Образовательная программа по художественному творчеству "Солнышко"
рабочая программа на тему

Высокова Елена Евгеньевна

Программа разработана для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата:  нарушением мышечного тонуса и ограничением произвольных движений, имеющих сохранный интеллект. Разработанная система занятий позволяет художественное творчество сделать доступным и интересным видом деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_solnyshko.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Откройте  для  детей  удивительный  мир  творчества  и  его  целительная   сила  коснется  каждого…

Программа по художественному творчеству «Солнышко» предназначена  для особой категории детей – детей с ограниченными возможностями. Речь идет не просто о детях-инвалидах, которые  обучаются в общеобразовательной школе и могут свободно посещать детские объединения по интересам, а о детях с такими нарушениями здоровья, где характер и степень выраженности дефекта затрудняет их самостоятельное передвижение, а порой делает его невозможным. К этой категории относятся дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, основной контингент которой составляют дети, страдающие церебральным параличом (ДЦП). При этом заболевании в первую очередь поражаются двигательные зоны головного мозга, а также происходит задержка и нарушение его созревания в целом. Поэтому у детей, страдающих ДЦП, встречаются самые разнообразные нарушения: двигательные, интеллектуальные, речевые, расстройства других высших корковых функций. Ограничение произвольных движений, нарушение мышечного тонуса, появление насильственных движений (гиперкинезов) сильно ограничивает возможность детей выполнять простейшие трудовые действия (вырезать, наклеивать, лепить, выполнять конструкторско-сборочные действия и др.). Обучение детей с ограниченными возможностями по неспециализированным программам невозможно или становится довольно сложным процессом, вследствие чего интерес детей быстро теряется. В связи с этим возникла необходимость создания специальной программы, которая помогла бы сделать художественное творчество доступным видом деятельности для детей с такими нарушениями здоровья. Овладевая простыми практическими умениями, дети учатся выражать свои чувства и эмоции с помощью  лепки, рисования, конструирования из природных материалов, открывают для себя мир творчества, и таким образом, приобретают свою неповторимость и значимость, что способствует повышению адаптивности ребенка в постоянно меняющемся мире. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важен сам процесс творчества и особенности внутреннего мира ребенка. 

Основные виды деятельности, предусмотренные в программе – лепка, аппликация, рисование, конструирование из бросового и природного материалов, новые направления  в творчестве. 

По направлению деятельности: художественное творчество.

По целевой направленности: социально-педагогическая.

Цель дополнительной образовательной программы:

  • оказание детям с ограниченными возможностями педагогической и социальной помощи: обеспечение максимально полной социальной адаптации, активизации творческого потенциала и самореализации личности через средства художественного творчества.

Основные задачи:

Образовательные:

  • расширять знания и представления об окружающем мире, закреплять и систематизировать общеобразовательные знания и умения;
  • знакомить детей с определенными понятиями и терминами, необходимых в процессе художественной деятельности;
  • развивать навыки работы в художественном творчестве: лепка, аппликация, рисование, конструирование;

Развивающие:

  • развивать творческое мышление;
  • развивать игровую деятельность;
  • развивать речевое общение с окружающими;
  • развивать сенсорные функции: развитие кинестетического восприятия и стереогноза;
  • развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

  • воспитывать положительное эмоциональное отношение к художественному творчеству и его результатам;
  •  воспитывать позитивное отношение к жизни, обществу, семье, обучению и труду.

Специальные: 

  • способствовать самореализации и самоопределению личности ребенка с ограниченными возможностями;
  • снизить эмоциональное напряжение;
  • способствовать коррекции мелкой моторики рук и пальцев;
  • улучшить детско-родительские отношения.

Программа рассчитана на один год обучения. Содержание программы можно наполнить другими занятиями в соответствии с темами разделов и количеством отведенных на них часов, и таким образом, программу можно реализовывать циклами – ежегодно.

Занятия проводятся два раза в неделю. Общая продолжительность одного занятия составляет 2,5 часа.

Программа предназначена для детей со следующими нарушениями здоровья:

ДЦП в различной степени выраженности двигательного нарушения: легкая, средняя, тяжелая, имеющие сохранный интеллект. Группа может содержать разновозрастный состав детей от 7-18 лет в количестве 6-8 человек.

Ожидаемые результаты

В результате обучения в объединении в течение полного учебного года по программе предполагается, что обучающиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями:

Предметными знаниями:

  • в области геометрии: простейшие геометрические фигуры, геометрические тела;
  • в области композиции, формообразования, цветоведения;
  • в области материаловедения: бумага, картон, ткань, пластичный материал, природный и бросовый материал;
  • о видах и способах аппликации, понятием шаблона, половиной шаблона, трафарета;
  • о свойствах и возможностях использования пластичных материалов: пластилин, соленое тесто, глина;
  • о технологических операциях: разметка, резание, сборка, видами отделки изделия;
  • о видах художественного творчества: оригами, аппликация, квиллинг, киригами, папье-маше, объемное конструирование, коллаж.);
  • о простейших инструментах и их назначении.

Предметными умениями:

  • приемам работы с бумагой: складывание, сгибание, гофрирование, склеивание, разрывание;
  • составлять предметы из готовых плоских форм по образцу или по собственному замыслу, оформлять изделие;
  • пользоваться шаблоном, половиной шаблона, трафаретом;
  • производить сборку изделия с помощью ниток, клея, проволоки;
  • лепить простые формы знакомых образов, изготавливать барельеф по образцу или собственному замыслу;
  • последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие).

.Специальными умениями:

  • использовать знания и умения, полученные на занятиях, для воплощения собственного замысла в рисунках, бумажных объемных и плоскостных композициях, лепке;
  • вступать в беседу и обсуждать  на занятии выполненные работы;  высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • играть в игры по правилам, подчинять свое поведение правилам игры, уметь находить контакт с детьми и взрослыми.

Формой подведения итогов реализации образовательной  программы является оценка уровня обученности и оценка эмоционального состояния ребенка, по разработанным критериям, а также итоговая выставка работ учащихся, которая  может проводиться  внутри учреждения,   на городском или областном уровне.

Учебно-тематический план

Номер
темы

Наименование и содержание темы

Количество часов

Количество
занятий

теория

практика

ВСЕГО

1

Вводное занятие

1

1

2

1

2.

Аппликация

11

21

32

16

3.

Художественное конструирование

16

44

60

30

4.

Лепка

6

8

14

7

5.

Папье-маше

3

9

12

6

6.

Новые направления в творчестве

6

16

22

11

8.

Итоговое занятие

2

2

1

ИТОГО:

36

108

144

72

Программное содержание

  1.   Вводное занятие. 

Знакомство с детским объединением. Знакомство детей друг с другом, педагогом.

 Игра: «Устная анкета»

Правила ТБ. Показ образцов поделок.

Практическая работа: «Портрет».

  1.   Аппликация.  

Понятие аппликации. Свойства бумаги, приемы обработки. Содержание аппликации: предметная, сюжетная, орнаментальная. Виды аппликации: плоская, объемная. Техника выполнения: вырезание, разрывание, сминание. Понятие о контуре, силуэте. Понятие колорита. Систематизация знаний о геометрических фигурах. Понятие трафарета, шаблона, правила пользования ими.

Беседы: «Бумага как художественный материал»; «Краски осени», «Воспоминание о лете».

Практическая работы: разметка по шаблону и вырезание различных фигур для составления аппликаций: «листопад», «черепашки и змейки», «попугайчики», «зебра и жираф», «летний сюжет», поздравительные открытки, бумажный конструктор, «дерево», натюрморт, гирлянда, изготовление рамок для картинок, коврик.

  1. Художественное конструирование.

Понятия о простейших геометрических телах: конус, цилиндр, параллелепипед, пирамида. Техника складывания листа бумаги: пополам, «гармошкой», отгибать углы. Работа с бросовым материалом, моделирование форм, составление композиций.

Практические работы: изготовление бабочки из полосок бумаги и сложенной гармошкой, вертушки, коробочки для подарка, фонарика, цепочки, композиции «осенний букет», украшение елочки на конусе.

  1. Лепка.

Понятие «пластичный материал». Виды пластичных материалов. Свойства пластичных материалов. Способы применения пластилина в художественном творчестве. Лепка, барельеф, аппликация из пластилина. Соленое тесто. Лепка из соленого теста, вырезание фигур с помощью специальных форм методом выдавливания, разминать пластилин, придавать форму знакомых предметов и образов, рисовать  черточки, полоски заостренной палочкой и придавать выпуклость изображению на пластилиновой основе. Составление сюжетных композиций из нескольких форм. Оформление композиции.

Практически работы: животные: «барашек», «птица», «улитка»;  барельеф: «печенье», «рыбка»,  соленое тесто: фигурки, композиции.

5.  Папье-маше. 

Понятие папье-маше. Этапы изготовления. Материалы, используемые для выполнения изделия из папье-маше, особенности процесса изготовления изделия из папье-маше: подготовить бумагу, основу, нанести бумагу с помощью клейстера на основу, снять копию, загрунтовать копию, расписать по составленному эскизу, применение изделий из папье-маше.

Практические работы: изготовление тарелочки, игрушки по собственному замыслу.

6.  Новые направления в творчестве.

Квиллинг, киригами, коллаж, туннели, смешанные техники.

Практические работы: изготовление открыток в стиле поп-ап, объемных панно, туннелей, композиций в технике квиллинг.

7.  Итоговое занятие. 

Подведение итогов обучения. Подготовка выставки. Беседа: «Чему мы научились в объединении?»

Методическое обеспечение программы

В зависимости от поставленных задач педагог на занятиях использует разные методы обучения: беседа, рассказ, практическая работа, иллюстрации, дидактическая игра, игра по правилам, сказкотерапии. Для активизации познавательной деятельности детей используются метод эвристической беседы и проблемной ситуации. Особое место в проведении занятий занимает метод арттерапии. Формы проведения занятий: индивидуальные, групповые, коллективные; учебное занятие, конкурс.

К программе разработаны методические  рекомендации: 

  • по проведению занятий  в различных видах художественного творчества с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • по организации и содержанию  занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

К программе прилагаются:

  • пояснение к использованию метода арттерапии;
  • подборка игр: логических, на общение, тренинг мышечного расслабления;
  • конспекты занятий.

Педагогическая диагностика показателей уровня обученности и эмоционального состояния обучающихся проводится по разработанным критериям и методике.

Реализация программы осуществляется в соответствии с требованиями к  проведению учебных занятий в специально оборудованном кабинете.

Список литературы

  1. Аверинцев С. С., "Аналитическая психология" К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии, "Вопросы литературы", 1970, №3.
  2. Богатеева З.А., Чудесные поделки из бумаги. - Москва: Просвещение, 1990.
  3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.- Москва: Просвещение, 1995.
  4. Геронимус Т.М., Урок труда. Я все умею делать сам-2: учебная тетрадь.- Москва: АСТ-ПРЕСС, 1998.
  5. Гонеев А.Д., Лифинцева., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. - Москва: ACADEMA, 1999.
  6. Грабенко З.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  7. Корнеева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеем.- СПб.: Издательский Дом «Кристалл», 2001.
  8. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - Москва: Просвещение, 1990.
  9. Медведева Е.А., Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  10. Макарова О.С., Пономарева Л.М., Ященко Е.Н. Образовательная программа «Мир творчества». – Мурманск, 2008.
  11. Низамутдинова А.П. Коррекционно-развивающая программа "Тропинка к себе" для детей дошкольного возраста 4–5 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата.- М.: Издательский дом «Первое сентября»,   2003—2010.
  12. Ольшанский В.Б. Социология личности в России. – М., 1996.
  13. Пермякова О.А. Программа дополнительного образования детей детского объединения "Рукодельница". - festival@1september.ru
  14. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844).
  15. Романенкова Е.В. Выпускная квалификационная работа. Некоторые подходы  к формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с двигательными нарушениями. Московский государственный открытый  Педагогический университет имени Шолохова. Дефектологический факультет Кафедра олигофренопедагогики.  – М., 2003.
  16. Тихомирова Л.Ф., Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников.- Ярославль: Академия развития, 1999.
  17. Щеблыкин Н.К. Аппиликационные работы в начальных классах.- Москва: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Основы художественного мастерства"

Программа направлена на приобщение ребенка к миру пластического искусства, ознакомления его с разными видами и приемами лепки.Обращаю Ваше внимание на то, что я работаю с детьми оказавшимися в трудной...

Образовательная программа объединения "Художественная обработка материалов"

Автор:  учитель технологии БОУ "СОШ №77" города Омска  Миклашова Т.А.Тип образовательной программы: программа дополнительного образования, предназначенная для руководителей кружков  в о...

Образовательная программа кружка "Художественная вышивка"

Образовательная программа «Художественная вышивка» художественно-эстетической направленности ориентирована на создание оптимальных условий для развития личности ребёнка, развития мотивации воспитанник...

Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по художественной гимнастике

Художественная гимнастика - это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и в выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляция...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по художественно – эстетическому развитию несовершеннолетних «Мир фантазий»

Недостаточное развитие мелкой моторики рук – проблема практически для всех детей, находящихся в центре. Это во многом тормозит общий уровень их сенсорного развития, особенно мышления и речи, зат...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ "Развиваемся искусством от А до Я"

Актуальность данной программы  в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития спосо...

Образовательная программа студии художественного слова "Мастерская" "Художественное чтение.

Образовательная программа дополнительного образования "Художественное чтение". Базовый уровень, 1 год....