Главные вкладки
Методическая разработка "Знакомство с праздничными и знаменательными датами России как средство патриотического и нравственного воспитания дошкольников"
методическая разработка на тему
Серия занятий объединена общей целью – знакомство детей с праздничными и знаменательными датами России, не входящими в календарь официальных государственных праздников, но имеющих важное значение в патриотическом и нравственном воспитании подрастающего поколения страны. Данная разработка может быть адресована педагогам системы дополнительного образования, работающими с вышеуказанной возрастной категорией детей, а также воспитателям дошкольных образовательных учреждений, предварительно адаптировав к своим условиям работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ
В методической разработке представлена серия занятий из общего учебно-тематического плана подпрограмм «Азбука вежливости» и «Умелые ручки», водящих в предметный цикл комплексной образовательной программы «Семицветик» для детей дошкольного возраста 5-6 лет, рассчитанной на 2 года обучения.
Эта серия занятий объединена общей целью – знакомство детей с праздничными и знаменательными датами России, не входящими в календарь официальных государственных праздников, но имеющих важное значение в патриотическом и нравственном воспитании подрастающего поколения страны.
Данная разработка может быть адресована педагогам системы дополнительного образования, работающими с вышеуказанной возрастной категорией детей, а также воспитателям дошкольных образовательных учреждений, предварительно адаптировав к своим условиям работы.
ВВЕДЕНИЕ
Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время.
Дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка дошкольника — сложный педагогический процесс. В основе его лежит чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, старикам, редко сострадают чужому горю. Они уже с малолетства вовлечены в компьютерные технологии, больше знакомы с иностранными игрушками через мультфильмы и массовую продажу этих персонажей.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в наших детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, за успехи спортсменов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми.
Главное в построении образовательных маршрутов для дошкольников – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, родной дом, родной край, труд людей, традиции. Знакомство с общественными событиями, к которым привлекается внимание детей, должно быть ярким, образным, конкретными, вызывающими интерес. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны.
Исходя из этого, работа по нравственно-патриотическому воспитанию в рамках комплексной образовательной программы «Семицветик», включает в себя целый комплекс задач:
- воспитание у дошкольников любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу, образовательному учреждению, где он занимается (детский сад, УДОД, спортшкола, бассейн, школа искусств и т.д);
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду (человеку-труженику, результатам его труда);
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, традициям государства, общественным праздникам;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
В учебно-тематическом плане подпрограммы «Азбука вежливости» и «Умелые ручки» предусмотрены занятия по разнообразной тематике: экология, этика, правила поведения в различных местах, и, конечно, знакомство с основными праздничными датами, отмечаемыми в стране, имеющими статус нерабочих праздничных дней. Это – Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 Марта, День Победы.
Официально нашим правительством утверждены несколько праздничных дат, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества, которые значимы для нашего народа или для отдельных категории людей.
Знакомство детей с такими знаменательными датами тоже может быть полезно в контексте нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Поэтому, я разработала цикл тематических занятий, освещаемых такие праздничные дни как: День российского флага, День пожилого человека, День матери, День космонавтики, празднование Масленицы, Олимпиада-2014. Данные занятия распределены в календарно-тематическом плане в соответствии с датами празднования и проводились накануне или «день в день» в зависимости от даты занятия с группой. Занятие, посвящённое Дню российского флага, было приурочено к Дню согласия и примирения (4 ноября), где дети знакомились со всей государственной символикой России. Подготовке и проведению ХХII зимней Олимпиады в городе Сочи также было посвящено занятие, которое, несомненно, укрепило в моих воспитанниках чувство гордости за нашу страну и её героев-спортсменов.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний. Причем, темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, в зависимости от ступени обучения. Для обучающихся 2 года (дети 6 лет) теоретический материал и уровень практического задания подбирается сложнее, чем у «пятилеток», так как у них есть уже определённая база знаний, а практические навыки создания творческих работ в различных техниках прикладного творчества немного выше.
Основной организационной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия, так как они повышают детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, выучивание коротких стихов, индивидуальные задания. Дети постепенно приучаются самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. На занятиях я использую различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, викторины, загадки, конкурсы, игры, показ компьютерной презентации, введение персонажей-игрушек.
Несомненно, без участия семьи, родителей нельзя добиться устойчивых результатов по нравственно-патротическому воспитанию маленького гражданина. Поэтому, работа в рамках комплексной программы «Семицветик» не ограничивается только образовательными занятиями. Родители, как полноправные участники образовательного процесса, приглашаются на открытые занятия, вместе с детьми участвуют в выставках на заданные темы. Для всех членов семьи проводятся досуговые мероприятия познавательного характера, приуроченные к праздничным и знаменательным датам.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Конспект № 1.
Комплексное занятие для 2 года обучения (6 лет),
посвящённого Дню пожилого человека
Тема: «В гости к бабушке».
Цель: диагностика знаний, умений, навыков детей в разделах «Животный мир», «Растительный мир», «Техника пластилинографии».
Задачи:
Образовательные: закрепить знания и представления детей о диких животных, овощах и фруктах; научить детей умениям работы с пластилином в технике «пластилинография», выявить и закрепить навыки лепки жгутиков.
Развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
Воспитательные: вызвать у детей желание помогать героям в трудной ситуации, воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
Материалы и оборудование:
игрушка Зайца, чудесный мешочек, муляжи или фотографии овощей и фруктов, фотографии лесных животных. Пластилин, картон в форме сердечка, угощение.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, посмотрите, кто это пришел к нам на занятие? (появляется Заяц)
ЗАЯЦ: Здравствуйте ребята! Меня мама отправила в гости к бабушке. В лесу я встретил волка и он не хочет меня пустить к бабушке, пока я не выполню его задания. Одному мне не справиться! Очень нужна ваша помощь. Вы мне поможете?
Педагог: Ребята, поможем Зайчику? (Да, поможем)
ЗАЯЦ: Моя бабушка живёт в домике на полянке за лесом. Но чтобы пройти лес, нужно выполнить задания волка. Ну что, отправляемся в путь? Или вы передумали и испугались?
ЗАЯЦ: Ну, вот и первое задание: "Какие животные живут в лесу?" Ну-ка, ребята, скажите какие же животные живут в лесу? (ребята перечисляют, педагог вывешивает картинки) . Как их называют? (дикие, лесные)
ЗАЯЦ: какие вы молодцы, как много знаете животных. Ну вот, с первым заданием справились. Пошлите дальше.
ЗАЯЦ: следующее задание очень трудное, нужно отгадать загадки.
Педагог: Ребята, нам ведь трудности не страшны. Справимся и с этим заданием.
Летом ходит без дороги Возле сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге- От мороза прячет нос (медведь) | На собаку он похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (волк) | Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост – краса. Кто ж это?. . (лиса) |
На спине иголки Длинные и колкие, А свернётся он в клубок, Нет ни головы, ни ног. (ёж) | Что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной И стоит среди травы – Уши больше головы? (заяц) |
ЗАЯЦ: Молодцы, ребята!
Ребята, посмотрите здесь какой -то мешочек лежит. Это наверно следующее задание.
Здание: нужно разделить овощи и фрукты.
Дети по очереди достают муляжи овощей или фруктов из мешочка, называют его, выделяют свойства и говорят, где растет. (Если нет муляжей, то дети разделяют картинки овощей и фруктов на ученической доске, разделённой на две части).
ЗАЯЦ: Ребята, давайте немножко отдохнем и поиграем.
Физкультминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба)
Руки поднимать (руки вверх)
Приседать и вставать (приседание)
Прыгать и скакать (прыжки)
Раз, два, три, четыре, пять!
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд.
Он подпрыгнул 10 раз.
ЗАЯЦ: Ну, вот мы и дошли до бабушки! Вон она меня уже встречает. Спасибо вам ребята!
Педагог: Дети, а вас есть бабушки и дедушки?
А знаете, что у всех бабушек и дедушек есть праздничные дни? Какие?
Дети: (день рождения)
Педагог: А какой ещё существует для них праздник?
Сегодня День пожилого человека! Он празднуется 1 октября каждого года.
МУЛЬТФИЛЬМ «Бабушка удава»
Практическая часть занятия:
Педагог: Давайте мы с вами сегодня сделаем вашим бабушкам и дедушкам подарок. Что же они будут ценить больше всего? Конечно, ваше сердце, которое будет с ними всегда.
Мы сделаем панно «Сердце с букетом роз»
Используем знакомую вам уже технику «пластилинографию» (намазывание картонной основы пластилином)
Розы из пластилина я научу вас делать. Это новая техника работы с пластилином.
В конце занятия дети свои работы дарят бабушкам.
Конспект № 2.
Комплексное занятие для 2 года обучения (6 лет),
посвящённого Дню согласия и примирения
Тема: «Россия – Родина моя»
Задачи:
Обучающие:
- приобретение дошкольниками четких представлений о государственных символах России, обобщение понятия «Родина»;
- создание условий для установления межличностных контактов, осознания личных чувств, мыслей.
Развивающие: - развитие познавательного интереса к историческому наследию России, эмоционально – патриотического воспитания символики России, чувства любви и гордости к Отечеству;
- развитие памяти, коммуникативных навыков, творческого воображения.
Воспитывающие: - воспитание познавательного интереса и уважения к символам России.
Материалы и оборудование:
- компьютерная презентация,
- флажок России на подставке,
- плакат с изображение берёзы,
- ленточки-бантики (по количестве детей),
- карточки-пазлы с изображением герба РФ,
- фонограммы: «Песня о России» Г. Струве; гимн России,
- бумага для аппликаций белого, синего, красного цвета (по количестве детей каждого цвета), клей, ножницы,
- шпажки для древка флага
Ход занятия в сопровождении компьютерной презентации:
(1 слайд)
Педагог: У каждого человека есть слова, которые вызывают сильные чувства. Есть такое слово и у русского народа. Это слово - «Родина».
- А что такое Родина?
(ответы детей: Родина - это мой дом, город в котором я живу)
Педагог: Верно. Родина - это место, где ты родился. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это твой город, дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, детский сад. Это - твоя страна.
- Ребята, а кто знает стихи о Родине? (дети читают выученные стихи)
1. Родина слово большое, большое! | 2. В нем умещается ровно полмира: | 3. Зайчик солнечный в ладошке, Это тоже Родина. |
Педагог: А как называется наша страна? (Россия)
- А, мы, живущие в ней? (россияне).
- Россия. Вслушайтесь в звучание этого слова.
Россия. Как из песни слово,
Березок юная листва.
Вокруг моря, сады и горы,
Раздолье, русская душа.
- Издавна русский народ воспевал красоту нашей земли в песнях. Воспевает и по сей день. Послушайте «Песню о России». (2 - 16 слайды)
(звучит фонограмма «Песня о России» Г. Струве)
Педагог: Какая музыка прозвучала?
(ответы детей: тихая, спокойная, плавная, нежная)
Педагог: А какое дерево славит Россию своей царственной красотой? (Береза) (17слайд)
- Как вы думаете, за что русские люди любят березу? (за красоту, за доброту)
- Верно. За красоту, за доброту, за березовый сок, дающий бодрость и силу, за бересту, давшую знания, за березовые почки и веники, сохраняющие здоровье.
- А весной березу наряжали, как невесту и водили вокруг нее хороводы.
Но, сейчас на улице осень. Наши берёзы сбросили листву но, красота их не стала меньше!
- Посмотрите какая берёзка есть у нас…
(открыть доску с плакатом, где нарисована берёза с ветками без листиков)
Педагог: У меня есть красивые ленточки, давайте с вами нарядим нашу березку.
(Дети по очереди подходят к доске и прикрепляют ленточки-бантики к веткам берёзы с помощью магнитов)
Педагог: Да, ребята, русская красавица береза - это краса и гордость России.
- Но есть у нашего государства и другая гордость - это флаг, герб и гимн, символы нашей России, при виде которых человек любой страны мира может догадаться, о какой стране идет речь.
- это какой символ России? (флаг) (18слайд)
- Давайте рассмотрим флаг.
- Что вы можете о нем сказать? Какой он? (Торжественный, нарядный, трехцветный, большой)
- Какие цвета вы видите на флаге? (ответы детей)
Цвету флага придается особый смысл.
Белый – означает мир и чистоту совести,
Синий – обозначает верность и правду,
Красный – это огонь и отвага.
Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги и гербы, которые являются отличительным знаком государства.
Государственный флаг означает единство страны и его независимость от других государств. Герб и флаг страны созданы в соответствии со строгими правилами и олицетворяют красоту и справедливость, победу добра над злом. На фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России. (19 слайд)
Эти цвета издревле почитались на Руси народом, ими украшали свои жилища, вышивали затейливые узоры на одеждах и одевали их по праздникам.
«Да она шила – вышивала тонко бело полотно,
Да тонко бело полотно, да бело-бархатное,
Она строки строчила красным золотом».
Православные христиане видели в расположении полос флага строение мира.
Вверху – божественный мир, воплощенный в белом, небесном свете,
ниже – синий небосвод, а под ним мир людей, красный цвет.
Мы говорим: белый цвет, синее море, весна красна, красная девица, употребляя слово «красный» в значении «красивый».
Видимо все же не случайно стали они цветами государственного флага России.
И герб сочетает эти же цвета: (20 слайд)
Белый – Святой Георгий Победоносец,
Синий – развевающийся плащ всадника,
Красный – фон, щит герба.
Изображение всадника, копьем поражающего черного дракона, означает победу справедливости, добра над злом. В народных преданиях говорят: Два орла несут по белу свету колесницу, в центре возница правит парой птиц, а наверху само солнце; два крыла его сестры – Заря Утренняя и Заря Вечерняя.
С течением времени стал забываться смысл и значение поэтических образов природы. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом. Увенчанный коронами, со скипетром и державой в лапах двуглавый орел является гербом нашей России.
(стих читает ребёнок)
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад - на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый, он и гордый.
Он – России дух свободный.
Педагог: Вот он, флаг и герб нашей Российской Федерации, символ единства и независимости нашего народа.
Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации.
Давайте и мы послушаем торжественный гимн нашей России стоя! (21 слайд)
(Звучит «Гимн Российской Федерации»)
Педагог: Россия…Родина… Это край, где вы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия…Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…
(Дети читают стихи)
Россия… Как из песни слово, | Люблю тебя, моя Россия | Люблю, глубоко понимаю |
Практическая часть занятия. (22 слайд)
Молодцы! Берегли родную землю русские люди, воспевали о ней песни, трудились во славу богатства Родины. Давайте и мы потрудимся и отобразим в своих работах флаг и герб нашей Российской Федерации.
Самостоятельная работа «Флаг и герб».
1 этап: тестовое задание - каждому ребёнку нужно сложить картонный пазл с изображением герба России.
2 этап: конструирование и аппликация флага Российской Федерации.
Конспект № 3.
Комплексное открытое занятие для 2 года обучения (6 лет),
посвящённого Дню Матери.
Тема: «Самый родной мой человек»
Цель:
- воспитывать уважительное отношение к мамам,
- развивать у детей интереса к семейным традициям,
- способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье.
Ход занятия:
(Звучит песня о маме. Дети и родители приглашаются в кабинет и рассаживаются.)
Педагог: На свете добрых слов немало,
Но всех добрее и важнее одно:
Из двух слогов простое слово: «мама»
И нету слов дороже, чем оно.
Слово «мама» - одно из самых древних на Земле. Все люди уважают и любят матерей. Сегодня наше занятие посвящено празднику – Дню матери, который будет отмечать наша страна завтра, 25 ноября. В каждой стране нашей огромной планеты в определённый день разные народы отмечают праздник матерей. У нас, в России, этот праздник отмечается в последнее воскресенье ноября.
Сегодня у нас в гостях на занятии самые дорогие и любимые люди - ваши мамы! Давайте порадуем их стихами.
(дети выходят читать стихи)
1 Ребенок: Мама - самый лучший, самый Родной человек на свете! Мам мы наших поздравляем И здоровья вам желаем.
2 Ребенок: Слово мама – дорогое, Мамой нужно дорожить, С ее лаской и заботой, Легче нам на свете жить.
3 Ребенок: Нашей мамы нету лучше, Нет добрей ее, нежней, Станем навсегда послушны, И поздравим матерей!
4 Ребенок: Пусть несет с собою ветер То, что всем открою я: В ценном мире, в ценном свете Мама лучше всех – моя.
5 Ребенок: Им желаем только счастья, Чтоб спокойно на душе, Чтоб ушли с души ненастья, Молодеть и хорошеть.
Педагог: Мама во всем самая-самая! Сегодня мы предлагаем нашим мамам поучаствовать в конкурсах вместе со своими детьми.
1 Конкурс «Мы знаем друг друга»
Первое задание оно очень простое: мамам предстоит с закрытыми глазами найти своего ребенка.
(Фоновая инструментальная музыка. Участвуют все дети и все мамы. Дети выстраиваются, мамы проходят мимо них с закрытыми глазами и пытаются найти своего ребенка.)
Педагог: Только мама понимает, Даже если ты не прав. Только мама обнимает, Всех родней на свете став.
2 Конкурс: «Книга в семье»
Педагог: Проверим, как вы внимательно читаете детям сказки, а ваши дети их слушают и запоминают. Вопросы я буду задавать детям; если они затрудняются ответить, то мамы им помогают и дают правильный ответ.
Вопросы:
Замяукали котята: «Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята, хрюкать!» (Путаница)
***
В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла Серый волк за ней следил, обманул и проглотил. (Красная шапочка)
***
Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли. Ищет их она, зовет и в дороге слезы льет. (Федорино горе)
***
И зайчонок, и волчица – все бегут к нему лечиться. (Айболит)
***
Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом Кто же были эти маленькие дети? (Семеро козлят)
***
Как у Бабы у Яги нет совсем одной ноги, Зато есть замечательный аппарат летательный. Какой? (Ступа)
***
Знает утка, знает птица, где Кощея смерть таится. Что же это за предмет? (Игла) ***
Уплетая калачи, ехал парень на печи.
Прокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля)
***
Так быстро от принца девица бежала,
Что туфельку даже она потеряла. (Золушка)
*** У отца есть мальчик странный, необычный, деревянный,
На земле и под водой ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…Кто же это?.. (Буратино)
Педагог: Молодцы, справились!
Действительно для любого человека слово мама – дорогое. Мы все любим своих мам и эту любовь выражаем в обращении к ним, в том, как мы их называем.
Дети приглашают мам и встают в круг. (Мамы становятся в круг лицом к детям.) Каждый ребёнок говорит нежное слово своей маме и дарит ей воздушный шарик. Так по очереди по кругу делает каждый воспитанник.
Педагог: Молодцы! Это был последнее теоретическое задание. С ним вы тоже хорошо справились. Пусть ваши лица устают только от улыбок, а руки от букетов цветов. Пусть ваши дети будут послушны, а мужья внимательны! Пусть ваш дом украшают уют, достаток и любовь.
А сейчас мы с ребятами сделаем маме поздравительную открытку. Мамы сегодня могут помогать своим детям.
Практическая работа: аппликация «Цветы в вазе»
Материалы: лист белого картона А4, цветная бумага, цветной картон, шаблоны вазы, цветов, листьев, клей-карандаш, салфетка-клеёнка, влажные салфетки. Для открытки потребуется: 1 ваза из картона; 3 цветка из разноцветной бумаги; 3 стебля из зеленой бумаги; 3 кружочка для середины цветков; 2 зеленых листика; 4 полоски для оформления рамки в соответствии с размерами листа.
Технология выполнения работы:
На листе А4 нарисован карандашом контур вазы для того, чтобы дети безошибочно могли расположить стебли цветов в вазе, а затем и приклеить саму вазу. 1 этап: приклеить стебли трёх цветков, расположив их в контуре вазы.
2 этап: приклеить головки цветов, кончики стеблей расположить между двух лепестков. 3 этап: приклеить кружочки, имитирующие сердцевину цветков.
4 этап: приклеить листики к стеблям (2 шт.). 5 этап: приклеить сверху стеблей вазу по контуру. 6 этап: приклеить детали рамки.
Конспект № 4.
Комплексное занятие для 2 года обучения (6 лет).
Тема: «Навстречу Олимпиаде 2014 года»
Цель: Формирование у детей представления об Олимпийских играх, как мирном соревновании в рамках социально-нравственного совершенствования людей.
Задачи:
- Знакомство обучающихся с историей и развитием олимпийского движения, а также с олимпийскими талисманами.
- Знакомство с зимними видами спорта, расширение словарного запаса.
- Развитие познавательного интереса детей, увлечения спортивными играми и занятиями спортом.
- Воспитание у детей таких черт характера как организованность, инициативность, трудолюбие.
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за Россию.
Материалы и оборудование: компьютер, монитор (проктор), компьютерная презентация, мягкие игрушки талисманов Олимпиады в Сочи: Зайчик, Северный мишка и Леопард, карточки с названиями зимних видов спорта, шоколадные медали по количеству детей, листы для рисования формат А4, восковые мелки.
Ход занятия:
Педагог: Ребята я сегодня спешила к вам на занятие и по пути встретила почтальона, который передал для нашей группы письмо.
Что же в нем? Откроем, прочитаем. Там для вас задание. О! Тут ваши любимые загадки, необходимо их отгадать, согласны?
1.У меня такие ноги, что ношусь я по дороге,
Летом серый - весь в тревоге, а зимою, - снег в подмоге;
Хвостик - куцый одуванчик, называют меня - (Зайчик.)
2.Может кто то не поверит любят холод эти звери
Шубок белых не снимают в шубах спят, едят, играют,
Даже в шубах рыбу ловят, где вы видели такое
Если знаешь, то ответь, это… (Северный медведь).
3.То не лев, не тигр, не кошка, хоть похож и не немножко.
Пусть не виден в нём азарт! Это хищник - (Леопард) .
- Молодцы, справились с заданием. И сегодня к нам в гости пришли Зайка, Белый медведь и Леопард. Они не просто так собрались вместе, угадайте, почему? Правильно! Это символы предстоящей зимней олимпиады, которая будет проходить у нас в России в городе Сочи с 7 по 24 февраля 2014 года.
(первый обращается к ребятам Зайчик)
Зайчик: - Ребята давайте вначале мы с вами подробнее узнаем, что же такое олимпиада!
Олимпийские игры — это крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности, которые проводятся каждые четыре года. Традиция проведения таких соревнований, существовавшая в древней Греции, в конце XIX века была возрождена французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном. Олимпийские игры, известные также как Летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896 года, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены Зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако, начиная с 1994 время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр.
- Олимпийские игры бывают зимние и летние, поэтому, в зависимости от времени года, меняются и виды спорта, представленные на олимпиады.
Педагог: Ребята, давайте нашим талисманам покажем, что мы тоже любим физкультуру. Вставайте в круг.
Физкультминутка
Как приятно в речке плавать! (2 раза) (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания - руки вперёд.)
Сверху мостик - погляди. (Потягивания - руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем. (садятся на места)
Белый мишка: - Я хочу узнать, какие зимние виды спорта вы знаете, а о тех с которыми вы не знакомы я расскажу и покажу.
Игра «Крокодил».
Дети жестами показывают вид спорта, который загадал мишка (конькобежный бег, лыжи, биатлон, кёрлинг, хоккей, фигурное катание, санный спорт).
(карточки с видами спорта)
Педагог: Молодцы ребята, кто показывал и кто угадывал. А теперь давайте определим, к какой олимпиаде относится каждый угаданный вами вид спорта, к зимней или летней?
(показ презентации с зимними видами спорта, с загадками на известные детям виды спорта)
(к детям выходит Леопард)
Леопард: - Ребята, конечно, каждая страна гордится своими спортсменами и желает им победы. Для спортсменов участие на Олимпиаде уже маленькая победа, так как они перед этим много работали и старались. Так же, это большая ответственность. И мы должны помогать нашим спортсменам. Как же мы это можем сделать?
(ответы детей)
- просматривать трансляции Олимпиады,
- болеть и поддерживать спортсменов,
- и, конечно, развивать в себе спортивные качества, соблюдать здоровый образ жизни, делая каждый день зарядку, чаще бывать на свежем воздухе, кататься на санках, лыжах, коньках.
Педагог:
Кто сказал, друзья, что немы
Знаки, символы, эмблемы?
Нет, они глазам ребят
Очень много говорят.
Ныне каждый замечает
Из колец сплетённый знак:
Ну, а что он означает?
Каждый знает, иль не так?
Непременно нужно, братцы,
В этом всем нам разобраться.
- Ребята, кто поможет мне рассказать какого цвета имеют кольца Олимпиады? Выходите ко мне.
(дети читают стихи)
1. Что за символ пять колец? Перво-наперво понять Почему их ровно пять? А не шесть и не четыре? Почему? | 2. Ответ таков: «На планете в нашем мире Пять жилых материков». |
3. Ну, а пять материков, Как доверенных постов Шлют спортивные отряды На призыв Олимпиады. | 4. Солнце из-за океана Поднимается в зенит. На востоке рано-рано Солнце окна золотит. |
5. Ну, а в Африке друзей немало – Олимпийцы всей земли – Знают, что чёрный цвет Знойной Африки привет. | 6. Цвет травы, зелёный цвет, Из Австралии привет! |
7. Из Европы дружбы тропы К нам спешат, препятствий нет. А какой же цвет Европы? Голубой Европы цвет. | 8. У Америки есть тоже Олимпийский свой привет: Мери, Джон, Хуан и Рут Красное кольцо везут. |
Леопард: Все мы в дружбу верим свято
Каждый в дружбе молодец,
И рисуют все ребята
Добрый знак пяти колец.
(Леопард предлагает произнести клятву спортсменов)
- Прошу произнести клятву.
Навеки спорту верным быть:
Клянемся!
Здоровье с юности хранить:
Клянемся!
Не плакать и не унывать:
Клянемся!
Соперников не обижать:
Клянемся!
Соревнования любить:
Клянемся!
Стараться в играх первым быть
Клянемся!
Леопард, Белый медведь и Зайка желают удачи ребятам во все начинаниях и вручают им шоколадные медали.
Педагог: Ребята, а мы должны поблагодарить героев и на память нарисовать для них рисунки на тему «Олимпийские соревнования в Сочи».
Практическая часть занятия: рисование восковыми карандашами рисунков на заданную тематику.
Конспект № 4.
Комплексное занятие для 2 года обучения (6 лет),
посвящённого Дню космонавтики
Тема: «Человек поднялся в небо»
Цель: расширять и углублять знания дошкольников о космосе.
Задачи:
- познакомить детей с планетами солнечной системы;
- познакомить с историей создания первой космической ракеты, первым космонавтом Ю.А. Гагариным;
- расширить кругозор детей и развить их воображение;
- воспитать чувство патриотизма и гордости за Отечество.
Оборудование: ноутбук, компьютерная презентация.
Ход занятия:
Педагог: ребята, знаете ли вы, какой праздник отмечает весь мир 12 апреля? (Ответы детей)
Педагог: правильно, День космонавтики. А что такое КОСМОС? Что вы знаете о космосе? (Ответы детей)
Педагог: понятие «космос» равнозначно понятию «Вселенная».
(Демонстрация презентации)
Космос – это звёзды и планеты, кометы и астероиды, различные космические светила и межзвёздное пространство. Всё это взаимосвязано между собой и существует, подчиняясь только им известным законам, которые человек пытается и будет пытаться разгадать всю свою жизнь. Еще космос – это всё пространство за пределами Земли со всеми его составляющими.
Космическое пространство условно разделено на ближний космос (или околоземное пространство) и дальний космос.
По мнению учёных, весь космос состоит из множества галактик. Само слово «галактика» произошло от греческого galaktikos – молочный, что превратилось в название нашей звёздной галактики «Млечный путь».
Каждая галактика в свою очередь имеет своё специфическое строение. Наша Галактика, называемая Солнечной системой, состоит из «главной» звезды (Солнца) и планет, которые вокруг неё вращаются, а также из множества разнообразных космических тел и пыли. Всё это «держится» и вращается вокруг Солнца благодаря его мощному магнитному притяжению. Планеты движутся вокруг Солнца каждая по своему пути, называемому орбитой. И у многих планет есть свои спутники, которые в свою очередь вращаются вокруг них.
На современном этапе Солнечная система включает в себя восемь планет. Из них четыре планеты называют внутренними или планетами земной группы (Земля, Венера, Меркурий, Марс), и четыре внешних планеты или газовые гиганты (Сатурн, Юпитер, Нептун, Уран). Газовые гиганты значительно крупнее планет земной группы.
Рассмотрим характеристики каждой планеты в отдельности.
Начнем с главного компонента Солнечной системы – Солнца.
Солнце
Солнце – одна из самых больших и ярких звезд нашей галактики. Она дала начало существованию Солнечной системы. Оно собрало вокруг себя планеты, их спутники, метеориты, кометы, астероиды и космическую пыль.
Солнце представляет собой раскаленную плазменную сферу и имеет массу более чем в 300 тыс. раз больше массы Земли. Температура поверхности - более 5000 град. К,
Меркурий
Меркурий – первая планета вблизи Солнца, является самой маленькой планетой системы, у неё нет спутников и она расположена ближе других планет к Солнцу.
На поверхности Меркурия находится множество кратеров (ямок), возникших, когда более 3,5 млрд. лет назад на планету падали многочисленные огромные метеориты. Встречаются кратеры с диаметром более чем 1000 км.
Так как планета находится не далеко от Солнца, ее поверхность раздувается солнечным ветром. Жизнь там невозможна, потому что температура поверхности Меркурия колеблется от -180 до +440 С.
Венера
Венера – вторая от Солнца планета. По своим размерам Венера почти такая же как Земля, поэтому ее еще называют «сестрой Земли».
Атмосферу составляет углекислый газ с примесями кислорода и азота. Давление воздуха на планете в 35 раз больше, чем земное.
Венеру называют «самой горячей планетой». Температура ее поверхности достигает 460°С. Это вызвано тем, что углекислый газ вызывает парниковый эффект, атмосфера уплотненная, а близость Солнца нагревает ее.
Земля
Земля – это третья от Солнца планета и единственная во Вселенной, где на сегодняшний
день обнаружена жизнь. Этим она отличается от всех других планет Солнечной системы. На Земле есть атмосфера, которую составляет азот, кислород, углекислый газ, аргон и водяной пар. Наличие атмосферы сглаживает и температурные колебания днем и ночью. Естественный спутник Земли – Луна.
Марс
Его еще называют «Красной планетой» из-за большого количества оксида железа в грунте. Есть у Марса два спутника.
Поверхность Марса тоже как у Меркурия покрыта кратерами и вулканами, есть пустыни, а также ледяные полярные шапки наподобие земных. Марс знаменит самой высокой горой в Солнечной системе – это потухший вулкан Олимп высотой 27 км.
Юпитер
Юпитер - самая крупная планета Солнечной системы. Она в 318 раз тяжелее Земли, и в 2,5 раза крупнее, чем все наши планеты вместе взятые. По составу он похож на Солнце – состоит в основном из водорода и гелия и излучает огромное количество тепла. Но для того, чтобы стать звездой, Юпитеру не хватает массы, он должен быть еще в 80 раз тяжелее.
Сатурн
Сатурн всем известен своей системой колец, которая на самом деле состоит из различных ледяных частиц, горных пород и пыли.
Спутников у Сатурна 62. Скорость ветра на планете может достигать 1800 км/ч.
Уран
Уран стал первой планетой, обнаруженной при помощи телескопа. Он единственный оборачивается вокруг Солнца «лежа на боку».
Состоит планета из большого количества льда, поэтому её «ледяные гиганты». Уран – самая холодная планета, минимальная температура которой – это -224°С.
Нептун
Нептун – удивительная планета, которую, прежде чем увидеть в телескоп, ученые вычислили с помощью математических расчетов. На этой планете дуют самые быстрые ветра Солнечной системы со скоростью 2200 км/ч.
Нептун очень похож на Уран, поэтому он является еще одним «ледяным гигантом».
Динамическая пауза:
Космическая считалка (для запоминания планет).
(Дети встают со стульев в круг, педагог –ведущий встаёт в середину круга и начинает игру. Педагог повторяет считалку от двух до четырех раз, потом вызывает ребенка, который лучше всего запомнил этот стишок и меняется с ним ролями, ребенок становится ведущим)
На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
Меркурий — раз,
Венера — два-с,
Три — Земля,
Четыре — Марс,
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
Восемь — Нептун.
Девять — дальше всех Плутон,
Кто не видит — выйди вон.
(дети садятся на свои места)
Педагог: Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство. Ребята, вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои!
Ответы детей: (На летучих мышах и орлах, на коврах-самолетах и бородах волшебников, на Коньке-Горбунке и волшебных стрелах...).
Педагог: Еще несколько столетий назад никому и в голову не могло прийти, что самый быстрый «транспорт» для перемещения — это ракета. Раньше в военном деле применялись пороховые мини-ракеты для устройства фейерверков или подачи сигналов. В середине прошлого века в России, боевую функцию ракете придал генерал артиллерии К.И. Константинов. Его ракеты могли преодолеть расстояние до трех километров.
Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великий русский ученый К.Э. Циолковский. Он так говорил по этому поводу: «Земля — наша колыбель, но нельзя жить вечно в колыбели». Ракете не нужен воздух, значит, она может летать в пустоте, в космосе, и развить там огромную скорость. Создать первую ракету стоило многих трудов. Ее построили русские ученые, рабочие, инженеры. Именно в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. Ребята, а вы знаете, кто был первым космонавтом? Что вы знаете об этом человеке? Когда был совершен первый космический полет?
Педагог выслушивает ответы детей, задает уточняющие вопросы.
Педагог: Солнечное утро 12 апреля 1961 г. Ракета «Восток-1» стремительно рванула в небо, оставляя за собой огненный след сгорающего топлива. Так с космодрома «Байконур» стартовал первый в истории космический корабль с человеком на борту. А первым космонавтом Земли стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин.
Его позывной «Кедр» узнали все жители нашей планеты. Хотя Гагарин и пробыл в космосе всего 108 минут, совершив при этом лишь один виток вокруг Земли, но это было только начало — начало освоения человеком космического пространства. С тех пор прошло полвека, но за это время в космосе побывали космонавты многих стран, как мужчины, так и женщины. Первый полет человека в космос открыл дорогу для освоения космоса беспилотными международными космическими станциями, которые смогли долететь ближайшие к Земле планеты — Марс и Венеру, взять образцы грунта на них.
Чтобы внести разнообразие в беседу, проводится
дидактическая игра «Подбери рифму»
1.Среди поля голубого —
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тут ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну конечно, это ... (солнце).
2.Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
— Спать ложитесь, поздно! —
Потому что мать — луна,
А дочурки ... (звезды).
3. Буква А, буква А —
Алфавита голова.
Знает Вова, знает Света,
«А» похожа на ... (ракету).
Сегодня космические полеты стали для нас, жителей Земли, совершенно привычным делом. Верится, что не за горами и освоение других планет, на которые сможет высадится человек. Но начало этому было положено нашим русским космонавтом. Американский астронавт Нил Армстронг, первый из землян, побывавший на Луне, так сказал о полете Юрия Гагарина: «Он всех нас позвал в космос».
Практическая часть занятия.
Звучит песня в исполнении Ю. Гуляева «Знаете, каким он парнем был...» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова), во время которой дети выполняют практическое задание. Обучающиеся лепят ракету и космонавта около неё.
Материалы:
картон (крышечка от какой-либо банки) - подставка для работы;
кусочки фольги;
зубочистки или спички;
пластилин разноцветный.
Вопросы для повторения
- Как называется планета, на которой мы живем?
- Что такое Солнечная система?
- Какие планеты ты знаешь в Солнечной системе? Какая из них самая большая?
- Какую планету называют красной? Почему?
- Какая планета находится ближе всех к Солнцу?
- Как называется спутник Земли? Что ты о нем знаешь?
- Кто был первым космонавтом Земли?
- Когда впервые человек полетел в космос?
- Какие стихи ты знаешь о космосе?
- Ты бы хотел стать космонавтом? Почему?
- Как ты считаешь, какими качествами должен обладать космонавт?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И, двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
Разрабатывая тематические занятия для своих обучающихся, я стремлюсь к тому, чтобы в результате наших занятий у детей появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.
Высоконравственные качества – терпение, доброта, милосердие, стремление к духовности, готовность встать на защиту Родины, всегда являлись сутью русского человека.
Ценности эти истинные, непреходящие, унаследовав их, ребенок станет много богаче.