Программа учебного предмета «Живопись»
рабочая программа на тему
Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях.
Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения. Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Затем следуют темы «Фигура человека», «Гризайль», в старших классах - «Интерьер».
Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции, с пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunusova_e.a.zhivopis.doc | 411.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях.
Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения. Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Затем следуют темы «Фигура человека», «Гризайль», в старших классах - «Интерьер».
Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции, с пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Живопись» при 5 -летнем сроке обучения реализуется 5 лет - с 1 по 5 класс.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Живопись» является художественно- эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно- исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета:
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе:
-знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
-знаний разнообразных техник живописи;
-знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
-умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
-умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
-навыков в использовании основных техник и материалов;
навыков последовательного ведения живописной работы;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций осуществляются в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Продолжительность уроков - 40 минут.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса;
- диагностический комплекс.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд, учебная аудитория укомплектована печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по живописи оснащена натурными столами, мольбертами, компьютером, интерактивной доской, предметами натурного фонда.
II. Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание |
I полугодие | ||||||
1. | Характеристика цвета | урок | 5 | 2 | 3 | |
2. | Характеристика цвета | урок | 5 | 2 | 3 | |
3. | Характеристика цвета. Три основных свойства цвета. | Урок | 5 | 2 | 3 | |
4. | Приемы работы с акварелью | урок | 5 | 2 | 3 | |
5. | Приемы работы с акварелью | урок | 5 | 2 | 3 | |
6. | Приемы работы с акварелью | урок | 10 | 4 | 6 | |
7. | Нюанс | урок | 10 | 4 | 6 | |
8. | Световой контраст (ахроматический контраст) | урок | 10 | 4 | 6 | |
9. | Цветовая гармония. Полярная гармония. | Урок | 5 | 2 | 3 | |
10. | Трехцветная и многоцветная гармония | урок | 10 | 4 | 6 | |
11. | Гармония по общему цветовому тону | урок | 10 | 4 | 6 | |
II полугодие | ||||||
12. | Гармония по общему цветовому тону | урок | 10 | 4 | 6 | |
13. | Гармония по общему цветовому тону | урок | 10 | 4 | 6 | |
14. | Цветовой контраст (хроматический) | урок | 15 | 6 | 9 | |
15. | Цветовой контраст (хроматический) | урок | 15 | 6 | 9 | |
16. | Контрастная гармония (на насыщенных цветах) | урок | 10 | 4 | 6 | |
17. | Гармония по общему цветовому тону | урок | 15 | 6 | 9 | |
18. | Фигура человека | урок | 10 | 4 | 6 |
Второй год обучения
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание |
I полугодие | |||||
1. | Гармония по общему цветовому тону | урок | 10 | 4 | 6 |
2. | Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах) | урок | 10 | 4 | 6 |
3. | Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах) | урок | 15 | 6 | 9 |
4. | Гармония по насыщенности | урок | 10 | 4 | 6 |
5. | Контрастная гармония | урок | 5 | 2 | 3 |
6. | Световой контраст (ахроматический). Гризайль. | Урок | 15 | 6 | 9 |
7. | Гармония по светлоте и насыщенности | урок | 15 | 6 | 9 |
II полугодие | |||||
8. | Фигура человека | урок | 5 | 2 | 3 |
9. | Гармония по общему цветовому тону | урок | 15 | 6 | 9 |
10. | Гармония по насыщенности и светлоте | урок | 15 | 6 | 9 |
11. | Гармония по общему цветовому тону | урок | 15 | 6 | 9 |
12. | Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. | Урок | 5 | 2 | 3 |
13. | Гармония по насыщенности | урок | 15 | 6 | 9 |
14. | Гармония по общему цветовому тону и светлоте | урок | 15 | 6 | 9 |
Третий год обучения | ||||||
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание | |
I полугодие | ||||||
1. | Контрастная гармония (на насыщенных цветах) | урок | 18 | 9 | 9 | |
2. | Гармония по общему цветовому тону и светлоте | урок | 30 | 15 | 15 | |
3. | Контрастная гармония (на насыщенных цветах) | урок | 24 | 12 | 12 | |
4. | Фигура человека | урок | 6 | 3 | 3 | |
5. | Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах) | урок | 18 | 9 | 9 |
II полугодие | |||||
6. | Гармония по общему цветовому тону | урок | 24 | 12 | 12 |
7. | Контрастная гармония на ненасыщенных цветах | урок | 30 | 15 | 15 |
8. | Гармония по общему цветовому тону и светлоте | урок | 24 | 12 | 12 |
9. | Гармония по светлоте | урок | 24 | 12 | 12 |
III . Содержание учебного предмета.
Годовые требования
В первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы были более эмоциональными, редко используется черный цвет.
В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на нюансах, светлоте, со сложным колоритом. Фигура человека, натюрморт связываются со станковой композицией.
Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со свойствами живописных материалов, приемами работы с акварелью. Учащиеся получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой гармонии.
Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы.
В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по форме предметы. Задания даются на решения тонального и колористического решения, передачу материальности и пространства, построения более сложной цветовой гармонии.
В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным тематическим характером, углубляются знания о цветовой гармонии, тональности и колористическом решении, решение пространства и цельности.
В пятом классе углубляются и закрепляются знания и умения последовательно и продолжительно вести работу над постановкой. Ставятся основные задачи академической живописи: передать точные цветовые отношения, построить сложную цветовую гармонию, глубину в натюрморте, форму, объем и фактуру предметов.
К учащимся шестого класса предъявляются следующие основные требования:
- самостоятельно выполнять задание по созданию художественного образа, натюрморта;
- самостоятельно строить цветовую гармонию;
- выражать индивидуальное отношение к изображаемому;
- уметь технически реализовать замысел.
Первый год обучения
- Тема. Характеристика цвета. Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными цветами. Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Орнамент с основными и составными цветами. Применение лессировок. Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: орнамент с основными и составными цветами.
- Тема. Характеристика цвета. Знакомство с холодными и теплыми цветами. Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков. Выполнение растяжек от желтого к красному, от красного к синему, от синего к фиолетовому и т.п. Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: пейзаж с закатом солнца.
- Тема. Характеристика цвета. Три основных свойства цвета.
Закрепление знаний о возможностях цвета. Понятия «цветовой тон», «насыщенность», «светлота». Умение составлять сложные цвета. Тема «Листья». Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: смешение красок с черным цветом. Тема «Ненастье».
- Тема. Приемы работы с акварелью. Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, мазок). Этюды перьев птиц, коры деревьев и т.п. Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: этюды осенних цветов.
- Тема. Приемы работы с акварелью. Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, по-сырому, a la prima). Этюд с палитрой художника. Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: этюды природных материалов (шишки, коряги, ракушки и т.п.)
- Тема. Приемы работы с акварелью. Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов. Копирование лоскутков тканей. Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: тема «Морские камешки», «Мыльные пузыри».
- Тема. Нюанс. Развитие представления о локальном цвете и нюансах. Понятие «среда». Влияние освещения на цвет. Изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при теплом освещении. Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при холодном освещении.
- Тема. Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль.
Силуэт. Форма предмета, решение силуэта. Монохром. Натюрморт из светлых предметов, различных по форме, на темном фоне. Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: монохром. Натюрморт из темных предметов, различных по форме, на светлом фоне.
- Тема. Цветовая гармония. Полярная гармония. Понятие «цветовая гармония», «полярная гармония», «дополнительные цвета». Этюд фруктов или овощей на дополнительных цветах (красный-зеленый, желтый- фиолетовый и т.д.) Использование акварели (техника a la prima), бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: этюд фруктов или овощей по тому же принципу.
- Тема. Трехцветная и многоцветная гармонии. Поиск цветовых отношений. Понятие трехцветной и многоцветной гармонии. Этюд цветов в декоративно-плоскостном варианте, в многоцветной гармонии. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: натюрморт из цветов в трехцветной гармонии.
- Тема. Гармония по общему цветовому тону. Поиск цветовых отношений. Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на рефлексах. Натюрморт из различных фруктов и овощей на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари.
- Тема. Гармония по общему цветовому тону. Влияние цветовой среды на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения. Натюрморт с простым предметом быта цилиндрической формы (кастрюля) с фруктами в холодной гамме при теплом освещении на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.
- Тема. Гармония по общему цветовому тону. Влияние цветовой среды на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения. Несложный натюрморт в теплой гамме при холодном освещении на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари.
- Тема. Цветовой контраст (хроматический). Влияние цветовой среды на предметы. Понятие «цветовой контраст». Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с фруктами на красном фоне). Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.
- Тема. Цветовой контраст (хроматический). Влияние цветовой среды на предметы. Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с фруктами на зеленом фоне). Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: подобный натюрморт в домашних условиях.
- Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Применение различных приемов акварели. Лепка формы предмета с учетом цветовых и тональных отношений. Натюрморт на контрастном цветовом фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.
- Тема. Гармония по общему цветовому тону. Тонкие цветовые отношения. Понятия «цветовая гамма», «колорит». Использование в процессе работы различных приемов акварели, передача формы и материальности предметов. Натюрморт из трех предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари.
- Тема. Фигура человека. Ознакомление с изображением человеческой фигуры, передача пропорций. Передача силуэтом характера модели. Этюды с натуры фигуры человека. Использование акварели (монохром), бумаги формата А4.Самостоятельная работа: этюды с натуры фигуры человека.
Второй год обучения
- Тема. Гармония по общему цветовому тону. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Передача оттенков локального цвета. Этюд ветки с плодами рябины, винограда, яблок и т.д. на нейтральном фоне. Использование акварели (техника a la prima), бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюд ветки со сложными листьями (клен, вяз) на нейтральном фоне.
- Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Развитие представлений о влиянии цветовой среды на предмет. Лепка формы предметов с учетом цветовых и тональных отношений. Этюд овощей или грибов на контрастном фоне. Использование акварели (многослойная живопись), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды фруктов на контрастном фоне.
- Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах). Развитие навыков по передаче цветовых отношений. Выражение характера формы силуэтом. Натюрморт из 2-3 предметов насыщенного цвета разной материальности на светлом фоне. Использование акварели (техника «по сырому»), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюд несложных предметов различной формы на светлом фоне.
- Тема. Гармония по насыщенности. Изучение понятий пространственной среды и силуэта. Передача характера формы при помощи различных приемов работы с акварелью. Этюд чучела птицы на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: эскизы домашних животных.
- Тема. Контрастная гармония. Лепка формы цветом с учетом светотеневых отношений, совершенствование акварельных приемов. Работа кистью по форме, передача изменений локального цвета предметов на свету и в тени, взаимодействие цветов. Этюды двух предметов быта, контрастных по форме и цвету. Использование акварели, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюд чайника на контрастном фоне.
- Тема. Световой контраст (ахроматический). Гризайль. Передача светотеневых отношений и тональная передача объема и формы. Найти конкретные различия тонов предметов и драпировки. Передача объема и пространства тональными средствами. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и тону при боковом освещении на светлом фоне без складок. Гризайль. Использование акварели, бумаги различного формата.
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль).
- Тема. Гармония по светлоте и насыщенности. Передача светотеневых отношений, моделировка формы предметов. Передача локального цвета предметов в многообразии цветовых оттенков с сохранением объема и связи с окружающей средой. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и цвету при боковом освещении на светлом фоне без складок (с предварительным эскизом). Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений.
- Тема. Фигура человека. Формирование навыков создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека. Поиск композиционного решения, определение основных цветовых отношений фигуры без детальной моделировки цветом. Два этюда фигуры человека (в различных позах). Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды фигуры человека.
- Тема. Гармония по общему цветовому тону. Развитие умения передавать цветовые и тональные отношения. Передача прозрачности стекла при помощи технических приёмов работы акварелью (по сырому, лессировка, мазок). Этюд стеклянного кувшина или бутылки на цветном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюд банки с водой на нейтральном фоне.
- Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Колористическая цельность. Смягчение контрастов. Выражение влияния цветовой среды на предметы натюрморта через рефлексы и полутона. Передача глубины пространства. Натюрморт с кувшином и фруктами на темном фоне без складок при боковом освещении (с предварительным эскизом). Использование акварели (техника a la prima), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды фруктов на темном фоне.
- Тема. Гармония по общему цветовому тону. Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с корзиной и грибами на светлом теплом фоне без складок. Использование акварели («по сырому»), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды с хлебопекарными изделиями.
- Тема. Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. Закрепление навыков передачи материальности прозрачных предметов. Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с предметом из стекла. Фон холодный. Использование акварели («по сырому»), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды предметов из стекла, различных по тону.
- Тема. Гармония по насыщенности. Передача точных свето-тоновых и цветовых отношений. Определение различия тональных и цветовых отношений в натюрморте. Связь предметов с окружающей средой. Достижение ясности локального цвета при богатстве цветовых оттенков. Натюрморт из контрастных по цвету предметов (с предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды предметов на контрастном фоне.
- Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Закрепление полученных навыков. Поиск верных тональных и цветовых отношений в натюрморте. Натюрморт из трех с предметом из металла (чайник, турка, кофейник). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды металлического предмета на разном фоне.
Третий год обучения
1. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Развитие колористического видения. Поиск цветовых отношений, использование различных приемов работы с акварелью. Натюрморт на осеннюю тему с контрастными цветовыми отношениями. Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов.
- Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Развитие представление о сочетании цвета. Лепка цветом формы предмета. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт из нескольких различных по форме и цвету предметов на нейтральном фоне (с предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель, поэтапная работа над формой), бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари.
- Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Достижение цветового единства. Передача материальности предметов, решение пространства в натюрморте. Натюрморт из трех предметов быта, контрастных по тону и цвету с различными по фактуре поверхностями на темном фоне. Использование акварели, бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой.
- Тема. Фигура человека. Передача характера движения. Обобщенная передача формы цветом. Этюд фигуры человека. Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: этюды фигуры человека в движении по представлению.
- Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). Тонкие цветовые отношения. Моделирование формы в тени. Натюрморт из предметов быта против света. Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: копирование натюрмортов с подобной композицией.
- Тема. Гармония по общему цветовому тону. Цельность колористического решения. Выявление композиционного и живописного центра натюрморта, передача фактуры предметов. Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом птицы. Использование акварели, бумаги формата А2. Самостоятельная работа: копирование репродукций с изображением птиц.
- Тема. Контрастная гармония на ненасыщенных цветах. Цветотональные отношения. Различные приемы акварели. Натюрморт с крупным предметом на контрастном фоне (с предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.
- Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Поиск выразительного живописно-пластического решения. Передача формы предметов и пространства в натюрморте с учетом освещения. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой гамме (золотисто-коричневой). Использование акварели («по сырому), бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов искусства.
- Тема. Гармония по светлоте. Последовательное ведение длительной работы. Выражение «состояния» натюрморта. Лепка формы цветом. Натюрморт в светлой тональности. Использование акварели, бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.
Четвертый год обучения
1.Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Цельность и декоративность колористического решения. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Натюрморт из живых цветов, овощей, фруктов и одного предмета бытовой утвари на контрастном фоне. Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды живых цветов.
- Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). Грамотное сочетание цветовых отношений. Лепка формы предметов, передача световоздушной среды. Натюрморт в различных техниках из атрибутов художника со сложной по фактуре и цвету драпировкой с введением гипса (с предварительным эскизом). Использование акварели, бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: копирование репродукций с картин натюрмортов известных отечественных и зарубежных художников
- Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте.
Последовательное ведение длительной постановки. Применение различных приемов работы с акварелью. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с крупным предметом быта, фруктами и овощами. Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов, различных по материалу.
- Тема. Гармония по общему цветовому тону. Применение на практике полученных знаний. Лепка формы цветом, передача материальности. Этюд драпировки со складками. Использование акварели, бумаги различного формата.
Самостоятельная работа: этюд драпировки со складками.
- Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). Передача глубины пространства. Создание нескольких эскизов с разных мест. Эскизы натюрмортов в интерьере (венский стул, виолончель, ткань со складками). Использование акварели, бумаги различного формата.
Самостоятельная работа: копирование с репродукций картин известных отечественный и зарубежных художников с подобной композицией.
- Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Цветотональное решение. Выделение смыслового центра светом. Ритмическое построение цветовых пятен. Тематический натюрморт из четырех предметов, четких по цвету и различных по форме. Использование акварели, бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов.
- Тема. Нюансная гармония. Грамотное последовательное ведение длительной постановки. Поиск интересного живописно-пластического решения. Натюрморт с чучелом птицы. Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды с репродукций художников-анималистов. 8. Тема. Фигура человека. Развитие навыков и умений рисования фигуры человека с индивидуальными особенностями. Решение формы при помощи нюансов цвета. Этюд фигуры человека в спокойной позе («За рукоделием», «За чтением» и т.п.) Использование акварели, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюд фигуры человека по представлению.
Пятый год обучения
Цельность, декоративность колористического решения. Передача фактуры предметов. Этюды постановок с грибами и осенними листьями. Использование акварели (техника по выбору), бумаги формата А3 Самостоятельная работа: копии с репродукции натюрмортов.
- Тема. Нюансная гармония. Грамотное ведение длительной работы. Связь натюрморта с пространством интерьера. Осенний натюрморт из плодов и овощей с введением фрагмента интерьера (с предварительным эскизом) с нестандартной точки зрения. Использование акварели (техника a la prima), бумаги различного формата.
Самостоятельная работа: осенний натюрморт из плодов и овощей с введением фрагмента окна.
- Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Самостоятельное последовательное ведение длительной работы. Передача материальности предметов, лепка формы цветом. Натюрморт с предметами из стекла (2-4 стеклянных предмета, различные по цвету) в темной цветовой гамме. Использование акварели (многослойная акварель). Выбор формата с учетом композиции.
Самостоятельная работа: этюды стеклянных предметов в различном освещении.
- Тема. Интерьер. Поиск интересной композиции интерьера. Передача пространства. Фрагмент интерьера класса, холла с растениями.
Использование акварели (техника по выбору), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: фрагмент домашнего интерьера с комнатными растениями.
- Тема. Гармония по общему цветовому тону. Самостоятельное последовательное ведение работы. Передача материальности и характера предметов в среде. Тематические натюрморты бытового жанра. Использование акварели (техника a la prima), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды натюрморта из нескольких предметов с ярко выраженными различиями материальности.
- Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. Грамотное построение цветовых и тональных отношений. Передача «большой формы», пространства в натюрморте. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с введением гипсовой маски или орнамента. Использование акварели, бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды 2-3 белых предметов на различном фоне.
- Тема. Фигура человека в театральном костюме. Выявление характерных особенностей модели. Этюды фигуры человека в контражуре. Использование акварели, бумаги различного формата.
Самостоятельная работа: этюды родных и друзей.
- Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Сближенные отношения, цветовые нюансы. Использование в работе ограниченной палитры цветов. Натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности, но близких по цвету. Использование акварели, бумаги формата А2. Самостоятельная работа: копии с репродукций натюрмортов.
- Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. Поиск интересной живописно-пластической композиции. Лепка формы цветом. Передача материальности. Натюрморт из предметов различной материальности (тематический натюрморт «Игрушки»). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюды игрушек с различных точек.
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств,
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей, создания цветового строя;
- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы.
Требования к экзамену
Экзамен проводится в виде самостоятельной работы учащегося над натюрмортом. Выполняется этюд постановки акварелью на формате А3 в течение 4 учебных часов. В первых-вторых классах натюрморт состоит из простых по форме предметов (2-3 предмета и однотоновая драпировка), в третьих-четвертых классах - комбинированных по форме, различных по материалу предметов (3-4 предмета и богатые по цвету и декору драпировки).
Для программы «Декоративно-прикладное творчество» экзамен проводится в виде самостоятельной работы учащегося над натюрмортом. Выполняется этюд постановки акварелью на формате А3 в течение 4 учебных часов. Натюрморт состоит из различных по форме и цвету предметов (3-4 предмета и несложные по цвету драпировки).
Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки учащийся должен:
- грамотно расположить предметы в листе;
- точно передать пропорции предметов;
- поставить предметы на плоскость;
- правильно строить цветовые гармонии;
- умело использовать приемы работы с акварелью;
- передать с помощью цвета объем предметов, пространство и материальность;
- добиться цельности в изображении натюрморта.
V. Формы и методы контроля, система оценок Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Возможно проводить промежуточные просмотры по разделам программы.
Формы промежуточной аттестации:
- зачет - творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
- экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам выставляются по окончании четверти. Промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков:
- год обучения
- грамотно компоновать изображение в листе;
- грамотно передавать локальный цвет;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей;
- год обучения
- грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
- грамотно передавать оттенки локального цвета;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
- грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых мягких и зеркально- прозрачных поверхностей.
- год обучения
- грамотно компоновать сложные натюрморты;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;
- грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;
- год обучения
- грамотно компоновать объекты в интерьере;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;
- грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;
- грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых поверхностей;
- год обучения
- передавать цельность и законченность в работе;
- строить сложные цветовые гармонии;
- грамотно передавать сложные светотеневые отношения;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере;
- грамотно передавать материальность сложных мягких и зеркально- прозрачных поверхностей.
С учетом данных критериев выставляются оценки:
-5(«отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;
-4 («хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных критериев;
-3(«удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов критериев.
VI . Методическое обеспечение учебного процесса
Предложенные в программе темы заданий по живописи следует рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи:
- Анализ цветового строя натюрморта.
- Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художников- классиков.
- Выбор техники исполнения.
- Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением.
- Выполнение картона.
- Выполнение работы на формате в материале.
Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника исполнения и формат работы обсуждаются индивидуально.
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя
- посещение выставок;
- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
- посильное копирование шедевров мирового искусства;
- выполнение аудиторных заданий по памяти.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.
VII . Список рекомендуемой литературы
Методическая литература
1.Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974
2.Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок, живопись, станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. - М., 2003
3.Беда Г. В. Живопись. - М., 1986
4.Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004
5.Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник,
2002
6.Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2004
7.Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1992
8.Волков Н. Н. Композиция в живописи. - М., 1977
9.Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985
10.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997
11.Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. - М., 2008
12.Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986
13.Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М.: Высшая школа, 1992
14.Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО "СФЕРА"; "Сварог", 1996
15.Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. - Ростов н/д: Феникс, 2007
16.Проненко Г.Н. Живопись. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. - М., 2003
17.Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996
18.Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975
19.Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1974
Учебная литература
1.Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство, 1986: №1, 1988: №2
2.Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996
3.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. - Обнинск: Титул, - 1996
4.Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. - М.: Конец века, 1997
5.Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. - АСТ, 2005
6.Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985
7.Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву - АМ, Агар, 1999
8.Кальнинг А. К. Акварельная живопись. - М., 1968
9.Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение,
1980.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Электронные образовательные ресурсы
- Электронная библиотека РГБ (http://elibrary.rsl.ru/) - фонд представляет собой собрание электронных копий ценных и наиболее спрашиваемых изданий из фондов РГБ и из внешних источников, а также документы, изначально созданные в электронной форме. Объем фонда на октябрь 2010 года составляет около 700 тысяч документов и постоянно пополняется.
- Электронный каталог РНБ (http://www.nlr.ru/poisk/).
- Научная электронная библиотека (http://elibrary.ru/) – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 миллионов научных статей и публикаций. На платформе eLIBRARY.RU доступны электронные версии более 2500 российских научно-технических журналов, в том числе более 1300 журналов в открытом доступе.
- Национальная электронная библиотека (http://www.rusneb.ru/).
Большинство федеральных библиотек Министерства культуры РФ имеют свои Web-сервера, многие занимаются созданием уникальных цифровых коллекций , главная функция которых – обеспечение доступа людей к информации для ее эффективного и своевременного использования.
Коммерческие проекты:
- Файлообменные сети, на которых в числе прочего размещаются научные и методические материалы (Военная литература - http://militera.lib.ru/, Популярная литература - http://avaxho.me/ и др.).
- Частные архивные коллекции (http://www.fold3.com, http://archive.org/ и др.).
- Каталоги публикаций (http://mars.arbicon.ru/);
Приложение 2
Электронные средства оценки знаний учащихся
1.SunRav TestOfficePro – программа для создания тестов, проведения тестирования и обработки его результатов. Поможет организовать и провести тестирование, экзамены в образовательных учреждениях: вузах, колледжах, гимназиях, школах как для определения уровня знаний по любым учебным дисциплинам, так и с обучающими целями.
2.easyQuizzy – каждый тест представляет собой независимую программу, которую достаточно скопировать на любой компьютер и запустить, чтобы начать тестирование.
3.PikaTest – бесплатная программа для создания и проведения двухуровневых тестов с неограниченным количеством вопросов, по типу ЕГЭ.
4.Tests2009 – универсальная программа тестирования знаний на компьютере, которая позволяет быстро создавать тесты используя математические формулы, рисунки, форматированный текст и т.п. Программа тестирования имеет возможности полноценной работы по сети.
5.NewTest – программа для автоматизации процесса тестирований Программный комплекс состоит из трех подсистем, которые удовлетворяют основным требованиям при разработке и проведении тестирований.
6.Сборники тестовых материалов (http://itest.sourceforge.net).
Приложение 3
Диагностический комплекс определения индекса реальных(учебных)возможностей учащихся
(Метод доверительной компетенции).
Этапы анализа диагностической работы
(Метод доверительной компетентности)
1 этап. Составление списка учащихся. (по журналу)
2 этап. Определение индивидуальных учебных возможностей учащихся путем выбора одного показателя из данных, соответствующего реальным учебным возможностям каждого ученика, например:
ученик обучается на "5", или на "4" и "5", "4", "3" и "4", "3" ,"2" и "3", "2", "2" и "1", "1".
3 этап. Выделение промежуточных параметров через запятую:
4 и 5 = 4,5
3 и 4 = 3,5
2 и 3 = 2,5
4 этап. Определение индексов: ИРВ , ИУСВ , ИНЕУСП.
следующие количественные значения:
ИРВ = %
ИУСВ = %
ИНЕУСП = %
Формулы анализа диагностической работы
1. Определение результативности (РЕЗ):
Ф х 100%
РЕЗ = ------------
Д
где Ф - фактически выполненное учащимися суммарное количество заданий,
Д - данное учителем суммарное количество заданий.
2. Определение оценочного показателя (ОЦ):
сумма оценок х 100%
ОЦ = --------------------
"5" х колич-во уч-ся
3. Определение количественного показателя уровня работы с "сильными" учащимися (УСВ):
кол-во уч-ся,получ. "4" и"5" х 100%
УСВ = ------------------------------------=
общее кол-во уч-ся.
4.Определение уровня реализации учебных возможностей (УРВ):
РЕЗ х 100%
УРВ = ----------
ИРВ
5. Количественный показатель сравнения со 100%:
УРВ - 100% = + -
6.Показатель работы со "слабыми" учащимися (НЕУСП):
НЕУСП = 100% - РЕЗ
Показатели обрабатываются и заносятся в диагностическую карту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ.ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ.Программы учебных предметов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись»
Программы учебных предметов "Беседы об искусстве", «История изобразительного искусства» разработаны на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофес...
Программа по учебному предмету "Живопись" на 5 лет
Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства "Живопись" по предмету "Живопись" 5 лет....
Программа по учебному предмету "ЖИВОПИСЬ" (на 5 лет)
Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства по предмету "ЖИВОПИСЬ" на 5 лет....
Программа по учебному предмету "ЖИВОПИСЬ" (на 6 лет)
Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований (далее - ФГТ) к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным прогр...
Титульные листы к программам учебных предметов "Пленэр", "Живопись", "Рисунок"
Титульные листы к программам учебных предметов "Пленэр", "Живопись", "Рисунок", заверенные печатями и одобренные методсоветом....
Программа учебного предмета «Живопись»
Программа учебного предмета «Живопись» 1 и 3 класс...
2021г. Программа по учебному предмету ЖИВОПИСЬ" на 5 лет. Раздел IV: Формы и методы контроля, система оценок (стр21.)
Рабочая программа "Живопись"...