"Роль дополнительного образования на современном этапе"
статья на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сергиенко Ольга Николаевна - методист отдела социально-культурной работы ГБОУДОД Дворца учащейся молодёжи
«Роль дополнительного образования на современном этапе»
В настоящее время, определяющим направлением деятельности системы образования России выдвигается идея превращения российского образования и воспитания в важнейший духовно-нравственный фактор развития России, что находит отражение в таких официальных документах, как Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года ( от 4 октября 2000г. № 751), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (от 11 февраля 2002 г. № 393), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17 ноября 2008 г. № 1662 – р), Прогноз научно-технического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу до 2030 года. Названные документы стали базовыми для разработки и реализации Приоритетного национального проекта «Образование» (от 5 сентября 2005 г.), Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. Пр.- 271) и Федеральной программы развития образования на 2011-2015 гг. ( от 7 февраля 2011 г. № 61), Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Ведущая роль в этих документах отводится общеобразовательным и профессиональным учреждениям, однако главные положения, закладываемые в образовательной политике государства, отражаются в работе системы дополнительного образования детей. Обладая открытостью, мобильностью, способностью быстро и точно реагировать на 2вызовы времени» в интересах ребёнка, сегодня дополнительное образование детей социально востребовано и является объектом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства «как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи» (1).
По мнению Е.Б. Евладовой, Л.Г.Логиновой, Н.Н.Михайловой, дополнительное образование – «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Дополнительное образование детей – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности» (2).
В настоящее время теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей представлены в работах В.А.Березиной, В.А. Горского, Е.Б. Евладовой, А.Я. Журкиной, О.Е.Лебедева, А.И. Щетинской. В большинстве исследований отмечается, что дополнительное образование детей способствует формированию гуманистических ценностных ориентаций, даёт возможность значительного расширения сферы общения с вечными ценностями, накопленными человечеством, способствует реальному взаимодействию и взаимообогащению культуры.
Основными принципами воспитания в дополнительном образовании, являются: гуманистический характер воспитания; приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья ребёнка; гражданственность и любовь к Родине, учёт культурно-исторических и национальных традиций; общедоступность и адаптация, реализуемых образовательных программ к уровням и особенностям развития воспитанников и т.д.
Обобщение позиций учёных В.А.Березиной, А.Я.Журкиной, А.И. Щетинской и т.д. позволяет выделить следующие функции дополнительного образования детей:
- Воспитательную, направленную на формирование разносторонней личности ребёнка в «ключе» общечеловеческих ценностей.
- Информационную, способствующую профессиональному самоопределению (подросткам сообщается, что в данном образовательном учреждении есть для них, в какие виды деятельности они могут включиться, чему у кого могут научиться, с кем общаться и т.п.)
- Обучающую, связанную с получением допрофессиональной подготовки.
- Развивающую, предполагающую физическое, эмоциональное, интеллектуальное, психическое, нравственное, т.е. целостное развитие личности.
- Социализирующую, способствующую оптимальному вхождению в социальную группу(среду), отличную от семейной и школьной (2).
Создание воспитательной среды с благоприятной психологической атмосферой, демократическим стилем общения с ребёнком, направленной, на становление личности в ключе общечеловеческих ценностей:
- применение инновационных воспитательных технологий и программ, максимально учитывающих новейшие достижения психолого-педагогических наук в области социально-политического воспитания.
- осуществление поиска новых форм сотрудничества основного и дополнительного образования.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно отметить, что дополнительное образование детей как открытая социальная система создаёт условия для развития лидерских качеств, компетенций, творческих способностей детей в области технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристко-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической др. образовательных видах деятельности, которые воспитанник выбирает сам в соответствии со своим индивидуальным образовательным маршрутом.
Осмысление феноменологических характеристик дополнительного образования детей позволяет говорить об инновационных направлениях в развитии системы воспитания, которые призваны усилить воспитательный потенциал учреждений и обеспечить успешность социализации молодёжи.
Из вышеперечисленных документов, именно общеобразовательные учреждения, активно внедряющие инновационные образовательные программы, соответствующим образом поддерживаются государством. Такой подход может быть распространён и на учреждения дополнительного образования детей, если они смогут качественно разработать и внедрить подобные программы. «Инновационность», по мнению В.П.Сергеевой, заключается в содержании воспитания и обучения; в технологии; в организации; в управлении. Такие нововведения помогают участвовать педагогам дополнительного образования в соответствующих конкурсах, проектах, конференциях, распространять лучший опыт, и это должно стать главным направлением целевой деятельности в сфере дополнительного образования детей.
В ряде документов отмечается, что качественное образование обеспечивается не только инновационным содержанием, но и «гибкостью и вариативностью». Можно отметить, что не всем образовательным программам дополнительного образования детей можно придать «гибкий и вариативный характер», но предлагать воспитанникам разные варианты её прохождения с учётом индивидуального образовательного маршрута необходимо. Также нужно принять комплексные меры «по привлечению учащихся к научным исследованиям через систему дополнительного образования (3), что будет помогать выявлению наиболее одарённой и талантливой молодёжи. Внедрение современных образовательных технологий требует разработки сайта учреждения и размещения в открытом доступе информационных «образовательных ресурсов», сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями, совершенствование информационного обмена и распространения опыта работы педагогов. Также важное место в образовательно-воспитательном процессе учреждения отводится экспертизе и аудиту, что позволяет определить единство и систему воспитательной работы, органическую включённость мониторинга в систему учреждения дополнительного образования, отражение в диагностике результатов обучения и воспитания и дальнейшего планирования работы.
На сегодняшний день очень актуален вопрос введения детей с ограниченными возможностями в учреждения дополнительного образования. Развитие системы образования и воспитания для детей с ограниченными возможностями на современном этапе образовательной политики приобрело новые очертания. В целях реализации Конвенции ООН по защите прав инвалидов 117 государств должны обеспечить право человека с ограниченными возможностями здоровья на образование и применять инклюзивное образование на всех уровнях и в течение всей жизни.
В настоящее время ГБОУ ДОД Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга – это многопрофильное государственное бюджетное образовательное учреждение, в котором занимается 2500 учащихся.
Невозможно охватить весь спектр актуальных проблем, связанных с социальной адаптацией выпускников детских домов и школ-интернатов, но для Санкт-Петербурга один из путей решения этих проблем лежит в области культуры и искусства.
С 1993 года ведётся систематическая работа с воспитанниками детских домов, коррекционных школ, школ-интернатов. Дворец является единственным в городе центром координации работы по воспитанию и дополнительному образованию детей с социально - личностными проблемами. Погружение ребёнка, а затем подростка в мир художественного творчества даёт возможность самореализации и обеспечивает серьёзную поддержку в борьбе с трудностями и проблемами взрослой жизни.
Именно поэтому коллектив отдела социально-культурной работы Дворца предоставляет многим подросткам нашего города широкие возможности для проявления творческой инициативы, самореализации и разностороннего развития. Каждый год проходят: Фестиваль художественного творчества среди воспитанников детских домов и школ-интернатов «Созвездие», Фестиваль художественного творчества среди учащихся коррекционных школ и школ-интернатов «Вера. Надежда. Любовь».
Теоретический анализ проблемы исследования показал, что решение поставленных задач перед системой дополнительного образования детей на современном этапе в рамках реализации национальной образовательной национальной образовательной политики требует комплексного подхода и координации деятельности всех социальных институтов. Это позволит реализовать приоритетные направления развития системы дополнительного образования детей, обеспечить конкурентный статус учреждений этой системы, осуществить обновление и дифференциацию оказываемых ими образовательных услуг, определить инновационные направления. Современное дополнительное образование детей представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребёнка, содействуя процессам самореализации и социализации личности.
Поэтому среди многообразия типов учебных заведений в системе государственного образования учреждения данного типа занимают особое место, предоставляя реальную возможность свободного выбора своего индивидуального образовательного пути, увеличивая пространство, в котором может развиваться самодостаточная личность, обеспечивая тем самым «ситуацию» успеха для каждого воспитанника.
Литература:
- Березина В.А. Развитие дополнительного образования в системе российского образования: учебно – методическое пособие –М.:АНО «Диалог культур», 2007. -52 с.
- Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. Образования / – М: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-352 с.
- Инновационные направления в развитии воспитания. Методическое пособие / В.П.Сергеева и др. – М: УЦ «Перспектива», 2012.- 212 с.
- Круглый стол «Правовые аспекты воспитания в системе образования в Российской Федерации» 20.09.2012 (электронный ресурс) – http:// www. nlinetambov.ru/content/news/index.php?ELEMENT_ID=6736
- Сборник «ШАГ НАВСТРЕЧУ» - СПб. По материалам Городского конкурса педагогических достижений воспитателей детских домов и школ-интернатов -2008.-135 с.
Предварительный просмотр:
Сергиенко Ольга Николаевна - методист отдела социально-культурной работы ГБОУДОД Дворца учащейся молодёжи
«Роль дополнительного образования на современном этапе»
В настоящее время, определяющим направлением деятельности системы образования России выдвигается идея превращения российского образования и воспитания в важнейший духовно-нравственный фактор развития России, что находит отражение в таких официальных документах, как Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года ( от 4 октября 2000г. № 751), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (от 11 февраля 2002 г. № 393), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17 ноября 2008 г. № 1662 – р), Прогноз научно-технического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу до 2030 года. Названные документы стали базовыми для разработки и реализации Приоритетного национального проекта «Образование» (от 5 сентября 2005 г.), Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. Пр.- 271) и Федеральной программы развития образования на 2011-2015 гг. ( от 7 февраля 2011 г. № 61), Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Ведущая роль в этих документах отводится общеобразовательным и профессиональным учреждениям, однако главные положения, закладываемые в образовательной политике государства, отражаются в работе системы дополнительного образования детей. Обладая открытостью, мобильностью, способностью быстро и точно реагировать на 2вызовы времени» в интересах ребёнка, сегодня дополнительное образование детей социально востребовано и является объектом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства «как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи» (1).
По мнению Е.Б. Евладовой, Л.Г.Логиновой, Н.Н.Михайловой, дополнительное образование – «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Дополнительное образование детей – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности» (2).
В настоящее время теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей представлены в работах В.А.Березиной, В.А. Горского, Е.Б. Евладовой, А.Я. Журкиной, О.Е.Лебедева, А.И. Щетинской. В большинстве исследований отмечается, что дополнительное образование детей способствует формированию гуманистических ценностных ориентаций, даёт возможность значительного расширения сферы общения с вечными ценностями, накопленными человечеством, способствует реальному взаимодействию и взаимообогащению культуры.
Основными принципами воспитания в дополнительном образовании, являются: гуманистический характер воспитания; приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья ребёнка; гражданственность и любовь к Родине, учёт культурно-исторических и национальных традиций; общедоступность и адаптация, реализуемых образовательных программ к уровням и особенностям развития воспитанников и т.д.
Обобщение позиций учёных В.А.Березиной, А.Я.Журкиной, А.И. Щетинской и т.д. позволяет выделить следующие функции дополнительного образования детей:
- Воспитательную, направленную на формирование разносторонней личности ребёнка в «ключе» общечеловеческих ценностей.
- Информационную, способствующую профессиональному самоопределению (подросткам сообщается, что в данном образовательном учреждении есть для них, в какие виды деятельности они могут включиться, чему у кого могут научиться, с кем общаться и т.п.)
- Обучающую, связанную с получением допрофессиональной подготовки.
- Развивающую, предполагающую физическое, эмоциональное, интеллектуальное, психическое, нравственное, т.е. целостное развитие личности.
- Социализирующую, способствующую оптимальному вхождению в социальную группу(среду), отличную от семейной и школьной (2).
Создание воспитательной среды с благоприятной психологической атмосферой, демократическим стилем общения с ребёнком, направленной, на становление личности в ключе общечеловеческих ценностей:
- применение инновационных воспитательных технологий и программ, максимально учитывающих новейшие достижения психолого-педагогических наук в области социально-политического воспитания.
- осуществление поиска новых форм сотрудничества основного и дополнительного образования.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно отметить, что дополнительное образование детей как открытая социальная система создаёт условия для развития лидерских качеств, компетенций, творческих способностей детей в области технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристко-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической др. образовательных видах деятельности, которые воспитанник выбирает сам в соответствии со своим индивидуальным образовательным маршрутом.
Осмысление феноменологических характеристик дополнительного образования детей позволяет говорить об инновационных направлениях в развитии системы воспитания, которые призваны усилить воспитательный потенциал учреждений и обеспечить успешность социализации молодёжи.
Из вышеперечисленных документов, именно общеобразовательные учреждения, активно внедряющие инновационные образовательные программы, соответствующим образом поддерживаются государством. Такой подход может быть распространён и на учреждения дополнительного образования детей, если они смогут качественно разработать и внедрить подобные программы. «Инновационность», по мнению В.П.Сергеевой, заключается в содержании воспитания и обучения; в технологии; в организации; в управлении. Такие нововведения помогают участвовать педагогам дополнительного образования в соответствующих конкурсах, проектах, конференциях, распространять лучший опыт, и это должно стать главным направлением целевой деятельности в сфере дополнительного образования детей.
В ряде документов отмечается, что качественное образование обеспечивается не только инновационным содержанием, но и «гибкостью и вариативностью». Можно отметить, что не всем образовательным программам дополнительного образования детей можно придать «гибкий и вариативный характер», но предлагать воспитанникам разные варианты её прохождения с учётом индивидуального образовательного маршрута необходимо. Также нужно принять комплексные меры «по привлечению учащихся к научным исследованиям через систему дополнительного образования (3), что будет помогать выявлению наиболее одарённой и талантливой молодёжи. Внедрение современных образовательных технологий требует разработки сайта учреждения и размещения в открытом доступе информационных «образовательных ресурсов», сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями, совершенствование информационного обмена и распространения опыта работы педагогов. Также важное место в образовательно-воспитательном процессе учреждения отводится экспертизе и аудиту, что позволяет определить единство и систему воспитательной работы, органическую включённость мониторинга в систему учреждения дополнительного образования, отражение в диагностике результатов обучения и воспитания и дальнейшего планирования работы.
На сегодняшний день очень актуален вопрос введения детей с ограниченными возможностями в учреждения дополнительного образования. Развитие системы образования и воспитания для детей с ограниченными возможностями на современном этапе образовательной политики приобрело новые очертания. В целях реализации Конвенции ООН по защите прав инвалидов 117 государств должны обеспечить право человека с ограниченными возможностями здоровья на образование и применять инклюзивное образование на всех уровнях и в течение всей жизни.
В настоящее время ГБОУ ДОД Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга – это многопрофильное государственное бюджетное образовательное учреждение, в котором занимается 2500 учащихся.
Невозможно охватить весь спектр актуальных проблем, связанных с социальной адаптацией выпускников детских домов и школ-интернатов, но для Санкт-Петербурга один из путей решения этих проблем лежит в области культуры и искусства.
С 1993 года ведётся систематическая работа с воспитанниками детских домов, коррекционных школ, школ-интернатов. Дворец является единственным в городе центром координации работы по воспитанию и дополнительному образованию детей с социально - личностными проблемами. Погружение ребёнка, а затем подростка в мир художественного творчества даёт возможность самореализации и обеспечивает серьёзную поддержку в борьбе с трудностями и проблемами взрослой жизни.
Именно поэтому коллектив отдела социально-культурной работы Дворца предоставляет многим подросткам нашего города широкие возможности для проявления творческой инициативы, самореализации и разностороннего развития. Каждый год проходят: Фестиваль художественного творчества среди воспитанников детских домов и школ-интернатов «Созвездие», Фестиваль художественного творчества среди учащихся коррекционных школ и школ-интернатов «Вера. Надежда. Любовь».
Теоретический анализ проблемы исследования показал, что решение поставленных задач перед системой дополнительного образования детей на современном этапе в рамках реализации национальной образовательной национальной образовательной политики требует комплексного подхода и координации деятельности всех социальных институтов. Это позволит реализовать приоритетные направления развития системы дополнительного образования детей, обеспечить конкурентный статус учреждений этой системы, осуществить обновление и дифференциацию оказываемых ими образовательных услуг, определить инновационные направления. Современное дополнительное образование детей представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребёнка, содействуя процессам самореализации и социализации личности.
Поэтому среди многообразия типов учебных заведений в системе государственного образования учреждения данного типа занимают особое место, предоставляя реальную возможность свободного выбора своего индивидуального образовательного пути, увеличивая пространство, в котором может развиваться самодостаточная личность, обеспечивая тем самым «ситуацию» успеха для каждого воспитанника.
Литература:
- Березина В.А. Развитие дополнительного образования в системе российского образования: учебно – методическое пособие –М.:АНО «Диалог культур», 2007. -52 с.
- Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. Образования / – М: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-352 с.
- Инновационные направления в развитии воспитания. Методическое пособие / В.П.Сергеева и др. – М: УЦ «Перспектива», 2012.- 212 с.
- Круглый стол «Правовые аспекты воспитания в системе образования в Российской Федерации» 20.09.2012 (электронный ресурс) – http:// www. nlinetambov.ru/content/news/index.php?ELEMENT_ID=6736
- Сборник «ШАГ НАВСТРЕЧУ» - СПб. По материалам Городского конкурса педагогических достижений воспитателей детских домов и школ-интернатов -2008.-135 с.
Предварительный просмотр:
Сергиенко Ольга Николаевна - методист отдела социально-культурной работы ГБОУДОД Дворца учащейся молодёжи
«Роль дополнительного образования на современном этапе»
В настоящее время, определяющим направлением деятельности системы образования России выдвигается идея превращения российского образования и воспитания в важнейший духовно-нравственный фактор развития России, что находит отражение в таких официальных документах, как Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года ( от 4 октября 2000г. № 751), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (от 11 февраля 2002 г. № 393), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17 ноября 2008 г. № 1662 – р), Прогноз научно-технического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу до 2030 года. Названные документы стали базовыми для разработки и реализации Приоритетного национального проекта «Образование» (от 5 сентября 2005 г.), Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. Пр.- 271) и Федеральной программы развития образования на 2011-2015 гг. ( от 7 февраля 2011 г. № 61), Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Ведущая роль в этих документах отводится общеобразовательным и профессиональным учреждениям, однако главные положения, закладываемые в образовательной политике государства, отражаются в работе системы дополнительного образования детей. Обладая открытостью, мобильностью, способностью быстро и точно реагировать на 2вызовы времени» в интересах ребёнка, сегодня дополнительное образование детей социально востребовано и является объектом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства «как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи» (1).
По мнению Е.Б. Евладовой, Л.Г.Логиновой, Н.Н.Михайловой, дополнительное образование – «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Дополнительное образование детей – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности» (2).
В настоящее время теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей представлены в работах В.А.Березиной, В.А. Горского, Е.Б. Евладовой, А.Я. Журкиной, О.Е.Лебедева, А.И. Щетинской. В большинстве исследований отмечается, что дополнительное образование детей способствует формированию гуманистических ценностных ориентаций, даёт возможность значительного расширения сферы общения с вечными ценностями, накопленными человечеством, способствует реальному взаимодействию и взаимообогащению культуры.
Основными принципами воспитания в дополнительном образовании, являются: гуманистический характер воспитания; приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья ребёнка; гражданственность и любовь к Родине, учёт культурно-исторических и национальных традиций; общедоступность и адаптация, реализуемых образовательных программ к уровням и особенностям развития воспитанников и т.д.
Обобщение позиций учёных В.А.Березиной, А.Я.Журкиной, А.И. Щетинской и т.д. позволяет выделить следующие функции дополнительного образования детей:
- Воспитательную, направленную на формирование разносторонней личности ребёнка в «ключе» общечеловеческих ценностей.
- Информационную, способствующую профессиональному самоопределению (подросткам сообщается, что в данном образовательном учреждении есть для них, в какие виды деятельности они могут включиться, чему у кого могут научиться, с кем общаться и т.п.)
- Обучающую, связанную с получением допрофессиональной подготовки.
- Развивающую, предполагающую физическое, эмоциональное, интеллектуальное, психическое, нравственное, т.е. целостное развитие личности.
- Социализирующую, способствующую оптимальному вхождению в социальную группу(среду), отличную от семейной и школьной (2).
Создание воспитательной среды с благоприятной психологической атмосферой, демократическим стилем общения с ребёнком, направленной, на становление личности в ключе общечеловеческих ценностей:
- применение инновационных воспитательных технологий и программ, максимально учитывающих новейшие достижения психолого-педагогических наук в области социально-политического воспитания.
- осуществление поиска новых форм сотрудничества основного и дополнительного образования.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно отметить, что дополнительное образование детей как открытая социальная система создаёт условия для развития лидерских качеств, компетенций, творческих способностей детей в области технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристко-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической др. образовательных видах деятельности, которые воспитанник выбирает сам в соответствии со своим индивидуальным образовательным маршрутом.
Осмысление феноменологических характеристик дополнительного образования детей позволяет говорить об инновационных направлениях в развитии системы воспитания, которые призваны усилить воспитательный потенциал учреждений и обеспечить успешность социализации молодёжи.
Из вышеперечисленных документов, именно общеобразовательные учреждения, активно внедряющие инновационные образовательные программы, соответствующим образом поддерживаются государством. Такой подход может быть распространён и на учреждения дополнительного образования детей, если они смогут качественно разработать и внедрить подобные программы. «Инновационность», по мнению В.П.Сергеевой, заключается в содержании воспитания и обучения; в технологии; в организации; в управлении. Такие нововведения помогают участвовать педагогам дополнительного образования в соответствующих конкурсах, проектах, конференциях, распространять лучший опыт, и это должно стать главным направлением целевой деятельности в сфере дополнительного образования детей.
В ряде документов отмечается, что качественное образование обеспечивается не только инновационным содержанием, но и «гибкостью и вариативностью». Можно отметить, что не всем образовательным программам дополнительного образования детей можно придать «гибкий и вариативный характер», но предлагать воспитанникам разные варианты её прохождения с учётом индивидуального образовательного маршрута необходимо. Также нужно принять комплексные меры «по привлечению учащихся к научным исследованиям через систему дополнительного образования (3), что будет помогать выявлению наиболее одарённой и талантливой молодёжи. Внедрение современных образовательных технологий требует разработки сайта учреждения и размещения в открытом доступе информационных «образовательных ресурсов», сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями, совершенствование информационного обмена и распространения опыта работы педагогов. Также важное место в образовательно-воспитательном процессе учреждения отводится экспертизе и аудиту, что позволяет определить единство и систему воспитательной работы, органическую включённость мониторинга в систему учреждения дополнительного образования, отражение в диагностике результатов обучения и воспитания и дальнейшего планирования работы.
На сегодняшний день очень актуален вопрос введения детей с ограниченными возможностями в учреждения дополнительного образования. Развитие системы образования и воспитания для детей с ограниченными возможностями на современном этапе образовательной политики приобрело новые очертания. В целях реализации Конвенции ООН по защите прав инвалидов 117 государств должны обеспечить право человека с ограниченными возможностями здоровья на образование и применять инклюзивное образование на всех уровнях и в течение всей жизни.
В настоящее время ГБОУ ДОД Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга – это многопрофильное государственное бюджетное образовательное учреждение, в котором занимается 2500 учащихся.
Невозможно охватить весь спектр актуальных проблем, связанных с социальной адаптацией выпускников детских домов и школ-интернатов, но для Санкт-Петербурга один из путей решения этих проблем лежит в области культуры и искусства.
С 1993 года ведётся систематическая работа с воспитанниками детских домов, коррекционных школ, школ-интернатов. Дворец является единственным в городе центром координации работы по воспитанию и дополнительному образованию детей с социально - личностными проблемами. Погружение ребёнка, а затем подростка в мир художественного творчества даёт возможность самореализации и обеспечивает серьёзную поддержку в борьбе с трудностями и проблемами взрослой жизни.
Именно поэтому коллектив отдела социально-культурной работы Дворца предоставляет многим подросткам нашего города широкие возможности для проявления творческой инициативы, самореализации и разностороннего развития. Каждый год проходят: Фестиваль художественного творчества среди воспитанников детских домов и школ-интернатов «Созвездие», Фестиваль художественного творчества среди учащихся коррекционных школ и школ-интернатов «Вера. Надежда. Любовь».
Теоретический анализ проблемы исследования показал, что решение поставленных задач перед системой дополнительного образования детей на современном этапе в рамках реализации национальной образовательной национальной образовательной политики требует комплексного подхода и координации деятельности всех социальных институтов. Это позволит реализовать приоритетные направления развития системы дополнительного образования детей, обеспечить конкурентный статус учреждений этой системы, осуществить обновление и дифференциацию оказываемых ими образовательных услуг, определить инновационные направления. Современное дополнительное образование детей представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребёнка, содействуя процессам самореализации и социализации личности.
Поэтому среди многообразия типов учебных заведений в системе государственного образования учреждения данного типа занимают особое место, предоставляя реальную возможность свободного выбора своего индивидуального образовательного пути, увеличивая пространство, в котором может развиваться самодостаточная личность, обеспечивая тем самым «ситуацию» успеха для каждого воспитанника.
Литература:
- Березина В.А. Развитие дополнительного образования в системе российского образования: учебно – методическое пособие –М.:АНО «Диалог культур», 2007. -52 с.
- Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. Образования / – М: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-352 с.
- Инновационные направления в развитии воспитания. Методическое пособие / В.П.Сергеева и др. – М: УЦ «Перспектива», 2012.- 212 с.
- Круглый стол «Правовые аспекты воспитания в системе образования в Российской Федерации» 20.09.2012 (электронный ресурс) – http:// www. nlinetambov.ru/content/news/index.php?ELEMENT_ID=6736
- Сборник «ШАГ НАВСТРЕЧУ» - СПб. По материалам Городского конкурса педагогических достижений воспитателей детских домов и школ-интернатов -2008.-135 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯАракелян Л.Н., Аракелян А.Н....
Роль дополнительного образования в современной системе языкового образования
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе....
Статья "Роль дополнительного образования в современном обществе"
Статья " Роль дополнительного образования в современном обществе"...
Роль дополнительного образования в современной системе образования
Lополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Оно предоставляет обучающимся широкие возможности для полу...
«РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Система дополнительного образования детей Российской Федерации в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении бол...
Из опыта работы на тему: «Образовательные результаты в системе дополнительного образования на современном этапе»
Мой опыт работы за три года в классе скрипки. Основные направления деятельности. Результативность учащихся и педагога. ...
Роль дополнительного образования в современной системе образования
Система дополнительного образования детей - особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и професс...