Программа кружка «Выразительное чтение».
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа создана для детей с отклонениями в развитии (для коррекционных) школ восьмого вида по выразительному чтению. Рассчитанна на 44 часа (по 2 часа в неделю), на возраст 5-9 классов. в курсе рассматриваются упражнения на дыхание, разбираются основные виды ударений, помещены скороговорки, загадки, инсценирование (по выбору) и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_vyrazitelnomu_chteniyu.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МБС(К)ОУ С(К)ОШ №9 ˅ΙΙΙ вида
Программа кружка
«Выразительное чтение».
Сделала: Утробина И. Г.,
учитель письма и чтения.
Пермь, 2014
Пояснительная записка.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение учениками определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей.
Кружковая работа способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся.
Овладение ребенком родного языка осуществляется через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Условиями речевого развития ребенка являются коммуникации и речевая среда.
Большое значение имеет правильно поставленное обучение выразительному чтению. Читать выразительно самому и учить выразительно читать детей – не одно и тоже. Методика обучения выразительному чтению основана на принципе: читать – значит проникать в смысл произведения, в образ слова.
Цель кружка: 1. развивать речь, внимание, творческое воображение, коммуникативные качества ребенка;
2. дать почувствовать красоту и звучность родного слова, научить говорить ясно и понятно, научить играть со словами, сочинять и открывать огромный мир звучащего русского слова, прививать любовь к языку.
Задачи:
- Добиться интонационной выразительности устного высказывания;
- Четко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами;
- Читать наизусть стихотворные и прозаические произведения;
- Развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать их эстетический вкус, интерес к отечественной литературе .
Приемы и методы обучения.
Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала. Знакомство школьников с выразительной речью начинается с рассмотрения речевого аппарата и работы с ним. Этот этап включает в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, работу над техникой речи (дикцией, орфоэпией, голосом). Следующим этапом является логический анализ текста и расстановка логических ударений.
Одновременно делаются упражнения по отработке правильной инт9+9онации.
Учащиеся знакомятся со сценической грамотой. Важным приемом является личный пример учителя, речь которого должна быть ясной, четкой и выразительной.
Программа рассчитана на детей 5-9 классов. Общее количество часов в год – 44часа, занятия проводятся 2 разa в неделю в количестве не больше 12 человек.
Планируемые результаты кружка:
- Иметь начальное представление о паузе, логическом ударении, темпе и громкости речи;
- Уметь выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;
- Иметь начальное представление о малых фольклорных жанрах, типах речи;
- Иметь начальное представление о богатстве русского языка;
- Уметь пользоваться толковым словарем;
- Инсценировка сказки по выбору («Репка»);
- Конкурс любимых стихотворений;
- Конкурс «Литературная гостиная»;
- Живые картинки (игра «Крокодил»);
- Презентации творческих работ.
Программа кружка «Выразительное чтение».
Введение. Для чего нужна речь?
- Речь. Техника и выразительность речи.
Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, темп, громкость.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать. Скороговорки. Работа со скороговорками. Считалки. Загадки. Мимика и жесты в устной речи. Живые картинки. Речевые роли. Конкурс любимых стихов. Инсценирование. Конкурс «литературная гостиная». Богатство речи. Дыхание. Дыхательные упражнения. Как мы говорим. Дикция. Упражнения для совершенствования навыка выразительного чтения. Интонация. Регулирование громкости и высоты голоса.
- Слово.
Лексическое значение слова. Толковый словарь. Многозначные слова. Слова-«родственники». Синонимы и антонимы. Родственные слова. Точность речи. Монолог и диалог. Сравнения и метафоры. Переносное значение слова.
- Текст.
Типы текстов. Тема текста, основная мысль, опорные слова текста.
Заключение.
Развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их.
Использование различных способов и приемов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.
Тематическое планирование.
№ | Кол-во часов | Название темы | Вид занятий | Форма занятий | |||||
1 | 1 | Для чего нужна речь? | теория | беседа | |||||
2 | 1 | Устная и письменная речь. | практика | игра | |||||
3 | 1 | Учусь слушать. | практика | игра | |||||
4 | 1 | Разговорная речь. | теория | беседа | |||||
5 | 1 | Научная речь. | теория | беседа | |||||
6 | 1 | Художественная речь. | теория | беседа | |||||
7 | 1 | Вывески на улицах города | практика | экскурсия | |||||
8 | 1 | Речь радио, телевидения. | теория | игра | |||||
9 | 1 | Техника речи: громкость, окраска голоса. | практика | игра | |||||
10 | 1 | Какую речь хочется слушать? | теория | беседа | |||||
11-12 | 2 | Дыхание. Дыхательные упражнения. | практика | Разучивание упражнений | |||||
13 | 1 | Как мы говорим. Дикция. | Практика. | игра. | |||||
14 | 1 | Упражнения для совершенствования навыка выразительного чтения. | практика | практикум | |||||
15-16 | 2 | Скороговорки. | теория | игра | |||||
17-18 | 2 | Работа со скороговорками. | практика | практикум | |||||
19 | 1 | Загадки. | теория | игра | |||||
20 | 1 | Считалки. | теория | игра | |||||
21 | 1 | Мимика и жесты в устной речи. | практика | игра | |||||
22 | 1 | Живые картинки. | Практика | инсценирование | |||||
23 | 1 | Речевые роли. | практика | инсценирование | |||||
24 | 1 | Конкурс любимых стихов. | практика | конкурс | |||||
25 | 1 | Инсценирование. | практика | инсценирование | |||||
26 | 1 | Конкурс «литературная гостиная». | практика | конкурс | |||||
27 | 1 | Богатство речи. | теория | беседа. | |||||
28 | 1 | Слово и его значение. | теория | беседа | |||||
29 | 1 | Работа с толковым словарем. | практика | практикум | |||||
30 | 1 | Многозначные слова. | теория | беседа | |||||
31 | 1 | Точность речи. | теория | игра | |||||
32 | 1 | Синонимы. | теория | беседа | |||||
33 | 1 | Антонимы. | теория | беседа | |||||
34 | 1 | Родственные слова. | теория | игра | |||||
35 | 1 | Какие книги мне нравятся? | теория | беседа | |||||
36 | 1 | Творческие работы по изученным темам. | практика | презентация | |||||
37 | 1 | Конкурс стихов о зиме. | практика | конкурс | |||||
38 | 1 | Презентация творческих работ. | практика | презентация | |||||
39 | 1 | Интонация. | практика | ||||||
40 | 1 | Регулирование громкости и высоты голоса. | практикум | ||||||
41 | 1 | Типы текстов. | теория | беседа | |||||
42 | 1 | Тема текста. | теория | практика | |||||
43 | 1 | Основная мысль текста. | практика | практикум | |||||
44 | 1 | Опорные слова в тексте. | практика | практика |
Игры.
- «Почисти зубки» - кончиком языка при закрытом рте чистим зубки.
- «Качели» - водить нижнюю челюсть из стороны в сторону, затем вперед – назад.
Упражнения для совершенствования навыка выразительного чтения:
- «Миша умеет танцевать» - прочитать с разными интонациями (радостно, печально, ласково, гневно, шуточно).
- «В лифте». Считай этажи на выходе: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15
- «Задуйте свечу»: сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделал глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку.
Скороговорки.
- Купила бабуся бусы Марусе. Произнести скороговорку, отвечая на вопросы: Кто купил бусы? Кому купили бусы? Бусы Марусе сделали? Бабуся подарила колечко?
Дыхательная гимнастика.
- Разноголосое чтение (прочитать стихотворение так, как бы его прочитала змея, ворона, сорока).
- Развитие голосового аппарата (прочитать стихотворение громко, тихо, шепотом).
- Темп чтения (быстро, умеренно, медленно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ»
ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ»...
Программа кружка выразительного чтения и рассказывания «Слово»
Программа кружка выразительного чтения для 8-11 классов (внеурочная деятельность учителя)...
Рабочая программа кружка выразительного чтения Магия слова
Материал может быть использован учителем - словесником во внеурочной работе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СЛОВО» для учащихся 5-7 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СЛОВО»для учащихся 5-7 классов...
Программа кружка "Выразительное чтение"
Программа кружка "Выразительное чтение"...
Программа кружка "Выразительное чтение"
Программа расчитана на 64 часа развития речи учащихся средних классов. Занятия включают теоретическую часть, предусматривающую усвоение детьми необходимых знаний, и практическую часть, предполагающую ...
Рабочая программа кружка Выразительного чтения «Живое слово» для детей старшего дошкольного возраста
Программа кружка выразительного чтения "Живое слово" для детей старшего дошкольного возраста раскрывает основные направления работы по формированию и развитию интонационной выразительн...