Обобщение педагогического опыта: Музей - центр гражданской, духовной и культурной жизни детей и подростков
материал (9 класс) по теме
Описание создания школьного музея на примере музея Боевой и Трудовой Славы ЦДОД "Развитие" ГБОУ СОШ с. Алексеевка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vostrikov_vneshkolnik.zip | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Рубрика: Педагогический олимп.
Музей – центр гражданской, духовной и культурной жизни детей и подростков.
(Из опыта работы Вострикова Н.С. , педагога дополнительного образования ЦДОД «Развитие» ГБОУ СОШ с. Алексеевка)
Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи в современном российском обществе является одним из главных составляющих компонентов развития личности гражданина России.
Особая роль в формировании высоконравственных, морально-психологических и этических качеств у подрастающего поколения отведена дополнительному образованию детей.
Целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки детей и подростков к инициативному труду, укреплению ответственности за свой политический, нравственный, правовой выбор осуществляется через реализацию дополнительных общеобразовательных программ, организацию массовых мероприятий и проектов, участие в профильных сменах, конкурсных мероприятиях, работу школьных музеев.
С 1975 года в системе дополнительного образования муниципального района Алексеевский Самарской области функционирует военно-патриотический клуб «Поиск», руководит которым педагог дополнительного образования Востриков Николай Сергеевич. Благодаря личному вкладу Николая Сергеевича и плодотворной работе, которую он организовал с воспитанниками, создан музей Боевой и Трудовой славы. Историческое краеведение и поисковая работа – стали ведущими формами деятельности, направленными на патриотическое, духовно-нравственное воспитание и гражданское становление детей и подростков.
За время существования музею присвоены звания «Школьный музей» (свидетельство областной комиссии №4457, 1983 г.), «Отличный школьный музей» (свидетельство всероссийской комиссии № 450, 1990 г.). Обучающиеся клуба – участники и призеры всесоюзного слета юных туристов и краеведов, областной туристско-краеведческой экспедиции, призеры других смотров и конкурсов:
Дипломанты III, I, III степени на областных юношеских Головкинских чтениях (2012 г., 2013 г., 2014 г.);
Дипломанты III степени на Международных Славянских чтениях (2012 г.,2013 г.);
Дипломанты за активное участие во Всероссийском движении учащихся «Отечество» (2013 г.);
Дипломанты I , III степени в номинациях областной профильной смены поисковых отрядов и музейных объединений «Войти в историю губернии» (2013 г.).
Началом создания музея можно считать сбор группой воспитанников материала о земляках, павших в войне 1941-1945 гг., и проживающих ветеранах в поселке. Проведенная поисковая работа позволила собрать немало ценных материалов и сведений, подлинных документов, вещей, воспоминаний. Большое внимание было уделено выяснению исторической достоверности, определению их учебно-воспитательной значимости.
Для дальнейшей работы клуба был создан фондовый отдел, целью которого стало сохранение музейного фонда и привлечение учащихся к познавательной деятельности.
Организован Совет и экспозиционный отдел, призванные составлять и обсуждать тематический план будущих композиций. Так появились первые экспозиции: «О тех, кто не вернулся с войны, помните!», «Сталинградская битва», «Великая битва под Москвой», «Курская битва», «Штурм Кенигсберга», «Герой СССР Ваничкин И.Д.», «Герой СССР Ефременко И.С.», «Они освобождали Европу», «Штурм Берлина», «Штурм Рейхстага».
9 мая 1975 года состоялось торжественное открытие музея, на котором присутствовали ветераны Великой отечественной войны, родственники погибших, педагоги, учащиеся и просто жители поселка. Открытие музея позволило расширить возможности для дальнейшего исследования всех фондов в учебном процессе и внеурочной деятельности. Экскурсоводами проводились тематические, обзорные экскурсии для учащихся района, жителей. Музей стал центром патриотического воспитания для детей и подростков в районе.
На протяжении всего времени в музее продолжается работа поисковых групп. К 60-летию Победы Совет музея поставил задачу собрать материал о вдовах войны, об их детях и внуках, бывших учениках, участвовавших в локальных войнах за рубежом и в нашей стране. Собранный материал был оформлен в новые экспозиции: «Вдовы войны», «Бывшие ученики школы офицеры Вооруженных Сил МВД СССР и РФ», «Бывшие ученики участники локальных войн за рубежом и на территории СССР и РФ». Так была создана Книга памяти ветеранов поселка. В процессе работы клуба была восстановлена память о неизвестных или малоизвестных ветеранах.
С 2012 года поисковые группы работают над созданием экспозиций, отражающих деятельность организаций поселка. Появились новые экспозиции: «История больницы зерносовхоза «Батрак», «Детский сад зерносовхоза «Авангард».
Положительный опыт организации патриотического воспитания с детьми и подростками транслируется в педагогическом сообществе. Совместно с областным центром детского и юношеского туризма и краеведения, Самарским областным комитетом войны и военной службы организуются областные семинары для педагогов, в ходе которых проходят уроки мужества «Живое слово», экскурсии по музею. Ресурсы объединения и школьного музея широко используются в период каникулярной занятости детей и подростков, при организации тематических мероприятий, акций.
В 2013 г оду Николай Сергеевич занял 2 место в областном этапе Всероссийского конкурса методических пособий по патриотическому воспитанию обучающихся «Растим патриотов России». В своей работе, педагог описал опыт создания школьного музея и работу объединения «Поиск».
«Быть активным проводником всего самого светлого и лучшего, что я могу дать детям, а так как я патриот своей страны, то я хочу передать моим воспитанникам чувство любви к Отчизне через познание исторического прошлого родного края», - жизненный постулат Николая Сергеевича.
Свое педагогическое мастерство и опыт педагог представил на X областном конкурсе педагогического мастерства работников дополнительного образования детей Самарской области «Сердце отдаю детям» и успешно занял 2 место в номинации «Туристско-краеведческая направленность».
За многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в дело патриотического воспитания подрастающего поколения Николай Сергеевич награжден Дипломом Самарской Губернской Думы, Почетной грамотой Министерства образования и науки Самарской области.
Николай Сергеевич - талантливый, увлеченный, творческий педагог, постоянно находящийся в поиске нового.
Г.В. Лопатина
Руководитель структурного подразделения дополнительного образования детей – центра дополнительного образования детей «Развитие» ГБОУ СОШ с. Алексеевка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:Использование технологии д.м.н. В.Ф.Базарного «Сенсорное раскрепощение и здоровое развитие» в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями.
«Здоровье - категория педагогическая»В.Ф. БазарныйЗдоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение ...
Обобщение педагогического опыта. Творчество есть форма жизни.
В академическом подходе к обучению уроки технологии, безусловно, дают детям полезные навыки, которые позволяют им чувствовать себя более уверенно на каждом этапе обучения, но, к сожалению, часто это у...
Обобщение педагогического опыта. Творчество есть форма жизни.
В академическом подходе к обучению уроки технологии, безусловно, дают детям полезные навыки, которые позволяют им чувствовать себя более уверенно на каждом этапе обучения, но, к сожалению, часто это у...
Базовая модель обобщения педагогического опыта учителя по теме "Дидактическая игра как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья"
Развитие и коррекция интеллектуальной и личностной сфер воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики посредствам дидактической игры....
Проект Школьный музей – центр гражданско – патриотического воспитания школьников
Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приум...
Обобщение педагогического опыта «Пальчиковые игры, как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Выбор темы исследования, посвященного проблеме развития речи у детей младшего дошкольного возраста возник не случайно. Длительный срок работы с детьми в дополнительном образовании по...
Обобщение педагогического опыта по теме "Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста посредством технологии посткроссинг"
Целью педагогического опыта является создание системы по формированию основ целостного мировоззрения детей 4-7 лет посредством технологии посткроссинг....