Рабочая программа "Арт-дизайн" 3-ий год обучения
рабочая программа (5 класс) по теме

Кириллова Надежда Александровна
Уровень освоения программы – углубленный. Третий год обучения охватывает возрастную группу детей 11-12 лет. Дети на этом этапе уже владеют основами начальной художественной грамоты и имеют достаточно большой опыт визуально-аналитического характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3-y_god_obucheniya_2014.doc348 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Центрального района Санкт-Петербурга «Фонтанка-32»

СОГЛАСОВАНО

на Педагогическом совете

Протокол № _______

от  «____»__________20___г.

          УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУДОД ДДТ

 Центрального района СПБ

           «Фонтанка-32»

________________Л.В. Леонова

           Приказ № _______

           от  «___»_________20___г.

Рабочая программа

дополнительного образования детей

«Арт-Дизайн»

для обучающихся  11 – 12  лет

3-й год обучения

Автор:

педагог дополнительного

образования

      Кириллова Надежда

Александровна

Санкт-Петербург

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Уровень освоения программы – углубленный.

Третий год обучения охватывает возрастную группу детей 11-12 лет. Дети на этом этапе уже владеют основами начальной художественной грамоты и имеют достаточно большой опыт визуально-аналитического характера. Они наблюдательны, эмоционально-отзывчивы и активно стремятся к овладению новыми знаниями. Развитие познавательных сил и возможностей учащихся - основная направленность программы третьего года обучения.

Особое внимание уделено заданиям натурного характера, и это не случайно. Известно, что внимательное изучение натуры, работа над сравнительным анализом свойств и конструктивных особенностей изображаемых объектов, рисование по памяти и представлению являются необходимым фактором, базой развития творческого воображения. Приоритетным становится не предмет изображения, а разнообразие художественных средств формообразования и отображения, их взаимосвязи и творческое экспериментирование, поиск новых форм исполнения для решения учебных и образных задач.

Часть заданий выполняется на нестандартных, разных по величине, фактуре или цвету форматов, что позволяет развить у учащихся гибкость, универсальность мышления, формирует композиционные навыки, пробуждает фантазию.

Еще одна особенность программы заключена в ее тематическом содержании, отличающимся многообразием жанровых и стилевых направлений, вариативностью используемых художественных техник и изобразительных приемов, в многократном обращении к истокам художественного и культурного наследия мирового искусства.

Направленность дополнительной образовательной программы

Образовательная программа «Арт-Дизайн» имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна и актуальность, педагогическая целесообразность программы

Образовательная программа «Арт-дизайн» представляет собой целостный, методически выверенный комплекс заданий и упражнений, направленных на умственное и эмоциональное развитие учащихся. Углубленное изучение художественного изобразительного языка и знакомство с различными стилевыми направлениями мирового искусства позволят сформировать эстетические потребности учащихся, создадут предпосылки для их профессиональной ориентации.


Цель обучения

Гармоничное развитие эстетических чувств и потребностей учащихся, воспитание интереса и любви к изобразительному искусству. Формирование базы профессиональ-

ных знаний, умений и навыков в области изобразительного творчества.

Основные задачи 3-го года обучения

  1. Образовательные задачи
  1. Формировать творческо-композиционные способности учащихся.
  2. Расширить представление об основных видах, жанрах, стилевых направлениях изобразительного искусства.
  3. Формировать навыки рисования по памяти и представлению.
  4. Развивать навыки натурного рисования: анализа конструктивных особенностей формы предмета, наблюдения, пропорциональных соотношений частей и целью, выявление объемно-пластических качеств натуры.
  5. Формировать творческие навыки работы в области промышленного и архитектурного дизайна.

II.         Воспитательные задачи

  1. Развивать коммуникативные навыки учащегося, учить работать в коллективе, сотрудничать, сопереживать.
  2. Учить видеть и понимать красоту окружающего мира.
  3. Воспитывать сознательное понимание исторической и художественной ценности произведений изобразительного искусства.
  4. Воспитывать любовь и уважение к достижениям национальной художественной культуры.

III.       Развивающие задачи

  1. Развивать пространственное и конструктивное мышление.
  2. Формировать систему образных представлений, развивать ассоциативное мышление.
  3. Развивать наблюдательность, зрительную память.

Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих:

Программа «Арт-дизайн» имеет свои особенности. В первую очередь, она особенна тем, что включает в себя четыре основных вида художественной деятельности, объединяя графическую, живописную, архитектурную и декоративно-прикладные формы изобразительного творчества. Именно этот синтез разнообразного художественного опыта позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, обеспечивает наиболее гармоничное раскрытие его духовных качеств и эстетических потребностей, формирует его профессиональную ориентацию.

Возраст учащихся: 11-12 лет.

Количество учащихся в группе не менее 12 человек.

       Группы формируются из детей без специальной подготовки.

      Количество часов обучения:

      Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа.

      Общее количество часов в год  -  216 часов.

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование базы профессиональных знаний , умений и навыков в области изобразительного творчества.
  2. Развитие навыков натурного рисования.
  3. Осознанное понимание учащимися исторической и художественной ценности произведений искусства, формирование эстетических чувств учащихся.

Учебно-тематический план 3-го года обучения

Месяц

Планируе-мая дата

Название тем разделов

Общее кол-во часов

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики

сентябрь

02.09.13

Вводное занятие.

2

2

-

04.09.13

„Чудо-город“

2

-

2

06.09.13

„Чудо-город“

2

-

2

09.09.13

„Чудо-город“

2

-

2

11.09.13

„Чудо-город“

2

-

2

13.09.13

„Чудо-город“

2

-

2

16.09.13

„Чудо-город“

2

-

2

18.09.13

„Дары осени»

2

1

1

20.09.13

„Дары осени»

2

-

2

23.09.13

„Дары осени»

2

-

2

25.09.13

„Дары осени»

2

-

2

27.09.13

„Дары осени»

2

-

2

30.09.13

„Дары осени»

2

-

2

октябрь

02.10.13

„Причудливый мир растений»

2

-

2

04.10.13

„Причудливый мир растений»

2

-

2

07.10.13

„Причудливый мир растений»

2

-

2

09.10.13

„Сон дерева»

2

-

2

11.10.13

„Сон дерева»

2

-

2

14.10.13

„Сон дерева»

2

-

2

16.10.13

„Сон дерева»

2

-

2

18.10.13

„Сон дерева»

2

-

2

21.10.13

„Летние травы»

2

-

2

23.10.13

„Летние травы»

2

-

2

25.10.13

„Летние травы»

2

-

2

28.10.13

„Летние травы»

2

-

2

30.10.13

„Летние травы»

2

-

2

ноябрь

01.11.13

„Летние травы»

2

-

2

04.11.13

„Автопортрет в интерьере художественной студии»

2

-

2

06.11.13

„Автопортрет в интерьере художественной студии»

2

-

2

ноябрь

08.11.13

„Автопортрет в интерьере художественной студии»

2

-

2

11.11.13

„Автопортрет в интерьере художественной студии»

2

-

2

13.11.13

„Автопортрет в интерьере художественной студии»

2

-

2

15.11.13

„Автопортрет в интерьере художественной студии»

2

-

2

18.11.13

„Французские ароматы»

2

1

1

20.11.13

„Французские ароматы»

2

-

2

22.11.13

„Французские ароматы»

2

-

2

25.11.13

„Французские ароматы»

2

-

2

27.11.13

„Французские ароматы»

2

-

2

29.11.13

„Французские ароматы»

2

-

2

декабрь

02.12.13

«Упаковка для новогоднего шара»

2

1

1

04.12.13

«Упаковка для новогоднего шара»

2

-

2

06.12.13

«Упаковка для новогоднего шара»

2

-

2

09.12.13

«Упаковка для новогоднего шара»

2

-

2

11.12.13

«Упаковка для новогоднего шара»

2

-

2

13.12.13

«Упаковка для новогоднего шара»

2

-

2

16.12.13

„Греция. Вазы»

2

1

1

18.12.13

„Греция. Вазы»

2

-

2

20.12.13

„Греция. Вазы»

2

-

2

23.12.13

„Греция. Вазы»

2

-

2

25.12.13

„Греция. Вазы»

2

-

2

27.12.13

„Греция. Вазы»

2

-

2

30.12.13

„Греция. Вазы»

2

-

2

январь

03.01.14

„Королева-Зима»

2

1

1

06.01.14

„Королева-Зима»

2

-

2

08.01.14

„Королева-Зима»

2

-

2

10.01.14

„Королева-Зима»

2

-

2

13.01.14

„Королева-Зима»

2

-

2

15.01.14

„Королева-Зима»

2

-

2

17.01.14

„Зимушка. Пейзаж».

2

-

2

20.01.14

„Зимушка. Пейзаж».

2

-

2

22.01.14

„Зимушка. Пейзаж».

2

-

2

январь

24.01.14

„Зимушка. Пейзаж».

2

-

2

27.01.14

„Зимушка. Пейзаж».

2

-

2

29.01.14

„Зимушка. Пейзаж».

2

-

2

31.01.14

„Птицы из сада снежной королевы»

2

-

2

февраль

03.02.14

„Птицы из сада снежной королевы»

2

-

2

05.02.14

„Птицы из сада снежной королевы»

2

-

2

07.02.14

„Портрет в технике «рваная аппликация»

2

-

2

10.02.14

„Портрет в технике «рваная аппликация»

2

-

2

12.02.14

„Портрет в технике «рваная аппликация»

2

-

2

13.02.14

„Портрет в технике «рваная аппликация»

2

-

2

17.02.14

„Портрет в технике «рваная аппликация»

2

-

2

19.02.14

„Цветы на окне»

2

-

2

21.02.14

„Цветы на окне»

2

-

2

24.02.14

„Цветы на окне»

2

-

2

26.02.14

„Цветы на окне»

2

-

2

28.02.14

„Цветы на окне»

2

-

2

март

03.03.14

„Готический собор»

2

1

1

05.03.14

„Готический собор»

2

-

2

07.03.14

„Готический собор»

2

-

2

10.03.14

„Готический собор

2

-

2

12.03.14

„Готический собор»

2

-

2

14.03.14

„Готический собор»

2

-

2

17.03.14

„Бионика»

2

1

1

19.03.14

„Бионика»

2

-

2

21.03.14

„Бионика»

2

-

2

24.03.14

„Бионика»

2

-

2

26.03.14

„Бионика»

2

-

2

28.03.14

„Бионика»

2

-

2

31.03.14

„Мозаика Рокаля»

2

-

2

апрель

02.04.14

„Мозаика Рокаля»

2

-

2

04.04.14

„Мозаика Рокаля»

2

-

2

07.04.14

„Мозаика Рокаля»

2

-

2

09.04.14

„Мозаика Рокаля»

2

-

2

апрель

11.04.14

„Мозаика Рокаля»

2

-

2

14.04.14

„Колокольный звон»

2

-

2

16.04.14

„Колокольный звон»

2

-

2

18.04.14

„Колокольный звон»

2

-

2

21.04.14

„Колокольный звон»

2

-

2

23.04.14

„Колокольный звон»

2

-

2

25.04.14

„Колокольный звон»

2

-

2

28.04.14

„Рельеф. Бумажная пластика»

2

1

1

30.04.14

„Рельеф. Бумажная пластика»

2

-

2

май

02.05.14

„Рельеф. Бумажная пластика»

2

-

2

05.05.14

„Рельеф. Бумажная пластика»

2

-

2

07.05.14

„Рельеф. Бумажная пластика»

2

-

2

12.05.14

„Рельеф. Бумажная пластика»

2

-

2

14.05.14

„Рельеф. Бумажная пластика»

2

-

2

16.05.14

Подведение итогов. Отчетная выставка.

2

-

2

Итого:

216

11

205

Содержание образовательной программы. Третий год обучения.

1. Вводное занятие.

Цель: Знакомство учащихся с учебными и творческими задачами 3-го года обучения.

  1. Диалог на темы: «Как и где я провел лето?», «Какие выставки, художественные мастерские посетил?», «Какие собственные творческие проекты осуществил за период летних каникул?»
  2. Краткий рассказ о программе 3го года обучения, ее основных задачах и планируемых результатах.
  3. Подробный инструктаж по технике безопасности работы с травмоопасными предметами (такими как: ножницы, остронаточенные карандаши, степлеры и т.д.).
  4. Беседа на тему: «Правила безопасного поведения на улицах города». Тест на знание правил дорожного поведения.

  1. Чудо-город.

Цель: Развитие творческого мышления. Дальнейшее формирование творческо – композиционных способностей учащихся.

Материалы: бумага, акварель, кисти, фломастеры, гелевые ручки

Зрительный ряд: фоторепродукции и рисунки-таблицы с изображением архитектурных объектов и декоративных элементов зданий разных эпох и стилей; работы учащихся; педагогический рисунок

Содержание задания:

Используя наглядный материал: различные формы бутылок, придумать образ сказочного города. Придерживаясь выбранного цветового колорита, "залить" лист произвольными акварельными пятнами: цветной фон усилит впечатление сказочности, задаст композиции определенное настроение. По готовому фону расставить в сложном ритме дома необычной формы (каждый дом - бутылка - это новый художественный образ), украсить дома графическими фактурами.

3. Дары осени.

Цель: Закрепление навыков анализа конструктивных особенностей формы предметов и изображения их на плоскости. Развитие чувства цвета , колорита.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, палитра

Зрительный ряд: репродукции работ в жанре натюрморта: (напр., А. Матисс "Испанский натюрморт", П. Сезанн "Персики и груши", др.); работы учащихся по теме

Содержание задания:

Опираясь на натурную постановку, создать целостную художественно-выразительную композицию на тему «Дары осени». Найти интересное колористическое решение темы. Ввести элемент декоративности.

4. Причудливый мир растений (аппликация).

Цель : Расширить представление о «силуэте» , как ярком образно-выразительном средстве художественного языка.

Материалы: картон (цветной), цветная бумага, ножницы, клей ПВА ( или клеящий карандаш)

Зрительный ряд: работы учащихся по теме; методические пособия – схемы с вариантами композиционного решения сложного ритма.

Содержание задания:

Используя прием симметричного вырезания деталей создать сложный ритм причудливых форм растений (луговых, морских и т.д.). В соответствии с выбранной тематикой ввести «второстепенные» формы: бабочки, стрекозы, рыбы, морские черепашки и т.п.

Цветовое решение композиции может быть 2-х вариантов: либо уравновешенно-гармоничная сближенная гамма, либо контрастные цветовые сочетания.

5. Сон дерева.

Цель: Развитие образно-ассоциативного мышления. Формирование базы профессиональных умений и навыков в работе графическими материалами.

Материалы: бумага, черная тушь, перо.

Зрительный ряд: репродукции работ художников с изображением деревьев (Г.С. Верейский, Э. Уайтес, Огата Корин); методические таблицы с силуэтным изображением различных пород деревьев; педагогический рисунок - зарисовки веток; работы учащихся.

Содержание задания:

Выполнить портретный образ дерева, погруженного в глубокий зимний сон.

Выразить в гибкой линейной графике сложное психологическое состояние, гамму впечатлений и чувств спящего героя композиции.

6. Летние травы.

Цель: Развитие творческо-композиционных способностей учащихся. .Материалы: тонированная бумага, цветные карандаши, маркеры, гелевые ручки «металлик».

Зрительный ряд: схематические рисунки с вариантами композиционного решения, таблицы по цветоведению, работы учащихся по теме.

Содержание задания:

Выбрать горизонтальное или вертикальное положение листа. Основу образа составит цветочная шарообразная форма распустившегося одуванчика, основу композиции – сложный ритм 3-х – 5-ти «шаров» в сочетании с тонкой пластикой «легких» травинок.

Главную роль в эмоционально-художественном восприятии играет выбор колорита (цветовая гамма может быть теплой, холодной, пастельной и т.д.).

7. Автопортрет в интерьере художественной студии.

Цель: Познакомить с композиционными приемами работы в портретном жанре с введением элементов интерьера .

Материалы: бумага, кисти; на выбор: черная тушь или черные чернила

Зрительный ряд: рисунки-таблицы с вариантами композиционного решения, работы учащихся, педагогический показ

Содержание задания:

Выполнить автопортрет в интерьере детской художественной студии или интерьере студийного выставочного зала. Самостоятельно выбрать художественный материал: в работе с черной тушью основным художественно-выразительным средством будет линейная пластика, в работе с черными чернилами – «размытая» линия в сочетании с ритмом «черных пятен».

8. Французские ароматы.

Цель: Расширить представление о жанре натюрморта. Побуждать к творческому осмыслению и самостоятельному поиску композиционного и колористического решения заданной темы.

Материалы: тонированная бумага (пастельная), цветные карандаши (пастель).

Зрительный ряд: педагогический рисунок; работы учащихся по теме

Содержание задания: 

Основа композиции – натурная постановка, представляющая собой многоплановый ритм из разнообразных по форме и фактуре флаконов и коробочек из-под духов.

Главная творческая задача: найти собственное художественное решение – колористическое, фактурное, пластическое.

Примечание: Выбор бумаги для фона может предопределить выбор изобразительного приема: на пастельной бумаге цветовое карандашное пятно будет ярким, декоративным, на картоне – жестким, приглушенным, на бархатной бумаге линия и цвет приобретут мягкость и расплывчатость, напоминающие эффект художественного приема «акварель по сырому».

9. Упаковка для новогоднего шара.

Цель: Формирование творческих навыков в области промышленного дизайна. Развитие конструктивного мышления.

Материалы: бумажная заготовка куба короба, цветная бумага (или рокалл), ножницы, клей ПВА, фломастеры, маркеры

Зрительный ряд: схематические рисунки с вариантами композиционного решения; репродукции работ В.В. Кандинского

Содержание задания:

Используя бумажную заготовку, выполнить праздничную упаковочную коробку для новогоднего шара. Украсить коробку абстрактным рисунком, сочетая технику аппликации и цветные графические фактуры.

10. Греческая ваза.

Цель: Знакомство с искусством Древней Греции, стилевыми особенностями и традициями древнегреческой вазописи (чернофигурной и краснофигурной).

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, черный фломастер, гелевые ручки "металлик"

Зрительный ряд: фотоматериалы, иллюстрирующие шедевры древнегреческой вазописи ,таблицы с изображением ваз, работы учащихся по теме.

Содержание задания:

  1. Беседа об искусстве Древней Греции, его художественной ценности и месте в мировой культуре. Знакомство с одним из направлений древнегреческого искусства - искусства вазописи, его стилевыми особенностями и традиционными изобразительными приемами.
  2. На основе впечатлений от беседы, используя зрительный ряд в виде фоторепродукций, создать свой художественный образ краснофигурной или чернофигурной греческой вазы.

11. Королева-зима.

Цель: Знакомство с приемами стилизации портретного образа.

Материалы: бумага, маркеры, фломастеры, гелевые ручки

Зрительный ряд: рисунки-схемы с вариантами композиции; таблицы-рисунки с изображением костюмов разных эпох и стилей; работы учащихся.

Содержание задания:

Используя выразительные средства графического языка (линию, тон, фактуру, цвет), создать красивый, яркий, эмоционально-выразительный портретный образ "Королевы-Зимы".

12. Зимушка.

Цель: Развитие чувства колорита (эмоциональное освоение цвета).

Материалы: бумага, гуашь, кисти

Зрительный ряд: произведения художников-импрессионистов (К.Моне, П. Сезанн, А. Сислей и т.д.), и постимпрессионистов (Ж. Сера, П. Синьяк и т.д.); работы учащихся по теме.

Содержание задания:

Выполнить пейзажную композицию: деревенские домики утонули в высоких сугробах, деревья укутаны снегом, из-под заснеженных крыш торчат столбики тонко дымящихся труб; природа словно дремлет под нежным ласкающим зимним солнышком.

Колорит должен передавать определенное эмоциональное переживание, выражать внутреннее состояние, настроение автора.

13. Птицы из сада Снежной королевы.

Цель: Формирование творческо-композиционных способностей учащихся.

Материалы: тонированная бумага (темного тона), белая гелевая ручка (или серебряная)

Зрительный ряд: методические пособия в виде таблиц на тему «Цветы» (фоторепродукции, рисунки-схемы с изображением стилизованных, «сказочных» цветов), рисунки учащихся, педагогический показ

Содержание задания:

Используя простейшие приемы стилизации, создать красивый образ сказочной птицы из сада Снежной Королевы. Сочетая пластику линии и тональные качества графических фактур, добиться яркой художественной выразительности образа.

14. Портрет в технике «Рваная аппликация».

Цель: Освоение практических умений и навыков работы в технике «рваная аппликация». Развитие чувства колорита.

Материалы: бумага (черная), фактурная бумага, клей ПВА (или клеящий карандаш)

Зрительный ряд: работы учащихся по теме; схематические рисунки с вариантами композиции.

Содержание задания:

Выполнить любой портретный образ (мамы, сестры, дедушки, друга и т.д.) в технике «рваная аппликация» (изображение «погрудное» или «полуфигура»). Найти колористическое решение, выражающее определенное эмоциональное состояние.

15. Цветы на окне.

Цель: Формирование навыков натурного рисования.. Развитие у учащихся наблюдательности и зрительной памяти.

Материалы : бумага, чернила (черные, фиолетовые или синие) ,кисти.

Зрительный ряд: натурная постановка, работы учащихся по теме, педагогический показ.

Содержание задания:

Отталкиваясь от натурной постановки, выполнить простым карандашом контурный линейный рисунок композиции. Используя чернила и тонкую круглую кисть ,обвести изображение , а затем слегка «размыть» водой.

16. Готический собор.

Цель: Знакомство с одним из наиболее ярких художественных стилей изобразительного искусства-готическим стилем .

Материалы: бумага, фломастеры, маркеры, гелевые ручки.

Зрительный ряд: фоторепродукции с изображением готической схематических рисунков, показывающих последовательность построения изображения; рисунки учащихся.

Содержание задания:

Создать яркий, стилизованный образ готического собора. Передать величественность, гармоничность и сказочную иллюзорность готической архитектуры.

17. Бионика.

Цель: Формирование конструктивного и образно-ассоциативного мышления.

Материалы: бумага, фломастеры, маркеры, гелевые ручки

Зрительный ряд: наглядные пособия в виде таблиц и фоторепродукций, иллюстрирующие многообразие животного мира; таблицы-рисунки с вариантами разностилевых архитектурных фрагментов; работы учащихся

Содержание задания:

Используя конструктивные и характерные пластические особенности строения какого-либо животного или насекомого, создать ассоциативный художественный образ необычного архитектурного строения.

18. Мозаика.

Цель: Знакомство с одним из древнейших направлений монументально –декоративного искусства – искусства мозаики.

Материалы: тонированная бумага, рокалл, ножницы

Зрительный ряд: фоторепродукции с изображением разнообразных по стилю и колориту мозаичных композиций, работы учащихся по теме.

Содержание задания:

Настричь рокалл на треугольные формы произвольного формата (лучше мелкие). Имитируя технический прием и стилевые особенности мозаики выполнить, по выбору, статичную или динамичную композицию на свободную тему.

19. Колокольный звон.

Цель: Знакомство с великими памятниками древнерусского храмового искусства, Развитие эстетических чувств учащихся.

Материалы: тонированная бумага для пастели, пастель

Зрительный ряд: фоторепродукции и рисунки-таблицы с изображением памятников древнерусской архитектуры (напр.: Храм Покрова-на-Нерли, Дмитриевский собор во Владимире, Георгиевский собор в Юрьев-Польском и т.д.); педагогический рисунок, работы учащихся.

Содержание задания: На основе зрительных впечатлений создать лирический образ древнерусского храма. Найти интересное композиционно-пластическое решение темы. Добиться общего колористического звучания, яркой эмоционально-художественной выразительности произведения.

20. Рельеф. Бумажная пластика.

Цель: Развитие конструктивного и пространственного мышления.

Материалы :белая бумага, фактурная бумага светлых тонов, ножницы, клей.

Зрительный ряд: таблицы и фоторепродукции с изображением животных и птиц, работы учащихся, педагогический показ.

Содержание задания:

  1. Выбрать объект изображения: птицы, рыбы, морские животные, пресноводные и т. д.
  2. Используя простейшие приемы моделирования из бумаги: скручивание, сжатие, прорезывание и т.д. ,создать собственный выразительный образ, в котором бы угадывались конструктивные и фактурные особенности изображаемого животного или птицы.


Учебно-методический комплекс

  • Направленность- художественно-эстетическая
  • Продолжительность освоения- 4 года
  • Возраст детей- 7-14 лет
  • Уровень освоения- углубленный

I. Нормативно-правовые документы

  1. «Арт-Дизайн».
  2. Нормативные документы по портфолио и содержанию программ.
  3. Должностная инструкция педагога дополнительного образования. Утверждена директором ГБОУ ДОД ДДТ Центрального района Санкт-Петербурга «Фонтанка 32» 16.12.2009г.
  4. Инструкция по охране труда и при реализации образовательных программ «Арт-Дизайн» ИОТ-006. 12.01.2013г.
  5. Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий, экспедиций. ИОТ-040. 12.01.2013г.
  6. Инструкция по охране труда при возникновении несчастного случая. ИОТ-021. 12.01.2013г.
  7. Правила поведения обучающихся утверждены директором ГОУ ДОД ДДТ Центрального района Санкт-Петербурга «Фонтанка-32». 01.09.2010г.


3-ий год обучения

Живопись

Графика

Прикладное творчество

Бумажная пластика

  1. «Дары осени».
  2. Летние травы.
  3. «Зимушка».
  4. Орнаменты Древнего Египта.
  5. «Колокольный звон».
  1. «Чудо-город».
  2. «Сон Дерева». Перо, тушь.
  3. Автопортрет в интерьере.
  4. «Французские ароматы».
  5. Греция. Вазы.
  6. «Птицы из сада Снежной Королевы».
  7. Цветы на окне.
  8. Готика.
  9. Бионика.
  10. «Королева-зима».
  1. Причудливый мир растений. Симметрия.
  2. Мозаика. Свободная тема.
  3. «Все оттенки белого».
  1. Упаковка для новогоднего шара.
  2. «Чудеса морских глубин». Рельеф. Итоговое задание.

Наименование раздела

Формы обучения

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактические материалы

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие

Инструктаж, беседа, диалог, опрос

Объяснительно-демонстративный

Материалы по технике безопасности (схематические таблицы, плакаты-таблицы). Рисунки учащихся, образцы готовых изделий , выполненные учащимися (методический фонд педагога)

Учебный класс, рабочие столы и стулья, магнитная доска, видеотехника, музыкальный центр, художественные материалы

Устный опрос, коллективное обсуждение, тестирование, анкетирование

2.

Графика

Инструктаж, объяснение, беседа, презентация , опрос, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, метод педагогического примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, практический метод

Плакаты-таблицы, репродукции, иллюстрации, фото-материалы, рисунки учащихся (методический фонд педагога), электронный ресурс, аудиокассеты

Учебный класс, рабочие столы и стулья, магнитная доска, видеотехника, музыкальный центр, художественные графические материалы (бумага, фломастеры, маркеры, гелевые ручки, простые и цветные карандаши, тушь, чернила, перья, кисти, восковые мелки)

Устный опрос, коллективное обсуждение, анализ результатов, тестирование, участие в выставочной деятельности коллектива

3.

Живопись

Объяснение, беседа, презентация , опрос, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, метод педагогического примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, практический метод

Плакаты-таблицы, репродукции, иллюстрации, фото-материалы, рисунки учащихся (методический фонд педагога), электронный ресурс, аудиокассеты

Учебный класс, рабочие столы и стулья, магнитная доска, видеотехника, музыкальный центр, художественные живописные материалы ( гуашь, акварель, кисти, палитры, пластиковые баночки для воды)

Устный опрос, коллективное обсуждение, анализ результатов, тестирование, участие в выставочной деятельности коллектива

4.

Декоративно-прикладное творчество

Инструктаж, объяснение, беседа, презентация , практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, метод педагогического примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, практический метод

Образцы готовых изделий, карты-инструкции, фото-материалы, плакаты-таблицы, схемы, электронный ресурс, аудиокассеты

Учебный класс, рабочие столы и и стулья, магнитная доска, видеотехника, музыкальный центр, художественные материалы по темам (пластилин, стэки, цветной картон, цветная бумага, безопасные ножницы, клей, нитки «мулинэ», текстильные ленты, кант, тесьма и т.д.)

Устный опрос, коллективное обсуждение, анализ результатов, тестирование, участие в выставочной деятельности коллектива

5.

Бумажная пластика

Инструктаж, объяснение, беседа, презентация , практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, метод педагогического примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, практический метод

Образцы готовых макетов и изделий, карты-инструкции, фото-материалы, плакаты-таблицы ,схемы, электронный ресурс, аудиокассеты

Учебный класс, рабочие столы и стулья, магнитная доска, видеотехника, музыкальный центр, художественные материалы (бумага, картон, цветная бумага, цветной картон, безопасные ножницы, клей)

Устный опрос, коллективное обсуждение, анализ результатов, участие в выставочной деятельности


  1. Материалы по индивидуальному сопровождению учащихся

3.1.Методики психолого-педагогической диагностики учащихся:

  • Анкеты
  • Тесты
  • Опросники на выявление интересов
  • Игровые методики проведения занятий
  • Диагностические карты
  • Памятка для детей и родителей

  1. Методики диагностики результативности усвоения содержания программ
  • Методика вводного контроля
  • Методики и формы фиксации результатов текущего контроля (по каждой теме)
  • Методики и формы фиксации результатов итогового контроля (тесты, опросники, диагностические задания)

V. Материалы по работе с детским коллективом

  • Планы выставочной деятельности
  • Сценарии коллективных творческих мероприятий
  • Материалы по работе с родителями

  1. Литература для педагогов:
  1. Дагядиян К.Т. Декоративная композиция. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: ООО «Феникс», 2011.
  2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010.
  3. Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве. - М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006.
  4. Бесчастнов А.П. Изображения растительных мотивов. – М: М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.
  5. Быков В.В. Материалы и техника художественно-оформительских работ. – М., 1986.
  6. Клике Р.Р. Художественное проектирование экспозиций. – М., 1978.
  7. Кошевникова Е.Н., Кошевников А.И. Основы теории дизайна. – М., 1999.
  8. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М., 1994.
  9. Хворостов А.С. Декоративно-оформительское искусство в школе. – М., 1988.
  10. Демичев П.Г., Черемных Г.В. Художественное оформление в школе. - М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.
  11. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства художественного проектирования». – М: Издат. Центр «Академия», 2009.
  12. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. - М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.
  13. Лушников Б.В., Перцов В.В. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства. - М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006.
  14. Панксенов Г.И. Живопись. Форма. Цвет. Изображение. – М: Издат. центр «Академия», 2008.
  15. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика – М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008
  16. Елисеев М.А. Материалы, оборудование, техника живописи и графики. – М: АСТ

            Астрель, 2004.

  1. П. Станьер, Терри Розенберг. Практический курс рисования. – Минск: «Попурри», 2005.
  2. Натали Сиретт. Рисуем оптические иллюзии. – М: ЭСМО, 2011.
  3. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. – М: Гуманитарный издательский центр          

            «Владос», 2010.

  1. Буквенный орнамент и искусство шрифта. – М: Издательство «В. Шевчук», 2008.

  1. Литература для учащихся:
  1. Джеки Шоу. Шаг за шагом. Курс живописи. – М.: Астрель – Аст, 2005.
  2. Г.М. Ройг. Практический курс рисования. Издательский клуб семейного досуга. –Харьков: Белгород, 2010.
  3. Хазел Харрисон. Энциклопедия техник рисунка. – М.: Астрель. АСТ, 2005.
  4. Девид Браун. Серия «Учитесь рисовать. Перспектива». – Минск, 2009.
  5. Гэри Грин. Простое руководство для начинающих. Карандащ и фломастер. – М.:АСТ, Астрень.
  6. Джек Кунц. Основа акварели. Цвет. – Минск: «Попурри», 2005.
  7. Юрген Занд. Основы рисования карандашом. – М.: «Питер», 2011.
  8. Джейн Стразер. Цветные карандаши. Энциклопедия. – М.: «Арт-Родник», 2010.
  9. О. Шматова. Самоучитель по рисованию гуашью. – М.: ЭСКСМО, 2011.
  10. Мастер-класс. Мягкая пастель. Шаг за шагом. – М.: Аст. Астрель, 2006.
  11. Серия «Школа рисования», «Свет и цвет в живописи. Особенности изображения». – М.: «Мир книги», 2010.
  12. Д. Яусли. Рисуем акварелью. Свободное творчество и абстрактное искусство. – М.:

«Арт-Родник», 2007.

13. Ли Эймис и Тони Д.Адамо. Рисуем птиц. – Минск: «Попурри», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие адаптированные программы для индивидуального обучения детей по физике

Рабочие адаптированные программы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, ориентированы на учащихся 7-9 классов, обучающихся по программе V...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее образование (10-11класс) Количество часов 10кл – 102 ч Уровень базовый 11кл – 102 ч

Рабочая программа Iвида составлена на основе Программы по литературе для 10– 11 классов общеобразовательных учреждений /авт.-сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев ...

Рабочая программа по химии домашнее обучение

Рабочая программа для индивидуального обучения ребенка по химии 10-11 классов, составлена на основе примерной программы по химии и рекомендованной Письмом Министерства Образования и Науки РФ от 07.07....

Рабочая программа по физике домашнее обучение

Рабочая программа для индивидуального обучения ребенка по физике 10-11классов составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего ...

Рабочая программа по математике домашнее обучение

Рабочая программадля индивидуального обучения ребенка по математике 10 класс (базовый уровень)....

листы корректировки рабочих программ по профессионально-трудовому обучению и надомному обучению (в соответствии с режимом самоизоляции)

В листах корректировки отражены темы и часы, которые не должны были  выпасть из-за введенного режима самоизоляции. Рабочие программы по швейному делу и надомному обучению скорректированы в соотве...