Символы птиц в репертуаре детского фольклорного ансамбля
статья на тему
В фольклоре все символистично, птица – образ наиболее часто используется в народной символике. С разными птицами связывались различные представления.
В статье рассказывается какие народные песни, обряды были связаны с образом птицы в русской народной традиции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simvoly_ptits.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родина О.А.
Символы птиц в репертуаре детского фольклорного ансамбля
В фольклоре все символистично, птица – образ наиболее часто используется в народной символике. С разными птицами связывались различные представления.
Один из важнейших праздников для русского человека – Пасха. Пасхальные песни были пронизаны птичьей символикой с древности.
В виде голубя появился над рекой Иордан Дух Святой 19 января в день крещения Иисуса Христа. Когда Иисус выходил из воды, увидели все, как из отверстого неба Дух Святой, как голубь, сошел на него. И услышали все голос Божий: « - Ты Сын мой, которого я люблю, в котором мое благоволение.»
Православные люди почитают голубя и как птицу, принесшую добрую весть. Во время великого потопа, рассказывает Библия, 150 дней усиливалась приток воды, и 150 дней покачивался на водах Ноев ковчег с людьми, зверями и птицами. Через 150 дней вода стала постепенно убывать, и ковчег остановился на вершине высокой горы. Ной решился открыть окно и выпустить птицу. Сначала он выпустил ворона. Ворон полетал, полетал и вернулся ни с чем. Потом Ной выпустил голубя, и голубь тоже вернулся. Через 7 дней Ной выпустил голубя еще раз, и теперь голубь вернулся только к вечеру и принес в клюве сорванный с дерева зеленый листик. Это была добрая весть о том, что на земле опять началась жизнь. И во многих русских народных песнях, голубь – птица вестник. Как пример можно привести духовный стих «Ой проспали мы, проляжали мы»:
«Ой, проспали мы, проляжали мы,
Ой да царствие все небесное.
Прилетали к нам да два голубя.
То не голуби, то не сизые,
То два ангела, два хранителя.
Еще один распространенный «птичий» символ – воробей. В русских народных песнях – это мужской символ, развеселый гуляка-парень:
«То не гусельки рокочут, не свирели говорят,
Ой, ли, ой, люли, не свирели говорят.
То воробышек по улице поскакивает,
Ой, ли, ой, люли, все поскакивает.
Красных девушек на игрища заманивает,
Ой, ли, ой, люли, все заманивает.
А я девка весела, босиком гулять пошла,
Ой, ли, ой, люли, босиком гулять пошла.
Воробей часто упоминается в веселых игровых молодежных песнях. Кстати, воробьев в старину ели. Жареный воробей – это было деликатесное блюдо. После длинного зимнего поста, разговляясь на Рождество, во многих русских деревнях «на первом поданном блюде» подавали жареного воробья. Еще в 19 веке считалось, что таким образом можно быстро восстановить силы, а также обрести легкость и быстроту, подобно порхающему воробью, на целый год вперед.
К концу 19 века еще сохранился в России старинный русский обряд, который связывали с жаворонками. Это обряд встречи весны. Когда мы с нашими детьми из ансамбля играем во встречу весны, то начинаем с весеннего печенья, которое в старину тоже называли птичьим названием – жаворонками. Печем весеннее печенье в форме птичек. В прошлом году лепили из пластилина и сделали своего рода выставку.
Интересных птичек пекли в старину в Орловской и Курской областях. Их там называли «чувильками» (это как бы подражание пению птиц) или куликами. Пекли печенье довольно большого размера. Оно имело форму птицы с распростертыми крыльями, на спине которой сидела птичка поменьше. Большая птичка называлась куликом, а маленькая жаворонком.
«Жаворонки» делали на праздник, который по церковному календарю называется «сорок мучеников», а в народе его называли сокращенно «сороки». Считалось, что именно в этот день прилетают птицы и приносят тепло и весну.
С испеченными «жаворонками» в старину выходили на пригорки, или просто возвышенные места, иногда просто с крыльца своего дома кликали весну. «Жаворонков» «сажали» на высокое место и пели:
«Летел кулик
Из-за моря,
Кулик, кулик,
Провожай зиму,
Встречай весну,
Красно летичко».
С жаворонками дети в старину играли 22 марта весь день. Они бежали с ними на улицу, в сады, огороды. Жаворонков натыкали на палочки и носились с ними по деревне, усаживали жаворонков на деревья, сажали на стога сена, а потом играли – сбивали шапками, имитируя прилет птиц, и опять пели:
«Уж вы, жаворонки,
Жавороночки,
Прилетите к нам,
Тепло- летичко
Принесите нам,
Лету теплого,
Песку желтого,
Хлеба нового»
И кричали в конце: «Нам зима надоела, весь хлеб поела!»
Так дети играли до вечера, а вечером птичек, скорее, то, что от них оставалось, доедали, потому что знали, на следующий день в жаворонков играть уже нельзя.
Кстати птицу жаворонка, не ту, которая испечена из теста, а реальную птицу, есть запрещалось, а убивать считалось большим грехом. Понятно, почему. В древнерусском сказании о птицах небесных сказано от лица жаворонка: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю». Жаворонок – птица, славящая Христа.
Читая предания, написанные в древней, дохристианской Руси, мы узнаем, что многие наши прадеды-язычники верили, что мир был сотворен птицей – Уткой ( Б.А.Рыбаков). Легенда эта выглядела так. Пусто было на белом свете, кругом была только вода, по которой плавала утка. Нырнула утка на дно, достала комочек ила и из этого комочка возникла земля и все живое на ней.
Согласно другой легенде, Утка плавала по воде и никуда не ныряла. Она снесла одно железное и 6 золотых яиц, из которых посреди водного пространства и образовалась земля. Таких легенд «про утку» очень много, сюжеты разные, но для нас важно, что главной героиней, творившей мир в языческих преданиях была утка. Это дает нам ключ к пониманию, почему в русских свадебных народных песнях, обращенных к невесте, упоминается утка. Утушка – также в других песнях матушка. Например, в игровой песни «Утушка» рассказывается как мама, ласково – Утушка, по лугам ходила, детей выводила, детей летать учила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методика развития базовых музыкальных способностей ребенка в процессе занятий детского фольклорного ансамбля (на примере детского фольклорного ансамбля «Рябинушка»)»
развитие певческих навыков...
«Роль концертмейстера (баяниста) в работе с детским фольклорным ансамблем».
Этот материал представляет собой методические рекомендации для работы концертмейстера с фольклорным ансамблем. В материале говорится об особенностях подбора аккомпанемента на...
РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА АККОРДЕОНИСТА В РАБОТЕ С ДЕТСКИМ ФОЛЬКЛОРНЫМ АНСАМБЛЕМ
Работа концертмейстера детского фольклорного ансамбля специфична. Аккомпанемент – это часть музыкального произведения и является сложным комплексом выразительных средств. Эта сложная организация предс...
Приемы формирования народной манеры пения на начальном этапе работы младшего состава ансамбля (Открытый урок в классе фольклорного ансамбля)
Развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. В этом слысле фольклор - школа общения, красоты поведения,быта, одежды,труда. Это бесценный дар памяти поколений,...
Исследовательская работа "Русская народная песня и её развитие в репертуаре фольклорного ансамбля «Прялица» с.Ногуши"
В наши дни, когда утрачиваются многие моральные ценности и падает уровень духовности, необходимо изучение и сохранение культурного наследия, традиций и обрядов родного края....
План-конспект открытого урока по теме "Художественная интерпретация эстрадно-классического репертуара в классе ансамбля.
Музыкальное произведение, записанное композитором при помощи нот, однозначно, но в реальном звучании оно существует в бесчисленном количестве разнообразных исполнительских трактовок. Вопло...