Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Аккордеон"
рабочая программа на тему
Программа для детей 2-4 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit._list_.doc | 76.5 КБ |
muzits.mlad_._ork._akkordeon_oznak._ur._2_stup.doc | 181 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Музицирование
на русских народных инструментах.
Младший оркестр. Аккордеон»
(Оркестровая студия «Гармония»)
Направленность - художественная
Уровень - ознакомительный
Возраст учащихся – 2-4 классы
Срок реализации программы– 1 год
Авторы:
педагоги дополнительного образования
Мужичкова Наталья Ивановна,
Бармина Галина Ивановна,
Миронова Екатерина Александровна,
методист
Максимкина Светлана Владимировна
МОСКВА - 2014
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Музицирование
на русских народных инструментах.
Младший оркестр. Аккордеон»
(Оркестровая студия «Гармония»)
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель методического совета__________________/ /
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель управляющего совета__________________/ /
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Аккордеон»
Содержание
3. Содержание программы 12
4. Методическое обеспечение программы 15
6. Приложение 1 19
7. Приложение 2 24
1. Пояснительная записка
Направленность
Программа «Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Аккордеон» является модифицированной, ознакомительного уровня 2 ступени и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
В настоящее время аккордеон является одним из наиболее распространенных инструментов, используемых в оркестрах русских народных инструментов.
Аккордеон - один из видов усовершенствованной гармоники. Гармоникой называется музыкальный инструмент, в котором звук издается колеблющимися язычками (голосами), приводимыми в движение воздушной струей, нагнетаемой специальным мехом.
В разных странах гармоника подвергалась видоизменениям и усовершенствованиям. Особенное разнообразие гармоник встречается в России. В конце 80-х годов XIX века в городе Ельце, Орловской губернии, местными мастерами была сконструирована и получила большое распространение «Елецкая рояльная» гармоника. На правой стороне этой гармоники клавиши были расположены в два ряда по принципу клавиатуры фортепиано. Такая гармоника по своей конструкции является прототипом современного аккордеона.
Программа «Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Аккордеон» направлена на формирование и развитие навыков коллективного (оркестрового) инструментального музицирования у детей и подростков в оркестровой студии «Гармония» через обучение игре на русских народных инструментах. Этот вид деятельности является одной из самых доступных форм привлечения обучающихся к музыкальному творчеству в системе учреждений дополнительного образования детей. Различные формы коллективного музицирования (ансамбль, развивающие музыкальные игры), концертная деятельность, реализация различных творческих проектов предполагают активное участие детей в образовательном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусств
Отличительные особенности
Программа разработана для обучения учащихся в оркестровой студии «Гармония» ГБОУ Зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи на основе обобщения педагогического опыта, с учётом особенностей образовательной деятельности творческого объединения, анализа результативности деятельности творческого объединения, с позиции требований, предъявляемым к образовательным программам как элементу российской образовательной системы и мониторинга образовательного процесса.
Программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного (оркестрового) инструментального мышления у детей и подростков оркестровой студии «Гармония» через овладение первоначальными исполнительскими навыками игры на инструменте.
Коллективное музицирование в оркестре русских народных инструментов является одной из самых доступных форм привлечения учащихся к музыкальному творчеству в системе учреждений дополнительного образования детей. Различные формы коллективного музицирования (ансамбль, развивающие музыкальные игры групповые занятия по музыкально-теоретическим дисциплинам, концертная деятельность, реализация различных творческих проектов) предполагают активное участие детей в образовательном процессе. Оркестр, как творческая единица, может представлять своебразный эстетический всеобуч. В оркестре музыканты не только постигают мир прекрасного, гармонию мыслей и чувств. Деятельностный характер (музыкально-исполнительский) вид познания позволяет активно преобразовывать свой внутренний мир, делает необходимым освоение смежных с музыкой видов искусств, получение широких музыкально-теоретических знаний.
Цель: приобретение учащимися основных навыков игры на аккордеоне для применения их в коллективном музицировании в составе оркестра русских народных инструментов.
Задачи:
образовательные:
- изучение основных исполнительских приёмов игры на инструменте для участия в коллективном музицировании в оркестре русских народных инструментов;
- освоение начальных технических навыков игры на аккордеоне;
- углубление знаний по основам нотной грамоты и теории музыки;
- изучение музыкальных произведений детской музыкальной классики;
- изучение истории инструмента;
- развитие навыка чтения с листа и подбора по слуху;
- развитие умения самостоятельно работать над оркестровой партией;
- знакомство с техникой безопасности;
развивающие
- выявление и развитие музыкальных способностей: чувства ритма, ладового чувства, музыкально-слуховых представлений для исполнительской самореализации обучающегося;
- развитие способности к художественному сопереживанию, образному и ассоциативному мышлению, творческому воображению развитие природных способностей обучающегося через создание атмосферы музыкального сотворчества;
- развитие музыкально-аналитических способностей;
- повышение мотивацию к креативной и просветительской деятельности учащегося;
- развитие художественного вкуса и потребности в самостоятельном общении с музыкой и в музыкальном самообразовании;
воспитательные:
- формирование личностных качеств учащихся: добросовестности, самостоятельности, воли, усидчивости, принципиальности, чувству долга;
- воспитание уважительного отношения учащихся в общении с другими детьми и взрослыми, формируя коммуникативные качества личности;
- формирование интереса к знаниям и любви к музыке на лучших образцах народной музыки, произведениях русских и зарубежных классиков и лучших произведениях современных композиторов;
- воспитание бережного отношения к личному имуществу и имуществу коллектива.
Возраст учащихся: 2-4 класс
Сроки реализации программы: 1 год
Формы и режим занятий:
занятия индивидуальные, проходят 2 раза в неделю по 30 мин., 1 час в неделю, 44 часа в год, 32 часа аудиторных занятий и 12 часов социальная практика (другие формы работы).
К занятиям в творческом объединении по данной программе привлекаются учащиеся, освоившие программу «Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Аккордеон» или учащиеся с соответствующим музыкально-исполнительским уровнем подготовки. Приёмные экзамены будущие учащиеся не сдают: педагог проверяет музыкальные данные (мелодический и гармонический слух, чувство ритма, музыкальную память), с тем чтобы определить наличие музыкальных способностей, выявить общий уровень развития индивидуальности ребёнка и ее особенности.
Все необходимые навыки игры на инструменте отрабатываются систематически на занятиях с помощью специального составленного комплекса упражнений, основанных на пьесах репертуара. Таким образом, учащиеся быстро приобретают необходимые навыки, что даёт им возможность выступать на сцене с первых лет обучения.
Объем индивидуальных занятий определен в соответствии с целями и задачами программы, психофизиологическими особенностями учащихся и содержанием учебного материала. На каждом занятии используются различные формы работы:
- метро-ритмические упражнения;
- усвоение основных музыкально-теоретических знаний;
- выработка необходимых исполнительских приемов;
- чтение с листа;
- творческие упражнения (подбор по слуху);
- показ педагогом;
- беседа о музыке; прослушивание аудиозаписей;
- прослушивание аудиозаписей.
Прогнозируемые результаты
В течение года обучения учащийся низкого уровня обученности должен овладеть следующими исполнительскими навыками, знаниями и умениями:
Исполнять гаммы:
- C-dur, G-dur (двумя руками), арпеджио короткие и длинные двумя руками, аккорды из трех звуков; а-moll - отдельно правой и левой рукой, арпеджио короткие и длинные, аккорды из трех звуков;
- должен знать обозначение динамических оттенков;
- должен уметь выразительно интонировать на инструменте начало и коней;
- освоить приёмы исполнения шестнадцатых и штрихов staccato, portamento;
- должен пройти за год 4 обязательных произведения и 2 этюда дополнительно;
- выучить оркестровые партии
В течение года обучения учащийся среднего уровня обученности должен овладеть следующими исполнительскими навыками, знаниями и умениями:
Исполнять гаммы:
- A-dur, В-dur A-moll, E-moll двумя руками, исполнять в них арпеджио короткие и длинные двумя руками, аккорды из 3 звуков;
- овладеть приёмами исполнения различных штрихов;
- уметь исполнять акцент, мелизмы, форшлаг, мордент;
- должен познакомиться с различными музыкальными формами полифония, вариации;
- должен пройти за год 4 обязательных произведения и 2 этюда дополнительно;
- выучить оркестровые партии.
В течение года обучения учащийся высокого уровня обученности должен овладеть следующими исполнительскими навыками, знаниями и умениями:
Исполнять гаммы:
- Es-dur, Е-dur, D-moll, E-moll двумя руками, играть в них арпеджио короткие и длинные двумя руками, аккорды из четырех звуков;
- исполнять трель, освоить прием деташе, динамические оттенки sf, sp;
- познакомиться с формами произведений - трехголосная полифония, крупная форма;
- ученик должен пройти за год 4 обязательных произведения и 2 этюда;
- выучить оркестровые партии.
Формы и критерии промежуточной и итоговой диагностики:
- итоговые прослушивания для родителей (в форме классных концертов);
- итоговые открытые занятия;
- зачёт по оркестровым партиям;
- отчетные концерты;
- конкурсные выступления различных уровней;
- концертные выступления различных уровней;
- коллоквиум (собеседование) по результатам образовательной деятельности;
- академические концерты.
Требования к учащимся
- воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных и творческих задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Прогнозируемые результаты образовательной деятельности определены с учётом следующих внешних объективных факторов:
- массовое распространение у детей младшего школьного возраста нарушений психического и двигательно-моторного характера;
- неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства;
- отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды;
- перегрузки в общеобразовательной школе;
- отсутствие необходимого количества инструментов для домашних занятий.
Диагностика результативности обучения осуществляется педагогом на каждом занятии, каждом открытом выступлении. Результаты заносятся в итоговую диагностическую карточку два раза в год.
Оценка творческих достижений учащегося основывается на следующих данных:
- отношение учащегося к образовательному процессу в творческом объединении, домашняя подготовка, систематичность посещения занятий по обязательным предметам старание и прилежность;
- активность участия учащегося в творческих проектах, открытых мероприятиях объединения и учреждения;
- результативность участия в конкурсах и фестивалях.
В течение учебного года учащиеся ознакомительного уровня обязательно выступают на различных открытых прослушиваниях с исполнением 2-3 произведений программы или участвуют в зачёте по оркестровым партиям.
При оценке выступления учащегося и определения уровня обученности (низкий, средний, высокий) необходимо учитывать следующие критерии:
- «высокий уровень» обученности выставляется за технически грамотное исполнение программы, при которой достигнутая в процессе занятий исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. А так же, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла, продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а так же приемами качественного звукоизвлечения;
- «средний уровень» обученности выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены технические, ритмические и стилистические неточности. Учащийся демонстрирует пластичность и свободу игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения;
- «низкий уровень» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы. Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению. Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.
2. Учебно-тематический план
№ | Название разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение в предмет. Техника безопасности. | 1 | 1 | - |
2. | Изучение основ сольфеджио и теории музыки соответствии с исполняемым музыкальным материалом. | 2 | 1 | 1 |
3. | Обучение основным навыкам игры на инструменте. | 7 | 3 | 4 |
4. | Развитие ансамблевых навыков игры в оркестре. | 5 | 1 | 4 |
5. | Работа над художественным образом исполняемых произведений (оркестровых партий). | 13 | 1 | 12 |
6. | Развитие слуховых и музыкальных представлений (слушание музыки, образовательные беседы). | 2 | 1 | 1 |
7. | Итоговые занятия. | 2 | 1 | 1 |
8. | Социальная практика. | 12 | 2 | 10 |
Итого: | 44 | 11 | 33 |
3. Cодержание программы
1. Введение в предмет. Техника безопасности.
Теория: правила поведения учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества (подготовка учебного места, выполнение правил пожарной и электробезопасности, соблюдение правил гигиены, отключение мобильных телефонов и запрет на пользование звуковоспроизводящей аппаратурой во время занятий). Правила уличного движения. Правила противопожарной безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с образовательной программой.
3. Изучение основ сольфеджио и теории музыки соответствии с исполняемым музыкальным материалом.
Теория: формирование понятийного аппарата (музыкальный лад, тональность, мотив, фраза, тоника, знаки альтерации, интервал, аккорд, ритмические группировки, длительности с точкой, паузы);
Практика: чтение с листа, анализ исполняемых произведений, слуховой анализ, анализ интерпретации
4. Обучение основным навыкам игры на инструменте.
Теория: изучение правил пользования инструментом. Беседа о необходимости правильного выполнения домашних заданий, самостоятельной работы вне занятия.
Практика: посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений, подготовительные упражнения, гимнастика для рук, работа над звукоизвлечением. Овладение элементарными техническими навыками. Навыки владения мехом, работа над пластикой игровых движений рук, игра упражнений, этюдов с простым ритмическим рисунком. Гаммы: C-dur, G-dur (двумя руками), играет в них арпеджио короткие и длинные двумя руками, аккорды из трех звуков; A-moll - отдельно правой и левой рукой, арпеджио короткие и длинные, аккорды из трех звуков. Гаммы A-dur, В-dur A-moll, E-moll двумя руками, исполнять в них арпеджио короткие и длинные двумя руками, аккорды из 3 звуков, акцент, мелизмы, форшлаг, мордент.
5. Развитие ансамблевых навыков игры в оркестре.
Теория: понятие об ансамбле и оркестре. История развития оркестровых коллективов русских народных инструментов творческого объединения, понятие «дирижёр». Беседа о выдающихся дирижёрах, особенностях дирижёрской техники. Знакомство с дирижёрскими жестами. Чтение с листа.
Практика: работа над штрихами, понятие о позиционной игре, простейшие виды расстановки пальцев (аппликатура), продолжение работы над звукоизвлечением. Разучивание оркестровых и ансамблевых партий.
6. Работа над художественным образом исполняемых произведений (оркестровых партий).
Теория: понятие «художественный образ», «музыкальный стиль». Композитор и исполнитель. Изучение средств художественной выразительности (динамика, агогика).
Практика: работа в ансамбле с педагогом над выразительным исполнением. Выработка навыков исполнения агогических отклонений простых динамических оттенков, понятие «ауфтакт».
7. Развитие слуховых и музыкальных представлений (слушание музыки, образовательные беседы).
Теория: простейшие приёмы композиции (организации звукового материала). Знакомство с детскими музыкальными сочинениями.
Практика: слушание детских музыкальных сочинений, выполнение творческих заданий (устный рассказ, рисунок, музыкальное сочинение).
8. Итоговые занятия.
Теория: подбор индивидуальной программы для выступления. Обсуждение и анализ полученных знаний и умений, самоанализ.
Практика: игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на открытом прослушивании, концерте.
12. Социальная практика.
Теория: обсуждение и анализ реализации творческих проектов, беседы о музыке, анализ полученных музыкальных впечатлений.
Практика: участие в творческих проектах, конкурсах, фестивалях, репетициях коллектива, посещение концертов, творческих встреч, просмотр видеозаписей, слушание музыки, выполнение творческих заданий (рисунки, устные рассказы), совместная музыкальная практика с родителями учащихся.
4. Методическое обеспечение программы
Народные песни
Первоначальный этап обучения игре на инструменте наиболее сложный: именно в это время закладывается фундамент развития будущего музыканта. Одним из важнейших разделов учебного музыкального материала педагогика считала и считает фольклор, и прежде всего народные песни, которые просты в изложении и исполнении. Используя слова песен, ребенок лучше воспринимает ритмический рисунок, учится правильно читать длительности нот с листа. Знание текста песни не только способствует более осмысленному ее исполнению: в нужном темпе, характере, с должной артикуляцией, но и вызывает интерес к ней, желание исполнять ее со словами; помогает учащемуся определить законченность музыкальных структур - предложений, фраз, которые в музыкально-поэтических произведениях малых форм совпадают с законченностью поэтических построений.
Наиболее целесообразно использование в начале от коротких одноголосных мелодий в объеме I, V ступеней к увеличению их диапазона до октавы и более, от мажорного лада к минорному с поступенным движением, затем со скачками.
Первоначальные длительности - четверти, половинные, затем вводятся восьмые, четверти с точкой и шестнадцатые. В партии левой руки вначале используются басы основного ряда - они исполняются в различных сочетаниях с "готовыми аккордами"; позже в игру вводятся секстаккорды - мажорные (4 палец) и минорные (5 палец). Тональности C-dur (G-dur и F-dur), a-moll (e-moll, d-moll). Размеры - 2\4, 3\4, 4\4.
Работа над художественным образом начинается с первых шагов обучения игре на инструменте и освоения нотной грамоты.
Формы промежуточного и итогового контроля
Оркестровая студия «Гармония» - это локальная образовательная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов: образовательная деятельность, культурно-досуговая, воспитательная, работа с родителями.
Весь образовательный процесс поделен на этапы:
I этап - характеристика учащегося. Первая ступень адаптация детей к новым условиям, приобретение навыков общения - контакт педагога с ребенком, свобода общения. Техника безопасности, культура поведения, приучение к самостоятельной работе;
II этап - овладение каждым учащимся ведущими видами деятельности в каждом разделе программы. Основной вид деятельности - образовательный. Превалирующий вид – учебный;
III этап - переход от репродуктивно-практической деятельности к совместному с педагогом составлению плана по реализации тем и заданий и разработка планового проекта по индивидуальному замыслу, то есть начало самостоятельной творческой деятельности.
В конце каждого полугодия и в конце учебного года каждое выступление учащегося обязательно оценивается. Впечатление от исполнения учащимся музыкальной программы зависит от многих особенностей:
- степень одаренности;
- отношение к музыкальной работе;
- степень готовности произведений;
- степень соответствия трудности данного произведения и особенности ученика.
При этом учитываются:
- правильность текста;
- осмысленность текста (фразировка);
- умение выбрать и сохранить темп произведения;
- разнообразие звука, эмоциональность;
- правильность исполнительских приемов ученика;
- артистическая выдержка, устойчивость, стабильность исполнения;
- общее поведение на эстраде.
Техническое оснащение занятий: аудитория для занятий, инструмент, стулья, подставки (под ноги для маленьких детей), пюпитр.
5. Список литературы
Список рекомендуемой литературы для учащихся:
1. А. Мирек «Самоучитель игры на аккордеоне», М.: 1965 г.
2. «Хрестоматия аккордеон» 1-3, 3-5, 5-7 классы сост. В. Мотов, Г.Шахов, М.: 2002 г.
3. «Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона» 1-2, 3-4 классы сост. Ю.Акимов, А Мирек, М.: 1968 г. 4. И.
4. Бойко «Педагогический репертуар баяниста», Ростов-на-Дону 2000 г.
5. В. Ефимов, Л. Кленков, А.Коробейников «Педагогический репертуар баяниста, аккордеониста» 1-7 классы, М.: 2001 г.
6. В.Ефимов, А.Коробейников, В. Шулешко «Педагогический репертуар баяниста и аккордеониста» 1-5 классы, М.: 2000 г.
7. В.Ефимов, А.Коробейников «Педагогический репертуар баяниста и аккордеониста. Пьесы, обработки, ансамбли» 1-7 классы, М.: 2002 г.
и др.
Список литературы для педагога:
1. «Аккордеон» программа для ДМШ, М.: 1967 г.
2. А. Варфоломос «Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов», Лен.: 1989 г.
3. А. Мирек «Самоучитель игры на аккордеоне», М.: 1965 г.
4. В. Матонис «Музыкально-эстетическое воспитание личности», Лен.: 1988г.
5. М.К. Коджаспирова «Педагогика», М.: Гардарики, 2004 г.
5. С.Мерзлякова «Фольклор - музыка - театр», М.: 1999 г.
1 З.Т.Киселева, Ю.Красильников «Социально-культурная деятельность», М.: 2004 г.
6. «Хрестоматия аккордеон» 1-3 класс сост. В. Мотов, Г.Шахов, М.: 2002 г.
Приложение 1
Техника безопасности
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества
ИОТ— 017 —2009
Общие правила поведения
Учащиеся обязаны:
- учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
- учащиеся имеют право находиться на складе музыкальных инструментов только в присутствии педагога;
- учащийся не имеет право самостоятельно пользоваться имуществом, хранящемся на складе (музыкальные инструменты, пюпитры, костюмы, подставки и прочее);
- выдача музыкальных инструментов для домашних занятий учащихся со склада музыкальных инструментов производится в соответствии с требованиями сохранной расписки;
- в случае порчи музыкального инструмента, находящегося в домашнем пользовании, материальную ответственность несут родители обучающегося;
- учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
- учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
- учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
- учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.
Запрещается:
- запрещается приносить на склад музыкальных инструментов и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
- бегать на складе во избежании повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
- находиться в кабинете в верхней одежде;
- высовываться в окна во время проветривания помещения;
- пользоваться мобильными телефонами и плеерами.
Обязанности педагога:
- педагог обязан обеспечить все необходимые меры для полной сохранности музыкальных инструментов и другого имущества, используемого в образовательном процессе;
- педагог обязан следить за порядком на складе музыкальных инструментов;
- педагог обязан сопровождать учащихся на склад для получения ими музыкальных инструментов;
- педагог несет полную ответственность за сохранность музыкальных инструментов, используемых в образовательном процессе;
- по окончании занятия педагог обязан проконтролировать, а при необходимости помочь учащимся убрать инструмент на склад;
- с учетом здоровьесберегающих технологий педагог обязан подобрать музыкальный инструмент в соответствии с физическими особенностями учащихся, тем самым обеспечить правильную эксплуатацию инструмента и его сохранность;
- педагог обязан соблюдать правила гигиены и обеспечивать порядок в кабинетах оркестровой студии «Гармония», необходимых для полной сохранности музыкальных инструментов.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества
ИОТ— 017 —2008
Общие правила поведения
- учащийся приходит во ДТДиМ за 15-20 минут до начала занятий, с собой имеет сменную обувь;
- перед началом занятия учащийся должен подготовить свое учебное место (выбрать нужный инструмент, приготовить подставки, пюпитр, нотную литературу);
- учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
- учащиеся имеют право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога;
- во время занятий учащийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога или концертмейстера;
- учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
- учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
- учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
- при посещении ДТДиМ, учащиеся в возрасте 10 лет и старше (родители сопровождающие детей младшего возраста) обязаны предъявлять пропуск дежурному охраннику;
- сопровождающие родители ожидают своих детей в фойе клубной части здания, проход в другие помещения не разрешается без сопровождения педагога;
- учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.
Запрещается:
- запрещается приносить во Дворец и на его территорию с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
- пользоваться звуковоспроизводящей аппаратурой;
- бегать по кабинету во избежание повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
- находиться в кабинете в верхней одежде;
- высовываться в окна во время проветривания помещения;
- пользоваться мобильными телефонами и плеерами.
Правила поведения на улицах и дорогах города:
- учащийся по дороге во Дворец творчества должен правильно оценивать окружающую обстановку и выбирать безопасный маршрут, не соглашаясь на предложения друзей пройти через пустырь, стройку, глухой переулок;
- в общественном транспорте соблюдать правила поведения и меры безопасности;
- переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора;
- при переходе улицы нужно посмотреть сначала налево, затем направо;
- запрещается переходить улицу в неположенном месте и на красный свет светофора;
- запрещается организовывать подвижные игры рядом с проезжей частью.
Инструкция по технике безопасности
для учащихся оркестровой студии «Гармония»
- учащимся не разрешается пользоваться розетками и любыми электроприборами самостоятельно;
- в работе с клавишным синтезатором под руководством педагога использовать только указанный адаптер переменного тока РА- 300 или аналогичный, рекомендованный корпорацией YAMAHA;
- учащийся не допускается к подключению адаптера инструмента к электрической сети;
- запрещается открывать музыкальный инструмент и пытаться разобрать или модифицировать его внутренние компоненты;
- запрещается использовать инструмент в условиях сырости и повышенной влажности, а так же при очень высокой или низкой температуре;
- во избежание случайного падения инструмента и нанесения травмы учащемуся, не оставлять его в неустойчивом положении и использовать только специально предназначенную подставку.
Приложение 2
Аттестация учащихся
Педагогический мониторинг в рамках реализации данной программы осуществляется на каждом занятии. Цель занятия - создание условий для получения учащимся необходимых теоретических знаний, исполнительских навыков и умений и его общее музыкальное и гуманитарное воспитание.
К числу результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
- личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию; сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки детей, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В рамках реализации данной программы можно выделить следующие показатели, которые позволяют оценить результативность обучения:
- положительная динамика в развитии гибкости, вариативности, оригинальности мышления, музыкальной памяти, понимания музыкальных образов, чувства ритма и музыкального слуха;
- мотивация к музыкальному творчеству;
- повышение общей мотивации к учению.
Динамику результативности можно отследить по следующим показателям:
- разнообразие музыкальных интересов;
- формирование общего кругозора в предметной области;
- стремление к общению с музыкой;
- эмоциональный отклик на музыку;
- сформированность первоначальных исполнительских навыков.
При оценке выступления учащегося и определения уровня обученности (низкий, средний, высокий) необходимо учитывать следующие критерии:
«высокий уровень» обученности выставляется за технически грамотное исполнение программы, при которой достигнутая в процессе занятий исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. А так же, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла, продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а так же приемами качественного звукоизвлечения;
«средний уровень» обученности выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены технические, ритмические и стилистические неточности. Учащийся демонстрирует пластичность и свободу игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения;
«низкий уровень» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы.
Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению. Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.
Требования к выступлениям учащегося в течение года:
1 полугодие – 2-3 разнохарактерных пьесы (возможна сдача оркестровых партий или исполнение программы в ансамбле с педагогом (страшим учащимся);
2 полугодие – 2-3 разнохарактерных пьесы (возможна сдача оркестровых партий или исполнение программы в ансамбле с педагогом (страшим учащимся).
Исполнение программы возможно и желательно в рамках реализации раздела «Социальная практика» (концерты, фестивали, творческие проекты).
Критерий отслеживания результатов:
- уровень технического развития;
- развитие памяти и внимания;
- знания теории музыки;
- степень овладения игры на аккордеоне;
- развитие техники исполнения;
- степень владение концертным репертуаром оркестра;
- ансамблевые навыки;
- развитие слуха (мелодического и гармонического).
Успехи учащихся на занятиях оцениваются по трёхбалльной системе - ребёнку даётся словесная характеристика, осуществляется совместная рефлексия деятельности.
Результаты итоговой диагностики (один раз в полугодие) заносятся в индивидуальную карточку учета результатов обучения ребёнка по образовательной программе дополнительного образования детей.
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения ребенка
по общеобразовательной программе дополнительного образования детей
Фамилия, имя ребенка________________________________________ Возраст__________
Предмет_______________________Педагог________________________________________
Название общеобразовательной программы
_____________________________________________________________________________
Дата начала наблюдения 1 сентября 20_____ года
Показатели диагностики | _____________год обучения | |
Конец I полугодия | Конец учебного года | |
1. Теоретическая подготовка ребенка | ||
1.1. Теоретические знания: 1.2. Владение специальной музыкальной терминологией | ||
2. Практическая подготовка ребенка | ||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (игровой аппарат, освоение приемов звукоизвлечения) | ||
2.2. Музыкально- слуховые представления (память, воображение) | ||
2.3. Творческие навыки (чтение с листа, подбор по слуху, сочинение) | ||
3. Общеучебные умения и навыки ребенка | ||
3.1. Личностные качества | ||
Мотивация к музыкальному творчеству | ||
Самостоятельность и самоконтроль | ||
Отношение к общим делам объединения | ||
3.2 Учебно-коммуникативные умения: | ||
а) слушать и слышать педагога; | ||
б) эстрадоустойчивость | ||
в) способность к рефлексии деятельности | ||
3.3 Учебно-организационные умения и навыки: | ||
а) организовать свое рабочее (учебное) место; | ||
б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности | ||
4. Предметные достижения учащегося | ||
4.1 На уровне детского объединения (студии) | ||
4.2 На уровне ДТДиМ (учрежденческий) | ||
4.3 На уровне округа (окружной) | ||
4.4 На городском уровне (Московский) | ||
4.5 На региональном уровне (Российский) | ||
4.6 На международном уровне | ||
Итого средний балл: | ||
Уровни проявления (низкий, средний, высокий) |
1 балл – слабо проявляется (низкий уровень - Н);
2 балла – проявляется на среднем уровне (С);
3 балла – высокий уровень проявления (В).
Педагог дополнительного образования _______________________/_________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр"
Курс обучения игре в оркестре русских народных инструментов "Гармония" для детей 2-4 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Ансамбль"
Курс обучения игре в ансамбле для детей 2-4 классов при оркестровой студии "Гармония"....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Сольфеджио"
Курс обучения для детей 2-4 классов при оркестровой студии "Гармония"....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Фортепиано"
Курс обучения игре на синтазаторе для детей 2-4 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Аккордеон"
Программа ознакомительного уровня для детей 1-2 кл....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Ударные инструменты"
Программа лдя учащихся 2-4 кл....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Аккордеон"
Программа для учащихся 5-9 кл....