Образовательная программа по работе с вокальным ансамблем.
рабочая программа на тему
Материал, который будет интересен педагогам вокалистам и преподавателям хоровых дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ХОРОВАЯ ШКОЛА МАЛЬЧИКОВ И ЮНОШЕЙ г. КОНАКОВО
СОГЛАСОВАНО Утверждено
Методический совет Директор МБОУ ДОД ХШМиЮ
Протокол № __________ ___________Махновский В. М.
От «____» ___________2014 г. «________»___________2014г.
МП.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ»
Отделение: хоровое
Возраст детей: 8-9 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
преподаватель по классу
Преображенская Т.В.
г. Конаково
2014 г.
- Пояснительная записка
Музыкальное воспитание и образование является неотъемлемой частью общего процесса формирования гармонически развитой личности. Дополнительное образование выступает, как средство всестороннего развития личности, направленные на интересы ребенка, его социальную адаптацию в среде обитания. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства и это особенно важно, поскольку не все дети обладают одинаковыми способностями.
Сердце каждого ребенка открыто для музыки, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя, и тогда, став частью его души, она поселится в нем навечно. В процессе пения воспитываются важные черты личности: воля, организованность, выдержка, чувство коллективизма.
Программа предназначена для детей, заинтересованных в получении начальных навыков коллективного пения и сценического поведения и направлена на формирование и развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка. Современные музыкальные стили отличаются не только гармоническим, мелодическим и ритмическим своеобразием, манерой исполнения, эстетикой и т.п., но и своими законами аранжировки.
Последовательность освоения техники вокального ансамбля определяет преподаватель в зависимости от уровня подготовки обучающихся и времени, необходимого для решения профессиональных задач. Приобретенные знания и навыки будут использоваться детьми в конкурсной и концертной деятельности, в певческой практике в быту и на досуге.
Цель программы:
- поддержание традиций одной из распространенных форм коллективного музицирования,
- привить навыки ансамблевого пения, т.е. пения в группе, на котором построится все дальнейшее развитие вокального мастерства учеников;
- формирование эстетической культуры ребенка в тесной связи с музыкально-художественным воспитанием;
- бережное отношение к сохранению и дальнейшему развитию индивидуальности ребенка при активном использовании его творческого потенциала, возможностей и способностей в ансамбле;
- улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
- выработка способов преодоления индивидуальных недостатков семейного воспитания, неразвитости мотивации, воли и т.п.;
- выявление вокальных способностей и творческих возможностей детей с целью дальнейшей профессиональной ориентации наиболее талантливых и одаренных из них в области вокального искусства,
- формирование личностных качеств: трудолюбие, чувство ответственности, коллективной в том числе, творчество.
Задачи программы:
- Развивать вокальные данные, слух, певческое дыхание, исполнительские приемы.
- Приобретение профессиональных певческих навыков, а также практических, актерских, исполнительских, необходимых для дальнейшей самостоятельной вокально деятельности.
- Научить ансамблевому исполнительскому мастерству.
- Научить детей петь технически грамотно, эмоционально и образно.
- Работа над словом в песне, произношением, над певческой дикцией, артикуляцией.
- Использовать межпредметные связи.
- Выработать у обучающихся потребность в вокальном исполнении на высоком художественном уровне на занятиях, мероприятиях, в быту.
- Воспитание инициативы, творческого отношения к делу.
- Научить детей разбираться в различных стилевых и жанровых особенностях музыки, а также вокального исполнительства. Оценивать ее эстетические, художественные и нравственные качества.
Программные требования по классу ,,вокальный ансамбль” рассчитаны на средний уровень контингента обучающихся 8 - 9 лет как с певческой практикой, так и без нее.
Сроки реализации программы по предмету «Вокальный ансамбль» определяются в соответствии с учебными планами отделений.
Образовательный процесс основывается на групповых занятиях 2 раза в неделю
Оптимальный состав групп - 10-12 человек. Такое количество обучающихся необходимо для более тщательной проработки музыкального материала, более свободным подходом к разделению вокальных партий. Длительность занятий в группах – 2 академических часа в неделю, 72 часа в год. Продолжительность занятий 40 минут (1 урок).
Сроки реализации программы по предмету «Вокальный ансамбль» определяются в соответствии с учебными планами отделений.
Учебно-тематические планы
№ |
Наименование тем и разделов | Кол-во учебных часов | |
1. | Певческая установка | 4 | |
2. | Приобретение навыка певческого дыхания | 16 | |
3. | Звукообразование | 12 | |
4. | Певческая артикуляция и тип гласного | 8 | |
5. | Эмоциональный настрой | 8 | |
6. | Дикция | 8 | |
7. | Выработка единого звучания | 12 | |
ИТОГО: | 72 |
Программные требования
На протяжении первого года обучения обучающиеся должны:
-познакомиться с исполнительскими навыками пения в ансамбле;
-работать над чистотой интонации;
-добиваться плавного звуковедения;
-постараться слышать себя и партнёров.
В течение учебного года необходимо проработать с обучающимися 2-4 несложных ансамбля различных видов
Предполагаемые результаты
За весь период обучения ученик должен (в силу своих индивидуальных данных) :
- развить общий культурный и музыкальный уровень, сформировать музыкальный вкус,
- расширить музыкальный кругозор путем исполнения вокальной музыки разнообразной по стилистике,
- развить музыкальные способности (слух, ритм, память),
- научиться владеть своим голосом, приобрести начальные вокальные навыки, развить чувство строя, ансамбля,
- познакомиться с несложными полифоническими произведениями,
- развить эмоциональные задатки,
- используя сюжетно-образные движения и элементы танца, двигаясь в соответствии с характером музыки и текстом песни, учащиеся могут самостоятельно исполнить песню с сопровождением и без него, в ансамбле и индивидуально.
Методические рекомендации
Формирование художественно-эстетических способностей начинается с выявлением индивидуальных задатков, склонностей детей и их способностей.
Групповое обучение и воспитание обучающихся по классу «Вокальный ансамбль» осуществляется на основе репертуарного плана исполнительского коллектива, с обязательным учетом возрастных особенностей детей, в котором планируется и прослеживается развитие, как группы, так и каждого ее участника.
Все технические вокальные навыки осваиваются учениками в виде упражнений, которые вырабатывают единую исполнительскую манеру, так как ансамбль - это единый коллективный исполнитель музыкального произведения. Именно этот вид инструктивного материала дает наибольший эффект, как для освоения технических элементов, так и приемов исполнения. Распевания должны быть не затянутыми по времени и содержательными, направленными на решение определенных вокально-интонационных трудностей:
- развитие звуковысотного слуха,
- формирование чистоты интонации,
- расширение диапазона голоса,
- овладение основными навыками дыхания,
- правильной вокальной позиции,
- чистоты интонации,
- чистоты унисона,
- расслаблению голосового аппарата.
При воспитании чистой интонации надо вырабатывать необходимые вокальные навыки, учитывать возможности детского голоса: детям обычно удобно петь в диапазоне сексты «ре – ре, ми» первой-второй октавы, звучание более легкое, естественное; «до» первой октавы звучит тяжело, напряженно, на первых порах его надо избегать. В распеваниях необходимо использовать маленькие несложные народные песенки-попевки на одном звуке, постепенно расширяя интервальный состав мелодической линии, песенки на сопоставление мажора и минора, на восходящее и нисходящее движение мелодии, на движение мелодии по звукам тонического трезвучия.
Каждый изученный и освоенный вокальный прием необходимо закреплять и совершенствовать на специально подобранном репертуарном материале, а затем приступать к освоению художественных, актерских задач. При разучивании произведений педагогу нужно стремиться раскрыть художественный образ песни, добиться того, чтобы он дошел до обучающихся, увлек его. Качественный и эмоциональный показ песни педагогом – это залог того, что учащиеся полюбят песню, будут петь охотно и выразительно.
Правильное усвоение навыков и приемов исполнения - вот, в сущности, то, к чему сводятся усилия педагога и учеников.
Основными правилами работы с детскими голосами являются:
- строгое выдерживание естественного для каждого возраста диапазона,
- свободное от зажимов и форсировки пение,
- ограниченная динамика,
- подбор доступного по содержанию и форме репертуара,
- непродолжительность и систематичность занятий.
В области пения определяются следующие задачи:
- учить детей петь выразительно (ускоряя, замедляя и ослабляя звучание), правильно передавая мелодию,
- брать дыхание перед началом пения и между фразами, удерживать его до конца фразы,
- учить детей самостоятельно начинать и заканчивать песню, петь индивидуально и коллективно,
- обучать детей первоначальным навыкам пения a capella на маленьких несложных песенках,
- развивать мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический ансамбль,
- работать над культурой звука, прививать культуру исполнения,
- формировать творческую активность.
Чтобы стимулировать интерес к данному предмету педагогу необходимо применять различные формы и методы проведения урока:
- слушание музыкального материала,
- выразительное чтение текста песни,
- разучивание мелодии вместе с текстом разными способами: самостоятельно начинать и заканчивать музыкальную фразу, исполнять песню по фразам, чередуя пение педагога и пение коллектива;
- сольмизирование текста;
- игра на фортепиано или синтезаторе мелодии песни тембрами различных инструментов,
- самостоятельное исполнение,
- игровое начало
- доступность и наглядность.
Сотрудничество педагога по вокальному ансамблю должно быть максимально тесно с педагогами других дисциплин: от общих методических принципов до их воплощения в практической деятельности.
Исполнительское мастерство помогает детям почувствовать содержание музыкальных произведений и передать в своем искреннем исполнении свое понимание, а также выражать свои чувства мимикой, жестами, движениями, стремиться вызвать эмоциональные реакции у тех, кто их слушает.
Обязательны публичные выступления учеников на концертах, праздниках, отчетных концертах, на детских музыкальных фестивалях и конкурсах, в которых практически проявляется общественно-полезный характер их музыкально - творческой деятельности. Практиковать публичные выступления следует с первого года обучения, по мере накопления исполнительских навыков и художественного репертуара.
Концертные выступления
Учитывая специфику данного предмета, в целях реализации учебной программы, за учебный год запланировать 1-2 выступления на родительских собраниях или школьных концертах, в репертуар которых включается песенный материал по вокалу, сольфеджио, танцевальное творчество. На концерты привлекаются обучающиеся, осваивающие другой музыкальный инструмент.
Критерии оценки знаний и умений обучающихся
- Оптимальное соотношение исполняемого материала и индивидуальных особенностей развития обучающегося.
- Общемузыкальные знания и вокальные навыки:
- расширение музыкального кругозора (знакомство с произведениями различной стилевой направленности);
- формирование художественного вкуса, понимания стиля, формы и содержания исполняемого произведения;
- воспитание слухового контроля, исполнительской ответственности обучающихся;
- развитие гармонического и мелодического слуха как плодотворной основы для достижения положительных результатов в обучении;
- приобретение и развитие многообразных навыков совместного исполнительства.
- Стабильность исполнения.
- Творческое, эмоциональное отношение к музыке и содержанию исполняемых произведений.
- Культура сценического поведения.
Содержание программы
- Певческая установка.
Положение корпуса и головы. Пение в сидячем положении. Распределение тяжести тела в положении стоя и сидя.
- Приобретение навыка певческого дыхания.
Формирование певческого вдоха (плавного и экономного), скорости вдоха. Дыхательные упражнения. Метод произнесения слов песни в ритме мелодии. Работа над качеством звука.
- Звукообразование.
Виды атаки звука. Соответствие видам атаки звука степени напряжения при голосообразовании. Способы звуковедения: staccato, legato,
non legato, marcato. Тембровое звучание голоса. Работа над качеством звука.
- Певческая артикуляция и тип гласного.
Округление гласных, нейтрализация гласных. Речевая и певческая артикуляция. Положение гортани, степень открытия рта. Влияние гласных на тембровые качества звука. Значение типа гласного.
- Эмоциональный настрой.
Связь с художественным образом. Влияние эмоционального настроя на характер звучания голоса.
- Дикция.
Связь с содержанием исполняемого произведения. Работа над произношением гласных и согласных. Специфика произношения гласных. Работа над осмысленностью произношения текста. Работа над выразительностью слов в пении.
- Выработка единого звучания.
Выстраивание унисона. Отработка мягкой, но точной атаки звука. Развитие звуковысотного диапазона. Развитие динамического диапазона. Выработка подвижных нюансов, постепенного нарастания силы звука и его убывания.
- Список литературы
- Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. М., Советский композитор, 1987
- Виноградов Л. « Коллективное музицирование. Музыкальные занятия с детьми от 5 до 10 лет» СПб. Образовательные проекты 2008 . М: НИИ школьных технологий.
- Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке.-СПб.: КАРО, 2004г.
- Боровик Т. Ритмы и рифмы. Сборник ритмодекламаций. Ч.1, ч.2
- Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг.-Серия «Мир медицины».-СПб.: Изд. «Лань»,2000г.
- Миловский С.А. Распевание на уроках пения. М., «Музыка», 1977г.
- Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.-Л, 1965г.
- Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Музыкальный слух. Теория и методика развития и совершенствования.М.: АСТ,2005г.
- Поплянова Е. Игровые каноны на уроках музыки. Изд. Центр Владос.
- Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль.: Академия развития, 2005.
- Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха.- М.: Музыка, 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Внеклассная работа по физическому воспитанию (баскетбол)"
Планирование работы секции баскетбола для трех возрастных групп.В приложении дается подробная сетка занятий для каждой возрастной группы....

Тренинг как одна из форм интерактивного обучения в работе с вокальным ансамблем
Методическая работа посвящена проблематике использования методов тренинговой работы как формы интерактивного обучения в работе с детским вокальным ансамблем (учащиеся 13 – 16 лет). Даны краткие сведен...

Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»
В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...

Методика работы с вокальным ансамблем.
Данное музыкальное пособие предлагается в помощь музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования, педагогам- вокалистам. В нем собран мой многолетний опыт работы с воспитанниками в де...

Открытый урок на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"
Открытый урок на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"Цель урока:· ознакомление с вокально-техническими требо...

программа по внеурочной деятельности "Вокальный ансамбль .Одарённые дети"для обучающихся 5-7 классов
программа по внеурочной деятельности "Вокальный ансамбль .Одарённые дети"(направление общекультурное)...