Эволюция назначения бумаги
методическая разработка (5 класс) по теме
Данная разработка это методический материал для работы с учащимися 5 класса по направлению "Метод ислледования вещи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evolyutsiya_bumagigosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Научить исследовать окружающий мир, выработать приемы и методы исследования. (Процесс познания, в ходе которого обретается и усваивается исследовательский опыт, навыки освоения мира и его личностного переживания).
Задачи:
- Рассмотреть, как менялось со временем назначение бумаги, как материала, произведенного человеком. Изучение эволюции предмета.
- Как меняется форма, качество, свойства и назначение бумаги. Умение считывать информацию с предмета. Умение получать информацию на примере несложного (понятного) материала. Умение описывать предмет, дать его характеристику.
- Научиться сопоставлять, сравнивать вещи из одного материала. Как изменялся образ вещи, какие смыслы она приобретала или теряла, как менялся ее внешний облик.
- Познакомить учащихся с историей возникновения каждой из «форм» предмета (история вопроса). Получения представлений о тех культурных процессах и явлениях, которые нашли отражение в этих объектах.
- На этапе исследования каждого из предметов ознакомиться с понятиями «Основное» и «Не основное» назначение одного и того же предмета.
- Подвести учащихся к выводу, что предметы, сделанные из одного и того же материала могут иметь утилитарное и эстетическое назначение.
Такой метод:
- позволяет каждому участнику выдвигать собственные версии и корректировать, обсуждать их с другими участниками;
- превращает исследование артефакта в личное переживание, связанное с определенными усилиями, с поиском, открытиями;
- исключает посредническую деятельность педагога в процессе «диалога» личности с объектом исследования и изучения.
Участники: учащиеся 5 классов
Среди учащихся формируются 4 группы, и каждой группе будет, выдан один из четырех предметов: конверт, с вложенным папирусом;
кусок (фрагмент) обоев;
купюра достоинством 1000 рублей (образца 1991 года);
подарочная коробка
Учащиеся должны быть рассажены спиной друг к другу, на момент рассмотрения предмета.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя:
- Ребята, Вы будете распределены по 4 группам. Вам будет предложен предмет, который Вы исследуете. Обратите внимание на ее размер, форму, цвет, материал, состояние сохранности. Сделаете свой вывод: что это? Из какого материала сделан и для чего служит. После чего, на основании впечатлений об этой вещи, составьте описание предмета для других групп, не называя его. Возможны наводящие вопросы для других групп. Вам надо так составить описание и построить вопросы, чтобы остальные учащиеся угадали, что это за предмет. Вопросы могут быть открытого и закрытого типа. (На предыдущих занятиях учащиеся ознакомились с понятиями «открытый» и «закрытый» типы вопросов).
После правильного ответа, группа, предложившая свой предмет, рассказывает кем, когда и для чего он использовался. В рассказе о назначении данного предмета могут принимать участие ребята из других групп. Учитель по окончании рассказа учащихся о назначении предмета, дает краткую историческую справку о предмете.
В случае если учащиеся не угадали, что это за предмет, учитель с помощью наводящих вопросов помогает ребятам.
- Первая группа получает конверт, с вложенным папирусом. Исследует предмет и предлагает свой вариант описания (для “угадывания”) остальным учащимся.
Учитель занимает позицию наблюдателя в ходе обсуждения.
После того, как предмет был опознан, первая группа рассказывает о назначении этого предмета. Как использовался папирус. Что могли писать на папирусах. В чем преимущество папируса от глиняных табличек.
Для чего служит конверт. Пользовались ли учащиеся конвертом и почтой. Какие способы передачи информации они знают.
Учитель кратко рассказывает учащимся об истории папируса и конверта.
- Слово «бумага», как считается, произошло от итальянского слова «bambagia», что в переводе означает «хлопок». Странно, конечно. Ведь первые писчие листы делали совсем даже не из хлопка, а из папируса. Papyros – это гигантское многолетнее травянистое растение высотой до 5 м, и стебли у него до 7 см в диаметре. Папирус растет в тропической Африке вдоль берегов рек и озер. Именно его и облюбовали древние египтяне для производства писчего материала. Сердцевину свежих стеблей разрезали вдоль на узкие полоски и складывали в два слоя: один слой вдоль, второй поперек. Затем их сильно сдавливали, слои между собой склеивались и получались тонкие эластичные листы. Их высушивали на солнце, полировали раковинами и склеивали в свитки шириной 20-30 см и длиной до 6 метров
После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре.
Много веков люди пользовались папирусом. До нас дошли египетские, еврейские, греческие, персидские папирусы, которые хранятся в крупнейших музеях мира. В Британском музее в Лондоне хранится папирус длиной 40 метров, но встречались и свитки 45-метровой длины. Свиток – это одна сплошная страница. На свитках записаны исторические документы, научные труды, литературные произведения народов Древнего Востока, Греции и Рима.
На смену папирусу пришел новый писчий материал –пергамент
- Конверт
Первый бумажный почтовый конверт появился в 1820 году и был придуман английским фабрикантом Бревером. Его изобретение быстро обрело популярность, и письма начали, отправлять в бумажных конвертах, запечатанных сургучом. Именно из тех времен происходит фраза «распечатать письмо», означающая, что для его прочтения нужно было сломать печать. И если первые почтовые конверты Бревера изготавливались вручную, то уже спустя несколько лет производство было автоматизировано, и в Лондоне появилась машина для создания конвертов разного размера, начиная от конвертов для визиток и заканчивая крупным форматом. Еще чуть позже, во Франции был придуман клапан для конверта и необходимость в запаивании сургучом отпала. Тогда же во Франции возникла мода на разноцветные конверты, предназначенные для каждого дня недели.
Широкое применение конверты для почтовых пересылок получили в 1844 году, с изобретением в Англии специальной машины для производства конвертов.
Изготавливают конверты в разных целях - иногда требуется переслать не листок бумаги, а достаточно тяжелую продукцию - например, толстый каталог. Обычная бумага вряд ли выдержит вес толстого каталога. Для пересылки подобных изделий хорошо подходит специальная бумага "крафт". Используя данный вид бумаги, вы можете не опасаться за доставку пересылаемого журнала или каталога, даже на дальние расстояния - данная бумага обладает очень большим запасом прочности.
- Ребята, если Вас заинтересовала тема происхождения конвертов, приглашаю Вас отправиться в нашу школьную библиотеку или посмотреть в Интернете.
Вместе с учащимися делает вывод о том, что папирус – носитель информации. Конверт –— пакет из сложенного углами листа бумаги, в который вкладывают письмо, документы и т.п. для отправки куда-л, для передачи кому-л.
- Вторая группа получает кусок обоев. Исследует предмет и предлагает свой вариант описания (для “угадывания”) остальным учащимся.
Учитель занимает позицию наблюдателя в ходе обсуждения.
После того, как предмет был опознан, вторая группа рассказала о назначении этого предмета. Какую функцию выполняют обои. Человек всегда стремился украсить свое жилище.
Учитель кратко рассказывает учащимся о первых обоях, которые появились в мире, в России.
- Наиболее древними считаются китайские рисованные обои, которые ценились очень высоко. Известны факты, что в XV веке рисованные обои изготавливались во Франции, потом и в Англии. Но это были еще не обои в том понимании, которое мы вкладываем в это название сегодня - рулон бумаги, на котором типографским способом отпечатан рисунок. Это были большие куски бумаги, на которые вручную наносился рисунок. Печатные обои появились только в начале XVI века. Так, старейшие на сегодняшний день печатные обои, изготовленные в Англии, датируются 1509 г. Но и это были еще не рулонные, а “кусковые” обои.
Но обои не всегда были просто куском бумаги с нанесенным на ней рисунком. Например, в XVII-XVIII вв. во Франции большой популярностью пользовались обои, имитирующие шелк и создающие полную иллюзия ткани. Подобными обоями украшались не только дворцы знати, но и Лувр. (Кстати, обои с рисунком, воспроизводящим фактуру различных тканей, пользуются большим спросом до сих пор.). И влагостойкие обои - тоже далеко не современное изобретение. Первый патент на такие обои был выдан еще в 1858 г.
С изобретением непрерывной бумагоделательной машины (1799г) появилась возможность получать бумажные обои не отдельными листами, а в рулонах. Но осуществили эту идею далеко не сразу, а только почти полвека спустя, во Франции. Вот эти обои, пожалуй, и можно считать первыми. Это был рулон с нанесенным типографским способом рисунком.
В Россию обои попали в первой половине XIX века. Первую в России фабрику обоев под Петербургом помогли построить все те же французы. Пожалуй, это время и следует считать “днем рождения” отечественных обоев.
Делается совместный вывод о том, что в процессе эволюции бумага получает новое использование и является средством и утилитарным и эстетическим.
На этом этапе рассмотреть все варианты назначения предмета и поговорить о том, что является основным, а что неосновным предназначением предмета.
Например, пилотка сделана из газеты. Газета – это средство массовой информации, а пилотка – головной убор. Еще пример, елочная игрушка. Может быть сделана из бумаги, но несет эстетическое назначение. Радует нас на Новогодней елке.
И т. д.
Учащиеся могут сами предложить различные примеры.
- Третья группа получает денежную купюру, достоинством 1000 рублей. Исследует предмет и предлагает свой вариант описания (для “угадывания”) остальным учащимся.
Учитель занимает позицию наблюдателя в ходе обсуждения.
После того, как предмет был опознан, третья группа раскрывает назначении этого предмета. В ходе рассуждений учитель помогает, задавая дополнительные вопросы.
-Ребята, в каких случаях мы используем деньги?
-Как Вы думаете, зачем появились бумажные деньги?
Учащиеся выдвигают различные версии.
Задача учителя подвести учащихся к мысли, что деньги средство обмена.
Учитель кратко рассказывает учащимся об истории денег в России.
- Правильно ребята. Деньги появились как некий необходимый при возникновении товарообмена универсальный измеритель.
- Конечно, бумажные деньги не могли появиться без бумаги. Как известно, родиной бумаги является древний Китай. Логично, что и бумажные деньги появились там же примерно в IX веке н.э. Произошло это потому, что медных монет, традиционно использовавшихся в стране для товарно-денежного обмена, стало не хватать, а примитивная добывающая промышленность не могла обеспечить потребностей населения в нужном количестве меди
В самой Европе годом рождения бумажных денег считается 1661 год. Именно тогда в Стокгольме была напечатана первая «кредитная бумага». Произошло это по тем же причинам, что и в Китае.
Идея выпуска в России ассигнаций возникла в 40-х годах XVIII века в период царствования Елизаветы Петровны (1709-1761), однако была отвергнута Сенатом, который нашел предосудительным, что вместо денег в обращении будут ходить "бумажки".
Однако, в 1769 году, при Екатерине II, в России были выпущены ассигнации — бумажные денежные знаки.
Мы не будем подробно изучать историю бумажных денег, так как, для этого нам понадобится не один урок. Желающие могут найти информацию в книгах или, например, на сайте: http://evolutsia.com/content/view/15/3/
Вместе с учащимися делает вывод о том, что денежная купюра несет исключительно утилитарное назначение и является средством обращения и платежа (средство обмена).
- Четвертая группа получает подарочную (упаковочную) коробку. Исследует предмет и предлагает свой вариант описания (для “угадывания”) остальным учащимся.
Учитель занимает позицию наблюдателя в ходе обсуждения.
После того, как предмет был опознан другими группами, учащиеся 4 группы рассказывает о назначении этого предмета. Зачем, по их представлениям, появился этот предмет и в каких случаях используется именно подарочная коробка, а не упаковочная бумага.
Учитель кратко рассказывает учащимся об истории упаковки.
Возникновение картонной коробки приписывают к концу XVIII века. Ее появление было обусловлено необходимостью хранить и транспортировать продукцию, оберегая ее от механических повреждений. Из картона вырезали заготовки и складывали вручную. Чаще всего использовали круглые и овальные образцы, так как проще было согнуть картон, чем ровно сложить его. В таких коробках продавали свои товары кондитеры, аптекари, мастера ювелирного дела, парфюмеры, шляпники и портные. в 1879 году Робертом Гейром была изобретена складная коробка. Первое, что упаковали в эту коробку, стала «Квакерская овсянка», появившаяся спустя 7 лет после изобретения Гейра.
В 1865 году во Франции улучшилось качество изображения на картонной упаковке путем внедрения в производство белого древесного картона. Высококачественная полиграфия сделала картонную коробку настоящей фавориткой упаковочной индустрии.
Вместе с учащимися делает вывод о том, что подарочная коробка несет и утилитарное назначение и эстетическое.
- Ребята, сейчас производятся картонные коробки из экологически безопасного картона. На них есть специальные знаки, которые говорят об этом. Они не содержат красителей, простые внешне, но от них меньше вреда.
- Учитель подводит итоги:
- Ребята, согласитесь, нет ничего более обыденного и привычного в нашей жизни, чем бумага. Не проходит ни одного дня, чтобы мы ее не подержали в руках. Журналы, книги, упаковки, факсы, открытки… и так далее, и так далее.
Сегодня мы исследовали различные предметы из одного и того же материла, выполненные по разным технологиям. Один и тот же материал, пройдя долгую эволюцию, прочно вошел в нашу жизнь, имея такую разную форму и предназначение. Бумага, как мы убедились, не только информационный носитель, но и упаковочный материал, строительный материал, средство платежа, фильтр, электрический изолятор и т. д.
Но главное, Вы научились исследовать вещь. Научились получать максимальное количество информации с целью «углубления» в содержание предмета.
К следующему занятию, для закрепления темы предложить группам сделать презентацию о своем предмете.
- Такой метод исследования поможет учащимся в будущем неоднозначно подходить к явлениям, вещам, событиям.
Учащиеся научаться исследовать предметы, описывать их, что поможет им в дальнейшем в учебно-исследовательской деятельности.
Источники:
Сайт «Эволюция»: http://evolutsia.com/content/view/15/3/
Сайт «Ярмарка мастеров»: http://www.livemaster.ru/topic/139701-istoriya-vozniknoveniya-bumagi
Сайт «Russika.Ru.Энциклопедия»: http://www.russika.ru/ef.php?s=4467
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды одежды по назначению
Презентация по домоводству для 6 класса (с глубоким нарушением интелекта) по теме "Одежда"...
Клавиатура. Клавиши и их назначение.
Чтобы облегчить себе работу на компьютере, нужно знать назначение клавиш. Тогда работать будете в несколько раз быстрее!...
Разработка урока для 5 класса по теме "« Назначение и устройство швейной машины»
Эта разработка основана на применении активных и интерактивных методов обучения, поэтому я не ставила цель подробное изложение учебного материала по изучаемой теме. Уверенна, что эта сторона подготовк...
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Урок трудового обучения "Работа с бумагой «Изготовление елочной гирлянды из полос цветной бумаги»"
Урок для обучающихся 1 класса с нарушениями интеллектаТип урока: урок-практикумЦель: научить изготавливать ёлочную гирлянду из полос цветной бумаги.Задачи:ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: формировать умения работать ...
Конспект урока технологии 3класс "Рисуем бумагой по бумаге..."
Знакомство с нетрадиционной техникой работы с бумагой "Айрис-фолдинг"...
Эволюция архитектурных конструкций и роль эволюции строительных материалов
Для каждой эпохи характерны свои города, свои здания. Они различны по видам материалам, из которых созданы...