Дополнительная общеобразовательная программа «Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Ансамбль"
рабочая программа на тему
Программа для учащихся 5-9 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit._list_k_programme.doc | 77.5 КБ |
muzits.starsh._ork._ansambl_baz._ur.doc | 228 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Музицирование
на русских народных инструментах.
Старший оркестр. Ансамбль»
(Оркестровая студия «Гармония»)
Направленность - художественная
Уровень – базовый
Возраст учащихся – 5-9 классы
Срок реализации программы – 1 год
Авторы:
педагоги дополнительного образования
Мужичкова Наталья Ивановна,
Бармина Галина Ивановна,
Миронова Екатерина Александровна,
методист
Максимкина Светлана Владимировна
МОСКВА - 2014
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Музицирование
на русских народных инструментах.
Старший оркестр. Ансамбль»
(Оркестровая студия «Гармония»)
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель методического совета__________________/ /
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель управляющего совета__________________/ /
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Ансамбль»
(Оркестровая студия «Гармония»)
Содержание
2. Учебно-тематический план 14
4. Методическое обеспечение программы 17
6. Приложение 1 25
7. Приложение 2 30
8. Приложение 3 36
1. Пояснительная записка
Направленность
Программа «Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Ансамбль» является модифицированной, базового уровня и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Основой народного инструментального исполнительства является коллективность. «Что касается вопроса привлечения масс в самых широких размерах к активному участию в искусстве, то ясно, что из всех других видов (искусства), наиболее подходящих для этой цели, является именно коллективное занятие музыкой на народных инструментах» - говорил русский композитор балалаечник, первый создатель и руководитель Великорусского оркестра В.В.Андреев.
Исполнительство на русских народных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания. Умение играть на музыкальном инструменте благотворно способствует развитию эмоциональной активности, формирует более яркое эмоциональное восприятие (и воспроизведение) музыки. Интонация русской песни, напетой баяном, домрой, балалайкой, проникновенно звучащие в русском ансамбле, не могут не задеть сокровенных сторон человеческой души. В них заложена большая сила, которая помогает в деле воспитания, творческого развития, восприятия прекрасного юных музыкантов.
Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра в ансамбле. При игре в ансамбле ребенок приобретает первые навыки игры в коллективе. Она стимулирует быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив.
При совместном инструментальном исполнении произведения у детей вырабатывается чувство ощущения динамического ансамбля, динамической подвижности в мелодии и фразе.
Ансамбль - от французского ensemble (вместе) - означает совместное исполнение. Это наиболее общее понятие. Прежде всего, оно подразумевает наличие музыки, написанной для совместного исполнения. В соответствии с количеством исполнителей, ансамбль называется дуэтом (для двух исполнителей), трио или терцетом (для трех), квартетом (для четырех), квинтетом и т. д. Ансамбли могут быть вокальными или инструментальными. Последние всегда относятся к области камерной музыки, первые же, чаще всего, являются эпизодами оперного спектакля.
Нередко ансамблем называют объединение исполнителей на разных инструментах, певцов, танцоров. Таким образом, слово ансамбль означает еще и согласованность исполнения, общность понимания произведения всеми его исполнителями.
В общей системе дополнительного музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальному, дополнительному инструменту, сольфеджио.
В данной программе обучения широко используются межпредметные связи: знания, полученные на уроках сольфеджио, подготовительного оркестра, специального и дополнительного инструментов применяемые на занятиях по ансамблю, служат теоретической базой для освоения новых навыков и умений. Вместе с этим данная программа позволяет решить ряд взаимосвязанных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся и педагоги в процессе обучения. Это повышение заинтересованности учащихся - детям нравится общаться и делать что-то вместе, формирование чувства коллективизма, ответственности.
Игра в ансамбле позволяет значительно расширить репертуар и способы его изучения. Домра, балалайка в некотором смысле ограниченные в плане диапазона инструменты, а на начальных этапах обучения многие учащиеся испытывают и чисто физические затруднения при исполнении двойных нот, аккордов. К тому же адаптация ученика к инструменту зачастую отнимает у произведения глубину и насыщенность. Переложение произведений для 2-3 инструментов делают их более легкими, доступными. Участники ансамбля получают возможность более широко знакомиться с музыкальной культурой, а произведения звучат более ярко и насыщенно. Возрастают технические и творческие возможности, обогащается динамическая и тембровая окраска произведения. Играть становится намного интереснее, а результат получается более ярким, чем при сольном исполнении.
Ансамблевое музицирование отчасти помогает решить проблему сценической скованности у учащихся. Многие дети, даже при очень хорошей подготовке в классе, на сцене теряются. Их исполнение звучит невыразительно, а иногда просто неудачно. Выход на сцену в составе ансамбля позволяет почувствовать поддержку товарищей или педагога и снимает чрезмерную нервозность перед выступлением. Особенно это хорошо отрабатывается на начальном этапе, когда учащимся предлагаются партии в унисон или с небольшими различиями, а также партии с одинаковым ритмическим рисунком.
Занятие в ансамбле - это подготовка ученика к игре в оркестре. Опытный руководитель оркестра всегда ощущает разницу в общении с оркестрантами, имеющими опыт ансамблевой игры или не имеющими такового. Как правило, первые из них обладают определенной темповой и ритмической гибкостью, хорошо чувствуют свою роль в группе, быстро воспринимают пожелания дирижера.
Программа разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса в творческом объединения во всех предметных областях, развития творческой инициативы детей, их музыкально-сценических способностей, а также формирования художественного вкуса учащихся.
Работа над ансамблевыми произведениями является неотъемлемой частью обучения учащихся в оркестровой студии «Гармония». Первоначальные навыки игры в ансамбле ученик должен приобретать с первых шагов обучения в творческом объединении. Занимаясь ансамблем, педагог использует и развивает базовые навыки, которые ученик получает на занятиях в классе специальности.
Отличительные особенности
Программа разработана для обучения учащихся в оркестровой студии «Гармония» ГБОУ Зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи на основе обобщения педагогического опыта, с учётом особенностей образовательной деятельности творческого объединения, анализа результативности деятельности творческого объединения, с позиции требований, предъявляемым к образовательным программам как элементу российской образовательной системы и мониторинга образовательного процесса.
Программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного (оркестрового) инструментального исполнительства и мышления у детей и подростков оркестровой студии «Гармония» через овладение первоначальными исполнительскими навыками игры в ансамбле различного состава (ансамбль домристов, ансамбль балалаечников, ансамбль аккордеонистов, ансамбль баянистов, ансамбли смешанного состава).
Занятия в классе ансамбля целесообразнее начинать с дуэтов, что позволяет ученику концентрировать слуховое внимание только на двух партиях (своей и партнёра). Увеличение состава (трио, квартет, квинтет, секстет, септет, октет) будет зависеть от формирования не только игровых навыков, но и от умения ученика удерживать внимание и следить «на слух» за отдельными партиями и за общим звучанием произведения.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития учащегося.
Деятельность педагога в классе ансамбля базируется на следующих принципах:
- доступность изучаемого репертуара;
- внимательное отношение к личности ученика, побуждение его к творчеству;
- предоставление возможности самовыражения, саморегуляции, инициативности;
- всестороннее развитие учащегося учетом его индивидуальных особенностей.
Следует отметить, что различные виды ансамблей позволяют учащимся ознакомиться с отрывками из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров, тем самым, расширяя кругозор учащихся, готовя их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре.
Ансамблевое исполнительство должно способствовать активному развитию мелодического и гармонического слуха учащихся и активизировать творческое взаимодействие участников ансамбля, одновременно выявляя индивидуальные способности ребенка.
При работе над ансамблевыми произведениями у учащихся развиваются такие важные качества, как умение слушать не только собственное исполнение, но и другую партию, а также звучание всей музыкальной ткани произведения; воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо, подчиняться его воле; активизируется фантазия и творческое начало; повышается чувство ответственности за качественное исполнение своей партии.
В процессе работы в классе ансамбля учащийся имеет возможность:
- применять на практике навыки игры на инструменте, приобретённые в классе по специальности;
- развивать навык чтения с листа и умение ориентироваться в тексте;
- вырабатывать метроритмическое ощущение при коллективном исполнении;
- не только слышать и понимать музыкальное произведение в целом, но и учиться слышать отдельные партии, а также осмысленно исполнять свою партию, следуя замыслу композитора.
Цель: совершенствование базовых навыков игры в ансамбле и применение их в коллективном музицировании в составе старшего оркестра русских народных инструментов.
В процессе реализации программы «Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Ансамбль» перед учащимися возникает комплекс учебных и творческих задач:
- приобретение первоначальных навыков ансамблевого исполнительства;
- приобретение простейших навыков по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;
- приобретение практики концертных и конкурсных выступлений;
- приобретение комплекса навыков и умений в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
Ансамблевое исполнительство способствует:
- активному развитию гармонического и мелодического слуха;
- активизации творческого потенциала ученика;
- расширению кругозора ребенка в различных видах искусства;
- приобретению навыков исполнительского поведения на сцене.
Настоящая программа позволяет решить следующие задачи:
образовательные:
- формирование первоначальных навыков коллективного творческого музицирования, основанных на ощущении внутридолевой пульсации;
- формирование умения слышать звучание своей партии;
- формирование умения слышать партию партнера;
- формирование умения слышать звучание ансамбля в целом;
- формирование умения читать с листа свою партию и ориентироваться в ней;
- формирование умения играть синхронно, в одном темпе, постоянно ощущая общность движения;
- формирование умения работать над единством художественного образа произведения в процессе совместного исполнения;
развивающие:
- формирование умения играть в ансамбле;
- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
- развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков;
- расширение музыкального кругозора учащихся;
- развитие у подростков музыкального вкуса и эрудиции, навыков сценического поведения и актерского мастерства;
- приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
воспитательные:
- воспитание высокохудожественного музыкального вкуса;
- воспитание творческой и учебной воли, желания добиваться поставленных целей, стремления преодолевать трудности;
- воспитание стремления к самосовершенствованию;
- воспитание патриотизма, любви к национальной культуре;
- понимание и уважение культуры и традиций народов мира;
- воспитание чёткого представления о нравственности;
- воспитание чувства самоуважения и уважения другой личности.
К специальным задачам технического развития следует отнести развитие чувства метроритма, синхронности исполнения, приобретения аппликатурных навыков; развитие чувства партнера, умение слышать фактуру, уравновешенность динамики, соответствие тембров.
Среди задач художественно-эмоционального развития - необходимость четкой артикуляции, осмысленной фразировки, развитие образного мышления, формирование навыков совместной деятельности.
Возраст учащихся: 5-9 классы
Срок реализации: 1 год
Формы и режим занятий:
форма занятий - мини-групповая. Ансамбль состоит из учащихся в количестве 2-15 человек. Продолжительность занятий: 1 час в неделю (45 мин. занятие и 15 мин. организованный отдых), 44 часа в год: 32 часа аудиторных занятий и 12 часов социальная практика (другие формы работы).
Ожидаемые результаты
Учащийся базового уровня класса ансамбля должен иметь основные, устойчивые навыки игры в коллективе. В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как: сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
К моменту окончания обучения по данной программе у учащихся должно выработаться чувство ответственности за качество освоения собственной партии, они должны достигать при исполнении произведений точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике и различать специфику тембрового звучания.
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:
- развитие интереса у учащихся к музыкальному искусству в целом;
- реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности;
- приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль, оркестр);
- развитие навыка чтения нот с листа;
- развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;
- знание репертуара для ансамбля;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена музыкального коллектива.
Требования к учащимся
- воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных и творческих задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Прогнозируемые результаты образовательной деятельности определены с учётом следующих внешних объективных факторов:
- массовое распространение у детей младшего школьного возраста нарушений психического и двигательно-моторного характера;
- неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства;
- отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды;
- перегрузки в общеобразовательной школе;
- отсутствие необходимого количества инструментов для домашних занятий.
Формы и критерии промежуточной и итоговой диагностики:
- открытые занятия для родителей;
- итоговые открытые занятия;
- участие в творческих проектах художественно-эстетической направленности;
- участие в методических семинарах различного уровня;
- тестирование;
- беседа;
- участие в конкурсно -фестивальной деятельности различного уровня.
Диагностика результативности обучения осуществляется педагогом на каждом занятии, каждом открытом выступлении. Результаты заносятся в итоговую диагностическую карточку два раза в год.
Оценка творческих достижений учащегося основывается на следующих данных:
- отношение учащегося к образовательному процессу в творческом объединении, домашняя подготовка, систематичность посещения занятий по обязательным предметам старание и прилежность;
- активность участия учащегося в творческих проектах, открытых мероприятиях объединения и учреждения
- результативность участия в конкурсах и фестивалях.
В течение учебного года учащиеся ознакомительного уровня обязательно выступают на различных открытых прослушиваниях с исполнением 2-3 произведений программы.
При оценке выступления учащегося и определения уровня обученности (низкий, средний, высокий) необходимо учитывать следующие критерии:
- «высокий уровень» обученности выставляется за технически грамотное исполнение программы, при которой достигнутая в процессе занятий исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. А так же, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла, продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а так же приемами качественного звукоизвлечения;
- «средний уровень» обученности выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены технические, ритмические и стилистические неточности. Учащийся демонстрирует пластичность и свободу игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения;
- «низкий уровень» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы. Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению. Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.
2. Учебно-тематический план
Название разделов | Всего (часов) | Теория (часов) | Практика (часов) |
1. Введение в предмет. Техника безопасности. | 1 | 1 | - |
2. Организационно-подготовительный этап | 2 | 1 | 1 |
3. Музыкально-теоретическая подготовка | 6 | 3 | 3 |
4. Дирижёрский жест. | 4 | 1 | 3 |
5. Инструментально-ансамблевая работа. | 17 | 5 | 12 |
6. Итоговые занятия. | 2 | 1 | 1 |
7. Социальная практика. | 12 | 2 | 10 |
Итого: | 44 | 14 | 30 |
3. Содержание программы
1. Введение в предмет. Техника безопасности.
Теория: правила поведения учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества (подготовка учебного места, соблюдение правил гигиены и др.). Правила уличного движения. Правила противопожарной безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с образовательной программой.
2. Организационно-подготовительный этап.
Теория: беседы об истории развития ансамблей русских народных инструментов, музыкальных инструментах, составах различных ансамблей, выбор репертуара, инструментовка, обсуждение особенностей инструментовки.
Практика: прослушивание аудиозаписей, анализ нотного текста, показ педагогом, просмотр видеозаписей
3. Музыкально-теоретическая подготовка.
Теория: установление межпредметных связей по основам музыкально-теоретических знаний
Практика: анализ исполняемого текста по схеме-название, темп, характер, размер, ключевые знаки, знаки альтерации, метро-ритм ,особенности нотной записи, анализ формы сочинения (двух, трёх частная формы, форма вариаций, рондо).
4. Дирижёрский жест.
Теория: изучение специальных приемов, используемых в дирижёрской практике для прекращения звучания («снятия»). Понятие «концертмейстер группы»
Практика: работа над совместным вступлением и окончанием произведения (фразы, грани формы), «ауфтактом».
5. Инструментально-ансамблевая работа.
Теория: изучение приёмов игры, звукоизвлечение, изучение музыкальных терминов, понятий, аппликатура, позиции, мелодия, интонация, фраза.
Практика: работа на ансамблевым звучанием коллектива (унисон, синхронность движений, ощущение единство метро-ритма и темпа произведения), выработка умений «слышать себя и партнёров», выработка навыков самостоятельно разучивать свою партию, читать с листа простейшие мелодии.
6. Итоговые занятия.
Теория: подбор программы для выступления. Обсуждение и анализ полученных знаний и умений, самоанализ.
Практика: игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на открытом прослушивании, концерте.
7. Социальная практика.
Теория: обсуждение и анализ реализации творческих проектов, беседы о музыке, анализ полученных музыкальных впечатлений.
Практика: участие в творческих проектах, конкурсах, фестивалях, репетициях коллектива, посещение концертов, творческих встреч, просмотр видеозаписей, слушание музыки, выполнение творческих заданий (рисунки, устные рассказы), совместная музыкальная практика с родителями учащихся.
4. Методическое обеспечение программы
Занятия ансамблем целесообразно начинать с первого года обучения. Младших школьников лучше всего объединять в ансамбли малой формы: дуэты, трио, квартеты, или в однородные ансамбли. Однако в зависимости от общей музыкальной подготовки ученика возможно включение его в ансамблевое музицирование и на базовом уровне.
В оркестровой студии «Гармония» успешно практикуются ансамбли малой формы с аккомпанементом фортепиано: домра и фортепиано, балалайка и фортепиано, где партию фортепиано исполняют учащиеся студии. Такие ансамбли удачно показывают себя в конкурсах и для таких ансамблей легче подобрать репертуар, т.к. он может состоять из программных произведений по классу специального инструмента.
Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов так и из различных групп инструментов. Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут варьироваться. Также в классе ансамбля практикуется унисонная форма музицирования. При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии достаточного числа обучающихся возможно дублирование определенных партий по усмотрению руководителя ансамбля.
В отличие от другого вида коллективного музицирования - оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных уровней обученности. В данном случае педагогу распределяет партии в зависимости от степени подготовленности учеников.
В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления. На базовом этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле. Педагог обращает внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов. При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог стремится к тематическому разнообразию, обращает внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава.
Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка - залог успешных выступлений. В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.
Организация деятельности ансамбля – дело творческое. Успешность творческого и воспитательного процессов зависит от подготовки и знаний педагога а также от умения общие положения методики преломлять в своей творческой индивидуальной работе.
На репетиции необходимо создать радостную, приятную атмосферу, обеспечивающую учащимся психологический комфорт, уверенность в своих силах и возможностях.
Учащиеся обладают разными музыкальными способностями и физическими данными. Первое, с чего начинается работа ансамбля, - это подбор участников коллектива, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Учитывая музыкальные и технические возможности учащихся, они распределяются по партиям и занимают свое место в ансамбле.
Одной из задач педагога при проведении репетиции является достижение максимальных результатов при минимальных затратах энергии и времени учащихся. Поэтому очень важен темп репетиции, на репетиции всегда должна звучать музыка, прерываясь лишь для ясных и четко сформулированных замечаний педагога определенным исполнителям.
Партия ансамблиста должна быть оформлена грамотно и аккуратно во избежание неточностей во время исполнения. Все штрихи, мельчайшие нюансы, аппликатура должны быть проставлены в партии. Надо учитывать, что если у струнных звучат открытые струны, то звук гаснет не сразу, поэтому, расставляя аппликатуру, педагог поможет избежать нежелательных моментов наслаивания одной гармонии на другую. Важным фактором в развитии ансамблевого исполнительства является репертуар. Это народная песенно-танцевальная музыка, переложения классической музыки, оригинальные сочинения. Вместе с тем возрос интерес к эстрадному и фольклорному направлениям, расширилась практика аккомпанементов.
Выбирая репертуар для детского ансамбля, педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения, соблюдая дидактические принципы доступности. Недопустимо включение в репертуар произведений, превышающих музыкально-исполнительские (художественные и технические) возможности учащихся и не соответствующие их возрастным особенностям. Работа участников ансамбля над такими произведениями становится препятствием для их музыкально развития и не дает положительных результатов. При выборе репертуара руководителю приходится не только опираться на учебные программы, свой вкус и желания, но учитывать целый комплекс условий и факторов: репертуар должен соответствовать исполнительскому уровню ансамблиста, быть интересным для участников и слушателей, достаточно разнообразным, чтобы с ним можно было принимать участия в различных концертах.
Важно, чтобы ансамбль имел в своем репертуаре пьесы, которые можно было бы использовать для различной аудитории, на различных мероприятиях. Каждый концерт требует соответствующих по характеру и содержанию пьес, которыми можно было бы открыть и завершить выступление, создать определенное эмоциональное состояние у слушателей.
Система обучения, включающая в себя основные принципы и главные задачи обучения, должна быть незыблемой. Методика же, определяющая пути к практическому решению этих задач может быть разной. В умении найти для ансамбля учащихся наилучший путь и темп развития проявляется диалектика педагогической работы. Педагог должен быть не только хорошим музыкантом и исполнителем, но и хорошим чутким наблюдателем и знатоком души учащегося.
Условия реализации программы
Залогом успешной творческой деятельности педагога являются предоставленные ему необходимые для работы условия и благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе. Занятия должны проходить в просторном, теплом, хорошо освещенном и проветриваемом помещении с хорошей акустикой, оснащенным необходимой аппаратурой для прослушивания и просмотра записей выступлений учащихся, известных исполнителей и коллективов. Воспитание эстетического вкуса неразделимо связано с качеством звукоизвлечения на инструменте, что обеспечивается наличием концертного инструментария. Инструменты должны быть зачехлены, что удобно для транспортировки на выездных концертах. Педагог может использовать ударные инструменты: треугольники, трещотки, ложки, металлофон, бубен и другие ударные инструменты. Воспитывая в учащихся бережное отношение к имуществу класса (инструментам, пультам, подставкам, нотной литературе и т.д.), нужно продумать о приспособлениях для содержания и хранения инструментов (на стеллажах, полках, столиках, в шкафу и т.д.), учитывая определенную степень влажности воздуха в помещении.
Материально-техническое обеспечение:
Для проведения занятий по классу ансамбля необходимо:
- аудитория для занятий;
- стулья, школьная доска, мел;
- пюпитры;
- музыкальные инструменты (наименования зависят от состава ансамбля);
- папки для партий;
- партитуры;
- магнитофон для прослушивания записей;
- фортепиано.
5. Список литературы
Список специальной литература по предмету:
- Ансамбли струнных народных инструментов различных составов.
- Инструментальные ансамбли для русских народных инструментов. Вып .1. М., 1972
- Инструментальные ансамбли. М., 1978
- Инструментальные ансамбли. Вып. 2. М., 1973
- Инструментальные ансамбли. Составитель Гевиксман В. М.,1973
- Педагогический репертуар для ансамблей. Вып.1. Составитель и редакция Лачинова А. и Розанова В. М., 1966
- Педагогический репертуар для ансамблей. Вып.2. Составитель Розанов В. М., 1966
- тавители Потапова А., Донских В. С-П., 2002
- Пьесы для ансамблей народных инструментов Составитель Болдырев И. М.,1962
- Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.2. Составитель Мурзин В. М., 1960
- Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.3. Составитель Гнутов В. 1961
- Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.4. Составитель Сорокин М., 1963
- Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.5. М.,1964
- Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.7. М.,1967
- Пьесы для ансамблей смешанного состава. Вып. 6. М., 1965
- Пьесы для дуэта домр в сопровождении фортепиано. Составитель Польдяев В.М.. 2010
- Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. М., 1963
- Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 1. Смешанные ансамбли. М., 1966
- Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 29. Составитель Розанов В. М., 1977
- Русский народный ансамбль. М., 1972
- Сборник пьес. М., 1932
- Сборник произведений для инструментальных ансамблей. Л., 1960
- Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.2. М., 1970
- Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 4. Л., 1985
- Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Блинов Ю. М., 1960
- Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Иванов Н. М., 1961
- Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Тонин А. М., 1962
- Пьесы и песни для эстрадного ансамбля. Составитель Марьин А. М., 1962
- Пьесы, народные песни и танцы. Вып. 1. Составитель Лондонов П. М., 1961
- Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 22. М., 1973
- Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 26. Составитель Гаврилов Л.-М., 1975
- Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 27. Составитель Розанов В. М., 1975
- Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 29. Составитель Розанов В. М., 1977
- Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 30. Составитель Гаврилов Л. М., 1978
- Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.31.Составитель Гаценко А. М., 1978
- Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.32. Составитель Розанов В. М., 1979
- Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.33. Составитель Розанов В. М., 1981
- Сборник произведений для инструментальных ансамблей. М., 1960
- Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.1. 1969
- Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.5. 1974
Список методической литературы:
- Васильев Ю. Широков А. Рассказы о русских народных инструментах М., 1986
- Ушенин В. Работа со смешанным ансамблем русских народных инструментов в ВУЗе. Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах М., 1984
- Шишаков Ю. Инструментовка для русского народного оркестра. Учебное пособие. М., 2005
Приложение 1
Техника безопасности
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества
ИОТ— 017 —2009
Общие правила поведения
Учащиеся обязаны:
- учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
- учащиеся имеют право находиться на складе музыкальных инструментов только в присутствии педагога;
- учащийся не имеет право самостоятельно пользоваться имуществом, хранящемся на складе (музыкальные инструменты, пюпитры, костюмы, подставки и прочее);
- выдача музыкальных инструментов для домашних занятий учащихся со склада музыкальных инструментов производится в соответствии с требованиями сохранной расписки;
- в случае порчи музыкального инструмента, находящегося в домашнем пользовании, материальную ответственность несут родители обучающегося;
- учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
- учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
- учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
- учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.
Запрещается:
- запрещается приносить на склад музыкальных инструментов и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
- бегать на складе во избежании повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
- находиться в кабинете в верхней одежде;
- высовываться в окна во время проветривания помещения;
- пользоваться мобильными телефонами и плеерами.
Обязанности педагога:
- педагог обязан обеспечить все необходимые меры для полной сохранности музыкальных инструментов и другого имущества, используемого в образовательном процессе;
- педагог обязан следить за порядком на складе музыкальных инструментов;
- педагог обязан сопровождать учащихся на склад для получения ими музыкальных инструментов;
- педагог несет полную ответственность за сохранность музыкальных инструментов, используемых в образовательном процессе;
- по окончании занятия педагог обязан проконтролировать, а при необходимости помочь учащимся убрать инструмент на склад;
- с учетом здоровьесберегающих технологий педагог обязан подобрать музыкальный инструмент в соответствии с физическими особенностями учащихся, тем самым обеспечить правильную эксплуатацию инструмента и его сохранность;
- педагог обязан соблюдать правила гигиены и обеспечивать порядок в кабинетах оркестровой студии «Гармония», необходимых для полной сохранности музыкальных инструментов.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества
ИОТ— 017 —2008
Общие правила поведения
- учащийся приходит во ДТДиМ за 15-20 минут до начала занятий, с собой имеет сменную обувь;
- перед началом занятия учащийся должен подготовить свое учебное место (выбрать нужный инструмент, приготовить подставки, пюпитр, нотную литературу);
- учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
- учащиеся имеют право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога;
- во время занятий учащийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога или концертмейстера;
- учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
- учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
- учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
- при посещении ДТДиМ, учащиеся в возрасте 10 лет и старше (родители сопровождающие детей младшего возраста) обязаны предъявлять пропуск дежурному охраннику;
- сопровождающие родители ожидают своих детей в фойе клубной части здания, проход в другие помещения не разрешается без сопровождения педагога;
- учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.
Запрещается:
- запрещается приносить во Дворец и на его территорию с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
- пользоваться звуковоспроизводящей аппаратурой;
- бегать по кабинету во избежание повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
- находиться в кабинете в верхней одежде;
- высовываться в окна во время проветривания помещения;
- пользоваться мобильными телефонами и плеерами.
Правила поведения на улицах и дорогах города:
- учащийся по дороге во Дворец творчества должен правильно оценивать окружающую обстановку и выбирать безопасный маршрут, не соглашаясь на предложения друзей пройти через пустырь, стройку, глухой переулок;
- в общественном транспорте соблюдать правила поведения и меры безопасности;
- переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора;
- при переходе улицы нужно посмотреть сначала налево, затем направо;
- запрещается переходить улицу в неположенном месте и на красный свет светофора;
- запрещается организовывать подвижные игры рядом с проезжей частью.
Инструкция по технике безопасности
для учащихся оркестровой студии «Гармония»
- учащимся не разрешается пользоваться розетками и любыми электроприборами самостоятельно;
- в работе с клавишным синтезатором под руководством педагога использовать только указанный адаптер переменного тока РА- 300 или аналогичный, рекомендованный корпорацией YAMAHA;
- учащийся не допускается к подключению адаптера инструмента к электрической сети;
- запрещается открывать музыкальный инструмент и пытаться разобрать или модифицировать его внутренние компоненты;
- запрещается использовать инструмент в условиях сырости и повышенной влажности, а так же при очень высокой или низкой температуре;
- во избежание случайного падения инструмента и нанесения травмы учащемуся, не оставлять его в неустойчивом положении и использовать только специально предназначенную подставку.
Приложение 2
Аттестация учащихся
Педагогический мониторинг в рамках реализации данной программы осуществляется на каждом занятии. Цель занятия - создание условий для получения учащимся необходимых теоретических знаний, исполнительских навыков и умений и его общее музыкальное и гуманитарное воспитание.
К числу результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
- личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию; сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки детей, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В рамках реализации данной программы можно выделить следующие показатели, которые позволяют оценить результативность обучения:
- положительная динамика в развитии гибкости, вариативности, оригинальности мышления, музыкальной памяти, понимания музыкальных образов, чувства ритма и музыкального слуха;
- мотивация к музыкальному творчеству;
- повышение общей мотивации к учению.
Динамику результативности можно отследить по следующим показателям:
- разнообразие музыкальных интересов;
- формирование общего кругозора в предметной области;
- стремление к общению с музыкой;
- эмоциональный отклик на музыку;
- сформированность первоначальных исполнительских навыков.
При оценке выступления учащегося и определения уровня обученности (низкий, средний, высокий) необходимо учитывать следующие критерии:
«высокий уровень» обученности выставляется за технически грамотное исполнение программы, при которой достигнутая в процессе занятий исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. А так же, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла, продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а так же приемами качественного звукоизвлечения;
«средний уровень» обученности выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены технические, ритмические и стилистические неточности. Учащийся демонстрирует пластичность и свободу игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения;
«низкий уровень» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы.
Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению. Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.
Требования к выступлениям учащегося в течение года:
1 полугодие – 2-3 разнохарактерных пьесы (возможна сдача оркестровых партий или исполнение программы в ансамбле с педагогом (страшим учащимся);
2 полугодие – 2-3 разнохарактерных пьесы (возможна сдача оркестровых партий или исполнение программы в ансамбле с педагогом (страшим учащимся).
Исполнение программы возможно и желательно в рамках реализации раздела «Социальная практика» (концерты, фестивали, творческие проекты).
Критерий отслеживания результатов:
- уровень технического развития;
- развитие памяти и внимания;
- знания теории музыки;
- степень овладения игры на аккордеоне;
- развитие техники исполнения;
- степень владение концертным репертуаром оркестра;
- ансамблевые навыки;
- развитие слуха (мелодического и гармонического).
Успехи учащихся на занятиях оцениваются по трёхбалльной системе - ребёнку даётся словесная характеристика, осуществляется совместная рефлексия деятельности.
Результаты итоговой диагностики (один раз в полугодие) заносятся в индивидуальную карточку учета результатов обучения ребёнка по образовательной программе дополнительного образования детей.
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения ребенка
по общеобразовательной программе дополнительного образования детей
Фамилия, имя ребенка________________________________________ Возраст__________
Предмет_______________________Педагог________________________________________
Название общеобразовательной программы
_____________________________________________________________________________
Дата начала наблюдения 1 сентября 20_____ года
Показатели диагностики | _____________год обучения | |
Конец I полугодия | Конец учебного года | |
1. Теоретическая подготовка ребенка | ||
1.1. Теоретические знания: 1.2. Владение специальной музыкальной терминологией | ||
2. Практическая подготовка ребенка | ||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (игровой аппарат, освоение приемов звукоизвлечения) | ||
2.2. Музыкально- слуховые представления (память, воображение) | ||
2.3. Творческие навыки (чтение с листа, подбор по слуху, сочинение) | ||
3. Общеучебные умения и навыки ребенка | ||
3.1. Личностные качества | ||
Мотивация к музыкальному творчеству | ||
Самостоятельность и самоконтроль | ||
Отношение к общим делам объединения | ||
3.2 Учебно-коммуникативные умения: | ||
а) слушать и слышать педагога; | ||
б) эстрадоустойчивость | ||
в) способность к рефлексии деятельности | ||
3.3 Учебно-организационные умения и навыки: | ||
а) организовать свое рабочее (учебное) место; | ||
б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности | ||
4. Предметные достижения учащегося | ||
4.1 На уровне детского объединения (студии) | ||
4.2 На уровне ДТДиМ (учрежденческий) | ||
4.3 На уровне округа (окружной) | ||
4.4 На городском уровне (Московский) | ||
4.5 На региональном уровне (Российский) | ||
4.6 На международном уровне | ||
Итого средний балл: | ||
Уровни проявления (низкий, средний, высокий) |
1 балл – слабо проявляется (низкий уровень - Н);
2 балла – проявляется на среднем уровне (С);
3 балла – высокий уровень проявления (В).
Педагог дополнительного образования _______________________/_________________/
Приложение 3
Репертуарные списки ансамблей домристов
Основной
Дуэт
- Л.Бетховен. Прекрасный цветок // Педагогический репертуар. Выпуск № 3. - М., 1979.
- С.Василенко. Соррентина // Педагогический репертуар. Выпуск № 1. - М., 1973.
- К.Вебер. Хор охотников // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
- М.Глинка. Венецианская ночь // Педагогический репертуар. Выпуск № 1. - М., 1973.
- К.Глюк. Весёлый танец // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
- А.Гретти. Песенка // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
- А.Гречанинов. Весенним утром // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
- Ивушка. Русская народная песня. Обр. А.Александрова // Педагогический репертуар. Выпуск № 4. - М., 1981.
- Как за речкою, да за Дарьею. Русская народная песня. Обр. Н.Римского-Корсакова // Педагогический репертуар. Выпуск № 4. - М., 1981.
- Я.Кепитис. Марш пионеров // Педагогический репертуар. Выпуск № 3. - М., 1979.
- Ц.Кюи. Торжественный марш // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
- И.Лотка. Контрданс // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
- М.Мусоргский. Поздно вечером сидела // Педагогический репертуар. Выпуск № 3. - М., 1979.
- Н.Римский-Корсаков. Колыбельная // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
- Д.Салиман-Владимиров. Непрерывное движение // Педагогический репертуар. Выпуск № 1. - М., 1973.
- Песня болгарских школьников // Педагогический репертуар. Выпуск № 4. - М., 1981.
- Б.Тобис. Колыбельная // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
- Б.Тобис. Чеботуха // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
- Ай все кумушки домой // Педагогический репертуар. Выпуск № 3. - М., 1979.
- Посеяли девки лён. Русская народная песня // Педагогический репертуар. Выпуск № 3. - М., 1979.
- Как ходил, гулял Ванюша. Русская народная песня. Обр. И.Савинцева // Педагогический репертуар. Выпуск № 2.- М., 1977.
Трио
- С.Майкапар. Маленькое рондо // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2. - Л., «Музыка», 1982.
- С.Майкапар. Полька // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2. - Л., «Музыка», 1982.
- А.Гедике. Весёлая песня // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2.- Л., «Музыка», 1982.
- Ц.Кюи. Охотник и зайка // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2. - Л., «Музыка», 1982.
- И.Гайдн. Танец // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2. - Л., «Музыка», 1982.
- Д.Кабалевский. Ночью на реке // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2. - Л., «Музыка», 1982.
- В.Савельев. Шуточка // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2.- Л., «Музыка», 1982.
- И.С. Бах. Куранта // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2. - Л., «Музыка», 1982.
Примерные программы выступления на отчётном концерте
Дуэт
- Л.Бетховен. Прекрасный цветок.
- Ай все кумушки домой – р.н.п.
- К.Вебер. Хор охотников.
- И.Лотка. Контрданс.
- М.Глинка. Венецианская ночь.
- Ц.Кюи. Торжественный марш.
Трио
- Ц.Кюи. Охотник и зайка.
- А.Гедике. Весёлая песня.
- Д.Кабалевский. Ночью на реке.
- В. Савельев. Шуточка.
Примерный репертуарный список
- А я по лугу – пьеса для ансамбля РНИ Е. Дербенко.
- Ах ты берёза – Русская народная песня.
- Ах вы сени – Русская народная песня.
- Вейся, вейся капустка – Русская народная песня.
- Весёлая гармонь – пьеса для ансамбля по пьесе В.Сергач.
- Выходила на берег Катюша – фантазия на темы военных песен для ансамбля.
- Донские напевы – пьеса для ансамбля.
- Заводной слонёнок – пьеса для ансамбля по пьесе В.Дмитриева.
- Ивушка – пьеса для ансамбля по пьесе В.Гридина.
- Казачья фантазия пьеса для ансамбля по пьесе Е. Дербенко.
- Кадриль - пьеса для ансамбля по пьесе А. Шалаева.
- Метелица - пьеса для ансамбля по пьесе В.Кузнецова.
- На горе то, калина - пьеса для ансамбля по пьесе А. Шалаева.
- На завалинке - пьеса для ансамбля.
- На ярмарке – пьеса для народных духовых с ансамблем РНИ.
- Русские переборы - пьеса для ансамбля.
- Русский сувенир - пьеса для ансамбля по пьесе А.Петрова.
- Степь да степь кругом - пьеса для ансамбля.
- Смуглянка – пьеса для дуэта домр с ансамблем РНИ по пьесе А.Новикова.
- Хороводная - пьеса для ансамбля по пьесе А. Шалаева.
- Частушечные наигрыши - пьеса для ансамбля.
- Шуточная - пьеса для ансамбля по пьесе А. Шалаева.
- Эх, дороги – фантазия на темы военных лет для ансамбля по пьесе А.Новикова.
- Юмореска - пьеса для ансамбля
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Ансамбль"
В программе дан учебный курс по предмету ансамбль в оркестровой студии "Гаромония"....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Фортепиано"
Учебный курс обучения игре на фортепиано в оркестровой студии "Гармония" для детей 5-9 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Ансамбль"
Курс обучения игре в ансамбле для детей 2-4 классов при оркестровой студии "Гармония"....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Ансамбль"
Курс обучения детей 5-9 классов игре в ансамбле при студии "Гармония"....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Ансамбль"
Программа ознакомительного уровня для учащихся 1-2 кл....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Ансамбль"
Программа для учащихся 2-4 кл....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Ударные инструменты"
Программа для учащихся 5-9 кл....