Развивающая программа "Мастерилка" для детей 5-6 лет, дошкольное образование
рабочая программа на тему
Программа "Мастерилка" разработана для детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года. Занятия с различными видами деятельности: аппликации, работа с природным материалом, пластилином, торцевание, моделирование из различных материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_masterilka.doc | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
поселка Вишневогорск
Утверждаю__________
Директор КЮТ
Мокерова В.В.
Подпрограмма к программе «Растем и развиваемся»
(кружок «Дошколенок»)
«Мастерилка»
Занятия с различными видами аппликации, оригами, поделки из природного материала, пластилинографии, моделирование из различных материалов, торцевание, плетение.
Программа рассчитана на детей 5 -7 лет.
Срок реализации программы 2 года.
Составитель:
Педагог 1-ой
квалификационной категории
Чебурина Ирина Федоровна
п. Вишневогорск 2010 год
Информационная карта программы:
- Тип программы:
- адаптированная;
- Образовательная область:
- многопрофильная;
- Направленность деятельности:
-декоративно-прикладная;
- Способ освоения содержания образования:
- обучающе-репродуктивный;
- Уровень освоения содержания образования:
- общекультурный, развивающий;
- Уровень реализации программы:
-дошкольное образование;
- Форма реализации программы:
- групповая, индивидуальная;
- Продолжительность реализации программы:
-двухгодичная.
Пояснительная записка.
...Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев...
Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки,
чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,
тем ярче творческая стихия детского разума...
В.А. Сухомлинский
Данная программа «Мастерилка» была составлена на основе практических занятий с детьми дошкольного возраста и может быть интересна педагогам школ, ведущим трудовое обучение в начальных классах, руководителям кружков дополнительного образования, а также может быть предназначена для самостоятельной работы детей постарше и просто для тех, кто любит мастерить.
В этой программе представлены разные идеи изготовления поделок, которые не только украсят помещение, но и будут полезными в каждом доме. Можно, конечно, купить разные вещи в магазине, но все, же изделие, сделанное руками ребенка, пусть даже с помощью взрослого, намного ценнее покупной вещи.
Практическая работа с разнообразными материалами побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приемами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику рук, воспитывает усидчивость и самостоятельность.
Занятия рассчитаны на 30 минут, по одному занятию в неделю в каждой группе. Занятия по данной программе подобранны короткие, результативные, но это вовсе не значит, что результат должен достигаться за счет чрезмерных усилий и времени. Подбираются такие приемы и методы, чтобы ребенок хотел учиться мастерить. Так как дети маленькие – основной компонент занятия – это игра. Темы занятий в разных годах обучения перекликаются между собой, но не дублируют друг друга. Допустимо поменять любое занятие для группы в зависимости от их успеваемости, эмоционального настроения и состояния. Если в группе «Маленькие мастерилки», дети только знакомятся с каким – либо трудовым навыком, выполняют не сложную, простую работу, в основном по шаблону, то в группе «Веселые мастера» сходная тема раскрывается более полно, ребенок уже применяет свою фантазию, творчество, составляя сюжет, картинку из простых элементов работы. Детские работы получаются более качественными и хорошо оформленными.
Занятия проходят раскованно и не заорганизовано. Ребятам разрешается в процессе работы самостоятельно взять недостающий материал, подойти к столу товарища, посмотреть его конструктивное решение и перенять его.
Тон общения с детьми – это тон доверия, содружества, радости со стороны взрослого. Дети могут давать советы друг другу, делиться мнением, критиковать товарища, но тактично и справедливо.
Для реализации данной программы необходимы нетрадиционные материалы (различные картоны, ткани, косметические диски, ватные шарики, различные виды бумаги, пряжи и ниток, клей ПВА, клеевой карандаш, клей «Мастер», пуговицы, бусинки, пластилин, баночки из под йогурта, тесьма и другое).
Схема программы «МАСТЕРИЛКА»
Цель программы:
Развитие трудовых умений и навыков, творческого воображения и конструктивного мышления.
Задачи программы:
- Обучающие:
- Научить детей пользоваться различными инструментами (режущими, колющими).
- Различать и использовать в работе различные материалы-фактуры.
- Научиться работать с природным материалом.
- Приобретение основных трудовых навыков.
- Развивающие:
- Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
- Познакомить с основными народными и календарными праздниками.
- Формирование мелкой моторики пальцев, глазомера, ориентировка в пространстве.
- Знакомство с различной детской литературой, сказками, известными авторами Григорий Остер, Борис Заходер, Маршак и другие.
- Воспитывающие
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, доброту.
- Забота о близких.
- Воспитание бережного отношения к природе.
Содержание программы предусматривает:
- Знакомство с народными детскими сказками, с детской литературой.
- Знакомство с флорой и фауной живой природы.
- Знакомство с различными техниками изготовления поделок.
- Игры, конкурсы, загадки.
- Сведения по технике безопасности, правила поведения в кружке.
- Занятия в объединении – это не только освоение знаний и умений, это познание себя, формирование отношений с товарищами, умение действовать сообща, радоваться достижениям коллектива. Это воспитание терпения, сосредоточенности, интереса к процессу и результатам труда, условие проявления инициативы творчества.
Основные формы образовательного процесса:
- Практическое учебное занятие,
- Экскурсия,
- Выставка (посещение и участие),
- Праздники, чаепития, прогулки на природу.
- Рассказ-беседа, объяснение нового материала.
- Основная форма – игровой компонент.
Формы организации учебной деятельности:
- Индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей),
- Фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или при отработке определенного технологического приема),
- Групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы),
- Коллективное выполнение работ для выставки.
Результативность программы:
Конечный результат – это подготовленный к школе, развитый, активный ребенок. С хорошо развитым воображением, умеющий проецировать полученные в ходе освоения образовательной программы знания и умения в дальнейшей школьной деятельности.
«Маленькие мастерилки»
1-ый год
Курс рассчитан на 30 занятий,
1 занятие 1 раз в неделю по 30 минут.
«Мы без дела не сидим, все, что хочешь смастерим».
- Курс «Маленькие мастерилки» предполагает знакомство детей с декоративно-прикладным творчеством, особенностями используемого в работе материала,
- обучение навыкам в пользовании основными инструментами,
- освоение простейших технологических приемов работы, изготовление несложных поделок,
- использование декора в изделиях,
- представление своих работ на выставках и в кружке.
«Веселые мастера»
2-ой год
Курс рассчитан на 30 занятий,
1 занятие 1 раз в неделю по 30 минут.
«Волшебные руки не знают скуки».
- На этом этапе предлагается более углубленное изучение технологии, приемов и навыков.
- Ребята выполняют более сложные работы, выстраивают композицию, применяют фантазию и творчество.
- Ребята готовят свои работы для выставок.
Тематический план для группы «Маленькие мастерилки» 1 - ый год обучения
Дата | Тема занятия | Всего часов | Теор | Прак |
| 30 30 | 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 | 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 |
Тематический план для группы «Веселые мастера» 2 - oй год обучения
Дата | Тема занятия | Всего часов | Теор | Прак |
1. Знакомство.
|
Тематический план для группы «Маленькие мастерилки» 1 год обучения - Средний возраст
№ | Тема занятия | Всего часов | Теор. часов | Прак. часов | Дата |
1 | Знакомство. «Дерево дружбы» (бумажная аппликация). | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
2 | «Бабочка» (работа с природным материалом) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
3 | «Фрукты в компоте» (бумажная аппликация) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
4 | «Лягушка» (оригами) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
5 | «Листопад» (обрывная аппликация) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
6 | Сюжетные картинки (пластилинография) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
7 | «Рыбки - скалярии» (оригами) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
8 | «Бабочка Люси» (техника - квиллинг) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
9 | «Снежинка» (вырезание) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
10 | «Снеговик» (аппликация из ватных дисков) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
11 | «Елочка» (пластилиновая мозаика) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
12 | «Интересные снежинки» (квиллинг) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
13 | «Зимний пейзаж» (аппликация из салфеток) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
14 | «Кролик из ваты» (аппликация из ватных шариков) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
15 | «Рябина в снегу» (пластилинография) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
16 | «Подвески - Мобиль» (квиллинг) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
17 | «Цветик - семицветик» (бумажная аппликация) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
18 | «Сердечко» открытка (аппликация из бумаги) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
19 | Открытка «Машина» (бумажная аппликация) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
20 | «Мозаика из разноцветных фигур» (аппликация из разноцветных треугольников) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
21 | «Простой букетик» (бумажное моделирование) цветок для мамы | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
22 | «Солнышко» (плетение из ниток) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
23 | «Три поросенка» (пластилинография) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
24 | «Ситцевая собачка» (тканевая аппликация) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
25 | «Собачка» (Игрушки-гармошки) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
26 | «Яйцо-писанка» (пластилинография) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
27 | «Забавные гусята» (бумажное иоделирование) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
28 | «Забавные кошки» (обрывная аппликация) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
29 | «Черепаха», «Божья коровка» (бумажное моделирование квиллинг) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
30 | Итоговое занятие | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
Всего занятий за год: |
Тематический план для группы «Веселые мастера» 2 год обучения – Старший дошкольный возраст
№ | Тема занятия | Всего часов | Теор. часов | Прак. часов | Дата |
1 | «Колокольчик» (бумажная аппликация-ладошки) | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
2 | «Ежик в лесу», «Мишка» (работа с природным материалом) | ||||
3 | «Лилия» (бумажное моделирование) | ||||
4 | «Лягушка» (оригами) | ||||
5 | «Осенний лист» (обрывная аппликация) | ||||
6 | «Рыбки в нашем пруду» (пластилинография) | ||||
7 | «Белка Попрыгуша» (квиллинг) | ||||
8 | «Грибочки» (оригами) | ||||
9 | «Цветок из кругов бумаги» игрушки на елку (оригами из кругов) | ||||
10 | «Елочка в лесу» (аппликация из ватных дисков) | ||||
11 | «Дед Мороз» гирлянда (аппликация с ватными шариками) | ||||
12 | «Елочка» (аппликация из крупы и макарон) | ||||
13 | «Снегири» (пластилинография) | ||||
14 | «Овечка» (аппликация из ватных шариков) | ||||
15 | «Плетеное сердечко» (бумажное моделирование) | ||||
16 | «Медведь Потапыч» (квиллинг из гофрированной бумаги) | ||||
17 | « Снежная Елочка» (моделирование из бумаги и ватных дисков) | ||||
18 | «Солнышко из дисков» (моделирование из дисков и бумаги) | ||||
19 | «Миллион роз» (большое сердце из гофрированной бумаги) | ||||
20 | «Домашние любимцы» коты и собачки (обрывная аппликация) | ||||
21 | «Астра» открытка для мамы (квиллинг из полос бумаги) | ||||
22 | «Василиса Прекрасная» (плетение из ниток) | ||||
23 | «Осьминожек» обитатели морского дна (пластилинография) | ||||
24 | «Ситцевая корова» (тканевая аппликация) | ||||
25 | «Веселые зверушки» (бумажное моделирование) | ||||
26 | «Пасхальный зайчик» подставка под яйцо (оригами) | ||||
27 | «Петушок» (бумажное моделирование) | ||||
28 | «Радужные бабочки» (работа с пластилином) | ||||
29 | «Клумба в твоем саду» (обрывная аппликация) | ||||
30 | Итоговое занятие | ||||
Всего занятий за год: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО
Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП Д...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики на 2015-2019 годы «Создание коррекционно-развивающей образовательной среды Дома ребенка №3, обеспе
1. Краткая презентация ПрограммыСпециализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психикина 2015-2019 годы«Создан...
проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистическо...
Модель построения развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Модель построения развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования в МБДОУ Детский сад «Солнышко»Группа №3 «Каруселька» ...
Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и реализуемой Основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ ДС № 49 «Родничок» в логопедическом кабинете, объединенном с «зеленой зоной» ДОУ»
В связи с необходимостью оптимизации помещений в ДОО, а именно объединения «зеленой зоны» и логопедического кабинета, возникла проблема эффективной и образовательно-направленной организаци...