Рабочая программа "Арт-дизайн" 3-ий год обучения
рабочая программа (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 348 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Центрального района Санкт-Петербурга «Фонтанка-32»
СОГЛАСОВАНО на Педагогическом совете Протокол № _______ от «____»__________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУДОД ДДТ Центрального района СПБ «Фонтанка-32» ________________Л.В. Леонова Приказ № _______ от «___»_________20___г. |
Рабочая программа
дополнительного образования детей
«Арт-Дизайн»
для обучающихся 11 – 12 лет
3-й год обучения
Автор:
педагог дополнительного
образования
Кириллова Надежда
Александровна
Санкт-Петербург
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уровень освоения программы – углубленный.
Третий год обучения охватывает возрастную группу детей 11-12 лет. Дети на этом этапе уже владеют основами начальной художественной грамоты и имеют достаточно большой опыт визуально-аналитического характера. Они наблюдательны, эмоционально-отзывчивы и активно стремятся к овладению новыми знаниями. Развитие познавательных сил и возможностей учащихся - основная направленность программы третьего года обучения.
Особое внимание уделено заданиям натурного характера, и это не случайно. Известно, что внимательное изучение натуры, работа над сравнительным анализом свойств и конструктивных особенностей изображаемых объектов, рисование по памяти и представлению являются необходимым фактором, базой развития творческого воображения. Приоритетным становится не предмет изображения, а разнообразие художественных средств формообразования и отображения, их взаимосвязи и творческое экспериментирование, поиск новых форм исполнения для решения учебных и образных задач.
Часть заданий выполняется на нестандартных, разных по величине, фактуре или цвету форматов, что позволяет развить у учащихся гибкость, универсальность мышления, формирует композиционные навыки, пробуждает фантазию.
Еще одна особенность программы заключена в ее тематическом содержании, отличающимся многообразием жанровых и стилевых направлений, вариативностью используемых художественных техник и изобразительных приемов, в многократном обращении к истокам художественного и культурного наследия мирового искусства.
Направленность дополнительной образовательной программы
Образовательная программа «Арт-Дизайн» имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна и актуальность, педагогическая целесообразность программы
Образовательная программа «Арт-дизайн» представляет собой целостный, методически выверенный комплекс заданий и упражнений, направленных на умственное и эмоциональное развитие учащихся. Углубленное изучение художественного изобразительного языка и знакомство с различными стилевыми направлениями мирового искусства позволят сформировать эстетические потребности учащихся, создадут предпосылки для их профессиональной ориентации.
Цель обучения
Гармоничное развитие эстетических чувств и потребностей учащихся, воспитание интереса и любви к изобразительному искусству. Формирование базы профессиональ-
ных знаний, умений и навыков в области изобразительного творчества.
Основные задачи 3-го года обучения
- Образовательные задачи
- Формировать творческо-композиционные способности учащихся.
- Расширить представление об основных видах, жанрах, стилевых направлениях изобразительного искусства.
- Формировать навыки рисования по памяти и представлению.
- Развивать навыки натурного рисования: анализа конструктивных особенностей формы предмета, наблюдения, пропорциональных соотношений частей и целью, выявление объемно-пластических качеств натуры.
- Формировать творческие навыки работы в области промышленного и архитектурного дизайна.
II. Воспитательные задачи
- Развивать коммуникативные навыки учащегося, учить работать в коллективе, сотрудничать, сопереживать.
- Учить видеть и понимать красоту окружающего мира.
- Воспитывать сознательное понимание исторической и художественной ценности произведений изобразительного искусства.
- Воспитывать любовь и уважение к достижениям национальной художественной культуры.
III. Развивающие задачи
- Развивать пространственное и конструктивное мышление.
- Формировать систему образных представлений, развивать ассоциативное мышление.
- Развивать наблюдательность, зрительную память.
Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих:
Программа «Арт-дизайн» имеет свои особенности. В первую очередь, она особенна тем, что включает в себя четыре основных вида художественной деятельности, объединяя графическую, живописную, архитектурную и декоративно-прикладные формы изобразительного творчества. Именно этот синтез разнообразного художественного опыта позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, обеспечивает наиболее гармоничное раскрытие его духовных качеств и эстетических потребностей, формирует его профессиональную ориентацию.
Возраст учащихся: 11-12 лет.
Количество учащихся в группе не менее 12 человек.
Группы формируются из детей без специальной подготовки.
Количество часов обучения:
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа.
Общее количество часов в год - 216 часов.
Ожидаемые результаты:
- Формирование базы профессиональных знаний , умений и навыков в области изобразительного творчества.
- Развитие навыков натурного рисования.
- Осознанное понимание учащимися исторической и художественной ценности произведений искусства, формирование эстетических чувств учащихся.
Учебно-тематический план 3-го года обучения
Месяц | Планируе-мая дата | Название тем разделов | Общее кол-во часов | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
сентябрь | 02.09.13 | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
04.09.13 | „Чудо-город“ | 2 | - | 2 | |
06.09.13 | „Чудо-город“ | 2 | - | 2 | |
09.09.13 | „Чудо-город“ | 2 | - | 2 | |
11.09.13 | „Чудо-город“ | 2 | - | 2 | |
13.09.13 | „Чудо-город“ | 2 | - | 2 | |
16.09.13 | „Чудо-город“ | 2 | - | 2 | |
18.09.13 | „Дары осени» | 2 | 1 | 1 | |
20.09.13 | „Дары осени» | 2 | - | 2 | |
23.09.13 | „Дары осени» | 2 | - | 2 | |
25.09.13 | „Дары осени» | 2 | - | 2 | |
27.09.13 | „Дары осени» | 2 | - | 2 | |
30.09.13 | „Дары осени» | 2 | - | 2 | |
октябрь | 02.10.13 | „Причудливый мир растений» | 2 | - | 2 |
04.10.13 | „Причудливый мир растений» | 2 | - | 2 | |
07.10.13 | „Причудливый мир растений» | 2 | - | 2 | |
09.10.13 | „Сон дерева» | 2 | - | 2 | |
11.10.13 | „Сон дерева» | 2 | - | 2 | |
14.10.13 | „Сон дерева» | 2 | - | 2 | |
16.10.13 | „Сон дерева» | 2 | - | 2 | |
18.10.13 | „Сон дерева» | 2 | - | 2 | |
21.10.13 | „Летние травы» | 2 | - | 2 | |
23.10.13 | „Летние травы» | 2 | - | 2 | |
25.10.13 | „Летние травы» | 2 | - | 2 | |
28.10.13 | „Летние травы» | 2 | - | 2 | |
30.10.13 | „Летние травы» | 2 | - | 2 | |
ноябрь | 01.11.13 | „Летние травы» | 2 | - | 2 |
04.11.13 | „Автопортрет в интерьере художественной студии» | 2 | - | 2 | |
06.11.13 | „Автопортрет в интерьере художественной студии» | 2 | - | 2 | |
ноябрь | 08.11.13 | „Автопортрет в интерьере художественной студии» | 2 | - | 2 |
11.11.13 | „Автопортрет в интерьере художественной студии» | 2 | - | 2 | |
13.11.13 | „Автопортрет в интерьере художественной студии» | 2 | - | 2 | |
15.11.13 | „Автопортрет в интерьере художественной студии» | 2 | - | 2 | |
18.11.13 | „Французские ароматы» | 2 | 1 | 1 | |
20.11.13 | „Французские ароматы» | 2 | - | 2 | |
22.11.13 | „Французские ароматы» | 2 | - | 2 | |
25.11.13 | „Французские ароматы» | 2 | - | 2 | |
27.11.13 | „Французские ароматы» | 2 | - | 2 | |
29.11.13 | „Французские ароматы» | 2 | - | 2 | |
декабрь | 02.12.13 | «Упаковка для новогоднего шара» | 2 | 1 | 1 |
04.12.13 | «Упаковка для новогоднего шара» | 2 | - | 2 | |
06.12.13 | «Упаковка для новогоднего шара» | 2 | - | 2 | |
09.12.13 | «Упаковка для новогоднего шара» | 2 | - | 2 | |
11.12.13 | «Упаковка для новогоднего шара» | 2 | - | 2 | |
13.12.13 | «Упаковка для новогоднего шара» | 2 | - | 2 | |
16.12.13 | „Греция. Вазы» | 2 | 1 | 1 | |
18.12.13 | „Греция. Вазы» | 2 | - | 2 | |
20.12.13 | „Греция. Вазы» | 2 | - | 2 | |
23.12.13 | „Греция. Вазы» | 2 | - | 2 | |
25.12.13 | „Греция. Вазы» | 2 | - | 2 | |
27.12.13 | „Греция. Вазы» | 2 | - | 2 | |
30.12.13 | „Греция. Вазы» | 2 | - | 2 | |
январь | 03.01.14 | „Королева-Зима» | 2 | 1 | 1 |
06.01.14 | „Королева-Зима» | 2 | - | 2 | |
08.01.14 | „Королева-Зима» | 2 | - | 2 | |
10.01.14 | „Королева-Зима» | 2 | - | 2 | |
13.01.14 | „Королева-Зима» | 2 | - | 2 | |
15.01.14 | „Королева-Зима» | 2 | - | 2 | |
17.01.14 | „Зимушка. Пейзаж». | 2 | - | 2 | |
20.01.14 | „Зимушка. Пейзаж». | 2 | - | 2 | |
22.01.14 | „Зимушка. Пейзаж». | 2 | - | 2 | |
январь | 24.01.14 | „Зимушка. Пейзаж». | 2 | - | 2 |
27.01.14 | „Зимушка. Пейзаж». | 2 | - | 2 | |
29.01.14 | „Зимушка. Пейзаж». | 2 | - | 2 | |
31.01.14 | „Птицы из сада снежной королевы» | 2 | - | 2 | |
февраль | 03.02.14 | „Птицы из сада снежной королевы» | 2 | - | 2 |
05.02.14 | „Птицы из сада снежной королевы» | 2 | - | 2 | |
07.02.14 | „Портрет в технике «рваная аппликация» | 2 | - | 2 | |
10.02.14 | „Портрет в технике «рваная аппликация» | 2 | - | 2 | |
12.02.14 | „Портрет в технике «рваная аппликация» | 2 | - | 2 | |
13.02.14 | „Портрет в технике «рваная аппликация» | 2 | - | 2 | |
17.02.14 | „Портрет в технике «рваная аппликация» | 2 | - | 2 | |
19.02.14 | „Цветы на окне» | 2 | - | 2 | |
21.02.14 | „Цветы на окне» | 2 | - | 2 | |
24.02.14 | „Цветы на окне» | 2 | - | 2 | |
26.02.14 | „Цветы на окне» | 2 | - | 2 | |
28.02.14 | „Цветы на окне» | 2 | - | 2 | |
март | 03.03.14 | „Готический собор» | 2 | 1 | 1 |
05.03.14 | „Готический собор» | 2 | - | 2 | |
07.03.14 | „Готический собор» | 2 | - | 2 | |
10.03.14 | „Готический собор | 2 | - | 2 | |
12.03.14 | „Готический собор» | 2 | - | 2 | |
14.03.14 | „Готический собор» | 2 | - | 2 | |
17.03.14 | „Бионика» | 2 | 1 | 1 | |
19.03.14 | „Бионика» | 2 | - | 2 | |
21.03.14 | „Бионика» | 2 | - | 2 | |
24.03.14 | „Бионика» | 2 | - | 2 | |
26.03.14 | „Бионика» | 2 | - | 2 | |
28.03.14 | „Бионика» | 2 | - | 2 | |
31.03.14 | „Мозаика Рокаля» | 2 | - | 2 | |
апрель | 02.04.14 | „Мозаика Рокаля» | 2 | - | 2 |
04.04.14 | „Мозаика Рокаля» | 2 | - | 2 | |
07.04.14 | „Мозаика Рокаля» | 2 | - | 2 | |
09.04.14 | „Мозаика Рокаля» | 2 | - | 2 | |
апрель | 11.04.14 | „Мозаика Рокаля» | 2 | - | 2 |
14.04.14 | „Колокольный звон» | 2 | - | 2 | |
16.04.14 | „Колокольный звон» | 2 | - | 2 | |
18.04.14 | „Колокольный звон» | 2 | - | 2 | |
21.04.14 | „Колокольный звон» | 2 | - | 2 | |
23.04.14 | „Колокольный звон» | 2 | - | 2 | |
25.04.14 | „Колокольный звон» | 2 | - | 2 | |
28.04.14 | „Рельеф. Бумажная пластика» | 2 | 1 | 1 | |
30.04.14 | „Рельеф. Бумажная пластика» | 2 | - | 2 | |
май | 02.05.14 | „Рельеф. Бумажная пластика» | 2 | - | 2 |
05.05.14 | „Рельеф. Бумажная пластика» | 2 | - | 2 | |
07.05.14 | „Рельеф. Бумажная пластика» | 2 | - | 2 | |
12.05.14 | „Рельеф. Бумажная пластика» | 2 | - | 2 | |
14.05.14 | „Рельеф. Бумажная пластика» | 2 | - | 2 | |
16.05.14 | Подведение итогов. Отчетная выставка. | 2 | - | 2 | |
Итого: | 216 | 11 | 205 |
Содержание образовательной программы. Третий год обучения.
1. Вводное занятие.
Цель: Знакомство учащихся с учебными и творческими задачами 3-го года обучения.
- Диалог на темы: «Как и где я провел лето?», «Какие выставки, художественные мастерские посетил?», «Какие собственные творческие проекты осуществил за период летних каникул?»
- Краткий рассказ о программе 3го года обучения, ее основных задачах и планируемых результатах.
- Подробный инструктаж по технике безопасности работы с травмоопасными предметами (такими как: ножницы, остронаточенные карандаши, степлеры и т.д.).
- Беседа на тему: «Правила безопасного поведения на улицах города». Тест на знание правил дорожного поведения.
- Чудо-город.
Цель: Развитие творческого мышления. Дальнейшее формирование творческо – композиционных способностей учащихся.
Материалы: бумага, акварель, кисти, фломастеры, гелевые ручки
Зрительный ряд: фоторепродукции и рисунки-таблицы с изображением архитектурных объектов и декоративных элементов зданий разных эпох и стилей; работы учащихся; педагогический рисунок
Содержание задания:
Используя наглядный материал: различные формы бутылок, придумать образ сказочного города. Придерживаясь выбранного цветового колорита, "залить" лист произвольными акварельными пятнами: цветной фон усилит впечатление сказочности, задаст композиции определенное настроение. По готовому фону расставить в сложном ритме дома необычной формы (каждый дом - бутылка - это новый художественный образ), украсить дома графическими фактурами.
3. Дары осени.
Цель: Закрепление навыков анализа конструктивных особенностей формы предметов и изображения их на плоскости. Развитие чувства цвета , колорита.
Материалы: бумага, гуашь, кисти, палитра
Зрительный ряд: репродукции работ в жанре натюрморта: (напр., А. Матисс "Испанский натюрморт", П. Сезанн "Персики и груши", др.); работы учащихся по теме
Содержание задания:
Опираясь на натурную постановку, создать целостную художественно-выразительную композицию на тему «Дары осени». Найти интересное колористическое решение темы. Ввести элемент декоративности.
4. Причудливый мир растений (аппликация).
Цель : Расширить представление о «силуэте» , как ярком образно-выразительном средстве художественного языка.
Материалы: картон (цветной), цветная бумага, ножницы, клей ПВА ( или клеящий карандаш)
Зрительный ряд: работы учащихся по теме; методические пособия – схемы с вариантами композиционного решения сложного ритма.
Содержание задания:
Используя прием симметричного вырезания деталей создать сложный ритм причудливых форм растений (луговых, морских и т.д.). В соответствии с выбранной тематикой ввести «второстепенные» формы: бабочки, стрекозы, рыбы, морские черепашки и т.п.
Цветовое решение композиции может быть 2-х вариантов: либо уравновешенно-гармоничная сближенная гамма, либо контрастные цветовые сочетания.
5. Сон дерева.
Цель: Развитие образно-ассоциативного мышления. Формирование базы профессиональных умений и навыков в работе графическими материалами.
Материалы: бумага, черная тушь, перо.
Зрительный ряд: репродукции работ художников с изображением деревьев (Г.С. Верейский, Э. Уайтес, Огата Корин); методические таблицы с силуэтным изображением различных пород деревьев; педагогический рисунок - зарисовки веток; работы учащихся.
Содержание задания:
Выполнить портретный образ дерева, погруженного в глубокий зимний сон.
Выразить в гибкой линейной графике сложное психологическое состояние, гамму впечатлений и чувств спящего героя композиции.
6. Летние травы.
Цель: Развитие творческо-композиционных способностей учащихся. .Материалы: тонированная бумага, цветные карандаши, маркеры, гелевые ручки «металлик».
Зрительный ряд: схематические рисунки с вариантами композиционного решения, таблицы по цветоведению, работы учащихся по теме.
Содержание задания:
Выбрать горизонтальное или вертикальное положение листа. Основу образа составит цветочная шарообразная форма распустившегося одуванчика, основу композиции – сложный ритм 3-х – 5-ти «шаров» в сочетании с тонкой пластикой «легких» травинок.
Главную роль в эмоционально-художественном восприятии играет выбор колорита (цветовая гамма может быть теплой, холодной, пастельной и т.д.).
7. Автопортрет в интерьере художественной студии.
Цель: Познакомить с композиционными приемами работы в портретном жанре с введением элементов интерьера .
Материалы: бумага, кисти; на выбор: черная тушь или черные чернила
Зрительный ряд: рисунки-таблицы с вариантами композиционного решения, работы учащихся, педагогический показ
Содержание задания:
Выполнить автопортрет в интерьере детской художественной студии или интерьере студийного выставочного зала. Самостоятельно выбрать художественный материал: в работе с черной тушью основным художественно-выразительным средством будет линейная пластика, в работе с черными чернилами – «размытая» линия в сочетании с ритмом «черных пятен».
8. Французские ароматы.
Цель: Расширить представление о жанре натюрморта. Побуждать к творческому осмыслению и самостоятельному поиску композиционного и колористического решения заданной темы.
Материалы: тонированная бумага (пастельная), цветные карандаши (пастель).
Зрительный ряд: педагогический рисунок; работы учащихся по теме
Содержание задания:
Основа композиции – натурная постановка, представляющая собой многоплановый ритм из разнообразных по форме и фактуре флаконов и коробочек из-под духов.
Главная творческая задача: найти собственное художественное решение – колористическое, фактурное, пластическое.
Примечание: Выбор бумаги для фона может предопределить выбор изобразительного приема: на пастельной бумаге цветовое карандашное пятно будет ярким, декоративным, на картоне – жестким, приглушенным, на бархатной бумаге линия и цвет приобретут мягкость и расплывчатость, напоминающие эффект художественного приема «акварель по сырому».
9. Упаковка для новогоднего шара.
Цель: Формирование творческих навыков в области промышленного дизайна. Развитие конструктивного мышления.
Материалы: бумажная заготовка куба короба, цветная бумага (или рокалл), ножницы, клей ПВА, фломастеры, маркеры
Зрительный ряд: схематические рисунки с вариантами композиционного решения; репродукции работ В.В. Кандинского
Содержание задания:
Используя бумажную заготовку, выполнить праздничную упаковочную коробку для новогоднего шара. Украсить коробку абстрактным рисунком, сочетая технику аппликации и цветные графические фактуры.
10. Греческая ваза.
Цель: Знакомство с искусством Древней Греции, стилевыми особенностями и традициями древнегреческой вазописи (чернофигурной и краснофигурной).
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, черный фломастер, гелевые ручки "металлик"
Зрительный ряд: фотоматериалы, иллюстрирующие шедевры древнегреческой вазописи ,таблицы с изображением ваз, работы учащихся по теме.
Содержание задания:
- Беседа об искусстве Древней Греции, его художественной ценности и месте в мировой культуре. Знакомство с одним из направлений древнегреческого искусства - искусства вазописи, его стилевыми особенностями и традиционными изобразительными приемами.
- На основе впечатлений от беседы, используя зрительный ряд в виде фоторепродукций, создать свой художественный образ краснофигурной или чернофигурной греческой вазы.
11. Королева-зима.
Цель: Знакомство с приемами стилизации портретного образа.
Материалы: бумага, маркеры, фломастеры, гелевые ручки
Зрительный ряд: рисунки-схемы с вариантами композиции; таблицы-рисунки с изображением костюмов разных эпох и стилей; работы учащихся.
Содержание задания:
Используя выразительные средства графического языка (линию, тон, фактуру, цвет), создать красивый, яркий, эмоционально-выразительный портретный образ "Королевы-Зимы".
12. Зимушка.
Цель: Развитие чувства колорита (эмоциональное освоение цвета).
Материалы: бумага, гуашь, кисти
Зрительный ряд: произведения художников-импрессионистов (К.Моне, П. Сезанн, А. Сислей и т.д.), и постимпрессионистов (Ж. Сера, П. Синьяк и т.д.); работы учащихся по теме.
Содержание задания:
Выполнить пейзажную композицию: деревенские домики утонули в высоких сугробах, деревья укутаны снегом, из-под заснеженных крыш торчат столбики тонко дымящихся труб; природа словно дремлет под нежным ласкающим зимним солнышком.
Колорит должен передавать определенное эмоциональное переживание, выражать внутреннее состояние, настроение автора.
13. Птицы из сада Снежной королевы.
Цель: Формирование творческо-композиционных способностей учащихся.
Материалы: тонированная бумага (темного тона), белая гелевая ручка (или серебряная)
Зрительный ряд: методические пособия в виде таблиц на тему «Цветы» (фоторепродукции, рисунки-схемы с изображением стилизованных, «сказочных» цветов), рисунки учащихся, педагогический показ
Содержание задания:
Используя простейшие приемы стилизации, создать красивый образ сказочной птицы из сада Снежной Королевы. Сочетая пластику линии и тональные качества графических фактур, добиться яркой художественной выразительности образа.
14. Портрет в технике «Рваная аппликация».
Цель: Освоение практических умений и навыков работы в технике «рваная аппликация». Развитие чувства колорита.
Материалы: бумага (черная), фактурная бумага, клей ПВА (или клеящий карандаш)
Зрительный ряд: работы учащихся по теме; схематические рисунки с вариантами композиции.
Содержание задания:
Выполнить любой портретный образ (мамы, сестры, дедушки, друга и т.д.) в технике «рваная аппликация» (изображение «погрудное» или «полуфигура»). Найти колористическое решение, выражающее определенное эмоциональное состояние.
15. Цветы на окне.
Цель: Формирование навыков натурного рисования.. Развитие у учащихся наблюдательности и зрительной памяти.
Материалы : бумага, чернила (черные, фиолетовые или синие) ,кисти.
Зрительный ряд: натурная постановка, работы учащихся по теме, педагогический показ.
Содержание задания:
Отталкиваясь от натурной постановки, выполнить простым карандашом контурный линейный рисунок композиции. Используя чернила и тонкую круглую кисть ,обвести изображение , а затем слегка «размыть» водой.
16. Готический собор.
Цель: Знакомство с одним из наиболее ярких художественных стилей изобразительного искусства-готическим стилем .
Материалы: бумага, фломастеры, маркеры, гелевые ручки.
Зрительный ряд: фоторепродукции с изображением готической схематических рисунков, показывающих последовательность построения изображения; рисунки учащихся.
Содержание задания:
Создать яркий, стилизованный образ готического собора. Передать величественность, гармоничность и сказочную иллюзорность готической архитектуры.
17. Бионика.
Цель: Формирование конструктивного и образно-ассоциативного мышления.
Материалы: бумага, фломастеры, маркеры, гелевые ручки
Зрительный ряд: наглядные пособия в виде таблиц и фоторепродукций, иллюстрирующие многообразие животного мира; таблицы-рисунки с вариантами разностилевых архитектурных фрагментов; работы учащихся
Содержание задания:
Используя конструктивные и характерные пластические особенности строения какого-либо животного или насекомого, создать ассоциативный художественный образ необычного архитектурного строения.
18. Мозаика.
Цель: Знакомство с одним из древнейших направлений монументально –декоративного искусства – искусства мозаики.
Материалы: тонированная бумага, рокалл, ножницы
Зрительный ряд: фоторепродукции с изображением разнообразных по стилю и колориту мозаичных композиций, работы учащихся по теме.
Содержание задания:
Настричь рокалл на треугольные формы произвольного формата (лучше мелкие). Имитируя технический прием и стилевые особенности мозаики выполнить, по выбору, статичную или динамичную композицию на свободную тему.
19. Колокольный звон.
Цель: Знакомство с великими памятниками древнерусского храмового искусства, Развитие эстетических чувств учащихся.
Материалы: тонированная бумага для пастели, пастель
Зрительный ряд: фоторепродукции и рисунки-таблицы с изображением памятников древнерусской архитектуры (напр.: Храм Покрова-на-Нерли, Дмитриевский собор во Владимире, Георгиевский собор в Юрьев-Польском и т.д.); педагогический рисунок, работы учащихся.
Содержание задания: На основе зрительных впечатлений создать лирический образ древнерусского храма. Найти интересное композиционно-пластическое решение темы. Добиться общего колористического звучания, яркой эмоционально-художественной выразительности произведения.
20. Рельеф. Бумажная пластика.
Цель: Развитие конструктивного и пространственного мышления.
Материалы :белая бумага, фактурная бумага светлых тонов, ножницы, клей.
Зрительный ряд: таблицы и фоторепродукции с изображением животных и птиц, работы учащихся, педагогический показ.
Содержание задания:
- Выбрать объект изображения: птицы, рыбы, морские животные, пресноводные и т. д.
- Используя простейшие приемы моделирования из бумаги: скручивание, сжатие, прорезывание и т.д. ,создать собственный выразительный образ, в котором бы угадывались конструктивные и фактурные особенности изображаемого животного или птицы.
Учебно-методический комплекс
- Направленность- художественно-эстетическая
- Продолжительность освоения- 4 года
- Возраст детей- 7-14 лет
- Уровень освоения- углубленный
I. Нормативно-правовые документы
- «Арт-Дизайн».
- Нормативные документы по портфолио и содержанию программ.
- Должностная инструкция педагога дополнительного образования. Утверждена директором ГБОУ ДОД ДДТ Центрального района Санкт-Петербурга «Фонтанка 32» 16.12.2009г.
- Инструкция по охране труда и при реализации образовательных программ «Арт-Дизайн» ИОТ-006. 12.01.2013г.
- Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий, экспедиций. ИОТ-040. 12.01.2013г.
- Инструкция по охране труда при возникновении несчастного случая. ИОТ-021. 12.01.2013г.
- Правила поведения обучающихся утверждены директором ГОУ ДОД ДДТ Центрального района Санкт-Петербурга «Фонтанка-32». 01.09.2010г.
3-ий год обучения
Живопись | Графика | Прикладное творчество | Бумажная пластика |
|
|
|
|
№ | Наименование раздела | Формы обучения | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактические материалы | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1. | Вводное занятие | Инструктаж, беседа, диалог, опрос | Объяснительно-демонстративный | Материалы по технике безопасности (схематические таблицы, плакаты-таблицы). Рисунки учащихся, образцы готовых изделий , выполненные учащимися (методический фонд педагога) | Учебный класс, рабочие столы и стулья, магнитная доска, видеотехника, музыкальный центр, художественные материалы | Устный опрос, коллективное обсуждение, тестирование, анкетирование |
2. | Графика | Инструктаж, объяснение, беседа, презентация , опрос, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, метод педагогического примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, практический метод | Плакаты-таблицы, репродукции, иллюстрации, фото-материалы, рисунки учащихся (методический фонд педагога), электронный ресурс, аудиокассеты | Учебный класс, рабочие столы и стулья, магнитная доска, видеотехника, музыкальный центр, художественные графические материалы (бумага, фломастеры, маркеры, гелевые ручки, простые и цветные карандаши, тушь, чернила, перья, кисти, восковые мелки) | Устный опрос, коллективное обсуждение, анализ результатов, тестирование, участие в выставочной деятельности коллектива |
3. | Живопись | Объяснение, беседа, презентация , опрос, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, метод педагогического примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, практический метод | Плакаты-таблицы, репродукции, иллюстрации, фото-материалы, рисунки учащихся (методический фонд педагога), электронный ресурс, аудиокассеты | Учебный класс, рабочие столы и стулья, магнитная доска, видеотехника, музыкальный центр, художественные живописные материалы ( гуашь, акварель, кисти, палитры, пластиковые баночки для воды) | Устный опрос, коллективное обсуждение, анализ результатов, тестирование, участие в выставочной деятельности коллектива |
4. | Декоративно-прикладное творчество | Инструктаж, объяснение, беседа, презентация , практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, метод педагогического примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, практический метод | Образцы готовых изделий, карты-инструкции, фото-материалы, плакаты-таблицы, схемы, электронный ресурс, аудиокассеты | Учебный класс, рабочие столы и и стулья, магнитная доска, видеотехника, музыкальный центр, художественные материалы по темам (пластилин, стэки, цветной картон, цветная бумага, безопасные ножницы, клей, нитки «мулинэ», текстильные ленты, кант, тесьма и т.д.) | Устный опрос, коллективное обсуждение, анализ результатов, тестирование, участие в выставочной деятельности коллектива |
5. | Бумажная пластика | Инструктаж, объяснение, беседа, презентация , практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, метод педагогического примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, практический метод | Образцы готовых макетов и изделий, карты-инструкции, фото-материалы, плакаты-таблицы ,схемы, электронный ресурс, аудиокассеты | Учебный класс, рабочие столы и стулья, магнитная доска, видеотехника, музыкальный центр, художественные материалы (бумага, картон, цветная бумага, цветной картон, безопасные ножницы, клей) | Устный опрос, коллективное обсуждение, анализ результатов, участие в выставочной деятельности |
- Материалы по индивидуальному сопровождению учащихся
3.1.Методики психолого-педагогической диагностики учащихся:
- Анкеты
- Тесты
- Опросники на выявление интересов
- Игровые методики проведения занятий
- Диагностические карты
- Памятка для детей и родителей
- Методики диагностики результативности усвоения содержания программ
- Методика вводного контроля
- Методики и формы фиксации результатов текущего контроля (по каждой теме)
- Методики и формы фиксации результатов итогового контроля (тесты, опросники, диагностические задания)
V. Материалы по работе с детским коллективом
- Планы выставочной деятельности
- Сценарии коллективных творческих мероприятий
- Материалы по работе с родителями
- Литература для педагогов:
- Дагядиян К.Т. Декоративная композиция. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: ООО «Феникс», 2011.
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010.
- Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве. - М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006.
- Бесчастнов А.П. Изображения растительных мотивов. – М: М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.
- Быков В.В. Материалы и техника художественно-оформительских работ. – М., 1986.
- Клике Р.Р. Художественное проектирование экспозиций. – М., 1978.
- Кошевникова Е.Н., Кошевников А.И. Основы теории дизайна. – М., 1999.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М., 1994.
- Хворостов А.С. Декоративно-оформительское искусство в школе. – М., 1988.
- Демичев П.Г., Черемных Г.В. Художественное оформление в школе. - М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.
- Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства художественного проектирования». – М: Издат. Центр «Академия», 2009.
- Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. - М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.
- Лушников Б.В., Перцов В.В. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства. - М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006.
- Панксенов Г.И. Живопись. Форма. Цвет. Изображение. – М: Издат. центр «Академия», 2008.
- Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика – М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008
- Елисеев М.А. Материалы, оборудование, техника живописи и графики. – М: АСТ
Астрель, 2004.
- П. Станьер, Терри Розенберг. Практический курс рисования. – Минск: «Попурри», 2005.
- Натали Сиретт. Рисуем оптические иллюзии. – М: ЭСМО, 2011.
- Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. – М: Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2010.
- Буквенный орнамент и искусство шрифта. – М: Издательство «В. Шевчук», 2008.
- Литература для учащихся:
- Джеки Шоу. Шаг за шагом. Курс живописи. – М.: Астрель – Аст, 2005.
- Г.М. Ройг. Практический курс рисования. Издательский клуб семейного досуга. –Харьков: Белгород, 2010.
- Хазел Харрисон. Энциклопедия техник рисунка. – М.: Астрель. АСТ, 2005.
- Девид Браун. Серия «Учитесь рисовать. Перспектива». – Минск, 2009.
- Гэри Грин. Простое руководство для начинающих. Карандащ и фломастер. – М.:АСТ, Астрень.
- Джек Кунц. Основа акварели. Цвет. – Минск: «Попурри», 2005.
- Юрген Занд. Основы рисования карандашом. – М.: «Питер», 2011.
- Джейн Стразер. Цветные карандаши. Энциклопедия. – М.: «Арт-Родник», 2010.
- О. Шматова. Самоучитель по рисованию гуашью. – М.: ЭСКСМО, 2011.
- Мастер-класс. Мягкая пастель. Шаг за шагом. – М.: Аст. Астрель, 2006.
- Серия «Школа рисования», «Свет и цвет в живописи. Особенности изображения». – М.: «Мир книги», 2010.
- Д. Яусли. Рисуем акварелью. Свободное творчество и абстрактное искусство. – М.:
«Арт-Родник», 2007.
13. Ли Эймис и Тони Д.Адамо. Рисуем птиц. – Минск: «Попурри», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/19/picture-42676.png)
Рабочие адаптированные программы для индивидуального обучения детей по физике
Рабочие адаптированные программы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, ориентированы на учащихся 7-9 классов, обучающихся по программе V...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/05/picture-56366-1367772130.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее образование (10-11класс) Количество часов 10кл – 102 ч Уровень базовый 11кл – 102 ч
Рабочая программа Iвида составлена на основе Программы по литературе для 10– 11 классов общеобразовательных учреждений /авт.-сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/27/picture-88500.jpg)
Рабочая программа по химии домашнее обучение
Рабочая программа для индивидуального обучения ребенка по химии 10-11 классов, составлена на основе примерной программы по химии и рекомендованной Письмом Министерства Образования и Науки РФ от 07.07....
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/27/picture-88500.jpg)
Рабочая программа по физике домашнее обучение
Рабочая программа для индивидуального обучения ребенка по физике 10-11классов составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/27/picture-88500.jpg)
Рабочая программа по математике домашнее обучение
Рабочая программадля индивидуального обучения ребенка по математике 10 класс (базовый уровень)....
Рабочая программа по предмету "Производственное обучение (Рабочий зеленого хозяйства)" 12 класс
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/19/picture-123347-1592585270.jpg)
листы корректировки рабочих программ по профессионально-трудовому обучению и надомному обучению (в соответствии с режимом самоизоляции)
В листах корректировки отражены темы и часы, которые не должны были выпасть из-за введенного режима самоизоляции. Рабочие программы по швейному делу и надомному обучению скорректированы в соотве...