Методические рекомендации по проектированию и составлению образовательных программ
методическая разработка на тему
Данная методическая продукция адресована педагогам дополнительного образования в помощь при проектировании и составлении образовательной программы, которая необходима педагогу для успешной работы, аттестации, участии в педагогических конкурсах, при проведении лицензирования, аттестации и аккредитации образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_po_sostavleniyu_programm.docx | 66.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по проектированию и составлению образовательной программы дополнительного образования
Методист ОДОД ГБОУ СОШ № 511
Павловская Людмила Фёдоровна
Санкт-Петербург
Оглавление:
1. Введение ____________________________________________________ 2. Раздел I. Нормативные документы ______________________________ 3. Раздел II. Классификация образовательных программ ______________ 4. Раздел III. Свойства программы _________________________________ 5. Раздел IV. Дидактические принципы ____________________________ 6. Раздел V. Структура программы ________________________________ 7. Раздел VI. Заключение ________________________________________ 8. Раздел VIII. Литература ________________________________________ | сстр. 2 сстр. 3 сстр. 5 сстр. 6 сстр. 6 сстр. 7 сстр. 21 сстр. 22 |
Введение
Данная методическая продукция адресована педагогам дополнительного образования в помощь при проектировании и составлении образовательной программы, которая необходима педагогу при его аттестации, участии в педагогических конкурсах, при проведении лицензирования, аттестации и аккредитации образовательного учреждения. В данной работе предполагается дать практические рекомендации по формированию образовательных программ с использованием уже имеющихся разработок по данной теме.
В отличие от школьных учителей, подагоги дополнительного образования не имеют готовых образовательных программ с четким распределением тем, часов, типами занятий, а сами конструируют их. Однако, здесь возникает ряд проблем: не все подагоги владеют научно-практическими основами педагогического творчества, знакомы с технологией проектирования учебного материала, плохо представляют как изложить кратко и четко некоторые разделы программы, прописанные в примерных требованиях Министерства образования. Например, вызывает большие затруднения написание пояснительной записки. Если же педагог не имеет специального педагогического образования, не знаком с методикой, то разработка программы вызывает еще большие трудности. Создание данного вида методической продукции должно помочь в решении этих проблем.
Основанием при разработке этого пособия послужили нормативные документы, а также уже существующие на сегодняшний день разработки ГЦРДО, разработки районных центров детского творчества, изданная литература по данной тематике и другие источники.
Раздел I.
Нормативные документы
Примерные требования
к программам дополнительного образования детей
Приложение к письму Департамента молодежной политики,
воспитания и социальной поддержки детей
Минобрнауки России
от 11.12.2006 № 06-1844
Примерные требования
к программам дополнительного образования детей
Нормативно-правовой аспект
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее – Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные образовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
- в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях начального профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
- в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными. (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. №233);
- и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (Закон РФ «Об образовании», ст.26, п.2).
Содержание дополнительных образовательных программ
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;
- формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровня образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания и развития детей. В связи с чем содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона;
- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному, общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спротивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, культурологической, естественно-научной);
- современным образовательным технологиям, отраженных в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах, дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
Быть направлено на:
- создание условий для развития личности ребёнка;
- развитие мотивации ребёнка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребёнка;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй.
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
- Титульный лист.
- Пояснительную записку.
- Учебно-тематический план.
- Содержание изучаемого курса.
- Методическое обеспечение программы дополнительного образования.
- Список литературы.
Раздел II.
Классификация образовательных программ
Программы дополнительного образования детей классифицируются по виду, по уровню освоения, по направленностям.
- По виду:
- типовая (примерная) – программы Министерства просвещения, рекомендованные внешкольным учреждениям для реализации по профилю той или иной образовательной области.
- модифицированная (адаптированная, скорректированная) – содержание данной программы основано на типовой программе, с внесением изменения в отбор тем, порядок их изучения в распределении часов, в отборе материала по темам. Изменения вносятся с учетом особенностей набора, формирования разновозрастных и разноуровневых групп детей, условиями и режимом осуществления деятельности. Иногда педагог вносит в программу коррективы как выражение его жизненного и практического опыта собственного видения предмета, но они не затрагивают принципиальных аспектов образовательного процесса. Если программа модифицированная, то при составлении программы надо записать: «При составлении программы были использованы... ... ...»
- экспериментальная – предполагает отработку новых педагогических технологий, методик, содержит этапы и способы отслеживания; имеет научного руководителя; по мере прохождения апробации, обсуждается и утверждается на экспертном совете. В дальнейшем эта программа может перейти в статус авторской.
- авторская – программа, которая создается педагогом по его собственному замыслу с учётом его опыта, наработанных методик, его видения программы и путей её решения, её содержание отличается новизной и актуальностью. Авторская программа должна иметь либо заключение экспертного совета, либо дипломы конкурса авторских программ.
- По уровню освоения:
- общекультурные – уровень освоения предполагает удовлетворение познавательного интереса ребёнка, расширение кругозора, информированности в данной образовательной области, обогащение опыта общения и приобретение умений совместной деятельности;
- углублённые – уровень предполагает формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности;
- профессионально-ориентированные – уровень, предусматриващий достижение высоких показателей образованности в избранной предметной области, готовность к освоению программ специального (начального, среднего, высшего) образования.
- По направленностям:
Направленности дополнительных образовательных программ: научно-техническая, художественная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, эколого-биологическая, социально-педагогическая, культурологическая, естественнонаучная.
Раздел III.
Свойства образовательных программ
Программа как документ должна иметь следующие свойства:
- Актуальность – свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни и быть ориентированной на эффективное решение проблем в будущем;
- Прогностичность – способность программы в своих целях и планируемых действиях отражать не только сегодняшние, но и будущие требования к образованию;
- Рациональность – свойство программы, определяющее такие цели и способы их достижения, которые в конкретных условиях региона на основе имеющихся ресурсов позволяют получить максимально полезный результат;
- Реалистичность – свойство программы, означающее соответствие цели и прелагаемых средств её достижения;
- Целостность – свойство программы, обеспечивающее согласованность и полноту, взаимодействие и последовательность действий по реализации целей;
- Контролируемость – свойство программы, определяющее ожидаемые результаты, параметры и способы проверки конечных и промежуточных результатов;
- Корректируемость – свойство программы, позволяющее своевременно реагировать на отклонения и сбои, меняя детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику.
Раздел IV.
Дидактические принципы
При разработке программы необходимо ориентироваться на следующие принципы дидактики:
- Принцип последовательности (построение учебного процесса от простого к сложному);
- Принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях);
- Принцип доступности (содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста с учетом возрастных особенностей);
- Принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);
- Принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);
- Принцип индивидуализации программы (предполагает максимальный учёт характерологических особенностей каждого воспитанника);
- Принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребёнок);
- Принцип актуальности (предполагает максимальную приближенность содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности);
- Принцип межпредметности (подразумевает связь программы с другими науками или областями деятельности);
- Принцип гуманистичности ориентирован на потребности человека, его проблемы, интересы;
- Принцип практичности основан на применении полученных знаний в повседневной жизни.
Возможно использование и других дидактических принципов.
При формулировке замысла необходимо учесть:
- последние достижения в той области деятельности, которой соответствует программа,
- опыт других педагогов,
- современные требования к дополнительному образованию.
Работа над образовательной программой детского объединения – очень сложный и длительный процесс, который предполагает ряд последовательных действий:
1. Концептуальное осмысление педагогом собственного опыта (разработка ведущих идей, принципов, замысла, основных целей и задач) и изучение соответствующих работ в данной области (типовых и авторских программ, практической работы других педагогов).
2. Обоснование и описание методики учебно-воспитательной работы (изучение психолого-педагогической литературы, апробация отдельных методик).
3. Создание образа программы – формулирование темы, конструирование учебного и развивающего содержания, определение разделов учебно-тематического плана.
4. Оформление программы, передача её на обсуждение в методический совет учреждения дополнительного образования, а также на рецензирование в другие организации.
5. Согласование программы решением методического (педагогического) совета учреждения, затем утверждение приказом директора.
Раздел V.
Структура программы
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
- Титульный лист.
- Пояснительная записка.
- Учебно-тематический план.
- Содержание изучаемого курса.
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
- Список литературы.
Оформление и содержание структурных элементов программы
- Титульный лист
На титульном листе следует указывать:
- Наименование образовательного учреждения (по уставу);
- Где, когда и кем утверждена образовательная программа;
- Название образовательной программы;
- Возраст детей, на которых расчитана образовательная программа;
- Срок реализации образовательной программы;
- Ф.И.О., должность автора (авторов) образовательной программы;
- Название города, населённого пункта, в котором реализуется образовательная программа;
- Год разработки образовательной программы;
Пояснения к оформлению титульного листа:
- Слово «Утверждаю» печатается без кавычек (согласно стандарту ГОСТа от 1998 г.)
- Дать расшифровку подписи директора.
- Программа должна быть принята или согласована на малом или большом педсовете. Дату утверждения и согласования на педсовете писать арабскими цифрами.
- Название программы должно быть хорошо продуманным, оно одновременно должно заинтересовать и дать представление о направлении программы. Это сродни присвоению имени ребёнку или названия судна. Как говорил капитан Врунгель: «Как корабль назовёте, так корабль и поплывёт». Название программы – это её визитная карточка. Например: «Мастерская Сувенир», «Волшебное рукоделие», «Народные промыслы», «Театр моды», «Юные экскурсоводы», «Шахматная страна», «Путешествие в страну Поэзии», «Музыкальный фрегат», «Туристическое путешествие», «Я живу на планете Земля», «Литературный вернисаж», «Азбука кино» и т.д. И так название должно быть коротким, ёмким, привлекательным, а главное, отражающим содержание программы.
- Если вы меняете название программы, то программа должна быть заново лицензирована.
- С официальным измененем названия учреждения меняется титульный лист программы.
- Если программа корректировалась, то написать в каком году корректировалась. Например: «Программа скорректирована в 2007, 2008 гг.»
- Если меняется срок реализации программы, то програма долна снова пройти лицензирование.
- Если меняется возраст обучающихся, то также программа должна пройти лицензирование.
- При написании возраста детей классы не указываются. Если набор в группу осуществляется в разном возрасте, то возраст детей записывается дробью. Например: 7/9 – 12/14 лет.
2. Пояснительная записка
Программу рекомендуется печатать 14-м шрифтом с интервалом между строк 1,5. В пояснительной записке к образовательной программе следует раскрыть:
- направленность образовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
- возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы;
- сроки реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы определния их результативности;
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
Рекомендации к написанию Пояснительной записки:
В пояснительной записке жирным шрифтом выделяются слова:
Направленность, уровень освоения, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, цель, задачи, отличительные особенности, возраст детей, сроки реализации программы, формы и режим занятий, ожидаемые результаты и способы их проверки, формы подведения итогов. Вся пояснительная записка пишется сплошным текстом, между пунктами нет пробелов.
Начинается пояснительная записка с обозначения направленности образовательной программы и уровня её освоения. Например:
Образовательная программа «Волшебное рукоделие» в системе дополнительного образования относится к программам художественной направленности. Уровень освоения программы общекультурный.
Создание программы – процесс творческий и сложный, требующий специальной подготовки и кропотливой работы. Программа педагога выступает наглядным показателем его профессионального мастерства.
Приступая к работе, важно всё продумать, учесть свои силы, готовность изложить свои мысли на бумаге и реализовать программу на практике, достичь заданных результатов. Начиная работу над программой, педагог должен ответить на следующие вопросы:
- В чём смысл программы?
- Есть ли необходимость в такой программе в конкретном учреждении?
- В чём оригинальность и новизна данной программы?
Исходя из ответов на поставленные вопросы следует написать краткую характеристику предмета – небольшой абзац о введении в программу и обозначении предмета деятельности в целом, на что направлена программа, что даёт ребёнку эта программа.
Далее следует раскрыть новизну и актуальность программы и её педагогическую целесообразность. Если педагог работает недавно, или вообще первый год, то новизну можно не писать. Новизна заключается в методах, в практической работе, во взглядах, взаимосвязи с другими предметами.
Актуальность – значимость, важность данного вида деятельности в современных условиях, спрос различных категорий обучаемых, социальный заказ любого уровня на этот вид деятельности, социальный заказ общества (потребности, проблемы, противоречия).
Педагогическая целесообразность – практическая полезность, разумность организованного образовательного процесса для ребёнка, семьи, общества.
Педагогическая целесообразность определяет место данного вида деятельности в культуре общества, влияние предлагаемых занятий на становление личности ребёнка в целом, на развитие его общих и специальных способностей.
Педагогическая целесообразность – аргументированное обоснование выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности (в соответствии с целями и задачами) и организации образовательного процесса.
Теперь займемся целью и задачами программы.
Цель – то, к чему стремятся, что надо осуществить (словарь С.И.Ожегова).
Образовательная цель – это качественно новое состояние развития личности ребёнка, которое станет результатом осуществления образовательного процесса.
Цель – достижение конкретного, конечного результата по виду деятельности творческого коллектива, тесно связана с названием программы, учитывая цель по Уставу школы.
Как рекомендуют прописывать цель образовательной программы?
Цель:
- должна быть одна или 2-3 для комплексной программы. Если программа модульная, то для каждого модуля, блока – отдельная цель и задачи.
- может быть направлена на развитие в целом или на развитие определённых способностей.
- близка к предмету программы: реальная, конкретная, чтобы её можно было достичь и можно было проверить.
- должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень её достижения с помощью различных средств педагогической диагностики.
- должна отражать уровень образованности выпускников, который обеспечивает образовательная программа, показать возможные дальнейшие образовательные маршруты.
Формулируя цели программы необходимо учитывать, что:
- слишком большое или необоснованно ограниченное количество целей и задач может свидетельствовать либо об их непродуманности, либо о формализме;
- выделение только узкопрофессиональных целей предполагает недооценку воспитательной роли дополнительного образования и отношение к нему только как к техническому процессу;
- слишком широкое обобщение целей, их абстрагирование от данного вида деятельности (например: всестороннее развитие личности ребёнка).
Познавательные цели дают углублённые знания по изучаемой дисциплине, развивают интеллектуальные способности, ориентированы на мотивацию познавательной деятельности детей, расширяют кругозор (могут быть продуктивные, репродуктивные, творческие, поисковые).
Целью программ научно-исследовательской ориентации является раскрытие и последующее развитие творческих способностей детей к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять свою авторскую идею.
В программах социальной ориентации целью может быть освоение детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработка ценностный ориентаций.
Целью профессионально-прикладных программ является развитие определённых умений и навыков в актуальной на сегодняшний день области практической деятельности.
Для спортивно-оздоровительных программ характерны цели пропагандирующие здоровый образ жизни, профилактики и коррекции здоровья.
Для программ художественной направленности целями могут быть выявление, сохранение и развитие одарённости ребёнка.
Некоторые примеры формулировки цели:
- Овладение искусством оригами.
- Развитие способности к творческому самовыражению средствами...
- Создание условий для (развития ребёнка в целом; развития определённых способностей ребёнка) через или средствами предмета.
- Изучение традиционной народной культуры (фольклор).
- Формирование и развитие качеств творческой личности через приобщение к традиционной культуре посредством изучения народного ремесла.
- Приобщение детей к здоровому образу жизни, физической культуре, посредством аэробики.
- Развитие навыков поведения, необходимых для успешного разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи – это шаги к достижению цели, способы реализации цели. Задачи делят на три группы (триединство задач):
Обучающие – формирование специальных знаний, умений, удовлетворение образовательных потребностей, развитие познавательного интереса, приобретение определённых знаний, умений, навыков – что узнает ребёнок, в чём разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится и т.д.
Как формулировать обучающие задачи?
- Прежде всего задачи «обучающие», а не «образовательные», так как вся программа образовательная.
- Глаголы (ключевое слово) должны быть выдержаны в одном стиле, падеже. Например: научить, обучить, показать, сформировать, освоить.
Развивающие – какие способности, творческие возможности будут реализованы, получат развитие. Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Как формулируются развивающие задачи?
- Ключевые слова: развить, развивать, формировать, сформировать.
- Важно, чтобы задачи были соотнесены с прогнозируемым результатом.
- Формулирование задач не должно быть абстрактным.
Воспитательные – какие ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформированы. Формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в обществе, навыков здорового образа жизни и т.п.
Как формулировать воспитательные задачи?
- Глаголы также формулируются в одном стиле: сформировать, вопитывать, воспитать, приобщить, привить, пробудить, создать ситуацию успеха.
- Предусмотреть реальную проверяемость задачи.
- Например может быть следующая формулировка: Сформировать коммуникативные качества у детей.
Отличительные особенности
Если вы читали другие программы по своему направлению, то показать отличия своей программы и её особенности через:
- базовые теоретические идеи,
- ключевые понятия,
- эпаты реализации, их обоснование и взаимосвязь.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Как правильно прописать возраст детей? Существуют ли какие-либо ограничения по возрасту? Есть ли другие ограничивающие факторы при приеме детей?
- Описать возраст и психофизические особенности группы детей, которым адресована программа (это тем более необходимо, если программа на несколько лет, с возрастом меняются психологические особенности детей, т.е. меняются приемы, методы и технологии);
- Указать условия набора детей:
- свободный,
- по конкурсу (прослушивание, тестирование, просмотр и т.д.),
- если проводится прослушивание, тестирование, анкетирование, то к программе должно быть приложение,
- физическое здоровье,
- пол (например, программа для юношей),
- степень предварительной подготовки,
- уровень образования детей,
- степень сформированности интересов к предлагаемой предметной области,
- наличие способностей.
- Уточнить число обучающихся в группах по годам обучения согласно рекомендациям Комитета по образованию: 1-й год – 15 человек, 2-ой год – 12 человек, 3-й год – 10 человек.
- Дать чёткие временные границы освоения программы: если вы допускаете присутствие более старших детей или родителей на занятиях, то это записывается в пояснительной записке: На занятиях могут присутствовать родители, выпускники объединения.
Сроки реализации образовательной программы (Продолжительность образовательного процесса, этапы).
Здесь указывается в течение скольки лет реализуется программа и часы на каждый год. Например: 1 год – 144 часа
2 год – 216 часов
3 год – 216 часов
Формы и режим занятий
Следует различать в описании формы проведения занятий и формы организации деятельности, методы обучения.
Здесь перечисляются формы организации занятий. Это могут быть:
- индивидуальная,
- по парам,
- индивидуально-групповая,
- групповая,
- по подгруппам,
- по звеньям,
- фронтальная,
- коллективная,
- ансамблевая,
- оркестровая.
Указывается количество занятий в неделю, их продолжительность.
Режим занятий может быть 2 раза в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 3 часа (в зависимости от возраста), при этом каждое занятие длится по 45 минут с перерывом 15 минут. Для дошкольников и младших школьников занятия длятся по 30-40 минут.
Существуют жесткие нормативы СанПина:
Для дошкольников 1-2 часа по одной дисциплине.
Для младших школьников до 4 часов в неделю.
Для среднего и старшего возраста 6-8-10 часов.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемый результат – конкретная характеристика знаний, представлений, умений, навыков, которые приобретает ребёнок по истечении каждого года обучения, результаты воспитания и развития ребёнка.
Ожидаемый результат непосредственно проистекает из задач, он должен быть соотнесен с целями программы, быть реальным и проверяемым.
Необходимо представить в этом разделе перечень понятий, которыми овладевают дети.
Примеры формулировок:
К концу 1 (2, 3, 4) года обучения ребёнок будет:
- знать,
- уметь,
- иметь представление,
- владеть,
- будет стремиться,
или – ребёнок овладеет понятиями,
- ребёнок научится делать,
- ребёнок получит навыки,
- у ребёнка будет сформирован,
- у ребёнка расширится представление.
Результат должет отражать все три заявленные в задачах составляющие: обучение, развитие, воспитание личности обучающегося.
Спрогнозировав ожидаемый результат, проверьте, отражает ли он выполнение поставленных ранее задач!
В этом же разделе описать систему отслеживания и оценивания результатов обучения детей:
- виды и периодичность контроля,
- способы учёта знаний, умений,
- способы оценки личностных качеств обучающихся.
Способами определения результативности могут быть: диагностические карты, тестирование, дневник наблюдения, учебные концерты, викторины, олимпиады, контрольные занятия, анкетирование (на начало года, полугодие, итоговое в апреле-мае). Это могут быть творческие работы (индивидуальные и коллективные), рефераты.
Формы подведения итогов реализации программы
Отслеживание результатов освоения программы осуществляется:
- показом самостоятельных работ на открытых занятиях для родителей,
- участием в конкурсах, фестивалях, соревнованиях,
- участием в концертах,
- выставки,
- портфолио,
- дневник наблюдения,
- карты творческого развития воспитанников, карты компетентности, карты освоения образовательной программы,
- коллективная рефлексия,
- самоанализ,
- коллективный анализ работ,
- опрос,
- контрольное занятие,
- зачётное занятие,
- взаимозачёт,
- открытое занятие для родителей,
- дидактическая игра,
- диагностическая методика,
- наблюдения педагога,
- отзывы родителей и детей,
- анкетирование,
- тестирование,
- защита рефератов,
- презентация творческих работ,
- индивидуальный и групповой показ,
- игра-испытание,
- сказка,
- эссе.
Можно указать виды аттестации детей: начальная, промежуточная, итоговая; сроки проведения.
В процессе обучения для проверки результатов освоения программы обучающимися используются следующие формы контроля процесса обучения:
- текущий контроль знаний в процессе устного опроса (индивидуального и группового),
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой,
- промежуточный тематический контроль умений и навыков после изучения тем,
- итоговый контроль умений и навыков при тестировании, анализе итоговой работы.
Основными критериями оценки работы детей являются:
- анализ приобретённых навыков общения,
- анализ выполнения творческих работ,
- анкетирование,
- внешний вид изделия,
- соблюдение технологии изготовления и декорирования,
- самостоятельные проекты и решения,
- качество изделий,
- умение читать схемы для выполнения работ и так далее.
3. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.
Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени.
Оформлять учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1. | Название раздела | |||
1.1. | Название темы | |||
1.2. | Название темы | |||
2. | Название раздела | |||
2.1. | Название темы | |||
2.2. | Название темы | |||
Итого часов: |
Примерное соотношение часов: теория – 30%, практика – 70%.
Другой вариант – с вариативным количеством часов в данном году.
№ п/п | Название тем | Количество часов ... – х часовая группа | Количество часов ... – х часовая группа | ||||
теория | практика | всего | теория | практика | всего | ||
Итого часов: |
Итоговое количество часов (за учебный год) зависит от количества часов занятий в неделю. Существует традиционный расчет часов:
Количество часов | |
в неделю | в год |
1 | 36 |
2 | 72 |
3 | 108 |
4 | 144 |
6 | 216 |
8 | 288 |
10 | 360 |
На каждый год обучения составляется отдельный учебно-тематический план.
В учебно-тематический план необходимо включить: беседы по технике безопасности, учебные экскурсии, посещение выставок, участие в концертах, в соревнованиях, все виды диагностики и прочее.
4. Содержание изучаемого курса
В этом разделе указывается:
- название раздела, темы (должно совпадать с перечисленными разделами и темами в учебно-тематическом плане);
- коротко перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему: основные теоретические понятия без подробной расшифровки и описания, факты, идеи, изучаемые ключевые понятия, примерное содержание практической деятельности детей на учебном занятии;
- изложение ведется в именительном падеже;
- указываются теоретические и практические занятия;
- обычно первая тема – правила техники безопасности и введение в программу.
При планировании экскурсий указать тему и место проведения экскурсии. Если занятие выездное, указать место проведения занятия.
Выездные занятия могут быть запланированы на воскресенье. Количество часов при выездном занятии не более 6-ти, поход выходного дня – 8 часов, двухдневные – 12 часов. На любой поход из группы 15 человек положено два руководителя.
5. Методическое обеспечение образовательной программы
Методика – это система приёмов и способов реализации образовательного проецесса, направленная на достижение проектируемого результата.
Необходимо дать описание организации педагогического процесса, наиболее целесообразной методики обучения. В этих целях может быть дана общая характеристика педагогического процесса, описаны виды занятий, наиболее употребляемые формы и методы занятий.
Методическое обеспечение программы – это диагностика возможностей учреждения, результаты которой следует учитывать при создании проекта программы.
До составления программы следует проанализировать имеющиеся условия для реализации: организационные, кадровые, научно-методические, материально-технические, мотивационные, нормативно-правовые, финансовые.
Возможные формы занятий:
- Традиционные занятия – лекция, беседа, рассказ, объяснение материала, семинар, дискуссия, конференция, учебная игра, экскурсия, экспедиция, туристический поход, посещение театра, посещение выставки, посещение парка, культурологический поход, турнир, соревнование, викторина, зачётное занятие, тестирование, анкетирование, защита и анализ творческих работ, творческие задания, самостоятельная работа, тренинг, выполнение упражнений и т.п.
- Нетрадиционные занятия (интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях) – занятие-презентация, социо-драма, защита проекта, День добрых сюрпризов, выпускной ринг, спектакль, концерт, интервью, репортаж, круглый стол, брифинг, фестиваль.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Метод – способ деятельности.
Для успешной реализации образовательной программы возможно использование следующих методов:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- Словесный метод – беседа, описание, объяснение, рассуждение, дискуссия, диалог, рассказ, словесная оценка и коррекция, анализ текста, анализ музыкального произведения, словесный комментарий, постановка задач.
- Наглядный метод – работа с книгой, показ видеоматериала, иллюстраций, звуковая демонстрация содержания музыкальных терминов, наглядных пособий, работа по образцу, наблюдение, педагогический показ, исполнение педагогом.
- Практический метод – самостоятельная работа, работа под руководством педагога, выполнение упражнений, творческое задание, тренинг, изготовление изделия, лабораторные работы, постановка опыта, игры.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный метод – восприятие и усвоение готовой информации детьми: экскурсия,
- Репродуктивный метод – воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: вокально-тренировочные упражнения, отработка технических навыков (исполнение гамм, физических упражнений, приёмов отработки материала, изделия, проговаривание скороговорок, чистоговорок, выразительное чтение произведений, отработка жестов, движений, выполнение дыхательных и голосовых упражнений).
- Частично-поисковый метод – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом, решение проблемных ситуаций.
- Исследовательский (творческий) метод – самостоятельная творческая деятельность детей.
Приём – конкретное проявление определенного метода на практике.
Это может быть игра, упражнения, устное изложение, беседа, анализ текста, музыкального произведения, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) подагогом, наблюдение, работа по образцу, тренинг, вокально-тренировочные упражнения, лабораторные работы и др. Возможно использование формы как приёма.
Методическое обеспечение образовательной программы может быть представлено в виде таблицы.
№ п/п | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
После таблицы необходимо сделать сноску «Подробное описание дидактического материала» или описать подробно весь используемый дидактический материал.
Дидактический материал
Какой дидактический материал используется для реализации образовательной программы?
Это может быть:
- Авторские пособия.
- Научная, специальная, методическая литература.
- Информационные и справочные материалы.
- Тематические методические пособия: тематические папки (конспекты занятий, разработки игр, сценариев, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций, лекционный материал, библиография и т.п.).
- Конспекты занятий.
- Рекомендации по проведению практических работ, инструкции по проведению лабораторных работ, пошаговые инструкции выполнения различных операций.
- Нотный материал, тексты песен.
- Задачи и задания, решаемые по образцу.
- Задачи и задания творческого характера.
- Дидактические настольные игры.
- Алгоритмы выполнения заданий.
- Памятки.
- Таблицы.
- Схемы.
- Плакаты.
- Портреты.
- Картины.
- Фотографии.
- Иллюстрации.
- Звукозаписи.
- Видеофильмы.
- Мультимедийные материалы.
- Компьютерные программные средства обучения.
- Анкеты.
- Опросники.
- Памятки для детей и родителей.
- Репродукции.
- Рисунки.
- Чертежи.
- Контрольные карточки.
Техническое оснащение занятий
В этот раздел вносятся все технические средства обучения, это могут быть:
- Станки,
- Музыкальные инструменты,
- Спортивные снаряды и оборудование,
- Швейные машины,
- Зеркала,
- Приборы,
- Декорации,
- Костюмы,
- Микрофоны,
- Компьютер,
- Телевизор,
- Магнитофон,
- Видеомагнитофон,
- Графо- и эпипроекторы,
- Мультимедийный проигрыватель,
- Диапроектор.
Формы подведения итогов
- Опрос,
- Контрольное занятие,
- Зачётное занятие,
- Открытое занятие для родителей,
- Концерт,
- Выставка,
- Конкурс,
- Самостоятельная работа,
- Творческая работа (индивидуальная и коллективная),
- Защита рефератов,
- Коллективная рефлексия,
- Коллективный анализ работ,
- Отзывы родителей и детей,
- Анкетирование,
- Тестирование.
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы
В разделе должны быть указаны все необходимые составные реализации программы: сведения о помещении, в котором должны проводится занятия; перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий; сведения о методическом обеспечении (наглядные пособия для педагогов и детей, аудио-, видеосредства как типовые, раздаточные материалы, индивидуальные занятия), эскизы, схемы. Необходимо перечислить нужное оборудование, ТСО, инструменты, декорации, костюмы, приборы, станки, химические реактивы, зеркала, грим, микрофоны и т.п.
Кадровое обеспечение реализации программы
Необходимо прописать, какие специалисты, кроме педагога дополнительного образования, необходимы для образовательного процесса (концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, педагоги дополнительного образования других направлений, лаборант и др.). Указать должность и обязанности педагогов, требования к их квалификации.
Список литературы
Списки литературы для педагога и детей составляются отдельно. В списках необходимо указывать полные выходные данные: ф.и.о. автора, название, город, название издательства, год издания. Список литературы может быть составлен по темам. Внутри каждого раздела список литературы составляется в алфавитном порядке.
Приложения
Этот раздел не является обязательным.
В приложении могут быть включены диагностические материалы, тесты, анкеты, тексты проверочных заданий, опросные листы, образцы изделий, фотографии, технологические карты, памятки, инструкции, методические рекомендации и разработки, словарь терминов, справочные материалы и др.
Раздел VI
Заключение
Работа над программой процесс очень сложный, требующий детального представления о том, что хочет преподаватель получить на выходе, как он этого будет добиваться, какими способами, методами, приёмами, какой арсенал средств и возможностей у него имеется.
Для того, чтобы программа соответствовала Примерным требованиям Министерства образования педагогу необходимо перечитать большое количество имеющихся на сегодняшний день источников: нормативные документы, сборники, выпущенные районными Дворцами детского творчества, Городским Дворцом Творчества Юных, Городским центром развития дополнительного образования, журналы по дополнительному образованию, разнообразную печатную литературу, то есть всё то, что было использовано и прочитано мной для написания данной методической разработки. Несомненно, вся литература необходима педагогу и полезна, но педагогам надо дать материал в сокращенном виде, с примерами, с уточнениями, разъяснениями. В связи с этим и возникла идея написать еще одно пособие на тему составления программы.
Эта методическая разработка может быть использована при обучении педагогов дополнительного образования на семинарах, которые проводит методист образовательного учреждения. Поэтому следующим этапом моей работы планирую создание следующих видов методической продукции, посвященной этой же теме, а именно, более подробно дать описание учебно-методического комплекса, который вызывает большие затруднения при написании программы.
VIII. Библиография
- Баданова А.В. Программное обеспечение учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. Раздел: Образовательные программы детского коллектива: содержание, типичные ошибки. Сборник «Руководителю городского методологического объединения», выпуск 6, ГОУ «СПб ГДТЮ», 2003.
- Баданова А.В. (Дворец Детского творчества Фрунзенского района). По итогам выпуска слушателей курсов.
- Богданова Р.У. Проектирование и реализация программы «Свободное время детей и учащейся молодёжи» - методические материалы, ДДТ «У Вознесенского моста», СПб., 2002.
- Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? – Практическое пособие. Издательство «Аркти», Москва, 2005, раздел «Как разработать авторскую образовательную программу».
- Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. Изд. «Владос», Москва, 2001.
- Иванченко В.Н. Занятия в системе дополниетльного образования детей. Изд. «Учитель», 2007.
- Журналы «Дополнительное образование».
- Конспект лекций курсов повышения квалификации «Введение в профессию методиста», 2008-2009.
- Лебедев О.Е. Дополниетльное образование детей, учебное пособие. Изд. «Владос», Москва, 2000.
- Лебедев О.Е. Дополниетльное образование детей. Учебное пособие для ВУЗов. Изд. «Владос», Москва, 2000.
- Любогор О.В. Составляем программу дополнительного образования. Серия «Педагогу на заметку», выпуск 5, ГОУ ДО Дом детского и юношеского творчества «На реке Сестре», СПб., 2008.
- Методические пояснения к разработке образовательной программы. Сборник Дворца детского и юношеского творчества Кировского района, 2008.
- Молчанова Т.К., Виноградова Н.К. Составление образовательных программ. Практические рекомендации. Москва УЦ «Перспектива», 2001.
- Платонова С.М., Попова О.О. Программное обеспечение образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. ДДТ «Левобережный», СПб., 2005.
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844.
- Старкова Т.М. Учебно-методическое пособие. Сборник раздаточных материалов для слушателей курсов повышения квалификации по программе «Современные подходы в деятельности педагога дополнительного образования».
- Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Письмо Министерства образования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16.
- Усыкин Г.С. (составитель). Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 20-24 марта 1995 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проектированию рабочей учебной программы по технологии на основе стандарта и примерной программы
В данной статье дан алгоритм создания рабочей программы для профессиональной подготовки школьников по профессии «Портной»...
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
Презентация по организации дополнительного образования...
Методические рекомендации : " МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ "
Создание авторской образовательной программы – сложное и кропотливое дело, требующее не только опыта педагогической работы и высокой квалификации, но и реалистической самооценки своих возможностей. Ос...
Методические рекомендации по проектированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования при разработке образовательной программы...
Методические рекомендации по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов для младших подростков с трудностями в обучении.
Методические рекомендации по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов для младших подростков с трудностями в обучении....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проектированию модульных дополнительных общеразвивающих программ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проектированию модульных дополнительных общеразвивающих программ....