Дополнительная общеобразовательная программа «Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Баян"
рабочая программа на тему

Миронова Екатерина Александровна

Программа ознакомительного уровня для учащихся 1-2 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tit._list_.doc76.5 КБ
Microsoft Office document icon muzits.podg_._ork._bayan_oznak._ur._1_stup.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Музицирование

на русских народных инструментах.

Подготовительный оркестр. Баян»

(Оркестровая студия «Гармония»)

Направленность - художественная

Уровень - ознакомительный

Возраст учащихся – 1-2 классы

Срок реализации программы – 1 год

Авторы:

педагоги дополнительного образования

Бармина Галина Ивановна,

Мужичкова Наталья Ивановна,

Миронова Екатерина Александровна,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА - 2014

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Музицирование

на русских народных инструментах.

Подготовительный оркестр. Баян»

(Оркестровая студия «Гармония»)

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель методического  совета__________________/                               /

СОГЛАСОВАНО

Управляющим  советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель управляющего  совета__________________/                               /



Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Баян»

(Оркестровая студия «Гармония»)

Содержание

1. Пояснительная записка        

2. Учебно-тематический план        12

3. Содержание программы        4

4. Методическое обеспечение программы        17

5. Список литературы        34

6. Приложение 1                                                                                        37

7. Приложение 2                                                                                        42

1. Пояснительная записка

Направленность

Программа «Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Баян» является модифицированной, ознакомительного уровня 1 ступени и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Технологии творческого развития детей, создания и обогащения культурных ценностей непосредственным образом связаны и взаимодействуют с технологиями изучения, сохранения, восстановления этих ценностей, освоения и использования культурного наследия в современном обществе.

Музыка как средство воспитания с древних времен в большей или меньшей мере использовалась во всех идеологических системах. Примечательно, что во многие эпохи проявлялось стремление к гармоническому развитию личности средствами музыки.

Испокон веков русский народ стремился выразить в музыке свои мысли, чаяния, душевные переживания. Они нашли полноценное художественное воплощение в различных образцах инструментального искусства.

Известное влияние на развитие музыкального слуха ребенка (и его эмоциональной сферы и психики вообще) оказывает вся «звучащая» среда - от случайных тоновых звуков окружающего мира до различных сознательно производимых ритмических и звуковысотных комбинаций голосом или музыкальными инструментами. Однако для нормального развития ребенка необходимы соответствующие норма и мера, ибо он за несколько лет он должен пройти такой этап «музыкального развития», для которого человечеству понадобились целые тысячелетия. Правильно используемые средства музыкального выражения во многом способствуют развитию человека как личности. Сильное действие оказывает музыка на формирующийся духовный мир маленького человека.

Проведено также много экспериментов, доказывающих огромное влияние музыки на мышечную энергию, на дыхание, на кровообращение и кровяное давление, пульс и биение сердца и т.п.

В процессе общения с различными музыкальными жанрами формируется эстетическое сознание личности, которое в свою очередь, находится в соответственной связи со всеми сторонами духовного мира человека.

Целенаправленное использование воспитательной силы музыки заключается в том, чтобы способствовать всестороннему и гармоническому развитию личности, обогащать ее духовный мир, утверждать социальную значимость в современном мире.

В настоящее время баян продолжает быть распространённым народным инструментом. Что такое баян, как будто бы знают все. В то же время далеко не все под словом «баян» (в значении названия музыкального инструмента из семейства гармоник) подразумевают одно и то же.

Это название произошло от имени легендарного древнерусского певца - дружинника, первое упоминание о котором было обнаружено в «Слове о полку Игореве». Начиная с 90х годов XIX века, оно присваивалось в разное время разным типам гармоник.

Гармоникой называется музыкальный инструмент, в котором звук издается колеблющимися язычками (голосами), приводимыми в движение воздушной струей, нагнетаемой специальным мехом.

Баян - народный музыкальный инструмент, принадлежащий к группе клавишных гармоник. Проблемы первоначального периода обучения игре на баяне, аккордеоне существуют практически при воспитании каждого нового поколения музыкантов. В настоящее время эти проблемы встают особенно остро, в связи с новыми условиями, в которых работают преподаватели – баянисты, аккордеонисты. С одной стороны исполнительство на баяне неуклонно развивается в направлении высокого профессионализма, с другой стороны богатые выразительные возможности этого инструмента позволяют значительно расширить репертуар, решать сложные и многообразные художественные задачи, постоянно совершенствовать технические задачи и возможности, вводить новые приемы и методы, не встречающиеся ранее в музыкально - педагогической практике. К настоящему времени можно говорить о формировании школы, методики обучения игры на инструменте. Разнообразная методическая литература, многочисленные статьи, доклады и рекомендации последнего десятилетия подводят некоторые итоги развития теоретических основ обучения.

Вопросы начального обучения претерпели значительные изменения за полувековой период развития баянной школы. Настало время систематизировать материал, подвести итоги по данной проблеме. С другой стороны проблема первоначального обучения стоит очень остро именно в настоящий момент, так как период, когда баян и аккордеон пользовались всенародной любовью, были самыми популярными инструментами, когда конкурс в музыкальную школу и училище давал возможность отобрать самых одаренных детей для обучения, к сожалению, прошел. Сегодня перед преподавателями стоит трудная задача возрождения престижа баяна, аккордеона, воспитания в молодом поколении интереса к своим народным инструментам, а через них к русской культуре и национальным традициям.

Начальное обучение на любом инструменте – это один из самых ответственных этапов. Дальнейшие успехи начинающего музыканта во многом зависят от мастерства педагога, его профессиональных навыков, владения методикой индивидуального подхода, умение грамотно, конкретно и лаконично объяснить материал, помочь ученику добиваться первых положительных результатов. Начинающий музыкант, не имея никаких умений и знаний, полностью доверяет своему педагогу и любая ошибка и просчет в работе учителя очень дорого в дальнейшем обходятся для ученика. Плохо поставленный инструмент, скованный и зажатый игровой аппарат приводит в конечном результате к тому, что ученик, не имея положительных результатов игры, быстро теряет интерес к обучению, занимается нерегулярно, после окончания училища, колледжа практически не применяет инструмент в работе, не стремится совершенствовать свои исполнительские навыки и умения. Именно в этот первоначальный период обучения особенно требуется мастерство педагога, его знания, профессиональная интуиция.

Хорошо знакомые слова – «какая песня без баяна» – выражают суть отношения к этому инструменту. Баян обладает замечательным голосом, способным «спеть» задушевную песню, его глубокий, густой звук, соответствующий широте русского характера, может передать целую гамму чувств, от глубокой печали до безудержного веселья.

В методической работе рассматриваются наиболее острые вопросы начального этапа обучения на баяне – аккордеоне, а именно: профессиональная посадка баяниста – аккордеониста, установка инструмента, положение рук и свобода игрового аппарата, и очень специфическая проблема самостоятельности рук при игре двумя руками, штриховая координация.

Если мы вспомним, сколько времени скрипачи занимаются постановкой рук, сколько лет вокалисты тратят на постановку голосового аппарата, то станет ясно, что баянисты затрачивают на постановку рук непозволительно мало времени. А ведь от правильной постановки игрового аппарата зависит будущий успех, возможность свободно выражать свои художественные намерения.

Особого уважения заслуживает отношение пианистов к этой проблеме. Оно свидетельствует о высокой культуре и сформировавшейся школе со своими традициями и скрупулезно выполняемым ритуалом посадки за инструментом. С одинаковым вниманием относятся к посадке за инструментом и с такой же тщательностью готовятся к выступлению и юный музыкант на своем первом в жизни экзамене, и маститый лауреат международных конкурсов к каждому из многочисленных концертов, буквально до сантиметра вымеряя высоту стула и расстояние от него до инструмента 

Актуальность программы заключается в том, что она:

  • обеспечивает преемственность программы и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства; сохраняет единство образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства;
  • отвечает:
  • целостности, т.е. внутренней взаимосвязи компонентов учебного плана с такими предметами, как ансамбль, оркестровый класс, сольфеджио, специальный инструмент, дополнительный инструмент;
  • преемственности, т.е. обеспечения преемственности программы и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
  • перспективности, т.е. наличии резервов, гибкости образовательной программы.

Отличительные особенности

Программа разработана для обучения учащихся в оркестровой студии «Гармония» ГБОУ Зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи на основе обобщения педагогического опыта, с учётом особенностей образовательной деятельности творческого объединения, анализа результативности деятельности творческого объединения, с позиции требований, предъявляемым к образовательным программам как элементу российской образовательной системы и мониторинга образовательного процесса.

Программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного (оркестрового) инструментального мышления у детей и подростков оркестровой студии «Гармония» через овладение первоначальными исполнительскими навыками игры на инструменте. 

Коллективное музицирование в оркестре русских народных инструментов является одной из самых доступных форм привлечения учащихся к музыкальному творчеству в системе учреждений дополнительного образования детей. Различные формы коллективного музицирования (ансамбль, развивающие музыкальные игры групповые занятия по музыкально-теоретическим дисциплинам, концертная деятельность, реализация различных творческих проектов) предполагают активное участие детей в образовательном процессе. Оркестр, как творческая единица, может представлять своебразный эстетический всеобуч. В оркестре музыканты не только постигают мир прекрасного, гармонию мыслей и чувств. Деятельностный характер (музыкально-исполнительский) вид познания позволяет активно преобразовывать свой внутренний мир, делает необходимым освоение смежных с музыкой видов искусств, получение широких музыкально-теоретических знаний.

Цель: создание условий для выработки первоначальных навыков игры на баяне и применения их для коллективного исполнительства в оркестре русских народных инструментов.

Задачи:

образовательные:

  • знакомство с начальными техническими и художественными навыками игры на баяне;

развивающие:

  • развитие природных способностей: чувства ритма, музыкального слуха, художественного вкуса;
  • развитие качеств личности учащихся: добросовестного отношения к делу, самостоятельности, силы воли, усидчивости, принципиальности, чувства долга;

воспитательные:

  • формирование интереса и любви к музыке, воспитывая учащегося на лучших образцах народной музыки, произведениях русских и зарубежных классиков и лучших произведениях современных, прогрессивных композиторов.
  • воспитание уважительного отношения в общении с другими детьми и взрослыми.

Возраст детей: 1-2 классы

Срок реализации: 1 год

Формы и режим занятий:

форма занятий по классу баяна индивидуальная. Занятий проходят 2 раза в неделю по 30 мин., 1 час в неделю, 44часа в год: 32 часа аудиторных занятий и 12 часов социальная практика (другие формы работы с детьми).

Главной отличительной особенностью программы является индивидуальный дифференцированный подход к каждому воспитаннику.

Учащиеся оркестровой студии «Гармония» делятся на три группы по выявленным способностям:

I. Низкий уровень - дети не обладающие музыкальным слухом, ритмическим слухом, не способные быстро воспринимать материал, учить произведения наизусть, с проблемным исполнительским аппаратом.

II. Средний уровень - дети обладающие средними  выявленными  музыкальным слухом, ритмическим слухом, способные воспринимать материал, учить произведения наизусть,  

III. Высокий уровень - талантливые дети, обладающие хорошим (иногда абсолютным) мелодическим и гармоническим слухом, чувством ритма. Способны чувствовать музыкальные формы.

Прогнозируемые результаты по годам обучения

К концу обучения учащиеся осваивают следующие необходимые  знания навыки и умения:

  • знание нотной грамоты: ноты первой октавы на клавиатуре и нотном тексте (правая рука - скрипичный ключ, левая - басовый), длительности нот, знаки альтерации, штрихи;
  • правила посадки с инструментом,
  • постановку правой и левой руки, технику владения мехом, первичные навыки приемов звукоизвлечения: поп legato, legato;
  • динамические оттенки: mf, f, crescendo, diminuendo.

За год учащийся должен пройти большое количество простейших разнохарактерных произведений на основе народных песен для накопления репертуара, для свободного чтения с листа, знакомства с разнообразными ритмическими рисунками.

В первом полугодии при хорошей подготовке учащийся должен играть два разнохарактерных произведения двумя руками. Во втором полугодии изучаемый музыкальный материал становится сложнее. На экзамене во втором полугодии воспитанник сдает два разнохарактерных произведения.

Примерный репертуар ознакомительного уровня обучения на баяне:

  • Укр. народная потешка «Лепёшки».
  • Урк.н.п. «Ой, звоны звонят».
  • Р.н.п. «Пастушок».
  • Р.н.п. «Лиса».
  • Детская песенка «Кукушка».
  • Детская песенка «Сорока».
  • Детская песенка «Дождик».
  • Попевка «Два кота».

Формы подведения итогов

  • открытые занятия для родителей;
  • итоговые открытые занятия;
  • участие в творческих проектах художественно-эстетической направленности;
  • участие в методических семинарах различного уровня;
  • тестирование;
  • беседа;
  • участие в конкурсно-фестивальной деятельности различного уровня.

Диагностика результативности обучения осуществляется педагогом на каждом занятии, каждом открытом выступлении. Результаты заносятся в итоговую диагностическую карточку два раза в год.

Оценка творческих достижений учащегося основывается на следующих данных:

  • отношение учащегося к образовательному процессу в творческом объединении, домашняя подготовка, систематичность посещения занятий по обязательным предметам старание и прилежность;
  • активность участия учащегося в творческих проектах, открытых мероприятиях объединения и учреждения
  • результативность участия в конкурсах и фестивалях.

2. Учебно-тематический план

Название разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в предмет. Техника безопасности.

1

1

-

2

Изучение нотной грамоты в соответствии с исполняемым музыкальным материалом.

2

1

1

3.

Обучение игре на инструменте:

- нотная грамота;

- постановка рук;

- развитие общей координации рук и пальцев;

- развитие чувства ритма.

6

2

4

4.

Развитие технических и ансамблевых навыков игры в оркестре:

- чтение с листа;

- разучивание партий;

- знакомство с дирижёрскими жестами.

6

1

5

5.

Работа над художественным образом исполняемых произведений (оркестровых партий)  

13

1

14

6.

Развитие слуховых и музыкальных представлений (слушание музыки, образовательные беседы).

2

1

1

7.

Итоговые занятия.

2

1

1

8.

Социальная практика.

12

2

10

Итого:

44

10

44

3. Содержание программы

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: правила поведения учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества (подготовка учебного места, выполнение правил пожарной и электробезопасности, соблюдение правил гигиены, отключение мобильных телефонов и запрет на пользование звуковоспроизводящей аппаратурой во время занятий). Правила уличного движения. Правила противопожарной безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с образовательной программой.

2. Изучение нотной грамоты в соответствии с исполняемым музыкальным материалом.

Теория: формирование понятийного аппарата (музыкальный лад, гамма, мотив, фраза, тоника, знаки альтерации, нотная грамота). Регистры, названия октав, длительности нот, расположение нот на клавиатуре, нотоносце, динамика.

Практика: нотный стан, скрипичный и басовые ключи, названия, расположение нот в пределах первой и второй октавы, Понятия: ключ, нотный стан, тон, полутон, диез, бемоль, регистр. Мажор, минор. Знакомство с длительностями (целая, половинная, четвертная, восьмая). Паузы.

3. Обучение игре на инструменте.  

Теория: знакомство с инструментом, исторические данные об инструменте, изучение правил пользования инструментом. Беседа о необходимости правильного выполнения домашних заданий, самостоятельной работы вне занятия. Правильная посадка с инструментом.

Практика: посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения, воспитание аппликатурной дисциплины; чтение нот с листа; работа над ведением меха, изучение его возможностей; игра в ансамбле с педагогом. Развитие чувства ритма: использование ложек, хлопков,  ударных инструментов. Понятие “сильная доля”, размер 2/4 и 4/4. Игра ритмических фигур со счетом в слух. Подбор по слуху простейших мелодий.

4. Развитие ансамблевых навыков игры в оркестре (чтение с листа, разучивание партий, знакомство с дирижёрскими жестами).

Теория: понятие об ансамбле и оркестре. История развития оркестровых коллективов русских народных инструментов творческого объединения, понятие «дирижёр». Беседа о выдающихся дирижёрах, особенностях дирижёрской техники.

Практика: работа над штрихами, понятие о позиционной игре, простейшие аппликатуры, работа над звукоизвлечением, работа над пластикой игровых движений, игра упражнений, этюдов с простым ритмическим рисунком.

5. Работа над художественным образом исполняемых произведений (оркестровых партий).

Теория: понятие «художественный образ». Композитор и исполнитель. Изучение средств художественной выразительности (динамика, агогика).

Практика: работа над выразительным исполнением. Выработка навыков исполнения простейших агогических отклонений и простых динамических оттенков. Понятие «ауфтакт».

6. Развитие слуховых и музыкальных представлений (слушание музыки, образовательные беседы)

Теория: простейшие приёмы композиции (организации звукового материала). Знакомство с детскими музыкальными сочинениями.

Практика: слушание детских музыкальных сочинений, выполнение творческих заданий (устный рассказ, рисунок, музыкальное сочинение).

7. Итоговые занятия.

Теория: подбор индивидуальной программы для выступления. Обсуждение и анализ полученных знаний и умений, самоанализ.

Практика: игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на  открытом прослушивании, концерте .

8. Социальная практика.

Теория: обсуждение и анализ реализации творческих проектов, беседы о музыке, анализ полученных музыкальных впечатлений.

Практика: участие в творческих проектах, конкурсах, фестивлях, репетициях коллектива, посещение концертов, творческих встреч, просмотр видеозаписей, слушание музыки, выполнени творческих заданий (рисунки, устные рассказы), совместная музыкальная пракьтика с родителями учащихся.

4. Методическое обеспечение программы

С первых шагов обучения игре на баяне ученик начинает играть подобранные «по слуху» простейшие попевки. Работа по принципу «пою-играю» побуждает слух ученика к активному вниманию, вносит в урок элементы творчества.

Слова в первых песенках-попевках должны быть понятны по содержанию и легко запоминаемы Работа под попевкой начинается с того, что ученик поёт ее вместе с педагогом, прохлопывает ритмичный рисунок. После этого определяет – сколько звуков и как они расположены между собой. Затем подбирает попевку на инструменте от того звука, от которого она исполнялась голосом. Рекомендуется начинать такую работу с попевок в узком диапазоне (с секунды).

Если игра по слуху является одним из постоянных методов занятий и доведения до умения «подбирать» не только песенки, но и относительно сложные музыкальные произведения или хотя бы отрывки из них «то этим систематически воспитываются способности и уменье, необходимые для уверенной игры наизусть сложных произведений».

Вопросы постановки музыканта баяниста-аккордеониста включают следующие компоненты: профессиональную посадку, установку инструмента и положение рук.

Посадка баяниста-аккордеониста основана на естественности положения всех частей тела, свободе конкурса и его устойчивости. Соблюдение всех принципов дает возможность не уставать во время занятий и создает хорошие условия для правильной постановке инструмента.

Данная программа опирается на методическую разработку «Наиболее острые вопросы на начальном этапе обучения на инструменте баян (аккордеон) педагога Озерова А.А. (тверской педагогический колледж). В частности на методические рекомендации по правилам посадки и накоплении учеником необходимых технических навыков.

Основные правила профессиональной посадки предусматривают:

а) сидеть на половине жесткого стула (высота сидения зависит от физических данных исполнителя: его бедра должны быть в горизонтальном положении, иначе нельзя будет достичь устойчивости инструмента);

в) учащийся должен иметь три точки опоры: опора на стул и опора ногами на пол – ноги слегка расставлены;

с) необходимо ощущать еще одну точку опоры – в пояснице (корпус при этом следует распрямить, грудь подать вперед).

Немаловажным требованием к посадке является ее активность, а не расслабленность, грузность или «леность».

Инструмент с собранным мехом ставят вертикально на образовавшуюся горизонтальную площадь бедер. Нижняя часть грифа баяна или аккордеона упирается в бедро (правое). Мех располагается на левом бедре. Своеобразное строение корпуса аккордеона (высота, большой гриф) допускает небольшой наклон его верхней части к исполнителю.

Из своего опыта замечу, что прежде, чем использовать заплечные ремни для закрепления постановки и устойчивости баяна вы должны проверить правильность постановки при помощи простого упражнения. Опустите руки и убедитесь, что инструмент стоит на бедрах, в нужном положении не наклоняясь и не падая с колен, самостоятельно, без дополнительной помощи.

Наплечные ремни регулируются таким образом, чтобы не сдавливать грудную клетку и не затруднять дыхание ученика. Правый ремень, достаточно свободный, обеспечивает полную свободу действий правой руки, но не должен давать инструменту чрезмерно отодвигаться влево. Левый ремень обычно немного короче, так как на него ложится основная нагрузка по обеспечению движения меха.

Рабочий ремень левой руки тоже подгоняется с учетом того, чтобы рука могла свободно перемещаться вдоль клавиатуры. Вместе с тем при разжиме и при сжиме меха левое запястье должно хорошо ощущать ремень, а ладонь – корпус инструмента. Нельзя придерживать инструмент подбородком или правой рукой.

При изучении вопросов постановки инструмента необходимо помнить, что во многих старых изданиях школ и самоучителей они трактуются по-разному, часто ошибочно, более того, снабжены рисунками, демонстрирующими неверное положение инструмента.

К числу важнейших постановочных навыков относится ведение меха. Мех является главной особенностью звукообразования на баяне и аккордеоне. Начинать работу над правильным ведением меха необходимо на первых уроках и контролировать в течение всего первоначального периода обучения.

На первоначальном этапе обучения главным является приобретение навыка ведения меха, то есть умения вести его плавно, ровно, постоянно, достаточно активно. Особое значение имеет линия ведения меха. Старайтесь раздвигать мех веером. Нельзя вести мех по прямой линии, описывать «восьмерку» или заводить мех «за себя».

Любое из таких неверных движений создает излишнее напряжение или сокращает амплитуду «разжима». Необходимо осваивать технику момента смены направления движения меха. Нельзя производить смену меха на одном и том же звуке, так как длительность при этом прерывается и дробится, следует помнить, что поворот меха возможен лишь после того, как полностью отзвучит вся длительность. Учащийся должен осваивать смену движения меха и в связи с исполнением динамических оттенков. Контролируйте единую динамическую линию на «разжим» и «сжим».

Вопросы работы над мехом можно рассматривать долго и подробно. Задача методической разработки – определить наиболее важные моменты, освоение которых необходимо именно на первоначальном этапе. Окончательно убедиться в правильности постановки инструмента я предлагаю при помощи упражнения на движение меха на «разжим» и «сжим» (при помощи нажатия пальцем левой руки на воздушный клапан). При этом правая рука ученика должна быть опущена вниз, а педагогу необходимо проконтролировать неподвижность правой части корпуса инструмента, его устойчивость, верную линию ведения меха. Упражнение необходимо выполнять на протяжении нескольких занятий.

Существует еще один подход к вопросу постановки инструмента. И, наверное, он самый важный. Каждый музыкант стремится к органическому контакту со своим инструментом, стремится к приобретению так называемого «чувства» инструмента. Ведь только при этом исполнитель может воплотить все свои творческие намерения, замысел композитора, создать художественный образ. Добиться выполнения этой сложной задачи на первых уроках невозможно, но ее решение является конечной целью любого музыканта и педагога.

Вопросам постановки рук занимаются педагоги музыканты любой специальности с особым вниманием. Это происходит потому, что допущенные здесь ошибки могут привести в последствие к расточительной трате времени при работе над произведениями и даже к тяжелым профессиональным заболеваниям рук.

Что же такое постановка рук? Это, прежде всего, – естественные и целесообразные движения рук (пальцев, кисти, предплечья, плеча) в процессе игры на инструменте.

Какие руки считаются наиболее пригодными для игры на баяне, аккордеоне? Лучше всего пригодны для игры на музыкальных инструментах детские руки (кроме рук с заболеваниями). У взрослых учащихся предпочтение отдается пластичной, гибкой руке, в отличие от огрубевших, жестких. Постановка рук баяниста-аккордеониста за время существования гармоники претерпела значительные изменения. Тем не менее, в настоящее время мы можем говорить о наиболее общих законах постановки рук баяниста-аккордеониста.

Начинать постановку правой руки необходимо с упражнений, позволяющих ощутить свободу пальцев, кисти, предплечья, плеча. Для этого поднимите руки вверх и, поочередно расслабляя каждую часть руки, опустите их вниз. Свободно опущенная вниз правая рука принимает естественное положение и переносится на клавиатуру.

Следует хорошо усвоить основные положения постановки руки:

1. Вся рука – от плеча до кончиков (подушечек) пальцев – должна быть свободной и гибкой. Но свобода рук не означает расслабленности. «При игре наша рука не должна быть ни мягкой, как тряпка, ни жесткой, как палка. Она должна быть упругой подобно пружине» – отмечал пианист Л.Николаев. Рука должна как бы «дышать», ощущая пластичность и естественность мышечного тонуса всех своих частей.

2. Во время исполнения пальцы должны быть опорой, принимая на себя нагрузку всей руки. Г.Нейгауз сравнивал всю руку от плеча до кончиков пальцев с висячим мостом, один конец которого закреплен в плечевом суставе, а другой – в пальце на клавиатуре. При этом «мост» гибкий и упругий, «опоры» же его крепкие и устойчивые.

3. Суставы пальцев не должны прогибаться. Сильно скрюченные или чрезмерно вытянутые пальцы создают излишнее напряжение.

4. Кисть принимает округлую форму.

5. Первый (большой) палец баяниста находится за грифом, но не обхватывает гриф, а лишь удерживает руку в правильном положении. Опора создается только на играющие пальцы.

6. Учитывая своеобразное строение (клавишное) правой клавиатуры аккордеона, правая рука вся находится на клавиатуре, кисть имеет выпуклую, округлую форму. Особенно надо следить за твердой опорой первого и пятого пальцев. Кисть должна находиться над клавиатурой и не опускаться за гриф, в противном случае первый и пятый пальцы теряют точку опоры.

7. Прижатие локтя к туловищу ведет к излишнему перегибу кисти. Локоть, чрезмерно поднятый вверх, создает ненужное напряжение.

С первых же занятий необходимо вырабатывать у учащихся ощущение клавиатуры, умение находить любой звук «на ощупь», чувствовать расстояние между кнопками (клавиатуры). Опыт показывает, что лучшим способом приобрести этот необходимый навык является игра не глядя на клавиатуру. Причем, чем раньше педагог начинает это требовать, тем скорее ученик добивается положительных результатов.

Во время игры левая рука выполняет три основных функции:

1) сжимает и разжимает мех;

2) нажимает клавиши;

3) передвигается вдоль клавиатуры.

При ознакомлении учащегося с левой клавиатурой необходимо объяснить порядок расположения клавиш по схеме, основные условия правильного положения левой руки, привить первые двигательные навыки, основы аппликатуры.

Учащемуся необходимо запомнить основные условия правильного положения руки во время игры.

1) Локоть левой руки должен быть в согнутом положении и находится на некотором расстоянии от корпуса исполнителя.

2) Форма кисти округлая, рука выдвинута настолько, чтобы все 4 играющих пальца находились на основном ряду левой клавиатуры.

3) Внешнее ребро корпуса инструмента должно приходиться на сгиб между первой и второй фалангами большого пальца. Во время игры большой палец должен свободно скользить по краю корпуса, не меняя своего положения. Необходимо следить, чтобы при движении меха на разжим большой палец не ставился на крышку корпуса, для этого надо точнее подогнать левый ремень. Следует также контролировать положение руки при движении меха на сжим, не допуская, чтобы ладонь плотно прилегала к крышке инструмента, так как это будет сковывать работу пальцев.

Кроме непосредственной игры на клавиатуре левая рука занята также важнейшей работой – меховедением. Руке не следует болтаться между ремнем и корпусом инструмента. При полном ощущении свободы ей необходимо постоянно контактировать с ремнем и крышкой корпуса, что дает нам возможность в любой момент незаметно сменить мех без люфт-паузы и толчка.

Большую ошибку совершают те педагоги и ученики, которые выделяют какую-либо часть руки и пытаются работать над ней изолированно.

«В игре принимают участие все части руки, но степень активности неодинакова. Бывает: кисть, предплечье плечо, принимающие участие в общем движении, могут приближаться к состоянию неподвижности, никогда, не переходя в состояние изоляции от двигающихся частей», – подчеркивал Л.Николаев. В умении активизировать в данный момент часть руки и разгружать другие, менее подходящие для решения звуковой задачи, и состоит основная цель рациональной постановки, рациональных двигательных навыков.

В течение всего первоначального периода обучения педагог контролирует и корректирует правильное положение рук во время игры. Никогда не начинайте играть «зажатыми» руками. Находите в произведениях моменты для освобождения рук: «паузы», цезуры, штрихи, окончания фраз. Главная задача преподавателя не только рассказать и показать правильное положение рук, но и научить осознанно и осмысленно относиться к этой проблеме, и самостоятельно контролировать свои домашние занятия.

Г. Коган в эпиграфе к своей книге «У врат мастерства» пишет: «При игре на фортепиано дело не столько в постановке рук, сколько в постановке головы».

Закрепление правильного положения левой и правой руки на клавиатуре инструмента, выработка ощущения клавиатуры осуществляется с помощью специальных упражнений, особое значение имеет правильный подбор этих упражнений. На начальном этапе в своей педагогической практике я использую упражнения до нотного периода, основанные на уникальности и своеобразии клавиатуры баяна, аккордеона.

Требования, предъявляемые педагогом к исполнению упражнений:

  • обязательным условием для исполнения упражнений являются медленные и умеренные темпы;
  • все упражнения исполняются штрихом legato, так как только этот штрих дает свободу руки на первоначальном этапе обучения;
  • во время игры ученика преподаватель должен постоянно контролировать свободу всех частей рук, основы посадки и постановки инструмента, ровность ведения меха, глубину нажатия клавиш;
  • необходимо активизировать слух учащегося на качество исполнения упражнений для осуществления подготовки к самостоятельным, плодотворным домашним заданиям;
  • рекомендуется  исполнять упражнения в динамическом развитии;
  • во время игры упражнений добивайтесь ровного, красивого, глубокого,
    выразительного звучания инструмента. Используйте упражнения для того, чтобы заложить основы культуры звукоизвлечения.

Предлагаемые упражнения просты в понимании, и начинать работать над ними надо с первых уроков, не дожидаясь изучения основ музыкальной грамоты. Предложенные ниже упражнения являются хорошей гимнастикой для рук начинающего музыканта.

Упражнения для правой руки баяниста

Упражнение № 1:

Движение по одному (любому) вертикальному ряду последовательно 2,3,4,5, пальцами вверх и 5,4,3,2 пальцами вниз.

Упражнение № 2:

Движение по двум соседним косым рядам (1 и 2 ряды или 2 и 3 ряды) последовательно вверх и вниз с использованием нескольких вариантов аппликатуры (2-3 пальцами, 3-4, 4-5).

Упражнение № 3:

Движение по хроматической гамме вверх и вниз с использованием аппликатуры сильных и слабых пальцев.

Упражнение № 4:

Движение по крайним рядам (1 и 3 ряды) последовательно вверх и вниз с использованием нескольких вариантов аппликатуры (2 и 4 пальцы, 3-5)

Упражнения для правой руки аккордеониста

Упражнение № 1:

Движение через клавишу (по 6.3 и м.3) последовательно вверх и вниз от диатонических ступеней различными вариантами аппликатуры (1 и 3, 2 и 4, 3 и 5 пальцами).

Упражнение № 2:

Целью этого упражнения является закрепление постановки и правильного положения правой руки, скачок с первого на пятый палец (с I ступени на V) с последующим нисходящим заполнением, движение от диатонических ступеней последовательно вверх и вниз.

Упражнение № 3:

Цель этого упражнения – подготовка к исполнению гаммообразных движений. Поступенное движение с использованием подкладывания и перекладывания первого пальца, аппликатура: 1, 2, 3, 1 пальцы, 1, 2, 3, 4, 1 пальцы – исполняется вверх и вниз от диатонических ступеней лада.

Упражнения для левой руки баяниста и аккордеониста

Упражнение № 1:

Движение 3 пальцем по основному ряду басов вертикально вверх и вниз.

Упражнение № 2:

Используется для правильного положения руки. Движение 5, 4, 3, 2 пальцами по основному ряду басов последовательно вверх и 2, 3, 4, 5 пальцами вниз.

Упражнение № 3:

Чередование баса и аккорда (Б, М) как основной формулы сопровождения, аппликатура: бас – 3, аккорд – 2 пальцами.

Упражнение № 4:

На освоение вспомогательного ряда. При исполнении данного упражнения используются гармоническая последовательность Т и Т6 в мелодическом и аккордовом изложении вверх и вниз по основному ряду басов.

Упражнение № 5:

Для освоения 5 ряда. Игра септаккордов: гармоническая цепочка, D7 с разрешением в Т53 исполняется от всех басов основного ряда вниз.

Упражнение № 6:

Для подготовки руки к исполнению М6. Исполнение в тональности а-moll t53 и t6 гармонически и мелодически, контролируя 5 палец на помеченной клавише «До».

При освоении всего комплекса упражнений для правой и левой рук необходимо соблюдать принцип последовательности и индивидуальный подход к учащимся. По мере освоения упражнений и приобретения навыка игры постепенно переходить к исполнению гамм, оставив в работе только наиболее сложные упражнения.

Одной из наиболее важных проблем начального периода обучения является выработка у учащихся самостоятельности, независимости правой и левой рук при игре двумя руками. Под независимостью рук подразумевают умение музыканта-исполнителя производить одновременно обеими руками различную работу, координируя при этом в любом сочетании различную динамику, ритмику, штрихи, направление движения меха и т. д.»

Основные принципы методики преподавания:

принцип движения - подача материала в игровой, театрализованной форме - особенно важно для детей младшего школьного возраста;

принцип сравнения - при определении теоретических понятий используются разные образы из жизни природы, цветообразы, звукообразы; чаще всего это происходит при изучении направления музыкального движения, интервалов, аккордов и при определении наклонения лада;

принцип синтеза - межпредметные связи:

  • баян и подготовительный оркестр;
  • баян и ансамбль;
  • баян и сольфеджио;
  • баян и дополнительный инструмент.  

Реализация этого принципа позволяет воспитать музыканта с более широким спектром ЗУНов.

принцип сотрудничества - педагог и ученик - единомышленники, сотрудники: вместо заучивания готовых определений и формулировок вместе находят путь к истине и делают открытие при максимально доброжелательном и комфортном психологическом микроклимате;

принцип повторения - повторение теоретического и практического материала с тенденцией к усложнению, с дополнениями и поправками при каждом повторении;

принцип доступности - объяснение материала, подбор репертуара в соответствии с возрастными особенностями учащихся;

принцип дифференцированного подхода - с программой должны справляться все, а для сильных учеников, сверх нормы, даются дополнительные задания творческого характера.

Показателями успешности занятий детей в студии являются:

- высокий уровень обученности;  

- успешные выступления на отчетных концертах, конкурсах, фестивалях;

- участие в творческих олимпиадах, проводимых в студии.

Формы занятий

  • занятие-игра;
  • занятие-концерт;
  • занятие-беседа;
  • занятие-конкурс;
  • занятие-викторина.

Методы и приемы, используемые на занятиях

Методы организации учебно-воспитательного процесса:

  • словесные (беседа, анализ текста, структуры музыкального произведения);
  • наглядные методы (показ, исполнение педагогом);
  • практические методы;
  • репродуктивные (воспроизведение учащимися полученных знаний и освоенных способов деятельности);
  • исследовательские (побуждение к самостоятельной творческой работе).

Основной формой обучения является занятие, состоящее из двух частей: теоретической и практической. Решение практических задач осуществляется с помощью систематического повторения упражнений, выработки необходимых исполнительских и теоретических навыков. Обучение основано на педагогическом принципе «от простого к сложному».

На данном этапе обучения происходит дальнейшее развитие координации пальцев, развитие мелкой моторики, развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логично рассуждать, у него достаточно развита память, внимание и связная речь. Занятия музыкой помогают детям развивать мелкую моторику и координацию рук. Для этого используются специальные упражнения.

Обучение игре на баяне по данной программе ведется во взаимной связи с другими предметами (ансамбль, подготовительный оркестр, сольфеджио, дополнительный инструмент по выбору учащегося). Важное значение придается формированию ряда знаний, умений и навыков в области коллективного исполнительства, необходимых в оркестровой и ансамблевой практике. Установлению тесной связи между обучением, воспитанием и развитием творческих способностей уделяется особое внимание. Несмотря на то, что основные теоретические знания учащиеся приобретают на занятиях по сольфеджио, педагог учитывает необходимость повторения полученных ранее знаний и их углубления (по возможности) в процессе музыкально – исполнительской деятельности на всем протяжении обучения. В целях развития музыкально – слуховых представлений и осуществления общественно-практической направленности занятий изыскивается специальное время на занятии для обучения игре по слуху, транспортированию, чтению нот с листа. В ходе занятий педагог сосредотачивает свое внимание на формировании определенных качеств личности, инициативности, самостоятельности, эмоциональной восприимчивости. Привитие учащимся необходимых исполнительских навыков и умений происходит в процессе работы над различными по содержанию, характеру и стилю художественными произведениями, а музыкальное воспитание и развитие их основывается на изучении народной музыки, творчества советских, русских и зарубежных композиторов.

Успеваемость учащихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных домашних занятий. В целях наиболее рационального использования времени, педагогу помогает учащемуся составить расписание «рабочего дня» с учетом времени, необходимого на приготовление заданий по общеобразовательным и музыкально-теоретическим предметам, специальности, не допуская при этом перезагрузки, пагубно отражающейся на здоровье детей. Педагог систематически учит ребенка сознательно и вдумчиво работать над изучаемым произведением, анализировать встречающиеся трудности, добиваясь их устранения путем тщательной работы над отдельными сложными тактами.

Наряду с урочной формой могут использоваться и внеурочные формы занятий с учащимися в рамках реализации раздела программы «Социальная практика»: тематические собрания, посещение и обсуждение концертов, прослушивание аудио и видеокассет с записями своих выступлений, а также известных исполнителей, оркестров, посещение выставок, встречи с музыкальными деятелями, исполнителями, поэтами, художниками, композиторами; творческие встречи с коллективами общеобразовательных школ, представителями национальных обществ в рамках культурного обмена.

Освоение нотной грамоты басового и скрипичного ключа

Педагогом даются для более понятного восприятия нотные знаки скрипичного ключа «на линейках» и «между линеек». Такая подача материала обеспечивает четкое понимание и учащийся уже не путает ноты «на» и «между» (отдельно: «на» - до, ми, соль, си; «между» - ре, фа, ля).

Басовый ключ как таковой детям первого года обучения не дается, т.е. педагог не заставляет наизусть заучивать ноты басового ключа. Отталкиваясь от нот скрипичного ключа, ребенок легко определяет: называем «до», пропускаем «ре» - получается «ми». Он получает основы для приобретения навыка чтения нот с листа. Изучает простейшие народные песенки.

Первоначальный этап обучения игре на инструменте наиболее сложный: именно в это время закладывается фундамент развития будущего музыканта. Одним из важнейших разделов учебного музыкального материала педагогика считала и считает фольклор, и прежде всего народные песни, которые просты в изложении и исполнении.

Используя слова песен, ребенок лучше воспринимает ритмический рисунок, учится правильно читать длительности нот с листа. Знание текста песни не только способствует более осмысленному ее исполнению - в нужном темпе, характере, с должной артикуляцией, но и вызывает интерес к ней, желание исполнять ее со словами; помогает учащемуся определить законченность музыкальных структур - предложений, фраз, которые в музыкально-поэтических произведениях малых форм совпадают с законченностью поэтических построений.

Наиболее целесообразно использование в начале от коротких одноголосных мелодий в объеме I, V ступеней к увеличению их диапазона до октавы и более, от мажорного лада к минорному с поступенным движением, затем со скачками.

Первоначальные длительности - четверти, половинные, затем вводятся восьмые, четверти с точкой и шестнадцатые. В партии левой руки в начале используются басы основного ряда - они исполняются в различных сочетаниях с "готовыми аккордами"; позже в игру вводятся секстаккорды - мажорные (4 палец) и минорные (5 палец). Тональности C-dur (G-dur и F-dur), a-moll (e-moll, d-moll). Размеры - 2\4, 3\4, 4\4

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

  • обеспечение комфортной развивающей образовательной среды;
  • соответствие учащегося возрастному цензу и освоение программы не менее 8 лет;
  • желание учащегося обучатся по специальности баян, аккордеон;
  • здоровье и уравновешенное состояние учащегося;
  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
  • умение педагога работать с профессионально-ориентируемыми учащимися;
  • внимание и помощь со стороны родителей;
  • качественные инструменты в соответствии с физическими данными детей.

Средства обучения:

  • дидактический материал (ноты, методическая литература, наглядные пособия, шумовые музыкальные инструменты);
  • технические средства обучения (обучающие компьютерные программы, CD-проигрыватель, диктофон и т.д.)

Техническое оснащение класса для индивидуальных занятий:

  • помещение должно соответствовать санитарным нормам;
  • стул, подобранный по росту ученика;
  • подставка под ноги;
  • пульт;
  • зеркало;
  • баян, соответствующий росту ученика «Малыш», «Огонёк»;
  • стол, стулья;
  • шкаф с нотной литературой;
  • шкаф для хранения инструментов;
  • стенд;
  • фортепиано.

5. Список литературы

Список литературы для педагогов

  • Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне. – М., 2001.
  • Дмитриев А. Позиционная аппликатура на баяне. – М.: «Музыка», 1998.
  • Иванов А. Руководство по игре на аккордеоне.– Ленинград: «Музыка», 1990 г.
  • Имханицкий М. История баянного и аккордеонного искусства. Учебное пособие. – М., 2006.
  • Имханицкий М. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона. – М., 2004.
  • Имханицкий М. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. – М., 1997.
  • Самойлов А. 15 уроков игры на баяне.– М.: «Кифара», 1996.
  • Стативкин Г.Начальное обучение на готово-выборном баяне. – М.: «Музыка», 1989.
  • Шахов Г. Аппликатура как средство развития профессионального мастерства баяниста и аккордеониста. – М.: «Музыка», 1991.
  • Алексеев, И. Методика преподавания игры на баяне / И. Алексеев. – Киев, 1966.
  • Говорушко, П. Об основах развития исполнительских навыков баяниста / П. Говорушко. – Л., 1971.
  • Говорушко, П. Основы игры на баяне / П. Говорушко. – Л., 1963.
  • Егоров, Б. Общие основы постановки: Баян и баянисты / Б. Егоров. – М., 1974.
  • Лиис, Ф. Искусство игры на баяне / Ф.Лиис. – М.: Музыка, 1985.

Список литературы учащихся

  • Агафонов О. Самоучитель игры на баяне. – М.: «Музыка», 1998.
  • Альбом для детей. Вып. 1 / Сост. А. Крылусов. – М.: «Музыка», 1986.
  • Альбом для детей. Вып. 7 / Сост. А. Крылусов. – М.: «Музыка», 1990.
  • Альбом начинающего баяниста. Вып. 43 / Сост. В. Бухвостов. – М.: «Советский композитор», 1991.
  • Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. – М., 2001.
  • Самойлов А. 15 уроков игры на баяне.– М.: «Кифара», 1996.
  • Баян I класс ДМШ / Сост. О.Ф. Денисов, В.В. Угринович. – Киев: «Музична Украина», 1990.
  • Баян. Подготовительная группа / Сост. О.Ф.Денисов, В.В. Угринович. – Киев: «Музична Украина»,   1999.
  • Баянисту любителю. Вып. 15 / Сост. В. Бухвостов. – М..: «Советский композитор», 1983.
  • Баянисту любителю. Вып. 21 / Сост. В. Бухвостов. – М.: «Советский композитор», 1992.
  • Баянисту любителю. Вып. 23 / Сост. В. Ефимов. – М.: «Композитор», 1993.
  • Бойцова Г. Юный аккордеонист. Часть 2. – М.: «Музыка», 1994.
  • Музыкальная акварель. Вып. 7 / Сост. А. Черных. – М.: «Советский композитор», 1989.
  • Музыкальная акварель. Вып.11 / Сост. В. Иванов. – М.: Композитор»,1992.
  • Народные мелодии для баяна – аккордеона / Сост. А. Артюгин,                   И. Сперанский. – СПб.: «Композитор», 1998.
  • Народные песни. 1 – 3 класс ДМШ / Сост. Д. Самойлов. – М.: «Кифара», 1998.
  • Нотный альбом баяниста.  Вып. 11 / Сост. А. Басурманов. – М.: «Советский композитор», 1992.
  • Популярные эстрадные пьесы. / Сост. О. Шаров. – Ленинград: «Музыка», 1988.
  • Семенов В. Две сюиты для баяна. – М.: «Престо», 1996.
  • Сонатины и вариации 1 – 3 классы ДМШ / Сост. Д. Самойлов. – М.: «Кифара», 1997.
  • Спутник баяниста. Вып. 4 / Сост. И. Бурый, Н. Корецкий – Киев: «Музычна Украина», 1994.
  • Хрестоматия баяниста 1 – 2 классы ДМШ / Сост. В. С. Крылусов – М.: «Музыка», 1986.

Приложение 1

Техника безопасности

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества

ИОТ— 017 —2009

Общие правила поведения

Учащиеся обязаны:

  • учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
  • учащиеся имеют право находиться на складе музыкальных инструментов только в присутствии педагога или концертмейстера;
  • учащийся не имеет право самостоятельно пользоваться имуществом, хранящемся на складе (музыкальные инструменты, пюпитры, костюмы, подставки и прочее);
  • выдача музыкальных инструментов для домашних занятий учащихся со склада музыкальных инструментов производится в соответствии с требованиями сохранной расписки;
  • в случае порчи музыкального инструмента, находящегося в домашнем пользовании, материальную ответственность несут родители обучающегося;
  • учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
  • учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
  • учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
  • учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.

Запрещается:

  • запрещается приносить на склад музыкальных инструментов и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
  • бегать на складе во избежании повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
  • находиться в кабинете в верхней одежде;
  • высовываться в окна во время проветривания помещения;
  • пользоваться мобильными телефонами и плеерами.

Обязанности педагога:

  • педагог обязан обеспечить все необходимые меры для полной сохранности музыкальных инструментов и другого имущества, используемого в образовательном процессе;
  • педагог обязан следить за порядком на складе музыкальных инструментов;
  • педагог обязан сопровождать учащихся на склад для получения ими музыкальных инструментов;
  • педагог несет полную ответственность за сохранность музыкальных инструментов, используемых в образовательном процессе;
  • по окончании занятия педагог обязан проконтролировать, а при необходимости помочь учащимся убрать инструмент на склад;
  • с учетом здоровьесберегающих технологий педагог обязан подобрать музыкальный инструмент в соответствии с физическими особенностями учащихся, тем самым обеспечить правильную эксплуатацию инструмента и его сохранность;
  • педагог обязан соблюдать правила гигиены и обеспечивать порядок в кабинетах оркестровой студии «Гармония», необходимых для полной сохранности музыкальных инструментов.  

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества

ИОТ— 017 —2008

Общие правила поведения

  • учащийся приходит во ДТДиМ за 15-20 минут до начала занятий, с собой имеет сменную обувь;
  • перед началом занятия учащийся должен подготовить свое учебное место (выбрать нужный инструмент, приготовить подставки, пюпитр, нотную литературу);
  • учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
  • учащиеся имеют право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога или концертмейстера;
  • во время занятий учащийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога или концертмейстера;
  • учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
  • учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
  • учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
  • при посещении ДТДиМ, учащиеся в возрасте 10 лет и старше (родители сопровождающие детей младшего возраста) обязаны предъявлять пропуск дежурному охраннику;
  • сопровождающие родители ожидают своих детей в фойе клубной части здания, проход в другие помещения не разрешается без сопровождения педагога;
  • учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.

Запрещается:

  • запрещается приносить во Дворец и на его территорию с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
  • пользоваться звуковоспроизводящей аппаратурой;
  • бегать по кабинету во избежание повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
  • находиться в кабинете в верхней одежде;
  • высовываться в окна во время проветривания помещения;
  • пользоваться мобильными телефонами и плеерами.

Правила поведения на улицах и дорогах города:

  • учащийся по дороге во Дворец творчества должен правильно оценивать окружающую обстановку и выбирать безопасный маршрут, не соглашаясь на предложения друзей пройти через пустырь, стройку, глухой переулок;
  • в общественном транспорте соблюдать правила поведения и меры безопасности;
  • переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора;
  • при переходе улицы нужно посмотреть сначала налево, затем направо;
  • запрещается переходить улицу в неположенном месте и на красный свет светофора;
  • запрещается организовывать подвижные игры рядом с проезжей частью.

Инструкция по технике безопасности

для учащихся оркестровой студии «Гармония»

  • учащимся не разрешается пользоваться розетками и любыми электроприборами самостоятельно;
  • в работе с клавишным синтезатором под руководством педагога использовать только указанный адаптер переменного тока РА- 300 или аналогичный, рекомендованный корпорацией YAMAHA;
  • учащийся не допускается к подключению адаптера инструмента к электрической сети;
  • запрещается открывать музыкальный инструмент и пытаться разобрать или модифицировать его внутренние компоненты;
  • запрещается использовать инструмент в условиях сырости и повышенной влажности, а так же при очень высокой или низкой температуре;
  • во избежание случайного падения инструмента и нанесения травмы учащемуся, не оставлять его в неустойчивом положении и использовать только специально предназначенную подставку;

Приложение 2

 

Аттестация учащихся

В конце каждого полугодия и в конце года каждое выступление учащегося обязательно оценивается. Впечатление от исполнения воспитанником программы зависит от многих особенностей:

1. степень одаренности;

2. отношение к музыкальной работе;

3. степень готовности произведений;

4. степень соответствия трудности данного произведения и особенности ученика.

При этом должны быть учтены:

1. правильность текста;

2. осмысленность текста (фразировка);

3. умение выбрать и сохранить темп произведения;

4. разнообразие звука, эмоциональность;

5. правильность исполнительских приемов ученика;

6. артистическая выдержка, устойчивость, стабильность исполнения;

7. общее поведение на эстраде.

Очень важно различать, что подход и выставление оценок на выступлениях должны отличаться от оценок за четверть и за год. При оценке учащихся следует исходить их пунктов:

1. правильность текста (исключает ошибки и помарки);

2. осмысленность исполнения;

3. яркость и углубленность исполнения;

4. техническая продвинутость, постановка технического аппарата, качество звука.

При оценке выступления учащегося и определения уровня обученности (низкий, средний, высокий) необходимо учитывать следующие критерии:

«высокий уровень» обученности выставляется за технически грамотное исполнение программы, при которой достигнутая в процессе занятий исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. А так же, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла, продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а так же приемами качественного звукоизвлечения;

«средний уровень» обученности выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены технические, ритмические и стилистические неточности. Учащийся демонстрирует пластичность и свободу игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения;

«низкий уровень» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы.

Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению. Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

Требования к выступлениям учащегося в течение года

1 полугодие – 2-3 разнохарактерных пьесы (возможна сдача оркестровых партий или исполнение программы в ансамбле с педагогом (страшим учащимся);

2 полугодие – 2-3разнохарактерных пьесы (возможна сдача оркестровых партий или исполнение программы в ансамбле с педагогом (страшим учащимся).

Исполнение программы возможно и желательно в рамках реализации раздела «Социальная практика» (концерты, фестивали, творческие проекты).

Критерий отслеживания результатов:

  • уровень технического развития;
  • развитие памяти и внимания;
  • знания теории музыки;
  • степень овладения игры на домре;
  • развитие техники исполнения;
  • степень владение концертным репертуаром  оркестра;
  • ансамблевые навыки;
  • развитие слуха (мелодического и гармонического).

Успехи учащихся на занятиях оцениваются по трёхбалльной системе - ребёнку даётся словесная характеристика, осуществляется совместная рефлексия деятельности.

Результаты итоговой диагностики (один раз в полугодие) заносятся в индивидуальную карточку учета результатов обучения ребёнка по образовательной программе дополнительного образования детей.

Индивидуальная карточка

учета результатов обучения ребенка

по общеобразовательной программе дополнительного образования детей

Фамилия, имя ребенка________________________________________________ Возраст__________

Предмет_______________________Педагог________________________________________

Название общеобразовательной программы

_____________________________________________________________________________

Дата начала наблюдения 1 сентября 20_____ года

Показатели

диагностики

_____________год обучения

Конец I полугодия

Конец учебного года

1. Теоретическая подготовка ребенка

1.1. Теоретические знания:

1.2. Владение специальной музыкальной терминологией

2. Практическая подготовка ребенка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (игровой аппарат, освоение приемов звукоизвлечения)

2.2. Музыкально- слуховые представления (память, воображение)

2.3. Творческие навыки (чтение с листа, подбор по слуху, сочинение)

3. Общеучебные умения и навыки ребенка

3.1. Личностные качества

Мотивация к музыкальному творчеству

Самостоятельность и самоконтроль

Отношение к общим делам объединения

3.2 Учебно-коммуникативные умения:

а) слушать и слышать педагога;

б) эстрадоустойчивость

в) способность к рефлексии деятельности

3.3 Учебно-организационные умения и навыки:

а) организовать свое рабочее (учебное) место;

б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

4. Предметные достижения учащегося

4.1 На уровне детского объединения (студии)

4.2 На уровне ДТДиМ (учрежденческий)

4.3 На уровне округа (окружной)

4.4 На городском уровне (Московский)

4.5 На региональном уровне (Российский)

4.6 На международном уровне

Итого средний балл:

Уровни проявления (низкий, средний, высокий)

1 балл – слабо проявляется (низкий уровень - Н);

2 балла – проявляется на среднем уровне (С);

3 балла – высокий уровень проявления (В).

Педагог дополнительного образования _______________________/_________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр"

Данная программа является ознакомительным курсом обучения 1-й ступени в оркестровой студии "Гармония" для детей 1-2 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Фортепиано"

Учебный курс обучения игре на фортепиано для детей 1-2 классов в оркестровой студии "Гармония"....