкальных пьес на различные виды штрихов.
5. Развитие исполнительских навыков игры в ансамбле в процессе занятий с концертмейстером.
Теория: понятие «музыкальный ансамбль», «оркестр», объяснение правил и приёмов совместного музицирования.
Практика: выработка первоначальных навыков ансамблевого исполнительства (ауфтакт, ощущение сильной доли, определение темпа и особенностей метро-ритма), упражнения на развитие и активизацию музыкального слуха, разучивание и исполнение пьес с различными видами фортепианного аккомпанемента.
6. Развитие музыкальных способностей через создание музыкального образа в процессе занятий с концертмейстером.
Теория: понятие «музыкальный образ», «музыкальный тембр», знакомство с простейшими средствами музыкальной выразительности (мелодия, динамика, форма, жанр).
Практика: слушание музыки, показ педагога, творческие задания на развитие воображения, ассоциативного мышления, разучивание и исполнение разнохарактерных музыкальных произведений, воспитание артистических качеств, умения эмоционально исполнять музыкальные произведения.
7. Итоговые занятия.
Теория: культура музыкального исполнения, культура сценического поведения, культура слушания музыки. Собеседование и анализ.
Практика: упражнения на выработку эстрадной устойчивости, умения настроиться на концертное выступления. Исполнение музыкальных произведений.
Предмет инструмент оркестра русских народных инструментов
(баян, аккордеон)
(обязательный, индивидуальные занятия)
1. Введение в предмет. Техника безопасности.
Теория: правила поведения обучающихся в кабинетах отдела музыкального творчества (подготовка учебного места, выполнение правил пожарной и электробезопасности, соблюдение правил гигиены, отключение мобильных телефонов и запрет на пользование звуковоспроизводящей аппаратурой во время занятий).
2. Освоение правил посадки и постановка игрового аппарата.
Теория: объяснение принципов устройства музыкального инструмента, правил посадки, основных приёмов постановки игрового аппарата, изучение примеров посадки за инструментом и способов звукоизвлечения, установление взаимосвязи между мышечными ощущениями и музыкальным звуком (сила звука, глубина звука, туше)
Практика: упражнения на координацию движений, физическую выносливость, развитие навыков контроля за свободой мышечного аппарата, тренинг мелкой моторики и механической памяти, разучивание и исполнение музыкальных пьес различной степени сложности, показ педагога.
3. Изучение основ музыкальной грамоты.
Теория: изучение нотной записи (скрипичный и басовый ключи, понятие мелодия и аккомпанемент), основных длительностей, знаков альтерации в соответствии со спецификой музыкального инструмента, объяснение основных правил разбора музыкального текста.
Практика: сольфеджирование простых мелодий, выработка первоначальных
навыков чтения с листа, упражнения на развитие музыкальной и зрительной памяти, выработка умения анализировать простейший музыкальный текст.
4. Выработка основных приёмов звукоизвлечения.
Теория: изучение основных правил звукоизвлечения (положение корпуса, ног и рук, «сжим»), понятие «музыкальный звук», «пение на инструменте». Исполнительские штрихи (non legato, legato).
Практика: упражнения на укрепление игрового аппарата, развитие пальцевой и кистевой свободы, освоение основных игровых приёмов, исполнение музыкальных пьес на различные виды штрихов.
5. Развитие исполнительских навыков игры в анасамбле .
Теория: понятие «музыкальный ансамбль», «оркестр», объяснение правил и приёмов совместного музицирования.
Практика: выработка первоначальных навыков ансамблевого исполнительства (ауфтакт, ощущение сильной доли, определение темпа и особенностей метро-ритма, фактуры), упражнения на развитие и активизацию музыкального слуха, разучивание и исполнение пьес в ансамбле с педагогом (обучающимся).
6. Развитие музыкальных способностей через создание музыкального образа.
Теория: понятие «музыкальный образ», «музыкальный тембр», знакомство с простейшими средствами музыкальной выразительности (мелодия, динамика, форма, жанр).
Практика: слушание музыки, показ педагога, творческие задания на развитие воображения, ассоциативного мышления, разучивание и исполнение разнохарактерных музыкальных произведений, воспитание артистических качеств, умения эмоционально исполнять музыкальные произведения.
7. Итоговые занятия.
Теория: культура музыкального исполнения, культура сценического поведения, культура слушания музыки. Собеседование и анализ.
Практика: упражнения на выработку эстрадной устойчивости, умения настроиться на концертное выступления. Исполнение музыкальных произведений.
Предмет дополнительный инструмент
(фортепиано, гитара, синтезатор)
(индивидуальные занятия)
1. Введение в предмет. Техника безопасности.
Теория: правила поведения обучающихся в кабинетах отдела музыкального творчества (подготовка учебного места, выполнение правил пожарной и электробезопасности, соблюдение правил гигиены, отключение мобильных телефонов и запрет на пользование звуковоспроизводящей аппаратурой во время занятий).
2. Освоение правил посадки и постановка игрового аппарата.
Теория: объяснение принципов устройства музыкального инструмента, правил посадки, основных приёмов постановки игрового аппарата, изучение примеров посадки за инструментом и способов звукоизвлечения, установление взаимосвязи между мышечными ощущениями и музыкальным звуком (сила звука, глубина звука, туше)
Практика: упражнения на координацию движений, развитие навыков контроля за свободой мышечного аппарата, тренинг мелкой моторики и механической памяти, разучивание и исполнение музыкальных пьес различной степени сложности, показ педагога.
3. Изучение основ музыкальной грамоты.
Теория: изучение нотной записи (скрипичный и басовый ключи, понятие мелодия и аккомпанемент), основных длительностей, знаков альтерации в соответствии со спецификой музыкального инструмента, объяснение основных правил разбора музыкального текста.
Практика: сольфеджирование простых мелодий, выработка первоначальных
навыков чтения с листа, упражнения на развитие музыкальной и зрительной памяти, выработка умения анализировать простейший музыкальный текст, подбор по слуху
4. Выработка основных приёмов звукоизвлечения.
Теория: изучение основных правил звукоизвлечения (положение корпуса, ног и рук), понятие «музыкальный звук», «пение на инструменте». Исполнительские штрихи (non legato, legato).
Практика: упражнения на укрепление игрового аппарата, развитие пальцевой и кистевой свободы, освоение основных игровых приёмов, исполнение музыкальных пьес на различные виды штрихов.
5. Развитие исполнительских навыков игры в ансамбле
Теория: понятие «музыкальный ансамбль», объяснение правил и приёмов совместного музицирования.
Практика: выработка первоначальных навыков ансамблевого исполнительства (ауфтакт, ощущение сильной доли, определение темпа и особенностей метро-ритма, фактуры),упражнения на развитие и активизацию музыкального слуха, разучивание и исполнение пьес в ансамбле с педагогом (учеником)
6. Развитие музыкальных способностей через создание музыкального образа.
Теория: понятие «музыкальный образ», «музыкальный тембр», знакомство с простейшими средствами музыкальной выразительности (мелодия, динамика, форма, жанр).
Практика: слушание музыки, показ педагога, творческие задания на развитие воображения, ассоциативного мышления, разучивание и исполнение разнохарактерных музыкальных произведений, воспитание артистических качеств, умения эмоционально исполнять музыкальные произведения.
7. Итоговые занятия.
Теория: культура музыкального исполнения, культура сценического поведения, культура слушания музыки. Собеседование и анализ.
Практика: упражнения на выработку эстрадной устойчивости, умения настроиться на концертное выступление. Исполнение музыкальных произведений.
4. Методическое обеспечение программы
Занятия с обучающимися по разделам учебно-тематического плана планируются с учётом следующих компонентов (структура конспекта занятия):
- название темы;
- место данной темы в общем содержании учебного процесса;
- цель изучения данной темы;
- задачи изучения данной темы;
- общее содержание учебной темы: теоретических аспектов, практической деятельности детей (перечень упражнений, музыкальных произведений, тематика практических заданий);
- методические материалы по данной теме (таблицы аппликатуры);
- алгоритм изучения данной темы (распределение содержания теории и практики на учебных занятиях, последовательность использования методических материалов, методы работы с детьми);
- алгоритм выполнения практической работы (ее общее описание, этапы работы, действия, инструменты и нотные материалы);
- типичные проблемы обучающихся в процессе выполнения практической работы и способы преодоления возникающих проблем.
Методы и приемы, используемые на занятиях
- словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, пояснение, указание и замечание);
- частично-поисковый метод (обучающийся участвует в решении поставленных исполнительских задач);
- метод анализа учеником и педагогом учебной ситуации;
- наглядный метод (слушание музыки, показ педагога, просмотр видеоматериалов);
- практический метод (применение систематических, последовательных, постоянных упражнения разного вида).
Основной формой обучения является занятие, состоящее из двух частей: теоретической и практической. Решение практических задач осуществляется с помощью систематического повторения упражнений, выработки необходимых исполнительских и теоретических навыков. Обучение основано на педагогическом принципе «от простого к сложному».
Дети, как правило, увлеченно занимаются именно тогда, когда перед ними все время ставятся новые, более трудные задачи, доступные им, но все же требующие для своего решения определенных усилий. Основная цель педагога – в процессе подобного обучения помочь ребенку избежать ошибочных действий, которые тормозят формирование умений и навыков, искажают результат.
В сфере дидактики и педагогической психологии программа опирается на сформированные на практике определенные отношения педагога к ошибочным действиям обучающихся. Здесь своя специфика, требующая особых, нестандартных, тонко дифференцированных решений. Все попытки диагностировать музыкально – исполнительскую деятельность воспитанника должны носить сугубо индивидуализированный характер. Перспективной в плане творческого развития будущего оркестранта является линия поведения педагога, ориентирующая ребенка на «пробные действия» (метод проб и ошибок) в ходе освоения музыкального произведения. Метод чреват определенными потерями и неудачами для воспитанника, но он формирует у обучающегося комплекс необходимых знаний, умений и навыков, вырабатывает у него гибкость, пластичность музыкально – исполнительского мышления.
Общая эмоционально – психологическая атмосфера, складывающаяся на занятии, характер отношений между педагогом и ребенком способствуют успешному развитию личности воспитанника. Реализация программы предполагает, что педагог обращает внимание на психологическое состояние обучающихся. В связи с этим реализация данной программы должна обеспечить детям социально – психологический комфорт. Содержание программы позволяет педагогу применять различные обучающие технологии, включающие в себя воспитательный компонент. В процессе занятий педагог обращает внимание на эмоциональное состояние обучающегося (душевное равновесие, уверенность в своих силах); преодолевает негативные эмоции, подавленность детей, изменяя формы, методы и даже содержание занятий; уделяет внимание интересам и планам воспитанника, его душевному состоянию.
Одним из качеств, которые формируются на занятиях у детей, является умение работать самостоятельно. Задача педагога – научить ребенка самостоятельно работать над музыкальным произведением. В этой связи первостепенное значение приобретает доступность и выполняемость домашнего задания.
Для реализации этого принципа педагог учитывает следующее: объем учебного материала, срок выполнения, сложность задачи и работоспособность ребёнка. Невыполнение домашнего задания является сигналом бедствия, и педагог обязан выяснить причины этого. Но, прежде всего, он должен задать вопрос себе: «Выполнимо ли домашнее задание?» Дать на дом доступную работу – большое педагогическое искусство. Важное значение имеет конкретность домашнего задания.
На ознакомительном этапе обучения, наряду с развитием техники игры обучающегося, педагог внимательно следит за правильностью его посадки, постановки рук и положения инструмента, так как только решение всего комплекса этих задач может дать устойчивые положительные результаты.
Правильная посадка начинающего исполнителя и положение инструмента во многом предопределяет успешное овладение приемами игры и принципами звукоизвлечения. Посадка за инструментом должна быть удобной для исполнителя, не стесняющей его при игре и вместе с тем внешне красивой и подтянутой. Удобство посадки за инструментом заключается в естественно свободном положении исполнителя на стуле и сохранении равновесия без напряжения мышц ног при отклонениях корпуса в стороны.
При игре на инструменте очень важно грамотно ребёнку поставить руки. Задача технического развития является одной из важнейших при обучении музыке. Поэтому в ежедневное занятие на начальном этапе обучения на любом музыкальном инструменте необходимо включить этюды, гаммы, упражнения. Упражнения могут быть различными, ставящими как глобальные задачи общего технического развития, так и решающие сиюминутные проблемы, помогающие освоению отдельных технических приёмов исполнения.
Заниматься техникой исполнения следует на протяжении всего периода обучения и педагог постоянно следит за выполнением каждого технического задания.
Работа над упражнениями на начальной стадии обучения является наиболее важной. Обучающемуся с самых первых шагов нужно тщательно следить за усвоением правильных движений. Систематическая работа над гаммами и арпеджио наиболее полезна для развития технических навыков. При их исполнении ребёнок должен научиться следить за качеством звука, ровностью ритма и точностью исполнения штрихов. Когда гаммы и арпеджио будут освоены, полезно играть их с различными динамическими оттенками.
Звукоизвлечение и воспитание культуры звука – основные задачи исполнителя с первых шагов обучения игре на музыкальном инструменте.
Условия реализации программы
- аудитория для занятий;
- школьная доска;
- столы и стулья для детей и педагога;
- музыкальные русские народные инструменты и фортепиано;
- подставки (под ноги и на стулья);
- пюпитры;
- нотная литература;
- нотные тетради.
5. Список литературы
Список рекомендуемой литературы для обучающихся
- Глейхман Д. «Народные песни» 1 -3 классы - М.: 2004 г.;
- Глейхман Д. «Пьесы» 1-3 классы - М.: 2004 г.;
- Глейхман Д. «Педагогический репертуар балалаечника» 3-5 классы -М.: 1989 г.;
- Глейхман Д. «Этюды» - М.: 2004 г.;
- Дорожкин А. «Самоучитель игры на балалайке» - Л.: 1985 г.;
- Илюхин А. «Самоучитель игры на балалайке» - М.: 1970 г.;
- Нечепоренко П., Мельников В. «Школа игры на балалайке» - М.: 2001 г.;
- Цветков В. «Школа игры на балалайке» - М.: 2000 г, и др.
Список литературы для педагога
- Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образовагния» - М.: Школьная Пресса, 2008 г.;
- Киселева Т., Красильников Ю. «Социально-культурная деятельность» - М.: 2004 г.;
- Коджаспирова Г.М. «Педагогика» -М.: Гардарики, 2004 г.;
- Матонис В. «Музыкально-эстетическое воспитание личности» - Лен.: 1988 г.;
- МерзляковаС. «Фольклор – музыка – театр» - М.:1999 г.;
- Нечепоренко П., Мельников В. «Школа игры на балалайке» - М.: 2001 г.;
- Рогаль-Левицкий Д. «Современный оркестр» - М.: 1956 г.;
- Сорокоумова Е.А. «Возрастная психология» - СПб.: Питер, 2007 г.;
- Цветков В. «Школа игры на балалайке» - М.: 2000 г.;
- Шалов А. «Основы игры на балалайке» - Л.: 1970 г.
Список используемой литературы по предмету фортепиано:
- А.П. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище» – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2009 г. (Cерия «Секреты фортепианного мастерства»);
- Гофман И. И. «Фортепианная игра»;
- Камаев А.А. «Чтение с листа»;
- Милич Б.Е. «Воспитание ученика – пианиста»;
- Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры»;
- «Школа игры на фортепиано» под ред. Николаева А.А.;
- Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей»;
- Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста»;
- Шмидт – Шкловская А.А. «Воспитание и организация пианистических навыков»;
- Дроздова Н. В. «Обучение детей музыке»;
- Н.П. Корыхалова «За вторым роялем. Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе» – СПб: Композитор. Санкт-Петербург.
Интернет-ресурсы
Ноты:
- http://www.partita.ru/
- http://balalaika.org.ru/
- http://domranotki.narod.ru/
- http://kukovo.ucoz.com/load/noty_dlja_ansamblej_orkestrov/1-1-0-7
- http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=77398
- http://www.notomania.ru/
- http://www.goldaccordion.com/noti/
- http://notes.tarakanov.net/
Оркестры:
- http://www.andreyev-orchestra.ru/pages.phtml?menu=1
- http://www.rusfolkorchestra.icape.ru/4/4_1.htm
- http://comp-folk.narod.ru/
Приложение 1
Техника безопасности
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда обучающихся в кабинетах отдела музыкального творчества
ИОТ— 017 —2009
Общие правила поведения
Обучающиеся обязаны:
- обучающийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
- обучающиеся имеют право находиться на складе музыкальных инструментов только в присутствии педагога или концертмейстера;
- обучающийся не имеет право самостоятельно пользоваться имуществом, хранящемся на складе (музыкальные инструменты, пюпитры, костюмы, подставки и прочее);
- выдача музыкальных инструментов для домашних занятий обучающихся со склада музыкальных инструментов производится в соответствии с требованиями сохранной расписки;
- в случае порчи музыкального инструмента, находящегося в домашнем пользовании, материальную ответственность несут родители обучающегося;
- обучающийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
- обучающиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
- обучающиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
- обучающийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Обучающиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.
Запрещается:
- запрещается приносить на склад музыкальных инструментов и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
- бегать на складе в избежании повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
- находиться в кабинете в верхней одежде;
- высовываться в окна во время проветривания помещения;
- пользоваться мобильными телефонами и плеерами.
Обязанности педагога:
- педагог обязан обеспечить все необходимые меры для полной сохранности музыкальных инструментов и другого имущества, используемого в образовательном процессе;
- педагог обязан следить за порядком на складе музыкальных инструментов;
- педагог обязан сопровождать обучающихся на склад для получения ими музыкальных инструментов;
- педагог несет полную ответственность за сохранность музыкальных инструментов, используемых в образовательном процессе;
- по окончании занятия педагог обязан проконтролировать, а при необходимости помочь обучающимся убрать инструмент на склад;
- с учетом здоровьесберегающих технологий педагог обязан подобрать музыкальный инструмент в соответствии с физическими особенностями обучающихся, тем самым обеспечить правильную эксплуатацию инструмента и его сохранность;
- педагог обязан соблюдать правила гигиены и обеспечивать порядок в кабинетах оркестровой студии «Гармония», необходимых для полной сохранности музыкальных инструментов.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда обучающихся в кабинетах отдела музыкального творчества
ИОТ— 017 —2008
Общие правила поведения
- обучающийся приходит во ДТДиМ за 15-20 минут до начала занятий, с собой имеет сменную обувь;
- перед началом занятия обучающийся должен подготовить свое учебное место (выбрать нужный инструмент, приготовить подставки, пюпитр, нотную литературу);
- обучающийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
- обучающиеся имеют право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога или концертмейстера;
- во время занятий обучающийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога или концертмейстера;
- обучающийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
- обучающиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
- обучающиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
- при посещении ДТДиМ, обучающиеся в возрасте 10 лет и старше (родители сопровождающие детей младшего возраста) обязаны предъявлять пропуск дежурному охраннику;
- сопровождающие родители ожидают своих детей в фойе клубной части здания, проход в другие помещения не разрешается без сопровождения педагога;
- обучающийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Обучающиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.
Запрещается:
- запрещается приносить во Дворец и на его территорию с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
- пользоваться звуковоспроизводящей аппаратурой;
- бегать по кабинету во избежание повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
- находиться в кабинете в верхней одежде;
- высовываться в окна во время проветривания помещения;
- пользоваться мобильными телефонами и плеерами.
Правила поведения на улицах и дорогах города:
- обучающийся по дороге во Дворец творчества должен правильно оценивать окружающую обстановку и выбирать безопасный маршрут, не соглашаясь на предложения друзей пройти через пустырь, стройку, глухой переулок;
- в общественном транспорте соблюдать правила поведения и меры безопасности;
- переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора;
- при переходе улицы нужно посмотреть сначала налево, затем направо;
- запрещается переходить улицу в неположенном месте и на красный свет светофора;
- запрещается организовывать подвижные игры рядом с проезжей частью.
Инструкция по технике безопасности для обучающихся оркестровой студии «Гармония»
- обучающимся не разрешается пользоваться розетками и любыми электроприборами самостоятельно;
- в работе с клавишным синтезатором под руководством педагога использовать только указанный адаптер переменного тока РА- 300 или аналогичный, рекомендованный корпорацией YAMAHA;
- обучающийся не допускается к подключению адаптера инструмента к электрической сети;
- запрещается открывать музыкальный инструмент и пытаться разобрать или модифицировать его внутренние компоненты;
- запрещается использовать инструмент в условиях сырости и повышенной влажности, а так же при очень высокой или низкой температуре;
- во избежание случайного падения инструмента и нанесения травмы обучающемуся, не оставлять его в неустойчивом положении и использовать только специально предназначенную подставку;
Приложение 2
Педагогический мониторинг
Педагогический мониторинг в рамках реализации данной программы осуществляется на каждом занятии. Цель занятия - создание условий для получения обучающимся необходимых теоретических знаний, исполнительских навыков и умений и его общее музыкальное и гуманитарное воспитание.
К числу результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки детей, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В рамках реализации данной программы можно выделить следующие показатели, которые позволяют оценить результативность обучения:
- положительная динамика в развитии гибкости, вариативности, оригинальности мышления, музыкальной памяти, понимания музыкальных образов, чувства ритма и музыкального слуха;
- мотивация к музыкальному творчеству;
- повышение общей мотивации к учению.
Динамику результативности можно отследить по следующим показателям:
- разнообразие музыкальных интересов;
- формирование общего кругозора в предметной области;
- стремление к общению с музыкой;
- эмоциональный отклик на музыку;
- сформированность первоначальных исполнительских навыков.
Успехи обучающихся на занятиях оцениваются по пятибалльной системе - ребёнку даётся словесная характеристика, осуществляется совместная рефлексия деятельности.
Результаты итоговой диагностики (один раз в полугодие) заносятся в индивидуальную карточку учета результатов обучения ребёнка по образовательной программе дополнительного образования детей.
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения ребенка
по образовательной программе дополнительного образования детей
Фамилия, имя ребенка________________________________________________ Возраст__________
Предмет________________________________Педагог______________________________________
Название образовательной программы
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Дата начала наблюдения 1 сентября 20_____ года
Показатели диагностики | _____________год обучения | |
Конец I полугодия | Конец учебного года | |
1. Теоретическая подготовка ребенка | ||
1.1. Теоретические знания: 1.2. Владение специальной музыкальной терминологией | ||
2. Практическая подготовка ребенка | ||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (игровой аппарат, освоение приемов звукоизвлечения) | ||
2.2. Музыкально- слуховые представления (память, воображение) | ||
2.3. Творческие навыки (чтение с листа, подбор по слуху,сочинение) | ||
3. Общеучебные умения и навыки ребенка | ||
3.1. Личностные качества | ||
Мотивация к музыкальному творчеству | ||
Самостоятельность и самоконтроль | ||
Отношение к общим делам объединения | ||
3.2 Учебно-коммуникативные умения: | ||
а) слушать и слышать педагога; | ||
б) эстрадоустойчивость | ||
в) способность к рефлексии деятельности | ||
3.3 Учебно-организационные умения и навыки: | ||
а) организовать свое рабочее (учебное) место; | ||
б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности | ||
4. Предметные достижения обучающегося | ||
4.1 На уровне детского объединения (студии) | ||
4.2 На уровне ДТДиМ (учрежденческий) | ||
4.3 На уровне округа (окружной) | ||
4.4 На городском уровне (Московский) | ||
4.5 На региональном уровне (Российский) | ||
4.6 На международном уровне | ||
Итого средний балл: | ||
Уровни проявления (низкий, средний, высокий) |
1-2 балла – слабо проявляется (низкий уровень - Н);
3-4 балла – проявляется на среднем уровне (С);
5 балла – высокий уровень проявления (В).
Педагог дополнительного образования __________________________________/____________________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр"
Данная программа является ознакомительным курсом обучения 1-й ступени в оркестровой студии "Гармония" для детей 1-2 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Сольфеджио"
В программе дан учебный курс для детей 1-2 классов для оркестровой студии "Гармония"....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Ансамбль"
В программе дан учебный курс по предмету ансамбль в оркестровой студии "Гаромония"....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Фортепиано"
Учебный курс обучения игре на фортепиано в оркестровой студии "Гармония" для детей 5-9 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Фортепиано"
Учебный курс обучения игре на фортепиано для детей 1-2 классов в оркестровой студии "Гармония"....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Ударные инструменты"
Программа ознакомительного уровня для детей 1-2 кл....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Ударные инструменты"
Программа лдя учащихся 2-4 кл....