Развитие ОДОД
статья на тему

Самсонова Валентина Васильевна

Статья представляет собой нормативно-правовой документ, определяющий стратегию и основные направления преобразований в учреждении, и является особым управленческим инструментом, способствующим качественному изменению системы образования. В ней изложена система действий, включающая цели, способы и условия реализации поставленных задач, а также ожидаемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_odod.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие ОДОД

Программа развития Отделения дополнительного образования детей  представляет собой нормативно-правовой документ, определяющий стратегию и основные направления преобразований в учреждении, и является особым управленческим инструментом, способствующим качественному изменению системы образования. В Программе изложена система действий, включающая цели, способы и условия реализации поставленных задач, а также ожидаемые результаты.

        Данная Программа – результат интеграции усилий всех участников образовательного процесса  в интересах развития учреждения.

Разработка Программы развития ОДОД основывалась на результатах проведенного анализа современного состояния и актуальных проблем учреждения, изучения социального заказа детей, родителей, сложившейся социокультурной среды района и города.

        Создание Программы развития ОДОД продиктовано влиянием следующих факторов:

1.    Изменение социально-экономических условий деятельности ОДОД:

-       возросли свобода выбора детьми и родителями направлений и направленностей образовательной деятельности.

2.    Повышение требований к системе дополнительного образования:

-       возросла ответственность учреждений за содержание и качество предоставляемых образовательных услуг;

-       остро стоит вопрос с выявлением и предъявлением результатов дополнительного образования;

-       усиливается воспитательная составляющая данной сферы образования.

Нормативно-правовая база, за счет которой функционирует ОДОД:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Национальная доктрина образования в РФ;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
  • Концепция модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2010 года;
  • Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года;
  • Приоритетный национальный проект «Образование»;
  • Концепция развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа – 2005-2010»;
  • Концепция развития системы дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008-2012 годы;
  • Программа развития системы образования Красносельского района Санкт-Петербурга 2006-2010 гг.

Цель Программы развития ОДОД – создание условий для динамичного развития учреждения, обеспечивающего доступность, новое качество и эффективность дополнительного образования детей; построение деятельности с учетом накопленного опыта учреждения в освоении инновационных управленческих и педагогических технологий;  повышение ответственности  за конечные результаты.

        Задачи программы:

1. Повышение эффективности образовательного процесса.

2. Укрепление материально-технической базы учреждения.

3. Создание условий для развития профессиональной компетентности педагогических кадров.

4. Совершенствование системы управления.

        Основные направления развития ОДОД: 

«Эффективность образования»

        Деятельность учреждения в данном  направлении решает приоритетные задачи  современной российской образовательной политики по обеспечению государственных гарантий доступности дополнительного образования детей и создания условий для повышения качества образования.

        Задачи:

1. Развитие многовариантной сети дополнительного образования

2. Разработка и реализация программ дополнительного образования нового поколения, отвечающих запросам различных категорий детей и родителей

3. Совершенствование методического обеспечения образовательного процесса

        «Воспитательное пространство района»

Направление реализуется в рамках районной Программы развития образования в целях обеспечения самоопределения личности ребенка, создания условий для ее самореализации.

Организация взаимодействия  семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений, общественных организаций, развитие  дополнительного образования  для творческой реализации личности, воспитания гражданина и патриота – таковы основные целевые установки данного направления деятельности.

Задачи:

1.     Расширение воспитательного пространства района

2.     Укрепление статуса районного опорного учреждения по методическому сопровождению и координации воспитательной работы

3.     Повышение профессиональной компетентности педагогов в области воспитания

4.     Формирование системы гражданского и патриотического воспитания детей и подростков, поддержки молодежных инициатив

        «Профессиональная компетентность педагога»

Дальнейшее развитие ОДОД, повышение доступности, качества и эффективности дополнительного образования, в большой степени, зависят от уровня профессионального мастерства, квалификации педагогических работников (педагогов, методистов, руководителей структурных подразделений, администрации). Поэтому данное направление деятельности приобретает особую актуальность и значимость.

Задачи:

1.     Создание условий для развития профессиональной компетентности педагогических работников

2.     Включение педагогов в систему непрерывного педагогического образования

3.     Поиск и привлечение молодых специалистов

4.     Поддержка и стимулирование творческих инициатив педагогов

        «Управление качеством образования»

Данное направление решает задачи совершенствования системы управления учреждением и механизма реализации Программы развития, призванной обеспечить устойчивость в процессе изменений в учреждении.  Создание  эффективных путей   взаимодействия всех участников планируемых преобразований становится одной из важнейших задач управления.

Задачи:

1.     Создание условий для развития профессиональной компетентности руководящих работников.

2.     Совершенствования системы управления

3.     Овладение и применение эффективных способов управления

4.     Разработка системы поддержки целевых проектов

        Этапы и механизмы реализации Программы развития ОДОД:

Среди ведущих механизмов реализации Программы приоритетными являются:

1. Программно-целевой подход в управлении.

2. Поддержка инновационной деятельности.

3. Совершенствование нормативно-правовой базы.

4. Разработка и реализация целевых проектов.

Реализация программы развития ОДОД осуществляется поэтапно:

        1 этап – проектировочный (январь – май 2013 г.)

  • принятие решения о разработке Программы развития;
  • создание и запуск организационного механизма разработки Программы;
  • создание необходимых условий для работы;
  • разработка проектов программ развития структурных подразделений ОДОД.

        2 этап – подготовительный (сентябрь 2013)

            анализ состояния социальной среды и социального заказа района;

  • анализ состояния учреждения и оценка достижений потенциала
  • педагогического коллектива;
  • разработка модели будущего ОДОД (проектов развития структурных   подразделений);
  • представление проектов на педагогическом совете;
  • корректировка и доработка проектов;
  • составление проекта Программы развития;
  • презентация проекта Программы развития, его корректировка;
  • утверждение Программы развития.

        3 этап – реализации (2013-2014гг.)

  • перспективное планирование реализации проектов Программы;
  • поэтапная реализация проектов Программы;
  • разработка показателей результативности;
  • отслеживание результативности выполнения проектов;
  • корректировка проектов.

        4 этап – завершающий (май 2014 г.)

  • анализ эффективности реализации Программы развития ОДОД.

Ожидаемые результаты программы:

  1. Формирование интегрированной образовательной среды ОДОД, характеризующейся единым ценностно-целевым полем всех субъектов образовательного процесса.
  2.  Создание привлекательного в глазах всех субъектов  образовательного процесса имиджа ОДОД,  подтвержденного результатами социологических исследований.
  3. Расширение спектра образовательных услуг, предоставляемых ОДОД, с целью поддержки предпрофильной и профильной подготовкой воспитанников. Привлечь преподавателей, не имеющих базового педагогического образования, как ресурс практико-ориентированного подхода  для повышения уровня доступности, качества и эффективности дополнительного образования.
  4. Рост образовательных и творческих достижений всех воспитанников образовательного процесса (участие в конкурсах, презентациях, олимпиадах, фестивалях и т.д.)
  5. Активное включение родителей и самих воспитанников в образовательный процесс.
  6. Раскрытие способностей каждого воспитанника, развитие не только творческих и интеллектуальных навыков, но и воспитание здорового, порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Ресурсное обеспечение реализации Программы.

Кадровое

Высококвалифицированные преподаватели ОДОД

Категории педагогичес

ких работников

Кол-во чел.

Образование

Из них муж

чин

высшее

%

с/специальное

%

Всего

Внешние совмести-тели

п.д.о.

оформленные в ОУ

учителя работающие в  ОДОД

Педагоги доп. образован.

14

5

4

5

8

53

5

33

3

Итого

14

5

15

5

10

63

5

33

3

Финансовое 

Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет.

Материально-техническое и информационное

12 компьютеров, 2 единицы мультимедийных проекторов, телевизоры и видеомагнитофоны, другая техника, используемая в учебном процессе. Оснащенные учебным оборудованием кабинеты. Общая локальная сеть. Выход в Интернет.

Принципы реализации программы

Реализация программы строится на следующих принципах:

  • - программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;
  • - преемственности данной программы развития и программы развития образовательного учреждения, реализованной ранее;
  • - информационной компетентности участников образовательного процесса о происходящем в ОДОД;
  • - вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития ОДОД;
  • - включения в решение задач программы развития всех субъектов образовательного пространства.

В целях обеспечения эффективной реализации Программы необходимо установить систему критериев и показателей оценки ее результативности, необходима разработка специальной диагностической системы. Также необходимо увеличение технических возможностей образовательного процесса, через приобретение новейших ИКТ и программного обеспечения.

Финансирование мероприятий по реализации Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных на реализацию государственной поддержки учреждения в рамках бюджета на соответствующий год, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий и грантов учреждений образования.

Мониторинг выполнения программы:        

1. Ежегодные отчёты администрации на педсовете школы о:

  • - результатах обучения и воспитания по результатам года, (результаты участия в различных конкурсах, программах, фестивалях и олимпиадах);
  • - результаты инновационной и экспериментальной деятельности ОДОД.

2. Текущий мониторинг учебно-воспитательного процесса:

  • - анализ посещаемости объединений;
  • - анкетирование родителей для выявления степени реализации запроса на образовательные услуги;
  • - анкетирование учащихся на определение психологической комфортности образовательной среды ОДОД;
  • - качественный и количественный анализ использования ИКТ в учебном процессе;
  • - определение уровня воспитанности учащихся на основе самоанализа, отчётов преподавателей;
  • - систематический анализ состояния инновационной деятельности в учреждении на основе результатов продуктов профессиональной деятельности преподавателей ОДОД;
  • - учет профилактических мероприятий по сбережению здоровья воспитанников;
  • - учет пропагандистических мероприятий по сбережению здоровья среди воспитанников ОДОД.

Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Формирование интегрированной образовательной среды ОДОД, характеризующейся единым ценностно-целевым полем всех субъектов образовательного процесса.
  2. Создание привлекательного в глазах всех субъектов  образовательного процесса имиджа ОДОД, подтвержденного результатами социологических исследований.
  3. Расширение спектра образовательных услуг, предоставляемых ОДОД, с целью поддержки предпрофильной и профильной подготовкой воспитанников. Совместно с партнерами, разработать и апробировать практико-ориентированные программы дополнительного образования, с целью повышения доступности, качества и эффективности дополнительного образования.  Увеличить до 100 % число педагогов ОДОД, владеющих компьютером. Создать условия для использования информационных технологий в учебном и воспитательном процессе.
  4. Рост образовательных и творческих достижений всех воспитанников образовательного процесса (участие в конкурсах, презентациях, олимпиадах, фестивалях и т.д.)
  5. Активное включение родителей и самих воспитанников в образовательный процесс.
  6. Раскрытие способностей каждого воспитанника, развитие не только творческих и интеллектуальных навыков, но и воспитание здорового, порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Содержание Программы развития ОДОД

1. Направление «Эффективность образования»

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

1

Школьный хор

Вокальный ансамбль

1. Выступления на школьных, районных и городских мероприятиях.

2. Раскрытие творческого потенциала детей.

3. Увеличение контингента воспитанников

2

Танцевальные шаги к успеху

1. Выступление на школьных, районных и городских мероприятиях.

2. Раскрытие творческого потенциала детей.

3. Увеличение контингента воспитанников

3

Народный танец

1. Выступление на школьных, районных и городских мероприятиях.

2. Раскрытие творческого потенциала детей.

3. Увеличение контингента воспитанников

4

Театральная студия

1.     Увеличение контингента воспитанников среднего и старшего школьного возраста

2.     Расширение форм студийной работы

3.     Расширение спектра образовательных программ

5

Изостудия «Творческая мастерская» Свирель

1. Развитие детского творчества

2. Увеличение контингента воспитанников

6

Студия художественного конструирования «Сувенир»

1. Развитие детского творчества

2. Увеличение контингента воспитанников

7

Эрудит

1. Получение знаний в области математических наук.

2. Увеличение контингента воспитанников

8

Прикладная информатика

1. Получение знаний в области информатики.

2. Увеличение контингента воспитанников

9

Первые шаги в экологию

1. Расширение спектра лабораторных и экспериментальных методов работы

2. Увеличение контингента воспитанников

3. Активизация деятельности районного ученического научного общества

10

Баскетбол

1. Участие в соревнованиях по баскетболу на разных уровнях (школьный, районный, городской) 

2. Увеличение контингента воспитанников

3. Положительное воздействие на детей спортивно-физического воспитания

11

Атлетика

1. Участие в соревнованиях по легкой атлетике на разных уровнях (школьный, районный, городской)

2. Увеличение контингента воспитанников

3. Положительное воздействие на детей спортивно-физического воспитания

12

Футбол

1. Участие в соревнованиях по футболу на разных уровнях (школьный, районный, городской)

2. Увеличение контингента воспитанников

3. Положительное воздействие на детей спортивно-физического воспитания

13

Основы единоборств

1. Участие в соревнованиях по основам единоборств на разных уровнях (школьный, районный, городской)

2. Увеличение контингента воспитанников

3. Положительное воздействие на детей спортивно-физического воспитания

2. Направление «Воспитательное пространство района»

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

1

Участие в смотрах и конкурсах педагогического мастерства.

1.     Освоение и внедрение инновационных технологий в образовательный процесс

2.     Расширение форм коллективного взаимодействия

3.     Создание условий для стимулирования творческой педагогической деятельности

4.     Повышение активности участия педагогических работников ОДОД

2

Организация непрерывного образования руководящих работников ОДОД как ресурса управления учреждением

1.     Разработка и внедрение системы мониторинга руководящих работников ОДОД

2.     Разработка и реализация образовательных программ

3.     Повышение квалификации руководящих работников ОДОД

3

Организация и проведение педагогического исследования «Воспитательное пространство ОДОД»

1.     Создание системы мониторинговых и диагностических исследований

2.     Расширение воспитательного пространства

3.     Развитие творческой педагогической инициативы

3. Направление «Профессиональная компетентность педагога»

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

1

Организация непрерывного образования педагогических работников ОДОД

.1. Создание кадрового ресурса методической службы дополнительного образования детей

2. Создание и реализация системы обучающих семинаров для педагогических работников ОДОД

2

Организация непрерывного образования руководящих работников ОДОД

1. Повышение квалификации руководящих работников ОДОД

4. Направление «Управление качеством образования»

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

1

Контроль реализации программы развития ОДОД

1.     Своевременный анализ и корректировка процесса реализации программы

2.     Контроль качества реализации проектов программы

3.     Расширение внешних связей

4.     Мобилизация финансовых ресурсов и обеспечение  их целевого использования

5.     Расширение деятельности в условиях хозяйственно-финансовой самостоятельности

2

Разработка и реализация программы стимулирования и поощрения творческой педагогической деятельности в ОДОД

1.     Активизация участия педагогических работников в смотрах, конкурсах профессионального мастерства

2.     Разработка  и применение критериев определения качественной профессиональной работы педагогических работников

3.     Обеспечение систематического и своевременного принятия решений по вопросам поощрения сотрудников учреждения

4.     Повышение качества, доступности и эффективности дополнительного образования и воспитания детей

3

Модернизация материально-технической базы ОДОД

1.     Повышение качества предлагаемых образовательных и досуговых программ

2.     Обеспечение комфорта, технологической и эмоциональной привлекательности для детей, подростков и их родителей, а также удовлетворению растущих потребностей жителей  района в образовательной сфере

3.     Повышение имиджа ОДОД, конкурентоспособности отделения.

4

Создание гибкой модели управления учреждением

1.     Расширение участия в управлении учреждением субъектов образовательного процесса

2.     Использование потенциала соуправления, сотворчества, делового сотрудничества

3.     Улучшение психологического климата в учреждении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОДОД этапы развития танцев

Презентация Этапы развития танцев...

Статья "Развитие технического творчества учащихся и воспитанников ОДОД через метод проектов"

В статье раскрываются возможности применения метода проектов в основном и дополнительном образовании учащихся....

Использование технологии развития критического мышления для реализации ФГОС в рамках ОДОД: Дискуссионный клуб «Дебаты»

Технология развития критического мышления (ТРКМ) основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не...

Статья. Интеграция основного и дополнительного образования как условие построения социально-активной образовательной среды (выдержки из программы развития ОДОД)

Статья рассматривает возможности интеграции основного и дополнительного образования. Дополнительное образование детей, являясь своеобразным продолжением и дополнением из основного образования, способс...

Стратегия взаимодействия ОДОД с семьей в процессе воспитания и развитие личности ребенка

Работа ОДОД образовательного учреждения с семьями обучающихся...

Развитие системы работы с талантливыми и одаренными детьми в ОДОД

В статье представлен опыт работы спиециалистов Отделения дополнительного образования с талантдливыми и одаренными детьми...