Рабочие программы дополительного образования
рабочая программа на тему

Сарина Татьяна Юрьевна

Рабочие программы для 1- 4 классов и кружковая работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

                                                                              Пояснительная записка

    Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная.

  Правительство РФ обращается  ко всем участникам дорожного движения – «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры.

      Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных  на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения  в жизни, которые  являются одним из фрагментов культуры  личной безопасности.

      Программа «Азбука дороги»  имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

       Занятия проводятся  в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

      Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

     Программа составлена по трем основным видам деятельности:

  • обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения  и безопасного поведения на улице;
  • творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

     

Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

Новизна: 1) количество часов увеличено в 3 раза, что позволяет более основательно изучить Правила дорожного движения.

2)  воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.

Основные цели: Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий.

Задачи: 

1.Развивать мотивацию к безопасному поведению.

2.Научить основным правилам дорожного движения.

3.Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения.

4.Формировать  личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах

5.Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице

и в транспорте.

Методика: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры.

Контингент обучаемых: дети младшего школьного возраста 7-9 лет.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.

Формы и режим занятий: работа кружка «Азбука дороги» рассчитана на 68 часов, 2 раза  в неделю, продолжительностью 35 минут. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной  установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.

Результаты: уметь применять знания Правил дорожного движения на практике, выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию.

иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге   не переходящие в чувство боязни и страха.

знать: историю возникновения ПДД; безопасный путь из дома до школы, дорожные знаки; сигналы светофора;

виды транспорта; причины ДТП; правила поведения в транспорте.

Форма подведения итогов: тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».

Материально-техническая база: для реализации курса занятий по внеурочной деятельности «Азбука дороги» желательно наличие: игровой комнаты, прогулочной площадки, класса, оборудованного аудио и видео аппаратурой, ПК,  спортивного и игрового инвентаря, аудио и видео дисков соответствующей тематики, детских энциклопедий, возможно использование рабочих тетрадей, цветные карандаши, ручки.

Показатели сформированности метапредметных результатов.

Планируемые результаты

Результаты

Планируемые результаты (характеристики) ООП

Личностные

Самоопределение: 

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- осознание ответственности человека за общее благополучие,

- гуманистическое сознание,

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам,

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование: 

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий,

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация: 

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,

Познавательные УУД

Общеучебные:

 - использовать  общие приёмы решения задач;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. 

Знаково-символические:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; 

Информационные:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- обработка информации

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические:

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- синтез;

- сравнение,

- классификация по заданным критериям;

- установление аналогий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения;

- обобщение.

Оценка:

- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

Саморегуляция:

- активизация  сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;

Коммуникативные УУД

Инициативное сотрудничество:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

- ставить вопросы,

- обращаться за помощью,

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;  

Планирование учебного сотрудничества:

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- строить монологичное высказывание;

- вести  устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- слушать собеседника;

Управление  коммуникацией:

- определять общую цель и пути ее достижения;

- осуществлять взаимный контроль,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,

Регулятивные УУД

Целеполагание: 

- формулировать и удерживать учебную задачу,

- преобразовывать практическую задачу в познавательную,

Планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Учебные действия:

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.

- использовать речь для регуляции своего действия;

Прогнозирование: 

- предвосхищать результата; 

Контроль:

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- использовать установленные правила в контроле способа решения; 

Коррекция:

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Планируемые результаты

Результаты по внеурочной деятельности «Азбука дороги» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Содержание программы

1.Улица полна неожиданностей. Беседа, презентация, загадки, стихи. Работа с  рабочей тетради

2.Наш город и его транспорт. Загадки, исторический материал, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах).

3.Где и как переходить дорогу. Стихотворение Я.Пишумова «Город, в котором…», исторический материал, презентация (разметка дороги, улица с односторонним  и двусторонним движением), работа с рабочей тетрадью

4.Где и как переходить дорогу. Инсценированная сказка по ПДД, игра «найди ошибку», работа в группах .

5.Дорога в школу. Работа с планом местности, стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город»,беседа (пешеходные правила),практическая работа (около школы), разбор и анализ конкретных ситуаций.

6.Наша улица, наш район. Беседа, работа с планом микрорайона (найди свою улицу, дом), индивидуальная работа (отметь на карте свой путь опасные места на нём),разбор и анализ работ.

7.Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Беседа, исторический материал, дорожные ситуации, практическая работа.

8.Викторина «Счастливый случай». Деление на 3 команды (по рядам), разминка, заморочки из бочки, музыкальная пауза (физкультминутка), ты мне – я тебе, видеовопросы от старших).

9.Наши верные друзья на улицах и дорогах. Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком», исторический материал, беседа, стихотворение Я.Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов) работа с рабочей тетрадью.

10.Сигналы регулирования дорожного движения. Кроссворд, блиц-опрос, беседа, презентация «Сигналы регулировщика»,игра «Доскажи словечко», игра «На перекрёстке».

11.Игра «Регулировщик». Загадки, сюжетно-ролевая игра, презентация.

12.Дорожные знаки. Исторический материал, беседа, презентация, самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети»)ра бота с рабочей тетрадью

13.Запрещающие знаки. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки»,презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили). Работа с рабочей тетрадью.

14.Предупреждающие знаки. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)

15.Знаки особого предписания и знаки сервиса. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили) Работа с рабочей тетрадью.

16.Опасные ситуации на дорогах. Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации»), игра «Узнай дорожный знак», ролевая игра.

17.Опасные ситуации на дорогах. Беседа, ролевая игра, работа в группах (составляют правила ПДД по пройденному).

18. Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения». Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”, игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”, игра “Перекрёсток загадок”, игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”, подведение итогов, награждение.

19.Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. Стихи Г.Титова «Глупый утёнок играет в футбол», беседа, презентация, ролевая игра.

20.Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Беседа, стихи, анализ конкретных ситуаций, презентация, инсценировка.

21. Мы- пассажиры. Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах.

22.Мы- пассажиры. Беседа, блиц- опрос, экскурсия. Работа с рабочей тетрадью.

23.КВН «Транспорт и правила поведения в нём». Разминка, инсценировка ситуаций, презентация, ребусы, игра «кто больше знает правил ПДД?»

24.Будь внимательным и осторожным. Доскажи словечко, викторина, загадки, презентация, игра «Домино».

25.Клуб внимательных пешеходов. Беседа, игра «вставь нужное слово», стихи, ребусы, игра «Домино» (дорожные знаки)», инсценировка, презентация.

26.Про разметку на дороге. Блиц – опрос, презентация, беседа, инсценировка, ролевая игра.

27.Перекрёсток. Беседа, презентация, фильм «Торопыжка», работа с рабочей тетрадью.

28.Маленькие секреты транспорта. Ролевая игра, анализ ситуаций, презентация, работа в группах (придумай правило)

29.Дорожный этикет. Беседа, презентация, разбор ситуаций, инсценировка, ролевая игра.

30.Дорожный этикет. Ролевая игра, работа в группах (составь правила поведения), презентация.

31.Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. Беседа, викторина.

32.Тест по ПДД. Тест, презентация, загадки.

33.Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». Стихи, инсценировка, викторина, загадки, шарады.

     

Календарно-тематический план

п/п

Тема

Всего

часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Дата проведения

1.

Улица полна неожиданностей.

1

1

2-3.

Наше село и его транспорт

2

1

4-5.

Где и как переходить дорогу

2

1

1

6.

Дорога в школу

1

1

7.

Наша улица.

1

1

8-9.

Как рождаются опасные ситуации на дорогах

2

1

1

10-11.

Викторина

2

1

1

12.

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

1

1

13-14.

Сигналы регулирования дорожного движения

2

1

1

15-16.

Игра «Регулировщик»

2

2

17-18.

Практическое занятие по изготовлению светофора.

2

2

19-22.

Дорожные знаки.

3

1

2

23-25

Запрещающие знаки

3

2

1

26-28

Изготовление запрещающих знаков.

3

3

29-32.

Предупреждающие знаки

4

2

2

33-34.

Изготовление предупреждающих знаков.

2

2

35-37.

Знаки особого предписания и знаки сервиса

3

1

2

38-40.

Опасные ситуации на дорогах

         4

1

3

42-44

Знай правила дорожного движения как таблицу умножения

3

1

2

45-46.

Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры.

2

1

1

47-48.

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

2

1

1

49-50.

Мы- пассажиры

2

1

1

51-52.

КВН «Транспорт и правила поведения в нём»

2

2

53-54.

Будь внимательным и осторожным

2

1

1

55-56.

Клуб внимательных пешеходов.

2

2

57-58.

Про разметку на дороге.

2

1

1

59-60.

Перекрёсток.

2

1

              1

61-62.

Маленькие секреты транспорта.

2

1

              1

63-64.

Дорожный этикет.

2

1

1

65.

Инспектор ГИБДД в гостях у ребят.

1

1

66-67.

Тест по ПДД

2

1

68.

Праздник «Мы знаем правила дорожного движения»

1

1

Итого:

68

29

39

Система оценки достижения планируемых результатов

     Согласно Стандарту, система оценки достижения планируемых результатов освоения курса занятий по внеурочной деятельности «Азбука дорожной  безопасности» состоит из двух основных компонентов:

  1. Оценка предметных результатов, которая предусматривает выявление уровня достижения учащимися планируемых результатов по данному направлению деятельности с учётом предметных знаний, действий с предметным содержанием. По окончании изучения каждой темы проводится обследование уровня усвоения знаний умений и навыков, полученных на занятии в разнообразной форме: теста, диагностического задания, викторины, конкурсной программы, КВН и т.д.

Показатели

Минимальный уровень (1балл) Мин

Оптимальный уровень (2балла) О

Максимальный уровень (3 балла) Макс

Тема

Имеет опорные знания, ключевые теории, идеи, понятия.

Имеет опорные знания, ключевые теории, идеи, понятия; знания, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний и периодически использует в ответствующих ситуациях.

Имеет опорные знания, ключевые теории, идеи, понятия; знания, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, умений и навыков; систематически  использует в жизни. Заинтересован в совершенствовании знаний и использовании умений и навыков в нестандартных ситуациях.

Литература

1. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998

2. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985 .

3. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997

4.Г.Н.Шевченко.  Основы безопасности жизнедеятельности. Волглград,2003г

5.С.Н.Подгорная. Тематические недели в начальной школе. Москва-Ростов – на –Дону. ИЦ «МарТ» 2004г.

6.Материалы газеты «Добрая дорога детства».

7.Энциклопедия «Все обо всем».

8.Энциклопедия «Что? Где? Когда?».

9.Энциклопедия «Почемучка».- М.: Педагогика, 1987.

10. Н.В. Елжова «ПДД в начальной школе». Ростов – на – Дону .ООО Феникс 2013г.

11.В.А.Крутетская «Дружок» Правила Дорожного Движения. Издательский дом «Литера»2013г.

12. Интернет ресурсы.

        



Предварительный просмотр:

               

Пояснительная записка.

         Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания. Проблема развития познавательной самостоятельности учащегося в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование   личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию,  побуждает учителя к постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия познавательного потенциала учащихся.

В соответствии с требованиями ФГОС, с учетом пожелания родителей и интересов учащихся,  разработана модель внеурочной деятельности по художественно – эстетическому направлению, включающая нетрадиционные формы обучения и воспитания: игры, соревнования, театрализованные и компьютерные уроки, конкурсы, уроки с групповыми формами работы и др.  

 Содержание программы «Цветные ладошки» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник  искусства. Программа  знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бисероплетение, бумагопластика,  изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях.  Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

Программа способствует:

 - развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

 - помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

 - знакомству с историей пластилина,  бисероплетения, бумагопластики,  и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

             Цель программы:

-  Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.

- Формирование  у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, истории, культуры, традиций.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

         - Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.

 -Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

-  Приобщать школьников к народному искусству;

- Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

 - Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

 - Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

Программа «Цветные ладошки» разработана на один год занятий по 2 часа в неделю - 68 часов в год с детьми младшего школьного и  рассчитана на  поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной  деятельности.

 На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность, предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Они включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы «Цветные ладошки» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

-   учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной  современного мира;

-  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

В результате  занятий декоративным творчеством у обучающихся  должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Оценка  планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки могут быть:

  • однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
  • постоянные  - проводятся в помещении, где работают дети;
  • тематические - по итогом изучения разделов, тем;
  • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Таким образом, нетрадиционные формы уроков помогают учителю раскрыть свой творческий потенциал, а вместе с тем они помогают творчески раскрываться самим учащимся, пробуждая в них познавательную активность. Готовить на уроке творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании не только можно, но и нужно, так как этого требует от нас образовательный стандарт. И в этом нам могут помочь не только отработанные в педагогической практике традиционные уроки, но и распространенные за последние годы нетрадиционные формы уроков.

                       

                       Разделы программы.

I. «Работа с природным материалом».   (18 часов) 

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

1. Мозаика (с использованием семян, камешков, листьев).

2. Аппликация из листьев.

3. Аппликация из кленовых

Темы для бесед: «Флористика».

      II. «Работа с бумагой и картоном».  (22 часа) 

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.

Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.

III. «Работа с пластилином». (10 часов)

Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.

        Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Трафаретные технологии пластилиновой живописи.  Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии.

  1. Рисунок на пластилине.

2. Лепка конструктивным способом из разных частей.

3. Налепные украшения. Панно.

4. Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки животных.

IV. Работа с тканью и нитками. (10 часов)

Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.

Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.

Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки.

1. Аппликация из нарезанных ниток.

2. Вышивание   салфетки   по   мотивам   традиционных вышитых узоров.

3. Коллективная работа. Аппликация из ткани.

         V. «Работа с бросовым материалом». (8часа)

«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.

Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день  мы выбрасываем  пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.

Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

  1. Мозаика из газетных комков.

  2. Панно из карандашных стружек.

 3. Моделирование. Изготовление открытки.

Календарно - тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

Работа с природным материалом

18

1

Вводное занятие. Какого цвета осень? Сбор даров природы (листьев, цветов, трав, семян) для уроков художественного труда. Экскурсия.

1

2

Природа-художница. Силуэтная аппликация (заяц из листьев)

1

3-4

Выполнение  коллективной  работы  аппликация  из листьев «Осенний лес».

2

5

Бусы с осеннего куста (подготовка семян)

1

6

Бусы (нанизывание семян на нить)

1

7-8

Понятие о флористике. Изготовление композиций из     сушенных листьев и цветов.

2

9-10

Поделка из семян лопуха (медвежонок)

2

11-12

Попрыгунья - стрекоза. Поделка из семян крылаток.

2

13-14

Панно из семян. Панно из семян тыквы, арбуза

2

15

История безликих кукол. Пучок соломы, обратись в куклу!

1

16-17

Художественное конструирование по мотивам традиционных  кукол-стригушек.

 

2

18

Объемные композиции из природных материалов.

3

Работа с бумагой и картоном.

22

19-20

Вводное занятие. «Из истории бумаги».

Аппликация. Лебедь и утка.

2

21-22

Художественное моделирование из бумаги путем складывания.

Оригами «Лягушонок».

2

23-24

Свойства бумаги. Панно из оригами «Лесные мотивы»

2

25-26

Плыви, плыви кораблик. Художественное  моделирование корабликов из бумаги (оригами)

2

 

27-28

Из истории аппликации. Обрывная аппликация. Чудо-дерево.

2

29-30

Объемная аппликация. Аппликация из скрученной бумаги. «Кошка».

2

31

Пора отлета птиц (беседа)

1

32

Объемное конструирование птицы с использованием приема гофрирования

1

33-34

Объемная аппликация из гофрированной бумаги.

2

35-36

Чудесные тарелочки. Поделки из одноразовых картонных тарелок. «Солнышко».

2

37-38

Плетем     разноцветный     коврик.     Плетение     из бумажных полос по заданным условиям

2

39-40

Мастерим    новогодние      маски      и        фонарики. Художественное      конструирование     новогодних масок, игрушек на основе приемов симметричного вырезания, складывания, скручивания, приклеивания ,аппликации.

2

 

Работа с пластилином.

10

41-42

Работа   с   пластилином  (подготовка   основы   для панно)

2

43-44

Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине.

2

45-56

Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка. «Тропический остров».

2

47-48

Налепные украшения. Панно.

2

49-50

Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки животных. Композиция по сказке.

2

Работа с тканью и нитками.

10

51-52

Из истории ткани. Виды тканей. Аппликация из

ткани.

2

53-54

Куда иголочка -туда и ниточка .Украшение салфетки на основе вариантов шва «вперед иголку»

2

55-56

Стежок    за    стежком,    стебелек    за    стебельком. Вышивание   салфетки   по   мотивам   традиционных вышитых узоров.

2

57-58

Из истории ниток. Виды ниток. Аппликация из ниток. Хижина.

2

59-60

Ручные инструменты для труда ТБ. Свойства ниток.           Лесные жители. Аппликация из резаных ниток.

2

Работа с бросовым материалом.

8

61-62

Мозаика из карандашных стружек. «Цветочная полянка».

2

63-64

Мозаика из газетных комков. «Барашек».

2

65-66

Праздник  труда.  Выполнение       коллективной композиции    (панно) по   собственному   замыслу   с использованием разного материала

2

67-68

Итоговое занятие. Изготовление открытки по замыслу.

2

Итого:

68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапова И., Давыдова М. "Школа рукоделия: мягкая игрушка" - М., 2007 г.

2.  Бегун Т.А. "Увлекательное рукоделие" М., 2005 г.

3.  Геронимус Т.М. "Я все умею делать сам" - М., 1998 г.

4.  Гукасова A.M. "Рукоделие в начальных классах" - М., 1984 г.

5.  Еременко Т. И. "Иголка - волшебница" - М., 1987 г.

6.  Лутцева Е.А. "Технология 1—4 классы. Программа" - М., 2008 г.

7.  Молотобарова О.С. "Кружок изготовления игрушек-сувениров" - М., 1990 г.

8.  Носова Т. "Подарки и игрушки своими руками" - М., 2008 г.

9.  Перевертень Г.И. "Самоделки из текстильных материалов" - М., 1990 г.

10.  Симоненко В.Д. "Технология" - М., 2001 г.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№48

РАССМОТРЕНО                        Согласовано                                    УТВЕРЖДАЮ

На заседании МО               Зам. Директора по УВР                                          Директор МБОУ СОШ №48

Протокол№____              ________Сапунова Е.А.                  __________ Демусенко С.В.

От «__»______2014г

Руководитель МО              «__»________2014г                            приказ№___________

________________                            от «__»________2014г

Рабочая программа

кружка

«Цветные ладошки»

(художественно – эстетическое  воспитание)

2 класс

2014 - 2015учебный год

        

СЁМА - сеть детских развивающих центров. Франчайзинг. готовы…                                                         

                                                                                                               Учитель Технологии

                                                                                                                     Сарина Татьяна Юрьевна

Пояснительная записка

Актуальность программы.

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. В жизни каждого ребенка наступает пора когда он засыпает взрослых вопросами «почему», «от чего», «как»…Некоторые взрослые спешат отделаться старыми как мир отговорками – «потому что – потому» или «вырастешь – узнаешь», не подозревая, какой вред наносит ребенку, его природной любознательности.

Не редко  под наивностью детского вопроса таится нечто важное, серьезное.

Удовлетворяя любопытство ребенка, наталкиваем его на новое «почему». Именно из таких маленьких побед в деле познания мира, как дом из кирпичиков строится, формируется натура, интеллект. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, нравственно. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений программы внеурочной деятельности «Почемучек» для учащихся начальной школы.

Организуя учебно-поисковую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребёнка, поисковая и исследовательская работа должны выполняться им добровольно и быть обеспечены необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Формы занятий. Реализация программы предполагает обоснованное сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. Предусмотрены как теоретические.

Ожидаемый результат: учащиеся познакомятся с основами экологической культуры, с некоторыми  особенностями природы своего края, формирование культуры поведения детей в природе, научит их отвечать за свои поступки.

Поисково-исследовательская  деятельность  способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.  Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным.  Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того чтобы убедить ребёнка не разочаровываться и продолжать исследование.

Цели:

Образовательные

  • Формирование устойчивого познавательного интереса.
  • Формирование  умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.

Развивающие

  • Создание условий для развития у учащихся потребности в не насыщаемости познавательных процессов в учебной деятельности.
  • Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.

Воспитательные

  • Воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.
  • Воспитание  ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно  относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.

Задачи программы:

  • Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом.
  • Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.
  • Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению  окружающей среды.
  • Расширение кругозора учащихся.
  • Развитие их воображения и эмоциональной сферы.
  • Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла.
  • Последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

Форма и режим занятий:

  • групповая работа;
  • экскурсии;
  • беседы, викторины;
  •  выставки;
  • практические работы;
  • тренинги;
  • наблюдение учащихся за событиями в посёлке, стране;
  • обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
  • ролевые игры;
  • просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов;
  • проектная деятельность.

Содержание занятия

Кол- во

часов

Дата

1.

Экологическая тропинка. Вводное занятие.

1

2.

Чтение рассказов о птицах, разгадывание загадок.

1

3.

Просмотр презентации «Почему птицы улетают на юг?»

1

4.

В гости к золотой осени. Экскурсия.

1

Комнатные растения (просмотр слайдов).

2

Что изучает экология?

2

Просмотр презентации «Почему осенью желтеют листья?»

2

Цветы- доктора

2

Игра «Приключения в лесу».

2

Просмотр презентации «Почему появляются солнечные зайчики?»

2

Знакомство с понятием «Красная книга».

2

Знакомство с редкими видами растительного и животного мира.

2

Знакомство с редкими видами растительного и животного мира.

2

Просмотр презентации «Почему вредны чипсы?»

2

Наблюдение за состоянием воды в природе.

2

Просмотр презентации «Почему небо голубое?»

2

Викторина «Чей листик?»

2

Наблюдение за комнатными растениями.

2

Экскурсия в краеведческий музей.

2

Гостиная «В гостях у золотой рыбки».

2

Просмотр презентации «Кто такие земноводные?»

2

Викторина «Знатоки природы».

2

Конкурсная программа «Угадай цветок»

2

«Я и мир вокруг меня». Выполнение рисунков.

2

Эти удивительные растения

2

Цветы-синоптики.

2

Просмотр презентации «Интересные факты о животных»

2

«Кто живет в пруду?» изготовление поделок.

2

Цветы-хищники.

2

Игра «Приключения в лесу».

2

«В мире животных». Презентация.

2

Ухаживание и выращивание растений.

Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.

2

Просмотр презентации «Почему бывает радуга?»

2

Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?

2

Наблюдение за поведением птиц на улице.

2

Игра «Путешественник» (деревья родного города).

2

Итого:

68

Календарно-тематическое планирование

        

Наши новости - магазин Карапузики

Конспект занятия для детей среднего возраста «Экологическая тропинка»

Конспект совместной познавательно – игровой деятельности воспитателя с детьми средней группы

«Экологическая тропинка»

Современные образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, развивающее обучение, игровые технологии, информационно – коммуникативные технологии.

Интеграция образовательных областей согласно ФГОС ДО: Социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое; физическое развитие.

Цель - воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой. Формирование системы экологических знаний и представлений, развитие эстетических чувств.

Задачи:

• Расширять и углублять знания детей о живой и неживой природе;

• Развивать речь, память, внимание, воображение, мышление;

• Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, умение видеть и чувствовать красоту природы

Оборудование и материалы: план – схема «Экологической тропинки»(см. приложение, кукла Боровичок, игра «Когда это бывает», демонстрационный, природный материал, массажная дорожка, обручи.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент: звенит колокольчик, приглашая детей на утренний сбор (дети стоят полукругом на ковре) .

2. Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие по чудесной тропинке, где нас ждет много интересного и познавательного!

3. Основная часть:

Воспитатель: Ребята, по - моему к нам кто то пришел. (Воспитатель выходит за дверь и берет куклу Боровичка) .

Боровичок: Здравствуйте ребята! Меня зовут Боровичок. Я живу в лесу мне Сорока, нашептала, что вы собираетесь в путешествие по чудесной тропинке. Но вы не сможете по ней пройти без меня и специальной карты. Вот я решил прийти к вам на помощь, принес карту, которая укажет нужный маршрут.

Воспитатель: Спасибо тебе Боровичок за твою помощь. Пора в путь!

(Дети с воспитателем и боровичком проходят по намеченной схеме)

Боровичок: первая намеченная точка «Цветочек четырех лепесточков»

Воспитатель: Ребята смотрите нас, встречает цветочек с разноцветными лепесточками. Каждый лепесточек имеет свой цвет, который обозначает, о каком времени года говориться.

Снег на полях,

Лед на водах,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

Дети : Зима

Воспитатель : Молодцы ребята! (белый лепесток с цветка снимается)

Следующая загадка.

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает, когда это бывает?

Дети: Весна

Воспитатель: Молодцы! (снимается зеленый лепесток)

Солнце печет, липа цветет.

Рожь поспевает, когда это бывает?

Дети: Лето

Воспитатель: (снимается красный лепесток) Остался последний лепесток.

Пришла без красок и без кисти, И перекрасила все листья. (Автор Раздевич Светлана)

Дети: Осень

Воспитатель: Молодцы ребята! (последний лепесток снимается)

Боровичок: Здесь еще одно задание.

Игра «Времена года» (Раскладывается большой разноцветный лист в виде полянок, макеты деревьев соответствующие каждому времени года.)

Воспитатель: Ребята нужно выполнить задание, чтоб продолжить наш путь каждое дерево надо расставить на свою полянку которому времени года оно относится.

Дети: выполняют задание

Воспитатель: Молодцы ребята! Боровичок, посмотри, справились ребята?

Боровичок: Да молодцы правильно каждое дерево к своему времени года расставили. Но мы не можем продолжить путь, есть еще одно не выполненное задание.

Игра «Подбери признак»

(Выставляются картинки с изображением времени года)

Воспитатель: Ребята вспомните, какими словами поэты и писатели называют о каждом времени года.

Зима (какая)

Дети: Белая

Воспитатель: Снег (какой)

Дети: Пушистый

Воспитатель: Мороз (какой)

Дети: Колючий, скрипучий

Воспитатель: Весна (какая)

Дети: Красна

Воспитатель: Ручьи (какие)

Дети: Звонкие, веселые

Воспитатель: Птицы (какие)

Дети: перелетные, звонкие

Воспитатель: Лето (Какое)

Дети: Жаркое

Воспитатель: Солнце (Какое)

Дети: Яркое

Воспитатель: Облака (Какие)

Дети: Белые, легкие

Воспитатель: Осень (какая)

Дети: Красавица

Воспитатель: Дождь (Какой)

Дети: Холодный

Воспитатель: Листья (Какие)

Дети: Разноцветные

Воспитатель: Молодцы ребята! Ну что Боровичек можем мы дальше идти?

Боровичок : Теперь можем продолжить путешествие. Следующая точка «Звериная полянка»

Воспитатель: На этой полянки спрятались животные, которые живут в лесу. А что б узнать надо загадки отгадать.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много

А нитки ни одной.

(Русская народная)

Дети: Еж

(Находят картинку с отгадкой.)

Черный жилет, красный берет.

Нос, как топор, хвост как упор

(Русская народная)

Дети: Дятел

Воспитатель: Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки там грызу.

(Русская народная)

Дети: Белка

Воспитатель: Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала.

(Русская народная)

Дети: Лиса

Воспитатель: Днем спит, ночью летает

(Русская народная)

Воспитатель: Косолапый, любит мед,

Спит зимой, весной встает

(Автор Максим Земссов)

Дети: Медведь

Воспитатель: Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

(Русская народная)

Дети: Волк

Воспитатель: Маленький, Беленький,

По лесочку прыг, прыг! По снежочку тык, тык

(Русская народная)

Дети: Заяц

Воспитатель: Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая самая болтливая.

Ведунья белобока, а зовут ее,

(Русская народная)

Дети: Сорока

Воспитатель: Молодцы ребята! Все загадки разгадали, всех зверюшек нашли. Ну что ребята пойдем дальше.

Боровичок: Следующая наша точка «Спортивная»

Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы в лесу и перед нами болото. Надо пройти по дорожке и перепрыгнуть с кочки на кочку. (Выставляется массажная дорожка, обручи.)

Воспитатель: Справились с заданием молодцы ребята! Никто ножки не промочил!

Боровичок: Идем дальше. Точка «Лесная мастерская»

Ребята я для вас припас с осени шишек. И вот вам задание смастерить лесного зверька. (Ребята делают ежика.)

Воспитатель: Какие ребята молодцы! Хорошие ежики у всех получились!

4 Заключительная часть.

Боровичок: Спасибо вам ребята! Все вы знаете, со всеми заданиями справились! Очень жалко с вами расставаться.

Воспитатель: А ты приходи Боровичок к нам еще. Мы со всеми детками хотим сказать тебе спасибо! Без твоей помощи мы бы не справились.

Боровичок: Обязательно приду. До свидания, ребята!

Дети: До свидания Боровичок!

Воспитатель: Ну, вот ребята наше путешествие по тропинки подошло к концу. Я надеюсь, что вы поняли, что все вокруг нас тоже живое и надо природу любить, беречь, оберегать.

Должностная инструкция педагога дополнительного образования

01.02.11 02:37 администратор ФГОС НОО - Должностные инструкции

E-mailПечатьPDF

Начало формы

Оценка пользователей:http://sikachi.ippk.ru/images/M_images/rating_star_blank.pnghttp://sikachi.ippk.ru/images/M_images/rating_star_blank.pnghttp://sikachi.ippk.ru/images/M_images/rating_star_blank.pnghttp://sikachi.ippk.ru/images/M_images/rating_star_blank.pnghttp://sikachi.ippk.ru/images/M_images/rating_star_blank.png / 0
Плохо
Отлично 

Конец формы

Согласовано Утверждено на педсовете

«__»________20___г. Пр№__от «_»______20__г.

Председатель профкома Директор МОУ СОШ с.Сикачи-Алян

___________Е.Р.Ярина _____________Л.В.Пассар

 

Должностная инструкция

педагога дополнительного образования

1. Общие положения

1.1. Педагог дополнительного образования назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3. Педагог дополнительного образования должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы.

Лицо, не имеющее соответствующего образования, но обладающее достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и выполняющее качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии школы, в порядке исключения, может быть назначено на должность педагога дополнительного образования.

1.4. Педагог дополнительного образования подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.

1.5. В своей деятельности педагог дополнительного образования руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, основами педагогики; психологии, физиологии и гигиены, общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.

1.6. Педагог дополнительного образования соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

1.7. Педагог дополнительного образования должен знать требования ФГОС нового поколения и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении.

2. Функции

Основными направлениями деятельности педагога дополнительного образования являются:

2.1. дополнительное образование обучающихся школы;

2.2. развитие творческих способностей обучающихся;

3. Должностные обязанности

Педагог дополнительного образования выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. комплектует состав обучающихся кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по его сохранению в течение срока обучения;

3.2. осуществляет дополнительное образование и воспитание обучающихся с учетом специфики требований новых ФГОС, проводит занятия в соответствии с расписанием.

3.3.обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям ФГОС, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.

3.4. обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической целесообразности;

3.5. обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся;

3.6. участвует в разработке и реализации образовательных программ;

3.7. составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение; ведет установленную документацию и отчетность;

3.8. выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;

3.9. поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;

3.10. организует участие обучающихся в массовых мероприятиях;

3.11. оказывает в пределах своей компетенции консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам школы;

3.12. обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

проводит инструктаж по охране труда обучающихся с обязательной регистрацией в журнале установленного образца;

3.13. оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

3.14. повышает свою профессиональную квалификацию; участвует в деятельности методических объединений и других форм методической работы;

3.15. участвует в работе Педагогического совета школы;

3.16. проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

3.17. соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;

4. Права

Педагог дополнительного образования имеет право:

4.1. участвовать в управлении Школой в порядке, определяемом Уставом школы;

4.2. на защиту профессиональной чести и достоинства;

4.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.4. защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;

4.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

4.6. свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;

4.7. повышать квалификацию;

4.8. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

4.9. давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся Школы;


5. Ответственность

5.1. Педагог дополнительного образования несет ответственность по законодательству Российской Федерации за качество выполнения образовательных программ, жизнь и здоровье обучающихся во время занятий, нарушение их прав и свобод.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, педагог дополнительного образования несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка педагог дополнительного образования может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог дополнительного образования несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Педагог дополнительного образования:

6.1. работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки;

6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.3. представляет заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 5 дней по окончании каждой учебной четверти;

6.4. получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.5. работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

С инструкцией ознакомлен(а): __________ ____________________

(подпись) (расшифровка подписи)

C:\Users\Татьяна\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Low\IE\TBBXL4XH\getImage2FMUP48E.jpg

Лебеди

http://stoool.yw0.ru/2/47/4667/images/items/4667/p_391.jpg

Первый вариант: Лебеди связаны в технике брюгкского кружева. Не пугайтесь это не так и сложно как может показаться в начале.Галина Моденова рассказывает как связать этих прекрасных чудо-птиц — лебедей: Сама работа относится к несложным, однако требуется хотя бы небольшой опыт. чтобы к ней приступить. Для начала вы должны быть ознакомлены с основами вязания, знать, что такое воздушные петельки, а также столбики без накида и с накидом. Вязание лебедя начнем с его тела. Делаем первый ряд — две воздушные петельки, шесть столбиков с накидом во вторую петлю от крючочка. Второй ряд будет таким – 6 прибавлений к тому же рисунку (12). Переходим сразу же к третьему ряду – тут будет столбик без накида, прибавка) * 6 (18). Четвертый ряд — связать два столбца без накида, прибавление * 6 (24). Ряд номер пять будет таким — три столбика бн, прибавка * 6 (30). Шестой ряд — четыре столбца б/н, прибавка * 6 петель (36). В седьмом ряду будет 5 сбн, прибавка * 6 (42). А когда вы будете делать с восьмого по 15й ряд – делайте столбики без накида по кругу. Дальше продолжаем вязать шею птицы, которая, к тому же, должна быть связана без отрыва от тела. Используйте 8 из 42 петель седьмого ряда, провязав восемь сбн и соединив их в небольшую «трубочку»... после чего делаем с первого по семнадцатый ряд столбиками по кругу. Чтобы сделать клюв – меняем нитку на другую, желтого цвета. Дальше вяжем с восьмого по 24-й ряд по кругу столбиками без накида и завершаем вязание. Хорошо, если вы сделаете единый каркас из проволоки для тела и шеи лебедя. В теле должна быть петелька, в противном случае, лебедь будет валится в бок. Каркас вставляем во внутрь, слегка набиваем тело и сшиваем его, сложив пополам


http://stoool.yw0.ru/2/47/4667/images/items/4667/p_9114.jpg

Описание, не очень понятное, но зато есть выкройка, по которой понятно, как сшиваются и крепятся к салфетке лебеди.

Еще я поняла, что уже связанные лебеди и салфетка пропитывается водорастворимой сеткой, чтобы кружево было очень твердым, как цемент и держало форму.

Кроме водорастворимой сетки и вышивки нитями, вам понадобится: горячий пистолет и бисер для глаз, кусок ленты, блестки, стразы и т.д. на свой вкус.

Чтобы вышивка была двусторонней, использовать тот же поток в иглу и в бобине. 

Второй вариант:

 

4717811__1_ (640x480, 62Kb)

Для многих белые лебеди считаются символом любви и верности, и очень часто мы могли видеть такие фарфоровые статуэтки  на полочках шкафов в домах наших бабушек. Но, можно иметь и в своем доме такие милые вещички и сделать их не их фарфора, а из ниток с помощью крючка. Давайте  попробуем связать красивых лебедей, к тому же у нас есть схема вязания лебедя крючком. Лучше, если вы будете вязать сразу пару этих птиц. Чтобы придать им особую прелесть, нужно использовать немного пушистую пряжу, хорошо подходит ангора, но стоит учесть, в случае даже небольшой ошибки, распустить данное полотно будет очень сложно.
Сама работа относится к несложным, однако требуется хотя бы небольшой опыт. чтобы к ней приступить. Для начала вы должны быть ознакомлены с основами вязания, знать, что такое воздушные петельки, а также столбики без накида и с накидом.
 

Вязание лебедя начнем с его тела. Делаем первый ряд - две воздушные петельки, шесть столбиков с накидом во вторую петлю от крючочка. 

Второй ряд будет таким –  6 прибавлений к тому же рисунку (12). Переходим сразу же к третьему ряду  – тут будет столбик без накида, прибавка) * 6 (18). Четвертый ряд  -  связать два столбца без накида, прибавление * 6 (24). Ряд номер пять будет таким - три  столбика бн, прибавка * 6 (30). Делаем шестой ряд  - четыре столбца б/н, прибавка  * 6 петель (36).  В седьмом ряду будет  5 сбн, прибавка * 6 (42). А когда вы будете делать с восьмого по 15й ряд – делайте столбики без накида по кругу.Дальше продолжаем вязать шею птицы, которая, к тому же, должна быть связана без отрыва от тела. Используйте 8 из 42 петель седьмого ряда, провязав восемь сбн и соединив их в небольшую «трубочку».. после чего делаем с первого по семнадцатый ряд столбиками по кругу. Чтобы сделать клюв – меняем нитку на другую, желтого цвета.  Дальше вяжем с восьмого по 24-й ряд по кругу столбиками без накида и завершаем вязание.
Хорошо, если вы сделаете единый каркас из проволоки для тела и шеи лебедя. В теле должна быть петелька, в противном случае, лебедь будет валится в бок. Каркас вставляем во внутрь, слегка набиваем тело и сшиваем его, сложив пополам оставшиеся петли седьмого ряда, не забывая сделать хвостик.Ни один лебедь не может быть без крыльев, они является неотъемлемой частью этой птицы, поэтому приступаем к их созданию.

Крылья делаем таким образом.
Первый рядок – две воздушные петельки, четыре столбика с накидом во вторую петельку от крючка. Делая ряд  2-30 – свяжем столбики без накида по кругу.
Таким образом у вас вышло 30 рядов по четыре петельки  в каждом. Сложите имеющуюся деталь пополам и вяжите дальше крылья отдельно. Необходимо будет вязать детали за внешние петли, вдоль.
Последним шагом в создании лебедя будут глазки, которые можно сделать из бусинок



Предварительный просмотр:

I.  Пояснительная записка.

Программа содержит учебный материал, рассчитанный на один  год обучения детей младшего школьного возраста.

Программа позволяет обратиться к истокам декоративно-прикладного искусства, заглянуть в кладовую народного творчества, познакомиться с историей искусства ручного вязания и русского народного костюма.

В условиях дополнительного образования детей рукоделие может стать не только средством проведения досуга, но и толчком к возникновению серьезного интереса и началом  профессиональной деятельности.

Участникам программы первого года обучения  предлагается  выполнить ряд изделий в трех видах техники рукоделия: игольница, салфетка, прихватка, букет цветов из бисера, закладка в книгу .А также изготовление сувенирных изделий к новому году(декор елочных шаров, изготовление игрушек из ткани и декорирование бисером) и весенним праздникам.(открытки к Дню святого Валентина, 8 марта,23 февраля.

Участникам программы второго года обучения предлагается выполнить ряд изделий, применяя знания, умения, навыки. Дети познакомятся с историей русской народной куклы, традициями, обычаями. Научатся изготавливать простейшие кукольные конструкции. Также научатся изготавливать мягкие игрушки из остатков ткани и из перчаток, сувениров к новому году, основных приемов вязания крючком(изготовление изделий ,используя простейшие схемы вязания узоров.

Освоив навыки ручных работ, ребенок может приступить к работе над более сложными изделиями, как самостоятельно, так и продолжая работу в студии.

Программа рассчитана на разноуровневое развитие детей ( по возрасту и по способностям). Практическая работа ведется с каждым ребенком индивидуально.

 Возраст обучающихся 8-10 лет.

Учебный материал состоит из разных разделов. Каждый раздел знакомит ребят с определенными видами рукоделия, отличающимися друг от друга.

1.ЦЕЛЬ: познакомить и обучить детей таким основам рукоделия, как вышивание, бисероплетение, вязание, и на этой основе развить художественный вкус, интерес к декоративно-прикладному искусству, создать условия для творческой самореализации ребенка.

2. ЗАДАЧИ:

- формирование у детей навыков ручного труда

- обучение основам кройки и шитья игрушки

- расширение знаний об истории игрушки, традиций, творчестве, быте народов.

- обучение технике вышивки крестом

- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала.

-развивать мелкую мускулатуру  пальцев

-умение изготавливать предметы быта и украшения из бисера

-развивать умение создавать новые композиционные решения.

-воспитание трудолюбия, аккуратности.

-развитие активности и самостоятельности

-воспитание художественного вкуса, интереса к прекрасному

-воспитание культуры общения, умения работать в коллективе

-способствовать социальной адаптации посредством приобретения профессиональных навыков и развития коммуникабельности при общении в коллективе

-расширение знаний о русской народной культуре.

Организация образовательной среды:

-система занятий

-участие в городских выставках, конкурсах

-организация мини-выставок

Основные методы и формы работы:

-словесный рассказ, беседа

-наглядная демонстрация образцов, дидактического материала

-выставки готовых изделий

-практическая работа

3. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.                                                                                                                   Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Наполняемость группы 15 человек. Работа проводится с каждым ребенком индивидуально.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

По окончании года занятий обучающиеся должны знать:

- правила пользования принадлежностями для вышивки по канве( пяльца, ножницы, иголки, канва.

-различные виды ручных швов

-значение и применение вышивки в народном костюме.

- историю возникновения изученных видов творчества

-умение изготавливать предметы быта и украшения из бисера

-будет воспитано: художественный вкус и умение доводить дело до конца

 По окончании года занятий обучающиеся должны уметь:

- закреплять нитку в иголку

-закреплять нитку на изделии

-правильно пользоваться пяльцами

-разбираться в счетных схемах

-выполнять простейшие миниатюры по схеме

-выполнять основные ручные швы

-работать и общаться в коллективе.

По окончании второго года занятий обучающиеся должны знать:

-основные виды кукольных конструкций

-основные виды петель, при вязании крючком.

Должны уметь:

-применять знания , полученные на первом году обучения на практике.

-работать и общаться в коллективе

-использовать  и применять техники рукоделия при изготовлении мягких игрушек.

5. СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ.

-наблюдение

-анализ творческой работы ребенка

-участие в выставках, конкурсах.

Учебно-тематический план

Тема занятий

Количество часов

Теор.

Практ.

Всего

1

Вводное занятие. Организация рабочего места. Правила безопасности труда.

2

-

2

2

История народной игрушки. Инструменты и материалы.

4

8

12

Изготовление изделий

3

Мягкая игрушка. История появления. Изготовление.

Изготовление игрушек из перчаток и носочков.

Мастерская деда Мороза

2

4

2

20

4

12

24

6

Итого

4.

Вязание крючком

3

12

11

Итоговые занятия. Выставка. Фотосъемка.

2

-

2

ИТОГО:

68

Содержание программы

1.Вводное занятие.

Организация рабочего места. Правила безопасности труда. Задачи и план работы учебной группы на год. Техника безопасности, правила поведения обучающихся на занятиях. Инструктаж по технике безопасности.

2.Народная тряпичная кукла.

               .История появления народной тряпичной куклы. Классификация кукол.  Основные виды кукольных конструкций: «крестушка», «пеленашка», «сударыня-масленица». Изготовление кукол.

3. Мастерская деда мороза,

Изготовление сувениров к новому году.

4.Мягкая игрушка.

История появления мягкой игрушки .Инструменты и материалы, используемые для изготовления игрушки. Практическая работа: изготовление игрушек: петушок, солнышко. Изготовление игрушек из перчаток и носочков.(осьминожка, мурзик, дракоша).

5. Вязание крючком.

 История искусства ручного художественного вязания. Техника безопасности.

Основные и дополнительные инструменты и материалы. Необходимый набор крючков. Нити , пригодные для вязания образцов изделий , использование старых вещей для вязания. Практическая работа: дети рассматривают различные виды пряжи, наборы  крючков.

Положение рук при вязании. Основные приемы набора петель. Изготовление изделий.

Методическое обеспечение программы.

. Программа рассчитана на два года обучения. Важным элементом программы является большое количество практических занятий, на которое отводится больше времени, чем на теоретическую часть обучения, что способствует лучшему усвоению материала. Для стимулирования самостоятельной деятельности варьируется темп работы с учетом интересов учащихся. Для  формирования мотивации ребенка к работе по данной программе очень важен первичный контакт с ним. Во время первичной консультации родителям ребенка и ему самому предоставляется информация о программе, ее целях и задачах, о том, чему ребенок может научиться, какие навыки и умения сможет приобрести, какие методы используются для работы с детьми. Целесообразно познакомить  ребенка и его родителей с темами занятий и различными организационными аспектами.

Список используемой литературы.

1. Государственная программа для учреждений дополнительного образования. Выпуск 11, Москва., 2004 год.

2. М.М.Максимова., М.А. Кузьмина., « вышивка»., Москва., ООО « Издательство «Эксмо», 2006 год.

3. Т.И Еременко, «рукоделие»,Москва, Легпромбытиздат, 1989 год.

4. Т.Н. Проснякова « Творческая мастерская».Москва. Издательство «Учебная литература» АО «Московские учебники», 2003 год.

5. Т.И. Еременко, «Вышивка крестом»,Москва « Т.О.О. «Мария Л», 1992 год.

6. Н.Р. Белова. « Мягкая игрушка», Москва , ООО Издательство « Эксмо», 2004 год.

7. Е.В.Артамонова, « Бисер, практическое руководство»,М., Издательства « Эксмо», 2005 год.

8. А. Петрунькина, «Фенечки из бисера», Санкт-Петербург « Кристалл», 1998 год.

Календарно-тематическое планирование.

 

№ урока

Дата проведения

Тема урока

1-2

Вводное занятие. Техника безопасности. Организация рабочего места. Цели и задачи на год.

Народная игрушка.

3-4

Классификация кукол, Виды кукол. История игрушки. Материалы для изготовления.

5-6

Кукла «Куватка». Материалы для изготовления. Изготовление.

7-8

Кукла «Купавка». Материалы для изготовления. Изготовление.

9-10

Кукла «Крестушка». Материалы для изготовления. Изготовление.

11-12

Изготовление куклы «Пеленашка»

13-14

Изготовление куклы «Сударыня-масленица».

Мягкая игрушка

15-16

История появления мягкой игрушки. Иатериалы для изготовления. Изготовление игрушки «Петушок».Раскрой.

17-18

Изготовление куклы .

19-20

Изготовление куклы «Солнышко». Материалы для изготовления. Раскрой.

21-22

Изготовление. Соединение. Набивка синтепоном.

23-24

Изготовление игрушки.

25-26

Окончательная отделка изделия. Контроль качества.

Мастерская деда Мороза.

27-28

Изготовление снежинок из бисера. Оплетание шаров. Изготовление символов Нового года.

29-30

Изготовление сувениров.

31-32

Изготовление изделий. Мини-выставка работ.

Изготовление игрушек из перчаток и носочков.

33-34

«Осьминожка». Изготовление. Материалы и инструменты.

35-36

Изготовление игрушки.

37-38

Изготовление игрушки.

39-40

Изготовление игрушки «Мурзик».

41-42

Изготовление игрушки. Набивка синтепоном.

43-44

Изготовление игрушки. Оформление.

45-46

Окончательная отделка.

47-48

 Изготовление игрушки из носочков. «Дракоша».

49-50

Изготовление куклы.

51-52

Изготовление. Набивка.

53-54

Изготовление . Оформление.

55-56

Окончательная отделка изделия.

Вязание крючком.

57-58

Инструменты и материалы, используемые в работе. Техника безопасности при работе.

59-60

Вывязывание цепочки воздушных петель. Полустолбики. Столбики .

62-62

Вывязывание образцов.

63-64

Вывязывание образцов.

65-66

Изготовление изделия. Окончательное оформление.

67-68

Итоговое занятие. Выставка работ.Фотосъемка.

Итого: 68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Труд (технология» («Столярное дело») для 5-9 класса основного общего образования

Программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуал...

4.Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Труд (технология» («Столярное дело») для 5-9 класса основного общего образования на 2024-2025 уч. г.

Программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуал...

Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".

Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....