Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Балалайка"
рабочая программа на тему
Программа для учащихся 5-9 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit._list_.doc | 81 КБ |
muzhichkova_muzits.starsh._ork._balalayka_baz._ur._.doc | 227.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Музицирование на русских народных инструментах.
Старший оркестр. Балалайка»
(Оркестровая студия «Гармония»)
Направленность - художественная
Уровень - базовый
Возраст учащихся – 5-9 классы
Срок реализации программы – 1 год
Авторы:
педагоги дополнительного образования
Мужичкова Наталья Ивановна,
Миронова Екатерина Александровна,
Бармина Галина Ивановна,
методист
Максимкина Светлана Владимировна
МОСКВА - 2014
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Музицирование на русских народных инструментах.
Старший оркестр. Балалайка»
(Оркестровая студия «Гармония»)
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель методического совета__________________/ /
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель управляющего совета__________________/ /
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Балалайка»
(Оркестровая студия «Гармония»)
Содержание
2. Учебно-тематический план 19
3. Содержание программы 20
4. Методическое обеспечение программы 23
6. Приложение 1 33
7. Приложение 2 38
1. Пояснительная записка
«…Балалайка – инструмент любительский: таким он и должен быть,
в этом сила балалайки и её значение;
но образцовое исполнение на ней, как показатель игры,
должно существовать, иначе не может быть подражания …»
В. В. Андреев
Направленность
Программа «Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Балалайка» является модифицированной, базового уровня и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Как известно из истории русских народных музыкальных инструментов, домра пережила подлинный упадок на протяжении всего XVIII столетия и, по крайней мере, двух третей XIX века. В этот длительный промежуток времени домра совершенно не употреблялась, и на ее место выступил новый, который и заменил собою старую домру. В памятниках XVIII века этот «новый инструмент» действует под именем балалайки и встречается то с двумя струнами, то с тремя. На основании внешних очертаний обоих инструментов нет никаких оснований утверждать, что домра и балалайка принадлежат к различным родам инструментов. Напротив, они не только ведут к одному и тому же «восточному» корню, но и являются, в сущности, некоторым видоизменением одного и того же танбуровидного инструмента. Русские путешественники, как Е.Ф. Тимковский (1790-1875) и Н.М. Пржевальский (1839-1888), изъездившие в свое время вдоль и поперек весь Ближний Восток и проникшие в Монголию и Тибет, свидетельствуют, что народы, населяющие все перечисленные местности, из струнно-щипковых инструментов владеют только балалайкой. Все вместе взятое дает безусловное право думать, что домра оказалась родоначальницей балалайки, а последняя - уже в качестве подлинно русского народного инструмента,- является лишь незначительным ее видоизменением.
Играли на балалайке (и играют по сей день) пальцами, а не перышком или щепочкой как на домре. Балалайка новейшего времени, обязанная своей громкой славой концертно-исполнительского инструмента В.В. Андрееву, имеет несколько выпуклый снизу треугольный кузов, короткую шейку, три струны и способ извлечения звука прямо противоположный таковому же домры. Тем не менее, балалайка времен XVIII столетия, была похожа на русскую домру или ближневосточную домбру, чем собственно на балалайку, принятую в современном музыкальном обиходе.
Так, Якоб фон Штелин, осведомленности которого нет оснований не доверять, пишет, что балалайка встречалась с кузовом то круглым и овальным, а то и треугольным, и шейка ее была «очень длинной», - раза в четыре длиннее ее кузова. О различных очертаниях кузова старой балалайки упоминают и другие писатели того времени, как например Беллэрман, автор заметок о русском искусстве XVIII века. Называя балалайку испорченным немецким словом Palalaika, он, между прочим, указывает, что в конце столетия на ней играли еще щепочкой или перышком.
По этому поводу Ал. С. Фаминцын, говорит, что все эти обстоятельства «наглядно показывают, что XVIII столетие, - может быть следует причислить сюда же и конец XVII века, - было переходным временем, когда «в руках русского народа из прежней танбуровидной домры произошла своеобразная, по треугольному виду кузова своего, балалайка». Судя по свидетельству И.И. Голикова (1735-1801), балалайки приняли участие в 1715 году в праздновании, устроенной по приказанию царя Петра, шуточной свадьбы «князя-папы», а по словам Штэлина, писавшего о балалайке в середине XVIII века, она приобрела в его время значение «всенароднейшего во всей России инструмента». Тем не менее установлено, что в царствование первых трех царей после смутного XVII века, балалайка распространения не имела. Она начала проникать в обиход только к концу века и это время должно считать подлинным зарождением современной балалайки. Все данные, что балалайка является будто бы «древнейшим русским народным инструментом», возникшим, чуть ли не в XIII столетии, следует отнести к обычной в таких случаях ошибке, когда современная автору «распространенность» инструмента невольно принимается им за «древность» его происхождения.
Откуда возникло само слово балалайка! В народе название «балалайка» часто встречается по именем балабайка, что может быть с большим или меньшим вероятием сближено с понятиями «бренчать», «балакать» по навязанным на балалайке струнам - другими словами, способ извлечения звука, свойственный этому инструменту.
В оркестрах русских народных инструментов оркестровой студии «Гармония», как в оркестре В.В. Андреева, балалайка используется в пяти разновидностях: прима, секунда, альт, бас, контрабас.
В нотах три высоких разновидности балалайки (прима, секунда, альт) пользуются только ключом Sol и строятся квартами, причем нижняя, третья струна всегда совпадает со второй. Балалайки более низких разновидностей (бас, контрабас) имеют строй большой домры. Ноты для этих инструментов пишутся в ключе Fa. Звук на этих низких балалайках извлекается твердым кожаным медиатором. Как правило, на трех высоких балалайках играют приемом бряцание. Балалайка прима является солирующим инструментом. Играют на приме большим количеством разнообразных приемов: бряцание, тремоло, большая и малая дроби, пиццикато простое и двойное, гитарным приемом, глиссандо, арпеджиато и пр. Также как и домра, современная балалайка очень техничный инструмент, обладающий мягким звуком, что позволяет исполнять как лирические, так и подвижные произведения.
Балалайка с присущим ей колоритом звучания, по праву занимает почетное место в большой семье народных струнных инструментов. Усовершенствование балалайки в конце XIX В.В. Андреевым и выход ее на концертную эстраду обеспечили ей признание огромной аудитории слушателей, как в нашей стране, так и за рубежом. Выдающиеся композиторы, дирижеры, писатели и артисты отмечали своеобразную прелесть звучания балалайки и придавали ей большое значение в пропаганде русской народной песни.
В настоящее время одно из ведущих мест в системе дополнительного образования занимает русское народное инструментальное исполнительство, опирающееся на высшие достижения в этой области выдающихся российских музыкантов. Больших исполнительских высот в области балалаечного искусства достиг замечательный советский музыкант, мастер игры на балалайке, педагог, дирижер – народный артист РСФСР, лауреат всесоюзного смотра и лауреат Государственной премии СССР, профессор Государственного музыкального педагогического института имени Гнесиных Павел Иванович Нечепоренко.
В результате многолетней целенаправленной педагогической работы им создана передовая школа балалаечного исполнительства. Стремясь к совершенству в искусстве игры на балалайке, Нечепоренко ориентировался, конечно, на своих современников, балалаечников старого поколения, стоявших у истоков возрождения балалайки, массового исполнительства на этом старинном русском инструменте. Ученики и соратники В. В. Андреева: Б.С. Трояновский, Н.П. Осипов, Т.Н. Успенский, А.Д. Доброхотов – каждый по своему раскрывали выразительные возможности балалайки.
Школа Нечепоренко является новым этапом развития исполнительства на балалайке. Она возникла как результат особой ударной манеры игры, в отличие от существовавшей до него щипковой.
«Тихий и мягкий звук балалайки окреп, приобрел силу и резкость, стал богаче тембром. Таким образом, произошла переоценка критериев музыкальной выразительности инструмента, что сразу же сказалось на репертуаре балалаечников, ан обогатился произведениями старых мастеров и современных композиторов…»
«Нечепоренко впервые широко внедрил в искусство игры на балалайке гитарную технику, расширив, таким образом, исполнительские возможности балалаечников. Например, стало возможным исполнение форшлагов, трелей, мордентов, характерных атрибутов старинной музыки…»[2]. Нечепоренко воспитал целую плеяду балалаечников по праву занимающих ведущее место в современном исполнительстве на инструменте. Среди его воспитанников (их свыше пятидесяти – высококвалифицированных музыкантов народников) известные музыканты: З. Ставицкий, П. Шалов, Л. Самсонов-Роговицкий, Н. Шубин, Н. Титов, Н. Свиридов, Ю. Данилов, известные педагоги, имеющие свой богатый исполнительский и методический опыт работы.
В оркестровой студии «Гармония» основным учебным предметом является оркестр русских народных инструментов. Балалайка - один из специальных инструментов, предлагаемых для выбора учащимся творческого объединения.
Игра на балалайке – это процесс способствующий одновременно освоению навыков игры, развитию музыкального слуха, общего кругозора и художественного вкуса, практических навыков и знаний, необходимых для игры в оркестре.
Обучаясь игре на балалайке учащиеся имеют возможность творчески проявить себя в искусстве, овладевать навыками коллективного и индивидуального исполнительства. Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях. С помощью игры на музыкальных инструментах у учащихся развивается умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, таким образом, игра на инструменте влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Новизна данной образовательной программы заключается в расширении репертуара за счёт изучения оркестровых и ансамблевых партий, а также в углубленном знакомстве учащихся с современной инструментальной и популярной музыкой отечественных и зарубежных композиторов, детским песенным репертуаром.
Отличительная особенность
Программа разработана для обучения учащихся в оркестровой студии «Гармония» ГБОУ Зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи на основе обобщения педагогического опыта, с учётом особенностей образовательной деятельности творческого объединения, анализа результативности деятельности творческого объединения, с позиции требований, предъявляемым к образовательным программам как элементу российской образовательной системы и мониторинга образовательного процесса. Программа «Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Балалайка» направлена на формирование и развитие навыков коллективного (оркестрового) инструментального мышления у детей и подростков оркестровой студии «Гармония» через овладение основными исполнительскими навыками игры на инструменте.
Коллективное музицирование в оркестре русских народных инструментов является одной из самых доступных форм привлечения учащихся к музыкальному творчеству в системе учреждений дополнительного образования детей. Различные формы коллективного музицирования (ансамбль, развивающие музыкальные игры групповые занятия по музыкально-теоретическим дисциплинам, концертная деятельность, реализация различных творческих проектов) предполагают активное участие детей в образовательном процессе. Оркестр, как творческая единица, может представлять своебразный эстетический всеобуч. В оркестре музыканты не только постигают мир прекрасного, гармонию мыслей и чувств. Деятельностный характер (музыкально-исполнительский) вид познания позволяет активно преобразовывать свой внутренний мир, делает необходимым освоение смежных с музыкой видов искусств, получение широких музыкально-теоретических знаний.
Музыкально-эстетическое воспитание участников оркестровых коллективов направлено на формирование их общей музыкальной культуры и в то же время «на реализацию индивидуально-творческой природы» (О.А.Блох).
Инновационный характер программы обусловлен специфическими условиями организации образовательного процесса в объединении, основу которого составляет оркестр русских народных инструментов. Авторы программы опираются на основные тенденции современной музыкальной педагогики, такие как:
- включение музыки в общую систему гармонического воспитания личности;
- введение всеобщего музыкального образования;
- широкие репертуарные тенденции, обновление и обогащение репертуара благодаря привлечению старинной музыки, популярных сочинений отечественной музыкальной культуры, современной музыки с использованием элементов композиторской техники XX века.
Программа нацелена на то, чтобы практически на каждом занятии создавалась ситуация успеха, для того, чтобы ребёнок, несмотря на все трудности, верил в свои силы и, таким образом, постоянно поддерживалось его желание играть на инструменте и в составе подготовительного оркестра.
Обучение игре на балалайке по возможности ведется во взаимной связи с другими предметами, входящими в систему обучения (предметы подготовительный оркестр, сольфеджио, ансамбль и дополнительные инструменты). Большое значение придается формированию ряда знаний, умений и навыков в области музыкально-исполнительского искусства, необходимых учащимся в их творческой деятельности.
Правильно поставленное инструментальное обучение определяется кругом задач, связанных, прежде всего, с пробуждением глубокого интереса к музыке. Известно, что серьезная заинтересованность в предмете появляется у учащихся в тех случаях, когда предмет увеличивает сферу их жизненных потребностей как за счет новых теоретических знаний, так и за счет новых практических навыков. Поэтому преподавание инструментального обучения нацелено, с одной стороны, на получение разносторонних знаний, с другой - на формирование умений и навыков, помогающих организации музыкальной деятельности детей.
Установлению тесной связи между обучением, воспитанием и развитием творческих способностей уделяется особое внимание. Специфика музыкального обучения предполагает необходимость развития и поддержания у учащихся интереса к предмету. Поэтому важно, чтобы в музыкальных занятиях учащиеся видели не только учебный предмет, но и источник активной творческой деятельности.
Несмотря на то, что основные теоретические знания учащиеся приобретают на занятиях по сольфеджио, педагог учитывает необходимость повторения полученных ранее знаний и их углубления в процессе музыкально-исполнительской деятельности на всем протяжении обучения. Совместно с этим педагог сообщает учащимся знания по музыкальной литературе (основные сведения из биографий композиторов, краткий обзор их творчества, особенности стиля).
Помимо традиционных задач (изучение нотной грамоты, овладение практическими умениями и навыками, выучивание ряда музыкальных произведений) программа ориентирует на развитие у учащихся широкой всесторонней музыкальной культуры. Поэтому педагог уделяет внимание анализу исполняемых музыкальных произведений. Это помогает постижению их художественного смысла: учащиеся изучают, например, ладоинтонационные, жанровые, композиционные, структурные, образно-эмоциональные особенности музыки. В целях развития музыкально-слуховых представлений и осуществления общественно-практической направленности занятий изыскивается специальное время для обучения учащихся игре по слуху, транспонированию, чтению нот с листа. Работа по формированию этих умений ведется систематически в течение всего процесса обучения.
На занятии решается комплекс задач, но непременным условием является следование дидактическому правилу «от простого к сложному» (в данной программе - это основополагающий принцип). Учебный материал обширный, хорошо подобранный с точки зрения учебных задач, художественно разнообразный.
Современная методика делает упор на приобщение учащегося к различным видам творчества, которые не только интенсифицируют учебный процесс, но и становятся хорошим стимулом для музыкальных занятий. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личностные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность.
В данной программе описывается общее количество музыкальных произведений, рекомендуемое для изучения на базовом уровне обучения. В работе над репертуаром педагог добивается различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи – в порядке ознакомления. Это помогает педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным.
Вся работа над репертуаром зависит от индивидуальных способностей учащегося. Обязательными работами индивидуальных занятий являются:
- работа над гамами, арпеджио, аккордами;
- работа над этюдами и упражнениями;
- работа над произведениями.
Организационные формы учебно-воспитательного процесса - это индивидуальные, ансамблевые занятия и самостоятельная подготовка учащихся. Основной формой учебной и воспитательной работы в классе балалайки является индивидуальное занятие. Индивидуальное общение создает все условия для всестороннего изучения и воспитания каждого учащегося. Оценка его психологических и профессиональных особенностей обусловливает конкретные педагогические задачи и методы работы. Педагог должен постоянно выявлять и поддерживать встречную творческую инициативу ученика, воспитывать способность самостоятельно решать художественные задачи. Важным является подведение итога каждого занятия, что прививает учащемуся осознанное критическое отношение к собственной работе.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от систематичности занятий.
Насыщенность учебного репертуара сочинениями разных жанров и стилей создает благоприятную ситуацию для изучения, сравнения, систематизации музыкального материала.
Цель: развитие исполнительских навыков игры на балалайке с целью применения их в сольной, ансамблевой и оркестровой практике.
Задачи:
образовательные:
- формирование и совершенствование исполнительских навыков игры на инструменте;
- совершенствование навыков ансамблевой и оркестровой практики;
- расширение и углубление знаний по истории развития русских народных инструментов;
- совершенствование навыков чтения с листа, разбора и анализа музыкального текста;
- совершенствование навыков самостоятельной исполнительской деятельности;
- приобретение навыка самостоятельно настраивать инструмент;
развивающие:
- развитие и углубление специальных музыкальных способностей: чувства ритма, ладового чувства, музыкально-слуховых представлений;
- развитие музыкального внимания, памяти, мышления, восприятия;
- развитие мелкой моторики рук;
- формирование художественного-эстетического вкуса на лучших образцах классической, русской и зарубежной музыки;
воспитательные:
- формирование любви к русской народной инструментальной музыке, уважение к традициям своего народа;
- формирование культуры общения и коммуникативных способностей;
- воспитание грамотного музыканта, владеющего необходимыми знаниями, умениями и навыками для игры в оркестре.
Таким образом, реализация данной программы подразумевают решение трёх тесно связанных между собой задач музыкального учебно-воспитательного процесса:
- обучающие: овладение знаниями основ теории музыки, ее закономерностей, художественно-выразительных средств, наиболее важных этапов развития музыкального искусства, его основных направлений и стилей;
- развивающие: формирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на нее, прочных музыкально-исполнительских умений и навыков индивидуальной и ансамблевой игры;
- воспитательные: воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, аккуратности, активности и других качеств личности.
Возраст учащихся: 5-9 классы
Срок реализации: 1 год
Формы и режим занятий:
форма занятий индивидуальная. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 мин., 1 час в неделю, 44 часов в год: 32 часа аудиторных занятий и 12 часов социальная практика (другие формы работы).
К занятиям в творческом объединении по данной программе привлекаются учащиеся, освоившие первоначальные навыки игры на инструменте в данном творческом объединении (на ознакомительном уровне) либо учащиеся музыкальных школ, школ искусств, учреждений дополнительного образование, имеющие соответствующую музыкально-исполнительскую подготовку.
Все необходимые навыки игры на инструменте отрабатываются систематически на занятиях с помощью специального составленного комплекса упражнений, основанных на пьесах репертуара. Таким образом, учащиеся быстро приобретают необходимые навыки, что даёт им возможность выступать на сцене с первых лет обучения.
Объем индивидуальных занятий определен в соответствии с целями и задачами программы, психофизиологическими особенностями учащихся и содержанием учебного материала. На каждом занятии используются различные формы работы:
- метро-ритмические упражнения;
- усвоение основных музыкально-теоретических знаний;
- выработка необходимых исполнительских приемов;
- чтение с листа;
- творческие упражнения (подбор по слуху);
- показ педагогом;
- беседа о музыке; прослушивание аудиозаписей;
- работа в ансамбле с концертмейстером;
- прослушивание аудиозаписей.
Ожидаемые результаты
Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Планируемые результаты отражают общую идею программы: ориентацию на результаты и качество образования. Планируемые результаты обучения определены с учетом уровней усвоения содержания программы (низкий, средний, высокий).
В содержании и структуре планируемых результатов учтены их основные функции:
- служить критериальной основой для оценки результатов деятельности педагогов и учащихся;
- являться основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса.
Работа над развитием слуха начинается с первого занятия и является основополагающей для последующего обучения.
В течение данного года обучения учащийся получит знания по истории возникновения и развития балалайки, как сольного и оркестрового инструмента, развитию исполнительского мастерства, по устройству и техническим возможностям инструмента.
Обучение по данной программе предусматривает овладение учащимися исполнительскими приёмами игры на инструменте:
- мелизмы: форшлаг, трель, глиссандо мордент;
- упражнения на тремоло, вибрато;
- исполнение произведений в простых и сложных размерах;
- исполнение чередующихся штрихов.
Должен овладеть следующими навыками и умениями:
- умение исполнять произведения с агогическими отклонениями;
- знание закономерности аппликатуры;
- умение играть мажорные и минорные гаммы и арпеджио двухоктавные Е-dur, А-dur G-dur;
- уметь самостоятельно разбирать и выучивать оркестровые и ансамблевые партии.
За год учащийся должен пройти 2 этюда и 4 обязательных произведения.
Требования к учащимся
- воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных и творческих задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Прогнозируемые результаты образовательной деятельности определены с учётом следующих внешних объективных факторов:
- массовое распространение у детей младшего школьного возраста нарушений психического и двигательно-моторного характера;
- неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства;
- отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды;
- перегрузки в общеобразовательной школе;
- отсутствие необходимого количества инструментов для домашних занятий.
Формы и критерии промежуточной и итоговой диагностики:
- открытые занятия для родителей;
- итоговые открытые занятия;
- участие в творческих проектах художественно-эстетической направленности;
- участие в методических семинарах различного уровня;
- тестирование;
- беседа;
Диагностика результативности обучения осуществляется педагогом на каждом занятии, каждом открытом выступлении. Результаты заносятся в итоговую диагностическую карточку два раза в год.
Оценка творческих достижений учащегося основывается на следующих данных:
- отношение учащегося к образовательному процессу в творческом объединении, домашняя подготовка, систематичность посещения занятий по обязательным предметам старание и прилежность;
- активность участия учащегося в творческих проектах, открытых мероприятиях объединения и учреждения
-результативность участия в конкурсах и фестивалях
В течение учебного года учащиеся базового уровня обязательно выступают на различных открытых прослушиваниях с исполнением 2-3 произведений программы.
При оценке выступления учащегося и определения уровня обученности (низкий, средний, высокий) необходимо учитывать следующие критерии:
- «высокий уровень» обученности выставляется за технически грамотное исполнение программы, при которой достигнутая в процессе занятий исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. А так же, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла, продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а так же приемами качественного звукоизвлечения;
- «средний уровень» обученности выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены технические, ритмические и стилистические неточности. Учащийся демонстрирует пластичность и свободу игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения;
- «низкий уровень» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы. Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению. Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.
2. Учебно-тематический план
№ | Название разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение в предмет. Техника безопасности. | 1 | 1 | - |
2. | Углубление музыкально-теоретических знаний в соответствии с исполняемым музыкальным материалом | 2 | 1 | 1 |
3 | Развитие технических навыков игры на инструменте. | 7 | 1 | 6 |
4. | Развитие навыков игры в оркестре и ансамбле. | 5 | 1 | 4 |
5. | Работа над художественным образом исполняемых произведений (оркестровых партий) в ансамбле с концертмейстером. | 15 | 1 | 14 |
7. | Итоговые занятия. | 2 | 1 | 1 |
8. | Социальная практика. | 12 | 2 | 10 |
Итого: | 44 | 8 | 36 |
3. Cодержание программы
1. Введение в предмет. Техника безопасности.
Теория: правила поведения учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества (подготовка учебного места, выполнение правил пожарной и электробезопасности, соблюдение правил гигиены, отключение мобильных телефонов и запрет на пользование звуковоспроизводящей аппаратурой во время занятий). Правила уличного движения. Правила противопожарной безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с образовательной программой. Правила бережного отношения к музыкальным инструментам. Основные правила настройки музыкального инструмента.
2. Углубление музыкально-теоретических знаний в соответствии с исполняемым музыкальным материалом
Теория: освоение навыков музыкально-теоретического анализа исполняемых произведений (понятия - период, двухчастная, трёхчастная форма, вариации, определение тонального плана произведения, анализа исполнительских приемов). Расширение знаний по истории инструмента.
Практика: анализ исполняемых произведений, развитие навыков чтения с листа и заучивания наизусть.
3. Развитие технических навыков игры на инструменте.
Теория: расширение знаний и представлений о выразительных возможностях инструмента.
Практика: осваивоение приемов: «тремоло» по 3-м струнам, а также тремоло на одной струне, подцеп указательным пальцем, сдергивание, дробь. Начинается освоение «vibrato» , ведется работа над техническим развитием учащегося. Закрепляется ряд изучаемых приемов исполнения на произведениях больших по объему с аккордовой фактурой с использованием мелкой техники, усложненный ритм. Осваиваются новые приемы исполнения: глиссандо, флажолет, гитарный прием.
4. Развитие навыков игры в оркестре и ансамбле.
Теория: расширение знаний и представлений об оркестровом и ансамблевом исполнительстве.
Практика: развитие навыков ансамблевой игры, изучение оркестровых партий, совершенствование навыков разбора и проучивания оркестровых партий.
6. Работа над художественным образом исполняемых произведений (оркестровых партий) в ансамбле с концертмейстером.
Теория: понятие «художественный образ». Композитор и исполнитель. Изучение средств художественной выразительности (динамика, агогика).
Практика: работа в ансамбле с концертмейстером над выразительным исполнением. Выработка навыков исполнения агогических отклонений различных динамических оттенков. Понятие «ауфтакт», выработка умения слушать концертмейстера.
7. Итоговые занятия.
Теория: подбор индивидуальной программы для выступления. Обсуждение и анализ полученных знаний и умений, самоанализ.
Практика: игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на открытом прослушивании, концерте.
12. Социальная практика.
Теория: обсуждение и анализ реализации творческих проектов, беседы о музыке, анализ полученных музыкальных впечатлений.
Практика: участие в творческих проектах, конкурсах, фестивалях, репетициях коллектива, посещение концертов, творческих встреч, просмотр видеозаписей, слушание музыки.
4. Методическое обеспечение программы
Первое из известных письменных упоминаний о балалайке относится к 1688 году. В документе под названием «Память из стрелецкого приказа в малороссийский приказ», хранящемся в Центральном Государственном архиве древних актов России, упоминается «посадский, человек Савка Федором да Важескои волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозчичьей лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли». Следующее весьма любопытное упоминание об этом инструменте содержится в документах времен Петра 1. На одном из придворных пиршеств 1715 года было решено по царскому указанию составить грандиозный оркестр, в который входили бы представители всех народностей, населявших тогда Россию. Каждый представитель нации должен был нести музыкальный инструмент, наиболее характерный для нее.
Организатором первого в России оркестра народных инструментов в конце XIX века был Василий Васильевич Андреев: «…Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры на балалайке и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя струнами, может давать столько звуков!..». Именно он выделил балалайку из многих народных музыкальных инструментов и сконструировал ее.
Балалайка - старинный русский народный инструмент, усовершенствованный для техничного исполнения как народных произведений, так и классической музыки. Играет ведущую роль в современных оркестрах русских народных инструментов, также является сольным инструментом.
Развитие техники в широком смысле этого слова осуществляется на всех произведениях, которые проходит ученик; развитию техники в узком смысле слова способствует работа над инструктивным материалом (этюды, гаммы, упражнения). Основным ведущим учебным материалом в классе балалайки должен быть художественный репертуар – народные песни, произведения русских классиков, оригинальные произведения современных авторов.
Не допускается, чтобы работа над техникой сводилась к нагромождению большого количества упражнений и механическому их отыгрыванию. Важна не количественная их сторона, а качественная, с постоянным совершенствованием исполнения, как в техническом, так и в музыкальном отношении.
Постоянное внимание должно быть уделено свободной и естественной посадке за инструментом и освоению целесообразных движений, обусловленных теми или иными художественными или механическими задачами.
Правильная аппликатура является одним из элементов игры на балалайке. Аппликатура логически оправданна, способствует более свободному и выразительному исполнению. Переходы из позиции в позицию являются не только одним из элементов техники балалаечника, но и важным средством выразительности. Поэтому, работая над интонационно точными и свободными переходами, необходимо учитывать в каждом отдельном случае в зависимости от характера произведения, их музыкально-выразительное значение.
Работа над выразительностью исполнения, качеством звукоизвлечения, интонацией, ритмом и динамикой, как важнейшими средствами музыкального выражения должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения учащегося и является предметом постоянного внимания.
Посадка. Правильная посадка исполнителя и положение инструмента во многом предопределяет успешное овладение приемами игры и принципами звукоизвлечения. Она должна быть удобной для исполнителя, не стесняющей его при игре и вместе с тем внешне красивой и подтянутой. Удобство ее заключается в естественно свободном положении исполнителя на стуле и сохранении равновесия без напряжения мышц ног при отклонениях корпуса в стороны. Способствует этому опора ногами, ступни которых отстоят друг от друга на 12 сантиметров, причем левая нога несколько выдвигается вперед.
Постановка рук. Левая рука отстраняет гриф от себя на расстояние, равное предплечью, так, чтобы плечевая часть руки в свободном состоянии находилась вдоль корпуса исполнителя. Локоть во время игры от корпуса исполнителя не отводится и к корпусу не прижимается. Кисть левой руки прилегает к грифу, причем ребро ладони у основания указательного пальца касается его нижней кромки, а подушечка ногтевой фаланги большого пальца, расположенного напротив указательного - его верхней кромки. Такая посадка может иметь различные отклонения от предлагаемых норм, в зависимости от тех или иных особенностей исполнителя.
Музыкальный слух. Развитие музыкального слуха необходимо для восприятия и понимания музыки, в частности и для настраивания балалайки. Работа начинается с воспроизведения голосом звуков открытых струн.
Звукоизвлечение и воспитание культуры звука - основные задачи исполнителя с первых шагов обучения игре на балалайке. Балалайка - инструмент, при игре на котором применяют множество различных приемов. Каждому приему игры соответствует определенный способ звукоизвлечения: удар, щипок, подцеп, скольжение.
Несмотря на то, что основные теоретические знания учащиеся приобретают на занятиях по сольфеджио, педагог учитывает необходимость повторения полученных ранее знаний и их углубления (по возможности) в процессе музыкально – исполнительской деятельности на всем протяжении обучения. Так, педагог сообщает учащемуся знания по музыкальной литературе (основные сведения из биографии композиторов, краткий обзор их творчества, особенности стиля исполняемых произведений) с учетом поэтапной работы над произведениями.
В целях развития музыкально-слуховых представлений и осуществления общественно-практической направленности занятий изыскивается специальное время на занятии для обучения игре по слуху, транспортированию (в старших классах), чтению нот с листа. В ходе занятий педагог сосредотачивает свое внимание на формировании определенных качеств личности, инициативности, самостоятельности, эмоциональной восприимчивости.
Основная практическая задача коллективного музицирования - формирование специальных ансамблевых навыков игры, которые предполагают умение слушать звучание ансамбля, ощутить единый ритмический пульс, играть согласованно и художественно в изменчиво- гибком ритме; совместно исполнять, свободно «общаться» и взаимодействовать с участниками ансамбля.
Привитие учащимся необходимых исполнительских навыков и умений происходит в процессе работы над различными по содержанию, характеру и стилю художественными произведениями, а музыкальное воспитание и развитие их основывается на изучении народной музыки, творчества советских, русских и зарубежных композиторов.
Успеваемость учащихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных домашних занятий. В целях наиболее рационального использования времени, педагогу следует помочь учащемуся составить расписание «рабочего дня» с учетом времени, необходимого на приготовление заданий по общеобразовательным и музыкально-теоретическим предметам, специальности, не допуская при этом перезагрузки, пагубно отражающейся на здоровье детей. Педагог должен систематически учить ребенка сознательно и вдумчиво работать над изучаемым произведением, анализировать встречающиеся трудности, добиваясь их устранения путем тщательной работы над отдельными сложными тактами.
Большое значение для обогащения музыкальных представлений ученика, воспитания навыков ансамблевой игры имеет работа с концертмейстером.
Наряду с урочной формой могут использоваться и внеурочные формы занятий с учащимися: тематические собрания, посещение и обсуждение концертов, прослушивание аудио и видеокассет с записями своих выступлений, а также известных исполнителей, оркестров, посещение выставок, встречи с музыкальными деятелями, исполнителями, а также поэтами, художниками, композиторами, творческие встречи с коллективами общеобразовательных школ, представителями национальных обществ в рамках культурного обмена.
Примерный перечень произведений, рекомендуемых для изучения учащимися базового уровня обучения:
- Гедике А. Этюд
- Шутенко Т. (обр.) «Шла крольчиха за травкой» (8)
- Зверев А. «Ку-ку»
- Прошко Н. Этюд
- Попонов В. (обр.) «Я с комариком плясала» (4)
- Чайкин Н. Скерцино (3)
- Марутаев М. Этюд
- Глейхман В. (обр.) «Коробейники» (7)
- Петров А. «Эксцентрический танец» (7)
- Черемухин Н. Этюд
- Авксентьев Е. (обр.) «Что-то звон» (9)
- Дварионас Б. Прелюдия (10)
- Блинов Ю. Этюд
- Илюхин А. (обр.) «Ехал казак на Дунай) (11)
- Широков А. «Зеленый хоровод» (12)
- Поздняков А. Этюд
- Вязьмин Н. (обр.) «Посею лебеду на берегу» (13)
- Рябинин А. Этюд
- Куликов А. (обр.) «То не ветер ветку клонит» (14)
- Корелли А. «Гавот» (9,15)
- Птичкин А. Этюд
- Балмашов И. (обр.) «Перепелочка» (16,17)
- Барчунов П. «Пляска» (18)
- Кабалевский Д. Этюд
- Андреев В. (обр.) « Как под яблонькой» (19)
- Хватов В. Наигрыш (20)
- Чайкин н. Этюд
- Шалов А. (обр.) «Волга-реченька глубока» (21)
- Андреев В. «Румынская песня и чардаш» (22)
- Феоктистов Б. Этюд
- Трояновский Б. (обр.) «Уральская плясовая» (23)
- Зверев А. Вальс (24)
- Блинов Ю. Этюд
- Осипов Н. (обр.) «Камаринская» (25)
- Фибих З. Поэма (26)
Материально-техническое обеспечение занятий
- кабинет для занятий;
- инструмент балалайка;
- стулья;
- подставки (под ноги);
- пюпитр;
- фортепиано для аккомпанемента.
Условия реализации программы
Залогом успешной творческой деятельности педагога являются предоставленные ему необходимые для работы условия и благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе. Занятия должны проходить в просторном (с учетом индивидуальной и коллективной форм музицирования) теплом, хорошо освещенном и проветриваемом помещении с хорошей акустикой, оснащенным необходимой аппаратурой для прослушивания и желательно просмотра записей выступлений учащихся класса балалайки, известных исполнителей и коллективов, творческих встреч с учащимися других коллективов, классов, проведенных совместных мероприятий (утренники, тематические вечера, фестивали, концерты и т.д.) с целью расширения кругозора учащихся, воспитания нравственности и патриотических чувств. В связи с тем, что работа с учащимися балалаечниками предусматривает совместную работу педагога класса с педагогом концертмейстером, необходимо иметь в кабинете хорошо настроенный инструмент (фортепиано). Воспитание эстетического вкуса неразделимо связано с качеством звукоизвлечения на инструменте, что обеспечивается наличием в арсенале класса балалайки (примы) только хорошего качества.
Ввиду необходимости использования ансамблевой формы исполнения желательно иметь в классе несколько (минимум 2-3) концертных балалаек, причем в чехлах, удобных для транспортировки на выездные концерты. Кроме балалаек, педагог пользуется другими инструментами русского народного оркестра. Могут быть использованы в работе с ансамблем разновидности балалаек: балалайка секунда, альт, бас, контрабас и ударные инструменты, такие, как: треугольники, трещотки, ложки, металлофон, бубен и другие.
Воспитывая бережное отношение к имуществу класса (инструментам, пультам, струнам, нотной литературе), педагог продумывает приспособления для содержания и хранения инструментов на стеллажах, полки, столики, шкафы, учитывая определенную степень влажности воздуха в помещении.
5. Список литературы
- Александров П. Способы извлечения звука, приемы игры и штрихи на домре, М., 1975
- Андреев В. Статьи. Интервью. Воспоминания./Сост., текстологическая подготовка, примечания Б. Грановского, М., 1986
- Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке. Л., 1983
- Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М., 1979
- Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.refcentr.ru/
- Издательство «Музыка», 1986 г.
- Издательство «Просвещение», 1981г.
- Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: книга для учителя. /Сост. В. Викторов, -М:Просвещение, 1981
- Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования» М.: 2008 г.
- Киселева Т., Красильников Ю. «Социально-культурная деятельность», М.: 2004 г.
- Коджаспирова Г.М. «Педагогика» - М.: 2004 г.
- Купфер М. «Слово о балалайке» журнал «Наука и жизнь» №8
- Матонис В. «Музыкально-эстетическое воспитание личности», Лен. 1988 г.
- Мерзлякова С. «Фольклор - музыка - театр», М. 1999 г.
- Методика обучения игре на народных инструментах. Л., 1975
- Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. Изд. 2-е - М., 1991
- Панин В. Павел Нечепоренко: исполнитель, педагог, дирижер. М., 1986 [2]
- Пересада А. Справочник балалаечника. М., 1977
- Петрушин В. Музыкальная психология - учебное пособие для студентов и преподавателей. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997
- Рогаль-Левицкий Д. «Современный оркестр», М. 1956 г.
- Соколов Ф. Русская народная балалайка. М., 1962
- Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре. Л., 1984
- Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. «Методика музыкального воспитания». М. «Музыка»-1990
- Цветков В. «Школа игры на балалайке» М., 2000 г.
- Шалов А. Основы игры на балалайке. Л., 1970
Приложение 1
Техника безопасности
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества
ИОТ— 017 —2009
Общие правила поведения
Учащиеся обязаны:
- учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
- учащиеся имеют право находиться на складе музыкальных инструментов только в присутствии педагога или концертмейстера;
- учащийся не имеет право самостоятельно пользоваться имуществом, хранящемся на складе (музыкальные инструменты, пюпитры, костюмы, подставки и прочее);
- выдача музыкальных инструментов для домашних занятий учащихся со склада музыкальных инструментов производится в соответствии с требованиями сохранной расписки;
- в случае порчи музыкального инструмента, находящегося в домашнем пользовании, материальную ответственность несут родители обучающегося;
- учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
- учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
- учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
- учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.
Запрещается:
- запрещается приносить на склад музыкальных инструментов и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
- бегать на складе во избежании повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
- находиться в кабинете в верхней одежде;
- высовываться в окна во время проветривания помещения;
- пользоваться мобильными телефонами и плеерами.
Обязанности педагога:
- педагог обязан обеспечить все необходимые меры для полной сохранности музыкальных инструментов и другого имущества, используемого в образовательном процессе;
- педагог обязан следить за порядком на складе музыкальных инструментов;
- педагог обязан сопровождать учащихся на склад для получения ими музыкальных инструментов;
- педагог несет полную ответственность за сохранность музыкальных инструментов, используемых в образовательном процессе;
- по окончании занятия педагог обязан проконтролировать, а при необходимости помочь учащимся убрать инструмент на склад;
- с учетом здоровьесберегающих технологий педагог обязан подобрать музыкальный инструмент в соответствии с физическими особенностями учащихся, тем самым обеспечить правильную эксплуатацию инструмента и его сохранность;
- педагог обязан соблюдать правила гигиены и обеспечивать порядок в кабинетах оркестровой студии «Гармония», необходимых для полной сохранности музыкальных инструментов.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества
ИОТ— 017 —2008
Общие правила поведения
- учащийся приходит во ДТДиМ за 15-20 минут до начала занятий, с собой имеет сменную обувь;
- перед началом занятия учащийся должен подготовить свое учебное место (выбрать нужный инструмент, приготовить подставки, пюпитр, нотную литературу);
- учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
- учащиеся имеют право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога или концертмейстера;
- во время занятий учащийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога или концертмейстера;
- учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
- учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
- учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
- при посещении ДТДиМ, учащиеся в возрасте 10 лет и старше (родители сопровождающие детей младшего возраста) обязаны предъявлять пропуск дежурному охраннику;
- сопровождающие родители ожидают своих детей в фойе клубной части здания, проход в другие помещения не разрешается без сопровождения педагога;
- учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.
Запрещается:
- запрещается приносить во Дворец и на его территорию с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
- пользоваться звуковоспроизводящей аппаратурой;
- бегать по кабинету во избежание повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
- находиться в кабинете в верхней одежде;
- высовываться в окна во время проветривания помещения;
- пользоваться мобильными телефонами и плеерами.
Правила поведения на улицах и дорогах города:
- учащийся по дороге во Дворец творчества должен правильно оценивать окружающую обстановку и выбирать безопасный маршрут, не соглашаясь на предложения друзей пройти через пустырь, стройку, глухой переулок;
- в общественном транспорте соблюдать правила поведения и меры безопасности;
- переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора;
- при переходе улицы нужно посмотреть сначала налево, затем направо;
- запрещается переходить улицу в неположенном месте и на красный свет светофора;
- запрещается организовывать подвижные игры рядом с проезжей частью.
Инструкция по технике безопасности
для учащихся оркестровой студии «Гармония»
- учащимся не разрешается пользоваться розетками и любыми электроприборами самостоятельно;
- в работе с клавишным синтезатором под руководством педагога использовать только указанный адаптер переменного тока РА- 300 или аналогичный, рекомендованный корпорацией YAMAHA;
- учащийся не допускается к подключению адаптера инструмента к электрической сети;
- запрещается открывать музыкальный инструмент и пытаться разобрать или модифицировать его внутренние компоненты;
- запрещается использовать инструмент в условиях сырости и повышенной влажности, а так же при очень высокой или низкой температуре;
- во избежание случайного падения инструмента и нанесения травмы учащемуся, не оставлять его в неустойчивом положении и использовать только специально предназначенную подставку.
Приложение 2
Аттестация учащихся
Педагогический мониторинг в рамках реализации данной программы осуществляется на каждом занятии. Цель занятия - создание условий для получения учащимся необходимых теоретических знаний, исполнительских навыков и умений и его общее музыкальное и гуманитарное воспитание.
К числу результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
- личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию; сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки детей, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В рамках реализации данной программы можно выделить следующие показатели, которые позволяют оценить результативность обучения:
- положительная динамика в развитии гибкости, вариативности, оригинальности мышления, музыкальной памяти, понимания музыкальных образов, чувства ритма и музыкального слуха;
- мотивация к музыкальному творчеству;
- повышение общей мотивации к учению.
Динамику результативности можно отследить по следующим показателям:
- разнообразие музыкальных интересов;
- формирование общего кругозора в предметной области;
- стремление к общению с музыкой;
- эмоциональный отклик на музыку;
- сформированность первоначальных исполнительских навыков.
При оценке выступления учащегося и определения уровня обученности (низкий, средний, высокий) необходимо учитывать следующие критерии:
«высокий уровень» обученности выставляется за технически грамотное исполнение программы, при которой достигнутая в процессе занятий исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. А так же, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла, продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а так же приемами качественного звукоизвлечения;
«средний уровень» обученности выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены технические, ритмические и стилистические неточности. Учащийся демонстрирует пластичность и свободу игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения;
«низкий уровень» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы.
Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению. Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.
Требования к выступлениям учащегося в течение года:
1 полугодие – 2-3 разнохарактерных пьесы (возможна сдача оркестровых партий или исполнение программы в ансамбле с педагогом (страшим учащимся);
2 полугодие – 2-3разнохарактерных пьесы (возможна сдача оркестровых партий или исполнение программы в ансамбле с педагогом (страшим учащимся).
Исполнение программы возможно и желательно в рамках реализации раздела «Социальная практика» (концерты, фестивали, творческие проекты).
Критерий отслеживания результатов:
- уровень технического развития;
- развитие памяти и внимания;
- знания теории музыки;
- степень овладения игры на домре;
- развитие техники исполнения;
- степень владение концертным репертуаром оркестра;
- ансамблевые навыки;
- развитие слуха (мелодического и гармонического).
Успехи учащихся на занятиях оцениваются по трёхбалльной системе - ребёнку даётся словесная характеристика, осуществляется совместная рефлексия деятельности.
Результаты итоговой диагностики (один раз в полугодие) заносятся в индивидуальную карточку учета результатов обучения ребёнка по образовательной программе дополнительного образования детей.
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения ребенка
по общеобразовательной программе дополнительного образования детей
Фамилия, имя ребенка________________________________________ Возраст__________
Предмет_______________________Педагог________________________________________
Название общеобразовательной программы
_____________________________________________________________________________
Дата начала наблюдения 1 сентября 20_____ года
Показатели диагностики | _____________год обучения | |
Конец I полугодия | Конец учебного года | |
1. Теоретическая подготовка ребенка | ||
1.1. Теоретические знания: 1.2. Владение специальной музыкальной терминологией | ||
2. Практическая подготовка ребенка | ||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (игровой аппарат, освоение приемов звукоизвлечения) | ||
2.2. Музыкально- слуховые представления (память, воображение) | ||
2.3. Творческие навыки (чтение с листа, подбор по слуху, сочинение) | ||
3. Общеучебные умения и навыки ребенка | ||
3.1. Личностные качества | ||
Мотивация к музыкальному творчеству | ||
Самостоятельность и самоконтроль | ||
Отношение к общим делам объединения | ||
3.2 Учебно-коммуникативные умения: | ||
а) слушать и слышать педагога; | ||
б) эстрадоустойчивость | ||
в) способность к рефлексии деятельности | ||
3.3 Учебно-организационные умения и навыки: | ||
а) организовать свое рабочее (учебное) место; | ||
б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности | ||
4. Предметные достижения учащегося | ||
4.1 На уровне детского объединения (студии) | ||
4.2 На уровне ДТДиМ (учрежденческий) | ||
4.3 На уровне округа (окружной) | ||
4.4 На городском уровне (Московский) | ||
4.5 На региональном уровне (Российский) | ||
4.6 На международном уровне | ||
Итого средний балл: | ||
Уровни проявления (низкий, средний, высокий) |
1 балл – слабо проявляется (низкий уровень - Н);
2 балла – проявляется на среднем уровне (С);
3 балла – высокий уровень проявления (В).
Педагог дополнительного образования _______________________/_________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Фортепиано"
Учебный курс обучения игре на фортепиано в оркестровой студии "Гармония" для детей 5-9 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр"
Курс обучения игре в оркестре русских народных инструментах для детей 5-9 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Ансамбль"
Курс обучения детей 5-9 классов игре в ансамбле при студии "Гармония"....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Сольфеджио"
Курс обучения сольфеджио для детей оркестровой студии 5-9 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Балалайка»
Программа ознакомительного уровня для 1-2 класссов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Балалайка"
Программа для детей 2-4 кл....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Ударные инструменты"
Программа для учащихся 5-9 кл....