Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Клавишные гусли"
рабочая программа на тему
Программа для детей 2-4 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit._list_.doc | 75 КБ |
muzits.mlad_._ork._klav._gusli_oznak._ur._2_stup.doc | 315.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр.
Клавишные гусли»
(Оркестровая студия «Гармония»)
Направленность - художественная
Уровень - ознакомительный
Возраст учащихся – 2-4 классы
Срок реализации программы– 1 год
Авторы:
педагоги дополнительного образования
Мужичкова Наталья Ивановна,
Бармина Галина Ивановна,
методист
Максимкина Светлана Владимировна
МОСКВА - 2014
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр.
Клавишные гусли»
(Оркестровая студия «Гармония»)
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель методического совета__________________/ /
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель управляющего совета__________________/ /
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Клавишные гусли»
(Оркестровая студия «Гармония»)
Содержание
1. Пояснительная записка | 2-15 стр. |
2. Учебно-тематический план | 16-17 стр. |
3. Содержание программы | 18-20 стр. |
4. Методическое обеспечение программы | 21-24 стр. |
5. Список литературы | 25-26 стр. |
6. Приложения | 27-43 стр. |
| 27-31 стр. |
| 32-35 стр. 36-43 стр. |
1. Пояснительная записка
Направленность
Программа «Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Клавишные гусли» является модифицированной, ознакомительного уровня 2 ступени и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Музыкальный инструмент клавишные гусли – это не только символ музыкально-инструментальной культуры России, но еще и глубинная историческая традиция литературно – художественного наследия нашего народа, его корни и память.
Главными носителями светской музыки на Руси с древнейших времен и в течение многих столетий, как известно, служили искусники и потешники, издавна именовавшиеся скоморохами. Сам же образ старинного певца и игреца-скомороха невольно связывается с представлением о гуслях - наиболее распространенном и давнем славянском музыкальном инструменте. Понятие «гусль» или «гусли» встречается во всех славянских наречиях, но далеко не всегда значит одно и тоже. Так, например, в настоящее время «гуслями» у южнославянских народов называется первобытный однострунный смычковый инструмент, звуками которого сопровождаются героические «юнацкие» песни. Западные славяне словом «гусли» называют скрипку или инструменты ей подобные. Наконец, восточные славяне (русские), под словом «гусли» всегда понимали инструмент, определявшийся заморскими путешественниками, как «лежачая арфа».
Гусли всегда и везде принадлежали к семейству струнных инструментов, и общее между ними было то, что «струны» в древности именовались словом «гусль». В старинных русских памятниках гудением или гудьбой называется звук струн вне зависимости от самого способа извлечения звука. Игрец на струнном инструменте вообще называется гудцом. Гудцом киевским, игравшим «на струнах» назывался боян - непременный участник всех древнерусских сказаний и слов.
Гусли, как древнерусский народный инструмент, упоминаются у летописцев начала XI столетия, но знали о нем русские люди, вероятно значительно раньше. В придворном обиходе, гусли появились впервые вероятно только на свадьбе царя Михаила Федоровича, в 1626 году, когда забавляли царя гусельники, домрачеи и скрипотчики. Позднее, когда началось подлинное гонение на скоморохов, гусли попали в опалу и, наряду с прочими инструментами упоминаются как «всякие бесовские игры».
Первоначально гусли представляли собою простой обрубок дерева, выточенный в виде расширяющейся в сторону от головки доски. Верхняя сторона ее была гладкой и служила для струн, а нижняя выдалбливалась, принимая вид полого, хотя и не очень глубокого ящика. Позднее, на доске просверливались голосники, а ящик заделывался тонкой дощечкой, превративший его в подлинный «резонатор». Количество струн было различным, но не меньше пяти. В узкой части доски эти струны плотно закреплялись, а в широкой - накручивались на деревянные или железные колки, называвшиеся «шпенечками». В глубокой древности струны делались из конского волоса, затем из заменили кишечными и, наконец, перешли на медные. Отсюда и пошло выражение «гусли звончатые». Начиная с XV столетия внешние очертания древних гуслей сильно изменялись и они приняли вид закругленного треугольника с продольно натянутыми струнами. Во время исполнения гусли покоились всегда только на коленях играющего или изредка располагались на маленьком столике перед ним.
Старорусские гусли в современный оркестр не входят. Современные гусли клавишные и щипковые не имеют уже ничего общего с древними «гуслями-самогудами». Клавишные гусли представляют собой довольно увесистую металлическую раму, прочно вделанную в деревянный «резонансовый ящик», имеющий вид сложенного карточного «ломберного» столика. 4 ножки поддерживают его на уровне сидящего человека, играющего на клавишных гуслях одной правой рукой, снабженной кожаным медиатором. Струны на современных гуслях только стальные, настроенные подобно струнам фортепиано в хроматическом порядке в объеме пяти полных октав. В составе оркестра гусли производят чарующее впечатление. Они очень звучны, сильны, хотя в техническом плане довольно однообразны.
Отличительные особенности
Программа «Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Клавишные гусли» разработана для обучения детей игре на клавишных гуслях с целью участия их в оркестровом музицировании, отражает разнообразие учебного репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на формирование необходимых для исполнения оркестровых партий игровых навыков, на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Описываемые в данной программе требования к результатам обучения обусловлены необходимостью формирования и развитии навыков коллективного (оркестрового) инструментального мышления у детей и подростков оркестровой студии «Гармония».
Коллективное музицирование в оркестре русских народных инструментов является одной из самых доступных форм привлечения учащихся к музыкальному творчеству в системе учреждений дополнительного образования детей. Различные формы коллективного музицирования (ансамбль, развивающие музыкальные игры групповые занятия по музыкально-теоретическим дисциплинам, концертная деятельность, реализация различных творческих проектов) предполагают активное участие детей в образовательном процессе. Оркестр, как творческая единица, может представлять своебразный эстетический всеобуч. В оркестре музыканты не только постигают мир прекрасного, гармонию мыслей и чувств. Деятельностный характер (музыкально-исполнительский) вид познания позволяет активно преобразовывать свой внутренний мир, делает необходимым освоение смежных с музыкой видов искусств, получение широких музыкально-теоретических знаний.
Музыкально-эстетическое воспитание участников оркестровых коллективов направлено на формирование их общей музыкальной культуры и в то же время «на реализацию индивидуально-творческой природы» (О.А.Блох).
На ознакомительном уровне обучения учащегося игре на клавишных гуслях для педагога главная задача – ознакомление детей с традициями исполнительства на гуслях и других русских народных инструментах, приобщение их к истокам народной музыкальной культуры, пропаганде русской народной музыки, пробуждения интереса к коллективному музицированию в составе оркестра русских народных инструментов.
Обучение игре на клавишных гуслях по данной программе ведется во взаимной связи с другими предметами (ансамбль, подготовительный оркестр, сольфеджио, дополнительный инструмент по выбору учащегося). Важное значение придаётся формированию ряда знаний, умений и навыков в области коллективного исполнительства, необходимых в оркестровой и ансамблевой практике.
Установлению тесной связи между обучением, воспитанием и развитием творческих способностей уделяется особое внимание. Несмотря на то, что основные теоретические знания учащиеся приобретают на занятиях сольфеджио, педагог учитывает необходимость повторения полученных ранее знаний и их углубления (по возможности) в процессе музыкально – исполнительской деятельности на всем протяжении обучения.
В целях развития музыкально-слуховых представлений и осуществления общественно-практической направленности занятий изыскивается специальное время на занятии для обучения игре по слуху, транспортированию, чтению нот с листа. В ходе занятий педагог сосредотачивает свое внимание на формировании определенных качеств личности, инициативности, самостоятельности, эмоциональной восприимчивости. Привитие учащимся необходимых исполнительских навыков и умений происходит в процессе работы над различными по содержанию, характеру и стилю художественными произведениями, а музыкальное воспитание и развитие их основывается на изучении народной музыки, творчества советских, русских и зарубежных композиторов.
В связи с тем что, учащийся имеет возможность играть на клавишных гуслях только на занятиях, педагог определяет содержание домашнего задания на основе музыкально-теоретического анализа и специальных упражнений на аккордовую технику на фортепиано.
Наряду с урочной формой могут использоваться и внеурочные формы занятий с учащимися в рамках реализации раздела программы «Социальная практика»: тематические собрания, посещение и обсуждение концертов, прослушивание аудио и видеокассет с записями своих выступлений, а также известных исполнителей, оркестров, посещение выставок, встречи с музыкальными деятелями, исполнителями, поэтами, художниками, композиторами; творческие встречи с коллективами общеобразовательных школ, представителями национальных обществ в рамках культурного обмена.
На ознакомительной ступени обучения происходит общее развитие координации пальцев, развитие мелкой моторики, развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логично рассуждать, у него достаточно развита память, внимание и связная речь. Занятия музыкой помогают детям развивать мелкую моторику и координацию рук. Для этого используются специальные упражнения.
Цель: обучение учащихся игре на клавишных гуслях для развития у них музыкальных способностей и самореализации в коллективном музицировании в оркестре русских народных.
Задачи:
образовательные:
- углубление знаний по основам музыкальной грамоты;
- обучение различным навыкам игры на клавишных гуслях;
- обучение навыкам чтения с листа;
- формирование навыков грамотного разбора и анализа музыкального текста;
- изучение истории русских народных инструментов и основных жанров детского фольклора;
- выработка исполнительских навыков для освоения оркестровых партий;
- выработка исполнительских навыков для передачи образно эмоциональный строя музыкального произведения;
- изучение техники безопасности;
развивающие:
- развитие координации движений и активности игрового аппарата;
- развитие музыкального слуха (мелодического и гармонического);
- развитие чувства ритма;
- развитие музыкальной памяти и внимания;
- развитие природных способностей учащегося через создание атмосферы музыкального сотворчества;
воспитательные:
- формирование интереса к детской классической и академической народной музыке;
- формирование музыкального вкуса и эстетического кругозора на примерах лучших образцов детской и народной музыки;
- привитие усидчивости и трудолюбия;
- воспитание собранности и дисциплинированности;
- формирование умения и навыка выступления на сцене;
- воспитание чувства коллективизма и стремления к саморазвитию.
Возраст учащихся: 2-4 классы
Сроки реализации: 1 год
Формы и режим занятий:
занятия проходят 2 раза в неделю по 30 минут (25 мин. занятие, 5 мин. смена деятельности), 1 час в неделю, 44 часа в год: 32 часа аудиторных занятий и 12 часов социальная практика (концертные и воспитательные формы работы). Индивидуальные занятия.
К занятиям в творческом объединении по данной программе привлекаются учащиеся без предварительного отбора. Все необходимые навыки игры на инструменте отрабатываются систематически на занятиях с помощью специального составленного комплекса упражнений, основанных на пьесах репертуара. Таким образом, учащиеся быстро приобретают необходимые навыки, что даёт им возможность выступать на сцене с первых лет обучения.
Программа нацелена на то, чтобы практически на каждом занятии создавалась ситуация успеха, для того, чтобы ребёнок, несмотря на все трудности, верил в свои силы и, таким образом, постоянно поддерживалось его желание играть на инструменте и в составе подготовительного оркестра.
Объем индивидуальных занятий определен в соответствии с целями и задачами программы, психофизиологическими особенностями учащихся и содержанием учебного материала. На каждом занятии используются различные формы работы:
- метро-ритмические упражнения;
- усвоение основных музыкально-теретических знаний;
- выработка необходимых исполнительских приемов;
- чтение с листа;
- творческие упражнения (подбор по слуху);
- показ педагогом;
- беседа о музыке; прослушивание аудиозаписей;
- прослушивание аудиозаписей.
В соответствии с психолого-физиологическими особенностями и современными интересами детей и подростков, необходимостью применения здоровьесберегающих технологий предусмотрена следующая структура занятий:
Структура индивидуальных занятий | |
Основное время занятия (выработка знаний, умений, навыков) | 25 минут |
Смена деятельности (развивающие игры-упражнения, психологический тренинг, беседы о музыке) | 5 минут |
Общее время: | 30 минут |
Ожидаемые результаты
Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Планируемые результаты отражают общую идею программы: ориентацию на результаты и качество образования. Планируемые результаты обучения определены с учетом уровней усвоения содержания программы (низкий, средний, высокий).
В содержании и структуре планируемых результатов учтены их основные функции:
- служить критериальной основой для оценки результатов деятельности педагогов и учащихся;
- являться основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса.
В течение 1 года обучения учащийся должен выучить:
- упражнения, направленные на освоение различных ритмических группировок, динамические и хроматические упражнения;
- 4 этюда на разные ритмические, аппликатурные, тональные варианты;
- 2-3 пьесы различного характера;
- 6-8 оркестровых и ансамблевых партий различной сложности;
- овладеть навыками чтения с листа.
Требования к учащимся
- воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных и творческих задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Прогнозируемые результаты образовательной деятельности определены с учётом следующих внешних объективных факторов:
- массовое распространение у детей дошкольного и младшего школьного возраста нарушений психического и двигательно-моторного характера;
- неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства;
- отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды;
- перегрузки в общеобразовательной школе;
- отсутствие необходимого количества инструментов для домашних занятий.
По окончании данного года обучения учащийся должен свободно владеть всеми знаниями, умениями и навыками, предусмотренными для изучения на данном этапе. Полученные в процессе обучения знания, умения и навыки должны помочь ребенку активно включаться в музыкальный процесс, выявить мотивацию к коллективному музицированию на русских народных инструментах.
За один год обучения учащийся должен знать:
- знать основные жанры музыкального фольклора;
- знать названия и историю происхождения народных инструментов;
- знать основные исторические сведения об инструменте;
- знать конструктивные особенности инструмента;
- знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;
- знать разновидности инструмента гусли клавишные;
- знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
- усвоить основные музыкально-теоретические понятия (метро-ритм, темп, звукоряд, гамма, лад, фраза, мелодия);
- знать обозначения основных динамических оттенков (f, p, cresc, dim);
- владеть простейшими навыками анализа музыкального периода (лад, размер, строение фразы, характеристика художественного образа).
За один год обучения учащийся должен уметь:
- свободно читать аккордовые последовательности в скрипичном ключе;
- иметь основные навыки игры на инструменте;
- развить общую координацию рук и пальцев;
- уверенно исполнять оркестровые партии;
- уметь играть в ансамбле с другими учащимися.
Формы и критерии промежуточной и итоговой диагностики:
- открытые занятия для родителей;
- итоговые открытые занятия;
- участие в творческих проектах художественно-эстетической направленности;
- участие в методических семинарах различного уровня;
- тестирование;
- беседа;
- выполнение творческих заданий.
Диагностика результативности обучения осуществляется педагогом на каждом занятии, каждом открытом выступлении. Результаты заносятся в итоговую диагностическую карточку два раза в год.
Оценка творческих достижений учащегося основывается на следующих данных:
- отношение учащегося к образовательному процессу в творческом объединении, домашняя подготовка, систематичность посещения занятий по обязательным предметам старание и прилежность;
- активность участия учащегося в творческих проектах, открытых мероприятиях объединения и учреждения
- результативность участия в конкурсах и фестивалях.
В течение учебного года учащиеся ознакомительного уровня обязательно выступают на различных открытых прослушиваниях с исполнением оркестровых партий или сольной программы.
При оценке выступления учащегося и определения уровня обученности (низкий, средний, высокий) необходимо учитывать следующие критерии:
- «высокий уровень» обученности выставляется за технически грамотное исполнение программы, при которой достигнутая в процессе занятий исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. А так же, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла, продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а так же приемами качественного звукоизвлечения;
- «средний уровень» обученности выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены технические, ритмические и стилистические неточности. Учащийся демонстрирует пластичность и свободу игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения;
- «низкий уровень» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы. Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению. Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.
Требования к выступлениям учащегося в течение года:
1 полугодие – сдача оркестровых партий или исполнение программы в ансамбле с педагогом (страшим учащимся).
2 полугодие – сдача оркестровых партий или исполнение программы в ансамбле с педагогом (страшим учащимся).
Исполнение программы возможно и желательно в рамках реализации раздела «Социальная практика» (концерты, фестивали, творческие проекты).
Критерий отслеживания результатов:
- уровень технического развития;
- развитие памяти и внимания;
- знания теории музыки;
- степень овладения игры на домре;
- развитие техники исполнения;
- степень владение концертным репертуаром оркестра;
- ансамблевые навыки;
- развитие слуха (мелодического и гармонического).
2. Учебно-тематический план
№ | Название разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение в предмет. Техника безопасности. | 1 | 1 | - |
2. | Углубление музыкально-теоретических знаний в соответствии с исполняемым музыкальным материалом. | 2 | 1 | 1 |
3. | Обучение исполнительским приёмам игры на инструменте. | 5 | 1 | 4 |
4. | Развитие технических и ансамблевых навыков игры в оркестре: - чтение с листа; - разучивание партий; - изучение основных дирижёрских жестов. | 7 | 1 | 6 |
5. | Работа над художественным образом исполняемых произведений (оркестровых партий): - понятие «художественный образ»; - средства художественной выразительности; - композитор и исполнитель; - работа в ансамбле. | 15 | 1 | 14 |
6. | Развитие слуховых и музыкальных представлений: - слушание музыки; - образовательные беседы. | 1 |
| 1 |
7 | Итоговые занятия. | 1 |
| 1 |
8. | Социальная практика. | 12 | 2 | 10 |
Итого: | 44 | 7 | 34 |
3. Cодержание программы
1. Введение в предмет. Техника безопасности.
Теория: правила поведения учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества (подготовка учебного места, выполнение правил пожарной и электробезопасности, соблюдение правил гигиены, отключение мобильных телефонов и запрет на пользование звуковоспроизводящей аппаратурой во время занятий). Правила уличного движения. Правила противопожарной безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с образовательной программой.
2. Углубление музыкально-теоретических знаний в соответствии с исполняемым музыкальным материалом.
Теория: углубление знаний по музыкальной теории (музыкальный лад, гамма, мотив, фраза, тоника, знаки альтерации, знаки сокращщеного письма (реприза, вольты).
Практика: упражнения на чтение нот с листа, анализ музыкального текста, быстрое заучивание нотного текста.
3. Обучение исполнительским приёмам игры на инструменте.
Теория: изучение правил пользования инструментом. Беседа о необходимости правильного выполнения домашних заданий, самостоятельной работы вне занятия. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на гуслях клавишных: посадка, постановка игрового аппарата; освоение принципа игры медиатором. Освоение основных приемов игры на гуслях клавишных – «глиссандо» - движение правой руки - вверх, вниз, круговые движения, а также в виде восьмерок. Упражнения, направленные на развитие координации рук.
Практика: посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений, подготовительные упражнения, гимнастика для рук, игра по открытым струнам (пиццикато). Работа над качеством звукоизвлечения. Овладение элементарными техническими навыками. Развитие координации рук, пальцев. Посадка за инструментом.
4. Развитие технических и ансамблевых навыков игры в оркестре.
Теория: понятие об ансамбле и оркестре. История развития оркестровых коллективов русских народных инструментов творческого объединения, понятие «дирижёр», беседа о выдающихся дирижёрах, особенностях дирижёрской техники.
Практика: работа над штрихами, понятие о позиционной игре, простейшие виды расстановки пальцев левой руки (аккордовая аппликатура), работа над пластикой игровых движений правой руки, игра упражнений, этюдов с простым ритмическим рисунком.
6.Работа над художественным образом исполняемых произведений (оркестровых партий).
Теория: понятие «художественный образ» «музыкальное настроение» Стилевые особенности исполняемых произведений, анализ динамического плана произведения. Изучение средств художественной выразительности (штрихи, агогика).
Практика: работа в ансамбле с педагогом над выразительным исполнением, выработка навыков исполнения агогических отклонений и простых динамических оттенков, понятие «ауфтакт».
7. Развитие слуховых и музыкальных представлений.
Теория: простейшие приёмы композиции (организации звукового материала). Знакомство с детскими музыкальными сочинениями.
Практика: слушание детских музыкальных сочинений, выполнение творческих заданий (устный рассказ, рисунок, музыкальное сочинение).
8. Итоговые занятия.
Теория: подбор индивидуальной программы для выступления. Обсуждение и анализ полученных знаний и умений, самоанализ.
Практика: сдача по нотам и наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на открытом прослушивании, концерте.
12. Социальная практика.
Теория: обсуждение и анализ реализации творческих проектов, беседы о музыке, анализ полученных музыкальных впечатлений.
Практика: участие в творческих проектах, конкурсах, фестивлях, репетициях коллектива, посещение концертов, творческих встреч, просмотр видеозаписей, слушание музыки, выполнение творческих заданий (рисунки, устные рассказы), совместная музыкальная практика с родителями учащихся.
4. Методическое обеспечение программы
Основные принципы методики преподавания
Педагогический процесс специального класса гуслей клавишных в творческом объединении строится с учетом индивидуальных особенностей учащегося.
Знания и навыки, усвоенные учеником за время обучения, должны быть свободно применены им в последующей практической деятельности, независимо от профессиональной ориентации. Для этого с первых шагов обучения ведется активная работа по развитию образного мышления и творческой фантазии, умению передать через инструмент собственные музыкальные представления.
Выбор содержания и формы проведения занятия зависит от конкретных педагогических целей. Перед каждым занятием педагог ставит этапные задачи, исходя из общего плана художественного воспитания ученика. Работа ведется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Следует избегать формального выполнения заданий, пробуждать увлеченность и заинтересованность в непосредственном восприятии музыкального произведения, контролировать доступность материала в художественном и техническом отношении.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
- метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
- объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
- репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
- метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
- частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей
учащегося.
Показателями успешности занятий детей в студии являются:
- высокий уровень обученности;
- успешные выступления на отчетных концертах, конкурсах, фестивалях;
- участие в творческих олимпиадах, проводимых в студии.
Формы занятий
- занятие-игра;
- занятие-концерт;
- занятие-беседа;
- занятие-конкурс;
- занятие-зачёт.
Основной формой обучения является занятие, состоящее из двух частей: теоретической и практической. Решение практических задач осуществляется с помощью систематического повторения упражнений, выработки необходимых исполнительских и теоретических навыков. Обучение основано на педагогическом принципе «от простого к сложному».
Условия реализации программы
Залогом успешной творческой деятельности педагога являются предоставленные ему необходимые для работы условия и благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе. Занятия должны проходить в просторном (с учетом индивидуальной и коллективной форм музицирования) теплом, хорошо освещенном и проветриваемом помещении с хорошей акустикой, оснащенным необходимой аппаратурой для прослушивания и желательно просмотра записей выступлений учащихся класса домры, известных исполнителей и коллективов.
Планируя учебную работу по обучению игре на инструменте, педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Недопустимо включение в индивидуальный план произведений, превышающих музыкально-исполнительские (художественные, технические) возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. Работа учащегося над такими произведениями становится сильнейшим тормозом для его музыкального развития и часто наносит большой вред. Однако, в некоторых случаях, когда это педагогически целесообразно, возможно включение в репертуар ученика отдельных произведений из репертуара следующего года обучения.
Развитие техники в широком смысле этого слова осуществляется на всех произведениях, которые проходит ученик; развитию техники в узком смысле слова способствует работа над инструктивным материалом (этюды, гаммы, упражнения). Основным ведущим учебным материалом должен быть классический художественный репертуар – народные песни, произведения русских и зарубежных классиков, оригинальные произведения современных авторов.
Нельзя допускать, чтобы работа над техникой сводилась к нагромождению большого количества упражнений и механическому их отрабатыванию. Важна не количественная их сторона, а качественная, с постоянным совершенствованием исполнения, как в техническом, так и в музыкальном отношении.
Постоянное внимание должно быть уделено свободной и естественной посадке за инструментом и освоению целесообразных движений, обусловленных теми или иными художественными или механическими задачами. Правильная аппликатура является одним из элементов игры на домре. Аппликатура должна быть логически оправданной, способствующей возможно более свободному и выразительному исполнению. Поэтому, работая над интонационно точными и свободными переходами, необходимо учитывать в каждом отдельном случае в зависимости от характера произведения, их музыкально-выразительное значение. Работа над выразительностью исполнения, качеством звукоизвлечения, интонацией, ритмом и динамикой, как важнейшими средствами музыкального выражения должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения учащегося и быть предметом постоянного внимания.
Материально-технические обеспечение
аудитория для занятий, инструмент, стулья, подставки (под ноги для маленьких детей), пюпитр.
5. Список литературы
Список специальной литературы:
- В. Городовская «Школа игры на клавишных и щипковых гуслях» М., 1999;
- В.Н. Городовская «Дуэты для клавишных и щипковых гуслей» М., 2002;
- В.Н. Городовская «Произведения для звончатых гуслей и фортепиано» М., 2001;
- О. Никитина «Школа игры на гуслях клавишных» М., 1962;
- К. Шаханов «Школа игры на гуслях звончатых» С. –Петербург, 2010;
- М. Рубин «Хрестоматия для арфы» М., 1985;
- «Гуди гораздо» вып.1,2 С. – Петербург, 2000;
- «Романсы, вальсы, русские народные песни» в обр. В. Городовской М., 2000;
- Л.А. Басурманова, Т.А. Рокитянская «Гусли – групповое и индивидуальное обучение» М., 2005
Список литературы для педагога:
- Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования» - М.: Школьная Пресса, 2008 г.;
- Киселева Т., Красильников Ю. «Социально-культурная деятельность» - М.: 2004 г.;
- Коджаспирова Г.М. «Педагогика» - М.: Гардарики, 2004 г.;
- Матонис В. «Музыкально-эстетическое воспитание личности» - Лен.: 1988 г.;
- Мерзлякова С. «Фольклор – музыка – театр» - М.:1999 г.;
- Нечепоренко П., Мельников В. «Школа игры на балалайке» - М.: 2001 г.;
- Рогаль-Левицкий Д. «Современный оркестр» - М.: 1956 г.;
- Сорокоумова Е.А. «Возрастная психология» - СПб.: Питер, 2007 г.;
- Цветков В. «Школа игры на балалайке» - М.: 2000 г.;
- Шалов А. «Основы игры на балалайке» - Л.: 1970 г.
Интернет-ресурсы
Ноты:
- http://www.partita.ru/
- http://balalaika.org.ru/
- http://domranotki.narod.ru/
- http://kukovo.ucoz.com/load/noty_dlja_ansamblej_orkestrov/1-1-0-7
- http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=77398
- http://www.notomania.ru/
- http://www.goldaccordion.com/noti/
- http://notes.tarakanov.net/
Оркестры:
- http://www.andreyev-orchestra.ru/pages.phtml?menu=1
- http://www.rusfolkorchestra.icape.ru/4/4_1.htm
- http://comp-folk.narod.ru/
Приложение 1
Техника безопасности
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества
ИОТ— 017 —2009
Общие правила поведения
Учащиеся обязаны:
- учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
- учащиеся имеют право находиться на складе музыкальных инструментов только в присутствии педагога или концертмейстера;
- учащийся не имеет право самостоятельно пользоваться имуществом, хранящемся на складе (музыкальные инструменты, пюпитры, костюмы, подставки и прочее);
- выдача музыкальных инструментов для домашних занятий учащихся со склада музыкальных инструментов производится в соответствии с требованиями сохранной расписки;
- в случае порчи музыкального инструмента, находящегося в домашнем пользовании, материальную ответственность несут родители учащегося;
- учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
- учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
- учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
- учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.
Запрещается:
- запрещается приносить на склад музыкальных инструментов и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
- бегать на складе во избежании повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
- находиться в кабинете в верхней одежде;
- высовываться в окна во время проветривания помещения;
- пользоваться мобильными телефонами и плеерами.
Обязанности педагога:
- педагог обязан обеспечить все необходимые меры для полной сохранности музыкальных инструментов и другого имущества, используемого в образовательном процессе;
- педагог обязан следить за порядком на складе музыкальных инструментов;
- педагог обязан сопровождать учащихся на склад для получения ими музыкальных инструментов;
- педагог несет полную ответственность за сохранность музыкальных инструментов, используемых в образовательном процессе;
- по окончании занятия педагог обязан проконтролировать, а при необходимости помочь учащимся убрать инструмент на склад;
- с учетом здоровьесберегающих технологий педагог обязан подобрать музыкальный инструмент в соответствии с физическими особенностями учащихся, тем самым обеспечить правильную эксплуатацию инструмента и его сохранность;
- педагог обязан соблюдать правила гигиены и обеспечивать порядок в кабинетах оркестровой студии «Гармония», необходимых для полной сохранности музыкальных инструментов.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества
ИОТ— 017 —2008
Общие правила поведения
- учащийся приходит во ДТДиМ за 15-20 минут до начала занятий, с собой имеет сменную обувь;
- перед началом занятия учащийся должен подготовить свое учебное место (выбрать нужный инструмент, приготовить подставки, пюпитр, нотную литературу);
- учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
- учащиеся имеют право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога или концертмейстера;
- во время занятий учащийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога или концертмейстера;
- учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
- учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
- учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
- при посещении ДТДиМ, учащиеся в возрасте 10 лет и старше (родители сопровождающие детей младшего возраста) обязаны предъявлять пропуск дежурному охраннику;
- сопровождающие родители ожидают своих детей в фойе клубной части здания, проход в другие помещения не разрешается без сопровождения педагога;
- учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.
Запрещается:
- запрещается приносить во Дворец и на его территорию с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
- пользоваться звуковоспроизводящей аппаратурой;
- бегать по кабинету во избежание повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
- находиться в кабинете в верхней одежде;
- высовываться в окна во время проветривания помещения;
- пользоваться мобильными телефонами и плеерами.
Правила поведения на улицах и дорогах города:
- учащийся по дороге во Дворец творчества должен правильно оценивать окружающую обстановку и выбирать безопасный маршрут, не соглашаясь на предложения друзей пройти через пустырь, стройку, глухой переулок;
- в общественном транспорте соблюдать правила поведения и меры безопасности;
- переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора;
- при переходе улицы нужно посмотреть сначала налево, затем направо;
- запрещается переходить улицу в неположенном месте и на красный свет светофора;
- запрещается организовывать подвижные игры рядом с проезжей частью.
Инструкция по технике безопасности
для учащихся оркестровой студии «Гармония»
- учащимся не разрешается пользоваться розетками и любыми электроприборами самостоятельно;
- в работе с клавишным синтезатором под руководством педагога использовать только указанный адаптер переменного тока РА- 300 или аналогичный, рекомендованный корпорацией YAMAHA;
- учащийся не допускается к подключению адаптера инструмента к электрической сети;
- запрещается открывать музыкальный инструмент и пытаться разобрать или модифицировать его внутренние компоненты;
- запрещается использовать инструмент в условиях сырости и повышенной влажности, а так же при очень высокой или низкой температуре.
Приложение 2
Аттестация учащихся
Педагогический мониторинг в рамках реализации данной программы осуществляется на каждом занятии. Цель занятия - создание условий для получения учащимся необходимых теоретических знаний, исполнительских навыков и умений и его общее музыкальное и гуманитарное воспитание.
К числу результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
- личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию; сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки детей, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В рамках реализации данной программы можно выделить следующие показатели, которые позволяют оценить результативность обучения:
- положительная динамика в развитии гибкости, вариативности, оригинальности мышления, музыкальной памяти, понимания музыкальных образов, чувства ритма и музыкального слуха;
- мотивация к музыкальному творчеству;
- повышение общей мотивации к учению.
Динамику результативности можно отследить по следующим показателям:
- разнообразие музыкальных интересов;
- формирование общего кругозора в предметной области;
- стремление к общению с музыкой;
- эмоциональный отклик на музыку;
- сформированность первоначальных исполнительских навыков.
Успехи учащихся на занятиях оцениваются по трёхбалльной системе - ребёнку даётся словесная характеристика, осуществляется совместная рефлексия деятельности.
Результаты итоговой диагностики (один раз в полугодие) заносятся в индивидуальную карточку учета результатов обучения ребёнка по образовательной программе дополнительного образования детей.
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения ребенка
по общеобразовательной программе дополнительного образования детей
Фамилия, имя ребенка________________________________________________ Возраст__________
Предмет________________________________Педагог______________________________________
Название общеобразовательной программы
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Дата начала наблюдения 1 сентября 20_____ года
Показатели диагностики | _____________год обучения | |
Конец I полугодия | Конец учебного года | |
1. Теоретическая подготовка ребенка | ||
1.1. Теоретические знания: 1.2. Владение специальной музыкальной терминологией | ||
2. Практическая подготовка ребенка | ||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (игровой аппарат, освоение приемов звукоизвлечения) | ||
2.2. Музыкально- слуховые представления (память, воображение) | ||
2.3. Творческие навыки (чтение с листа, подбор по слуху, сочинение) | ||
3. Общеучебные умения и навыки ребенка | ||
3.1. Личностные качества | ||
Мотивация к музыкальному творчеству | ||
Самостоятельность и самоконтроль | ||
Отношение к общим делам объединения | ||
3.2 Учебно-коммуникативные умения: | ||
а) слушать и слышать педагога; | ||
б) эстрадоустойчивость | ||
в) способность к рефлексии деятельности | ||
3.3 Учебно-организационные умения и навыки: | ||
а) организовать свое рабочее (учебное) место; | ||
б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности | ||
4. Предметные достижения учащегося | ||
4.1 На уровне детского объединения (студии) | ||
4.2 На уровне ДТДиМ (учрежденческий) | ||
4.3 На уровне округа (окружной) | ||
4.4 На городском уровне (Московский) | ||
4.5 На региональном уровне (Российский) | ||
4.6 На международном уровне | ||
Итого средний балл: | ||
Уровни проявления (низкий, средний, высокий) |
1 балл – слабо проявляется (низкий уровень - Н);
2 балла – проявляется на среднем уровне (С);
3 балла – высокий уровень проявления (В).
Педагог дополнительного образования __________________________________/____________________________/
Приложение 3
История гуслей
Гусли представляют собой плоский ящик-резонатор с натянутыми над ним струнами. Под разными названиями — каннель, канклес, кок-ле, кантеле, кюсле, кёсле — этот многострунный щипковый инструмент известен у народов Прибалтики и Поволжья.
На Руси гусли известны с XI в. По форме различались крыловидные гусли, называвшиеся также звончатыми или яровчатыми, и шлемовидные. И те и другие при игре держали на коленях, но на первых струны защипывали специальной тонкой пластинкой — плектром, а на вторых — пальцами обеих рук. В конце XVI — начале XVII в. в России были созданы прямоугольные гусли. Они имели столообразный корпус с крышкой, внутри него натягивалось до 66 струн. Играя, струны защипывали пальцами обеих рук, звуки получались громкие, долго незатухающие.
Сейчас распространены три разновидности гуслей: звончатые, щипковые и клавишные. Гусли звончатые — прямые наследники древних крыловидных гуслей. Они обычно имеют форму трапеции. При игре исполнитель держит их на коленях, извлекая звук несколькими способами: защипывает струны пальцами обеих рук либо только правой рукой, а левой приглушает струны; пользуется плектром, тогда звук становится особенно звонким. Играют на этих гуслях и бряцанием, как на балалайке. В начале XXв. музыкант-этнограф, дирижер Н. И. Привалов и гусляр О. У. Смоленский реконструировали этот тип гуслей: придали им треугольную форму, увеличили количество струн — с 5—9 до 13, создали ансамблевые гусли — пикколо, приму, альт и бас. В настоящее время используется преимущественно лишь прима. Советский исполнитель Д. Лок-шин сконструировал хроматические звончатые гусли, намного расширившие художественные возможности инструмента.
Щипковые гусли — усовершенствованные прямоугольные гусли. Они состоят из металлической рамы на деревянных ножках с натянутыми над ней струнами. Их звукоряд хроматический, на них возможно исполнение аккордов и даже различных полифонических пьес. Многочисленные струны помещаются на двух уровнях: на верхнем располагаются струны, настроенные диатонически, на нижнем — струны, дающие недостающие хроматические звуки.
Клавишные гусли сконструировал ближайший соратник В. В. Андреева — Н. П. Фомин. Устройство, внешний вид и диапазон их схож со щипковыми гуслями, но все струны расположены в одной плоскости, а над струнами имеется ящик с системой глушителей — демпферов. Управляют всей этой системой при помощи 12 клавиш одной октавы фортепьянной клавиатуры, находящейся на краю демпферного ящика. При нажатии на клавишу поднимается связанный с ней демпфер и открывает соответствующие данному звуку струны сразу во всех октавах. Чаще всего на клавишных гуслях играют арпеджированные аккорды. Правой рукой исполнитель проводит медиатором (тонкой пластинкой с заостренным концом) по струнам, а левой нажимает на необходимые клавиши. С помощью педали, расположенной у клавиш, сразу поднимаются все демпфера. При нажатой педали клавишными гуслями можно пользоваться как щипковыми.
В современном русском народном оркестре используется именно этот тип гуслей; в профессиональных коллективах встречается дуэт щипковых и клавишных гуслей.
Гусли — музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. Гусли псалтированные имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским куклес и литовским канклес.
Чувашские и черемисские гусли имеют поразительное сходство с изображениями этого инструмента, сохранившимися в памятниках нашей древности, например, в рукописном служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, в Макарьевской Четье-Минее 1542 г. и др.
На всех этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом играют на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей кишечные; число их не всегда одинаково. Псалтиревидные гусли занесены в Россию греками; чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских (см. также: марийская музыка).
Клавирообразные гусли, встречающиеся ещё до сих пор, преимущественно среди русского духовенства, — не что иное, как усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоит из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоится на столике. На резонансовой доске сделано несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска.
На одном из них ввинчены железные колки, на которые намотаны металлические струны; другой же брус играет роль приструнника, то есть служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещены ниже соответствующих белым клавишам.
Для клавирообразных гуслей существуют ноты и школа, составленная Кушеновым-Дмитревским. Кроме псалтиревидных гуслей, существуют похожие на финский инструмент кантеле. Этот вид гуслей почти совершенно исчез. Весьма вероятно, что он заимствован русскими у финнов. Древнеславянское слово обозначает кифару, то есть выражало собой в начале средних веков вообще понятие о струнных инструментах.
От этого слова произошли современные названия: гусле — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslic — у поляков, housle ('скрипка') y чехов и гусли у русских. Инструменты эти довольно разнообразные и многие из них — смычковые, напр. guzla, у которой только одна струна из конского волоса.
Гу́сли (др.-рус. гусли, ст.-слав. gǫslъ ← gǫdslъ, мн. gǫsli, связанное с гудеть)[1] — струнный музыкальный инструмент, распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом.
Крыловидные (звончатые) гусли имеют 4-14 и более струн, шлемовидные — 11-36, прямоугольные (столообразные) — 55-66 струн. Упоминаются с VI века. В XX веке используются главным образом прямоугольные гусли[2].
Крыловидные гусли были распространены в северо-западных районах, граничащих с Прибалтикой, Карелией и Финляндией, где бытует родственный инструмент кантеле. Шлемовидные гусли у русского населения вышли из употребления и встречаются только у народов Поволжья. На клавироподобных гуслях исполнялись обработки народных песен и танцев, инструментальные пьесы, отрывки из опер и т. д.[1]
Гусли — музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа, кифара, лира, псалтерий, жетыген. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (бытовала гипотеза, что именно она является предком гуслей, на самом же деле кифара — древнегреческая ветвь эволюции гуслей), армянский канон и иранский сантур; к ним относятся: гусли чувашские, гусли марийские (черемисские), гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским кокле и литовским канклес.
На гуслях играют герои русского былинного эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович. В Слове о полку Игореве упоминается гусляр-сказитель XI века Боян:
Боян же, братие, не 10 соколов
на стадо лебедей пущаше,
но своя вещиа персты
на живая струны вскладаше;
они же сами князем славу рокотаху.
Исследователи начала XX века отмечали поразительное сходство современных им чувашских и марийских (черемисских) гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и марийцы (черемисы). Струны их гуслей были кишечные. Число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и марийцы (черемисы) заимствовали этот инструмент от русских[5]. (Возможно у современных им греков и египтян древние израильтяне научились делать струнные инструменты. В результате уже ко Давида в древнем Израиле получила распространение псалтирь.)
Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX века преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов — голосников, — и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. В один из них ввинчивались железные колки, на которые наматывались металлические струны. Другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам на фортепианной клавиатуре.
Для клавирообразных гуслей существовали ноты и музыкальная школа, созданная в начале XIX века Фёдором Кушеновым-Дмитревским.
Кроме псалтиревидных гуслей существовали похожие на финский инструмент кантеле. Вероятно, появление этого вида гуслей результат контактов русских с финнами. Но уже к началу XX века он почти совершенно исчез.
Основным средством художественной выразительности в исполнительском искусстве – является звук. Работа над качеством звука является главной задачей в процессе обучения в классе гуслей клавишных. Его высокое качество формирует исполнительское мастерство и способствует более проникновенному раскрытию авторского замысла исполняемых произведений.
Количество струн клавишных гуслей колеблется от 55 до 66. Первоначально звукоряд их был диатоническим, позже стали делать гусли хроматические. У хроматических гуслей струны, соответствующие черным клавишам фортепиано, опущены несколько ниже.
Прямоугольные гусли бывают с ножками и без ножек; гусли без ножек во время игры кладут на стол. Крышка инструмента с внутренней стороны часто украшается гравюрами, олеографиями, лубочными картинками, зеркалами и т. д. В ХVIII - начале XIX в. благодаря своим отличным звуковым качествам прямоугольные гусли успешно конкурировали в России с иноземными струнными клавишными инструментами - клавикордом, спинетом и даже клавесином, а затем и фортепиано.
Прямоугольные гусли появились в России, по-видимому, в начале XVII века. Сложность конструкции инструмента, трудность его изготовления и в особенности техника игры, требующая профессиональной выучки, говорят о том, что эти гусли могли быть созданы и первоначально найти применение в узком кругу профессиональных музыкантов - скоморохов. В дальнейшем такие гусли получили и более широкое распространение, однако массовым народным инструментом никогда не были. Они могли быть при царском дворе, в дворянских усадьбах, у горожан и лиц духовного звания, которым игра на гуслях не возбранялась. С прямоугольными гуслями связано и одно очень важное культурное событие. В 1776 - 1795 гг. камер-гуслист царского двора В.Ф. Трутовский впервые в России опубликовал сборник в четырех частях - "Собрание русских простых песен с нотами", где басовое сопровождение одноголосных напевов, судя по всему, было написано в расчете на прямоугольные гусли.
На прямоугольных гуслях исполнялись народные песни, танцы, романсы, отрывки из опер, различные инструментальные произведения и т.д. В начале XIX в. для них были изданы школы-самоучители М. Померанцева. При нажатии на клавиш одноименные струны во всех октавах освобождаются от демпферов и становятся готовыми к звучанию. Одной рукой набирают на клавиатуре любой аккорд, а другой проводят по струнам плектром из твердой кожи. Особенно эффектными получаются на этих гуслях "всплески" арпеджированных аккордов. Клавишные гусли, наряду с обычными, были введены в оркестр Андреева и находят применение до настоящего времени в оркестрах большого состава.
Играют на гуслях сидя, повернув к себе инструмент стороной с басовыми струнами (положение, противоположное тому, какое бывает при игре на шлемовидных гуслях). Звукоизвлечение производится путем защипывания струн пальцами обеих рук; звук гуслей яркий, довольно сильный и долго не затухающий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр"
Курс обучения игре в оркестре русских народных инструментов "Гармония" для детей 2-4 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Ансамбль"
Курс обучения игре в ансамбле для детей 2-4 классов при оркестровой студии "Гармония"....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Сольфеджио"
Курс обучения для детей 2-4 классов при оркестровой студии "Гармония"....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Фортепиано"
Курс обучения игре на синтазаторе для детей 2-4 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Клавишные гусли"
Программа ознакомительного уровня для детей 1-2 кл....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Ударные инструменты"
Программа лдя учащихся 2-4 кл....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Клавишные гусли"
Программа для учащихся 5-9 кл....