Использование проектных технологий в работе отделения дополнитнльного образования
статья на тему
Статья содержит рекомендации по использованию метода проектов в работе ОДОД
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности на отделении дополнительного образования
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другую литературу. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.
Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения.
Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и “Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения.
Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение.
В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка. Проекты бывают разные: по продолжительности, по содержанию.
Хочется привести в качестве примера проект, проведённый мною в 8 классе по теме »Экологический туризм в условиях современного города. По зелёной тропе вглубь истории». На организацию и проведение урока нас подвигли: во-первых, интерес к истории своего города, во - вторых обеспокоенность экологическими проблемами, имеющими место быть сегодня в нашем городе. В результате обсуждений с учащимися решено было создать две группы историков и экологов, которые занялись изучением экологического состояния микрорайона школы и изучением истории памятников и памятных мест нашего микрорайона. В ходе проекта родились замечательные экскурсии, были созданы и представлены вниманию учащихся школы, учителей, гостей города презентации исторической и экологической группы, которые назывались «Исторические места моего микрорайона» и «Зелёная тропа».
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
Участие в Интернет - проектах повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.
Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:
- достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,
- имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,
- понимают необходимость междисциплинарных связей.
Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:
- повышение мотивации учащихся при изучении английского языка,
- наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,
- простор для творческой и созидательной деятельности.
Проектная деятельность предполагает выполнение долговременных, среднесрочных или краткосрочных творческих заданий, требующих от детей самостоятельной и глубокой переработки материала. Использование ИКТ-технологий создаёт самые благоприятные условия для организации такой деятельности. Учебное исследование с точки зрения педагога – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать специфические навыки исследования:
- проблематизация ( формулирование ведущей проблемы и постановка задач, вытекающих из этой проблемы);
- целеполагание и планирование исследовательской деятельности;
- самоанализ и рефлексия;
- представление результатов своей деятельности в ходе исследования;
- поиск и отбор необходимой информации;
- практическое применение знаний в различных ситуациях
В стандарте нового поколения отмечено, что приоритетным направлением в системе образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не просто носителем и транслятором знаний, но и его активным, самоорганизующимся субъектом. Новой школе требуются такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- реализовывали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки, такие как исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
-формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были приоритетно направлены на развитие познавательного интереса учащихся.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы, обеспеченности совместного планирования деятельности учителя и обучающегося.
Стандарт второго поколения предлагает такие виды проектов, как информационные (поисковые), исследовательские, творческие, социальные, прикладные (практико-ориентированные), игровые (ролевые). Они могут быть индивидуальными, парными, групповыми.
Итогом проектной учебной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие учеников, рост его компетентности в выбранной ими для проекта сферы, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.
В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальность использования современных образовательных технологий в работе отделения дополнительного образования
Данная статья содержит описание видов образовательных технологий , используемых в работе отделения дополнительного образования...
Использование проектных технологий в работе отделения дополнитнльного образования
Данная статья содержит рекомендации по использованию метода проектов в работе дополнительного образования...
Выступление на педагогическом совете "Использование проектных технологий в работе с одаренными учащимися на уроках биологии"
Использование проектных технологий в работе с одаренными учащимися на уроках биологии...
Проектная деятельность учащихся с разными образовательными возможностями в практике работы отделения дополнительного образования
В объединениях отделения дополнительного образования занимаются как дети с нормальным развитием, так и обучающиеся с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Для включения в совместну...
«Использование квест-технологии в работе педагога дополнительного образования на примере квест-игры «Поиск клада»
В работе представлен сценарий квест-игры, которая проводилась среди обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся в творческих объединениях туристско-краеведческой направленности. Участн...
«Использование инновационных технологий в работе педагога дополнительного образования»
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождении в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существ...
Использование игровых технологий в работе педагога дополнительного образования
Применгение игровых технологий для развития физических качеств детей на внеурочных занятиях и на уроке физической культуры....