Рабочая программа "Арт-дизайн" 4-ый год обучения
рабочая программа (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Центрального района Санкт-Петербурга «Фонтанка-32»
СОГЛАСОВАНО на Педагогическом совете Протокол № _______ от «____»__________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУДОД ДДТ Центрального района СПБ «Фонтанка-32» ________________Л.В. Леонова Приказ № _______ от «___»_________20___г. |
Рабочая программа
дополнительного образования детей
«Арт-Дизайн»
для обучающихся 13 – 14 лет
4-й год обучения
Автор:
педагог дополнительного
образования
Кириллова Надежда Александровна
Санкт-Петербург
2014 г.
Пояснительная записка
Четвертый год обучения охватывает возрастную группу детей 13-14-ти летнего возраста. Дети на этом этапе уже владеют основами начальной художественной грамоты и имеют достаточно большой опыт визуально-аналитического характера. Они наблюдательны, эмоционально-отзывчивы и активно стремятся к овладению новыми знаниями.
Одним из условий мотивации для детей является усложнение как учебных задач, так и форм деятельности. Поэтому в программу включены вариативные задания, схожие по использованию жанра, художественного материала, техники или изобразительного приема, но с совершенно разными учебными задачами. Примером могут служить темы "Диалог" и "Автопортрет в историческом костюме". Близкие по жанру (портрет), они являются абсолютно разными по решению учебно-познавательных задач. Так, тема "Диалог" - это знакомство с приемом выполнения силуэтного портретного образа, где используется простой метод вырезания из бумаги. А тема "Автопортрет", смежная по выбору жанра, решает задачу развития живописно-колористических способностей учащихся. В дальнейшем полученный опыт поможет учащимся самостоятельно выбрать наиболее интересное и яркое изобразительное решение для создания собственного художественного образа.
Четвертый год обучения - важное звено в системе программного курса.
Направить мышление учащихся на самостоятельный, осознанный поиск изобразительных и выразительных средств композиции, колористического, графического, конструктивного или пластического решения для создания художественного образа – основная направленность четвертого года обучения.
Именно поэтому в программу включены задания, относящиеся к сферам графического дизайна, типографики, проектной графики, цветоведения и проектирования.
Приоритетным становится не предмет изображения, а разнообразие художественных средств формообразования и отображения, их взаимосвязи и творческое экспериментирование, поиск новых форм исполнения для решения учебных и образных задач..
Вторая особенность программы заключена в ее тематическом содержании, отличающимся многообразием жанровых и стилевых направлений, вариативностью используемых художественных техник и изобразительных приемов, в многократном обращении к истокам художественного и культурного наследия мирового искусства. Углубленное изучение изобразительного искусства и древних культур других стран поможет расширить сферу образных представлений учащихся, сформирует область чувственного восприятия, разовьет навыки анализа и оценки художественных произведений, привьет любовь к изобразительному искусству в целом.
Направленность дополнительной образовательной программы.
Образовательная программа «Арт-Дизайн» имеет художественно - эстетическую направленность.
Новизна и актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Образовательная программа «Арт-Дизайн» представляет собой целостный, методически выверенный комплекс заданий и упражнений , направленных на умственное и эмоциональное развитие учащихся. Углубленное изучение художественного изобразительного языка и знакомство с различными стилевыми направлениями мирового искусства позволят сформировать эсте-тические потребности учащихся, создадут предпосылки для их профессиональной ориентации.
Отличительная особенность данной образовательной программы
от уже существующих:
Она особенна тем, что включает в себя четыре основных вида художественной деятельно-сти, синтезируя графическую, живописную, архитектурную и декоративно-прикладные формы изобразительного творчества. Именно этот синтез разнообразного художественного опыта позво-ляет раскрыть творческий потенциал ребенка, обеспечивает наиболее гармоничное развитие его духовных качеств и эстетических потребностей.
Цель обучения
Гармоничное развитие эстетических чувств и потребностей учащихся, воспитание интереса и любви к изобразительному искусству. Формирование базы профессиональных знаний, умений и навыков в области изобразительного творчества.
Основные задачи 4-го года обучения:
I. Образовательные задачи
- Расширить базу профессиональных знаний в области цветоведения, (эмоциональное освоение цвета).
- Закрепить навыки натурного рисования.
- Учить использовать новые композиционные и изобразительные приемы для решения учебных и творческих задач.
- Формировать базу профессиональных навыков в работе с художественными материалами.
II. Воспитательные задачи
- Воспитывать любовь и уважение к достижениям национальной художественной культуры, российским традициям, культурному наследию своей страны.
- Учить понимать художественные достоинства произведений искусства, побуждать к выработке собственных взглядов и суждений.
- Воспитывать в учащемся такие качества как усидчивость, трудолюбие, инициативность.
- Формировать толерантность мышления.
III. Развивающие задачи
- Развивать творческое воображение.
- Учить мыслить конструктивно.
- Развивать зрительную память.
- Развивать эстетические чувства учащихся, формировать их художественный вкус.
Возраст учащихся: 13 - 14 лет.
Количество детей в группе - не менее 15 человек. Группы формируются без специальной подготовки.
Количество часов обучения:
Количество учебных часов в неделю – 6; в год – 216 часов.
Ожидаемые результаты
4 год обучения:
- Закрепление теоретических знаний и практических умений и навыков, полученных на 1-ом году обучения.
- Формирование потребности в художественной деятельности. Воспитание творческой личности, способной красиво и неординарно мыслить, тонко чувствовать красоту окружающего мира, имеющей разносторонние интересы и художественный вкус.
4-ый год обучения
Живопись | Графика | Прикладное творчество | Бумажная пластика |
|
|
|
|
Учебно-тематический план 4года обучения.
№ | Название темы | Количество часов | ||
Теоретические занятия | Практическое занятие | Всего | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 2 | 3 |
2 | Паутинка – осень. | - | 12 | 12 |
3 | Все оттенки белого.(Аппликация) | 1 | 11 | 12 |
4 | Пейзаж в ограниченном (заданном) колорите. | - | 6 | 6 |
5 | Диалог – Двое. (Силуэтная композиция) | - | 9 | 9 |
6 | Экслибрис. | - | 12 | 12 |
7 | Портрет. Натурное рисование (профиль, 3/4) | - | 12 | 12 |
8 | Цвет. Пластика. Чувство. | 1 | 11 | 12 |
9 | Волшебный калейдоскоп. | 1 | 11 | 12 |
10 | Копирование.( Японская графика) | 1 | 14 | 15 |
11 | Карты. | - | 12 | 12 |
12 | Иные миры. (Пуантилизм) | - | 12 | 12 |
13 | Отражение. | - | 6 | 6 |
14 | Буквица. | - | 9 | 9 |
15 | Форма и ритм. Натюрморт | - | 9 | 9 |
16 | Боги Египта. | - | 12 | 12 |
17 | Автопортрет в историческом костюме. | 1 | 11 | 12 |
18 | Пластика совершенной формы. (Ракушки). | - | 12 | 12 |
19 | Шахматное королевство. | - | 12 | 12 |
20 | На балу.( Итоговое задание) | - | 15 | 15 |
Всего 216 ч.
Содержание образовательной программы.
- Вводное занятие.
- Знакомство с учащимися.
- Диалог на темы: «что вы любите рисовать?», «Какие художественные материалы знаете, какими рисуете сами?», «Какие кружки, школы, студии посещали ранее?».
- Краткий рассказ о существующих художественных материалах, о том, какие из них мы предполагаем использовать на занятиях.
- Подробный инструктаж по технике безопасности работы с травмо опасными предметами (такими как: ножницы, остро наточенные карандаши, степлеры).
- Беседа на тему: «Правила безопасного поведения на улице».
- Паутинка-осень.
Материалы: бумага, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки, масляная пастель
Зрительный ряд: фоторепродукции на тему «Осень», гербарий осенних листьев, работы учащихся, педагогический рисунок (варианты композиционного решения)
Содержание задания:
Найти образное решение темы «Осень», где паутинка – главный персонаж композиции, окно в чудесный мир осеннего калейдоскопа.
- Все оттенки белого.
Материалы: бумага, ножницы, клей, разнофактурная бумага светлых оттенков.
Зрительный ряд: таблицы по цветоведению; работы учащихся
Содержание задания:
Создать композицию на свободную тему, используя в качестве главного выразительного средства различные по тону оттенки белой фактурной бумаги.
- Пейзаж в ограниченном (заданном) колорите.
Материалы: бумага, гуашь, кисти, палитра
Зрительный ряд: рисунки-схемы по теме "Стилизация деревьев", таблицы по цветоведению; работы учащихся
Содержание задания:
На основе 2 - 3-х цветов, предложенных педагогом, создать сказочный пейзаж в сложном колорите. Придумать название своей работе (например: "Изумрудный лес", "Золотая роща" и т.д.).
- Диалог (двое).
Материалы: бумага, цветная бумага, ножницы, клей ПВА
Зрительный ряд:репродукции по теме»Силуэт», работы учащихся, педагогический показ.
Содержание задания:
Приемом «вырезание» выполнить 1-2 портретные композиции на тему «Диалог» (или «Двое»). Используя профильное положение голов и мимические особенности лица человека, передать в композиции атмосферу диссонанса, спора или, наоборот, дружеского общения, согласия.
Найти интересное образное решение темы. В варианте «цветового» решения силуэтной композиции, точный выбор цветов позволит усилить образные портретные характеристики персонажей.
- Экслибрис.
Материалы: бумага, тонированная бумага, фломастеры, гелевые ручки, маркеры
Зрительный ряд: репродукции экслибрисов, выполненных художниками (А. Дюрер, О. Бердели, П.Пикассо, М. Врубель, К. Сомов, Е. Лансере, В.Фаворский, Г. Кравцов, М. Чуракова); работы учащихся по теме.
Содержание задания: Выполнить 2-3 книжных знака – экслибриса, учитывая, что он должен оставаться «книжным» не столько по сюжету, сколько по внешним признакам: стройной композиции (т.к. это эмблема), по конфигурации, размерам (желательно не очень большим), фактуре (стилизованной декоративности), лаконичности цвета, по «дуэтному» единству текстовой и изобразительных частей знака, по культуре образного решения.
- Портрет натурщика в ракурсе. (Профиль или 3 четверти).
Материалы: бумага, черная тушь (или черный фломастер), перо
Зрительный ряд: педагогический рисунок; работы учащихся по теме
Содержание задания:
Выполнить портретную зарисовку натурщика: полуфигура, положение – профиль или ¾. Учитывая конструктивные и пластические особенности портретируемого, постараться как можно точнее передать портретное сходство с натурой.
Выбрать и использовать те художественные приемы (линия, тон, штриховка), которые помогут усилить образные характеристики изображаемого человека, а также его эмоциональное восприятие.
- Цвет, пластика, чувство.
Материалы: бумага (2 листа), акварель (или гуашь), кисти, палитра
Зрительный ряд: репродукции В.В. Кандинского, работы учащихся по теме
Содержание задания:
- Из 10-ти вербально обозначенных (предложенных) чувств и эмоционально окрашенных состояний человека, выбрать 8 и отразить их образным языком абстрактного изобразительного искусства (через цвет, линию, пятно: статику или динамику, сложный ритм и т.д.)
- Одну из 8-ми композиций доработать на отдельном листе до целостной, законченной абстрактной композиции.
- Волшебный калейдоскоп.
Материалы: белая бумага, цветная бумага.
Зрительный ряд: репродукции работ П. Пикассо "Женщина в шляпе", В. Кандинский "Точка на дуге", Э.Мунк "Лунный свет"; работы учащихся по теме; педагогический показ
Содержание задания:
Вырезать различные по форме и объему геометрические фигуры: треугольники, квадраты, ромбы, круги, многоугольники и т.д., причем использовать нужно не более 4 - 5 цветов, близких по колориту (например, 2 оттенка желтого и 3 - зеленого). Сложить из геометрических форм изобразительно красивую, ритмичную композицию на свободную тему (пейзаж, натюрморт, портрет животного и т.д.)
- Копирование (японская графика).
Материалы: бумага, черная тушь, перо, кисть
Зрительный ряд: репродукции мастеров японской графики (Хоннами Коэцу, Таварая Сотацу, Огата Корин); педагогический показ
Содержание задания:
Выполнить копию (по выбору) с репродукции графической работы японского мастера.
Передать композиционные и пластические особенности художественного произведения искусства, творческую манеру автора.
- Карты.
Материалы: бумага, фломастеры, цветные карандаши, гелевые ручки, ножницы.
Зрительный ряд: три-четыре колоды карт (разных по стилю); рисунки учащихся; педагогический показ
Содержание задания:
Придумать собственную тему для детских игровых карт (Например: «Кошки», «Цветы», «Ракушки», «Птицы» и т.п.). Обвести по контуру четыре карты стандартного формата. Исходя из выбранной тематики, выполнить четыре карты, самостоятельно отобрав графические материалы. Постараться найти нестандартное решение темы: интересный композиционный ход, нетрадиционное техническое исполнение, новый изобразительный прием.
- Иные миры.
Материалы: бумага (черная или темная – тонированная), гуашь, кисти, палитра.
Зрительный ряд: схематические рисунки с вариантами композиционного решения; таблицы по цветоведению, работы учащихся по теме.
Содержание задания:
Используя «живую» пластику больших и малых форм, создать абстрактную «пейзажную» композицию на тему «Иные миры». Используя широкий диапазон гуашевых смесей и прием "цветной точки", заполнить каждую форму композиции цветовыми пятнами, сохранив при этом целостность основного цвета.
Добиться общего колористического звучания, яркой эмоционально-художественной выразительности произведения.
- Отражение
Материалы: бумага, черная тушь, кисти
Зрительный ряд: репродукции силуэтных композиций художников-мирискусников: А.Бенуа, К.Сомова, М.Добужинского, Е. Кругликовой; работы учащихся по теме
Содержание задания: Выполнить двух- или трехфигурную тематическую композицию с обязательным включением в сюжет пруда, озера или реки: "Рыбалка", "Охота", "Прогулка в парке" и т.д. Используя прием силуэтного изображения, зрительно разделить композицию на две части таким образом, чтобы одна часть воспринималась как "белое на черном", а другая - "черное на белом".
- Буквица
Материалы: бумага, фломастеры, гелевые ручки
Зрительный ряд: методическое пособие в виде блока таблиц по теме "Шрифты и шрифтовые композиции", рисунки-таблицы и фоторепродукции по теме "Цветы"; рисунки учащихся; педагогический показ (варианты композиционного решения)
Содержание задания: Создать образ "Буквицы", композиционно объединив шрифтовой модуль - букву и стилизованный цветочный мотив. Найти интересное композиционно-пластическое и цветовое решение темы.
- Форма и ритм
Материалы: бумага, маркеры
Зрительный ряд: рисунки-таблицы, иллюстрирующие этапы работы над композицией, педагогический рисунок, работы учащихся
Содержание задания:
Используя прием сквозного построения, выполнить композицию в сложном ритме из разных по форме и объему чайников. Получившееся композиционное пространство разбить произвольной контурной линией. Ввести черный силуэт так, чтобы близлежащие плоскости не сливались в единое черное пятно, а создавали красивый по пластике черно-белый «шахматный ковер».
Примечание: Более упрощенным будет цветовое решение композиции: в этом варианте чайники и фон выполняются в определенном, заданном колорите.
- Боги Египта
Материалы: тонированная бумага (пастельная), маркеры (черный, золотой, серебряный), цветные карандаши, гелевые ручки
Зрительный ряд: фоторепродукции и рисунки-таблицы по теме "Боги Египта": рельефы, настенные росписи храмов и гробниц; рисунки-схемы по теме "Египетский орнамент" и "Египетские иероглифы"; работы учащихся
Содержание задания:
Первый этап работы: Выполнение декоративной рамы с использованием элементов традиционного египетского орнамента (в выборе цвета придерживаться канона!).
Второй этап работы: Создание однофигурной или многофигурной композиции с изображением одного или нескольких египетских богов. (Стилизованный канонический прием изображения фигуры человека в сочетании с ярким орнаментальным украшением одежды усилит декоративность восприятия, а включение в фон фрагментов египетских иероглифов позволит не только зрительно "объединить" композицию, но и придать ей мотив загадочности, мифичности.
- Автопортрет в историческом костюме
Материалы: бумага, гуашь, кисти, палитра
Зрительный ряд: фоторепродукции работ художников-портретистов разных стран 17-19 вв.; рисунки учащихся
Содержание задания:
Из предложенных педагогом фоторепродукций выбрать наиболее понравившийся портретный образ. Выполнить автопортрет, копируя не только элементы костюма, но и композиционные, а также художественно-стилевые особенности выбранного произведения.
- Пластика совершенной формы (Ракушки)
Материалы: тонированная бумага, маркеры (черный, золотой, серебряный, набор "металлик"), гелевые ручки (цветные, пастельные, "металлик")
Зрительный ряд: рисунки-таблицы и фотоматериалы по теме "Ракушки"; рисунки учащихся, педагогический показ
Содержание задания:
Используя сложный ритм больших и малых форм, выполнить композицию на тему "Ракушки". Точный подбор графических фактур позволит подчеркнуть пластические особенности формы ракушек, задаст живописную и тональную основу композиции в целом.
- Шахматное королевство
Материалы: бумага, маркеры (черный, золотой, серебряный), гелевые ручки (черная, золотая, серебряная)
Зрительный ряд: шахматные фигуры (в разных стилях), схематические рисунки с вариантами композиционного решения; работы учащихся
Содержание задания:
В основе - одна или трехфигурная композиция на тему "Шахматное королевство". Особенность задания - введение рамы из чередующихся шахматных фигур, которая участвует в работе как равноправный художественный элемент, являясь одновременно и украшением и смысловым акцентом композиции.
- «На балу». Бумажная пластика. (Итоговое задание).
Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей
Содержание задания:
- Используя, в качестве наглядного материала, методические рисунки-таблицы, иллюстрирующие женский костюм 19 века, эскизно нарисовать даму в платье.
- Из плотной белой бумаги выполнить несколько объемных форм (цилиндров и конусов), соответствующих эскизному варианту, передающих конструктивную основу фигуры дамы.
- Доработать «основу» фигуры объемными элементами- деталями портретного характера (объемы лица, волосы и т. д.) и характерными деталями костюма.
- Из выполненных учащимися «женских фигур» ,собрать целостную композицию на тему «На балу» и представить ее на отчетную итоговую выставку коллектива.
Примечание: допустимо включение фактурной бумаги светлых тонов.
Методическое обеспечение образовательной программы:
Для решения поставленных целей и задач данной программы использовались различные методы целостного педагогического процесса.
На занятиях 1-го года обучения преобладают методы: беседа, рассказ, диалог, демонстрация наглядных пособий в виде иллюстраций, рисунков-таблиц, педагогический показ.
На занятиях 2-го года обучения наряду с выше перечисленными используются конкурсы, экскурсии, индивидуальная и коллективная формы работы.
I. Формы обучения:
1. Теоретическая: беседа, диалог, работа с наглядным материалом (словарная работа), опрос.
2. Практическая: работа с художественными материалами, освоение приемов работы с бумагой, основных форм, конструирования.
II. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
1. Словесные: тематическая беседа, рассказ педагога, диалог.
2. Наглядные: демонстрация иллюстраций, рисунков-таблиц, макетов, фото-материалов, рисунков учащихся.
3. Практические: знакомство с новыми художественными материалами, освоение технических приемов работы с бумагой, знакомство с формами объемного конструирования (бумагопластикой), экскурсии.
4. Групповые: коллективное решение поставленной творческой задачи, задания на сплочение коллектива.
5. Индивидуальные: задания в зависимости от достигнутого уровня учащихся.
III. Методы мотивации учебно-познавательной деятельности:
коллективные обсуждения, экскурсии, конкурсы, участие в выставочной деятельности коллектива.
IV. Методы воспитания:
беседа, метод педагогического примера, совершенствование, поощрение, создание воспитательных ситуаций, анализ результатов, педагогическое требование.
V. Метод контроля:
организация и участие в выставках и конкурсах, итоговые задания в конце каждого полугодия.
Материально – техническое обеспечение образовательной программы:
Оборудование:
- Учебный класс;
- Магнитная доска;
- Рабочие столы;
- Стулья;
- Видеотехника;
- Музыкальный центр.
Расходные материалы и инструменты: бумага-ватман, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей-карандащи, фломастеры, маркеры, пластилин, акварельные краски, гуашь, чернила, тущь, цветные карандаши, восковые мелки, кисти.
Дидактический материал:
1. Плакаты-таблицы.
2. Рисунки учащихся.
3. Схематические таблицы.
№ | Наименование раздела | Формы обучения | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактические материалы | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1. | Вводное занятие | Инструктаж, беседа, диалог, опрос | Объяснительно-демонстративный | Материалы по технике безопасности (схематические таблицы, плакаты-таблицы). Рисунки учащихся, образцы готовых изделий , выполненные учащимися (методический фонд педагога) | Учебный класс, рабочие столы и стулья, магнитная доска, видеотехника, музыкальный центр, художественные материалы | Устный опрос, коллективное обсуждение |
2. | Графика | Инструктаж, объяснение, беседа, презентация (к темам №2, №8), опрос, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, метод педагогического примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, практический метод | Плакаты-таблицы, репродукции, иллюстрации, фото-материалы, рисунки учащихся (методический фонд педагога), электронный ресурс, аудиокассеты | Учебный класс, рабочие столы и стулья, магнитная доска, видеотехника, музыкальный центр, художественные графические материалы (бумага, фломастеры, маркеры, гелевые ручки, простые и цветные карандаши, тушь, чернила, перья, кисти, восковые мелки) | Устный опрос, коллективное обсуждение, анализ результатов, участие в выставочной деятельности коллектива |
3. | Живопись | Объяснение, беседа, презентация (тема №1), опрос, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, метод педагогического примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, практический метод | Плакаты-таблицы, репродукции, иллюстрации, фото-материалы, рисунки учащихся (методический фонд педагога), электронный ресурс, аудиокассеты | Учебный класс, рабочие столы и стулья, магнитная доска, видеотехника, музыкальный центр, художественные живописные материалы ( гуашь, акварель, кисти, палитры, пластиковые баночки для воды) | Устный опрос, коллективное обсуждение, анализ результатов, участие в выставочной деятельности коллектива |
4. | Декоративно-прикладное творчество | Инструктаж, объяснение, беседа, презентация (тема №7), практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, метод педагогического примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, практический метод | Образцы готовых изделий, карты-инструкции, фото-материалы, плакаты-таблицы, схемы, электронный ресурс, аудиокассеты | Учебный класс, рабочие столы и и стулья, магнитная доска, видеотехника, музыкальный центр, художественные материалы по темам (пластилин, стэки, цветной картон, цветная бумага, безопасные ножницы, клей, нитки-мулинэ, текстильные ленты, кант, тесьма и т.д.) | Устный опрос, коллективное обсуждение, анализ результатов, участие в выставочной деятельности коллектива |
5. | Бумажная пластика | Инструктаж, объяснение, беседа, презентация (тема №8), практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, метод педагогического примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, практический метод | Образцы готовых макетов и изделий, карты-инструкции, фото-материалы, плакаты-таблицы,схемы, электронный ресурс, аудиокассеты | Учебный класс, рабочие столы и стулья, магнитная доска, видеотехника, музыкальный центр, художественные материалы (бумага, картон, цветная бумага, цветной картон, безопасные ножницы, клей) | Устный опрос, коллективное обсуждение, анализ результатов, участие в выставочной деятельности |
Список литературы
Литература для педагогов:
- Дагядиян К.Т. Декоративная композиция. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: ООО «Феникс», 2011.
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010.
- Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве. - М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006.
- Бесчастнов А.П. Изображения растительных мотивов. – М: М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.
- Быков В.В. Материалы и техника художественно-оформительских работ. – М., 1986.
- Клике Р.Р. Художественное проектирование экспозиций. – М., 1978.
- Кошевникова Е.Н., Кошевников А.И. Основы теории дизайна. – М., 1999.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М., 1994.
- Хворостов А.С. Декоративно-оформительское искусство в школе. – М., 1988.
- Демичев П.Г., Черемных Г.В. Художественное оформление в школе. - М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.
- Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства художественного проектирования». – М: Издат. Центр «Академия», 2009.
- Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. - М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.
- Лушников Б.В., Перцов В.В. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства. - М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006.
- Панксенов Г.И. Живопись. Форма. Цвет. Изображение. – М: Издат. центр «Академия», 2008.
- Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика – М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008
- Елисеев М.А. Материалы, оборудование, техника живописи и графики. – М: АСТ
Астрель, 2004.
- П. Станьер, Терри Розенберг. Практический курс рисования. – Минск: «Попурри», 2005.
- Натали Сиретт. Рисуем оптические иллюзии. – М: ЭСМО, 2011.
- Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. – М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010.
- Буквенный орнамент и искусство шрифта. – М: Издательство «В. Шевчук», 2008.
Литература для учащихся:
- Джеки Шоу. Шаг за шагом. Курс живописи. – М.: Астрель – Аст, 2005.
- Г.М. Ройг. Практический курс рисования. Издательский клуб семейного досуга. –Харьков: Белгород, 2010.
- Хазел Харрисон. Энциклопедия техник рисунка. – М.: Астрель. АСТ, 2005.
- Девид Браун. Серия «Учитесь рисовать. Перспектива». – Минск, 2009.
- Гэри Грин. Простое руководство для начинающих. Карандащ и фломастер. – М.:АСТ, Астрень.
- Джек Кунц. Основа акварели. Цвет. – Минск: «Попурри», 2005.
- Юрген Занд. Основы рисования карандашом. – М.: «Питер», 2011.
- Джейн Стразер. Цветные карандаши. Энциклопедия. – М.: «Арт-Родник», 2010.
- О. Шматова. Самоучитель по рисованию гуашью. – М.: ЭСКСМО, 2011.
- Мастер-класс. Мягкая пастель. Шаг за шагом. – М.: Аст. Астрель, 2006.
- Серия «Школа рисования», «Свет и цвет в живописи. Особенности изображения». – М.: «Мир книги», 2010.
- Д. Яусли. Рисуем акварелью. Свободное творчество и абстрактное искусство. – М.:
«Арт-Родник», 2007.
13. Ли Эймис и Тони Д.Адамо. Рисуем птиц. – Минск: «Попурри», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/19/picture-42676.png)
Рабочие адаптированные программы для индивидуального обучения детей по физике
Рабочие адаптированные программы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, ориентированы на учащихся 7-9 классов, обучающихся по программе V...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/05/picture-56366-1367772130.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее образование (10-11класс) Количество часов 10кл – 102 ч Уровень базовый 11кл – 102 ч
Рабочая программа Iвида составлена на основе Программы по литературе для 10– 11 классов общеобразовательных учреждений /авт.-сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/27/picture-88500.jpg)
Рабочая программа по химии домашнее обучение
Рабочая программа для индивидуального обучения ребенка по химии 10-11 классов, составлена на основе примерной программы по химии и рекомендованной Письмом Министерства Образования и Науки РФ от 07.07....
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/27/picture-88500.jpg)
Рабочая программа по физике домашнее обучение
Рабочая программа для индивидуального обучения ребенка по физике 10-11классов составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/27/picture-88500.jpg)
Рабочая программа по математике домашнее обучение
Рабочая программадля индивидуального обучения ребенка по математике 10 класс (базовый уровень)....
Рабочая программа по предмету "Производственное обучение (Рабочий зеленого хозяйства)" 12 класс
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/19/picture-123347-1592585270.jpg)
листы корректировки рабочих программ по профессионально-трудовому обучению и надомному обучению (в соответствии с режимом самоизоляции)
В листах корректировки отражены темы и часы, которые не должны были выпасть из-за введенного режима самоизоляции. Рабочие программы по швейному делу и надомному обучению скорректированы в соотве...