Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр"
рабочая программа на тему
Программа для учащихся 2-4 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit._list_k_programme.doc | 76 КБ |
muzits._mlad._orekstr_oznak._ur._2_stup.doc | 227 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Музицирование на русских
народных инструментах.
Младший оркестр»
(Оркестровая студия «Гармония»)
Направленность - художественная
Уровень – ознакомительный
Возраст учащихся – 2-4 классы
Срок реализации программы – 1 год
Авторы:
педагоги дополнительного образования
Мужичкова Наталья Ивановна,
Бармина Галина Ивановна,
Миронова Екатерина Александровна,
методист
Максимкина Светлана Владимировна
МОСКВА – 2014
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Музицирование на русских
народных инструментах.
Младший оркестр»
(Оркестровая студия «Гармония»)
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель методического совета__________________/ /
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель управляющего совета__________________/ /
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр»
(Оркестровая студия «Гармония»)
Содержание
1. Пояснительная записка | 2-13 стр. |
2. Учебно-тематический план | 14-15 стр. |
3. Содержание программы | 16-19 стр. |
4. Методическое обеспечение программы | 20-24 стр. |
5. Список литературы | 25-26 стр. |
6. Приложения | 27-35 стр. |
| 27-31 стр. |
| 32-35 стр. |
«Оркестр - тот инструмент, то начало, та среда,
которая не только объединяет музыкантов,
позволяет познать недоступное, увидеть незримое,
но и даёт возможность услышать голоса эпох»
1. Пояснительная записка
Направленность
Программа «Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр» является модифицированной, ознакомительного уровня 2 ступени и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Перемены, происходящие в современном социуме, в значительной степени затронули систему дополнительного образования. Становится очевидным факт возрастания интереса детей и родителей к музыкальному творчеству. Направленность традиционного музыкального обучения в музыкальных школах на концертное и конкурсное исполнительство и отсутствие в изучаемых музыкальных дисциплинах межпредметных связей в определенной степени тормозит и профессиональное музыкальное становление учащихся и развитие навыков любительского музицирования.
Единственный реальный путь повышения качества музыкального образования - это интенсификация обучения за счет внедрения новых методов, переосмысления целей и содержания музыкального образования и воспитания. Возникла необходимость поиска такой модели обучения, которая бы обеспечивала активную творческую деятельность детей в сфере искусства, способствовала воспитанию устойчивого интереса учащихся к музицированию; такой модели обучения и музыкального развития, которые будут способствовать формированию устойчивого тяготения к творчеству.
Оркестровый жанр как важная часть духовной культуры общества определял и продолжает определять судьбы большого количества людей. В период потрясений, в дни побед и торжеств именно оркестр являет собой силу сплочения и объединения людей разных возрастов и социальных групп. Великий философ Конфуций утверждал, что с помощью хорошей музыки можно управлять государством.
Коллективное исполнительство на русских народных инструментах в наши дни является ярким выразителем исконных национальных традиции, мощным средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и подростков.
Оркестровой музицирование как вид коллективного исполнительства, как ведущий жанр инструментальной музыки, как воспитательная среда являет собой унифицированную форму музыкального образования, воспитания и развития музыкантов-исполнителей. Общение, как общечеловеческая ценность в рамках оркестровой культуры наполняется духовым содержанием, гармонией мысли и чувств, атмосферой творчества, вдохновения.
«Слово оркестр происходит от греческого «Орхестра». Так называлась площадка перед сценой в древнегреческом театре, где выступал хор. Впоследствии на аналогичном месте стала располагаться группа музыкантов, которая тоже получила название оркестра» (Васина-Гроссман В.А. Книга о музыке и великих музыкантах - М.: Современник, 1999. - С. 274). В современной практике дополнительного образования оркестр - это основа творческого объединения учащихся разного возраста, разной степени выявленных музыкальных способностей, это своебразная творческая лаборатория.
Участие детей и подростков в оркестровом музицировании предоставляет широкие возможности для раскрытия творческой индивидуальности каждого участника. Стимулирующими факторами, привлекающими детей в оркестр русских народных инструментов являются:
- желание быть полноправным членом музыкального коллектива;
- наличие положительного примера для подражания (концертмейстеры оркестровых групп, солисты);
- мобилизирующее начало дирижёра;
- психологическая поддержка участников коллектива;
- эмоционально-чувственная поддержка зрительного зала;
- постоянная возможность получения нового знания.
Программа «Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр» направлена на формирование и развитие навыков коллективного (оркестрового) инструментального музицирования у детей и подростков в оркестровой студии «Гармония» через обучение игре на русских народных инструментах. Этот вид деятельности является одной из самых доступных форм привлечения учащихся к музыкальному творчеству в системе учреждений дополнительного образования детей. Различные формы коллективного музицирования (ансамбль, развивающие музыкальные игры, концертная деятельность, реализация различных творческих проектов) предполагают активное участие детей в образовательном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства.
Особенностью музыкального развития учащегося в коллективе является то, что с первых занятий юный музыкант становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует эмоциональной раскованности, свободе, преодолению психолого-физиологических проблем. Опыт показывает, что совместное музицирование способствует ускоренному развитию многих исполнительских навыков (чтение с листа, активизация мелкой моторики, приобретение навыков исполнения различных штрихов), воспитывает такие личностные качества как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм.
Через коллективное ансамблевое музицирование учащиеся знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что в значительной степени способствует формированию их музыкального кругозора, общей исполнительской и слушательской культуре.
Программа разработана в условиях интеграции содержания образования комплекса дополнительных общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности с целью создания специального интегративного модуля. В основе реализации данной общеобразовательной программы лежит системно-деятельностный подход. Он предполагает учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роль и значение видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и их достижения (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья). Содержание образовательной деятельности определено авторами программы с учётом факторов, обеспечивающих рост творческого потенциала учащихся, активизации их познавательной деятельности, обогащение форм воспитания и развития детей и подростков.
Методика музыкально-образовательной работы в оркестрах основывается на дидактических принципах:
- систематичность;
- интеграция теории и практики;
- последовательность развития профессиональных исполнительских навыков учащихся.
Отличительные особенности
Оркестровая студия «Гармония» - это локальная образовательная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов:
- образовательная деятельность;
- реализация проектов художественно-эстетической направленности;
- просветительская деятельность;
- воспитание детей и подростков через объединение их в детско-взрослую общность;
- работа с родителями.
Программа разработана авторским коллективом педагогов оркестровой студии «Гармония» ГБОУ Зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи на основе обобщения педагогического опыта, с учётом особенностей образовательной деятельности в творческого объединения, анализа результативности деятельности творческого объединения, с позиции требований, предъявляемым к образовательным программам как элементу российской образовательной системы и мониторинга образовательного процесса.
Инновационный характер программы обусловлен специфическими условиями организации образовательного процесса в объединении, основу которого составляет оркестр русских народных инструментов. Авторы программы опираются на основные тенденции современной музыкальной педагогики, такие как:
- включение музыки в общую систему гармонического воспитания личности;
- введение всеобщего музыкального образования;
- широкие репертуарные тенденции, обновление и обогащение репертуара благодаря привлечению старинной музыки, популярных сочинений отечественной музыкальной культуры, современной музыки с использованием элементов композиторской техники XX века.
Главным средством музыкально-эстетического развития авторы считают опору на слуховое воспитание (или развитие слухо-ритмо-двигательных задатков); развитие творческих навыков учащихся, формирование инструментального мышления. Содержание образовательной деятельности предусматривает активное привлечение родителей к различным формам сотрудничества в воспитании и развитии детей, предполагает использование различных развивающих технологий для создания особой социокультурной среды для воспитания ребёнка. В учебно-тематическом плане программы отражено стремление к интенсификации педагогического процесса, особое значение просветительства. В тоже время авторы программы опираются на академические традиции обучения игре на музыкальных инструментах, сформированные в практике ведущих музыкантов-педагогов.
Обучение детей в студии комплексное по нескольким предметам в определённом режиме. В курс обучения входят обязательные предметы и дополнительные по выбору детей.
Цель: формирование основных навыков музыкально-оркестрового исполнительства и мышления, музыкальных способностей учащихся через музицирование в составе оркестра русских народных инструментов.
Задачи:
образовательные:
- формирование необходимых ансамблевых навыков игры на русских народных инструментах для участия в оркестровом музицировании;
- формирование основ оркестрового мышления через знакомство с теорией музыки и историей создания и развития музыкальных инструментов;
- накопление опыта коллективной музыкально-творческой деятельности;
- освоение базовых технических приёмов игры на музыкальном инструменте;
развивающие:
- выявление и развитие музыкальных способностей: чувства ритма, ладового чувства, музыкально-слуховых представлений для исполнительской самореализации учащегося;
- развитие способности к художественному сопереживанию, образному и ассоциативному мышлению, творческому воображению;
- развитие природных способностей учащегося через создание атмосферы музыкального сотворчества;
- развитие музыкально-аналитических способностей;
- повышение мотивацию к креативной и просветительской деятельности учащегося;
- развитие художественного вкуса и потребности в самостоятельном общении с музыкой и в музыкальном самообразовании;
воспитательные:
- воспитание эмоционально-ценностных отношений к классической музыке;
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира;
- обеспечение условий для сохранения и совершенствования традиций отечественной фортепианной педагогической школы;
- воспитание лучших качеств личности для социальной адаптации обучающихся.
Возраст учащихся: 2-4 классы
Сроки реализации: 1 год
Формы и режим занятий:
занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу (45 мин. занятие, 15 мин. смена деятельности), 2 часа в неделю, 88 часов в год: 64 часа аудиторных занятий и 24 часа социальная практика (другие формы работы). Количество учащихся в группе 12 человек.
Объем групповых занятий определен в соответствии с целями и задачами программы, психофизиологическими особенностями учащихся и содержанием учебного материала. На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа:
- метро-ритмические упражнения;
- выработка основных исполнительских навыков;
- игра (пение, сольфеджирование) в ансамбле;
- творческие упражнения;
- беседа о музыке;
- прослушивание аудиозаписей.
Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга. Проведение каждого занятия требует от педагога не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.
В соответствии с психолого-физиологическими особенностями и современными интересами детей и подростков, необходимостью применения здоровьесберегающих технологий предусмотрена следующая структура занятий:
Структура групповых занятий | |
Основное время занятия (выработка знаний, умений, навыков) | 45 минут |
Смена деятельности (развивающие игры-упражнения, психологический тренинг, беседы о музыке) | 15 минут |
Общее время: | 60 минут |
Ожидаемые результаты
Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Планируемые результаты отражают общую идею программы: ориентацию на результаты и качество образования. Планируемые результаты обучения определены с учетом уровней усвоения содержания программы (низкий, средний, высокий).
В содержании и структуре планируемых результатов учтены их основные функции:
- служить критериальной основой для оценки результатов деятельности педагогов и учащихся;
- являться основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса.
Требования к учащимся:
- воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных и творческих задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Прогнозируемые результаты образовательной деятельности определены с учётом следующих внешних объективных факторов:
- массовое распространение у детей дошкольного и младшего школьного возраста нарушений психического и двигательно-моторного характера;
- неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства;
- отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды;
- перегрузки в общеобразовательной школе;
- отсутствие необходимого количества инструментов для домашних занятий.
По окончании данного года обучения учащийся должен свободно владеть всеми знаниями, умениями и навыками, предусмотренными для изучения на данном этапе. Полученные в процессе обучения знания, умения и навыки должны помочь ребенку активно включаться в музыкальный процесс, поддерживать мотивацию к коллективному музицированию на русских народных инструментах.
За один год обучения учащийся должен знать:
- знать основные музыкальные жанры (песня, марш, танец);
- знать названия и историю происхождения народных инструментов;
- усвоить основные музыкально-теоретические понятия (метро-ритм, темп, звукоряд, гамма, лад, фраза, мелодия);
- освоить правила правильной посадки за инструментом (с инструментом);
- знать обозначения основных динамических оттенков (f, p, cresc, dim);
- знать правила бережного отношения к музыкальным инструментам;
За один год обучения учащийся должен уметь:
- свободно читать ноты в скрипичном ключе;
- сольмизировать и петь с листа с дирижированием на 2/4 простейшие нотные примеры;
- определять на слух характер музыкального произведения, его структуру, лад, направление движения мелодии;
- владеть простейшими навыками ансамблевого творчества (совместное исполнение, сольфеджирование, метро-ритмические упражнения);
- владеть навыками слухового восприятия и слуховой активности (иметь выявленные опорно-слуховые взаимосвязи при игре на инструменте);
- освоить основные исполнительские навыки игры на выбранном музыкальном инструменте (специфику двигательных приёмов и приемов звукоизвлечения, основные правила аппликатуры);
Формы промежуточного и итогового контроля
Диагностика результативности реализации программы осуществляется через постоянное педагогическое наблюдение и анализ открытых выступлений учащихся. Впечатление от исполнения учащимся программы зависит от многих особенностей:
- степень одаренности;
- отношение к музыкальному сочинению;
- степень готовности произведений;
- степень понимания содержания музыкального произведения
- степень соответствия трудности данного произведения и индивидуальных особенностей ребёнка;
При этом учитывается:
- правильность исполнения музыкального текста;
- осмысленное воспроизведение музыкального текста (фразировка);
- умение выбрать и сохранить темп произведения;
- разнообразие звука, эмоциональность;
- уровень овладения исполнительскими приемами;
- артистическая выдержка, устойчивость, стабильность исполнения; общее поведение на эстраде.
Формы промежуточной и итоговой диагностики:
- прослушивание учащихся (в форме зачета по оркестровым партиям);
- итоговые прослушивания для родителей (в форме классных концертов);
- итоговые открытые занятия;
- отчетные и академические концерты;
- конкурсные и концертные выступления различных уровней;
- коллоквиум (собеседование) по результатам образовательной деятельности.
2. Учебно-тематический план
№ | Название разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение в предмет. Техника безопасности. | 1 | 1 | - |
2. | Изучение основных жанров детского фольклора и жанров детской музыки (песня, марш, танец) и истории музыкальных инструментов. | 8 | 4 | 4 |
3. | Изучение основ музыкальной грамоты в соответствии с исполняемым музыкальным материалом. | 8 | 4 | 4 |
4. | Выработка навыков ритмичного исполнения простейших мелодий. | 8 | 1 | 7 |
5. | Выработка первоначальных исполнительских приемов игры на инструменте в оркестре. | 10 | 2 | 8 |
6. | Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений. | 4 | 1 | 3 |
7. | Развитие первичных навыков ансамблевого творчества. | 4 | 1 | 3 |
8. | Развитие творческих навыков. | 2 | 1 | 1 |
9. | Разбор и проучивание текста музыкальных произведений. | 10 | 2 | 8 |
10. | Изучение основных дирижёрских жестов. | 5 | 1 | 4 |
11. | Итоговые занятия. | 4 | 2 | 2 |
12. | Социальная практика. | 24 | 10 | 14 |
Итого: | 88 | 30 | 58 |
3. Cодержание программы
1. Введение в предмет. Техника безопасности.
Теория: правила поведения учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества (подготовка учебного места, выполнение правил пожарной и электробезопасности, соблюдение правил гигиены, отключение мобильных телефонов и запрет на пользование звуковоспроизводящей аппаратурой во время занятий).
2. Изучение основных жанров детского фольклора и жанров детской музыки (песня, марш, танец) и истории музыкальных инструментов.
Теория: жанры вокального и инструментального детского фольклора, история возникновения и развития народных музыкальных инструментов; Жанры программной музыки (жанровые картинки, пьесы-песни, пьесы-рассказы).
Практика: изучение попевок, скороговорок, элементов обрядовых игр, прослушивание музыкальных произведений в исполнении на народных инструментах и вокальных ансамблей (аудиозапись, «живое исполнение»), ансамблевое музицирование на народных инструментах.
3. Изучение основ музыкальной грамоты в соответствии с исполняемым музыкальным материалом.
Теория: формирование понятийного аппарата (музыкальный лад, гамма, мотив, фраза, тоника, знаки альтерации, нотная грамота, жанры детской музыки - песня, марш, танец);
Практика: игры-упражнения в двухдольном и трёхдольном размерах, упражнения на активизацию музыкального восприятия, изучение названий нот, знаков альтерации, чтение записи нот в пределах первой, второй, малой октав, музыкальные игры на развитие быстроты мышления и музыкальной памяти, сольфеджирование и сольмизация простейших примеров.
4. Выработка навыков ритмичного исполнения простейших мелодий. Теория: понятия – ритм, длительность, метр, размер, такт, паузы; основные правила дирижирования;
Практика: исполнение музыкальных произведений в размере две четверти, три четверти, четыре четверти, упражнения на развитие чувства ритма, координации движений, ритмические упражнения под музыку.
5. Выработка первоначальных исполнительских приемов игры на инструменте в оркестре.
Теория: строение инструмента, основные правила посадки за инструментом в оркестре.
Практика: выработка основных приемов игры в унисон, выработка основных исполнительских навыков игры на инструменте, овладение основными исполнительскими штрихами, игра по партиям, участие в сводных репетициях коллектива.
6. Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений.
Теория: строение мелодии (восходящее движение, нисходящее движение скачки, повторы), динамическое развитие, простейшие музыкальные формы (куплетная, трёхчастная); изучение тембров различных инструментов;
Практика: исполнение фрагментов произведений разными инструментальными составами, сольфеджирование оркестровых партий.
7. Развитие первичных навыков ансамблевого творчества.
Теория: понятие ансамбль, оркестр, история возникновения совместного инструментального музицирования. Виды ансамблей и оркестров. Оркестр русских народных инструментов оркестровой студии «Гармония».
Практика: исполнение фрагментов музыкального сочинения в ансамбле с концертмейстером группы (педагогом), выработка навыков выразительного исполнения оркестровой партии, сольфеджирование в ансамбле, интонационные упражнения, музыкальные игры, слушание музыки.
8. Развитие творческих навыков.
Теория: понятие «художественный образ». Композитор и исполнитель. Простейшие приёмы композиции (организации звукового материала). Знакомство с детскими музыкальными сочинениями.
Практика: слушание детских музыкальных сочинений, выполнение творческих заданий (устный рассказ, рисунок, музыкальное сочинение).
9. Разбор и проучивание текста музыкальных произведений.
Теория: анализ музыкального текста, изучение обозначений темпа, динамики, агогических отклонений, анализ исполнительских штрихов.
Практика: чтение с листа нотного текста, проучивание текста в разных темпах, выработка навыков выразительного исполнения оркестровой партии.
10 Изучение основных дирижёрских жестов.
Теория: понятие «дирижёр», история возникновения оркестровой и дирижерской практики, оркестровые традиции коллектива.
Практика: изучение основных дирижёрских жестов (ауфтакт, «снятия», динамика и агогика).
11. Итоговые занятия.
Теория: психолого-педагогическая подготовка учащихся к открытым выступлениям, анализ степени готовности каждого учащегося к участию в концерте, конкурсе, открытом занятии.
Практика: концертное исполнение учащимися музыкальных произведений, анализ и оценка интерпретации.
12. Социальная практика.
Теория: разработка (моделирование) совместно с учащимися творческих проектов на определенный учебный период, разработка исполнительской концепции, формирование содержательной составляющей каждого выступления
Практика: репетиции (групповые, целостно-оркестровые, рабочие, прогонные, корректурные), открытые выступления в рамках творческих проектов.
4. Методическое обеспечение программы
Занятия с учащимися по разделам учебно-тематического плана планируются с учётом следующих компонентов (структура конспекта занятия):
- название темы;
- место данной темы в общем содержании учебного процесса;
- цель изучения данной темы;
- задачи изучения данной темы;
- общее содержание учебной темы: теоретических аспектов, практической деятельности детей (перечень упражнений, музыкальных произведений, тематика практических заданий);
- методические материалы по данной теме (таблицы аппликатуры);
- алгоритм изучения данной темы (распределение содержания теории и практики на учебных занятиях, последовательность использования методических материалов, методы работы с детьми);
- алгоритм выполнения практической работы (ее общее описание, этапы работы, действия, инструменты и нотные материалы);
- типичные проблемы учащихся в процессе выполнения практической работы и способы преодоления возникающих проблем.
Методы и приемы, используемые на занятиях
- словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, пояснение, указание и замечание);
- частично-поисковый метод (учащийся участвует в решении поставленных исполнительских задач);
- метод анализа учеником и педагогом учебной ситуации;
- наглядный метод (слушание музыки, показ педагога, просмотр видеоматериалов);
- практический метод (применение систематических, последовательных, постоянных упражнения разного вида).
Основной формой обучения является занятие, состоящее из двух частей: теоретической и практической. Решение практических задач осуществляется с помощью систематического повторения упражнений, выработки необходимых исполнительских и теоретических навыков. Обучение основано на педагогическом принципе «от простого к сложному».
Дети, как правило, увлеченно занимаются именно тогда, когда перед ними все время ставятся новые, более трудные задачи, доступные им, но все же требующие для своего решения определенных усилий. Основная цель педагога – в процессе подобного обучения помочь ребенку избежать ошибочных действий, которые тормозят формирование умений и навыков, искажают результат.
В сфере дидактики и педагогической психологии программа опирается на сформированные на практике определенные отношения педагога к ошибочным действиям учащихся. Здесь своя специфика, требующая особых, нестандартных, тонко дифференцированных решений. Все попытки диагностировать музыкально – исполнительскую деятельность учащегося должны носить сугубо индивидуализированный характер. Перспективной в плане творческого развития будущего оркестранта является линия поведения педагога, ориентирующая ребенка на «пробные действия» (метод проб и ошибок) в ходе освоения музыкального произведения. Метод чреват определенными потерями и неудачами для юного музыканта, но он формирует у учащегося комплекс необходимых знаний, умений и навыков, вырабатывает у него гибкость, пластичность музыкально – исполнительского мышления.
Общая эмоционально – психологическая атмосфера, складывающаяся на занятии, характер отношений между педагогом и ребенком способствуют успешному развитию личности воспитанника. Реализация программы предполагает, что педагог обращает внимание на психологическое состояние учащихся. В связи с этим реализация данной программы должна обеспечить детям социально – психологический комфорт. Содержание программы позволяет педагогу применять различные обучающие технологии, включающие в себя воспитательный компонент. В процессе занятий педагог обращает внимание на эмоциональное состояние учащегося (душевное равновесие, уверенность в своих силах); преодолевает негативные эмоции, подавленность детей, изменяя формы, методы и даже содержание занятий; уделяет внимание интересам и планам воспитанника, его душевному состоянию.
Одним из качеств, которые формируются на занятиях у детей, является умение работать самостоятельно. Задача педагога – научить ребенка самостоятельно работать над музыкальным произведением. В этой связи первостепенное значение приобретает доступность и выполняемость домашнего задания.
Для реализации этого принципа педагог учитывает следующее: объем учебного материала, срок выполнения, сложность задачи и работоспособность ребёнка. Невыполнение домашнего задания является сигналом бедствия, и педагог обязан выяснить причины этого. Но, прежде всего, он должен задать вопрос себе: «Выполнимо ли домашнее задание?» Дать на дом доступную работу – большое педагогическое искусство. Важное значение имеет конкретность домашнего задания.
На ознакомительном этапе обучения, наряду с развитием техники игры учащегося, педагог внимательно следит за правильностью его посадки, постановки рук и положения инструмента, так как только решение всего комплекса этих задач может дать устойчивые положительные результаты.
Правильная посадка начинающего исполнителя и положение инструмента во многом предопределяет успешное овладение приемами игры и принципами звукоизвлечения. Посадка за инструментом должна быть удобной для исполнителя, не стесняющей его при игре и вместе с тем внешне красивой и подтянутой. Удобство посадки за инструментом заключается в естественно свободном положении исполнителя на стуле и сохранении равновесия без напряжения мышц ног при отклонениях корпуса в стороны.
При игре на инструменте очень важно грамотно ребёнку поставить руки. Задача технического развития является одной из важнейших при обучении музыке. Поэтому в ежедневное занятие на начальном этапе обучения на любом музыкальном инструменте необходимо включить этюды, гаммы, упражнения. Упражнения могут быть различными, ставящими как глобальные задачи общего технического развития, так и решающие сиюминутные проблемы, помогающие освоению отдельных технических приёмов исполнения.
Заниматься техникой исполнения следует на протяжении всего периода обучения и педагог постоянно следит за выполнением каждого технического задания.
Работа над упражнениями на начальной стадии обучения является наиболее важной. Учащемуся с самых первых шагов нужно тщательно следить за усвоением правильных движений. Систематическая работа над гаммами и арпеджио наиболее полезна для развития технических навыков. При их исполнении ребёнок должен научиться следить за качеством звука, ровностью ритма и точностью исполнения штрихов. Когда гаммы и арпеджио будут освоены, полезно играть их с различными динамическими оттенками.
Звукоизвлечение и воспитание культуры звука – основные задачи исполнителя с первых шагов обучения игре на музыкальном инструменте.
Условия реализации программы
- аудитория для занятий;
- школьная доска;
- столы и стулья для детей и педагога;
- музыкальные русские народные инструменты и фортепиано;
- подставки (под ноги и на стулья);
- пюпитры;
- нотная литература;
- нотные тетради.
5. Список литературы
Список рекомендуемой литературы для учащихся
- Глейхман Д. «Народные песни» 1 -3 классы - М.: 2004 г.;
- Глейхман Д. «Пьесы» 1-3 классы - М.: 2004 г.;
- Глейхман Д. «Педагогический репертуар балалаечника» 3-5 классы -М.: 1989 г.;
- Глейхман Д. «Этюды» - М.: 2004 г.;
- Дорожкин А. «Самоучитель игры на балалайке» - Л.: 1985 г.;
- Илюхин А. «Самоучитель игры на балалайке» - М.: 1970 г.;
- Нечепоренко П., Мельников В. «Школа игры на балалайке» - М.: 2001 г.;
- Цветков В. «Школа игры на балалайке» - М.: 2000 г, и др.
Список литературы для педагога
- Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образовагния» - М.: Школьная Пресса, 2008 г.;
- Киселева Т., Красильников Ю. «Социально-культурная деятельность» - М.: 2004 г.;
- Коджаспирова Г.М. «Педагогика» -М.: Гардарики, 2004 г.;
- Матонис В. «Музыкально-эстетическое воспитание личности» - Лен.: 1988 г.;
- МерзляковаС. «Фольклор – музыка – театр» - М.:1999 г.;
- Нечепоренко П., Мельников В. «Школа игры на балалайке» - М.: 2001 г.;
- Рогаль-Левицкий Д. «Современный оркестр» - М.: 1956 г.;
- Сорокоумова Е.А. «Возрастная психология» - СПб.: Питер, 2007 г.;
- Цветков В. «Школа игры на балалайке» - М.: 2000 г.;
- Шалов А. «Основы игры на балалайке» - Л.: 1970 г.
Интернет-ресурсы
Ноты:
- http://www.partita.ru/
- http://balalaika.org.ru/
- http://domranotki.narod.ru/
- http://kukovo.ucoz.com/load/noty_dlja_ansamblej_orkestrov/1-1-0-7
- http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=77398
- http://www.notomania.ru/
- http://www.goldaccordion.com/noti/
- http://notes.tarakanov.net/
Оркестры:
- http://www.andreyev-orchestra.ru/pages.phtml?menu=1
- http://www.rusfolkorchestra.icape.ru/4/4_1.htm
- http://comp-folk.narod.ru/
Приложение 1
Техника безопасности
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества
ИОТ— 017 —2009
Общие правила поведения
Учащиеся обязаны:
- учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
- учащиеся имеют право находиться на складе музыкальных инструментов только в присутствии педагога или концертмейстера;
- учащийся не имеет право самостоятельно пользоваться имуществом, хранящемся на складе (музыкальные инструменты, пюпитры, костюмы, подставки и прочее);
- выдача музыкальных инструментов для домашних занятий учащихся со склада музыкальных инструментов производится в соответствии с требованиями сохранной расписки;
- в случае порчи музыкального инструмента, находящегося в домашнем пользовании, материальную ответственность несут родители учащегося;
- учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
- учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
- учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
- учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.
Запрещается:
- запрещается приносить на склад музыкальных инструментов и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
- бегать на складе в избежании повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
- находиться в кабинете в верхней одежде;
- высовываться в окна во время проветривания помещения;
- пользоваться мобильными телефонами и плеерами.
Обязанности педагога:
- педагог обязан обеспечить все необходимые меры для полной сохранности музыкальных инструментов и другого имущества, используемого в образовательном процессе;
- педагог обязан следить за порядком на складе музыкальных инструментов;
- педагог обязан сопровождать учащихся на склад для получения ими музыкальных инструментов;
- педагог несет полную ответственность за сохранность музыкальных инструментов, используемых в образовательном процессе;
- по окончании занятия педагог обязан проконтролировать, а при необходимости помочь учащимся убрать инструмент на склад;
- с учетом здоровьесберегающих технологий педагог обязан подобрать музыкальный инструмент в соответствии с физическими особенностями учащихся, тем самым обеспечить правильную эксплуатацию инструмента и его сохранность;
- педагог обязан соблюдать правила гигиены и обеспечивать порядок в кабинетах оркестровой студии «Гармония», необходимых для полной сохранности музыкальных инструментов.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества
ИОТ— 017 —2008
Общие правила поведения
- учащийся приходит во ДТДиМ за 15-20 минут до начала занятий, с собой имеет сменную обувь;
- перед началом занятия учащийся должен подготовить свое учебное место (выбрать нужный инструмент, приготовить подставки, пюпитр, нотную литературу);
- учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
- учащиеся имеют право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога или концертмейстера;
- во время занятий учащийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога или концертмейстера;
- учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
- учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
- учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
- при посещении ДТДиМ, обучающиеся в возрасте 10 лет и старше (родители сопровождающие детей младшего возраста) обязаны предъявлять пропуск дежурному охраннику;
- сопровождающие родители ожидают своих детей в фойе клубной части здания, проход в другие помещения не разрешается без сопровождения педагога;
- учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.
Запрещается:
- запрещается приносить во Дворец и на его территорию с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
- пользоваться звуковоспроизводящей аппаратурой;
- бегать по кабинету во избежание повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
- находиться в кабинете в верхней одежде;
- высовываться в окна во время проветривания помещения;
- пользоваться мобильными телефонами и плеерами.
Правила поведения на улицах и дорогах города:
- учащийся по дороге во Дворец творчества должен правильно оценивать окружающую обстановку и выбирать безопасный маршрут, не соглашаясь на предложения друзей пройти через пустырь, стройку, глухой переулок;
- в общественном транспорте соблюдать правила поведения и меры безопасности;
- переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора;
- при переходе улицы нужно посмотреть сначала налево, затем направо;
- запрещается переходить улицу в неположенном месте и на красный свет светофора;
- запрещается организовывать подвижные игры рядом с проезжей частью.
Инструкция по технике безопасности для учащихся
оркестровой студии «Гармония»
- учащимся не разрешается пользоваться розетками и любыми электроприборами самостоятельно;
- в работе с клавишным синтезатором под руководством педагога использовать только указанный адаптер переменного тока РА- 300 или аналогичный, рекомендованный корпорацией YAMAHA;
- учащийся не допускается к подключению адаптера инструмента к электрической сети;
- запрещается открывать музыкальный инструмент и пытаться разобрать или модифицировать его внутренние компоненты;
- запрещается использовать инструмент в условиях сырости и повышенной влажности, а так же при очень высокой или низкой температуре;
- во избежание случайного падения инструмента и нанесения травмы учащемуся, не оставлять его в неустойчивом положении и использовать только специально предназначенную подставку.
Приложение 2
Аттестация учащихся
Педагогический мониторинг в рамках реализации данной программы осуществляется на каждом занятии. Цель занятия - создание условий для получения учащимся необходимых теоретических знаний, исполнительских навыков и умений и его общее музыкальное и гуманитарное воспитание.
К числу результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
- личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию; сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки детей, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В рамках реализации данной программы можно выделить следующие показатели, которые позволяют оценить результативность обучения:
- положительная динамика в развитии гибкости, вариативности, оригинальности мышления, музыкальной памяти, понимания музыкальных образов, чувства ритма и музыкального слуха;
- мотивация к музыкальному творчеству;
- повышение общей мотивации к учению.
Динамику результативности можно отследить по следующим показателям:
- разнообразие музыкальных интересов;
- формирование общего кругозора в предметной области;
- стремление к общению с музыкой;
- эмоциональный отклик на музыку;
- сформированность первоначальных исполнительских навыков.
Успехи учащихся на занятиях оцениваются по пятибалльной системе - ребёнку даётся словесная характеристика, осуществляется совместная рефлексия деятельности.
Результаты итоговой диагностики (один раз в полугодие) заносятся в индивидуальную карточку учета результатов обучения ребёнка по образовательной программе дополнительного образования детей.
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения ребенка
по общеобразовательной программе дополнительного образования детей
Фамилия, имя ребенка________________________________________________ Возраст__________
Предмет________________________________Педагог______________________________________
Название общеобразовательной программы
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Дата начала наблюдения 1 сентября 20_____ года
Показатели диагностики | _____________год обучения | |
Конец I полугодия | Конец учебного года | |
1. Теоретическая подготовка ребенка | ||
1.1. Теоретические знания: 1.2. Владение специальной музыкальной терминологией | ||
2. Практическая подготовка ребенка | ||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (игровой аппарат, освоение приемов звукоизвлечения) | ||
2.2. Музыкально - слуховые представления (память, воображение) | ||
2.3. Творческие навыки (чтение с листа, подбор по слуху, сочинение) | ||
3. Общеучебные умения и навыки ребенка | ||
3.1. Личностные качества | ||
Мотивация к музыкальному творчеству | ||
Самостоятельность и самоконтроль | ||
Отношение к общим делам объединения | ||
3.2 Учебно-коммуникативные умения: | ||
а) слушать и слышать педагога; | ||
б) эстрадоустойчивость | ||
в) способность к рефлексии деятельности | ||
3.3 Учебно-организационные умения и навыки: | ||
а) организовать свое рабочее (учебное) место; | ||
б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности | ||
4. Предметные достижения учащегося | ||
4.1 На уровне детского объединения (студии) | ||
4.2 На уровне ДТДиМ (учрежденческий) | ||
4.3 На уровне округа (окружной) | ||
4.4 На городском уровне (Московский) | ||
4.5 На региональном уровне (Российский) | ||
4.6 На международном уровне | ||
Итого средний балл: | ||
Уровни проявления (низкий, средний, высокий) |
1-2 балла – слабо проявляется (низкий уровень - Н);
3-4 балла – проявляется на среднем уровне (С);
5 балла – высокий уровень проявления (В).
Педагог дополнительного образования __________________________________/____________________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр"
Курс обучения игре в оркестре русских народных инструментов "Гармония" для детей 2-4 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Ансамбль"
Курс обучения игре в ансамбле для детей 2-4 классов при оркестровой студии "Гармония"....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Сольфеджио"
Курс обучения для детей 2-4 классов при оркестровой студии "Гармония"....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Фортепиано"
Курс обучения игре на синтазаторе для детей 2-4 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Синтезатор" (на 2014-15 учебный год)
По данной программе проходит образовательный процесс в оркестровой студии "Гармония" ГБОУ ЗДТДиМ по предмету синтезатор для учащихся 2-4 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Ансамбль"
Программа для учащихся 2-4 кл....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Ударные инструменты"
Программа лдя учащихся 2-4 кл....