Набор методических нагдядных пособий по музыке и авторской песне
учебно-методическое пособие по теме

Валеева Юлия Леонидовна

Небольшой набор готовых методических пособий, с помощью которых можно оформить стенд по музыке, обучению игре на гитаре или инфрмацию по авторской песне. Пособия можно также использовать как наглядный материал на уроке.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Кто такие барды?

               Почему людей, поющих собственные песни под гитару, часто называют именно бардами, а не иначе? Английское слово bard — кельтского происхождения. Барды — это древние певцы-сказители у кельтских племен, проживавших когда-то на территории сегодняшних Ирландии и Шотландии.D:\Моя\Pictures\f_9488672.jpg

         Ирландские барды могли быть и придворными, и бродячими певцами. Аккомпанировали они сами себе на струнном смычковом инструменте — кроте. Инструмент этот с тремя или шестью струнами чем-то похож на маленькую лиру или русские гусли. Но если гусли всегда лежат горизонтально, часто на коленях, то кроту держали вертикально, оперев инструмент на одно колено, или же у плеча, водя смычком по струнам. Барды пели различные песни: героические песни-баллады, религиозные, боевые, лирические и сатирические.

         Но не всегда барды были обыкновенными бродячими песенными сказителями. Такими они стали со временем. А когда-то барды, евбаги и друиды составляли три ступени духовной власти у кельтских племен. Высшая власть у кельтов принадлежала друидам. Друиды были главными духовными руководителями и учителями мудрости кельтов. Служители кельтских богов — евбаги. Они выполняли обряды, приносили жертвы, занимались гаданием и иногда исполняли обязанности судей.

         И третьим звеном были барды — мудрые поэты-певцы, рыцари правды и добра, вдохновлявшие воинов на великие подвиги и провозглашавшие мир и любовь.



Предварительный просмотр:

Средства музыкальной выразительности

Темп  (от итальянского tempo – «время») – это степень скорости исполнения и характер движения музыкального произведения.

Наиболее употребляемые обозначения темпа

Итальянское обозначение

Русская транскрипция

Значение

Largo

Ларго

Очень медленно

Adagio

Адажио

Медленно

Andante

Анданте

Плавно, спокойно

Allegro

Аллегро

Быстро

Presto

Престо

Очень быстро

Ritenuto сокращенно (rit.)

Ритенуто

Замедляя

Accelerando

Аччелерандо

Ускоряя

A tempo

А темпо

В прежнем темпе

Tempo I

Темпо примо

В первоначальном темпе

Средства музыкальной выразительности

Динамика (от греческого dinamikos –  «силовой») - в музыке это все, что касается силы (громкости) музыкального звучания.

Условные обозначения динамических оттенков, их произношение и значение.

p (пиано) – тихо, слабо

p p (пианиссимо) – очень тихо

f (форте) -громко

f f  (фортиссимо) - очень громко

mp (меццо-пиано) – не очень тихо

mf (меццо-форте) – не очень громко

sf (сфорцандо) – акцентируя, выделяя с силой

           (крещендо) – увеличивая силу звучания или cresc.

          (диминуэндо) – уменьшая силу звучания или dim.



Предварительный просмотр:

Средства музыкальной выразительности

это те средства выразительности, благодаря которым исполнитель может передавать свои чувства и образы через звук, через игру на инструменте.

Мелодия. Она является основой всякого произведения. Мелодия может быть разной - плавной и скачкообразной, отрывистой. Это зависит от другого выразительного средства музыки - ритма.

Ритм - это чередование коротких и длинных звуков. Ритм является сильнейшим выразительным средством. Он в очень значительной степени влияет   на  тот   или   иной   характер музыки.   Плавный  ритм  придает произведению плавность, мягкость. Прерывистый ритм, основанный на чередовании коротких звуков с еще более короткими, создает ощущение тревоги, взволнованности. Неторопливо-однообразный ритм связывается в нашем воображении со спокойным, размеренным движением и т. д.

Тембр окраска звучания инструмента. У каждого голоса или музыкального инструмента свой неповторимый тембр. По тембрам отличают звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные или на разных инструментах, разными голосами, или на одном инструменте разными способами, штрихами.



Предварительный просмотр:

Альтерация. Знаки альтерации.

полутон + полутон = тонC:\Users\Юлия\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Безымянный.jpg

   

-  «диез» - повышает звук на пол тона.                                  - «бемоль» - понижает звук на пол тона.

                                               - «бекар» –    отменяет действие любого знака альтерации

Обозначение звуков по буквенной системе

C  цэ - до

D – дэ - ре

E –  е  - ми

F – эф  - фа

G  жэ - соль

A   а  -  ля

         H – аш - си

  B -  бэ  – си-бемоль

Буквенное обозначение аккордов

m – минор

Am – ля минор

A –  ля мажор

B – си-бемоль мажор

F#m – фа-диез минор

E   - ми-бемоль мажор





Предварительный просмотр:

История гитары

      Тар (иранская лютня) — один из        предшественников гитары. Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся к III тысячелетию до н. э.     Тар (иранская лютня) — один из предшественников гитары

   

      Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В древней Греции был популярен инструмент кифара, в Испании виуэла, в Италии виола.

Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным — из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленный из цельного куска дерева. В III-IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань) и юэцинь, у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI в. Позже, в XV — XVI в.в. появился инструмент виуэла, также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.

История гитары

     Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырехструнный» ( ситар — семиструнный). Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.

В XV веке получает распространение изобретенная в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами. Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце XVIII — начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз Мауро Джулиани.

В России в конце XVIII начале XIX веков, становится популярным семиструнный вариант испанской гитары, во многом благодаря деятельности жившего в то время талантливого композитора и гитариста-виртуоза Андрея Сихры, написавшего более тысячи произведений для этого инструмента, получившего название «русская гитара».



Предварительный просмотр:

Об авторской песне

      Авторская песня (АП) и бардовская. Это отнюдь не одно и тоже. Во всяком случае, в нынешнее время. Авторская песня - это такая песня, в которой один человек сочетает в себе автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. При этом отличительной чертой жанра является текстоцентричность (текст выступает центром песни). Следуя этому определению, бардовская песня - это всего лишь частный случай авторской песни, одно из ее направлений. Это только часть большого целого.     

     В рамках жанра АП на сегодняшний день сложилось несколько устойчивых традиций. Это непосредственно бардовская ветвь, ветвь русского рока и, пожалуй, с некоторыми оговорками, ветвь русского шансона (или говоря более точно – блатной песни). У всех трёх ветвей существует некое общее основание - единство авторства и текстоцентричность, но при этом тематически, мировоззренчески, мелодически, поэтически песни существенно различаются.

       Есть ещё одно понятие, которое идет рука об руку с авторской песней – самодеятельная песня (их частенько уравнивают). То есть песня, написанная не профессионалом.

Из статьи Ничипорова Ильи Борисовича

преподавателя филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,

 кандидата филологических наук



Предварительный просмотр:

Основные аккорды для начинающих

     -место прижатия струны,        -звучит не прижатая струна,        - струна не звучит                             

Тональность

Ля минор

 

                                               

                                                Am                         Dm                      E

Тональность

Ми минор

                                 

                                                Em                      Am                       H7      

Тональность

Ре минор

                                                 Dm                      Gm                       A7

Тональность

До мажор

                                                  С                         F                          G7

Тональность

Соль мажор

                     

                                                 G                           C                         D7    

Тональность

Ре мажор

 

                                                 

                                                  Dm                       G                         A7                              

                                                                                           

Тональность

Ля мажор

                                                    A                         D                         E7    

                   

Тональность

Ми мажор

                                                    E                         A                         H7

Аккорды с применением приема «баррэ»

Римская цифра указывает на номер лада, на котором находится указательный палец. Скобка обозначает «баррэ».

Аккорды  Фа

                                                      F                              Fm                            F7

       

Аккорды До    

                                                             C                              Cm                          C7

                 

Аккорды Соль        

                                                            G                             Gm                          G7  

Аккорды Си-бемоль

   

                                               

                                                             B                            Bm                           B7                                            

  Аккорды Си      

                                                             H                            Hm                           H7          

Уменьшенные аккорды (каждый аккорд имеет четыре названия – выбирайте!)

                                               (E  o)(Ao)(Co)(F#o)  (Eo)(Go)(Bo)(C#)   (Fo)(Bo)(Do)(A  o)

 

Уменьшенные аккорды

с приемом «баррэ»

                                                                                 

                                               (Bo)(Do)(Fo)(A   o)  (Ao)(E   o)(Co)(F#)   (Eo)(Go)(Bo)(C#o)

Упражнения с аккордами на гитаре

Повторяйте эти каждые три аккорда туда и обратно (Am-Am6-Am7-Am6-Am…) по многу раз и слушайте, как окраска основного аккорда меняется. Каждый аккорд играйте по два раза.

Ля минорные

аккорды

 

                                                      Am                    Am6                    Am7        

Ми минорные аккорды

        

                                                      Em                      Em6                   Em7

Ре минорные аккорды

                           

                                                       Dm                     Dm7                    Dm6                              

 До мажорные аккорды      

                                                        C                         C7+                    C7

                                               

     Соль мажорные аккорды

                                                        G                        G7+                      G6

Ре мажорные аккорды

                                                        D                         D7+                     D7

Ля мажорные аккорды

                                                         A                        A6                       A7

Ми мажорные аккорды

                                                          E                      E7                        E7



Предварительный просмотр:

Кроссворд

По горизонтали:

  1. Верхняя или нижняя поверхность корпуса гитары.
  2. Часть гитары, вдоль которой натянуты струны.
  3. Пластина на корпусе гитары для закрепления струн.
  4. Металлическая пластинка, врезаемая в гриф гитары.
  5. Художественное оформление круглого отверстия в корпусе гитары.
  6. Боковая поверхность корпуса гитары.
  7. Расстояние между двумя порожками на грифе гитары.

По вертикали:

  1.  «Оркестр в миниатюре».
  1. Упругая нить из металла или нейлона, натягиваема на         гитару.
  2. Узкая деревянная пластинка, упрочняющая корпус гитары.
  3. Тонкая пластинка для извлечения звука на электрогитаре.
  4. Устройство для усиления или ослабления натяжения струн.
  5. Часть грифа с механизмом для настройки гитары.
  6. Круглое отверстие в корпусе гитары.



Предварительный просмотр:

КРОССВОРД

13

12

 

10

 

 

1

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

9

2

 

 

 

11

 

 

8

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Кто такие барды  ?

         Почему людей, поющих собственные песни под гитару, часто называют именно бардами, а не иначе? Английское слово bard — кельтского происхождения. Барды — это древние певцы-сказители у кельтских племен, проживавших когда-то на территории сегодняшних Ирландии и Шотландии.

      Ирландские барды могли быть и придворными, и бродячими певцами. Аккомпанировали они сами себе на струнном смычковом инструменте — кроте. Инструмент этот с тремя или шестью струнами чем-то похож на маленькую лиру или русские гусли. Но если гусли всегда лежат горизонтально, часто на коленях, то кроту держали вертикально, оперев инструмент на одно колено, или же у плеча, водя смычком по струнам. Барды пели различные песни: героические песни-баллады, религиозные, боевые, лирические и сатирические.

      Но не всегда барды были обыкновенными бродячими песенными сказителями. Такими они стали со временем. А когда-то барды, евбаги и друиды составляли три ступени духовной власти у кельтских племен. Высшая власть у кельтов принадлежала друидам. Друиды были главными духовными руководителями и учителями мудрости кельтов. Служители кельтских богов — евбаги. Они выполняли обряды, приносили жертвы, занимались гаданием и иногда исполняли обязанности судей.

      И третьим звеном были барды — мудрые поэты-певцы, глашатаи истины, рыцари правды и добра, вдохновлявшие воинов на великие подвиги и провозглашавшие мир и любовь. Проще говоря, барды пропагандировали учение друидов, были посредниками между жрецами-друидами и народом. Роль этих певцов была огромна, как и уважение, которым они пользовались. Многие из кельтских вождей и королей с гордостью носили почетное звание «бард». Существует предание о том, как враждующие станы, готовые к сражению, при звуке лиры-кроты именитого барда складывали оружие и, прослушав песню, из врагов превращались в друзей.

      Часто певец-бард состоял в свите вождя или на службе у короля, но со временем барды все более становились независимыми профессиональными музыкантами и сказителями, они могли странствовать от двора ко двору, следуя туда, где их лучше принимали.

      Сегодня на гербе Ирландии красуется музыкальный инструмент арфа — как знак уважения к великому искусству древних и мудрых сказителей-певцов — бардов.

     В разных странах бардов называли по-разному, во Франции это были трубадуры -  в 11-13 веках - провансальские поэты-певцы, авторы песен. Трубадуры были светскими феодалами, рыцарями, а также горожанами.

Лирика трубадуров отличалась изысканностью, сложностью стиха и музыкальностью. Часто у трубадура служил менестрель, аккомпанировавший ему на музыкальном инструменте.

Миннезингеры — немецкие лирические поэты-певцы, воспевавшие рыцарскую любовь, любовь к Даме, служение Богу, крестовые походы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам музыки по авторской песне

Авторская песня широко изучается на уроках музыки в разных параллелях. данную презентацию можно использовать как полностью, так и частично в разных классах. данная презентация может быть полезной и уч...

Вечер авторской песни «Наполним музыкой сердца»

Внеурочное мероприятие знакомит учащихся с творчеством бардов как одним из направлений отечественной культуры -  авторская песня....

классный час "Авторская песня, или бардовская музыка"

Классный час "Авторская песня, или бардовская музыка" разработан для учащихся 7 классов общеобразовательных школ. Цель -  познакомить детей  с песенным жанром, возникшим в середине XX в...

урок музыки в 8 классе "Бардовская (авторская) песня" и презентация "Высоцкому посвящяется"

Урок посвящён творчеству известных авторов бардовских песен. Особое внимание уделяется Владимиру Высоцкому. Презентация знакомит с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого. Очень хорошо проводить этот...

Презентация к открытому уроку по музыке 6 класс "Как здорово,что все мы здесь сегодня собрались.Авторская песня."

История авторской песни от Баяна до наших дней. Фотографии,тексты песен выдающихся российских бардов: Б.Окуджавы, В.Высоцкого, О.Митяева,  А.Якушевой, Ю Визбора , А.Дольского, Ю.Кима и др. Репрод...

Учебное пособие по литературе "Авторская песня; содержательность, искренность, внимание к личности"

Учебное пособие по литературе содержит задания, упражнения и материалы, которые нацелены на изучение стилистических особенностей,     выразительных средств стихотворного текста, включен...

Разработки уроков музыки в 6 и 7 классах "Авторская песня" и "Религиозная и светская музыка"

Разработки уроков музыки в 6 и 7 классах "Авторская песня" и "Религиозная и светская музыка"...