Рабочая программа "Непоседы"
рабочая программа по теме

формирование музыкальных способностей старших дошкольников на основе интеграции (объединения) искусств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neposedy.doc383 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр детского творчества» с. Михайловка Михайловского муниципального района

Принята решением                                                              Утверждено

педагогического совета                                                       приказом от  _______  №  _______

ЦДТ с. Михайловка                                                             директор ЦДТ с.Михайловка

протокол №_____________

«____»____________200__г.                                               _______________   И.А.Галямова

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

Вид программы                                  составительская

Направленность                                             художественно-эстетическая

Наименование                                     «Непоседы»

Возрастная группа

учащихся                                              дошкольный возраст

Сроки реализации                              1 год

Реализуется в

учреждении с                                       2014 г.

Редакция программы

проведена                                             2014 г.

Реализуется в учреждении

в отредактированной

форме  с                                                2014 г.

Составила, отредактировала

и реализует программу

педагог дополнительного

образования:                                       Вербицкая Н.В.

с. Михайловка,  2014 г.

СПРАВКА

о педагоге дополнительного образования, реализующего программу

Ф.И.О.                                                    Вербицкая Наталья Владимировна      

Дата рождения                                     08.02.1965 г.

Образование                                         среднее специальное                                       

Педагогический                                  

стаж                                                        20 лет

                       

Разряд,                                                   

категория                                              13 разряд

Курсы повышения

квалификации                                      ПИППКРО г. Владивосток, 01.2013г.

Реализует настоящую

программу с                                          2014 г.

Директор ЦДТ

с. Михайловка                                        И.А. Галямова

Пояснительная записка

«Музыкальное развитие – это не воспитание музыканта, а, прежде всего человека»

                                           (В.А. Сухомлинский)                                                                                                  

                                                                                                               

В наше время с особой остротой стоит задача формирования художественно-эстетического вкуса и духовного мира человека. Эту задачу по развитию музыкально-творческих способностей детей позволяет решать программа «Непоседы». В дошкольном  возрасте дети уже в состоянии почувствовать красоту образов русского искусства, именно младший  возраст детей  сенситивен  для развития творческих способностей и чувства прекрасного.

В данной программе организация детской деятельности строится на основе различных форм художественно-творческой деятельности: пение, слушание, рисование, беседа, просмотр презентаций, музыкальная игра, театрализация. Основным связующим звеном данной программы выступает музыка, где составной частью занятий являются музыкальные игры, способствующие развитию у детей познавательного интереса, направленные на приобретение навыков самостоятельных действий; на самостоятельный подбор вариантов игр, танцевальных движений; а также применение творческих заданий как способ развития и формирования музыкальных способностей детей.

Интеграция искусств перспективный и даже необходимый подход в современной педагогике, интегрированное преподавание искусства эффективнее, чем отдельная работа по каждому из них. Действительно, лишь вся совокупность отдельных искусств может сделать личность ребенка многогранной, помочь совершенствованию его внутреннего мира. В этом и есть новизна и  отличие программы «Непоседы» от подобных типовых программ.

Программа по формированию музыкальных способностей детей включают в себя следующие виды деятельности:

  • музыкальные (слушание музыки, вокально-хоровая работа);
  • танец (ритмика, импровизация, современный танец);
  • театр (инсценирование, музыкальные спектакли);
  • литература (художественная литература, музыкальная литература);
  • изобразительное искусство (рисование под музыку);
  • игровая деятельность (музыкально-творческие, дидактические игры);
  • выполнение упражнений (дыхательные, дикционные, ритмические, вокальные, логоритмические, пальчиковая гимнастика).

Настоящая программа является составительской, на основе программ:

  1. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. / Под редакцией М.Б. Коваль. //. Ю.Б. Алиев. Музыкальное творчество. – М.: Просвещение, 1988. – 203 стр.
  2. Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Программа и методические рекомендации  / Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 224 с.

Цель программы:  формирование музыкальных способностей старших дошкольников на основе интеграции (объединения) искусств.

Задачи программы:

Обучающие задачи:

  • формирование у детей основ музыкальной культуры;
  • формирование  навыков пения: красивого, мягкого, без напряжения звучания голоса;
  • формирование у детей представлений об искусстве: умения высказывать свои впечатление о музыке и выражать их в рисовании.

Воспитательные задачи:

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, любовь к музыке и искусству;
  • посредством игры воспитывать такие качества ребенка как: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

Развивающие задачи:

  • развитие музыкально-творческих способностей детей через различные виды музыкальной деятельности.

Отличительные особенности программы:

Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа:

Особенностью данной программы является то, что она позволяет развить индивидуальные творческие способности детей и предоставляет им возможность раскрыть свой потенциал в музыкальной деятельности посредством различных видов искусства.  

 Основные принципы программы:

  • принцип гуманизации – высшей ценностью является ребенок и его здоровье (Конвенция о правах ребенка 1998 г.). В работе с детьми необходимо создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к  действиям (играм, пению), нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии;
  • целостный подход в решении педагогических задач – данный принцип подразумевает обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, изобразительное искусство, игры, танцы, театрализацию и претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
  • принцип положительной оценки деятельности детей – способствует более  высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению,  желанию дальнейшего участия в творчестве;
  • принцип паритета – любое предложение ребенка должно быть  зафиксировано, использовано. Дети, понимая, что его хвалят, к нему  прислушиваются, его замечают – начинают думать, стараться, творить.

Ключевые понятия и последовательность образовательного процесса:

Этапы реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения, учитывает потребности и запросы детей, а также предусматривает получение музыкально творческих способностей, которые оцениваются в три этапа:

Этапы реализации программы

           

подготовительно-организационный:

изучение уровня развития музыкально-творческих способностей

у детей 5-6 лет.

внедренческий:

развитие музыкально-творческих способностей через внедрение  в  воспитательно-образовательный процесс разработанной   системы интегрированных творческих занятий.

итоговый (результативный):

обработка полученных результатов, для выявления динамики уровня сформированности музыкально-творческих способностей старших дошкольников.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

Возраст детей и их психологические особенности:

Старшая дошкольная возрастная группа (5-6 лет):

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов                      (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания.

Ребенок 5-6  лет отличается большой самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны. У детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь. Улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети шестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Вид детской группы: учебная группа носит профильный характер с постоянным составом. Основные формы работы кружка – индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые  занятия.

Особенности набора детей: набор в кружок свободный, по желанию ребенка и с согласия родителей, наполняемость групп – 10-12 человек, которые комплектуются из одновозрастных детей или погодков, где занимаются одновременно мальчики и девочки.

Количество обучающихся: остается неизменным, за исключением случаев, когда дети прерывают работу в кружке.

Режим занятий:

Занятия детского творческого объединения проводятся согласно расписанию:

Общее количество часов в год – 72 часа.

Количество часов в неделю – 2 часа.

Количество занятий в неделю – 2 часа.

Периодичность занятий:

72 часа в год (в неделю 2 часа / 2 раза по 1 часу /дети 5-6 лет).

Одно занятие (1ч.) включает: занятие 20мин + 10 мин. перемена +занятие 20 мин. + 10 мин. перемена  = 1час

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

Важное условие реализации программы – целенаправленная систематическая работа, имеющая музыкально-творческую направленность. Результатом работы по данной программе можно считать сформированность  определенного уровня знаний и умений в области  музыкально-художественной творческой деятельности.

Обучающиеся должны знать:

  • основы музыкальной культуры;
  • великих деятелей в области  художественной литературы, живописи и музыки и их творчестве;
  • традиции  народной культуры.
  • правила поведения на сцене, перед зрителями.

Обучающиеся должны уметь:

  • петь без напряжения, плавно, легким звуком, отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню;
  • высказывать свои впечатления о музыке и выражать их в рисовании;
  • танцевать характерные танцы, водить хороводы;
  • начинать и заканчивать танец с началом и окончанием музыки; выполнять парные движения слаженно, одновременно;
  • проявлять активность, самостоятельность и творчество в разных видах музыкальной деятельности;
  • ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки;
  • передавать выразительные музыкальные образы;
  • передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации.

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

  • стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
  • активная жизненная позиция детей;
  • разумное отношение к своему здоровью;
  • сформированность потребности заниматься культурными мероприятиями;
  • способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;
  • сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

по данной программе:

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей данной программе осуществляется в форме мониторинга (или диагностического исследования детей)  который проводится 2 раза в год:

с 20 сентября по 10 октября и с 20 апреля по 10  мая.

Предмет исследования – формирование творческой активности детей в процессе интеграции различной музыкально-творческой деятельностей дошкольников.

Формы отслеживания результатов:

  • начальная диагностика – прослушивание детей, определение уровня музыкальных способностей;
  • творческие работы;
  • открытые занятия;
  • выступления на культурно-досуговых мероприятиях внутри образовательного учреждения (на мероприятиях, праздниках);
  • итоговая диагностика – определение степени сформированности музыкальных способностей старших дошкольников на основе результатов диагностики, подведение итогов, проверка результативности и эффективности программы «Непоседы» (Приложение 1).

Методическое обеспечение программы:  

 

Основные способы и формы работы с детьми:

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях  используются следующие нетрадиционные методы:

  • метод «подмастерья»: весь процесс рассматривается не как воздействие, а как взаимодействие, тесное сотворчество педагога и ребенка;
  • диалогические методы, стимулируют творческую деятельность на коммуникативном уровне, содействуя межличностным взаимодействиям. Они ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, инициативы, свободы выбора;
  • игровые методы несут эмоциональный заряд при передаче информации и поэтому занимают важное место в организации музыкально-творческих занятий, стимулируют творческий процесс, активность детей, способствуют развитию коммуникативных качеств.

При реализации программы используются следующие формы работы: индивидуальные, по подгруппам и фронтальные в зависимости от числа участвующих детей.

Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся с детьми, когда они еще не могут выполнять задания коллективно. Этот вид занятия применяется и в группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка.

По содержанию занятия могут быть: типовые, доминантные, тематические .

  • типовое занятие включает в себя все виды музыкально-творческой деятельности;
  • доминантное занятие, когда какой-либо вид музыкально-творческой  деятельности преобладает;
  • тематическое занятие, где  выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкально-творческой деятельности. Тематическое занятие может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам.

На занятиях используется, познавательный материал, соответствующий возрасту детей.

Основные  методы организации и реализации

  учебно-воспитательного процесса:

До 70 % учебного времени данной программы отводится на классические методики:

  • получение новых знаний:

рассказ, объяснение, беседа, работа с литературой, дидактическим материалом, иллюстрация, демонстрация.

  • выработка учебных умений и накопление опыта:

повторение и выполнение практического действия; закрепление полученных знаний; взаимоконтроль обучающихся; работа в парах или группах.

  • методы эмоционального стимулирования:

создание цепочки ситуаций успешности; поощрение; создание атмосферы эмоционального подъема; использование игровых форм в учебной деятельности.

  • постановка системы перспектив:

ближней (одно занятие, день); средней (неделя, четверть, год); дальней (курс обучения, на всю жизнь).

  • методы развития познавательного интереса:

формирование готовности к восприятию информации, практического действия; выстраивание игрового сюжета вокруг учебного материала;

стимулирование занимательностью; создание ситуации творческой активности.

  • методы формирования ответственности и обязательности:

воспитание мотива чести, долга, ответственности, поощрение проявления этих качеств; формирование понимания личностной значимости учения в кружке дополнительного образования; создание ситуации радости за успех товарища.

  • методы организации взаимодействия обучающихся и накопление социального опыта:

уважительное отношение к личности, толерантность; работа в творческих группах; создание ситуаций совместных переживаний; совместный поиск возможностей помощи товарищу.

  • методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся:

творческие задания; перевод игровой деятельности на творческий уровень;

  • методы контроля и диагностики эффективности учебного процесса и разностороннего развития обучающегося:

повседневное наблюдение учебной деятельности и взаимодействие обучающихся; устный опрос, собеседование; фронтальный опрос; работа по тематическим картам; выполнение контрольного задания; система домашних заданий на период каникул; изучение мнения педагогов и родителей; соревнования, концерты, праздники, выступления, презентации, игра, участие в смотрах, фестивалях и т.п.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения (72 часа)

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во

часов

В том числе

теоре-

тических

практи-ческих

I.

Введение в образовательную программу

1

1

-

1.1.

Вводное занятие «Путешествие в страну музыки»

1

1

-

II.

 В мире искусства – музыка, литература, изобразительная деятельность

23

3

20

2.1.

Рисуем музыку

3

1

2

2.2.

Искусство слова в творчестве русских поэтов

2

1

1

2.3.

Золотая Осень в искусстве

2

1

1

2.4

Повторение и закрепление

1

-

1

2.5

Творческая мастерская

15

-

15

III.

Синтез искусств: танец, музыка, театр

23

2

21

3.1

Волшебница Зима в творчестве великих деятелей искусства

3

1

2

3.2

Игровой фольклор в музыке, танце, литературе, театре

4

1

3

3.3

Повторение и закрепление

1

-

1

3.4

Творческая мастерская

15

-

15

IV.

Интеграционный комплекс взаимодействия искусства музыки, танца, литературы, изобразительного искусства, театра. Знакомство с драматургическим материалом (инсценировка). Распределение ролей

24

2

22

4.1

Весенние пейзажи в искусстве

2

1

1

4.2

Сказочные персонажи в произведениях (театрализация)

6

1

5

4.3.

Повторение и закрепление пройденного материала

1

-

1

4.4

Творческая мастерская

15

-

15

V.

Заключительное занятие

1

-

1

Итого часов:

72

8

64

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-й год обучения (72 часа)

I. Введение в образовательную программу (1 ч.)

Тема 1.1.  «Путешествие в страну музыки» (1 ч.)

Теоретическая часть (1 ч.)

Знакомство педагога и обучающихся. Правила техники безопасности и поведения в детском творческом объединении, ЦДТ, на улице и дома. Программа и перспектива обучения.

Формы организационной работы: беседа с детьми о музыке, о видах искусства, вокально-ритмические упражнения (работа над дыханием, напевностью, протяжностью звука. Подвижные игры.

II. В мире искусства – музыка, литература, изобразительная деятельность (23 ч.)

Тема 2.1. Рисуем музыку (3ч.)

Теоретическая часть (1 ч.)

Знакомство детей с характером музыки.

Практическая часть (2 ч.)

Рисование  любимой музыки, фантазирование. Изображение красками впечатлений, которые  передались музыкойРисуем музыку Д. Кабалевский  «Грустный дождик». Рисуем красками П.И.Чайковский «Октябрь».

Формы организационной работы: слушание, беседа с детьми: «О чем рассказывает музыка?», «Какая бывает музыка по характеру?», «Веселые нотки» –  музыкальная игра.

Тема 2.2. Искусство слова в творчестве русских поэтов (2 ч.)

Теоретическая часть (1 ч.)

Беседа «Творчестве И. Бунина», чтение стихотворения «Листопад».

Практическая часть (1 ч.)

Рисуем музыку Свиридова «Осень», разучивание слов песни «Ах, какая осень!», «Непогодица». Музыкальная игра «Солнышко и дождик».

Формы организационной работы: пение и выполнение упражнений, беседа  «Творчество И. Бунина». Чтение стихотворения «Листопад». Слушание  Г. Свиридова «Осень», изложение своих впечатлений в рисунке.

Тема 2.3. Золотая Осень в искусстве (2 ч.)

Теоретическая часть (1 ч.)

Беседа с детьми «Музыка в художественных произведениях»,

Практическая часть (1 ч.)

Рассматривание картины И.И. Левитана «Золотая Осень». Пение упражнений. Песня «Ах, какая осень!». Подвижная игра «Стрекозы».

Формы организационной работы: беседа с детьми о художественных произведениях, «Какое время года сейчас, что характерно?».

Рассматривание картины И.И. Левитана «Золотая Осень». Пение упражнений, песен. Подвижные игры.

Тема 2.4. Повторение и закрепление(1 ч.)

Практическая часть (1 ч.)

Повторение пройденного материала (композиторы, писатели, поэты, художники). Закрепление изученных песен, упражнений.

Формы организационной работы: беседа, слушание, наблюдение. Музыкальная игра «Танец маленьких утят» .

Тема 2.5 Творческая мастерская (15 ч.)

Практическая часть (15 ч.)

Разучивание: песен на праздник «Осенины».Танцы к празднику «Осень», игра «Угадайка».

Танец «Листопад». Изучение песни (под минусовку) «Ах, какая осень!», «Непогодица». Инсценировка (под фонограмму) «Спор овощей». Стихи. Досуговое мероприятие «Праздник осени».

III. Синтез искусств: танец, музыка, театр (23 ч.)

Тема 3.1. Волшебница Зима в творчестве великих деятелей

искусства (3 ч.)

Теоретическая часть (1 ч.)

Познакомить детей с произведениями великих деятелей искусства. Знакомство с произведением П.И. Чайковского «Зимнее утро».

Практическая часть (2 ч.)

Разучивание Новогодних песен, танцев. Игра «Кто быстрее», «Музыкальные посиделки».

Формы организационной работы: беседа с детьми о Новом годе. Слушание П.И. Чайковский «Зимнее утро». Чтение И.И. Никитин «Встреча  зимы». Разучивание новогодних песен, танцев, хороводов.

Тема 3.2. Игровой фольклор в музыке, танце, литературе, театре (4 ч.)

Теоретическая часть(1 ч.)

Формирование знаний старших дошкольников о художественном творчестве.  Знакомство с термином «фольклор». Беседа «Что такое фольклор?

Практическая часть (3 ч.)

Развитие творческих способностей детей. Пение песен к празднику «День защитника Отечества». Фольклорные игры. Игра-хоровод «Всем, Надюша, расскажи».

Формы организационной работы: беседа, слушание русских народных песен. Хоровод «Как у наших у ворот».

Игры. Разучивание песен, выполнение упражнений.

Тема 3.3 Повторение и закрепление пройденного материала(1 ч.)

Практическая часть (1 ч.)

Игровой фольклор в музыке, танце, литературе, театре. Повторение основных видов фольклорной игры. Пословицы и поговорки. Пение считалок и поговорок. Хоровод.  Подвижные игры.

Форма организационной работы: повторительно-обобщающий.

Пение песен, частушек. Фольклорные игры.

Тема 3.4. Творческая мастерская (15 ч.)

Практическая часть (15ч.)

Разучивание новогодних песен, танцев,стихов. Игры у новогодней елки. Досуговые  мероприятия: «Новый год у ворот,  День Защитника Отечества.

IV. Интеграционный комплекс взаимодействия искусства музыки, танца, литературы, изобразительного искусства, театра. Знакомство с драматургическим материалом (инсценировка).  

Распределение ролей (24 ч.)

Тема 4.1. Сказочные персонажи в произведениях (театрализация) (6 ч.)

Теоретическая часть (1 ч.)

Беседа о сказочных персонажах. Чтение отрывков из сказок с описанием персонажей. Знакомство со сказкой «Репка».

Практическая часть (5 ч.)

Распределение ролей, подготовка атрибутов к сказкам, театрализация. Показ сказки «Репка».

Тема 4.2. Повторение и закрепление (1 ч.)

Практическая часть (1  ч.)

Повторение и закрепление изученного материала. Слушание наиболее полюбившиеся композиции. Подвижные музыкальные игры.

Формы организационной работы: обобщающее занятие.

Тема 4.3. Творческая мастерская (15 ч.)

Практическая часть (15 ч.)

Разучивание песен и танцев к празднику «8 Марта». Музыкальные игры.

Досуговое  мероприятие, посвященное «Международному женскому дню 8 Марта».

V. Заключительное  занятие (1 ч.)

Практическая часть (1 ч.)

Праздник «До свиданья «Малышок»!».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1-й год обучения 72 (часа)

п/п

Дата проведения

Тема

Кол-во

часов

Из них:

Форма занятия

теор.

прак.

 

Раздел I.  Введение в образовательную программу

1

1

-

1

Тема 1.1. «Путешествие в Страну музыки»

1

1. Урок-путешествие  

Раздел II.  В мире искусства – музыка, литература, ИЗО

23

3

20

Тема 2.1. Рисуем музыку

3

1

2

2

«О чем рассказывает музыка?»

0,5

-

1. Урок-беседа

 Рисуем музыку Д.Кабалевский  «Грустный дождик»

-

0,5

2. Урок-практикум

3

«Какая  бывает музыка по характеру?»

0,5

3. Урок-беседа

Рисуем красками

П.И.Чайковский «Октябрь»

0,5

4. Урок-практикум

4

«Веселые нотки», музыкальная игра

1

5. Урок-игра

Тема 2.2. Искусство слова в творчестве русских поэтов

2

1

1

5

«Творчество И. Бунина», чтение стихотворения «Листопад»

0,5

1. Урок-беседа

Рисуем музыку Свиридова «Осень»

0,5

2. Урок-практикум

6

Разучивание слов песни «Ах, какая Осень!»

0,5

3. Урок-практикум

Музыкальная игра «Солнышко и дождик»

0,5

4.Урок-игра

Тема 2.3. Золотая Осень в искусстве

2

1

1

7

«Музыка в художественных произведениях»

0,5

1. Урок-беседа

«Стрекозы»

0,5

2. Урок-игра

8

«Ах, какая осень!»

0,5

3. Урок- пения

О творчестве Левитана. Картина Левитана «Золотая Осень»

0,5

4. Урок-беседа

Тема 2.4. Повторение и закрепление

1

-

1

9

Закрепление изученного материала, музыкальная игра «Танец маленьких утят»

-

-

1

1. Урок-практикум

Тема 2.5. Творческая мастерская

15

-

15

10

Песни на праздник «Осенины»

4,5

1. Урок-пения

«Угадайка».

0,5

2. Урок-игра

11

Танцы к празднику «Осень»

4,5

3. Урок-танца

12

Инсценировка к празднику «Осень»

4,5

4. Урок-театрализации

13

Праздник «Осени»

1

5. Урок-праздник

Раздел III. Синтез искусств: танец, музыка, театр 

23

2

21

Тема 3.1 Волшебница Зима в творчестве великих деятелей искусства

3

1

2

14

Знакомство с произведением П.И. Чайковского «Зимнее утро»

0,5

2. Урок-слушание

«Кто быстрее»

0,5

3. Урок-игра

15

И.И. Никитин «Встреча зимы»

0,5

1. Урок-чтения

«Музыкальные посиделки»

0,5

2. Урок-игра

16

Разучивание новогодних хороводов

1

3. Урок-практикум

Тема 3.2. Игровой фольклор в музыке, танце, литературе, театре

4

1

3

17

«Что такое фольклор?»

0,5

1.Урок-беседа

«Кто скорее?»

0,5

2.Урок- игра

18

«Народное художественное творчество»

0,5

3. Урок-беседа

Игра - хоровод «Всем, Надюша, расскажи»

0,5

4. Урок- игра

19

 Русские народные песни

0,5

5. Урок-слушания

Игра «Всем, Надюша, расскажи».

0,5

6. Урок- игра

20

 «Как у наших у ворот».

0,5

7.Урок-пения

Хоровод «Как у наших у ворот».

0,5

8.Урок-танца

Тема 3.3. Повторение и закрепление пройденного материала

1

-

1

21

Пение частушек, хороводы, игры

1

Урок-повторения

Тема 3.4. Творческая мастерская

15

-

15

22

Новогодние песни. Песни к Дню защитника Отечества

4

1.Урок-пения

23

Хоровод «Бравые солдаты»

4

2.Урок-танца

24

Подготовка к Новому году

4

3. Урок-театрализации

25

Игры у новогодней ёлки

2

4. Урок- игра

26

«Новый год у ворот»

1

5.Урок-праздник

Раздел IV. Интеграционный комплекс взаимодействия искусства музыки, танца, литературы, изо, театра

24

2

22

Тема 4.1. Сказочные персонажи в произведениях (театрализация)

6

1

5

27

Знакомство со сказкой «Репка»

0,5

Урок-чтения

Распределение ролей

0,5

Урок-театрализации

28

Изготовление атрибутов к сказке

0,5

Урок-практикум

Подготовка сказки к показу

0,5

Урок-репетиция

29

Подготовка сказки к показу

0,5

Урок-репетиция

Правила поведения на сцене

0,5

Урок- беседа

30

Подготовка сказки к показу

1

Урок-репетиция

31

Подготовка сказки к показу

1

Урок-репетиция

32

Показ сказки «Репка»

1

Урок-театрализации

Тема 4.2. Повторение и закрепление

1

-

1

33

Подвижные музыкальные игры

1

Урок-игра

Тема 4.3.Творческа мастерская

15

-

15

Разучивание песен к празднику «8 Марта»

5

Урок-пения

Танцы к празднику «8 Марта»

5

Урок-танца

Игры к празднику «8 Марта»

4

Урок-игра

Праздник «8 Марта»

1

Урок-праздник

Раздел V.Заключительный

1

1

«До свиданье Малышок»

1

Заключительное занятие

Итого часов:

72

8

64

                                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                     

ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ

воспитанников, обучающихся по программе

дополнительного образования детей «НЕПОСЕДЫ»

(срок реализации – 1 год)

Сроки проведения: 

  • предварительная диагностика – сентябрь - октябрь текущего учебного года;
  • итоговая диагностика – апрель - май текущего учебного года.

Цель: предварительная диагностика – прослушивание детей, определение уровня музыкальных способностей; творческие работы; открытые занятия; выступления на культурно-досуговых мероприятиях внутри образовательного учреждения (на мероприятиях, праздниках).

Итоговая диагностика – определить уровень сформированности  музыкальных знаний воспитанников детского творческого объединения, в результате освоения программы дополнительного образования за текущий учебный год.

Форма проведения (для всех видов диагностики):  наблюдение, беседа, проективный метод (рисование), дидактическая игра.

Итоговая диагностика  – уровень умений и навыков определяется по активности участия воспитанника в праздничных концертах, развлечениях, театрализованных программах, конкурсах.

Форма оценки: высокий уровень; средний уровень; низкий уровень.

Критерии оценки:

Уровень

Тема

Тема: 2. Пение

высокий

ребенок двигается и хлопает адекватно, координация и синхронность высокие. Выразительное исполнение песни, без напряжения и крика, звонким, легким, подвижным звуком. Умеет правильно брать дыхание перед началом пения (фиксированный вход), между музыкальными фразами, удерживает дыхание до конца музыкальной фразы.

средний

упражнение выполняет правильно после тренировки. Поет напряженно, не умеет правильно брать дыхание перед началом пения, только с помощью педагога.

низкий

движения хаотичны, координация нарушена, ритм не улавливается. Поет напряженно, кричит, не правильно берет дыхание перед началом пения, между музыкальными фразами, не умеет удерживать дыхание до конца музыкальной фразы.

Тема: 3. Музыкально-ритмические движения

высокий

соответствует характеру музыкального произведения выбранных ребенком танцевальных движений

(подскоки, характерные шаги, плавное кружение и т. д.); адекватность передачи в жестах акцентов, пауз, ярких интонационных оборотов; уместность мимических и вокально- речевых реакций ребенка; увлеченность музыкой и оригинальность придуманных игровых сюжетов в рамках музыкальной композиции.

средний

несамостоятельность выбора типа движений под музыку

(копирование других детей), невыразительность и недостаточность отражения в жестах особенностей музыкальной формы; сдержанность или отсутствие мимических и вокально-речевых реакций; отсутствие инициативы и оригинальности в придумывании игровых сюжетов.

низкий

движения безотносительные к характеру музыкального произведения (топтание на месте, перебежки из одного конца зала в другой и т.п.); отсутствие у ребенка интереса к деталям драматургии произведения; эпизодичность внимания к звучащей музыке и переключение на занятия своими делами; неуместность мимических и вокально-речевых реакций.

Методика определения результата: 

для определения уровня воспитанника педагог оценивает выполнение ребенком контрольных заданий:

высокий уровень оценивается в 3 балла;

средний – 2 балла;

уровень ниже среднего – в 1 балл.

Максимальное количество баллов – 18, минимальное – 6.

По количеству набранных баллов за выполнение всех заданий педагог определяет уровень воспитанника.

Высокий уровень – 12-18 баллов;

средний – 7-11 баллов;

уровень ниже среднего – 6 и меньше баллов.

Форма фиксации результата:

протокол (приложение 2)  детское творческое объединение «Непоседы».

                                                                                                                                                                                                                                                                       

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Протокол результатов диагностики

уровня сформированности музыкальных знаний воспитанников

детского творческого объединения «НЕПОСЕДЫ»

……….  учебный год.

ФИО педагога – руководителя объединения – Вербицкая Н.В.

Образовательная программа и срок реализации – «НЕПОСЕДЫ», 1 год.

№ учебной группы – 

Год обучения – 

Сроки проведения:

Предварительная диагностика – сентябрь

Итоговая диагностика – май

вид диагностики

предварительная

итоговая

ФИО воспитанника

пение

музыкально- ритмические движения

пение

музыкально- ритмические движения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ВЫВОД:

                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Начало года

Пение

Задание № 1        

назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение.

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления.

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.

Задание № 2

исполнить небольшую песню без сопровождения, в удобном диапазоне.

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого.

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.

Задание № 3 

определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?».  За ширмой играют сразу на двух инструментах и исполняют голосом знакомую попевку.

«3» - называет правильно,  определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - называет правильно,  но песенки не получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Задание № 4 

назвать  предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.),  показать приемы игры на различных инструментах, играть попевку «Небо синее» небольшими группами и по одному.

«3» - называет правильно, владеет приемами игры, исполняет попевку вместе с пением. Поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Конец года

Пение

Задание № 1        

назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение.

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления.

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.

Задание № 2 

повторить отдельные звуки  небольшой знакомой  песни с голоса педагога, придумать ей новое окончание.

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с удовольствием.

«2» - поет, не точно, без помощи взрослого придумать окончание не может.

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.

Задание № 3

определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?».  За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку.

«3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - называет правильно, но песенки не получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Задание № 4

назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.),  показать приемы игры на различных инструментах, предложить самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку.

«3» - называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с поддержкой взрослого.

«2» - называет правильно,  владеет приемами игры, но песенки не получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Начало года

Музыкально-ритмические движения

Задание № 1

прохлопать  простейший ритмический рисунок,  мелодии из 5-7 звуков.  

Р.н. попевка «Гори, гори ясно».

«3» - точное выполнение ритмического рисунка.

«2» - не совсем точное.

«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности. 

Задание № 2

ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы.

«3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.

«1» - мала двигательная реакция на музыку.

Задание № 3

самостоятельно инсценировать песню «Про меня и муравья» Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу. Смена движений в соответствии с текстом песни.

«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет  разнообразные  элементы.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия  выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

Задание № 4

выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг на месте, с продвижением вперед и в кружении. Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.

«3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои.

«2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои.

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

Конец года

Музыкально-ритмические движения

Задание № 1

прохлопать  простейший ритмический рисунок,  мелодии из 5-7 звуков.  

Р.н. попевка «Гори, гори ясно»

«3» - точное выполнение ритмического рисунка.

«2» - не совсем точное.

«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности. 

Задание № 2 

ребенку предлагается задание –двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигать правильно выполняя движение, эмоционально, четко.

«3» - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть  чувство пульса.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.

«1» - мала двигательная реакция на музыку.

Задание № 3

самостоятельно инсценировать песню «Про меня и муравья» Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу,  смена движений в соответствии с текстом песни.

«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет  разнообразные  элементы.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия  выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

Задание № 4

предложить ребенку потанцевать под русскую плясовую, выполняя знакомые танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг на месте, с продвижением вперед и в кружении). Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.

«3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои.

«2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои.

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ АЛФАВИТ.

А.   Песня о мальчике, который не хотел копать картошку (Антошка).

Б.   Меня танцуют и поют, а как же овощи зовут (бульба).

В.   У него особый дар, а пищит он как комар? (певец Витас).

Г.   Жили у бабуси 2 веселых … (гуся).

Д.   Руководитель  оркестра? (дирижер).

Е.   Знаменитая песня Газманова (Есаул).

Е.   Раз иголка, два иголка, будет … (елка).

Ж.  Духовой инструмент (жалейка).

З.   Человек, который запевает песню (запевала).

И.  Припев песни «Три белых коня» (и уносят меня, в блестящую снежную даль).

К.  Известно всему свету – меня  веселее нету, для меня пустяки – безделка озорная проделка.  (Карлсон).

Л.  Кто лежал на солнышке и глядел на него? (львенок).

М. Бравурная музыка (марш).

Н. Семь ребят на лесенке заиграли песенки (ноты).

О.  Этот инструмент занимает целое помещение, имеет несколько тысяч труб, каждая из которых издает только один звук. Равен по звуковому объему симфоническому оркестру (орган).

П.  Из какого оружия бьет по воробьям королевская охрана? (если близко воробей, мы готовим пушку).

Р.  У какого инструмента есть струны и педаль? (рояль).

С.  Струнно-смычковый инструмент (скрипка).

Т.  Один из музыкантов странствующих поэт и композитор, другой менестрель  певец, который исполняет песню (трубадур).

У.  Как называется одновременное звучание нескольких инструментов (унисон).

Ф.  В каком слове встречается нота «Фа» (фасоль).

Х.  Выпускник Фабрики Звезд, спевший песню «Я служу России» (Хворостян).

Ц.  Песня про маленькую жареную птичку (цыпленок жаренный).

Ч.  В лесу ты его не найдешь, на мишку очень он похож, у него большие уши, с Крокодилом Геной дружит (Чебурашка).

Ш. Детский композитор написавший такие песни как: «Улыбка», «Голубой вагон» (Шаинский).

Щ.  Супер вопрос: Песня о знаменитом герое гражданской войны (Щорс).

Ъ.  Какими нотами мореходы называют расстояние? (ми-ля-ми).

Ы. Родина вальса? (Вена).

Ь.  Как называется веселый спектакль с музыкой, песнями и диалогами? (оперетта).

Э.  Струнный инструмент работающий от электричества (электрогитара).

Ю. Песня группы «А Остудия» (Юлия).

Я.  В каком слове название маслянистого растения  встречается нота, в которой присутствует буква «Я»? (конопля).

      Песня из репертуара Мурамова («Яблоки на снегу»).

ФЕСТИВАЛЬ ИСКУССТВ.

Фестиваль – это парад искусств, яркий, импровизированный спектакль, в котором принимают участие все дети и приглашенные родители. Дети проявляют свои творческие способности.

2 команды: Название, музыкальный эпиграф (фраза или куплет из любимой песни). Эмблема команд.  Жюри.

1 команда: «Веселые музыканты»

2 команда: «Буратино»

3 команда: «Танцующие утята»

Веселая пантомима:

Каждой команде дается конверт, в нем задание: придумать пантомиму и показать.

  • Изобразить картину, пословицу, сцену из жизни, строку известного стихотворения.

Танцевальный конкурс:

Классический, современный, народный танец.

  • Вальс, танец: свободный, современный.

Шумовые оркестры:

Дети по команде играют инструментами.

Драматический конкурс

Инсценировка небольших стихотворений:

1 команда: А.Барто

У Танюши дел не мало, у Танюши много дел.

Утром брату помогала, он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дел.

Таня ела, чай пила.

Села, с мамой посидела, встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

Таня:

Вы меня разденьте сами, я устала, не могу, я вам завтра помогу.

2 команда: Харис

Пирог: Я захотел устроить бал, и я гостей к себе позвал. Купил муху, купил творог,

Испек рассыпчатый пирог.

Пирог, ножи и вилки тут-

Но, что-то гости не идут.

Я ждал, пока хватило сил

Потом кусочек откусил.

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту съел.

Когда же гости подошли,

То даже крошек не нашли.

3 команда: В.Берестов

Без четверти шесть,

Без пятнадцати шесть

Хотите услышать приятную весть?

Так что же случилось

Без четверти шесть?

Какая такая приятная весть?

А, то, что я сам, понимаете, сам

Умею часы узнавать по часам

- Ты прав, так и есть

Без 15 шесть!

Спасибо тебе за приятную весть!

С.Маршак

Тетя Трот и кошка

Сели у окошка

Сели рядом вечерком

Поболтать немножко

Трот спросила:

Кис-кис-кис

Ты ловить умеешь крыс?

Мурр – сказала кошка,

Помолчав немножко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...