Управление командой
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_komandoy.docx | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление командой непосредственно по ходу напряженного матча это синтез науки, искусства, интуиции, помноженной на опыт тренера и контакт с игроками. Этот вид управления требует от тренера максимальной концентрации внимания и быстрого, гибкого реагирования на складывающуюся ситуацию для своевременного принятия оптимального регулирующего воздействия.
Игровые ситуации весьма многообразны, однако они поддаются типизации по группам. В тоже время типичность игровых ситуаций в баскетболе всегда относительна, так как в них участвуют их игроки и их соперники, имеющие индивидуальные и групповые различия. Поэтому каждая типовая ситуация в матче требует по существу самостоятельного нешаблонного решения
Единоборства в нападении и защите
В различных вариантах единоборств один из наших игроков (лидер) имеет определённые преимущества над опекающим его защитником, выступает с подъёмом, эффективно.
- Создавать наиболее благоприятные условия для единоборства, повысив динамизм передвижений партнеров, не допуская подстраховки;
- Чаще адресовать лидеру мячи;
- Использовать преимущественно взаимодействия типа наведения, пересечения, скрестные выходы с освобождением места для атаки кольца;
- Поддерживать атакующие действия (бросок, проход) мощной борьбой за отскок и выходом на голевую передачу;
- Быть готовым к корректировке игровых действий, если соперник нашёл противодействие лидеру.
Высокорослый техничный центровой соперника обыгрывает нашего защитника у шита.
- Активно бороться с ним за позицию, не давая врываться в трапецию области штрафного броска;
- Плотно опекать спереди с обязательной подстраховкой перекидки (навесной передачи через защитника) соперника с мячом;
- Принять гибкую зонную защиту 2-3 с концентрацией вокруг центрового (особенно в момент получения им мяча), закрывая прежде всего бросок и проход в сильную сторону,
Техничный центровой соперника обыгрывает из полукруга области штрафного броска
Воздействие Тренера
- Поручить опекать его высокорослому быстрому крайнему нападающему, который сможет резко выходить из-за спины на перехват мяча;
- Принять зонную защиту 1-3-1.
Дефицит времени и напряженность в счёте
При опеке складывающихся игровых ситуаций данной группы и выборе управляющих воздействий тренер на каждый текущий момент должен иметь четкое представление и составить определенное мнение о:
- физическом и психическом состоянии команд и их ведущих игроков;
- наличие в составе команд лидера атаки, снайпера, разыгрывающего,
- высокорослого игрока, относительно несильных игроков глубокого резерва;
- положение с персональными ошибками;
- надежности и точности игрока своей команды, который получил право на выполнение штрафных бросков.
Игровая ситуация:
Команда за 4-5 мин. до конца матча ведет в счёте 8-10 очков, соперник продолжает использовать концентрированную защиту, надеясь на неблагоприятное положение нашей команды с составом на площадке и персональными ошибками.
Воздействие Тренера:
- Не переходить на удержание мяча, не терять инициативы, активизировать быстрый прорыв без особого риска.
- Разделить 24 секундное владение мячом как бы на две части:
неторопливое держание мяча в течение 10 - 12 секунд и быстрый, агрессивный розыгрыш мяча, завершающийся острой атакой корзины, проходом или через центрового за 3 - 4 секунды до конца владения мячом.
Игровая ситуация:
Команда ведет в счёте 1-3 очка в конце матча, имеет преимущество в росте при розыгрыше спорного мяча и удержания его.
Воздействие Тренера:
- Использовать комбинацию с отбрасыванием мяча далеко назад отбежавшему разыгрывающему для верного овладения мячом и удержания его;
- Перебросить мяч со спорного высокорослому центровому игроку, поставив его с поднятыми руками вперед.
Тактическая сложность
Игровая Ситуация
Соперник хорошо владеет быстрым прорывом, эффективно и часто его применяет, играет по принципу “беги-бросай”.
- Сбивать темп игры, стремясь навязывать сопернику позиционную .вязкую игру;
- Обеспечить страховку тыла команды минимум двумя игроками в том числе высокорослым, трое остальных быстро отходят назад;
- Всеми средствами препятствовать первой передаче мяча в отрыв (даже ценой персональной ошибки);
- Стараться не пропускать дриблера по середине площадки.
Соперник большими силами решительно и эффективно, борется за отскок у нашего щита.
- Четко образовывать “треугольник отскока " у своего шита;
- Тщательно страховать средний отскок ;
- В случае нашего подбора мяча немедленно наказывать противника быстрым прорывом;
- Блокировать наиболее опасных соперников вдали от нашего щита, не давая им набрать скорости;
- Ввести в игру высокорослых игроков, более эффективно борющихся за отскок.
Психическая сложность
Игровая Ситуация
После периода равномерного, благополучного хода игры команды - вдруг ошибки, промахи, неудачи, соперник быстро уходит вперед (или быстро догоняет ) в счёте.
Воздействие Тренера
- Реагировать быстро и решительно
- Взять минутный перерыв, провести необходимые замены (в том числе и лидеров)
- Внести коррективы в системы нападения и зашиты;
- Переключится на новые, противоположные системы, защиты и нападения;
Игровая Ситуация
Команда не настроилась на игру с более слабым соперником и начала матч неудачно.
Воздействие Тренера
- Сменить состав команды;
- Перейти к жесткому прессингу по всей площадке;
- Сделать ведущим игрокам ряд острых, мобилизующих замечаний;
- Тренеру проявить излишнюю эмоциональную активность
Игровая Ситуация
Команда излишне нервничает в ответственной встрече с сильным соперником
Воздействие Тренера
- Тренеру всем своим видом показывать уверенность в достижении победы;
- Потребовать смелого выполнения быстрого отрыва;
- Удлинить время в нападении;
- Конкретно показать слабые стороны соперника и сильные стороны нашей команды
- Активизировать защитные действия
Уровень подготовленности и состояния команды.
Игровая Ситуация
Пятерка соперников уступает нашей команде в росте, но явно превосходит в быстроте.
Воздействие Тренера
- Играть в нападении на центровых используя “перебросы” перпендикулярные заслоны;
- Наладить страховку тыла команды, по крайней мере, двумя игроками;
- Препятствовать проведению соперником быстрого прорыва, даже пеной персонального замечания;
- Отдать предпочтение зонной или смешанной защите.
Игровая Ситуация
Пятерка соперников превосходит нашу команду в росте, но явно уступает в быстроте.
Воздействие Тренера
- Стремится к быстрой, динамичной игре, используя постоянные передвижения и быстрые передачи с фланга на фланг;
- Отдать предпочтение прессингу и быстрому отрыву;
- Активно бороться за отскок с ходу;
- Менять системы защиты
Соперники явно уступают нашей команде в физической подготовленности.
- Навязывать быстрый темп игры, всячески избегать пауз, быстро вводить мяч в игру;
- Использовать активные системы защиты на 3/4 и по всей площадке;
- Систематически использовать эшелонированный быстрый прорыв с участием центровых и различные варианты прессинга;
- В позиционном нападении отдать предпочтение непродолжительным циклическим комбинациям и парным взаимодействиям с ходу;
- Мощно бороться за отскок у щита соперника тремя игроками;
Чаще менять игроков по ходу матча.
Особенности судейства, реакция зрителей, персональные ошибки.
Игровая Ситуация
Судьи, которые должны судить матч, неизвестны, или судят матч строго, придирчиво, либо нервозны в начале матча.
Воздействие Тренера
- Начать игру резервным составом;
- Не вводить сразу в игру игроков нервных, менее устойчивых, задиристых;
Игровая Ситуация
Шум зрителей во время игры, действует сбивающим образом, затрудняет передачу словесной информации от тренера к игрокам.
Воздействие Тренера
- Не стараться перекричать зрителей, а перейти на заранее оговоренный язык жестов;
- Игрокам во время пауз обязательно посмотреть на тренера;
- Перед выполнением штрафных бросков, всем игрокам собраться вокруг капитана для получения экспресс - информации (“time-aut” без тренера).
Игровая Ситуация:
Судьи сделали ряд ошибок в пользу соперника, у наших игроков возникли неуверенность, нервозность.
Воздействие Тренера:
- Остро не реагировать на эти ошибки вместе с игроками
- (они в подобной ситуации часто объясняют свои ошибки ошибками судей);
- Категорически не допускать , подавлять у игроков негативные реакции по отношению к судам;
- На короткое время заменить весь состав и дать ему успокоится, снять с игроков излишнее эмоциональное возбуждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление проектными командами педагогов как фактор развития образовательного учреждения
Одной из распространенных инновационных форм продуктивной и социально значимой деятельности, стимулирующей творческий поиск работника, становится проектная деятельность. В современных условиях м...
Управление командой
Метод рекомендации...
УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ
УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ...
УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ (методические рекомендации для тренеров-преподавателей игровых видов спорта)
УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ (методические рекомендации для тренеров-преподавателей игровых видов спорта)...
УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ
УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ...
Занятие 3. Лидер и его команда. Команда. Уровни развития команды.
Цель: Познакомить ребят с понятиями «Команда».Задачи:Познакомить ребят с понятиями «Команда», изучить уровни становления коллектива (команды).Научиться основам командообра...
Занятие 4. Лидер и его команда. Команда. Уровни развития команды.
Цель: Познакомить ребят с понятиями «Команда».Задачи:Познакомить ребят с понятиями «Команда», изучить уровни становления коллектива (команды).Научиться основам командообра...