Образовательная программа по художественному творчеству "Солнышко"
рабочая программа на тему
Программа разработана для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: нарушением мышечного тонуса и ограничением произвольных движений, имеющих сохранный интеллект. Разработанная система занятий позволяет художественное творчество сделать доступным и интересным видом деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_solnyshko.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Откройте для детей удивительный мир творчества и его целительная сила коснется каждого… |
Программа по художественному творчеству «Солнышко» предназначена для особой категории детей – детей с ограниченными возможностями. Речь идет не просто о детях-инвалидах, которые обучаются в общеобразовательной школе и могут свободно посещать детские объединения по интересам, а о детях с такими нарушениями здоровья, где характер и степень выраженности дефекта затрудняет их самостоятельное передвижение, а порой делает его невозможным. К этой категории относятся дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, основной контингент которой составляют дети, страдающие церебральным параличом (ДЦП). При этом заболевании в первую очередь поражаются двигательные зоны головного мозга, а также происходит задержка и нарушение его созревания в целом. Поэтому у детей, страдающих ДЦП, встречаются самые разнообразные нарушения: двигательные, интеллектуальные, речевые, расстройства других высших корковых функций. Ограничение произвольных движений, нарушение мышечного тонуса, появление насильственных движений (гиперкинезов) сильно ограничивает возможность детей выполнять простейшие трудовые действия (вырезать, наклеивать, лепить, выполнять конструкторско-сборочные действия и др.). Обучение детей с ограниченными возможностями по неспециализированным программам невозможно или становится довольно сложным процессом, вследствие чего интерес детей быстро теряется. В связи с этим возникла необходимость создания специальной программы, которая помогла бы сделать художественное творчество доступным видом деятельности для детей с такими нарушениями здоровья. Овладевая простыми практическими умениями, дети учатся выражать свои чувства и эмоции с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов, открывают для себя мир творчества, и таким образом, приобретают свою неповторимость и значимость, что способствует повышению адаптивности ребенка в постоянно меняющемся мире. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важен сам процесс творчества и особенности внутреннего мира ребенка.
Основные виды деятельности, предусмотренные в программе – лепка, аппликация, рисование, конструирование из бросового и природного материалов, новые направления в творчестве.
По направлению деятельности: художественное творчество.
По целевой направленности: социально-педагогическая.
Цель дополнительной образовательной программы:
- оказание детям с ограниченными возможностями педагогической и социальной помощи: обеспечение максимально полной социальной адаптации, активизации творческого потенциала и самореализации личности через средства художественного творчества.
Основные задачи:
Образовательные:
- расширять знания и представления об окружающем мире, закреплять и систематизировать общеобразовательные знания и умения;
- знакомить детей с определенными понятиями и терминами, необходимых в процессе художественной деятельности;
- развивать навыки работы в художественном творчестве: лепка, аппликация, рисование, конструирование;
Развивающие:
- развивать творческое мышление;
- развивать игровую деятельность;
- развивать речевое общение с окружающими;
- развивать сенсорные функции: развитие кинестетического восприятия и стереогноза;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- воспитывать положительное эмоциональное отношение к художественному творчеству и его результатам;
- воспитывать позитивное отношение к жизни, обществу, семье, обучению и труду.
Специальные:
- способствовать самореализации и самоопределению личности ребенка с ограниченными возможностями;
- снизить эмоциональное напряжение;
- способствовать коррекции мелкой моторики рук и пальцев;
- улучшить детско-родительские отношения.
Программа рассчитана на один год обучения. Содержание программы можно наполнить другими занятиями в соответствии с темами разделов и количеством отведенных на них часов, и таким образом, программу можно реализовывать циклами – ежегодно.
Занятия проводятся два раза в неделю. Общая продолжительность одного занятия составляет 2,5 часа.
Программа предназначена для детей со следующими нарушениями здоровья:
ДЦП в различной степени выраженности двигательного нарушения: легкая, средняя, тяжелая, имеющие сохранный интеллект. Группа может содержать разновозрастный состав детей от 7-18 лет в количестве 6-8 человек.
Ожидаемые результаты
В результате обучения в объединении в течение полного учебного года по программе предполагается, что обучающиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями:
Предметными знаниями:
- в области геометрии: простейшие геометрические фигуры, геометрические тела;
- в области композиции, формообразования, цветоведения;
- в области материаловедения: бумага, картон, ткань, пластичный материал, природный и бросовый материал;
- о видах и способах аппликации, понятием шаблона, половиной шаблона, трафарета;
- о свойствах и возможностях использования пластичных материалов: пластилин, соленое тесто, глина;
- о технологических операциях: разметка, резание, сборка, видами отделки изделия;
- о видах художественного творчества: оригами, аппликация, квиллинг, киригами, папье-маше, объемное конструирование, коллаж.);
- о простейших инструментах и их назначении.
Предметными умениями:
- приемам работы с бумагой: складывание, сгибание, гофрирование, склеивание, разрывание;
- составлять предметы из готовых плоских форм по образцу или по собственному замыслу, оформлять изделие;
- пользоваться шаблоном, половиной шаблона, трафаретом;
- производить сборку изделия с помощью ниток, клея, проволоки;
- лепить простые формы знакомых образов, изготавливать барельеф по образцу или собственному замыслу;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие).
.Специальными умениями:
- использовать знания и умения, полученные на занятиях, для воплощения собственного замысла в рисунках, бумажных объемных и плоскостных композициях, лепке;
- вступать в беседу и обсуждать на занятии выполненные работы; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- играть в игры по правилам, подчинять свое поведение правилам игры, уметь находить контакт с детьми и взрослыми.
Формой подведения итогов реализации образовательной программы является оценка уровня обученности и оценка эмоционального состояния ребенка, по разработанным критериям, а также итоговая выставка работ учащихся, которая может проводиться внутри учреждения, на городском или областном уровне.
Учебно-тематический план
Номер | Наименование и содержание темы | Количество часов | Количество | ||
теория | практика | ВСЕГО | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 | 1 |
2. | Аппликация | 11 | 21 | 32 | 16 |
3. | Художественное конструирование | 16 | 44 | 60 | 30 |
4. | Лепка | 6 | 8 | 14 | 7 |
5. | Папье-маше | 3 | 9 | 12 | 6 |
6. | Новые направления в творчестве | 6 | 16 | 22 | 11 |
8. | Итоговое занятие | 2 | 2 | 1 | |
ИТОГО: | 36 | 108 | 144 | 72 |
Программное содержание
- Вводное занятие.
Знакомство с детским объединением. Знакомство детей друг с другом, педагогом.
Игра: «Устная анкета»
Правила ТБ. Показ образцов поделок.
Практическая работа: «Портрет».
- Аппликация.
Понятие аппликации. Свойства бумаги, приемы обработки. Содержание аппликации: предметная, сюжетная, орнаментальная. Виды аппликации: плоская, объемная. Техника выполнения: вырезание, разрывание, сминание. Понятие о контуре, силуэте. Понятие колорита. Систематизация знаний о геометрических фигурах. Понятие трафарета, шаблона, правила пользования ими.
Беседы: «Бумага как художественный материал»; «Краски осени», «Воспоминание о лете».
Практическая работы: разметка по шаблону и вырезание различных фигур для составления аппликаций: «листопад», «черепашки и змейки», «попугайчики», «зебра и жираф», «летний сюжет», поздравительные открытки, бумажный конструктор, «дерево», натюрморт, гирлянда, изготовление рамок для картинок, коврик.
- Художественное конструирование.
Понятия о простейших геометрических телах: конус, цилиндр, параллелепипед, пирамида. Техника складывания листа бумаги: пополам, «гармошкой», отгибать углы. Работа с бросовым материалом, моделирование форм, составление композиций.
Практические работы: изготовление бабочки из полосок бумаги и сложенной гармошкой, вертушки, коробочки для подарка, фонарика, цепочки, композиции «осенний букет», украшение елочки на конусе.
- Лепка.
Понятие «пластичный материал». Виды пластичных материалов. Свойства пластичных материалов. Способы применения пластилина в художественном творчестве. Лепка, барельеф, аппликация из пластилина. Соленое тесто. Лепка из соленого теста, вырезание фигур с помощью специальных форм методом выдавливания, разминать пластилин, придавать форму знакомых предметов и образов, рисовать черточки, полоски заостренной палочкой и придавать выпуклость изображению на пластилиновой основе. Составление сюжетных композиций из нескольких форм. Оформление композиции.
Практически работы: животные: «барашек», «птица», «улитка»; барельеф: «печенье», «рыбка», соленое тесто: фигурки, композиции.
5. Папье-маше.
Понятие папье-маше. Этапы изготовления. Материалы, используемые для выполнения изделия из папье-маше, особенности процесса изготовления изделия из папье-маше: подготовить бумагу, основу, нанести бумагу с помощью клейстера на основу, снять копию, загрунтовать копию, расписать по составленному эскизу, применение изделий из папье-маше.
Практические работы: изготовление тарелочки, игрушки по собственному замыслу.
6. Новые направления в творчестве.
Квиллинг, киригами, коллаж, туннели, смешанные техники.
Практические работы: изготовление открыток в стиле поп-ап, объемных панно, туннелей, композиций в технике квиллинг.
7. Итоговое занятие.
Подведение итогов обучения. Подготовка выставки. Беседа: «Чему мы научились в объединении?»
Методическое обеспечение программы
В зависимости от поставленных задач педагог на занятиях использует разные методы обучения: беседа, рассказ, практическая работа, иллюстрации, дидактическая игра, игра по правилам, сказкотерапии. Для активизации познавательной деятельности детей используются метод эвристической беседы и проблемной ситуации. Особое место в проведении занятий занимает метод арттерапии. Формы проведения занятий: индивидуальные, групповые, коллективные; учебное занятие, конкурс.
К программе разработаны методические рекомендации:
- по проведению занятий в различных видах художественного творчества с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- по организации и содержанию занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
К программе прилагаются:
- пояснение к использованию метода арттерапии;
- подборка игр: логических, на общение, тренинг мышечного расслабления;
- конспекты занятий.
Педагогическая диагностика показателей уровня обученности и эмоционального состояния обучающихся проводится по разработанным критериям и методике.
Реализация программы осуществляется в соответствии с требованиями к проведению учебных занятий в специально оборудованном кабинете.
Список литературы
- Аверинцев С. С., "Аналитическая психология" К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии, "Вопросы литературы", 1970, №3.
- Богатеева З.А., Чудесные поделки из бумаги. - Москва: Просвещение, 1990.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.- Москва: Просвещение, 1995.
- Геронимус Т.М., Урок труда. Я все умею делать сам-2: учебная тетрадь.- Москва: АСТ-ПРЕСС, 1998.
- Гонеев А.Д., Лифинцева., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. - Москва: ACADEMA, 1999.
- Грабенко З.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
- Корнеева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеем.- СПб.: Издательский Дом «Кристалл», 2001.
- Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - Москва: Просвещение, 1990.
- Медведева Е.А., Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Макарова О.С., Пономарева Л.М., Ященко Е.Н. Образовательная программа «Мир творчества». – Мурманск, 2008.
- Низамутдинова А.П. Коррекционно-развивающая программа "Тропинка к себе" для детей дошкольного возраста 4–5 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата.- М.: Издательский дом «Первое сентября», 2003—2010.
- Ольшанский В.Б. Социология личности в России. – М., 1996.
- Пермякова О.А. Программа дополнительного образования детей детского объединения "Рукодельница". - festival@1september.ru
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844).
- Романенкова Е.В. Выпускная квалификационная работа. Некоторые подходы к формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с двигательными нарушениями. Московский государственный открытый Педагогический университет имени Шолохова. Дефектологический факультет Кафедра олигофренопедагогики. – М., 2003.
- Тихомирова Л.Ф., Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников.- Ярославль: Академия развития, 1999.
- Щеблыкин Н.К. Аппиликационные работы в начальных классах.- Москва: Просвещение, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Основы художественного мастерства"
Программа направлена на приобщение ребенка к миру пластического искусства, ознакомления его с разными видами и приемами лепки.Обращаю Ваше внимание на то, что я работаю с детьми оказавшимися в трудной...
Образовательная программа объединения "Художественная обработка материалов"
Автор: учитель технологии БОУ "СОШ №77" города Омска Миклашова Т.А.Тип образовательной программы: программа дополнительного образования, предназначенная для руководителей кружков в о...
Образовательная программа кружка "Художественная вышивка"
Образовательная программа «Художественная вышивка» художественно-эстетической направленности ориентирована на создание оптимальных условий для развития личности ребёнка, развития мотивации воспитанник...
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по художественной гимнастике
Художественная гимнастика - это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и в выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляция...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по художественно – эстетическому развитию несовершеннолетних «Мир фантазий»
Недостаточное развитие мелкой моторики рук – проблема практически для всех детей, находящихся в центре. Это во многом тормозит общий уровень их сенсорного развития, особенно мышления и речи, зат...
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ "Развиваемся искусством от А до Я"
Актуальность данной программы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития спосо...
Образовательная программа студии художественного слова "Мастерская" "Художественное чтение.
Образовательная программа дополнительного образования "Художественное чтение". Базовый уровень, 1 год....