РАБОЧАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа по теме

РАБОЧАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ  ПРОГРАММА

 

КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ. КЛАСС АНСАМБЛЯ

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ansambl_na_sayt.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образование   Абинский  район

муниципальное  образовательное  учреждение  дополнительного  образования   детей «Детская  школа  искусств ст. Холмской»

ОБСУЖДЕНО                  СОГЛАСОВАНО                      УТВЕРЖДЕНО

заседание МО                   решение МС                               решение педсовета

протокол №___                протокол № ____                        протокол №_

от_______2010г.              от________2010г.                       от_______2010г.

Заведующий МО             Зам. Директора по УВР             Председатель

Волкова М. М.____         Ибраимова А.М._____               Н.И. Волкова________                                       (подпись)    (ФИО)                           (подпись)    (ФИО)                                           (подпись директора ОУ) (ФИО)

 

РАБОЧАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ  ПРОГРАММА

КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ. КЛАСС АНСАМБЛЯ

Ступень обучения: Основная

Срок реализации программы: 7 лет.

Преподаватель: Мезенцева Оксана Юрьевна

ст. ХОЛМСКАЯ

2013г.

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по предмету «Коллективное  музицирование. Ансамбль» струнно-смычковых инструментов»(скрипки) адресована учащимся отделения струнно-смычковых инструментов. Вид программы – модифицированная. Программа составлена на основе образовательной программы “Ансамбль скрипачей” предлагаемый как новый вариант организации занятий с ансамблем скрипачей учащихся на струнных отделениях в детских музыкальных школах и детских школах искусств по предмету “Коллективное музицирование. Класс ансамбль”.

Актуальность данной рабочей программы  состоит в потребности  учащихся реализовать полученные исполнительские навыки владения инструментом на индивидуальных  занятиях  в коллективном музицировании и концертных  выступлениях. В ансамбле легко организовать живительный дух соревнования и, вместе с тем, воспитать у детей навыки дружбы и товарищества.

Новизна программы определяется использованием в репертуаре переложений популярной музыки известных композиторов, музыки современных авторов, а так же  использования новых технологий проведения уроков.

Концепция программы заключается в том, что  предмет «Ансамбль струнно-смычковых инструментов» является мощным рычагом развития музыкально – творческих, артистических способностей и  роста исполнительского мастерства учащихся.

Цель программы  - формирование интереса у учащихся к коллективному творчеству посредством развития навыков игры в ансамбле.

Задачи:

Образовательные

  • Обучить учащихся техническим и художественным принципам исполнения: слуховому контролю интонации, качественному звукоизвлечению, быстрой слуховой ориентации;
  • Обучить навыкам коллективного музицирования в ансамблевой игре с целью приобщения учащихся к музыкальной культуре.
  • Сформировать определенный уровень музыкально-теоретических знаний, необходимых для музыкально-практической деятельности и общего музыкального развития;
  • Сформировать знания о средствах музыкальной выразительности и применять их на практике.

Развивающие

  • Развить психофизический аппарат учащихся, воображение, эмоциональную свободу при исполнении произведений ;
  • Развить музыкально - творческие способности;
  • развивать навык чтения нот с листа;

Воспитательные

  • Воспитать сценическую культуру посредством выступлений на концертах;
  • Воспитать трудолюбие, целеустремленность, организованность в занятиях;
  •  Воспитать эстетический вкус учащихся через общее музыкальное образование, посредством посещения внеклассных мероприятий, концертов, выставок и др.
  • Воспитать у учащихся интерес к целенаправленной самостоятельной работе, обеспечить полезный содержательный досуг
  • Воспитать коммуникативные способности.

   Программа адресована учащимся отделения струнно-смычковых инструментов младших подготовительных, младших (1-4), старших (5-7) классов.

   Ступень обучения основная.

Организация образовательного процесса

Основной формой учебной и воспитательной работы является групповой урок, который проходит  в младших классах 1академический час в неделю, 34 ч в год, в старших классах – 3 часа в неделю, 102 ч в год. Для подготовки к концертным выступлениям проводятся сводные репетиции 2 часа в месяц,  18 ч в год.

Регулярные занятия в классе ансамбля способствуют развитию коллективного чувства ритма, музыкальной памяти, многоголосного слуха, учат быстрой слуховой ориентации, а так же способствуют приобретению навыков коллективного творчества, расширяют музыкальный кругозор, помогают формированию художественного вкуса. Урок ансамбля ни в коей мере не подменяет индивидуального урока, но по своей значимости он нисколько не уступает ему и способствует активизации освоения учащимся комплекса технических и музыкальных задач.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В  конце  курса обучения по данной программе учащийся должен освоить основные приемы игры на музыкальном инструменте в коллективе, развить музыкально – творческие способности,  исполнять музыкальные произведения, применяя все средства художественной выразительности.

Формами  промежуточного  контроля  являются:    

-  контрольные  уроки (в  конце  каждого  полугодия,  всего  2  в  году);

-  зачет по ансамблю –  февраль

 Критерии  оценки  успеваемости:  

Система  оценки  успеваемости  строится  на  использовании  в  учебном  процессе  пятибалльной  шкалы,   с  выставлением  отметок  по  полугодиям    и  за  год,  в  дневниках  учащихся  и  журналах  преподавателей.

     Отметка «5»(отлично)  предполагает  качественное  знание  выразительное  исполнение нотных партий с  учетом  характера  произведений,  стиля,  образа,  правильного  темпа,  точной  динамики.   Оценка  «5»,  так  же    выставляется  за  добросовестное    отношение  к  занятиям по классу ансамбля хорошей  работе  на  уроке.

     Отметка  «4»  (хорошо)  выставляется  за  старательное    отношение  к    работе  на  уроках ансамбля,  за  неплохое  исполнение произведений  и   прочтение  нотных партий;  с  учетом   динамики,  темпа,  фразировки  характера,  но  с  небольшими  погрешностями  в  тексте и  в  исполнении.

     Отметка  «3» (удовлетворительно)   предполагает  плохое  прочтение нотных партий и  не  качественное    исполнение произведений;  маловыразительное   исполнение,  без  динамики,  погрешности аппарата  и    фразировке,   не  систематическая  работа  в  классе   на  уроках ансамбля.

     Отметка  «2» (неудовлетворительно)- эта  отметка  говорит  о  невыполнении  полностью  требований  по  изучению  и  исполнению нотных партий.  Не посещаемость  уроков ансамбля.

Итого: младшие классы – 34 ч. в год и 18 ч. сводные репетиции, старшие классы – 102ч. в год и 18 ч. сводные репетиции.


 Содержание

Iгод обучения

  1. Введение. Слушание музыки.

Беседа с учащимися на тему: «Что такое ансамбль?» Слушание аудиозаписи Ансамбля скрипачей Большого театра.

  1. Упражнения, гаммы, этюды.

Упражнение с инструментом «Тук, тук, молоток», «Горка», «Зеркальце», «Козочка». Прохлопывание музыкального материала из сборника Якубовской В. №№1-15.Упражнение на укрепление пальцев К.Родионов №№ 1-3.Тетрахорды: «Едет, едет паровоз», «Вот иду я вверх» на всех струнах.

Гамма D-dur, A-dur ритмические варианты; Иорданова И. “Маленький утенок; Зимушка” Этюды Н.Баклановой № 1, 3 10. Этюды на интервалы б3, ч.4, ч.5 К.Родионов.

  1. Работа над музыкальным произведением

Проигрывание песенок на открытых струнах из сборника В.Якубовской приёмом pizz, затем смычком. Работа над освоением навыка рационального распределения смычка. Пение с прохлопыванием песенок «Лиса», «Андрей – воробей», «Пастушок», и других, затем исполнение pizz и смычком.

Игра пьес на 1,2,3 пальцы «Петушок» Магиденко, «Как под горкой» р.н.п, «Ходит зайка по саду» р.н.п.; “Колыбельная медведицы”

5.Подготовка репертуара к концертным выступлениям

Изучение пьес: Филиппенко «Цыплятки», В.Моцарт «Аллегретто», Калинников «Журавель»; “Колыбельная медведицы”

В течение года необходимо пройти: 2 мажорные гаммы;2-3 этюда;

6-8 пьес.

IIгод обучения

  1. Слушание музыки.

Слушание изучаемых произведений и других (на выбор преподавателя)

  1. Упражнения, гаммы, этюды.

Упражнения на рациональное распределение смычка К.Родионова.  Гаммы Соль и До мажор штрихами: деташе, легато и их различными сочетаниями, а так же изучение дубль – штриха.

  1. Работа над музыкальным произведением.

Пение и прохлопывание произведений в одноголосном и двухголосном изложении. Работа над динамикой, фразировкой и выразительностью исполнения.

5. Подготовка репертуара к концертным выступлениям

Изучение и подготовка к концертным выступлениям пьес: Л.Качурбина «Мишка с куклой», Ж.Ф.Рамо «Ригодон», В.Русин-Щукина «Полька-солнышко».


В течение года необходимо пройти: 2мажорные гаммы,2-4 этюда,10-12 пьес.

III год обучения

  1. Слушание музыки.

Слушание изучаемых произведений и других (на выбор преподавателя)

  1. Упражнения, гаммы, этюды.

Упражнения на развитие беглости Г.Шрадик т.1№1-5.Гаммы Ля-мажор и Ре-мажор в двухголосном изложении штрихами: деташе, легато и их различными сочетаниями, дубль-штрихом. Этюды К.Родионова (по выбору).

  1. Работа над музыкальным произведением

Изучение пьес в одноголосном, двухголосном и трехголосном изложении, а также пьес композиторов Кубани,  пьес с элементами полифонии. Работа над динамикой, фразировкой и выразительностью исполнения, стилем.

5.Подготовка репертуара к концертным выступлениям

Изучение и подготовка к концертным выступлениям пьес: К.М.Вебер «Хор охотников», В.Моцарт «Менуэт», Н.Бакланова «Мазурка», С.Морозов «Родной напев».

В течение года необходимо пройти:2 мажорные гаммы,2-4 этюда, 10-12 пьес.

IV год обучения

  1. Слушание музыки.

Слушание изучаемых произведений и других (на выбор преподавателя)

  1. Упражнения, гаммы, этюды.

Упражнения на развитие беглости пальцев левой руки и освоении штриховой техники на упражнениях Г.Шрадика т.1 № 1-8, гаммы с переходами в 3-ю позицию Соль-мажор и Ре-мажор в две октавы штрихами: деташе, легато и их различными сочетаниями, дубль-штрихом. Этюды на симметричные штрихи и дубль-штрих.

  1. Работа над музыкальным произведением

Изучение пьес с элементами полифонии, кантилены, виртуозного плана с использованием дубль-штриха. Работа над динамикой, фразировкой, стилем и выразительностью исполнения.

5.Подготовка репертуара к концертным выступлениям

Изучение и подготовка к концертным выступлениям пьес: И.С.Бах «Марш», В.Варламов «Красный сарафан», Й.Брамс «Колыбельная», П.Телепнев «Воскресная прогулка».

В течение года необходимо пройти: 2-е мажорные гаммы со сменой 1-3 позиций, 2-3 этюда, 10-12 пьес.

V год обучения

  1. Введение. Слушание музыки.

Слушание изучаемых произведений и других (на выбор преподавателя)

  1. Упражнения, гаммы, этюды.

Упражнения на развитие беглости пальцев левой руки и штриховой техники на упражнениях Г.Шрадика т.1 № 1-10. Гаммы Ля-мажор и До-мажор со сменой 1-3 позиций различными видами штрихов и 3-я видами арпеджио. Этюды на смену 1-3-позиций и дубль-штрих.

  1. Работа над музыкальным произведением

Работа над качеством звукоизвлечения, выразительностью динамики, фразировкой, вибрацией в кантилене. Изучение виртуозных пьес на дубль-штрих. Изучение крупной формы.

4.Работа над крупной формой.

Изучение произведений крупной формы  - концерты А.Вивальди (в порядке ознакомления)

5.Подготовка репертуара к концертным выступлениям

Изучение и подготовка к концертным выступлениям произведений: Н.Дженкинсон «Танец», Н.Леви «Тарантелла», Л.Джилкинсон «Город детства», Соловьев-Седой «Соловьи».

В течение года необходимо пройти: 2-е мажорные гаммы со сменой 1-3 позиций,2-3 этюда на различные виды техники, 10-12 пьес и 1 произведение крупной формы.

VI  год  обучения

  1. Слушание музыки.

Слушание изучаемых произведений и других (на выбор преподавателя)

  1. Упражнения, гаммы, этюды.

Упражнения на развитие беглости при смене позиций на упражнениях Г.Шрадика т.1 №.   Гаммы мажорные до 3-х знаков со сменой позиций до 4-ой позиции различными видами штрихов, включая пунктирные и стаккато. Этюды на различные виды техники.

  1. Работа над музыкальным произведением

Изучение виртуозных пьес, а также работа над качеством звукоизвлечения, выразительностью динамики, вибрацией, фразировкой и стилем в кантилене. Изучение пьесы с элементами полифонии, а также произведение крупной формы.

  1. Работа над крупной формой.

Изучение произведений крупной формы  - концерты А.Вивальди (в порядке ознакомления)

  1. Подготовка репертуара к концертным выступлениям

Изучение и подготовка к концертным выступлениям произведений: Н.Бом «Непрерывное движение», Г.Портнов «Прелюдия», И.Тамарин «Старинный гобелен».

В течение года необходимо пройти: 2-е мажорные гаммы со сменой позиций до 4-ой позиции различными видами штрихов и арпеджио, 2-3 этюда на различные виды техники, 10-12 пьес и 1 произведение крупной формы.

VII  год  обучения

  1. Слушание музыки.

Слушание изучаемых произведений и других (на выбор преподавателя)

  1. Упражнения, гаммы, этюды.

Изучение упражнений Г.Шрадика т.1 на развитие беглости и смену позиций. Изучение гамм со сменой 1-3-5 позиций до 3х знаков различными видами штрихов и арпеджио. Этюды на различные виды техники.

  1. Работа над музыкальным произведением

Изучение произведений различных по характеру, стилю, жанру, в том числе обработки для ансамбля скрипачей произведений известных композиторов популярной музыки.

  1. Работа над крупной формой.

Изучение произведений крупной формы  - концерты А.Вивальди (в порядке ознакомления)

  1. Подготовка репертуара к концертным выступлениям

Изучение и подготовка к концертным выступлениям произведений: И.С.Бах-Ш.Гуно «AveMaria», С.Фостер «Прекрасный мечтатель»,Ф.Шуберт «Музыкальный момент».

В течение года необходимо пройти: 2-е мажорные гаммы со сменой 1-3-5 позиций , 2-3 этюда, 10-12 пьес и 1 произведение крупной формы.

Формы и виды контроля

В классе ансамбля осуществляется текущий контроль, направленный на поддержание учебной дисциплины организации регулярных домашних занятий. Он имеет воспитательные цели и осуществляется регулярно каждый урок. В конце каждого полугодия проводится контрольный урок с исполнением 5-6 произведений из них 3 наизусть. На основании результатов текущего контроля и контрольных уроков выводятся итоговые оценки. Одной из важнейших форм контроля успеваемости является участие ансамбля в отчётных концертах школы, а так же во всевозможных концертных мероприятиях в рамках культурно – просветительской деятельности  ДМШ.

Методическое обеспечение

Оборудование:

Скрипки, смычки, канифоль, пульты.

Методические и учебные пособия:

  1. Иорданова “Школа игры на скрипке”
  2. «Детский камерный ансамбль» вып. 1, 2 состав. Шувалова А. Изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2003 г.
  3. «Любимые мелодии для скрипки и фортепиано» вып.1. Составитель Нестерова С. Изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2004 г.
  4. Портнов Г. «Три концертные пьесы для ансамбля скрипачей», изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2004г.
  5. «Популярная музыка» транскрипции для ансамбля скрипачей» вып. 1, 2 состав. Святловская И. Изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2001 г.
  6. «Популярные пьесы» для ансамбля скрипачей вып. 1 состав. Ратнер И. Изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2003 г.
  7. «Пьесы в переложении для фортепианного трио» вып. 1 состав. Уткина

М.Ю. Изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2004г. Изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2004г.

  1. «Рождество и Новый год» песни. Переложения для скрипки (двух скрипок) и фортепиано. Изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2009г.
  2. «Светлячок» ступени 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10, составление и переложение Пудовочкина Э. Изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2001г., 2003г., 2004г., 2005г.
  3. Щукина О. «Ансамбль скрипачей с азов» вып.1.2. Изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2007г.
  4. «Юный скрипач» вып.1.2.3 ред. Фортунатова К. Изд. «Советский композитор» 1988г.,1985г.

11.Якубовская В.«Вверх по ступенькам», изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2004г.

Список литературы:

  1. Иорданова “Школа игры на скрипке”
  2. Ауэр Л «Моя школа игры на скрипке»
  3. Л.Гинзбург «О работе над музыкальным произведением»
  4. Григорьев В.Ю. «Методика обучения игры на скрипке». Изд. «Классика-XXI» Москва 2006г.
  5. А.Г.Григорян Методические указания к «Начальной школе игры на скрипке». Изд. «Советский композитор» 1986г.
  6. «Как учить игре на скрипке в музыкальной школе» (составитель М.М.Берлянчик).
  7. Мильтонян С.О «Вводный курс скрипичной постановки».
  8. С.Шальман «Методические комментарии к сборнику «Я буду скрипачом»
  9. В.Якубовская методические указания к сборнику «Вверх по ступенькам».Изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2004г.

Приложение

Примерный репертуарный план                                

1год обучения

  1. Иорданова “Зимушка”
  2. Иорданова “Маленький утенок”
  3. Американская н.п. «Толстый и тонкий»
  4. Дунаевский “Колыбельная”
  5. Магиденко М. «Петушок»         
  6. Моцарт В.А. «Аллегрето»
  7. Рус.н.п. «Как под горкой»
  8. Рус.н.п. «Ходит зайка по саду»
  9. Русин В., Щукина О «Полька – солнышко»
  10. Филиппенко А.«Цыплятки».

И другие произведения  соответствующего уровня сложности.

2 год обучения

  1. Бакланова Н. «Детский марш».
  2. Бах И.С. «Менуэт».
  3. «Бергамаска» Аноним XB в.
  4. Гайдн И.«Анданте».
  5. Дунаевский И. «Колыбельная»
  6. Качурбина Л. «Мишка с куклой».
  7. Польская народная песня «Кукушечка».
  8. Рамо Ж.Ф. «Ригодон».
  9. Русин В. Щукина О. «Радуга»
  10. Чешская народная песня «Аннушка».

       И другие произведения соответствующего уровня сложности.

3 год обучения

  1. Бакланова Н. «Мазурка».
  2. Варламов А.«Красный сарафан»
  3. Вебер К.М. «Хор охотников».
  4. Гендель Г. «Бурре».
  5. Гендель Г.«Гавот с вариациями».
  6. МеталлидиЖ. «Колечко».
  7. Моцарт В.А. «Менуэт».
  8. Чайковский П.И «Игра в лошадки».
  9. Шостакович Д.«Марш».
  10. Шувалов А.«Раздумье».

        И другие произведения соответствующего уровня сложности.

4 год обучения

  1. Американская народная песня «Индюшка в салуне».
  2. Бах И.С.«Марш».
  3. Брамс Й. «Колыбельная».
  4. Градески Э. Регтайм «Мороженое»
  5. ДженкинсонР. «Танец».
  6. Неаполитанская песня «Санта Лючия».
  7. Рамо Ж.-Ф.«Ригодон».
  8. Телепнев Р. «Воскресная прогулка».
  9. Шостакович Д. «Гавот».

         И другие произведения соответствующего уровня сложности.

5 год обучения

  1. Дога Е. «Вальс»
  2. Джилкинсон «Город детства»
  3. Леви Н. «Тарантелла».
  4. Медведовский Е. «Гамма – джаз»
  5. Соловьёв – Седой В. «Соловьи».
  6. Старинный русский романс «Я встретил вас»
  7. Шуберт Ф. «Утренняя серенада»
  8. Вивальди А. «Концерт № 3 Y-dur» I ч.
  9. Вивальди А.«Концерт № 7Y-dur» I ч.  

             И другие произведения соответствующего уровня сложности.

6  год обучения

  1. Бом Н. «Непрерывное движение».
  2. Гендель Г.«Пассакалия»
  3. КореллиА.«Сарабанда».
  4. МеталлидиЖ.«Весёлое шествие».
  5. Портнов Г. «Прелюдия»
  6. Соловьёв – Седой В.«Вечер на рейде».
  7. Тамарин И.«Старинный гобелен».
  8. Вивальди А.«Концерт № 6 a-moll» I ч.

   И другие произведения соответствующего уровня сложности.

  1. год обучения

  1. Бах И.С. – Ш.Гуно «Аве Мария».
  2. Банфа Л. «Чёрный Орфей».
  3. Сен-санс К. «Лебедь».
  4. Мэндел Дж. «Тень твоей улыбки».
  5. ФостерС.«Прекрасный мечтатель».
  6. Шостакович Д. «Лирический вальс»
  7. Шуберт Ф. «Музыкальный момент».

И другие произведения соответствующего уровня сложности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...