Применение комплексной методики музыкально-певческого воспитания Д.Е.Огороднова для развития музыкальных возможностей учащихся ДМШ и ДШИ.
учебно-методический материал на тему
В работе представлены некоторые методы, упражнения и приёмы, используемые в работе со слабоинтонирующими детьми. Их применение может помочь преподавателям хора и сольфеджио развивать певческие возможности учеников.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Применение методики комплексного
музыкально - певческого воспитания Д.Е.Огороднова
для развития музыкальных возможностей учащихся ДМШ и ДШИ.
Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
МОУ ДОД ДМШ № 9
Горбунова О.В.
г. Волгоград
2014 г.
Вступление.
Одной из задач, которые решает предмет сольфеджио в музыкальных школах, является воспитание точного, «чистого» интонирования во время исполнения голосом гамм, интервалов, аккордов и их последовательностей, сольфеджирования мелодий и других упражнений. Все преподаватели сольфеджио и хора имели счастье работать с детьми с природной точностью интонирования, но, пожалуй, чаще приходится развивать это умение, сталкиваясь с фальшью, криком в пении, а то и просто с учеником никак не интонирующим, т.н. «гудошником».
Наверное, иногда встречается врожденная «немузыкальность», но мне не приходилось сталкиваться с подобным (всё-таки в музыкальную школу даже в трудные годы существовал какой-никакой отбор по музыкальным данным детей), но «гудошники» среди учеников были. Диапазоны их голосов колебались от 2-х до 4-х звуков в малой октаве или в 1-ой октаве, но при этом ребята могли старательно, и даже чуть меняя интонацию и высоту голоса, прочесть стихотворение. Эти особенности говорили о недостаточном развитии координации голоса и слуха учеников, об отсутствии навыков дыхания во время пения, а вовсе не об отсутствии у них музыкального слуха.
Опыт работы показывает, что при последовательных - от простого к сложному; кропотливых – только после приобретения какого-либо навыка переходить к работе над следующим на основе предыдущего; целенаправленных занятиях результат подчас превосходит все ожидания преподавателя.
Все ученики с недостатком координации голоса и слуха на момент поступления, имея желание петь, свойственное каждому человеку, успешно закончили музыкальную школу, показав на выпускных экзаменах по сольфеджио способность спеть все требуемые задания, в том числе песню или романс под собственный аккомпанемент. Более того: особенно упорные учащиеся, которые на первых порах никак не могли повторить голосом небольшую песенку даже с дублированием на инструменте, но имевшие особенную тембровую окраску голоса, участвовали в различных певческих конкурсах и занимали призовые места.
Опыт работы со слабо интонирующими детьми
по методике певческого воспитания
Д.Е. Огороднова.
Комплексная методика музыкально-певческого воспитания Д.Е.Огороднова (в дальнейшем - КММПВ) "главной, принципиальной задачей ставит бережное воспитание голоса, постепенное выявление и обогащение его естественного тембра, и на этой основе комплексное развитие всех музыкальных и творческих способностей". В то же время методика целенаправленно работает над развитием координации между голосом и слухом, предлагая упражнения для работы с неинтонирующими детьми в том числе.
КММПВ создавалась на основе опыта работы с хором в деревенской общеобразовательной школе под Ленинградом в 60-е годы прошлого века. Занятия проводились с обычными учащимися, склонными больше хулиганить, нежели упорно трудиться над развитием собственного голоса, но желание детей выразить себя как угодно и через пение в том числе способствовало организации певческих занятий. Отправной точкой в создании методики стало утверждение, что «голос, как средство общения между людьми, должен обладать выразительностью как в речи, так и в пении».
Всем известно, что развитие мелкой моторики является важным процессом в развитии ребёнка, влияет на развитие его речи и его мышления. Треть коры головного мозга руководит телом человека. Одна треть двигательной коры головного мозга занята управлением кистей рук, движениями пальцев. Когда движения пальчиков ребёнка достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. В работу активно включается ещё одна треть двигательной коры головного мозга, отвечающая за функции голосового аппарата. Непрерывно создаются и расширяются внутренние связи между движениями рук и речью (голосовым аппаратом). Т.о. голосовой аппарат выступает проводником всего, что происходит с человеком и является «мозгом на периферии». КММПВ предлагает объединить движения голосового аппарата с движениями кистей рук. Согласованность движений рук и голоса образует сложную, но продуктивную систему, способную к самосовершенствованию. Пение или декламация, согласованные с точными, непринужденными, выполняемыми с удовольствием движениями, активизируют две трети двигательной коры головного мозга и положительно влияют на развитие интеллекта ученика.
Безусловно, что в первую очередь КММПВ ставит своей целью постановку голоса в академической манере пения на основе смешанного голосообразования, но одновременно развивает основные музыкальные способности человека, включая навыки дирижирования, художественного чтения, вокальной импровизации, подготавливает руки к игре на музыкальных инструментах и, что очень важно, непрерывно, всеми упражнениями работает над точностью и выразительностью пения.
КММПВ предлагает шесть видов художественных музыкальных движений. Три первые обозначены как дидактические:
1.Вертикальное художественное тактирование. Происходит первое знакомство с возможностью управлять своим голосом.
Исходная позиция: сидя, по команде «приготовились» учащиеся кладут правую ногу на левую, а на колено правой ноги - руки: правую на левую, ладонь к ладони, крестом. По команде «начали» невысоко поднимаем правую руку и отмечаем сильную долю легким ударом пальчиков правой руки о левую ладошку, а слабую долю - касанием «колечка» из большого и третьего пальцев правой руки развернутых прямых пальцев левой руки. В сильной доле правая рука работает от плеча, на слабой доле - больше кистью. Движения плавные, рука и кисть гибкие и свободные, локоть - на уровне плеча, верхнее положение руки - на уровне глаз.
Схематическое изображение движений руки на плакате: вниз-вверх – верхняя строка - концентрирует внимание, а художественность заключается в том, что одновременно, «в такт», выразительно проговариваются на глиссандо слова – антонимы (стрелочки внизу указывают направление глиссандирования).
По форме упражнение представляет собой фразу из 4-х тактов, в которой синтаксически 1-ый такт - экспозиция, 2-ой - разработка - 3-ий - кульминация, 4-ый - финал. Гласные протягиваются все больше на подходе к кульминации. На каждой сильной доле важно глубоко открывать рот, опуская подбородок. От этого и звучание голоса, и лицо становятся выразительными.
Для этого упражнения можно использовать различные по количеству слогов антонимы (гром - тишь; громко - тихо), протягивать то одни, то другие слоги и получать различные ритмические фигуры.
На двусложных антонимах полезно отработать ноту с точкой.
И так далее в различных размерах, с различными ритмическими группами - насколько хватит воображения. Применение неожиданных остановок, замедлений, ускорений темпа тактирования по команде учителя приучает учеников быть внимательными, развивает реакцию и делает собственные руки учащихся пластичными. Постепенно с раскрепощением мышечного аппарата рук и артикуляции ученики приобретают способность импровизировать эмоционально-образный характер движений. Для работы в этом направлении дается предварительное задание, например: «тактируем в духе приказа» или «тактируем, как бы рассказывая сказочку малышу». Вертикальное художественное тактирование подготавливает голос, слух и двигательный аппарат к музыкальному воспроизведению звуковысотных соотношений, «открывает» ученикам ощущения разных регистров, закрепляет музыкальное понятие «вверх – вниз», согласовывает работу голоса и рук, естественно развивает метро-ритмические ощущения, подготавливает формирование ладового чувства (как слабая доля тяготеет в сильную, так неустойчивый звук тяготеет в устойчивый), развивает творческое и артистическое начало.
2.Работа по алгоритму постановки голоса и воспитание вокальных навыков и музыкальности.
Алгоритм - это музыкальная фраза (упражнение или вокализ) в трехдольном размере, исполняется на тонике на гласном «у» в согласованности с движением руки. Алгоритм может стать распевкой в начале урока или настройкой перед сольфеджированием в тональности. Движение указкой начинается вниз по жирной линии первой «у»; затем «нюхаем цветочек» - вдох, указка по дуге; чётко стаккато – указка по точкам; далее указка по пунктиру справа налево с пением по жирной линии и соединением
с первым звуком «У-у-у-Ух».
На начальном этапе для освобождения от напряжения голос тренируют на тоне удобном ученику в середине его диапазона с правильной, активной артикуляцией. В установочном алгоритме происходит комплексная работа над артикуляцией (губы «дудочкой», руки «дежурят» у щек, поверяя, что зубы разжаты, подбородок свободно опущен); над дыханием (спокойно, плавно вдыхай на цветочке – «понюхай» цветочек и «запри» дыхание); над фразировкой (веди голос согласно движению руки с расширением в долгом звуке, бережно исполняй последний звук); над атакой звука в стаккато; над соединением звуков (слабая доля в сильную). Все движения голосового аппарата при пении синхронно и эмоционально связаны с движением руки с указкой по дугам и точкам наглядного алгоритма.
Установочный алгоритм концентрирует внимание ученика на звукоизвлечении определённого тона, на качественном унисоне, если исполняется группой, включает связи-ощущения при пении. Все ученики приобретают уверенность, что могут воспроизвести правильный в звуковысотном отношении музыкальный звук. Для неточно интонирующих ребят такая уверенность крайне необходима, т.к. с этой уверенностью исчезает зажатость голосового аппарата, мешающая петь.
На первых порах тон алгоритма – это звук-упражнение. Вскорости этот тон определяется как тоника и «обрастает» другими ступенями диатонического лада, появляющимися в таком же порядке, как они представлены в теме «Ладо-вокальные жесты». Так после тоники начинается работа над III ступенью: «у,у» (две восьмые) после «цветочка»-вдоха на паузу заменяет слог «уль» (четвертная)-скачок на III ступень. И так далее.
3.Ладо-вокальные жесты.
Широко известная методика «Ладовое воспитание на основе системы относительной сольмизации» много лет применялась мной на уроках сольфеджио. Убеждена, что релятивная система положительно влияет на музыкальное развитие учащихся. КММПВ постаралось увязать принцип ладового воспитания относительной сольмизации с вокальным и эмоциональным воспитанием. Слоги (названия ступеней) составлены таким образом, что на устойчивых ступенях звучат открытые устойчивые гласные У, О, А, на неустойчивых - Е, И, из согласных только сонорные М, Н, Л, Р. Таким образом названия ступеней приобрели вокальность, а жесты добавили эмоциональной выразительности. Вокальность и эмоциональность, на мой взгляд, усилили игровой момент ладовых упражнений, так необходимый на уроках сольфеджио. Все движения выполняются обеими руками.
I ступень – «МУ» - жест благодарности - руки к груди;
III ст. - «НА» - подушечки трех пальцев между носом и верхней губой;
V ст. - ЛО - подушечки трех пальцев касаются лба вертикально;
II ст. - ВЕ - три пальца ноготками едва касаются снизу подбородка;
VII ст. - РЫ(РИ) - колечки из большого и среднего пальцев у груди;
VI ст. - ЛЕ - руки надо лбом, кисти и кончики пальцев свернуты;
IV ст. - ЗЭ - подушечки пальцев на углублении между щекой и ухом.
Следующие три вида художественных музыкальных движений носят творческий характер, являются импровизационными по форме и произвольными по эмоциональному содержанию:
1.Декламация с жестикуляцией.
2.Вспомогательные движения при вокальной работе над песней.
3.Поиски выразительных движений во время слушания музыки.
Привлекает в комплексной методике музыкально - певческого воспитания огромное стремление автора Д.Е.Огороднова помочь ученику научиться управлять своим голосом. Если ученик не может верно петь вслух, то скорее всего несогласованно работают его голос и слух. Он слышит, что поет «не то» и мучительно старается исправиться, но голос ему не подчиняется. Видимо неполноценно работают компоненты связей голосового аппарата с контролирующим слухом. Наша цель наладить эту связь.
На уроках сольфеджио работа направлена на точное звуковысотное пение в группе и индивидуально. Если один в группе «гудит», то мешает остальным.
Нужно уже на первых уроках попытаться подстроить его голос на упражнении «настройка»: держим между большим и средним пальцами правой руки воображаемый «цветочек», подносим к лицу, не дотрагиваясь «нюхаем цветочек», «запираем» дыхание, «надеваем наушники» (ладони рук, как морские раковины, прикрывают уши, локти разведены) и одновременно мягко смыкаем губы и разжимая зубы, чуть опускаем подбородок (как будто набрали под язычок немного водички, а губками мягко ее держим, чтоб не вытекла); поем «м-м-м» и держим звук сначала недолго, после можно подольше. Когда звук спет всей группой в унисон, добавляем гласный звук: «м-м-му-у-у» или «м-м-мо-о-о». Поем тихо, что бы услышать в «наушниках» свой голос. Сначала поём удобный для неинтонирующего ученика звук, затем сдвигаем ниже, ещё ниже, потом выше, ещё выше и т.д. «Гудящего» ученика привлекаем к пению наравне с остальными. Иногда достаточно несколько занятий с таким упражнением, и ученик сам начинает подстраиваться к поющим верно.
Бывает, что это не срабатывает, тогда приходится работать индивидуально, наедине с учеником «ползать» по полутонам в удобном регистре, транспонируя 2-х, 3-х звучные попевки. Заставляем ученика непрерывно прислушиваться к своему голосу в «наушниках». Вместе с учеником радуемся, когда найденный звук раздвинул его диапазон на шажок. Как правило, если голос сдвинулся с мертвой точки, ученик приобретает уверенность и голосовой диапазон неуклонно расширяется.
Еще одним методом выработки точного интонирования является упражнение «зеркало». Ученик, стоя напротив поющего, должен петь «про себя», но правильно открывать рот, артикулировать, дышать, помогать себе нужными жестами. Иногда уже при повторении данного звука или упражнения вслух, ученик исполняет его правильно.
Многого можно добиться упражняясь в неторопливом, звучном и выразительном чтении стихотворений сначала в нижнем диапазоне голоса при помощи свободной жестикуляции. Можно предложить прочитать стихи с различными образными или ролевыми заданиями: прочитать драматично; прочитать комично; или "как бы это прочитал гордец (хвастун, трус, герой и т.д.)", а попросив представить себя огромным, а затем маленьким - попытаться изменить голосовой регистр при прочтении литературного текста. Эти задания развивают воображение и артистизм учащихся.
Заключение.
«Бывшие гудошники» - это самые благодарные ученики. Познав счастье петь, они готовы упорно заниматься сольфеджированием интервалов, гамм, мелодий и т.п.
Движения голосового аппарата, точная артикуляция в союзе с движениями рук представляет так называемый «моторный стержень эмоций» и в речи, и в пении. «Жест - это не движение руки, а движение души» (Федор Шаляпин). Движения кистей рук настолько связаны с движениями голосового аппарата, что «есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат».
Занимаясь с учениками подготовкой к певческим конкурсам, мы вместе придумывали жестикуляцию, соответствующую образу песни, согласовывали пение с жестами - в результате пение становилось интонационно точнее и выразительнее. От учеников не раз слышала: «С руками петь легче!»
Мне довелось услышать хор, воспитанный по методике Д.Е.Огороднова. Звучание голосов завораживает легкостью, естественностью, полётностью, тембровой мягкостью и красотой.
Если методика по развитию вокально-певческих навыков, созданная Д.Е.Огородновым, заинтересовала Вас, желаю Вам успешно её освоить и воспитать победителей вокальных конкурсов.
С уважением.
Преподаватель высшей категории
музыкально-теоретических дисциплин
МОУ ДОД ДМШ № 9
Г.Волгограда
Горбунова Ольга Владимировна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.
Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...
Открытый урок на тему "Развитие технических возможностей учащихся младших классов фортепианного отделения музыкальных школ".
Предлагаю вашему вниманию свой открытый урок, в котором показаны упражнения для развития технических навыков начинающих пианистов. Это - моя авторская разработка, основанная на собственном 30 - ...
"Активные методы обучения с применением мультимедийных игр на уроках музыки в начальных классах для развития творческих способностей учащихся".
Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и ...
Развитие двигательных возможностей учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках трудового обучения
Доклад по теме самообразования...
Доклад "Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС для средней и старшей школы. Методика использования прикладного характера информатики в формировании и развитии ИКТ-компетенции учащихся и учителя"
Доклад был подготовлен в рамках диссеминации опыта учителя ИИКТ Коваленко Е.Г. в работе школьного МО естествено-математического цикла по проблеме "Методическая компетентность в условиях реализации ста...
Развитие речевых возможностей учащихся на уроках штукатурно-малярного дела
Развитие речевых возможностей учащихся на уроках штукатурно-малярного дела...
Методическая разработка"Развитие музыкальных способностей учащихся музыкальных школ"
Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей учащихся музыкальных школ" состоит из пояснительной записки, основной части работы где раскрываются содержания понятий "музыка...