Модифицированная образовательная программа «Музыкальная страна ДоМиСолька»
методическая разработка на тему
Программа называется «Музыкальная страна ДоМиСолька». . Программа рассчитана на учащихся 1 класса ДШИ. Продолжительность занятия составляет 45 минут, периодичность – 1 раз в неделю.
Программа является модифицированная и имеет эстетически- нравственную направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 64.5 КБ |
kalendarnoe_planirovanie_do_mi_solka.doc | 88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Музыкальная страна ДоМиСолька»
Я хочу, чтобы мальчишки и девчонки изучали грамматические правила смеясь, а не плача, как это обычно бывает.
Дж.Родари
Программа, в рамках которой осуществляется моя педагогическая деятельность, называется «Музыкальная страна ДоМиСолька». Программа направлена на дальнейшую реализацию в ГККП «Детская школа искусств» ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района». Программа рассчитана на учащихся 1 класса ДШИ. Продолжительность занятия составляет 45 минут, периодичность – 1 раз в неделю.
Программа является модифицированная и имеет эстетически- нравственную направленность.
Актуальность программы Век компьютерных технологий набрал такие обороты что уже, пожалуй, нет ни одной области деятельности человека, где они не нашли бы свое применение .
В дополнительном образовании актуальным вопросом остается совершенствование учебного процесса, поиск и внедрение активных форм и методов обучения, с использованием информационных технологий в практической деятельности преподавателя, обеспечивающих достижения эффективного результата .
В условиях всеобщей информатизации, обилии воспроизводящих устройств технологической среды, становится совершенно очевидным использование ИКТ в образовательном процессе ДШИ при изучении таких предметов как сольфеджио.
Одной из самых актуальных проблем современного преподавателя сольфеджио является проблема преподнесения сложного музыкально-теоретического материала максимально просто и доступно. Современные дети очень отличаются от детей, которые приходили в музыкальную школу, скажем 20-25 лет назад. У тех детей не было и десятой доли технических устройств, которыми обладают дети современные. Компьютеры, плейеры, сотовые телефоны…. О многих их этих вещей ученики двадцатилетней давности не имели никакого понятия, а дети современные с легкостью пользуются ими с самого раннего возраста. В наши дни на ребенка обрушивается такой поток информации, с которым не всегда смог бы справиться любой взрослый человек, скажем начала 20 века. Кино, Интернет, телевидение входят в жизнь малыша буквально с первых лет жизни. Хорошо это или плохо? Об этом сейчас спорят педагоги любых профессий. Да, с одной стороны дети стали гораздо более развитыми и легко осваивают любые новинки электронной техники. Но с другой стороны они практически перестали читать, и это существенным образом повлияло на способ усвоения информации.
Работая в Детской школе искусств, я столкнулась с проблемой преподавания уроков сольфеджио в 1 классе. Детям очень сложно давались теория музыки, не усваивался материал. И тогда я решила, нужно что то предпринимать, надо каким то образом донести знания до ребят. Я решила выбрать игровую технологию обучения и внести в нее элементы использования информационно-коммуникативных технологий.
Повышенный интерес к активным методам обучения с применением ИКТ обусловлен новыми задачами, которые заключаются в том, чтобы не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда, научить работать с информацией, осмысливать ее и делать необходимые выводы.
На сегодняшний день компьютерные технологии - динамично развивающаяся область знаний. В чем же заключаются её преимущества?
-в возможности получения различного рода материалов через сеть Интернет
-в интегрировании обычного урока с ИКТ позволяющего педагогу сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным, проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность и удовлетворяющего потребности современных детей.
-в помощи педагогу лучше оценить способности и знания ребенка, побуждении поиска новых, форм и методов обучения, стимулирующих его профессиональный рост и все дальнейшее освоение информационных технологий.
Опыт работы показал, что учащиеся легко запоминают и воспринимают новый материал, если он преподносится в игровой форме.
Принимая новый материал в игровой форме, дети быстрее «научаются слушать» и слышать все эти премудрости. Этот факт подтверждает практика.
Данная программа отличается от стандартной образовательной программы изложением материала большей части занятий в игровой форме и применением информационно-комуникативных технологий.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет позволяет осуществлять методическую деятельность по изучению музыкальной грамоты в игровой форме
Отличительной особенностью данной программы «Музыкальная страна ДоМиСолька» является то, что при определении содержания программы были учтены основные компоненты дополнительного образования: познавательный, нормативный, ценностный, эмоционально-эстетический, деятельностный, креативный, а так же то, что программа является пропедевтическим (предварительный) курсом, предшествующим более глубокому изучению предмета в последующих классах
Ведущей педагогической идеей программы является создание нестандартной развивающей экологизированной игровой среды, обеспечивающей формирование у обучающихся системы расширенных и углубленных знаний по музыкальной грамоте.
Цель программы
- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
– создание условий для формирования навыков и умений путем игрового метода и развития у учащихся стабильного интереса к урокам сольфеджио.
- достичь наилучших результатов в развитии музыкальных задатков,
- выявить наиболее полно музыкальные способности,
- сформировать профессиональные музыкальные навыки.
- формирование желания дальнейшего музыкального обучения у наиболее
способных и одаренных учащихся;
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- создание условий для социального, культурного, профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;
- целостность процесса психического, физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
взаимодействие учителя с семьёй.
Задачи программы:
- пробудить у детей любовь и интерес к музыке;
- дать учащимся необходимые умения и навыки практического применения
получаемых знаний и вызвать у них потребность в обучении музыкой;
вызвать у учащихся желание творческого музицирования (подбирать по слуху, сочинять, импровизировать и т.п.);
- на фоне воспитания чувства метроритма, воспитывать вокально-
интонационные навыки одноголосного пения, а затем и двухголосного;
оптимизировать учебный процесс.
Этапы реализации программы:
2013-2014 учебный год - разработка программы
2014-2015 учебный год - лицензирование программы и внедрение в образовательный процесс
Особенностью содержания этой программы, на мой взгляд, является то, что:
- программа может иметь ознакомительный, углубленный, игровой аспекты.
- предоставляет широкие возможности для формирования и развития творческих способностей посредством современных методов обучения;
Эта программа нацелены не только на познание, воспроизведение усвоенной информации, трансформацию умений и навыков, но и на овладение средствами, способами мышления и действия, на формирование умений использовать, воспроизводить свои знания в собственной деятельности; на выработку у обучающихся потребности к повышению музыкальной грамотности, потребности самовыражения в творческой деятельности.
Среди особенностей организации образовательного процесса хотелось бы отметить следующие условия: демократический стиль взаимоотношений между педагогом и учащимися, который предполагает участие педагога на равных во всех видах деятельности во время урока.Все эти моменты способствуют ощущению комфортности для учащихся, способствуют раскрытию их творческих способностей. Усиление деятельностного подхода в образовании предполагающий организацию обучения учащихся через разные виды деятельности: учебную, познавательную, коммуникативную, практическую, творческую, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков. Разнообразие форм и методов организации деятельности позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
В ходе реализации программы «Музыкальная страна ДоМиСолька» используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративное обучение – традиционный и наименее эффективный метод обучения с точки зрения «образования для устойчивого развития». Средством обучения выступает педагог и носитель информации;
- интерактивное обучение – более эффективный метод обучения, основанный на взаимодействие обучающихся между собой, с педагогом и окружением;
- игровые технологии
Основными формами организации учебной работы являются: групповые теоретические занятия, групповые практические занятия, игры, викторины, конкурсы.
Ожидаемые результаты:
Решая поставленные в данной программе задачи, стремлюсь получить следующие результаты:
должны знать:
элементы нотной грамоты;
первоначальные теоретические знания.
должны уметь:
читать и записывать знаки нотного письма;
интонировать мелодию;
воспроизводить и записывать ритмический рисунок стихотворного и музыкального текста;
элементарно музицировать.
Знания и умения, приобретаемые учащимися в течении учебного года оцениваются преподавателем данной дисциплины на каждом уроке, в конце каждой четверти и учебного года, фиксируются записями в школьном журнале, дневнике учащегося. Текущие результаты знаний и умений учащихся первого года обучения в конце каждой четверти оцениваются в школьном журнале и дневнике учащегося
Критерии оценки освоения обучающимися содержания программы обусловлены целью программы и их можно разделить на четыре группы:
1) достаточность знаний у обучающихся по музыкальной грамоте;
2) наличие умений и навыков для осуществления практической деятельности по сольфеджио;
3) сформированность личностных о
собенностей, позволяющих осуществлять индивидуальную и групповую творческую деятельность в области музыки;
4) наличие интереса к теории музыки.
Показатели к каждому из предложенных критериев и диагностический инструментарий представим в таблице.
Критерии | Показатели | Метод, позволяющий оценить степень выраженности показателя у обучающегося |
Достаточность знаний у обучающихся по сольфеджио | Наличие знаний, соответствующих содержанию программы. | Беседа, фронтальный опрос. |
Реализация знаний в практической деятельности. | Наблюдение за использованием знаний в реализации учащимися данных видов деятельности (слуховой анализ, чтение с листа, чувство метроритма). | |
Наличие умений и навыков для осуществления практической деятельности по сольфеджио; | Степень реализации знаний в практической деятельности. | Наблюдение за реализацией учащимися индивидуальных и групповых заданиях |
Сформированность личностных особенностей, позволяющих осуществлять индивидуальную и групповую творческую деятельность в области музыки; | Степень участия в общественной жизни ГККП «Детская школа искусств» ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района» | Метод шкалирования (составляют учителя по специальности) |
Наличие интереса к предмету сольфеджио. | Посещаемость занятий, активность на занятиях. | Ведение журнала, наблюдение |
И в заключении о формах подведения итогов реализации образовательной программы «Музыкальноая страна ДоМиСолька». Формой подведения итогов реализации образовательной программы является заключительное занятие, на котором учащиеся в форме игрового соревнования показывают накопленный багаж знаний по сольфеджио.
Завершить свое выступления я бы хотела словами музыкального критика и композитора 19 века Александра Николаевича Серова, который в одной из своих критических статей писал: « Искусство только тогда может процветать, когда для него подготовлена почва… Не всем быть художниками – но любить и понимать искусство могут и должны все!».
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания или основные понятия урока | Виды деятельности | Формы контроля | Количество часов |
1 | Музыкальная страна - сольфеджио. | Знать: клавиши Уметь: находить одинаковые клавиши на клавиатуре | Пение, игра. | Слуховой контроль | 1 |
2 | Перед нами - новый дом | Знать: нотный стан, нотоносец Уметь: определять линейки нотного стана | Пение, игра. | Слуховой контроль | 1 |
3 | Семь ребят на лесенке заиграли песенки. | Знать: расположение всех нот Уметь: находить все ноты на клавиатуре. | Пение, игра, сочинение 2х и 3хзвучных мелодий. | Слуховой контроль | 1 |
4 | Ключ скрипичный – самый главный, называется ключ «Соль» | Знать: нотный стан, скрипичный ключ, Уметь: записывать скрипичный ключ,. | Пение, игра, запись скрипичного ключа. | Слуховой контроль, проверка письменной работы. | 1 |
5 | Нотки спрятались в словах | Знать: ноты первой октавы Уметь: находить эти ноты в тексте. | Пение, игра, запись знакомых нот. | Проверка письменной работы. | 1 |
6 | Нотки спрятались в словах | Знать: ноты первой октавы Уметь: находить эти ноты в тексте | Контрольная работа | Проверка письм. работы. | 1 |
7 | Семейство длительностей | Знать: цезура, реприза Уметь: узнавать репризу на слух. | Запись нот, ритма, сочинение ритма. | Игра « найди клавишу». | 1 |
8 | Во второй октаве ноты очень весело живут. | Знать: принцип записи нот второй октавы. Уметь: читать ноты. | Запись нот второй октавы, простукивание ритма, чтение ритма. | Проверка письм. работы. | 1 |
9 | «Сказка про кота» ( динамика) | Знать: динамические оттенки Уметь: определять на слух динамические оттенки | Игра, пение Т,П, чтение с листа | Слуховой контроль | 1 |
10 | Любопытный наш Диез. | Знать: диез – знак повышает звук на полтона. Уметь: находить звуки с диезом. | Игра, пение, чтение с листа. | Слуховой контроль | 1 |
11 | Бемоль - старичок. | Знать: бемоль понижает звук на полтона. Уметь: находить звуки с 1бемолем. | Игра, пение, чтение с листа. | Слуховой контроль | 1 |
12 | Скорая помощь - Бекар. | Знать: отмена знаков. Уметь: называть клавиши по-разному. | Игра, пение, чтение с листа. | Игра «назови ноту» | 1 |
13 | Доля –пульс | Знать: понятие доли. Уметь: определять доли на слух. | Пение, слушание примеров. | Слуховой контроль | 1 |
14 | Размер две четверти. | Знать: количество долей в размере 2\4. Уметь: дирижировать на 2. | Дирижирование, пение, анализ примеров. | Слуховой контроль | 1 |
15 | Мы танцуем полечку | Знать: понятие тактовой черты. Уметь: распределять по тактам ритм. | Дирижирование, пение, анализ примеров. | Слуховой контроль | 1 |
16 | В ритме вальса | Знать: сетку на 3\4 Уметь: распределять по тактам ритм. | Дирижирование, пение, анализ примеров. | Слуховой контроль | 1 |
17 | Два кружка нарисовал- | Знать: определение интервал Уметь: строить интервалы на клавиатуре | Игра, анализ примеров. | Слуховой контроль | 1 |
18 | Это- секунда, задира-малышка. | Знать: Цифровое обозначение секунды. Уметь: определять на слух секунду | Игра, анализ примеров. | Слуховой контроль | 1 |
19 | Во дворце я живу – чисто терцию пою. | Знать: Цифровое обозначение терции. Уметь: определять на слух интервал терцию | Игра , анализ примеров. | Слуховой контроль | 1 |
20 | Интервал зовется Кварта | Знать: Цифровое обозначение кварты. Уметь: определять на слух кварту. | Игра , анализ примеров. | Слуховой контроль | 1 |
21 | А квинта звучит пусто - пусто | Знать: Цифровое обозначение квинты. Уметь: определять на слух квинту | Игра , анализ примеров. | Слуховой контроль, проверка письменной работы. | 1 |
22 | Величайте – герцог Секста | Знать: Цифровое обозначение сексты. Уметь: определять на слух интервал сексту | Игра , анализ примеров. | Слуховой контроль, проверка письменной работы. | 1 |
23 | Неприятный интервал | Знать: Цифровое обозначение септимы. Уметь: определять на слух септиму | Игра , анализ примеров. | Слуховой контроль, проверка письменной работы. | 1 |
24 | Выступает, словно пава – | Знать: Цифровое обозначение октавы. Уметь: определять на слух октаву | Игра , анализ примеров. | Слуховой контроль, проверка письменной работы. | 1 |
25 | Семинотка | Знать: Цифровое обозначение интервалов. Уметь: определять на слух интервалы | Контрольная работа. | Слуховой контроль, проверка письменной работы | 1 |
26 | Тон и полутон. | Знать: целый тон, полутон. Уметь: строить тон, полутон на клавиатуре. | Запись попевок, слуховой анализ. | Слуховой контроль, проверка письменной работы. | 1 |
27 | Устойчивые ступени | Знать: ступени- ноты Уметь: определять на слух устоичивые ступени. | Слуховые задания, работа с текстом. | Слуховой контроль, проверка письменной работы. | 1 |
28 | Транспонирование | Знать: транспонирование - перенос мелодии. Уметь: записывать мелодию в разных тональностях. | Работа с текстом. | Слуховой контроль. | 1 |
29 | Наш марш | Знать: сетку дирижирования. Уметь: распределять такты в размере 4\4. | Работа с текстом, дирижирование | Слуховой контроль. | 1 |
30 | Дирижеры мы с тобой | Знать:запись половинной паузы. Уметь: читать с листа. | Работа с текстом, дирижирование | Слуховой контроль. | 1 |
31 | Веселое транспонирование | Знать: ч4. Уметь:интонировать | Пение, игра. | Слуховой контроль. | 1 |
32 | Веселое транспонирование | Знать: в пределах пройденного материала. Уметь транспонировать. | Письменные задания. | Контрольная работа | 1 |
33 | Юный композитор | Знать: в пределах пройденного материала. Уметь: слушать музыку. | Исполнение произведений. | Слуховой контроль, проверка письменной работы | 1 |
34 | Мы играем и поем | Знать: пройденный материал. Уметь: в пределах пройденного материала | Пение, анализ. | Командная игра | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Английский в фокусе» (для младшего школьного возраста 9-10лет)
Программа для кружка в начальной школе по ангийскому языку...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей "Литературное краеведене. Сказочный мир Лапландии""
Программа способствует воспитанию чувства патриотизма, учитывает региональный компонент. Основу составляет творческая деятельность обучающихся....
Модифицированная образовательная программа по настольному теннису для групп спортивно-оздоровительной и начальной подготовки
Программа по настольному теннису разработана в соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании», нормативными док...
Рукопашный бой. Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей.
Программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по рукопашному бою (далее РБ) является модифицированной (Типовая: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, М.: Советский ...
Сокращенный вариант модуля "Танцуй и не болей" модифицированной образовательной программы "Азбука балета". Белова Е.М.
Занятия для первоклассников в общеобразовательной школе по предмету ритмика....
Модифицированная образовательная программа «Бумажные фантазии»
Содержание программы представленно различными видами трудовой деятельности и направленна на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с бумагой...