Методическая разработка «Авторский подход к речевой подготовке у участников разновозрастного эстрадного вокального коллектива»
методическая разработка на тему
Авторские приёмы и методы педагога Климась А.С. в речевой подготовке на занятиях эстрадным вокалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrab.no3_.docx | 163.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Зеленоградский дворец творчества детей и молодёжи
Методическая разработка
на тему
«Авторский подход к речевой подготовке у участников разновозрастного эстрадного вокального коллектива»
Автор: педагог дополнительного образования
Климась Александра Сергеевна
Москва - 2012
Экспериментальное исследование по формированию рече-голосовых навыков у участников разновозрастного эстрадного вокального коллектива проходило на базе зеленоградского дворца творчества детей и молодежи – главного учреждения дополнительного образования детей в округе, созданное на базе внешкольного учреждения. Благодаря своим богатым традициям и широко используемым инновациям за последние годы Дворцу удалось достигнуть высокого уровня развития и превратиться в городской многопрофильный центр дополнительного образования детей и подростков.
Кадровый потенциал ДТДиМ, его профессионализм, опыт педагогической деятельности и творческие установки способны обеспечить образование высокого качества и в максимальной мере развивать природные способности и индивидуальность своих воспитанников. Во Дворце работают более 130 педагогических работников, в числе которых 2 Заслуженных учителя РФ, Почетные работники образования, деятели культуры, доктор педагогических наук, кандидаты педагогических наук, мастера спорта.
В коллективе Дворца творчества есть творческие группы опытных педагогов, совместно занимающихся разработкой курсов и программ занятий. Они объединены в отделы: декоративно-прикладное и изобразительное творчество, художественное, музыкальное творчество, техническое творчество, физкультура и спорт.
Дворец творчества детей и молодежи - учреждение круглогодичного цикла. Поэтому даже летом дети города могут найти себе занятия по душе в группах переменного состава, отдохнуть в летнем оздоровительном лагере на базе ЗДТДиМ, посетить интересные экскурсии, осмотреть достопримечательности города Москвы и Подмосковья. Наблюдение за судьбами выпускников, встречи с ними показывают, что даже в нынешних социально-экономических условиях они успешно адаптируются. Около 20% выпускников становятся студентами ВУЗов города Москвы, выбрав специальности в соответствии с направлениями деятельности, основы которых они получили в ДТДиМ.
Культурно-досуговые и массовые мероприятия проводятся по специальному плану, в соответствии с годовым графиком знаменательных дат, тематических месячников и недель, праздников, соревнований, фестивалей, выставок и конкурсов. Ежегодно во Дворце творчества детей и молодежи занимаются более 3,5 тысяч детей и подростков. Наибольшее число воспитанников отдают предпочтение занятиям физкультурой и спортом, художественному творчеству. Многие из них принимают активное участие в концертах, фестивалях, конкурсах и спортивных соревнованиях. Они являются неоднократными лауреатами главного творческого фестиваля Департамента образования города Москвы «Юные таланты Московии» в хореографическом, оригинальном, музыкальном жанрах. Учебный процесс в коллективах ведется на основании более 70 образовательных программ по всем направлениям творческой деятельности.
Эстрадный вокальный коллектив, имеет большое значение в жизни ЗДТДиМ. Обучающиеся в эстрадном объединении «эстрадное пение» обладают хорошим исполнительским мастерством. Занятия проводятся в индивидуальной и групповых формах. Учебный процесс осуществляется с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся.
У каждой группы свой репертуар, подобранный с учетом, возможностей, способностей и интересов обучающихся: от классики советских произведений до современных, эстрадных композиций. Эстрадный вокальный коллектив выступает на различных площадках своего города. Зрители всегда тепло встречают вокалистов и ждут с нетерпением с ними встречи. Участие в различных конкурсах и фестивалях дает стимул для профессионального роста вокалистов. Традиционным для эстрадного вокального коллектива стали выступления на концертах: «День учителя», «День матери», «День победы», «День семьи», «Зимняя сказка», «День защиты детей» многие другие. Эстрадный вокальный коллектив – это одна семья, где старшие участники заботятся о младших, где царит любовь, уважение и понимание.
Исследование по формированию рече-голосовых навыков у участников разновозрастного эстрадного вокального коллектива осуществлялось в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Целью констатирующего этапа экспериментального исследования было выявление уровня сформированности рече-голосовых навыков у разновозрастных участников эстрадного вокального коллектива «Зеленоградского Дворца Творчеств Детей и Молодежи».
На констатирующем этапе экспериментального исследования были поставлены следующие задачи:
- разработать опросник, определяющий сформированность умений, свидетельствующих о сформированности рече-голоовых навыков у респондентов;
- провести опрос респондентов;
- осуществить матричную и математическую обработку данных, полученных в ходе опроса;
- проанализировать полученные данные.
На констатирующем этапе экспериментальной работы использовались следующие методы: опрос по разработанному процессе исследования опроснику, вопросы которого являются эмпирическими индикаторами выявленных умений, свидетельствующих о сформированности рече-голосовых навыков; матричная и математическая обработка данных, полученных в ходе опроса; количественный и качественный анализ полученных данных.
Уровень сформированности рече-голосовых навыков оценивался нами по трехуровневой шкале, предполагающей высокий, низкий и средний уровни.
Высокий уровень предполагает правильное выполнение заданий опроса и допускает ошибки не более чем в двух заданиях, относящихся к разным аспектам речевой подготовки. Если участник допускает две ошибки в одном аспекте, то уровень сформированности речевой подготовки высоким назвать нельзя.
Низкий уровень предполагает неправильные ответы на 50% вопросов и более.
Средний уровень является промежуточным между высоким и низким.
Для выявления сформированности соответствующих навыков речи нами был разработан опросник представляющий собой систему эмпирических индикаторов выявленных в процессе исследования критериальных признаков, свидетельствующих о сформированности рече-голосовых навыков.
В этих целях для проверки владения полным смешанно-диафрагматическим дыханием нами было разработано следующее упражнение:
- Встать прямо, ноги на ширине плеч. Подтянуть низ живота, крепко сжать мышцы ягодиц, затем быстро и легко вдохнуть носом. Фиксируя внимание на выдохе, медленно выдыхать воздух на согласный звук «с» через узкое отверстие между зубами, мысленно считая до 10, 12, 14. Одна рука лежит на брюшной полости, другая рука лежит на ребрах. Руки отмечают при вдохе расширение нижней и средней части грудной клетки и легкое выпячивание живота; это сохраняется почти до конца выдоха, так как брюшной пресс, постепенно и мягко надавливая на опустившийся при вдохе купол диафрагмы, подталкивает его вверх – дыхание ровной струей выходит через отверстие на губах. Живот и грудная клетка опадают постепенно. Регулятором служат брюшные мышцы.
Таким образом, мы пришли к выводу, что увеличение внутрибрюшного пресса давления при напряжении мышц живота косвенным путем тренирует диафрагму, вызывая ее ответную реакцию.
Для проверки владения правильным механизмом вдоха и выдоха нами были разработаны следующие упражнения :
упражнение для проверки правильного вдоха:
2. Исходное положение стоя, руки на бедрах, полунаклон вперед – короткий вдох производится через нос. При возращение в исходное положение производится выдох через небольшое отверстие в сомкнутых губах на счет (мысленном) до 4, 6, 8, 10.
упражнение для проверки правильного выдоха:
- Исходное положение стоя, сделать медленный выдох с сопротивлением между сомкнутыми губами. Мысленно посчитать до 4, 6, 8, Такой выдох называется «фиксированным», так как все внимание фиксируется на тонкой струе воздуха, выдыхаемой между маленьким губным отверстием. Фиксированный выдох приучает к экономному расходованию выдыхаемой струи воздуха и помогает закрепить «длительность» выдоха, сохранить вдыхательную позицию.
Таким образом, мы пришли к выводу, что упражнения помогает проверить и сознательно рассчитывать длину выдоха. Сопротивление, которое создается сжатыми при фиксированном выдохе, активизирует работу мышц брюшного пресса и диафрагмы. Воздушная струя, выходящая из небольшого отверстия между губами, косвенным путем уже подготавливает посыл звука вперед. Сдерживание этой струи губами активизирует работу гладкой мускулатуры в трахее и бронхах.
Для проверки владения опорой дыхания нами было разработано следующее упражнение:
- Исходное положение стоя, руки на поясе, ладонями поддерживать нижние ребра, немного сжимая их. Сделать глубокий вдох, задержать на одну секунду, затем активно произнести звуки «КШ-ЧЩ-ХЬ-ФЬ-С» стараясь оттолкнуть руки межреберными мышцами, которые активно сокращаются при произнесении звуков. Звук должен прорываться через напряженно сжатые зубы. Затем активно произнести звук «П» 4 раза. Чем активнее работают мышцы артикуляция (особенно губы) – тем активнее работают опорные мышцы.
Таким образом, мы пришли к выводу, что упражнение помогает проверить активную работу диафрагмы и межреберных мышц, которые считаются опорой голоса. Разработанные и активные мышцы, характеризуются поставленным, ровным голосом и опорным звукоизвлечением при котором совершается наименьшая нагрузка на голосовые связки. Это очень важно для сохранности голоса для участников эстрадного вокального коллектива. Хорошо развитая голосовая опора позволяет сохранить голос молодым и красивым и избежать голосовой утомляемости.
Для проверки владения правильным механизмом внутриглоточной артикуляцией нами было разработано следующее упражнение:
5. Исходное положения стоя, произнести вслух следующие сочетания звуков «ММММММАМ»; «ММММММЭМ»; «ММММММОМ»; «НААААН»; «НЭЭЭЭН»; «НООООН»; «ЗААААМ»; «ЗЭЭЭЭМ»; «ЗООООМ»; «ВААААМ»; «ВЭЭЭЭМ»; «ВООООМ»;
Таким образом, мы пришли к выводу, что активная работа внутриглоточной артикуляции, помогает проверить смыкание голосовых складок. Разработанный комплекс упражнений формирует полости для соответствующих формант гласных звуков, снимает напряжение нижней челюсти, области затылка, шеи.
Для проверки владения правильным механизмом внешней артикуляции нами было разработано следующее упражнение:
- Исходное положения стоя, губы крепко сжимаются, мысленно произносится звук «Б», затем не сливая его в слог с гласным, раскрыв губы, производится долгий, теплый выдох: «Б – ИИИИ»; «Б – ЭЭЭЭ»; «Б – АААА»; «Б –ОООО»; «Б – УУУУ»; «Б – ЫЫЫЫ». Затем тренируются следующие пары взрывных согласных «Д-Т»; «Г-К»; в которых затворы создаются при смыкании кончика языка с корнями верхних передних зубов и при смыкании средней и задней части языка с твердым небом.
Таким образом, мы пришли к выводу, что артикуляционно-фонетические упражнение помогают проверить работу мышц внутриглоточеной и внешней артикуляции. Упражнения выполняются со звуком и беззвучно. Ощущение освобождение мышц ротоглоточной полости воспринимается через их предварительное сжимание, то есть создается препятствие, затем по законам физиологии, одни мышцы расслабляются, а парные им – включаются в работу, предоставляя свободный проход воздушной струе. Таким образом, вырабатывается свобода действий и умений управлять мышцами.
Для проверки владения резонаторами нами были разработаны следующие упражнения:
упражнение для проверки верхних резонаторов:
6. Исходное положение стоя, вдох производится через нос. Выдыхая, медленно произнесите одно из следующих звукосочетаний: «БИММ»; «БЭММ»; «БАММ»; «БОММ»; «БУММ»; «БЫММ»; последнюю согласную произносить протяжно. Ощущения должны быть легкой вибрации верхней губы в носовых полостях и лобных пазухах.
упражнение для проверки нижних резонаторов:
7. Исходное положение стоя, руки находятся на груди. Сделать короткий вдох через нос, выдох производить без напряжения закрытым ртом на звук «М» с вопросительной интонацией. Ощущение должно быть легкой вибрации в грудной клетке.
Таким образом, мы пришли к выводу, что упражнения помогают проверить правильную работу головных и грудных резонаторов. Правильное владение резонаторами обеспечивает слышимость речи на больших расстояниях.
Для проверки владения произношением щелевых, губно—зубных согласных «ф, ф'» — «в, в'»; «ф, ф'»—глухие, «в, в'»— звонкие;
нами было разработано следующее упражнение:
- Исходное положение стоя, произнести медленно, затем постепенно ускоряя темп следующие звукосочетания: «ВИФФИ-ВЕФФЕ-ВЯФФЯ-ВЁФФЁ-ВУФФУ-ВЫФФЫ»; «ФИВВИ-ФЕВВЕ-ФЯВВЯ-ФЁВВЁ-ФУВВУ-ФЫВВЫ»; затем проговорить скороговорки:
- была у Фрола, Фролу на Лавра наврала.
Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру; - Фальсификаторы фальсифицировали фальсификации да не выфальсифицировали;
- У Феофана Митрофаныча, три сына Феофаныча, три дочки Феофановны, три внучки Митрофановны.
Для проверки владения произношением щелевых, зубных, переднеязычных согласных «с, с'» — «з, з'»; «с, с'» - глухие, «з, з'» - звонкие; нами было разработано следующее упражнение: »
- Исходное положение стоя, произнести медленно, затем постепенно ускоряя темп следующие цепочку звукосочетаний: «СИЗИ-СЕЗЕ-СЯЗЯ-СЁЗЁ-СЮЗЮ»; «ЗИСИ-ЗЕСЕ-ЗЯСЯ-ЗЁСЁ-СЮЗЮ»; (каждую цепочку повторить 4 раза); затем проговорить скороговорки:
- cкороговор скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перевыскороговорит, но заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
- из кузова в кузов шла перегрузка арбузов, в грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов;
- рекомендованный мастером прекрасный реквизит Грозит реквизировать мастер по реквизиту;
Для проверки владения произношением щелевых, переднеязычных, передненебных согласных «ш – ж»; «ш» – глухой, «ж» – звонкий; нами было разработано следующее упражнение:
10. Исходное положение стоя, произнести медленно, затем постепенно ускоряя темп следующие цепочку звукосочетаний: «ШИЖЖИ-ШЭЖЖЭ-ШАЖЖА-ШОЖЖО-ШУЖЖУ»; «ЖИШШИ-ЖЭШШЭ-ЖАШША-ЖОШШО-ЖУШШУ»; (каждую цепочку повторить 4 раза); затем проговорить скороговорки:
- Стаффордширский терьер ретив, а черношёрстный ризеншнауцер резв;
- Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться, уж уж от ужаса стал уже, не ешь ужица ужа- мужа, без ужа-мужа будет хуже ;
- Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь дрожит Зачем же Жора так дрожит? Совсем не страшно жук жужжит;
Для проверки владения произношением сонорными согласными «м – м’»; «н – н’»; «л- л’»; « р - р’»; нами было разработано следующее упражнение:
- Исходное положение стоя, произнести медленно, затем постепенно ускоряя темп следующие звукосочетания: «МИМ-МЭМ-МАМ-МОМ-МУМ-МЫМ»; НИН-НЭН-НАН-НОН-НУН-НИН»; «ЛИЛЬ-ЛЕЛЬ-ЛЯЛЬ-ЛЁЛЬ-ЛЮЛЬ-ЛИЛЬ; «РИРЬ-РЕРЬ-РЯРЬ-РЮРЬ-РИРЬ»; затем проговорить скороговорки:
- На мели мы лениво налима ловили, и меняли налима вы мне на линя, о любви не меня ли так мило молили, и в туманы лимана манили меня;
- Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить стать, наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит;
- Выговаривая скороговорки, ломала я язык ломала, переламывала, да не выломала;
- Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень;
Таким образом, мы пришли к выводу, что упражнения помогают проверить четкое произношение наиболее сложных согласных звуков. Четкое произношение согласных звуков обеспечивает слышимость речи на больших расстояниях.
Для проверки владения слуховым анализатором нами было разработано следующее упражнение:
- Исходное положение стоя, один из участников громко произносит звукосочетание «АУ»; «ЭЭЭ-ГЕ-ГЕЙ» на «эхо», а второй участник передает «эхо» на тихом звуке; затем участники меняются;
Для проверки владения атакой звука нами был разработано следующее упражнение:
- Исходное положение стоя, сказать «остро» в корни верхних зубов: «А-А-А», «У-У-У». Говорить в головном, затем в грудном регистрах. Должно возникнуть ощущение, будто вы укалываете звук иголочкой; исходное положение стоя, сказать в головном регистре в корни верхних на legato «ДА-ДУ-ДА» звук должен находиться в высокой позиции.
Для проверки владения голосовыми регистрами нами было разработано следующее упражнение:
- Исходное положение стоя, произнести медленно следующий текст в грудном регистре: «Чтоб овладеть грудным регистром, я становлюсь аквалангистом. Сейчас начну я опускаться. Мой голос будет отражаться в резонаторе грудном. Все ниже опускаюсь! Ниже! А дно морское ближе, ближе! И вот уж в царстве я подводном! Хоть погрузился глубоко, хоть погрузился глубоко. Но голосом грудным, подводным распоряжаюсь я легко. Чтоб овладеть грудным регистром, полезно стать аквалангистом.
- Исходное положение стоя, произнести медленно следующий текст в головном регистре: «Вот шагаем мы по тучам. Вот шагаем мы по тучам. Вот шагаем мы по тучам. За последним перевалом нам навстречу солнце встало».
Таким образом, упражнения помогают проверить владение интонацией, которая является неотъемлемой частью сформированности речеголосовых навыков. Мы пришли к выводу, что разработанный комплекс упражнений для проверки сформированности речеголосовых навыков, позволяет выявить современное состояние речевой подготовки участников разновозрастного вокального коллектива.
Далее мы перешли к опросу. Результаты опроса выглядят следующим образом. (см. таблицу №1)
Таблица №1
Матрица обобщенных данных, полученных в ходе констатирующей части экспериментального исследования, проведенного участниками разновозрастного эстрадного вокального коллектива
Фамилия, Имя участника | Номер задания | Уровень | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | ||
Афанасьева София | + | + | + | + | - | + | + | - | - | + | - | + | + | - | + | Средний |
Боговарова Василиса | - | - | + | - | - | + | + | - | - | + | - | + | + | - | - | Низкий |
Дияшкина Мария | + | + | + | - | - | + | - | + | - | - | - | + | + | - | - | Низкий |
Ерохина Анастасия | + | + | + | - | - | + | - | - | + | + | + | + | - | - | - | Низкий |
Кокорина Анастасия | + | + | + | - | - | + | - | - | - | + | + | + | + | - | - | Средний |
Лонгинова Елизавета | + | + | + | + | - | + | - | + | - | + | - | + | + | + | - | Средний |
Парастаева Инга | - | + | + | - | - | + | + | - | - | + | - | + | - | + | - | Низкий |
Платонова Александра | - | + | + | - | + | + | + | - | - | + | - | - | + | + | + | Средний |
Снежко Кристина | - | - | + | - | - | + | - | - | - | + | - | + | - | - | - | Низкий |
Сысоева Анна | + | + | + | - | + | + | + | - | - | + | - | + | + | + | - | Средний |
Чурсина Алина | - | + | + | - | - | + | + | + | - | + | - | + | + | + | + | Средний |
Юдина Дина | + | + | + | - | + | + | + | - | - | + | - | + | - | + | - | Средний |
Количественный анализ данных, полученных в ходе констатирующего этапа экспериментальной работы | ||||||||||||||||
+ 7 - 5 | + 10 - 2 | + 12 - 0 | + 2 - 10 | + 3 - 9 | + 12 - 0 | + 7 - 5 | + 3 - 9 | + 1 - 11 | + 11 - 1 | + 2 - 10 | + 11 - 1 | + 8 - 4 | + 6 - 6 | + 3 - 9 | Высокий0 Низкий5 Средний7 |
Графически результаты опроса, проведенного на констатирующей части экспериментального исследования, выглядят следующим образом.
(см. диаграмму №1)
Диаграмма №1
Качественный анализ данных, полученных в ходе констатирующего этапа экспериментального исследовании
Анализ выявленных недостатков в процессе констатирующего этапа исследования, дал основание разработать экспериментальную методику речевой подготовки участников разновозрастного эстрадного вокального коллектива. Особенность методики заключается в том, что она универсальная и направленная на обучение детей разного возраста. В эксперименте принимали участие дети в возрасте 9-11 лет; 12-14 лет. Авторская методика включает комплекс упражнений, которые каждое занятие следует выполнять под руководством педагога. Минимальная работа по данной методике должна проводиться в течение 13 недель.
Раздел I. Дыхание как важный элемент речевого голоса
Тема 1.1. Вдох и выдох как важный элемент полного смешанно-диафрагматического дыхания.
Цель занятия – овладеть правильным механизмом вдоха и выдоха в процессе речевого голосообразования.
Задачи :
- ознакомить с теорией «вдох и выдох как важный элемент полного смешанно-диафрагматического дыхания»;
- провести практические упражнения;
Ход занятия: приветствие группы, «Здравствуйте ребята!» Рассказ о дыхании. Ребята, а вы знаете, что дыхание является сложным биологическим процессом потребления кислорода из окружающей среды и выделения углекислого газа. Человек дышит во сне, при приеме пищи, во время умственной и физической работы. Рациональное использование речевого дыхания способствует развитию голосового аппарата, помогает снять утомление как общее, так и голосовое. Порядок элементов дыхательного процесса: вдох-задержка-выдох, который прерывается в связи с произнесением слов, фраз. Особое внимание требует правильная дозировка вдоха, создающая верное соотношение между надскладочным и подскладочным давлением в процессе колебания голосовых связок. Ребята, а теперь перейдем к тренировочной дыхательной гимнастики. Тренировочная гимнастика дыхательного аппарата является основным средством по формированию навыков правильного вдоха и выдоха. Правильно подобранные, систематически выполняемые упражнения, укрепляют здоровье и улучшают речевой голос. Комплекс упражнений для формирования навыков правильного вдоха и выдоха рекомендуется выполнять в статическом положении и во время движения.
Ребята, попробуем выполнить комплекс упражнений по воспитанию навыков вдоха через нос:
- поглаживая нос от кончика вверх указательными пальцами, сделайте плавный вдох, затем произвести ровный выдох через рот, слегка похлопывая указательными пальцами по ноздрям; повторить 4 раза.
- раздвинуть ноздри – произвести выдох, затем расслабить ноздри и произвести ровный выдох через рот; повторить 4 раза.
- раздвинуть ноздри – произвести вдох, наклон головы в право и произвести ровный выдох через рот; повторить 4 раза.
- раздвинуть ноздри – произвести вдох, наклон головы в лево и произвести ровный выдох через рот; повторить 4 раза.
Как оказалось, при выполнении упражнений участникам достаточно сложно принять ровное положение туловища, так как у многих детей наблюдаются трудности с осанкой и умением слушать педагога. При выполнении упражнений мы столкнулись с проблемой: ребята перебирают дыхание, поднимают плечи, тем самым переполняя легкие воздухом. При таком дыхании затруднен выдох, а речевой голос теряет присущий ему тембр, звучит неприятно и напряженно, теряет ровность звучания .У 6 ребят выдох производился через рот, в связи с этой проблемой мы сосредоточили свое внимание только на вдохе через нос. Мы объяснили ребятам, что правильный вдох определяется тем, что диафрагма не производит резких движений в момент вдоха и подложечная область не выпирается вперед, происходит незначительное расширение грудной клетки в нижней ее части при заранее подтянутых вверх и внутрь нижне-брюшных мышц живота. После выдыхания производить вдох одновременно с подтягиванием нижнебрюшных мышц. Далее мы медленно вдыхали через нос и представляли, что вдыхаем аромат любимого цветка. В связи с этим вдох воспроизводился ровно, плавно и без напряжения, грудная клетка не поднималась. Упражнения стали выполняться лучше и постепенно мы добавили наклоны головы вправо, затем влево. Через 9 занятий упражнения выполнялись правильно без напряжения и у ребят можно было констатировать умения правильного вдоха.
Таким образом, мы пришли к выводу, что комплекс упражнений помогает нам выработать правильный рефлекторный вдох через нос, способствует профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, подготавливает рече-голосовой аппарат к ощущению правильного резонирования.
Затем ребята выполнили следующие упражнения по воспитанию навыков правильного выдоха:
- произвести медленный выдох с сопротивлением между сомкнутыми губами; повторить 4 раза.
- произвести медленный, фиксированный выдох на звук «с». Обратить внимание на тонкую струю воздуха; повторить 4 раза.
При выполнении упражнений, у ребят возникали трудности правильно распределять дыхание. В связи с этим мы сосредоточились на коротком выдохе на согласный звук «с», который длился 2 секунды, затем мы постепенно добавляли по две секунды и следили затем, чтобы струя выдыхаемого воздуха была ровная и плавная. Это очень помогло ребятам. Через 9 занятий у ребят можно было отметить плавный, ровный выдох без зажимов гортанной мускулатуры, что свидетельствует о правильности выполнения упражнений.
Таким образом, мы пришли к выводу, что упражнения помогают нам выработать правильный рефлекторный речевой выдох с активизацией и ощущением работы мышц брюшного пресса, межреберных и поясничных мышц.
Далее мы перешли к звуковой гимнастики. Ребята выполнили упражнения «вырасти большим». Исходное положение – стоя, ноги вместе. Поднять руки вверх, подняться на носки и хорошо потянуться - произвести вдох. На выдохе опустить руки, протяжно произнося «Д-М-М-М», «З-М-М-М»; повторить 4 раза. Трудностей в выполнении этого упражнения не наблюдалось. Физические действия: поднять руки вверх, подняться на носки и хорошо потянуться хорошо знакомо ребятам из дисциплины физическая культура, поэтому упражнение ребята выполняли с интересом и правильно.
Таким образом, мы пришли к выводу, что звуковая гимнастика помогает нам выработать в голосе полетность, легкость и звучность. Что является одним из главных качеств, характеризующего голос.
Тема 1.2. Опора дыхание как важный элемент полного диафрагматического дыхания.
Цель занятия – овладение опорой дыхания в процессе речевого голосообразования.
Задачи:
- ознакомить с теорией: «опора дыхания, диафрагма, мышцы брюшного пресса, свобода в области грудной клетки»;
- провести практические упражнения;
Ход занятия: приветствие группы, «Здравствуйте ребята!». Сегодня мы поговорим об опоре дыхания. Опора дыхания характеризуется положением активизированной работы мышц брюшного пресса и сохранением вдыхательной установкой во время выдоха. Благодаря контролю напряжения мышц - выдыхателей происходит сознательное сохранение вдыхательной установки. Диафрагма – главная мышца вдоха. Мышцы брюшного пресса – главные мышцы выдоха. Межреберные и поясничные мышцы принимают участие во вдохе, кроме того, при выдохе они помогают сохранять вдыхательную установку, помогают регулировать длинный выдох. Опора дыхания связана со следующими ощущениями:
- опоры корпуса, характеризуется правильной осанкой;
- напряжения мышц брюшного пресса, а именно нижнебрюшных мышц;
- свободы ротоглоточной полости;
- свободы в области грудной клетки и ощущением грудного резонирования во время звучания;
Итак ребята, правильно произведенный выдох должен (показывает педагог):
- происходить без толчков, ровной длительной струей;
- производиться с одинаковой легкостью в различных положениях тела;
- сочетаться с работой артикуляционной установки и звука.
Активизируя мышцы брюшного пресса, следует вдыхательную установку сохранять на все время звучания. Тренировать процесс вдоха и выдоха необходимо при помощи специальной дыхательной гимнастики.
Ребята, сейчас мы проведем гимнастику для активизации мышц поясницы и брюшного пресса:
- исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Втянуть активно живот, затем расслабить, мысленно считая до 15.
- исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Втянуть активно живот, затем расслабить, считая вслух до 15.
- исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Произвести наклон вправо, затем влево; повторить 4 раза.
Занимаясь гимнастикой мы наблюдали, что у ребят вялые, не активизированные мышцы пресса и поясницы. В процессе гимнастики ребята быстро уставали, и не справлялись с упражнениями. Мы объяснили ребятам, что нужно сосредоточиться на работе нижнереберных диафрагмальных мышцах. Мы медленно втягивали и расслабляли живот на счет вслух от 4 до10 секунд, постепенно прибавляя по 2 секунды. Ребятам нравилось считать вслух, поэтому они меньше обращали внимание на усталость. Затем мы добавили движения: наклон вправо, затем влево и вернуться в исходное положение. В процессе работы коллективное занятие гимнастикой способствует хорошему настроение и правильному усвоению упражнений. Через 10 занятий у ребят появились умения - владеть диафрагмой и мышцами брюшного пресса. Упражнения выполнялись правильно, легко и непринужденно.
Далее мы перешли к звуковой гимнастики.
- исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Произвести вдох, задержать на 2 секунды, произвести медленный ровный выдох со словами «бредут бобры в сыры боры, бобры храбры, а для бобрят добры», «от топота копыт, пыль по полю летит», «бык бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бала губа была бела»; повторить 4 раза. Выполняя упражнение у 8 рябят возникли трудности в четком произношении согласных звуков в предложениях. В связи с этим мы сосредоточились на четком произношение согласных звуков в медленном темпе. Мы объяснили ребятам, что с начало нужно произносить словосочетания, затем фразы, далее предложения. Одновременно с этим мы не забывали контролировать фиксированный вдох и медленный, ровный выдох. Так постепенно результат выполнения упражнений улучшился. Через 10 занятий у ребят появились умения - «ставить» звук на опору дыхания. Упражнения выполнялись правильно и без особых усилий.
Таким образом, мы пришли к выводу, что упражнения помогают нам выработать правильное, рефлекторное ощущение опоры звука с активизацией работы мышц брюшного пресса, межреберных и поясничных мышц.
Тема 1.3. Полное смешанно-диафрагматическое дыхание.
Цель - овладение полным смешанно-диафрагматическим дыханием.
Задачи:
- ознакомить с теорией: «полное смешанно-диафрагматиеское дыхание»;
- провести практические упражнения;
Ход занятия: приветствие группы, «Здравствуйте ребята!». Сегодня мы поговорим о полном смешанно-диафракматическом дыхании. Во время воспитания навыков правильного дыхания не следует обращать внимание на отдельные части дыхания, а следует сразу приучать себя к полному смещанно-диафрагматическому дыханию. В регуляции акта, первостепенное значение имеет работа нервных механизмов, которые регулируются корой головного мозга, поэтому недопустимо занятие отдельными элементами дыхания. При полном смешанно-диафрагматическом дыхании грудная клетка расширяется в продольном, поперечном и передне-заднем направлениях. В процессе дыхания принимают участие грудная клетка, диафрагма и мышцы брюшного пресса. Воспитание правильных навыков полного дыхания при занятиях речевым голосом является обязательным звеном в цепи упражнений для приобретения профессиональных качеств и здоровья. Ребята, сегодня мы будем работать над тренировкой полного смешанно-диафрагматического дыхания.
Сидя на стуле, крепко сжать мышцы ягодиц; взять носом вдох и постепенно выдыхать на звук «кш» через отверстие между зубами, мысленно считая до 4, 6, 8. После каждого заданного счета расслабить мышцы; повторить 4 раза. Далее встать прямо, ноги на ширине плеч. Подтянуть низ живота, крепко сжать мышцы ягодиц, затем быстро и легко вдохнуть носом. Выдох производиться медленно на счет до 4, 6, 8, 10 в слух; далее встать прямо, ноги на ширине плеч, подтянуть низ живота, крепко сжать мышцы ягодиц, затем быстро и легко вдохнуть носом. Выдох производиться медленно с чтением небольшого отрывка из какого-либо произведения вслух; повторить 4 раза.
Данные упражнения ребята осваивали тяжело. При выполнении упражнений ребята растерялись. У 8 ребят наблюдался прерывистый выдох, избыток воздуха в диафрагме. У ребят возникли трудности с ровным, медленном выдохом на звук «кш», так как струя выдыхаемого воздуха гораздо быстрее производится, поэтому активно должны работать нижнереберные, диафрагмальные мышцы, создавая хорошую опору для дыхания. В связи с этим мы обвязали каждого ребенка поясом под ребрами и сосредоточились на опоре дыхания, фиксированном вдохе и медленном выдохе на счет вслух от 2 до 10 секунд, постепенно прибавляя по 2 секунды. Постепенно результат выполняемых упражнений становился лучше. Через 10 занятий у ребят появились умения - владеть фиксированным вдохом, равномерно распределять дыхание, правильно владеть опорой дыхания, пользоваться нижнереберно-диафрагматическим дыханием. Упражнения выполнялись правильно и свободно.
Таким образом, мы пришли к выводу, что упражнения помогают нам выработать правильное, рефлекторное ощущение опоры с активизацией работы мышц брюшного пресса, межреберных и поясничных мышц, которые характеризуются правильной работой механизма вдоха, задержки и медленного, ровного выдоха.
Раздел II «Артикуляция и правильный механизм резонирования».
Тема 2.1. Внутриглоточная артикуляция.
Цель – сформировать навыки внутриглоточной артикуляции
Задачи:
- ознакомить с теорией: «внутриглоточная артикуляция»;
- провести практические упражнения;
Ход занятия: приветствие группы, «Здравствуйте ребята!». Сегодня следует научиться правильно координировать работу внутриглоточной полости. Во внутриглоточную полость входит: глотка, мягкое небо, корень языка. Внутриглоточная артикуляция сказывается на работе дыхательного аппарата и качественной стороне звука. От правильной работы внутриглоточной артикуляции зависят, язык, нижняя челюсть, губы, голосовые связки. Следует придавать большое значение правильной работе мышц глотки и мышц мягкого неба во время речевого голосообразования. Возбуждение от рецепторов глотки передается в центральную нервную систему, отчего возбуждаются центры, управляющие голосовыми связками. Мягкое небо активно участвует в голосообразовании. Голосообразовательная деятельность мягкого неба большое влияние оказывает дыхательную деятельность человека. Ребята, выполним следующие упражнения для тренировки внутриглоточной артикуляции:
- исходное положения стоя, опустить голову вниз и постараться медленно раскрыть как можно шире полость зева; повторить 4 раза. Далее исходное положения стоя, произнести вслух следующие гласные звуки «И-Э-А-О-У-Ы»; повторить 4 раза.
При выполнении упражнений у 6 ребят наблюдалось напряжение лицевых мышц и зажатость нижней челюсти. Нижняя челюсть открывалась тяжело и напряженно, нижняя губа заходила на нижние зубы. Звукоизвлечение гласных звуков характеризовалось напряженностью гортанной мускулатуры и голосовых связок, поэтому звук был достаточно резкий, плоский, гнусавый. В связи с этим мы сосредоточились на расслабление лицевых мышц. Мы объяснили ребятам, что открывать рот нужно медленно и свободно, не поджимая нижнюю челюсть, а также следить за расслаблением мышц гортанной мускулатуры, медленно открывая рот, произнося гласный звук, не забывать о твердом небе, то есть зевке. Через 9 занятий ребята избавились от зажимов лицевых и гортанных мышц, появились умения – владение внутриглоточным артикуляционным аппаратом, владение произношением гласных звуков. Упражнения ребята выполняли правильно, без напряжения и свободно. Звукоизвлечение заметно улучшилось.
Тема 2.2. Внешняя артикуляция
Цель – сформировать навыки внешней артикуляции
Задачи:
- ознакомить с теорией: «внешняя артикуляция»;
- провести практические упражнения;
Ход занятия: приветствие группы. «Здравствуйте ребята!» Мы продолжаем говорить об артикуляции, но сегодня мы поговорим о внешней артикуляции. К работе внешней артикуляции относится работа губ, языка и нижней челюсти. Правильная координированная работа внешней артикуляции характеризуется красивым, ясным звуком и правильным произношением. Работа губ обеспечивает точное произношение и влияет на формирование речевого голоса. Активная работа языка обеспечивает четкое произношение. Нижняя челюсть обеспечивает естественную артикуляцию ротовой полости, отчего зависит качество речевого звука.
Ребята приступаем к работе упражнений для тренировки внешней артикуляци:
- исходное положения стоя, губы натягивать на верхние и нижние зубы (повторить 5 раз); губы собрать в трубочку поднять к носу, затем к подбородку (повторить 5 раз); губы собрать в трубочку, направить в левую сторону, затем в правую сторону (повторить 5 раз); губы собрать в трубочку, затем растянуть в улыбку (повторить 5 раз). Затем исходное положения стоя, губы крепко сжимаются, мысленно произносится звук «Б», затем не сливая его в слог с гласным, раскрыв губы, производится долгий, теплый выдох: «Б – ИИИИ»; «Б – ЭЭЭЭ»; «Б – АААА»; «Б –ОООО»; «Б – УУУУ»; «Б – ЫЫЫЫ». Повторить 4 раза. Затем произносится на согласный звук «П»; повторить 4 раза.
При выполнении упражнений мы столкнулись с трудностями, что у большинства ребят вялый, не активизированный артикуляционный аппарат: вялые губы, неподвижный, тяжелый язык, лицевые мышцы неактивны. В связи с этим мы сосредоточились на активизации артикуляционного аппарата. Мы объяснили ребятам, что губы и язык нужно тренировать активно, но медленно контролируя каждое действие. Упражнения для языка такие как «щеточка», «футбол», «грибок», «катушка», «качели», «балалайка» помогают привести мышцы в тонус и избавиться от «ленивого» языка. Далее мы перешли к согласному звуку «Б», старались произносить его не сливая в слог с гласным звуком, раскрыв губы, производили долгий, теплый выдох. Через 8 занятий результат выполняемых упражнений кардинально улучшился. У ребят появились умения – владение правильной координированной работой губ и языка, что способствовало правильному произношению гласных и согласных звуков, а также ясному звучанию в речи. Ребята выполняли упражнения с большим интересом, свободно и непринужденно.
Таким образом, мы пришли к выводу, что упражнения помогают нам выработать правильное, рефлекторное звукоизвлечение с активизацией работы внутриглоточной и внешней артикуляцией, характеризующееся
правильной работой лицевых мышц и свободной челюстью.
Тема 2.3. Головные резонаторы
Цель – овладение головными и грудными резонаторами
Задачи:
- ознакомить с теорией: « головные резонаторы»;
- провести практические упражнения;
Ход занятия: приветствие группы. «Здравствуйте ребята!». На сегодняшнем занятии мы поговорим о верхние (головных) резонаторах, которые являются неотъемлемой частью речеголосообразования. В них входят полости, лежащие выше голосовых складок: верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости и придаточные пазухи. Глотка и ротовая полость формируют звуки речи, повышают силу голоса, влияют на его тембр.
Ребята, давайте попробуем выполнить следующие упражнения для верхних резонаторов:
- исходное положение стоя, сделать короткий вдох через нос, выдох производить без напряжения закрытым ртом на звук «м» с вопросительной интонацией. Ощущения должны быть легкой вибрации верхней губы в носовых полостях и лобных пазухах; повторить 4 раза. Далее исходное положение стоя, вдох производится через нос. Выдыхая, медленно произнесите одно из следующих звукосочетаний: «МИММ»; «МЭММ»; «МАММ»; «МОММ»; «МУММ»; «МЫММ»; последнюю согласную произносить протяжно. Ощущения должны быть легкой вибрации верхней губы в носовых полостях и лобных пазухах. Каждое звукосочетание повторить 4 раза.
Выполняя данные упражнения, ребята столкнулись с трудностями нахождения головных резонаторов. Не всем удалось найти вопросительную интонацию на согласный звук «М» и почувствовать легкую вибрацию в носовых полостях и лобных пазухах. В связи с этим мы сосредоточили внимание на головных резонаторах и попытались высоко-высоко помычать от 2 раз до 4 раз. После этого мы еще раз попытались найти вопросительную интонацию помогая себе рукой как бы рисуя снизу вверх радугу. И ребята постепенно справились с этим упражнением. Каждый сумел найти и почувствовать свои головные резонаторы. Далее мы на выдохе, старались медленно произнести одно из следующих звукосочетаний: «МИММ»; «МЭММ»; «МАММ»; «МОММ»; «МУММ»; «МЫММ», слушая как работают верхние (головные) резонаторы. Постепенно ребята справлялись с этим упражнением и показывали хорошие результаты. Через 10 занятий у ребят появились умения – находить верхние (головные) резонаторы, посылать звук в верхние в (головные) резонаторы. Ребята выполняли упражнения правильно, легко, с интересом.
Тема 2.4 Грудные резонаторы
Цель – овладение грудным резонированием в процессе звукоизвлечения
Задачи:
- ознакомить с теорией «грудное резонирование
- провести практические упражнения
Ход занятия: приветствие группы, «Здравствуйте ребята!». Мы продолжаем знакомиться с резонаторами. Сегодня мы поговорим о грудных резонаторах. Они являются неотъемлемой частью речеголосообразования, которые находятся в верхним отделе грудной клетки. Грудное резонирование характеризуется объемным, ярким звучанием. Вибрации в грудном резонаторе влияют на тембр голоса и придают ему особую мягкость, бархатистость и теплоту.
Ребята, давайте попробуем выполнить следующие упражнения для нижних резонаторов:
- исходное положение стоя, руки находятся на груди. Сделать короткий вдох через нос, выдох производить без напряжения закрытым ртом на звук «М» с вопросительной интонацией. Ощущение должно быть легкой вибрации в грудной клетке. повторить 4 раз. Далее исходное положение стоя, руки находятся на груди. На выдохе, нараспев произнести следующую фразу: «мам, мам молока бы нам», затем произнести на выдохе медленно и ровно звукосочетания: «АААММБА-АААММДА-АААММБА».(повторить 4 раза);
Выполняя эти упражнения, ребята столкнулись с трудностями нахождения грудных резонаторов. Не всем удалось найти вопросительную интонацию на согласный звук «М» и почувствовать легкую вибрацию в грудной клетке. В связи с этим мы сосредоточили внимание на вибрации в грудной клетке и попытались низко помычать от 2 раз до 4 раз. После этого мы еще раз попытались найти вопросительную интонацию помогая себе рукой как бы рисуя сверху вниз радугу. И ребята постепенно справились с этим упражнением. Каждый сумел найти и почувствовать свои грудные резонаторы и ощутить легкую вибрацию в грудной клетки. Далее мы на выдохе, нараспев старались медленно произнести следующее звукосочетание: «АААММБА-АААММДА-АААММБА» слушая как работают нижние (грудные) резонаторы. Постепенно ребята справлялись с этим упражнением и показывали хорошие результаты. Через 10 занятий у ребят появились умения – находить грудные резонаторы, посылать звук в грудные резонаторы. Ребята выполняли упражнения правильно, легко, без особых усилий.
Таким образом, мы пришли к выводу, что упражнения помогают нам овладеть правильным механизмом звучания верхних (головных) и нижних (грудных) резонаторов, а также научиться грамотно ими пользоваться, что является важной составляющей сформированности рече-голосовых навыков.
Раздел III Интонация.
Тема 3.1. Слуховой анализатор
Цель – овладение слуховым анализатором
Задачи:
- ознакомить с теорией: « слуховой анализатор»;
- провести практические упражнения;
Ход занятия: приветствие группы! «Здравствуйте ребята!». Сегодня мы поговорим о слуховом анализаторе. Первым условием нормального процесса воспитание речевой интонации является хорошая острота слуха. Сведения о произносимых словах постоянно фиксируются слуховыми анализаторами и передаются в центральную нервную систему для управления и регуляции. Хорошо развитый слух помогает эмоционально точно охарактеризовать художественный образ в произведении.
Ребята давайте постараемся выполнить следующие упражнения для тренировки слуха:
- исходное положение стоя, один из участников громко произносит звукосочетание «АУУУУУ»; «ЭЭЭ-ГЕ-ГЕЙ», а второй участник передает «эхо» на тихом звуке; затем участники меняются. Далее исходное положение стоя, один из участников произносит строчку своего текста, далее второй участник продолжает, подхватывая строчку текста на той высоте, на которой остановился первый; третий участник продолжает повышение по словам;
При выполнении упражнений ребят возникли трудности: передать звукосочетание «АУУУУУ»; «ЭЭЭ-ГЕ-ГЕЙ», на тихом звуке. В связи с этим, мы сосредоточились на выполнении звукосочетания «АУУУУУ» сначала с громкой подачей звука, затем с тихой подачей звука, анализируя высоту звучания. Затем мы постепенно перешли к звукосочетанию «ЭЭЭ-ГЕ-ГЕЙ» и выполняли его только с тихой подачей звука, анализируя характер звукоизвлечения. Постепенно в выполнение упражнения ребята стали справляться и показывать хорошие результаты. Далее мы перешли к тексту и постарались повышать и понижать голос по строчкам. Ребята трудились и все делали правильно, что говорил педагог. Через 10 занятий у ребят появились умения – владение понижением и повышением голоса, владение динамикой в голосе. Ребята выполняли упражнения легко и свободно.
Таким образом, мы пришли к выводу, что упражнения помогают развить речевой слух. Анализировать понижение и повышение голоса. Добиться четкого и понятного звукоизвлечения при работе над текстом.
Тема 3.2. Атака звука
Цель – овладение твердой и мягкой атакой звука
Задачи
- ознакомить с теорией «атака звука»
- провести практические упражнения
Ход занятия: приветствие группы! «Здравствуйте ребята!». Сегодня мы свами познакомимся с таким понятием как атака звука. «Атака» означает «нападать», «наступать». Атака звука оказывает большое влияние на речеголосообразование. Она зависит от плотности смыкания голосовых складок и силы выдоха. Существует три вида атаки звука: твердая, мягкая, придыхательная. При пользовании твердой атакой звука голосовые складки плотно сопротивляются воздуху, скопившемуся под ним, звук получается твердый, энергичный, часто резкий. Такая атака употребляется в целях борьбы с вялостью смыкания голосовых складок. При пользовании мягкой атакой звука голосовые складки смыкаются менее плотно, меньше сопротивляются воздуху, скопившемуся под ними, звук получается мягкий, льющийся, богатый обертонами. При придыхательной атаке голосовые складки смыкаются неплотно, происходит утечка воздуха и вместе с гласной слышится звук «Х», такая атака звука не должна употребляться при воспитании речевого голоса.
Ребята давайте постараемся выполнить следующие упражнения по воспитанию мягкой атаки звука: в этом упражнении нужно обратить внимание на верхние головные резонаторы и на таблицу гласных звуков.
- исходное положение стоя, сказать на распев в высоко, в корни верхних зубов на legato следующую цепочку слогов «ДИ-ДЭ-ДА-ДО-ДУ-ДЫ» звук должен находиться в высокой позиции; повторить 4 раза;
При выполнении упражнений у 8 ребят наблюдались трудности в голосоподачи звука. Ребятам было трудно добиться звука в высокой позиции. В связи с этим мы сосредоточились на артикуляционной гимнастики и головных резонаторах. Мы объяснили ребятам, что нужно проанализировать внутриглоточную артикуляцию и большое внимание уделить твердому небу. В процессе работы ребята старались и заметно улучшили свои результаты. Через 10 занятий у ребят появилось умение – владение мягкой атакой звука. Ребята смогли добиться качественного звучания голоса и выполняли упражнение правильно и без напряжения.
Таким образом, мы пришли к выводу, что упражнение оказывает большое влияние на начало звука и помогает нам добиться качественного звучания в голосе, а также имеет большое значение в интонировании речевого голоса.
Тема 3.3 Голосовые регистры
Цель – овладение голосовыми регистрами
Задачи:
- ознакомить с теорией «верхний регистр (головной); средний регистр (смешаный); нижний регистр (грудной)
- провести практические упражнения
Ход занятия: приветствие группы. «Здравствуйте ребята!». Сегодня мы поговорим о голосовых регистрах. Голосовые регистры имеют большое значение для речеголосообразования. Регистр речевого голоса - ряд однородных звуков диапазона, воспроизводимых одним и тем же механизмом. Однородное звучание характеризуется работой голосовых складок, которая меняется при переходе из одного регистра в другой. В речевом голосе существует три регистра:
- грудной или нижний регистр. Состоит из однородных звуков и занимает нижнюю часть регистра речевого голоса. Все звуки этого регистра называются грудными.
- смешанный, или средний регистр. Состоит из звуков среднего звучания. В речевом голосе смешанный регистр относится к центральной его части;
- головной, или верхний, регистр состоит из однородных звуков и занимает верхнюю часть речевого голоса. Все звуки этого регистра называются головными.
Ребята сейчас мы поработаем с упражнениями по развитию верхнего, головного регистра:
- исходное положение стоя. Закрытым ртом на согласный звук «м» задать вопрос « в голову» затем промычать «М-М-М-М»; повторить 4 раза.
- Исходное положение стоя, произнести медленно следующий текст в среднем и головном регистрах: «дождик, дождик кап да кап, ты не капай долго так. Дождик, дождик льется в руки не дается»; повторить 4 раза.
При выполнении упражнений ребята трудились и все делали правильно. Так как мы проходили тему головные резонаторы, нахождение головного регистра, не составило труда. Ребята успешно справились с произношением фраз в головном регистре и с интересом выполняли упражнение. Через 10 занятий у ребят появились умения - владение произношением предложений в среднем и головном регистрах. Далее мы перешли к выполнению упражнения по развитию нижнего, грудного регистра:
- исходное положение стоя. Закрытым ртом на согласный звук «м» задать вопрос « в грудь» затем промычать «М-М-М-М»; повторить 4 раза;
- исходное положение стоя, произнести медленно следующий текст в грудном регистре: «пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бурю. Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бой; повторить 4 раза;
При выполнении упражнений ребята трудились и все делали правильно. Так как мы проходили тему грудные резонаторы, нахождение грудного регистра, не составило труда. Ребята успешно справились с произношением фраз в головном регистре и с интересом выполняли упражнение. Через 10 занятий у ребят появились умения – владение произношением предложений в грудном регистре.
Таким образом, мы пришли к выводу, что упражнения помогает нам развить головной, грудной и средний регистры. Добиться точного интонирования, плавного, незаметного перехода из регистра в регистр.
Раздел IV Дикция
Тема 4.1. Произношение губно—зубных согласных ф, ф’ — в, в’: ф, ф'—глухие, в, в'— звонкие. Владение произношением согласных с, с' — з, з': переднеязычные, зубные, щелевые;
Цель – овладение четким произношением ф, ф’ — в, в’; овладение четким произношением согласных с, с' — з, з'
Задачи:
- ознакомить с теорией произношения согласных звуков: ф, ф’ — в, в’; с, с' — з, з';
- провести практические упражнения
Ход занятия: приветствие группы! «Здравствуйте ребята!». Сегодня мы посвятим занятие разделу о дикции. Согласные звуки, требуют активной работы мягкого неба. Если мягкое небо в процессе голосообразования не активное и вялое, то звуки будут иметь неприятное, гнусавое звучание. Ясность, внятность речи прежде всего зависит от четкого произношения согласных звуков. Ребята, тренируя согласные звуки нужно обращать не только на ударный слог, но и на произношение гласных в безударном положении. Ребята сейчас мы выполним следующие упражнения для овладения произношением согласных звуков ф, ф’ — в, в’; с, с' — з, з'
- исходное положение стоя, произнести медленно, затем постепенно ускоряя темп следующие звукосочетания: «ВИФФИ-ВЕФФЕ-ВЯФФЯ-ВЁФФЁ-ВУФФУ-ВЫФФЫ»; «ФИВВИ-ФЕВВЕ-ФЯВВЯ-ФЁВВЁ-ФУВВУ-ФЫВВЫ»; (повторить 4 раза). Далее исходное положение стоя, произнести медленно, затем постепенно ускоряя темп следующие цепочку звукосочетаний: «СИЗИ-СЕЗЕ-СЯЗЯ-СЁЗЁ-СЮЗЮ»; «ЗИСИ-ЗЕСЕ-ЗЯСЯ-ЗЁСЁ-СЮЗЮ»; (каждую цепочку повторить 4 раза);
Далее исходное положение стоя, произнести в медленном темпе, затем постепенно ускоряя темп следующую скороговорки:
- была у Фрола, Фролу на Лавра наврала.
Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру;
- рекомендованный мастером прекрасный реквизит Грозит реквизировать мастер по реквизиту;
При выполнении упражнений у ребят возникли трудности: у 8 ребят наблюдались дефекты речи, они не могли четко проговорить цепочки звукосочетаний: «ВИФФИ-ВЕФФЕ-ВЯФФЯ-ВЁФФЁ-ВУФФУ-ВЫФФЫ»; «СИЗИ-СЕЗЕ-СЯЗЯ-СЁЗЁ-СЮЗЮ»; произношение скороговоророк далось ребятам очень трудно. В связи с этим мы выполнили артикуляционную гимнастику и сосредоточились только на произношении согласных звуков. Мы объяснили ребятам, что каждый согласный звук нужно произносить медленно, четко по 5 раз. Затем перешли к цепочки звукосочетаний и постарались медленно и отчетливо, анализируя работу губ и языка произнести звукосочетания. В процессе работы при выполнении упражнения у ребят наблюдались успехи в произношении согласных звуков. Затем мы перешли к произношению скороговорок в медленном темпе, разбирали каждое слово, затем словосочетание, затем каждую фразу и целиком предложение. Ребята трудились, выполняли все, что говорил педагог. Ребята достигли хороших результатов. Через 10 занятий у ребят появились умение – владение четким произношением согласных звуков ф,ф’- в,в’c-з, четко произносить скороговорки.
Тема 4.2 Произношение переднеязычных, щелевых согласных ш – ж: ш – глухой, ж – звонкий
Цель - овладение четким произношением согласных звуков ш – ж:
Задачи:
- ознакомить с теорией произношения согласных звуков: ш – ж:
- провести практические упражнения
Ход занятия: приветствие группы. «Здравствуйте ребята!». Мы продолжаем говорить о правильном произношении согласных звуков. Сегодня мы посвятим наше занятие произношению согласных звуков «ш – ж». При произношении согласных звуков «ш – ж» губы чуть выдвинуты вперед, кончик языка находится за верхними альвеолами и приближается к твердому небу. Боковые края языка прижаты к альвеолам верхних коренных зубов. Струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемую языком и твердым небом. Глухой согласный «ш» образуется только шумом, без участия голоса. При произнесении звонкого «ж» голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Небная занавеска в обоих случаях поднята.
Ребята сейчас мы выполним следующие упражнения для овладения произношением согласных звуков «ш – ж»:
- исходное положение стоя, произнести медленно, затем постепенно ускоряя темп следующие цепочку звукосочетаний: «ШИЖЖИ-ШЭЖЖЭ-ШАЖЖА-ШОЖЖО-ШУЖЖУ»; «ЖИШШИ-ЖЭШШЭ-ЖАШША-ЖОШШО-ЖУШШУ»; (каждую цепочку повторить 4 раза);
- исходное положение стоя, произнести в медленном темпе, затем постепенно ускоряя темп следующую скороговорку:
- Стаффордширский терьер ретив, а черношёрстный ризеншнауцер резв;
При выполнении упражнений у ребят возникли трудности: у 9 ребят наблюдались дефекты речи, они не могли четко проговорить цепочки звукосочетаний: «ШИЖЖИ-ШЭЖЖЭ-ШАЖЖА-ШОЖЖО-ШУЖЖУ»; «ЖИШШИ-ЖЭШШЭ-ЖАШША-ЖОШШО-ЖУШШУ»; произношение скороговоророк далось ребятам очень трудно. В связи с этим мы выполнили артикуляционную гимнастику и сосредоточились только на произношении согласных звуков, медленно, четко произносили каждый согласный звук по 5 раз. Затем перешли к цепочки звукосочетаний и постарались медленно и отчетливо, анализируя работу губ и языка произнести звукосочетания. В процессе работы при выполнении упражнения у ребят наблюдались успехи в произношении согласных звуков. Затем мы перешли к произношению скороговорок в медленном темпе, разбирали каждое слово по слогам, затем словосочетание, затем каждую фразу и целиком предложение. Ребята трудились, выполняли все, что говорил педагог. Ребята достигли хороших результатов. Через 10 занятий у них появились умения – владение четким произношением согласных звуков ш-ж, четко произносить скороговорки.
Тема 4.3 Произношение сонорных согласных м – м’; н – н'; л- л'; р - р';
Цель - овладение четким произношением согласных звуков м – м’; н – н'; л- л'; р - р';
Задачи:
- ознакомить с теорией произношения согласных сонорных звуков м – м’; н – н'; л- л'; р - р';
- провести практические упражнения
Ход занятия: приветствие группы. «Здравствуйте ребята!». Сегодня мы поговорим о произношении сонорных согласных звуков м – м’; н – н'; л- л'; р - р'. При произнесении твердого и мягкого «м» наиболее активно работают губы (звук губной). В начале артикуляции напряжены и сомкнуты; воздушная струя разрывает эту преграду. Небная занавеска опущена, струя выдыхаемого воздуха проходит через нос (звук носовой). Голосовые складки сомкнуты и вибрируют. На звуке н наиболее активно работает язык. Кончик языка прижимается к основаниям верхних зубов. Небная занавеска (мягкое небо) опущена, струя выдыхаемого воздуха проходит через носовую полость. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют. При артикуляции «л» зубы обнажены, кончик языка упирается в верхние зубы; спинка языка вместе с краями опускается; корень языка приподнимается к мягкому небу чуть-чуть оттягивается назад. Воздух проходит по бокам языка (звук боковой). Голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Небная занавеска поднята. Звук р занимает особое положение по способу образования. Этот звук возникает в результате дрожания, вибрации кончика языка: кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов, напряжен и колеблется в проходящий воздушной струе. Края языка прижаты к боковым зубам. При мягком р кончик языка также колеблется, дрожит, но он поднимается к твердому небу. При твердом «р» губы раскрыты а не растянуты, а при «р’» уголки губ растягиваются в стороны. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют как при твердом «р», так и при мягком.
Ребята сейчас мы выполним следующие упражнения для овладения произношением сонорных согласных звуков:
- исходное положение стоя, произнести медленно, затем постепенно ускоряя темп следующие звукосочетания: «МИМ-МЭМ-МАМ-МОМ-МУМ-МЫМ»; НИН-НЭН-НАН-НОН-НУН-НИН»; «ЛИЛЬ-ЛЕЛЬ-ЛЯЛЬ-ЛЁЛЬ-ЛЮЛЬ-ЛИЛЬ; «РИРЬ-РЕРЬ-РЯРЬ-РЮРЬ-РИРЬ» (повторить каждую цепочку 4 раза);
- исходное положение стоя, произнести в медленном темпе, затем постепенно ускоряя темп следующие скороговорки:
- На мели мы лениво налима ловили, и меняли налима вы мне на линя, о любви не меня ли так мило молили, и в туманы лимана манили меня;
- Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить стать, наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит;
- Выговаривая скороговорки, ломала я язык ломала, переламывала, да не выломала;
При выполнении упражнений ребята трудились и старались выполнить все, что говорил педагог. Эти упражнения ребятам дались более легче, чем предыдущие. Но все же у 5 ребятах наблюдались трудности с произнесение согласных звуков «л-р ». В связи с этим мы выполнили артикуляционную гимнастику и сосредоточились только на произношении согласных звуко«л-р ». Ребята медленно и четко произносили каждый согласный звук по 5 раз. Затем перешли к цепочки звукосочетаний и постарались медленно и отчетливо, анализирую работу губ и языка произнести звукосочетания. В процессе работы при выполнении упражнения у ребят наблюдались успехи в произношении согласных звуков. Затем мы перешли к произношению скороговорок в медленном темпе, разбирали каждое слово по слогам, затем словосочетание, затем каждую фразу и целиком предложение, также анализировали работу лицевых мышц, нижней челюсти, губ и языка. Постепенно в процессе работы выполняя упражнения под руководством педагога ребята смогли достичь хороших результатов. Через 10 занятий у ребят появились умения – владение четким произношение сонорных согласных звуков, четко произносить скороговорки.
Завершив работу по экспериментальной методике мы перешли к контрольной части экспериментального исследования.
Цель контрольной части экспериментального исследования – выявить эффективность разработанной в процессе исследования методики.
Задачи, поставленные на контрольном этапе экспериментального исследования:
- Провести повторный опрос учащихся;
- Осуществить матричную и математическую обработку данных, полученных на данном этапе экспериментального исследования;
- Провести сравнительный анализ данных, полученных на констатирующем и контрольном этапах экспериментального исследования.
В ходе повторного опроса были получены следующие результаты (см. таблица №2)
Матрица обобщенных данных, полученных в ходе контрольной части экспериментального исследования, проведенного участниками разновозрастного эстрадного вокального коллектива
Талица №2
Фамилия, Имя участника | Номер задания | Уровень | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | ||
Афанасьева София | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | Высокий |
Боговарова Василиса | - | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | Средний |
Дияшкина Мария | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | - | + | + | + | - | Средний |
Ерохина Анастасия | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | - | + | + | Высокий |
Кокорина Анастасия | + | + | + | - | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | Высокий |
Лонгинова Елизавета | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | - | Высокий |
Парастаева Инга | - | + | + | - | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | Средний |
Платонова Александра | - | + | + | - | + | + | + | - | + | + | - | + | + | + | + | Средний |
Снежко Кристина | - | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - | - | Средний |
Сысоева Анна | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | Высокий |
Чурсина Алина | - | + | + | - | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | Средний |
Юдина Дина | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | Высокий |
Количественный анализ данных, полученных в ходе констатирующего этапа экспериментальной работы | ||||||||||||||||
+ 7 - 5 | + 12 - 0 | + 12 - 0 | + 6 - 6 | + 11 - 1 | + 12 - 0 | + 9 - 3 | + 8 - 4 | + 9 - 3 | + 11 - 1 | + 12 - 0 | + 12 - 0 | + 11 - 1 | + 11 - 1 | + 7 - 5 | Высокий6 Низкий0 Средний6 |
Графически результаты контрольной части экспериментального исследования выглядят следующим образом (см. диаграмма №2)
Диаграмма №2
Сравнительный анализ дынных, полученных на констатирующем и контрольном этапах экспериментального исследования выглядит следующим образом:
Этапы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Уровень |
Констатирующий этап | + 7 - 5 | + 10 - 2 | + 12 - 0 | + 2 - 10 | + 3 - 9 | + 12 - 0 | + 7 - 5 | + 3 - 9 | + 1 - 11 | + 11 - 1 | + 2 - 10 | + 11 - 1 | + 8 - 4 | + 6 - 6 | + 3 - 9 | Высокий0 Низкий5 Средний7 |
Контрольный этап | + 7 - 5 | + 12 - 0 | + 12 - 0 | + 6 - 6 | + 11 - 1 | + 12 - 0 | + 9 - 3 | + 8 - 4 | + 9 - 3 | + 11 - 1 | + 12 - 0 | + 12 - 0 | + 11 - 1 | + 11 - 1 | + 7 - 5 | Высокий6 Низкий0 Средний6 |
Графически результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы, выглядят следующим образом (см. Диаграмма №3)
Диаграмма №3
Таким образом, мы пришли к выводу, что сравнительный анализ данных констатирующей и контрольной частей экспериментальной работы свидетельствует о положительной динамике, наметившейся у участников разновозрастного эстрадного вокального коллектива, что полностью подтверждает правильность выдвинутый в начале исследование гипотезы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия на тему: "Элементы классического танца в эстрадном, народном танцах"
Использование элементов классического танца в танцевальных этюдах. Их модернизация в движении, характерная для эстрадного и народного танцев....
Методическая разработка авторской программы элективного курса " Разговорный английский язык" 10-11 классы
Цели и задачи элективного курса, пояснительная записка, программа курса ( 34 ч.), тематическое планирование занятий....
Методическая разработка «Особенности речевой подготовки участников разновозрастного эстрадного вокального коллектива»
Особенности и значение речевой подготовки на зянятиях эстрадным вокалом для обучающихся разных возрастных категорий....
Методическая разработка "Авторская кукла"
Авторская художественная кукла – жанр искусства, который появился в XX веке на фоне победоносно шагающих серийных игрушек. Двадцатый век - век новых технологий и синтеза искусств. Смешение жанров поро...
Методическая разработка: Креативный подход музыкального руководителя в процессе организации праздников и развлечений в детском саду на примере авторской разработки «Сказка на букву «С» или Сегодня Сабантуй!».
Деятельность музыкального руководителя в детском саду предполагает организацию занятий, развлечений и праздников, в основе которых заложено творческое начало.Результативность педагога во многом опреде...
Методическая разработка Современные подходы и новые тенденции в методике обучения юных волейболистов основным техническим приемам (прием и передача мяча) на этапе начальной подготовки (первый год обучения)
В данном методическом пособии проанализировав собственный опыт, предпринята попытка изложения основных методов для работы с начинающими волейболистами и методических основ обучения некоторым осн...
Методическая разработка "Дифференцированный подход как средство подготовки к выполнению учебных нормативов детьми младшего школьного возраста на основе компьютерного тестирования"
В данной методической разработке предполагается, что дифференцированный подход на уроках по физической культуре окажет положительное влияние на уровень физической подготовленности, как следствие, улуч...