Как можно хвалить и как нельзя.
статья на тему
Хорошо продуманная похвала является эффективной дисциплинарной стратегией и имеет большее значение, чем наказание, наложенное сразу после плохого поведения.
Рекомендации и азбука похвалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Как можно хвалить и как нельзя.
Одним из ведущих мотивов в жизни детей дошкольного возраста является стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми. Дети 4-6 лет очень чувствительны к оценкам своей деятельности со стороны родителей и педагогов. Именно непосредственный интерес к занятиям и положительные оценки успехов ребенка взрослыми стимулируют желание ребенка продолжать обучение. Поэтому обучающему взрослому необходимо быть великодушным, снисходительным, щедрым на похвалу.
Хорошо продуманная похвала является эффективной дисциплинарной стратегией и имеет большее значение, чем наказание, наложенное сразу после плохого поведения.
При похвале учитывайте следующее:
1. Хваля ребенка, будьте умеренны. Если ребенка хвалят мало, у него формируется заниженная самооценка, и ему будет труднее научиться различать хорошее и плохое. Если ребенка хвалят слишком много, то вырабатывается "зависимость" от постоянного ожидания похвалы. Это способствует задержке развития у ребенка собственного внутреннего умения оценивать себя.
2.Хвалите за что-то конкретное.
3.Хвалите усилия ребенка, а не конечный результат.
4.Хвалите прилагательными, отражающими ваши ценности (старательный, ловкий, умный и.т.д.). Так вы научите ребенка ценностям, важным для вас.
5.Хвалите сильные стороны, умения ребенка.
6.Избегайте использовать в похвале слова в превосходной степени. Например: "лучший", "самый симпатичный" и т.д.
7.Хвалите малыша теми словами, которые он понимает.
Как правильно хвалить ребенка:
1. Хвалите ребенка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок, обратите внимание на детали: «Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая». Избегайте фраз вроде: «Ты такой молодец! Настоящий художник!». Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: «Это очень непросто — нарисовать птичку»
2. Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться». К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка не менее четырех раз в день.
3. Не сравнивайте ребенка с другими! Вы наверняка уже слышали, насколько нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем чувство превосходства.
4. Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и растерянности.
5. Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом. Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т.п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдается.
Не надо обещать ребенку, что из него вырастит великий художник, танцор, певец, спортсмен. Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не значит, что нужно говорить ему: «Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей!».
7. Если вы уже похвалили ребенка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик.
Азбука похвалы.
Ах, какой ты молодец!
Большое спасибо тебе, ты меня порадовал!
Великолепно! Верю в тебя!
Вот это да! Горжусь тобой!
Давай и дальше так же хорошо делать!
Еще немного времени, и все получится!
Еще лучше, чем вчера. Желаю тебе успеха!
Замечательно! И с этим заданием ты справился!
Красиво! Как быстро ты справился!
Лучше и не бывает! Молодец!
Мои поздравления! Настоящий мастер!
Неужели это сделал ты сам?! Очень хорошо!
Отлично! Превосходно! Правильно!
Поздравляю! Радуюсь за тебя!
Разве кто-то сомневался?
Сегодня уже лучше получается!
Сейчас получится! Славно!
Ты быстро учишься! Так держать!
Успех! Удача! Ура! Умница!
Фантастика! Хорошая работа!
Хорошо! Ценю твои старания!
Чудесно! Чудо!
Шутка ли, такое сложное задание сделать самому!
Это ты сам сделал?! Это то, что надо!
Юное дарование! Я знала, что ты сможешь это сделать!
Используйте также разные формы не словесной поддержки ребенка — они не менее важны для вашего малыша, чем слова, а иногда и более эффективны. Улыбнитесь или подмигните, погладьте по спине или по голове, мимоходом прижмите к себе или подбадривая, пожмите руку, обнимите за плечи — словом, используйте все, что подскажет вам ваше сердце.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агитбригада "Можно и нельзя"
Данный материал был использован для участия в конкурсе агитбригад. Материал занимателен, доступен, дает возможность задействовать любое количество участников....
Презентация"Система воспитательной работы НЕМО (Нельзя - Можно, НЕ могу - МОгу)"
Презентацияк выступлению в рамках ПНПО - 2014 об опыте воспитательной работы...
Методическая разработка "Можно" и "нельзя" реальной жизни.
методическая разработка...
Воспитательное занятие «Можно» и «нельзя» реальной жизни.
Форма проведения: мозговой штурм. Цель: Тренировать детей в аргументации, развивать умение справедливо оценивать события, происходящие в реальном мире.Приобщать к социальному миру взаимоотн...
Родительское собрание "Можно и нельзя"
Разработка родительского собрания...
«Что можно, а что нельзя узнать по капле крови». - исследовательская работа
Современный врач, практически любого профиля, не может работать без точных качественных показателей состояния систем органов, обмена веществ, защитных резервов организма и т.п., так как на их основе у...
Выступление на круглом столе учителей физики по теме: «Управление учебной деятельностью учащихся в процессе изучения физики.» Знание нельзя дать - его можно только взять.
Выступление на круглом столе учителей физики по теме: «Управление учебной деятельностью учащихся в процессе изучения физики.»Знание нельзя дать - его можно только взять. ...