Программа учебного предмета «Живопись»
рабочая программа на тему

Юнусова Елена Александровна

Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».

Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях.

Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения. Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Затем следуют темы «Фигура человека», «Гризайль», в старших классах - «Интерьер».

Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции, с пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunusova_e.a.zhivopis.doc411.5 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».

Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях.

Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения. Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Затем следуют темы «Фигура человека», «Гризайль», в старших классах - «Интерьер».

Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции, с пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.

Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет «Живопись» при 5 -летнем сроке обучения реализуется 5  лет - с 1 по 5   класс.

 

Цель и задачи учебного предмета

 

Целью учебного предмета «Живопись» является художественно- эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно- исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Задачи учебного предмета:

- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе:

-знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;

-знаний разнообразных техник живописи;

-знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;

-умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

-умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

-навыков в использовании основных техник и материалов;

навыков последовательного ведения живописной работы;

        - формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Форма проведения учебных занятий

       Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций   осуществляются в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).   Продолжительность уроков - 40 минут.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет   построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса;
  • диагностический комплекс.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический;
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные

впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд, учебная аудитория укомплектована  печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

Мастерская по живописи   оснащена натурными столами, мольбертами, компьютером, интерактивной доской, предметами натурного фонда.

 

II. Учебно-тематический план

Первый год обучения

Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

I полугодие

1.

Характеристика цвета

урок

5

2

3

2.

Характеристика цвета

урок

5

2

3

3.

Характеристика цвета. Три основных свойства цвета.

Урок

5

2

3

4.

Приемы работы с акварелью

урок

5

2

3

5.

Приемы работы с акварелью

урок

5

2

3

6.

Приемы работы с акварелью

урок

10

4

6

7.

Нюанс

урок

10

4

6

8.

Световой контраст (ахроматический контраст)

урок

10

4

6

9.

Цветовая гармония. Полярная гармония.

Урок

5

2

3

10.

Трехцветная и многоцветная гармония

урок

10

4

6

11.

Гармония по общему цветовому тону

урок

10

4

6

II полугодие

12.

Гармония по общему цветовому тону

урок

10

4

6

13.

Гармония по общему цветовому тону

урок

10

4

6

14.

Цветовой контраст (хроматический)

урок

15

6

9

15.

Цветовой контраст (хроматический)

урок

15

6

9

16.

Контрастная гармония (на насыщенных цветах)

урок

10

4

6

17.

Гармония по общему цветовому тону

урок

15

6

9

18.

Фигура человека

урок

10

4

6

Второй год обучения

Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

I полугодие

1.

Гармония по общему цветовому тону

урок

10

4

6

2.

Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах)

урок

10

4

6

3.

Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах)

урок

15

6

9

4.

Гармония по насыщенности

урок

10

4

6

5.

Контрастная гармония

урок

5

2

3

6.

Световой контраст (ахроматический). Гризайль.

Урок

15

6

9

7.

Гармония по светлоте и насыщенности

урок

15

6

9

II полугодие

8.

Фигура человека

урок

5

2

3

9.

Гармония по общему цветовому тону

урок

15

6

9

10.

Гармония по насыщенности и светлоте

урок

15

6

9

11.

Гармония по общему цветовому тону

урок

15

6

9

12.

Гармония по общему цветовому тону. Нюанс.

Урок

5

2

3

13.

Гармония по насыщенности

урок

15

6

9

14.

Гармония по общему цветовому тону и светлоте

урок

15

6

9

Третий год обучения

Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

I полугодие

1.

Контрастная гармония (на насыщенных цветах)

урок

18

9

9

2.

Гармония по общему цветовому тону и светлоте

урок

30

15

15

3.

Контрастная гармония (на насыщенных цветах)

урок

24

12

12

4.

Фигура человека

урок

6

3

3

5.

Гармония по общему цветовому тону и

насыщенности

(на ненасыщенных цветах)

урок

18

9

9

II полугодие

6.

Гармония по общему цветовому тону

урок

24

12

12

7.

Контрастная гармония на ненасыщенных цветах

урок

30

15

15

8.

Гармония по общему цветовому тону и светлоте

урок

24

12

12

9.

Гармония по светлоте

урок

24

12

12

Четвертый год обучения

Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальна я учебная нагрузка

Задание для самостоятель ной работы

Аудиторное задание

I полугодие

1.

Контрастная гармония (на насыщенных цветах)

урок

24

12

12

2.

Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах)

урок

30

15

15

3.

Гармония по общему цветовому тону и светлоте

урок

30

15

15

4.

Гармония по общему цветовому тону

урок

12

6

6

II полугодие

5.

Гармония по общему цветовому тону и

насыщенности

(на ненасыщенных цветах)

урок

30

15

15

6.

Гармония по насыщенности и светлоте

урок

30

15

15

7.

Нюансная гармония

урок

30

15

15

8.

Фигура человека

урок

12

6

6

Пятый год обучения

I полугодие

1.

Гармония по общему цветовому тону, по насыщенности

урок

12

6

6

2.

Нюансная гармония

урок

30

15

15

3.

Гармония по насыщенности и светлоте

урок

30

15

15

4.

Интерьер

урок

24

12

12

II полугодие

5.

Гармония по общему цветовому тону

урок

12

6

6

6.

Гармония по общему цветовому тону и насыщенности

урок

30

15

15

7.

Фигура человека

урок

12

6

6

8.

Гармония по общему цветовому тону и светлоте

урок

24

12

12

9.

Гармония по общему цветовому тону и насыщенности

урок

24

12

12

III . Содержание учебного предмета.

Годовые требования

В первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы были более эмоциональными, редко используется черный цвет.

В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на нюансах, светлоте, со сложным колоритом. Фигура человека, натюрморт связываются со станковой композицией.

Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со свойствами живописных материалов, приемами работы с акварелью. Учащиеся получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой гармонии.

Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы.

В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по форме предметы. Задания даются на решения тонального и колористического решения, передачу материальности и пространства, построения более сложной цветовой гармонии.

В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным тематическим характером, углубляются знания о цветовой гармонии, тональности и колористическом решении, решение пространства и цельности.

В пятом классе углубляются и закрепляются знания и умения последовательно и продолжительно вести работу над постановкой. Ставятся основные задачи академической живописи: передать точные цветовые отношения, построить сложную цветовую гармонию, глубину в натюрморте, форму, объем и фактуру предметов.

К учащимся шестого класса предъявляются следующие основные требования:

  • самостоятельно выполнять задание по созданию художественного образа, натюрморта;
  • самостоятельно строить цветовую гармонию;
  • выражать индивидуальное отношение к изображаемому;
  • уметь технически реализовать замысел.

Первый год обучения

  1. Тема. Характеристика цвета. Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными цветами. Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Орнамент с основными и составными цветами. Применение лессировок. Использование акварели, бумаги формата А4.

Самостоятельная работа: орнамент с основными и составными цветами.

  1. Тема. Характеристика цвета. Знакомство с холодными и теплыми цветами. Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков. Выполнение растяжек от желтого к красному, от красного к синему, от синего к фиолетовому и т.п. Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: пейзаж с закатом солнца.
  2. Тема. Характеристика цвета. Три основных свойства цвета.

Закрепление знаний о возможностях цвета. Понятия «цветовой тон», «насыщенность», «светлота». Умение составлять сложные цвета. Тема «Листья». Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: смешение красок с черным цветом. Тема «Ненастье».

  1. Тема. Приемы работы с акварелью. Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, мазок). Этюды перьев птиц, коры деревьев и т.п. Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: этюды осенних цветов.
  2. Тема. Приемы работы с акварелью. Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, по-сырому, a la prima). Этюд с палитрой художника. Использование акварели, бумаги различных форматов.

Самостоятельная работа: этюды природных материалов (шишки, коряги, ракушки и т.п.)

  1. Тема. Приемы работы с акварелью. Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов. Копирование лоскутков тканей. Использование акварели, бумаги формата А4.

Самостоятельная работа: тема «Морские камешки», «Мыльные пузыри».

  1. Тема. Нюанс. Развитие представления о локальном цвете и нюансах. Понятие «среда». Влияние освещения на цвет. Изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при теплом освещении. Использование акварели, бумаги формата А4.

Самостоятельная работа: изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при холодном освещении.

  1. Тема. Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль.

Силуэт. Форма предмета, решение силуэта. Монохром. Натюрморт из светлых предметов, различных по форме, на темном фоне. Использование акварели, бумаги формата А4.

Самостоятельная работа: монохром. Натюрморт из темных предметов, различных по форме, на светлом фоне.

  1. Тема. Цветовая гармония. Полярная гармония. Понятие «цветовая гармония», «полярная гармония», «дополнительные цвета». Этюд фруктов или овощей на дополнительных цветах (красный-зеленый, желтый- фиолетовый и т.д.) Использование акварели (техника a la prima), бумаги различных форматов.

Самостоятельная работа: этюд фруктов или овощей по тому же принципу.

  1. Тема. Трехцветная и многоцветная гармонии. Поиск цветовых отношений. Понятие трехцветной и многоцветной гармонии. Этюд цветов в декоративно-плоскостном варианте, в многоцветной гармонии. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: натюрморт из цветов в трехцветной гармонии.
  2. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Поиск цветовых отношений. Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на рефлексах. Натюрморт из различных фруктов и овощей на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари.
  3. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Влияние цветовой среды на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения. Натюрморт с простым предметом быта цилиндрической формы (кастрюля) с фруктами в холодной гамме при теплом освещении на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги формата А4.

Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.

  1. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Влияние цветовой среды на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения. Несложный натюрморт в теплой гамме при холодном освещении на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари.
  2. Тема. Цветовой контраст (хроматический). Влияние цветовой среды на предметы. Понятие «цветовой контраст». Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с фруктами на красном фоне). Использование акварели, бумаги различных форматов.

Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.

  1. Тема. Цветовой контраст (хроматический). Влияние цветовой среды на предметы. Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с фруктами на зеленом фоне). Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: подобный натюрморт в домашних условиях.
  2. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Применение различных приемов акварели. Лепка формы предмета с учетом цветовых и тональных отношений. Натюрморт на контрастном цветовом фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.
  3. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Тонкие цветовые отношения. Понятия «цветовая гамма», «колорит». Использование в процессе работы различных приемов акварели, передача формы и материальности предметов. Натюрморт из трех предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари.
  4. Тема. Фигура человека. Ознакомление с изображением человеческой фигуры, передача пропорций. Передача силуэтом характера модели. Этюды с натуры фигуры человека. Использование акварели (монохром), бумаги формата А4.Самостоятельная работа: этюды с натуры фигуры человека.

Второй год обучения

  1. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Передача оттенков локального цвета. Этюд ветки с плодами рябины, винограда, яблок и т.д. на нейтральном фоне. Использование акварели (техника a la prima), бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюд ветки со сложными листьями (клен, вяз) на нейтральном фоне.
  2. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Развитие представлений о влиянии цветовой среды на предмет. Лепка формы предметов с учетом цветовых и тональных отношений. Этюд овощей или грибов на контрастном фоне. Использование акварели (многослойная живопись), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды фруктов на контрастном фоне.
  3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах). Развитие навыков по передаче цветовых отношений. Выражение характера формы силуэтом. Натюрморт из 2-3 предметов насыщенного цвета разной материальности на светлом фоне. Использование акварели (техника «по сырому»), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюд несложных предметов различной формы на светлом фоне.
  4. Тема. Гармония по насыщенности. Изучение понятий пространственной среды и силуэта. Передача характера формы при помощи различных приемов работы с акварелью. Этюд чучела птицы на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: эскизы домашних животных.
  5. Тема. Контрастная гармония. Лепка формы цветом с учетом светотеневых отношений, совершенствование акварельных приемов. Работа кистью по форме, передача изменений локального цвета предметов на свету и в тени, взаимодействие цветов. Этюды двух предметов быта, контрастных по форме и цвету. Использование акварели, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюд чайника на контрастном фоне.
  6. Тема. Световой контраст (ахроматический). Гризайль. Передача светотеневых отношений и тональная передача объема и формы. Найти конкретные различия тонов предметов и драпировки. Передача объема и пространства тональными средствами. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и тону при боковом освещении на светлом фоне без складок. Гризайль. Использование акварели, бумаги различного формата.

Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль).

  1. Тема. Гармония по светлоте и насыщенности. Передача светотеневых отношений, моделировка формы предметов. Передача локального цвета предметов в многообразии цветовых оттенков с сохранением объема и связи с окружающей средой. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и цвету при боковом освещении на светлом фоне без складок (с предварительным эскизом). Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды комнатных растений.

  1. Тема. Фигура человека. Формирование навыков создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека. Поиск композиционного решения, определение основных цветовых отношений фигуры без детальной моделировки цветом. Два этюда фигуры человека (в различных позах). Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды фигуры человека.

  1. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Развитие умения передавать цветовые и тональные отношения. Передача прозрачности стекла при помощи технических приёмов работы акварелью (по сырому, лессировка, мазок). Этюд стеклянного кувшина или бутылки на цветном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюд банки с водой на нейтральном фоне.
  2. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Колористическая цельность. Смягчение контрастов. Выражение влияния цветовой среды на предметы натюрморта через рефлексы и полутона. Передача глубины пространства. Натюрморт с кувшином и фруктами на темном фоне без складок при боковом освещении (с предварительным эскизом). Использование акварели (техника a la prima), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды фруктов на темном фоне.
  3. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с корзиной и грибами на светлом теплом фоне без складок. Использование акварели («по сырому»), бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды с хлебопекарными изделиями.

  1. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. Закрепление навыков передачи материальности прозрачных предметов. Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с предметом из стекла. Фон холодный. Использование акварели («по сырому»), бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды предметов из стекла, различных по тону.

  1. Тема. Гармония по насыщенности. Передача точных свето-тоновых и цветовых отношений. Определение различия тональных и цветовых отношений в натюрморте. Связь предметов с окружающей средой. Достижение ясности локального цвета при богатстве цветовых оттенков. Натюрморт из контрастных по цвету предметов (с предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды предметов на контрастном фоне.
  2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Закрепление полученных навыков. Поиск верных тональных и цветовых отношений в натюрморте. Натюрморт из трех с предметом из металла (чайник, турка, кофейник). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды металлического предмета на разном фоне.

Третий год обучения

1. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Развитие колористического видения. Поиск цветовых отношений, использование различных приемов работы с акварелью. Натюрморт на осеннюю тему с контрастными цветовыми отношениями. Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов.

  1. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Развитие представление о сочетании цвета. Лепка цветом формы предмета. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт из нескольких различных по форме и цвету предметов на нейтральном фоне (с предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель, поэтапная работа над формой), бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари.

  1. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Достижение цветового единства. Передача материальности предметов, решение пространства в натюрморте. Натюрморт из трех предметов быта, контрастных по тону и цвету с различными по фактуре поверхностями на темном фоне. Использование акварели, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой.

  1. Тема. Фигура человека. Передача характера движения. Обобщенная передача формы цветом. Этюд фигуры человека. Использование акварели, бумаги различных форматов.

Самостоятельная работа: этюды фигуры человека в движении по представлению.

  1. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). Тонкие цветовые отношения. Моделирование формы в тени. Натюрморт из предметов быта против света. Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: копирование натюрмортов с подобной композицией.

  1. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Цельность колористического решения. Выявление композиционного и живописного центра натюрморта, передача фактуры предметов. Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом птицы. Использование акварели, бумаги формата А2. Самостоятельная работа: копирование репродукций с изображением птиц.
  2. Тема. Контрастная гармония на ненасыщенных цветах. Цветотональные отношения. Различные приемы акварели. Натюрморт с крупным предметом на контрастном фоне (с предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.
  3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Поиск выразительного живописно-пластического решения. Передача формы предметов и пространства в натюрморте с учетом освещения. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой гамме (золотисто-коричневой). Использование акварели («по сырому), бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов искусства.

  1. Тема. Гармония по светлоте. Последовательное ведение длительной работы. Выражение «состояния» натюрморта. Лепка формы цветом. Натюрморт в светлой тональности. Использование акварели, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.

Четвертый год обучения

1.Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Цельность и декоративность колористического решения. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Натюрморт из живых цветов, овощей, фруктов и одного предмета бытовой утвари на контрастном фоне. Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды живых цветов.

  1. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). Грамотное сочетание цветовых отношений. Лепка формы предметов, передача световоздушной среды. Натюрморт в различных техниках из атрибутов художника со сложной по фактуре и цвету драпировкой с введением гипса (с предварительным эскизом). Использование акварели, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: копирование репродукций с картин натюрмортов известных отечественных и зарубежных художников

  1. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте.

Последовательное ведение длительной постановки. Применение различных приемов работы с акварелью. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с крупным предметом быта, фруктами и овощами. Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов, различных по материалу.

  1. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Применение на практике полученных знаний. Лепка формы цветом, передача материальности. Этюд драпировки со складками. Использование акварели, бумаги различного формата.

Самостоятельная работа: этюд драпировки со складками.

  1. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). Передача глубины пространства. Создание нескольких эскизов с разных мест. Эскизы натюрмортов в интерьере (венский стул, виолончель, ткань со складками). Использование акварели, бумаги различного формата.

Самостоятельная работа: копирование с репродукций картин известных отечественный и зарубежных художников с подобной композицией.

  1. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Цветотональное решение. Выделение смыслового центра светом. Ритмическое построение цветовых пятен. Тематический натюрморт из четырех предметов, четких по цвету и различных по форме. Использование акварели, бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов.
  2. Тема. Нюансная гармония. Грамотное последовательное ведение длительной постановки. Поиск интересного живописно-пластического решения. Натюрморт с чучелом птицы. Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды с репродукций художников-анималистов. 8. Тема. Фигура человека. Развитие навыков и умений рисования фигуры человека с индивидуальными особенностями. Решение формы при помощи нюансов цвета. Этюд фигуры человека в спокойной позе («За рукоделием», «За чтением» и т.п.) Использование акварели, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюд фигуры человека по представлению.

Пятый год обучения

  1. Тема. Гармония по общему цветовому тону, по насыщенности.

Цельность, декоративность колористического решения. Передача фактуры предметов. Этюды постановок с грибами и осенними листьями. Использование акварели (техника по выбору), бумаги формата А3 Самостоятельная работа: копии с репродукции натюрмортов.

  1. Тема. Нюансная гармония. Грамотное ведение длительной работы. Связь натюрморта с пространством интерьера. Осенний натюрморт из плодов и овощей с введением фрагмента интерьера (с предварительным эскизом) с нестандартной точки зрения. Использование акварели (техника a la prima), бумаги различного формата.

Самостоятельная работа: осенний натюрморт из плодов и овощей с введением фрагмента окна.

  1. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Самостоятельное последовательное ведение длительной работы. Передача материальности предметов, лепка формы цветом. Натюрморт с предметами из стекла (2-4 стеклянных предмета, различные по цвету) в темной цветовой гамме. Использование акварели (многослойная акварель). Выбор формата с учетом композиции.

Самостоятельная работа: этюды стеклянных предметов в различном освещении.

  1. Тема. Интерьер. Поиск интересной композиции интерьера. Передача пространства. Фрагмент интерьера класса, холла с растениями.

Использование акварели (техника по выбору), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: фрагмент домашнего интерьера с комнатными растениями.

  1. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Самостоятельное последовательное ведение работы. Передача материальности и характера предметов в среде. Тематические натюрморты бытового жанра. Использование акварели (техника a la prima), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды натюрморта из нескольких предметов с ярко выраженными различиями материальности.
  2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. Грамотное построение цветовых и тональных отношений. Передача «большой формы», пространства в натюрморте. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с введением гипсовой маски или орнамента. Использование акварели, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды 2-3 белых предметов на различном фоне.

  1. Тема. Фигура человека в театральном костюме. Выявление характерных особенностей модели. Этюды фигуры человека в контражуре. Использование акварели, бумаги различного формата.

Самостоятельная работа: этюды родных и друзей.

  1. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Сближенные отношения, цветовые нюансы. Использование в работе ограниченной палитры цветов. Натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности, но близких по цвету. Использование акварели, бумаги формата А2. Самостоятельная работа: копии с репродукций натюрмортов.
  2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. Поиск интересной живописно-пластической композиции. Лепка формы цветом. Передача материальности. Натюрморт из предметов различной материальности (тематический натюрморт «Игрушки»). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюды игрушек с различных точек.

     

   

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств,
  • знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей, создания цветового строя;
  • умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
  • умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
  • умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;
  • навыки в использовании основных техник и материалов;
  • навыки последовательного ведения живописной работы.

Требования к экзамену

 Экзамен  проводится в виде самостоятельной работы учащегося над натюрмортом. Выполняется этюд постановки акварелью на формате А3 в течение 4 учебных часов. В первых-вторых классах натюрморт состоит из простых по форме предметов (2-3 предмета и однотоновая драпировка), в третьих-четвертых классах - комбинированных по форме, различных по материалу предметов (3-4 предмета и богатые по цвету и декору драпировки).

Для программы «Декоративно-прикладное творчество» экзамен   проводится в виде самостоятельной работы учащегося над натюрмортом. Выполняется этюд постановки акварелью на формате А3 в течение 4 учебных часов. Натюрморт состоит из различных по форме и цвету предметов (3-4 предмета и несложные по цвету драпировки).

Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки учащийся должен:

  • грамотно расположить предметы в листе;
  • точно передать пропорции предметов;
  • поставить предметы на плоскость;
  • правильно строить цветовые гармонии;
  • умело использовать приемы работы с акварелью;
  • передать с помощью цвета объем предметов, пространство и материальность;
  • добиться цельности в изображении натюрморта.

V. Формы и методы контроля, система оценок Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр.  Возможно   проводить промежуточные просмотры по разделам программы.

Формы промежуточной аттестации:

  • зачет - творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
  • экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).

      Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в

счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам   выставляются   по окончании четверти.  Промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков:

  1. год обучения
  • грамотно компоновать изображение в листе;
  • грамотно передавать локальный цвет;
  • грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
  • грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
  • грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей;
  1. год обучения
  • грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
  • грамотно передавать оттенки локального цвета;
  • грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
  • грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
  • грамотно передавать материальность простых мягких и зеркально- прозрачных поверхностей.
  1. год обучения
  • грамотно компоновать сложные натюрморты;
  • грамотно строить цветовые гармонии;
  • грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
  • грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;
  • грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;
  1. год обучения
  • грамотно компоновать объекты в интерьере;
  • грамотно строить цветовые гармонии;
  • грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;
  • грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;
  • грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых поверхностей;
  1. год обучения
  • передавать цельность и законченность в работе;
  • строить сложные цветовые гармонии;
  • грамотно передавать сложные светотеневые отношения;
  • грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере;
  • грамотно передавать материальность сложных мягких и зеркально- прозрачных поверхностей.

С учетом данных критериев выставляются оценки:

 -5(«отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;

-4 («хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных критериев;

-3(«удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов критериев.

VI . Методическое обеспечение учебного процесса

 

Предложенные в  программе темы заданий по живописи следует рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала.

Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи:

  1. Анализ цветового строя натюрморта.
  2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художников- классиков.
  3. Выбор техники исполнения.
  4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением.
  5. Выполнение картона.
  6. Выполнение работы на формате в материале.

Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника исполнения и формат работы обсуждаются индивидуально.

Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя

  • посещение выставок;
  • поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
  • чтение дополнительной литературы;
  • выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
  • посильное копирование шедевров мирового искусства;
  • выполнение аудиторных заданий по памяти.

Средства обучения

  • материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
  • наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
  • демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
  • электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
  • аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.

VII . Список рекомендуемой литературы

Методическая литература

 1.Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974

2.Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок, живопись,   станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. - М., 2003

3.Беда Г. В. Живопись. - М., 1986

4.Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос,  2004

5.Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник,

2002

6.Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2004

7.Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1992

8.Волков Н. Н. Композиция в живописи. - М., 1977

9.Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985

10.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997

11.Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. - М., 2008

12.Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986

13.Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М.: Высшая школа, 1992

14.Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО "СФЕРА"; "Сварог", 1996

15.Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. - Ростов н/д: Феникс, 2007

16.Проненко Г.Н. Живопись. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. - М., 2003

17.Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996

18.Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975

19.Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1974

Учебная литература

1.Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство, 1986: №1, 1988: №2

2.Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996

3.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. - Обнинск: Титул, - 1996

4.Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. - М.: Конец века, 1997

5.Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. - АСТ, 2005

6.Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985

7.Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву - АМ, Агар, 1999

8.Кальнинг А. К. Акварельная живопись. - М., 1968

9.Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение,

1980.

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                                                     Приложение 1

Электронные образовательные ресурсы 

  1. Электронная библиотека РГБ (http://elibrary.rsl.ru/) - фонд представляет собой собрание электронных копий ценных и наиболее спрашиваемых изданий из фондов РГБ и из внешних источников, а также документы, изначально созданные в электронной форме. Объем фонда на октябрь 2010 года составляет около 700 тысяч документов и постоянно пополняется.
  2. Электронный каталог РНБ (http://www.nlr.ru/poisk/).
  3. Научная электронная библиотека (http://elibrary.ru/) – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 миллионов научных статей и публикаций. На платформе eLIBRARY.RU доступны электронные версии более 2500 российских научно-технических журналов, в том числе более 1300 журналов в открытом доступе.
  4. Национальная электронная библиотека (http://www.rusneb.ru/).

Большинство федеральных библиотек Министерства культуры РФ имеют свои Web-сервера, многие занимаются созданием уникальных цифровых коллекций  ,  главная функция которых – обеспечение доступа людей к информации для ее эффективного и своевременного использования.

  Коммерческие проекты:

  1. Файлообменные сети, на которых в числе прочего размещаются научные и методические материалы (Военная литература - http://militera.lib.ru/, Популярная литература - http://avaxho.me/ и др.).
  2. Частные архивные коллекции (http://www.fold3.com, http://archive.org/ и др.).
  3. Каталоги публикаций (http://mars.arbicon.ru/);

 

 

                                                                                   

                                                                     Приложение 2

Электронные средства оценки знаний учащихся

      1.SunRav TestOfficePro – программа для создания тестов, проведения тестирования и обработки его результатов. Поможет организовать и провести тестирование, экзамены в образовательных учреждениях: вузах, колледжах, гимназиях, школах как для определения уровня знаний по любым учебным дисциплинам, так и с обучающими целями.

      2.easyQuizzy – каждый тест представляет собой независимую программу, которую достаточно скопировать на любой компьютер и запустить, чтобы начать тестирование.

      3.PikaTest – бесплатная программа для создания и проведения двухуровневых тестов с неограниченным количеством вопросов, по типу ЕГЭ.

      4.Tests2009 – универсальная программа тестирования знаний на компьютере, которая позволяет быстро создавать тесты используя математические формулы, рисунки, форматированный текст и т.п. Программа тестирования имеет возможности полноценной работы по сети.

      5.NewTest – программа для автоматизации процесса тестирований Программный комплекс состоит из трех подсистем, которые удовлетворяют основным требованиям при разработке и проведении тестирований.

     6.Сборники тестовых материалов (http://itest.sourceforge.net).

 

                                                                                         

                                                                                                                                 Приложение 3

Диагностический комплекс определения индекса реальных(учебных)возможностей учащихся

(Метод доверительной компетенции).

Этапы анализа диагностической  работы    

               (Метод доверительной компетентности)

   

 1  этап. Составление списка учащихся.  (по журналу)

    2 этап. Определение индивидуальных учебных возможностей учащихся путем выбора одного показателя из данных, соответствующего реальным учебным возможностям каждого ученика, например:

ученик обучается на "5",  или на "4" и "5",  "4",  "3" и "4", "3" ,"2" и "3", "2", "2" и "1", "1".

    3 этап. Выделение промежуточных параметров через запятую:

                4 и 5 = 4,5

                3 и 4 = 3,5

                2 и 3 = 2,5

    4 этап. Определение индексов: ИРВ , ИУСВ , ИНЕУСП.

  следующие количественные значения:

                ИРВ =  %

               ИУСВ =  %

             ИНЕУСП =  %

Формулы анализа диагностической  работы    

 1. Определение результативности (РЕЗ):

                  Ф х 100%          

      РЕЗ  = ------------

                    Д                  

     где Ф - фактически выполненное учащимися суммарное количество    заданий,

         Д - данное учителем суммарное количество заданий.

 

  2. Определение оценочного показателя (ОЦ):

                сумма оценок х 100%      

            ОЦ  = --------------------  

                "5" х колич-во уч-ся    

   

 3. Определение  количественного  показателя  уровня  работы   с   "сильными" учащимися (УСВ):

     

 кол-во уч-ся,получ. "4" и"5" х 100%  

УСВ  =  ------------------------------------=

                общее кол-во уч-ся.  

 

   4.Определение уровня реализации учебных возможностей (УРВ):

               РЕЗ х 100%    

        УРВ  =  ----------  

                 ИРВ  

       

   5. Количественный показатель сравнения со 100%:

                 УРВ - 100% = + -

 

  6.Показатель работы со "слабыми" учащимися (НЕУСП):

              НЕУСП  = 100% - РЕЗ

       Показатели  обрабатываются и заносятся в диагностическую карту.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ.ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ.Программы учебных предметов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись»

Программы учебных предметов "Беседы об искусстве", «История изобразительного искусства»   разработаны на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофес...

Программа по учебному предмету "Живопись" на 5 лет

Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства "Живопись" по предмету "Живопись" 5 лет....

Программа по учебному предмету "ЖИВОПИСЬ" (на 5 лет)

Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства по предмету "ЖИВОПИСЬ" на 5 лет....

Программа по учебному предмету "ЖИВОПИСЬ" (на 6 лет)

Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований (далее - ФГТ) к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным прогр...

Титульные листы к программам учебных предметов "Пленэр", "Живопись", "Рисунок"

Титульные листы к программам учебных предметов "Пленэр", "Живопись", "Рисунок", заверенные печатями и одобренные методсоветом....

Программа учебного предмета «Живопись»

Программа учебного предмета «Живопись» 1 и 3 класс...