Использование ИКТ в воспитательном процессе
материал на тему

Богданова Наталья Васильевна

Возможность использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе на примере Районного центра дополнительного образования г.Няндома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_vospitatelnom_protsesse.docx43.27 КБ

Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ».

Богданова Н.В., методист по ВР МАОУ ДОД

 «Районный центр дополнительного образования»

«Учитель остается учителем, пока он учится»

К.Д.Ушинский.

В последнее время новые технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности. Новые потребности повлияли на человеческие ценности. Возникла необходимость применения информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента общения, для повышения доступности информации и других аспектов. Безусловно, каждый согласится, что компьютер стал широко использоваться человеком во многих направлениях. Образовательная среда не стала исключением. Во многих образовательных учреждениях сегодня успешно решают эту проблему, но стандартизации в использовании информационных технологий до сих пор не существует. То есть каждый идет своим путем и мы не исключение.

В современных условиях невозможно представить воспитательный процесс в образовательном учреждении без использования информационно-коммуникационных технологий.Что же такое ИКТ?

Информационно-коммуникационная технология (по Г.К.Селевко) - это технология, использующая специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является информационно-коммуникационная технология. ИКТ в обучении – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Диапазон использования компьютера в воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся и учета их личных особенностей до досуговых занятий и игр. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения и воспитания.

Каждое из направлений воспитательной работы предполагает определённый ракурс применения ИКТ, которые позволяют усилить мотивацию учащихся  и вовлечь их в активную деятельность. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить обучающего большим количеством понятий, но и развивать интеллектуальные, творческие способности обучающих, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Рассмотрим возможности использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе (Приложение 1):

  1. Поиск информации
  • Использование интернет-ресурсов.

На беседах с учащимися, с родителями педагог обращается к информации из Интернет-ресурсов (сайты:Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/; Всероссийский интернет-педсовет: http://pedsovet.org/; Сеть творческих учителей:  http://www.it-n.ru/ и другие).На сайтах можно найти разработки мероприятий, родительских собраний, бесед и т.д.

  • Электронные справочники и энциклопедии

        В дополнительном образовании очень часто сталкиваешься с тем, что нет тех или иных учебников, поэтому с помощью Интернета можно найти электронные книги. При нахождении определений, понятий мы также обращаемся к электронным справочникам.

  • Базы данных

Педагогсоздает в программе WORD списки учащихся, которые позволяют отследить сохранность контингента своего коллектива за несколько лет.

  • Фонотеки и видеотеки
  1. Обработка информации
  • Создание базы данных на учащихся

Педагогу для своей работы необходима база данных учащихся коллектива. Для этого он создает таблицу в программе WORD или EXCEL и заносит личные данные учащегося (Ф.И.О., возраст, класс, школа, Ф.И.О. родителей и место работы, адрес, телефоны, соц.статус семьи). Данная информация помогает при заполнении журнала, цифрового и статистического отчёта, а также поддерживать связь с законными представителями ребенка.

  • Учёт индивидуальных достижений учащихся– создание портфолио учащихся, электронного каталога детских работ.
  • Обработка анкет

        В программах WORD или EXCELруководитель может создавать таблицы для обработки данных диагностик. Лучше же  использование программы EXCEL.Почему?

Сбор информации,её обработка,доступность, точность и достоверность привела к тому, что возникла необходимость использования современных технологий обработки информации. Поскольку моя работа связана с анализом воспитательной деятельности образовательного учреждения и ведения мониторинга результатов деятельности педагогов и учащихся, то решения вычислительных задач не избежать.

Для реализации этих задач в табличном редакторе MS Excel были разработаны шаблоны диагностик, помогающие выполнять педагогу большую часть вычислений.

  • Преобразование информации (устранение текста из песен, преобразование аудио-,  видео- и фото- материалов и т.п.) – это программы Windows Movie Maker (создание видеофильмов); Nero, Aсid, SoundForge (обработка музыки).
  1. Наглядное представление информации
  • Сайты

В 2011 году создан сайта учреждения в сети Интернет. Адрес сайта РЦДО:www.nyandomik.ucoz.ru.Успехи учащихся на конкурсах различного уровня, достижение педагогов и учащихся в результате их совместной деятельности, положения, итоги конкурсов  – всё это находит отражение на страницах нашего сайта.

  • Использование презентаций

Известно, что эффективность усвоения в визуально-образной форме достигается 90%, а в вербальной форме не превышает 30%. Простое же чтение информации занимает много времени и не обладает наглядностью. И решить данную проблему можно с помощь компьютерных презентаций, программы MS POWER POINT. Информация, представленная на слайдах, позволяет использовать ассоциативность мышления, улучшая процесс запоминания материала. Слушая и представляя услышанное в виде слайдов презентации, человек позволяет работать сразу двум полушариям головного мозга, тем самым способствует лучшему усвоению информации.

На своих занятиях, родительских собраниях педагоги активно используют компьютерные презентации. Я же использую их при проведении районных интеллектуальных игр, на занятиях клуба «Эрудит», совещаниях и педсоветах.

Таким образом, компьютерные презентации повышают эффективность выступления и обеспечивают качественную наглядность.

  • Издательская деятельность;

        При помощи специальных программ создаютсябуклеты, брошюрки, методические навигаторы и пр.

  • Материалы для стендов с использованием цифрового фотоаппарата и др.

        Используя самые разнообразные программы(стандартные или специальные)информацию, как для учащихся, так и для родителей подается в яркой, интересной форме.

  • Игровые программы (викторины)–использование электронных шаблоновигр, представленных в сети Интернет, позволяет сделать интересные игровые программы для учащихся, способствующие развитию кругозора школьников.
  1. Хранение информации
  • Фотоальбомы в электронном виде;

Педагогисоздают электронные фотоальбомы своего коллектива, включающие не только фотографии, но и видеоматериалы с концертов.

  • Сборники творческих работ учащихся и учителей в электронном виде;

Учащиеся РЦДО принимают активное участие в учебно-исследовательских конференциях разного уровня, результатамикоторого является издание сборников работ учащихся (в печатном и электронном виде). Различные заочные методические конкурсы для педагогов позволяют обобщить опыт на разных уровнях и их электронные работы хранятся в электронной базе учреждения. Все это позволяет нам хранить информацию много лет и «не зарыться в рутину бумаг».

  • Видеоархив;

        У каждого педагога есть архив дисков, где хранятся выступления учащихся коллектива с мероприятий различного уровня, мастер-классы и т.д., которые используются в работе.

  • Сайт – хранение информации на сайте учреждения, странички коллективов в социальной сети Интернет.
  1. Обмен информацией
  • Гостевая книга, которая имеется в структуре нашего сайта учреждения. Также у коллективов нашего учреждения есть странички в социальных сетях, где они могут общаться со своими учащимися, выпускниками и коллегами из других районов.
  • Электронная почта

        С помощью данной почты мы обмениваемся информацией с учреждениями района, учреждениями, входящие в Содружество.

  • страничек или мини-сайтов педагогов в различных профессиональных сетях, где они могут представить и обобщить свой опыт.

Использование средств ИКТ в организации, планировании и анализе воспитательного процесса дает определенные преимущества:

  • экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);
  • компактность(возможность накапливать информации на диске, исключая накопление папок с информационным материалом);
  • наглядность (обозримость) – особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;
  • возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты).

        Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. Опыт показывает, что создание единого информационного пространства учреждения путём применения ИКТ в учебной и воспитательной работе способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему в образовательном учреждении, стимулирует познавательную и творческую активность детей. Использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающих как субъектов образовательного пространства, развить самостоятельность, творчество и критическое мышление. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в тоже время – яркой.

Приложение 1

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютера в воспитательном процессе

Материал "Использование компьютера в воспитательном процессе" представлен на конкурс "Фестиваль педагогических идей", проходящий в рамках школы. На конкурсе педагоги делились своими наработками,...

использование в учебно воспитательном процессе технологии здоровьесбережения

статья "школа территория здоровья" посвящена основам здоровьесбережения в школе...

Использование ИКТ в воспитательном процессе в условиях пришкольного интерната

Использование в воспитательном процессе новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать мероприятия ...

«Повышение качества проведения образовательных занятий, дополнительного образования, на основе внедрения информационных технологий» «Использование ИКТ в воспитательном процессе»

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс  включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновени...

Совершенствование методики классных часов внеклассных мероприятий с использованием ИКТ в воспитательном процессе

Совершенствование методики классных часов внеклассных мероприятий с использованием ИКТ в воспитательном процессе...

Принципы отбора информации масс-медиа для использования в учебно-воспитательном процессе

В настоящее  время возможности всемирной сети Интернет огромны. Одна из них доступ к огромному количеству средств массовой информации: газетам, журналам, телевидению, радио. Для использования и в...

Педагогические условия использования ИКТ в воспитательном процессе

В статье "Педагогические условия использования ИКТ в воспитательном процессе" представелн опыт работы....