РАБОЧАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа по теме
РАБОЧАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ. КЛАСС АНСАМБЛЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ansambl_na_sayt.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Абинский район
муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств ст. Холмской»
ОБСУЖДЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
заседание МО решение МС решение педсовета
протокол №___ протокол № ____ протокол №_
от_______2010г. от________2010г. от_______2010г.
Заведующий МО Зам. Директора по УВР Председатель
Волкова М. М.____ Ибраимова А.М._____ Н.И. Волкова________ (подпись) (ФИО) (подпись) (ФИО) (подпись директора ОУ) (ФИО)
РАБОЧАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ. КЛАСС АНСАМБЛЯ
Ступень обучения: Основная
Срок реализации программы: 7 лет.
Преподаватель: Мезенцева Оксана Юрьевна
ст. ХОЛМСКАЯ
2013г.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по предмету «Коллективное музицирование. Ансамбль» струнно-смычковых инструментов»(скрипки) адресована учащимся отделения струнно-смычковых инструментов. Вид программы – модифицированная. Программа составлена на основе образовательной программы “Ансамбль скрипачей” предлагаемый как новый вариант организации занятий с ансамблем скрипачей учащихся на струнных отделениях в детских музыкальных школах и детских школах искусств по предмету “Коллективное музицирование. Класс ансамбль”.
Актуальность данной рабочей программы состоит в потребности учащихся реализовать полученные исполнительские навыки владения инструментом на индивидуальных занятиях в коллективном музицировании и концертных выступлениях. В ансамбле легко организовать живительный дух соревнования и, вместе с тем, воспитать у детей навыки дружбы и товарищества.
Новизна программы определяется использованием в репертуаре переложений популярной музыки известных композиторов, музыки современных авторов, а так же использования новых технологий проведения уроков.
Концепция программы заключается в том, что предмет «Ансамбль струнно-смычковых инструментов» является мощным рычагом развития музыкально – творческих, артистических способностей и роста исполнительского мастерства учащихся.
Цель программы - формирование интереса у учащихся к коллективному творчеству посредством развития навыков игры в ансамбле.
Задачи:
Образовательные
- Обучить учащихся техническим и художественным принципам исполнения: слуховому контролю интонации, качественному звукоизвлечению, быстрой слуховой ориентации;
- Обучить навыкам коллективного музицирования в ансамблевой игре с целью приобщения учащихся к музыкальной культуре.
- Сформировать определенный уровень музыкально-теоретических знаний, необходимых для музыкально-практической деятельности и общего музыкального развития;
- Сформировать знания о средствах музыкальной выразительности и применять их на практике.
Развивающие
- Развить психофизический аппарат учащихся, воображение, эмоциональную свободу при исполнении произведений ;
- Развить музыкально - творческие способности;
- развивать навык чтения нот с листа;
Воспитательные
- Воспитать сценическую культуру посредством выступлений на концертах;
- Воспитать трудолюбие, целеустремленность, организованность в занятиях;
- Воспитать эстетический вкус учащихся через общее музыкальное образование, посредством посещения внеклассных мероприятий, концертов, выставок и др.
- Воспитать у учащихся интерес к целенаправленной самостоятельной работе, обеспечить полезный содержательный досуг
- Воспитать коммуникативные способности.
Программа адресована учащимся отделения струнно-смычковых инструментов младших подготовительных, младших (1-4), старших (5-7) классов.
Ступень обучения основная.
Организация образовательного процесса
Основной формой учебной и воспитательной работы является групповой урок, который проходит в младших классах 1академический час в неделю, 34 ч в год, в старших классах – 3 часа в неделю, 102 ч в год. Для подготовки к концертным выступлениям проводятся сводные репетиции 2 часа в месяц, 18 ч в год.
Регулярные занятия в классе ансамбля способствуют развитию коллективного чувства ритма, музыкальной памяти, многоголосного слуха, учат быстрой слуховой ориентации, а так же способствуют приобретению навыков коллективного творчества, расширяют музыкальный кругозор, помогают формированию художественного вкуса. Урок ансамбля ни в коей мере не подменяет индивидуального урока, но по своей значимости он нисколько не уступает ему и способствует активизации освоения учащимся комплекса технических и музыкальных задач.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В конце курса обучения по данной программе учащийся должен освоить основные приемы игры на музыкальном инструменте в коллективе, развить музыкально – творческие способности, исполнять музыкальные произведения, применяя все средства художественной выразительности.
Формами промежуточного контроля являются:
- контрольные уроки (в конце каждого полугодия, всего 2 в году);
- зачет по ансамблю – февраль
Критерии оценки успеваемости:
Система оценки успеваемости строится на использовании в учебном процессе пятибалльной шкалы, с выставлением отметок по полугодиям и за год, в дневниках учащихся и журналах преподавателей.
Отметка «5»(отлично) предполагает качественное знание выразительное исполнение нотных партий с учетом характера произведений, стиля, образа, правильного темпа, точной динамики. Оценка «5», так же выставляется за добросовестное отношение к занятиям по классу ансамбля хорошей работе на уроке.
Отметка «4» (хорошо) выставляется за старательное отношение к работе на уроках ансамбля, за неплохое исполнение произведений и прочтение нотных партий; с учетом динамики, темпа, фразировки характера, но с небольшими погрешностями в тексте и в исполнении.
Отметка «3» (удовлетворительно) предполагает плохое прочтение нотных партий и не качественное исполнение произведений; маловыразительное исполнение, без динамики, погрешности аппарата и фразировке, не систематическая работа в классе на уроках ансамбля.
Отметка «2» (неудовлетворительно)- эта отметка говорит о невыполнении полностью требований по изучению и исполнению нотных партий. Не посещаемость уроков ансамбля.
Итого: младшие классы – 34 ч. в год и 18 ч. сводные репетиции, старшие классы – 102ч. в год и 18 ч. сводные репетиции.
Содержание
Iгод обучения
- Введение. Слушание музыки.
Беседа с учащимися на тему: «Что такое ансамбль?» Слушание аудиозаписи Ансамбля скрипачей Большого театра.
- Упражнения, гаммы, этюды.
Упражнение с инструментом «Тук, тук, молоток», «Горка», «Зеркальце», «Козочка». Прохлопывание музыкального материала из сборника Якубовской В. №№1-15.Упражнение на укрепление пальцев К.Родионов №№ 1-3.Тетрахорды: «Едет, едет паровоз», «Вот иду я вверх» на всех струнах.
Гамма D-dur, A-dur ритмические варианты; Иорданова И. “Маленький утенок; Зимушка” Этюды Н.Баклановой № 1, 3 10. Этюды на интервалы б3, ч.4, ч.5 К.Родионов.
- Работа над музыкальным произведением
Проигрывание песенок на открытых струнах из сборника В.Якубовской приёмом pizz, затем смычком. Работа над освоением навыка рационального распределения смычка. Пение с прохлопыванием песенок «Лиса», «Андрей – воробей», «Пастушок», и других, затем исполнение pizz и смычком.
Игра пьес на 1,2,3 пальцы «Петушок» Магиденко, «Как под горкой» р.н.п, «Ходит зайка по саду» р.н.п.; “Колыбельная медведицы”
5.Подготовка репертуара к концертным выступлениям
Изучение пьес: Филиппенко «Цыплятки», В.Моцарт «Аллегретто», Калинников «Журавель»; “Колыбельная медведицы”
В течение года необходимо пройти: 2 мажорные гаммы;2-3 этюда;
6-8 пьес.
IIгод обучения
- Слушание музыки.
Слушание изучаемых произведений и других (на выбор преподавателя)
- Упражнения, гаммы, этюды.
Упражнения на рациональное распределение смычка К.Родионова. Гаммы Соль и До мажор штрихами: деташе, легато и их различными сочетаниями, а так же изучение дубль – штриха.
- Работа над музыкальным произведением.
Пение и прохлопывание произведений в одноголосном и двухголосном изложении. Работа над динамикой, фразировкой и выразительностью исполнения.
5. Подготовка репертуара к концертным выступлениям
Изучение и подготовка к концертным выступлениям пьес: Л.Качурбина «Мишка с куклой», Ж.Ф.Рамо «Ригодон», В.Русин-Щукина «Полька-солнышко».
В течение года необходимо пройти: 2мажорные гаммы,2-4 этюда,10-12 пьес.
III год обучения
- Слушание музыки.
Слушание изучаемых произведений и других (на выбор преподавателя)
- Упражнения, гаммы, этюды.
Упражнения на развитие беглости Г.Шрадик т.1№1-5.Гаммы Ля-мажор и Ре-мажор в двухголосном изложении штрихами: деташе, легато и их различными сочетаниями, дубль-штрихом. Этюды К.Родионова (по выбору).
- Работа над музыкальным произведением
Изучение пьес в одноголосном, двухголосном и трехголосном изложении, а также пьес композиторов Кубани, пьес с элементами полифонии. Работа над динамикой, фразировкой и выразительностью исполнения, стилем.
5.Подготовка репертуара к концертным выступлениям
Изучение и подготовка к концертным выступлениям пьес: К.М.Вебер «Хор охотников», В.Моцарт «Менуэт», Н.Бакланова «Мазурка», С.Морозов «Родной напев».
В течение года необходимо пройти:2 мажорные гаммы,2-4 этюда, 10-12 пьес.
IV год обучения
- Слушание музыки.
Слушание изучаемых произведений и других (на выбор преподавателя)
- Упражнения, гаммы, этюды.
Упражнения на развитие беглости пальцев левой руки и освоении штриховой техники на упражнениях Г.Шрадика т.1 № 1-8, гаммы с переходами в 3-ю позицию Соль-мажор и Ре-мажор в две октавы штрихами: деташе, легато и их различными сочетаниями, дубль-штрихом. Этюды на симметричные штрихи и дубль-штрих.
- Работа над музыкальным произведением
Изучение пьес с элементами полифонии, кантилены, виртуозного плана с использованием дубль-штриха. Работа над динамикой, фразировкой, стилем и выразительностью исполнения.
5.Подготовка репертуара к концертным выступлениям
Изучение и подготовка к концертным выступлениям пьес: И.С.Бах «Марш», В.Варламов «Красный сарафан», Й.Брамс «Колыбельная», П.Телепнев «Воскресная прогулка».
В течение года необходимо пройти: 2-е мажорные гаммы со сменой 1-3 позиций, 2-3 этюда, 10-12 пьес.
V год обучения
- Введение. Слушание музыки.
Слушание изучаемых произведений и других (на выбор преподавателя)
- Упражнения, гаммы, этюды.
Упражнения на развитие беглости пальцев левой руки и штриховой техники на упражнениях Г.Шрадика т.1 № 1-10. Гаммы Ля-мажор и До-мажор со сменой 1-3 позиций различными видами штрихов и 3-я видами арпеджио. Этюды на смену 1-3-позиций и дубль-штрих.
- Работа над музыкальным произведением
Работа над качеством звукоизвлечения, выразительностью динамики, фразировкой, вибрацией в кантилене. Изучение виртуозных пьес на дубль-штрих. Изучение крупной формы.
4.Работа над крупной формой.
Изучение произведений крупной формы - концерты А.Вивальди (в порядке ознакомления)
5.Подготовка репертуара к концертным выступлениям
Изучение и подготовка к концертным выступлениям произведений: Н.Дженкинсон «Танец», Н.Леви «Тарантелла», Л.Джилкинсон «Город детства», Соловьев-Седой «Соловьи».
В течение года необходимо пройти: 2-е мажорные гаммы со сменой 1-3 позиций,2-3 этюда на различные виды техники, 10-12 пьес и 1 произведение крупной формы.
VI год обучения
- Слушание музыки.
Слушание изучаемых произведений и других (на выбор преподавателя)
- Упражнения, гаммы, этюды.
Упражнения на развитие беглости при смене позиций на упражнениях Г.Шрадика т.1 №. Гаммы мажорные до 3-х знаков со сменой позиций до 4-ой позиции различными видами штрихов, включая пунктирные и стаккато. Этюды на различные виды техники.
- Работа над музыкальным произведением
Изучение виртуозных пьес, а также работа над качеством звукоизвлечения, выразительностью динамики, вибрацией, фразировкой и стилем в кантилене. Изучение пьесы с элементами полифонии, а также произведение крупной формы.
- Работа над крупной формой.
Изучение произведений крупной формы - концерты А.Вивальди (в порядке ознакомления)
- Подготовка репертуара к концертным выступлениям
Изучение и подготовка к концертным выступлениям произведений: Н.Бом «Непрерывное движение», Г.Портнов «Прелюдия», И.Тамарин «Старинный гобелен».
В течение года необходимо пройти: 2-е мажорные гаммы со сменой позиций до 4-ой позиции различными видами штрихов и арпеджио, 2-3 этюда на различные виды техники, 10-12 пьес и 1 произведение крупной формы.
VII год обучения
- Слушание музыки.
Слушание изучаемых произведений и других (на выбор преподавателя)
- Упражнения, гаммы, этюды.
Изучение упражнений Г.Шрадика т.1 на развитие беглости и смену позиций. Изучение гамм со сменой 1-3-5 позиций до 3х знаков различными видами штрихов и арпеджио. Этюды на различные виды техники.
- Работа над музыкальным произведением
Изучение произведений различных по характеру, стилю, жанру, в том числе обработки для ансамбля скрипачей произведений известных композиторов популярной музыки.
- Работа над крупной формой.
Изучение произведений крупной формы - концерты А.Вивальди (в порядке ознакомления)
- Подготовка репертуара к концертным выступлениям
Изучение и подготовка к концертным выступлениям произведений: И.С.Бах-Ш.Гуно «AveMaria», С.Фостер «Прекрасный мечтатель»,Ф.Шуберт «Музыкальный момент».
В течение года необходимо пройти: 2-е мажорные гаммы со сменой 1-3-5 позиций , 2-3 этюда, 10-12 пьес и 1 произведение крупной формы.
Формы и виды контроля
В классе ансамбля осуществляется текущий контроль, направленный на поддержание учебной дисциплины организации регулярных домашних занятий. Он имеет воспитательные цели и осуществляется регулярно каждый урок. В конце каждого полугодия проводится контрольный урок с исполнением 5-6 произведений из них 3 наизусть. На основании результатов текущего контроля и контрольных уроков выводятся итоговые оценки. Одной из важнейших форм контроля успеваемости является участие ансамбля в отчётных концертах школы, а так же во всевозможных концертных мероприятиях в рамках культурно – просветительской деятельности ДМШ.
Методическое обеспечение
Оборудование:
Скрипки, смычки, канифоль, пульты.
Методические и учебные пособия:
- Иорданова “Школа игры на скрипке”
- «Детский камерный ансамбль» вып. 1, 2 состав. Шувалова А. Изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2003 г.
- «Любимые мелодии для скрипки и фортепиано» вып.1. Составитель Нестерова С. Изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2004 г.
- Портнов Г. «Три концертные пьесы для ансамбля скрипачей», изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2004г.
- «Популярная музыка» транскрипции для ансамбля скрипачей» вып. 1, 2 состав. Святловская И. Изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2001 г.
- «Популярные пьесы» для ансамбля скрипачей вып. 1 состав. Ратнер И. Изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2003 г.
- «Пьесы в переложении для фортепианного трио» вып. 1 состав. Уткина
М.Ю. Изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2004г. Изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2004г.
- «Рождество и Новый год» песни. Переложения для скрипки (двух скрипок) и фортепиано. Изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2009г.
- «Светлячок» ступени 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10, составление и переложение Пудовочкина Э. Изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2001г., 2003г., 2004г., 2005г.
- Щукина О. «Ансамбль скрипачей с азов» вып.1.2. Изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2007г.
- «Юный скрипач» вып.1.2.3 ред. Фортунатова К. Изд. «Советский композитор» 1988г.,1985г.
11.Якубовская В.«Вверх по ступенькам», изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2004г.
Список литературы:
- Иорданова “Школа игры на скрипке”
- Ауэр Л «Моя школа игры на скрипке»
- Л.Гинзбург «О работе над музыкальным произведением»
- Григорьев В.Ю. «Методика обучения игры на скрипке». Изд. «Классика-XXI» Москва 2006г.
- А.Г.Григорян Методические указания к «Начальной школе игры на скрипке». Изд. «Советский композитор» 1986г.
- «Как учить игре на скрипке в музыкальной школе» (составитель М.М.Берлянчик).
- Мильтонян С.О «Вводный курс скрипичной постановки».
- С.Шальман «Методические комментарии к сборнику «Я буду скрипачом»
- В.Якубовская методические указания к сборнику «Вверх по ступенькам».Изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2004г.
Приложение
Примерный репертуарный план
- Иорданова “Зимушка”
- Иорданова “Маленький утенок”
- Американская н.п. «Толстый и тонкий»
- Дунаевский “Колыбельная”
- Магиденко М. «Петушок»
- Моцарт В.А. «Аллегрето»
- Рус.н.п. «Как под горкой»
- Рус.н.п. «Ходит зайка по саду»
- Русин В., Щукина О «Полька – солнышко»
- Филиппенко А.«Цыплятки».
И другие произведения соответствующего уровня сложности.
2 год обучения
- Бакланова Н. «Детский марш».
- Бах И.С. «Менуэт».
- «Бергамаска» Аноним XB в.
- Гайдн И.«Анданте».
- Дунаевский И. «Колыбельная»
- Качурбина Л. «Мишка с куклой».
- Польская народная песня «Кукушечка».
- Рамо Ж.Ф. «Ригодон».
- Русин В. Щукина О. «Радуга»
- Чешская народная песня «Аннушка».
И другие произведения соответствующего уровня сложности.
3 год обучения
- Бакланова Н. «Мазурка».
- Варламов А.«Красный сарафан»
- Вебер К.М. «Хор охотников».
- Гендель Г. «Бурре».
- Гендель Г.«Гавот с вариациями».
- МеталлидиЖ. «Колечко».
- Моцарт В.А. «Менуэт».
- Чайковский П.И «Игра в лошадки».
- Шостакович Д.«Марш».
- Шувалов А.«Раздумье».
И другие произведения соответствующего уровня сложности.
4 год обучения
- Американская народная песня «Индюшка в салуне».
- Бах И.С.«Марш».
- Брамс Й. «Колыбельная».
- Градески Э. Регтайм «Мороженое»
- ДженкинсонР. «Танец».
- Неаполитанская песня «Санта Лючия».
- Рамо Ж.-Ф.«Ригодон».
- Телепнев Р. «Воскресная прогулка».
- Шостакович Д. «Гавот».
И другие произведения соответствующего уровня сложности.
5 год обучения
- Дога Е. «Вальс»
- Джилкинсон «Город детства»
- Леви Н. «Тарантелла».
- Медведовский Е. «Гамма – джаз»
- Соловьёв – Седой В. «Соловьи».
- Старинный русский романс «Я встретил вас»
- Шуберт Ф. «Утренняя серенада»
- Вивальди А. «Концерт № 3 Y-dur» I ч.
- Вивальди А.«Концерт № 7Y-dur» I ч.
И другие произведения соответствующего уровня сложности.
6 год обучения
- Бом Н. «Непрерывное движение».
- Гендель Г.«Пассакалия»
- КореллиА.«Сарабанда».
- МеталлидиЖ.«Весёлое шествие».
- Портнов Г. «Прелюдия»
- Соловьёв – Седой В.«Вечер на рейде».
- Тамарин И.«Старинный гобелен».
- Вивальди А.«Концерт № 6 a-moll» I ч.
И другие произведения соответствующего уровня сложности.
- год обучения
- Бах И.С. – Ш.Гуно «Аве Мария».
- Банфа Л. «Чёрный Орфей».
- Сен-санс К. «Лебедь».
- Мэндел Дж. «Тень твоей улыбки».
- ФостерС.«Прекрасный мечтатель».
- Шостакович Д. «Лирический вальс»
- Шуберт Ф. «Музыкальный момент».
И другие произведения соответствующего уровня сложности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...