Развитие ОДОД
статья на тему
Статья представляет собой нормативно-правовой документ, определяющий стратегию и основные направления преобразований в учреждении, и является особым управленческим инструментом, способствующим качественному изменению системы образования. В ней изложена система действий, включающая цели, способы и условия реализации поставленных задач, а также ожидаемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_odod.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития Отделения дополнительного образования детей представляет собой нормативно-правовой документ, определяющий стратегию и основные направления преобразований в учреждении, и является особым управленческим инструментом, способствующим качественному изменению системы образования. В Программе изложена система действий, включающая цели, способы и условия реализации поставленных задач, а также ожидаемые результаты.
Данная Программа – результат интеграции усилий всех участников образовательного процесса в интересах развития учреждения.
Разработка Программы развития ОДОД основывалась на результатах проведенного анализа современного состояния и актуальных проблем учреждения, изучения социального заказа детей, родителей, сложившейся социокультурной среды района и города.
Создание Программы развития ОДОД продиктовано влиянием следующих факторов:
1. Изменение социально-экономических условий деятельности ОДОД:
- возросли свобода выбора детьми и родителями направлений и направленностей образовательной деятельности.
2. Повышение требований к системе дополнительного образования:
- возросла ответственность учреждений за содержание и качество предоставляемых образовательных услуг;
- остро стоит вопрос с выявлением и предъявлением результатов дополнительного образования;
- усиливается воспитательная составляющая данной сферы образования.
Нормативно-правовая база, за счет которой функционирует ОДОД:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Национальная доктрина образования в РФ;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
- Концепция модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2010 года;
- Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года;
- Приоритетный национальный проект «Образование»;
- Концепция развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа – 2005-2010»;
- Концепция развития системы дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008-2012 годы;
- Программа развития системы образования Красносельского района Санкт-Петербурга 2006-2010 гг.
Цель Программы развития ОДОД – создание условий для динамичного развития учреждения, обеспечивающего доступность, новое качество и эффективность дополнительного образования детей; построение деятельности с учетом накопленного опыта учреждения в освоении инновационных управленческих и педагогических технологий; повышение ответственности за конечные результаты.
Задачи программы:
1. Повышение эффективности образовательного процесса.
2. Укрепление материально-технической базы учреждения.
3. Создание условий для развития профессиональной компетентности педагогических кадров.
4. Совершенствование системы управления.
Основные направления развития ОДОД:
«Эффективность образования»
Деятельность учреждения в данном направлении решает приоритетные задачи современной российской образовательной политики по обеспечению государственных гарантий доступности дополнительного образования детей и создания условий для повышения качества образования.
Задачи:
1. Развитие многовариантной сети дополнительного образования
2. Разработка и реализация программ дополнительного образования нового поколения, отвечающих запросам различных категорий детей и родителей
3. Совершенствование методического обеспечения образовательного процесса
«Воспитательное пространство района»
Направление реализуется в рамках районной Программы развития образования в целях обеспечения самоопределения личности ребенка, создания условий для ее самореализации.
Организация взаимодействия семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений, общественных организаций, развитие дополнительного образования для творческой реализации личности, воспитания гражданина и патриота – таковы основные целевые установки данного направления деятельности.
Задачи:
1. Расширение воспитательного пространства района
2. Укрепление статуса районного опорного учреждения по методическому сопровождению и координации воспитательной работы
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области воспитания
4. Формирование системы гражданского и патриотического воспитания детей и подростков, поддержки молодежных инициатив
«Профессиональная компетентность педагога»
Дальнейшее развитие ОДОД, повышение доступности, качества и эффективности дополнительного образования, в большой степени, зависят от уровня профессионального мастерства, квалификации педагогических работников (педагогов, методистов, руководителей структурных подразделений, администрации). Поэтому данное направление деятельности приобретает особую актуальность и значимость.
Задачи:
1. Создание условий для развития профессиональной компетентности педагогических работников
2. Включение педагогов в систему непрерывного педагогического образования
3. Поиск и привлечение молодых специалистов
4. Поддержка и стимулирование творческих инициатив педагогов
«Управление качеством образования»
Данное направление решает задачи совершенствования системы управления учреждением и механизма реализации Программы развития, призванной обеспечить устойчивость в процессе изменений в учреждении. Создание эффективных путей взаимодействия всех участников планируемых преобразований становится одной из важнейших задач управления.
Задачи:
1. Создание условий для развития профессиональной компетентности руководящих работников.
2. Совершенствования системы управления
3. Овладение и применение эффективных способов управления
4. Разработка системы поддержки целевых проектов
Этапы и механизмы реализации Программы развития ОДОД:
Среди ведущих механизмов реализации Программы приоритетными являются:
1. Программно-целевой подход в управлении.
2. Поддержка инновационной деятельности.
3. Совершенствование нормативно-правовой базы.
4. Разработка и реализация целевых проектов.
Реализация программы развития ОДОД осуществляется поэтапно:
1 этап – проектировочный (январь – май 2013 г.)
- принятие решения о разработке Программы развития;
- создание и запуск организационного механизма разработки Программы;
- создание необходимых условий для работы;
- разработка проектов программ развития структурных подразделений ОДОД.
2 этап – подготовительный (сентябрь 2013)
анализ состояния социальной среды и социального заказа района;
- анализ состояния учреждения и оценка достижений потенциала
- педагогического коллектива;
- разработка модели будущего ОДОД (проектов развития структурных подразделений);
- представление проектов на педагогическом совете;
- корректировка и доработка проектов;
- составление проекта Программы развития;
- презентация проекта Программы развития, его корректировка;
- утверждение Программы развития.
3 этап – реализации (2013-2014гг.)
- перспективное планирование реализации проектов Программы;
- поэтапная реализация проектов Программы;
- разработка показателей результативности;
- отслеживание результативности выполнения проектов;
- корректировка проектов.
4 этап – завершающий (май 2014 г.)
- анализ эффективности реализации Программы развития ОДОД.
Ожидаемые результаты программы:
- Формирование интегрированной образовательной среды ОДОД, характеризующейся единым ценностно-целевым полем всех субъектов образовательного процесса.
- Создание привлекательного в глазах всех субъектов образовательного процесса имиджа ОДОД, подтвержденного результатами социологических исследований.
- Расширение спектра образовательных услуг, предоставляемых ОДОД, с целью поддержки предпрофильной и профильной подготовкой воспитанников. Привлечь преподавателей, не имеющих базового педагогического образования, как ресурс практико-ориентированного подхода для повышения уровня доступности, качества и эффективности дополнительного образования.
- Рост образовательных и творческих достижений всех воспитанников образовательного процесса (участие в конкурсах, презентациях, олимпиадах, фестивалях и т.д.)
- Активное включение родителей и самих воспитанников в образовательный процесс.
- Раскрытие способностей каждого воспитанника, развитие не только творческих и интеллектуальных навыков, но и воспитание здорового, порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Ресурсное обеспечение реализации Программы.
Высококвалифицированные преподаватели ОДОД
Категории педагогичес ких работников | Кол-во чел. | Образование | Из них муж чин | ||||||
высшее | % | с/специальное | % | ||||||
Всего | Внешние совмести-тели | п.д.о. оформленные в ОУ | учителя работающие в ОДОД | ||||||
Педагоги доп. образован. | 14 | 5 | 4 | 5 | 8 | 53 | 5 | 33 | 3 |
Итого | 14 | 5 | 15 | 5 | 10 | 63 | 5 | 33 | 3 |
Финансовое
Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет.
Материально-техническое и информационное
12 компьютеров, 2 единицы мультимедийных проекторов, телевизоры и видеомагнитофоны, другая техника, используемая в учебном процессе. Оснащенные учебным оборудованием кабинеты. Общая локальная сеть. Выход в Интернет.
Принципы реализации программы
Реализация программы строится на следующих принципах:
- - программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;
- - преемственности данной программы развития и программы развития образовательного учреждения, реализованной ранее;
- - информационной компетентности участников образовательного процесса о происходящем в ОДОД;
- - вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития ОДОД;
- - включения в решение задач программы развития всех субъектов образовательного пространства.
В целях обеспечения эффективной реализации Программы необходимо установить систему критериев и показателей оценки ее результативности, необходима разработка специальной диагностической системы. Также необходимо увеличение технических возможностей образовательного процесса, через приобретение новейших ИКТ и программного обеспечения.
Финансирование мероприятий по реализации Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных на реализацию государственной поддержки учреждения в рамках бюджета на соответствующий год, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий и грантов учреждений образования.
Мониторинг выполнения программы:
1. Ежегодные отчёты администрации на педсовете школы о:
- - результатах обучения и воспитания по результатам года, (результаты участия в различных конкурсах, программах, фестивалях и олимпиадах);
- - результаты инновационной и экспериментальной деятельности ОДОД.
2. Текущий мониторинг учебно-воспитательного процесса:
- - анализ посещаемости объединений;
- - анкетирование родителей для выявления степени реализации запроса на образовательные услуги;
- - анкетирование учащихся на определение психологической комфортности образовательной среды ОДОД;
- - качественный и количественный анализ использования ИКТ в учебном процессе;
- - определение уровня воспитанности учащихся на основе самоанализа, отчётов преподавателей;
- - систематический анализ состояния инновационной деятельности в учреждении на основе результатов продуктов профессиональной деятельности преподавателей ОДОД;
- - учет профилактических мероприятий по сбережению здоровья воспитанников;
- - учет пропагандистических мероприятий по сбережению здоровья среди воспитанников ОДОД.
Ожидаемые результаты реализации программы
- Формирование интегрированной образовательной среды ОДОД, характеризующейся единым ценностно-целевым полем всех субъектов образовательного процесса.
- Создание привлекательного в глазах всех субъектов образовательного процесса имиджа ОДОД, подтвержденного результатами социологических исследований.
- Расширение спектра образовательных услуг, предоставляемых ОДОД, с целью поддержки предпрофильной и профильной подготовкой воспитанников. Совместно с партнерами, разработать и апробировать практико-ориентированные программы дополнительного образования, с целью повышения доступности, качества и эффективности дополнительного образования. Увеличить до 100 % число педагогов ОДОД, владеющих компьютером. Создать условия для использования информационных технологий в учебном и воспитательном процессе.
- Рост образовательных и творческих достижений всех воспитанников образовательного процесса (участие в конкурсах, презентациях, олимпиадах, фестивалях и т.д.)
- Активное включение родителей и самих воспитанников в образовательный процесс.
- Раскрытие способностей каждого воспитанника, развитие не только творческих и интеллектуальных навыков, но и воспитание здорового, порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Содержание Программы развития ОДОД
1. Направление «Эффективность образования»
№ | Содержание деятельности | Ожидаемые результаты |
1 | Школьный хор Вокальный ансамбль | 1. Выступления на школьных, районных и городских мероприятиях. 2. Раскрытие творческого потенциала детей. 3. Увеличение контингента воспитанников |
2 | Танцевальные шаги к успеху | 1. Выступление на школьных, районных и городских мероприятиях. 2. Раскрытие творческого потенциала детей. 3. Увеличение контингента воспитанников |
3 | Народный танец | 1. Выступление на школьных, районных и городских мероприятиях. 2. Раскрытие творческого потенциала детей. 3. Увеличение контингента воспитанников |
4 | Театральная студия | 1. Увеличение контингента воспитанников среднего и старшего школьного возраста 2. Расширение форм студийной работы 3. Расширение спектра образовательных программ |
5 | Изостудия «Творческая мастерская» Свирель | 1. Развитие детского творчества 2. Увеличение контингента воспитанников |
6 | Студия художественного конструирования «Сувенир» | 1. Развитие детского творчества 2. Увеличение контингента воспитанников |
7 | Эрудит | 1. Получение знаний в области математических наук. 2. Увеличение контингента воспитанников |
8 | Прикладная информатика | 1. Получение знаний в области информатики. 2. Увеличение контингента воспитанников |
9 | Первые шаги в экологию | 1. Расширение спектра лабораторных и экспериментальных методов работы 2. Увеличение контингента воспитанников 3. Активизация деятельности районного ученического научного общества |
10 | Баскетбол | 1. Участие в соревнованиях по баскетболу на разных уровнях (школьный, районный, городской) 2. Увеличение контингента воспитанников 3. Положительное воздействие на детей спортивно-физического воспитания |
11 | Атлетика | 1. Участие в соревнованиях по легкой атлетике на разных уровнях (школьный, районный, городской) 2. Увеличение контингента воспитанников 3. Положительное воздействие на детей спортивно-физического воспитания |
12 | Футбол | 1. Участие в соревнованиях по футболу на разных уровнях (школьный, районный, городской) 2. Увеличение контингента воспитанников 3. Положительное воздействие на детей спортивно-физического воспитания |
13 | Основы единоборств | 1. Участие в соревнованиях по основам единоборств на разных уровнях (школьный, районный, городской) 2. Увеличение контингента воспитанников 3. Положительное воздействие на детей спортивно-физического воспитания |
2. Направление «Воспитательное пространство района»
№ | Содержание деятельности | Ожидаемые результаты |
1 | Участие в смотрах и конкурсах педагогического мастерства. | 1. Освоение и внедрение инновационных технологий в образовательный процесс 2. Расширение форм коллективного взаимодействия 3. Создание условий для стимулирования творческой педагогической деятельности 4. Повышение активности участия педагогических работников ОДОД |
2 | Организация непрерывного образования руководящих работников ОДОД как ресурса управления учреждением | 1. Разработка и внедрение системы мониторинга руководящих работников ОДОД 2. Разработка и реализация образовательных программ 3. Повышение квалификации руководящих работников ОДОД |
3 | Организация и проведение педагогического исследования «Воспитательное пространство ОДОД» | 1. Создание системы мониторинговых и диагностических исследований 2. Расширение воспитательного пространства 3. Развитие творческой педагогической инициативы |
3. Направление «Профессиональная компетентность педагога»
№ | Содержание деятельности | Ожидаемые результаты |
1 | Организация непрерывного образования педагогических работников ОДОД | .1. Создание кадрового ресурса методической службы дополнительного образования детей 2. Создание и реализация системы обучающих семинаров для педагогических работников ОДОД |
2 | Организация непрерывного образования руководящих работников ОДОД | 1. Повышение квалификации руководящих работников ОДОД |
4. Направление «Управление качеством образования»
№ | Содержание деятельности | Ожидаемые результаты |
1 | Контроль реализации программы развития ОДОД | 1. Своевременный анализ и корректировка процесса реализации программы 2. Контроль качества реализации проектов программы 3. Расширение внешних связей 4. Мобилизация финансовых ресурсов и обеспечение их целевого использования 5. Расширение деятельности в условиях хозяйственно-финансовой самостоятельности |
2 | Разработка и реализация программы стимулирования и поощрения творческой педагогической деятельности в ОДОД | 1. Активизация участия педагогических работников в смотрах, конкурсах профессионального мастерства 2. Разработка и применение критериев определения качественной профессиональной работы педагогических работников 3. Обеспечение систематического и своевременного принятия решений по вопросам поощрения сотрудников учреждения 4. Повышение качества, доступности и эффективности дополнительного образования и воспитания детей |
3 | Модернизация материально-технической базы ОДОД | 1. Повышение качества предлагаемых образовательных и досуговых программ 2. Обеспечение комфорта, технологической и эмоциональной привлекательности для детей, подростков и их родителей, а также удовлетворению растущих потребностей жителей района в образовательной сфере 3. Повышение имиджа ОДОД, конкурентоспособности отделения. |
4 | Создание гибкой модели управления учреждением | 1. Расширение участия в управлении учреждением субъектов образовательного процесса 2. Использование потенциала соуправления, сотворчества, делового сотрудничества 3. Улучшение психологического климата в учреждении |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОДОД этапы развития танцев
Презентация Этапы развития танцев...
Статья "Развитие технического творчества учащихся и воспитанников ОДОД через метод проектов"
В статье раскрываются возможности применения метода проектов в основном и дополнительном образовании учащихся....
Использование технологии развития критического мышления для реализации ФГОС в рамках ОДОД: Дискуссионный клуб «Дебаты»
Технология развития критического мышления (ТРКМ) основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не...
Статья. Интеграция основного и дополнительного образования как условие построения социально-активной образовательной среды (выдержки из программы развития ОДОД)
Статья рассматривает возможности интеграции основного и дополнительного образования. Дополнительное образование детей, являясь своеобразным продолжением и дополнением из основного образования, способс...
Стратегия взаимодействия ОДОД с семьей в процессе воспитания и развитие личности ребенка
Работа ОДОД образовательного учреждения с семьями обучающихся...
Развитие системы работы с талантливыми и одаренными детьми в ОДОД
В статье представлен опыт работы спиециалистов Отделения дополнительного образования с талантдливыми и одаренными детьми...
Интеграция общего и дополнительного образования в реализации программы развития общеобразовательной школы (на примере опыта работы ОДОД «ДеТвоРа» ГБОУ школы №404 Колпинского района Санкт-Петербурга)
В материале раскрывается опыт работы школы и ОДОД в рамках интеграйии основного и дополнительного образования...