Проект "Моя роспись"
проект на тему

Игнатьева Ирина Юрьевна

 Формирование положительных компетенций на основе создания собственной техники росписи. 

Возможность использования наследия народного искусства в своей жизни, радости от его красоты и гармонии, возможность создания предметов искусства своими руками и получения представлений о традиционных русских промыслах, возможность овладения комплексом традиционных видов деятельности и основными средствами изображения в декоративно-прикладном искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Моя роспись" 111.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА  ВСЕВОЛОЖСКОГО РАЙОНА»

Проект на тему:

М о я    р о с п и с ь

       

Целевая аудитория:

                     Дети 4 года обучения по дополнительной                        образовательной программе «Тарарушки»

Автор: Игнатьева Ирина Юрьевна

Педагог дополнительного образования

Всеволожский район ЛО

2014


1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

Моя роспись

Руководитель проекта (автор)

Игнатьева Ирина Юрьевна

Консультанты

Состав и возраст проектной группы

Выпускники (4 год обучения) обучающиеся по дополнительной образовательной  программе «Тарарушки», 2 ступень

Срок реализации

22 часа

Типология проекта

творческий

Направленность

Декоративно-прикладное творчество

Образовательная программа (программы), учебный программы, учебные дисциплины близкие к теме проекта

Дополнительная образовательная программа «Тарарушки», роспись по дереву

Проект выполняется в конце 4 года обучения и является итоговой работой курса.

Актуальность

Возможность использования наследия народного искусства в своей жизни, радости от его красоты и гармонии, возможность создания предметов искусства своими руками и получения представлений о традиционных русских промыслах, возможность овладения комплексом традиционных видов деятельности и основными средствами изображения в декоративно-прикладном искусстве.

Цель проекта

Способствовать формированию положительных компетенций на основе создания собственной техники росписи

Задачи проекта

Образовательные:

  • Оценить уровень сформированности компетенции по традиционным росписям;
  • Оценить умение выполнять исследовательские работы в рамках самостоятельной деятельности;
  • Создать представления о методах организации творческого процесса в области создания собственной росписи на основе традиций;
  • Выявить одаренных обучающихся в процессе создания собственной техники росписи.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию положительной самооценки через создание ситуации успеха в ходе реализации проекта.

Развивающие:

  • Способствовать развитию творческих авторских начал через создание собственной техники росписи.

Этапы

  1. Организационный.

Сообщение темы проекта, целевая установка, психологическая подготовка обучающихся к самостоятельной  проектной деятельности.

  1. Основной.
  • Исследование – 2 часа.
  • Создание собственной техники росписи (элементы, композиция, колорит) – 10 часов
  • Творческая работа (эскизирование, роспись изделия) – 10 часов
  1. Заключительный.

Защита проектных работ по проекту.

Характеристика деятельности участников в рамках проекта (кратко)

Обучающиеся: - анализ изученных техник росписи; создание собственной техники росписи ( прорись элементов, схемы композиций, подбор цветовой палитры); эскизирование росписи изделия; роспись изделия – творческая работа

Технологии

Проектного обучения.

Личностно-ориентированный подход

Методы и методики

Словесные

Наглядные

Практические

Группа исследовательских методов

Метод проектов

Необходимое оборудование

Инструменты и материалы для рисования и росписи деревянных изделий, заготовки для росписи, подборка фотоальбомов и книг по ДПИ, компьютер, интернет-ресурсы.

Презентация итогов проекта

Отчетная итоговая выставка, защита проектов

Предполагаемые итоговые продукты проекта

Проект и расписанное изделие (творческая итоговая работа и проект по созданию собственной техники росписи)


2. ХОД ПРОЕКТА

Этап работы над проектом

Продолжительность

Место работы обучающихся (очная, дистанционная)

Содержание работы участников

Выход этапа
(что создано, освоено и т.д.)

1. Организационный

0,5 часа

Занятие

Сообщение темы проекта, целевая установка, психологическая подготовка обучающихся к самостоятельной  проектной деятельности.

2. Основной

  • Исследовательская деятельность

  •  Создание собственной техники росписи

  • Творческая работа

 

1,5 часа

10 часов

2 часа

2 часа

4 часа

 

2 часа

8       часов

2 часа

5 часов

1 час

Основная часть работы проводится на занятии, возможна домашняя доработка

Занятия, домашняя работа

Занятия, домашняя работа

Подборка фото и видеоматериалов о различных росписях по дереву России, анализ изученных техник росписи, определение: что такое техника росписи, выбор технологии росписи: графическая или живописная (кистевая)

В течение этих занятий дети пытаются создать собственную технику росписи на основе наиболее близких им, изученных техник русских традиционных росписей. Работа ведется на бумаге.

- Разработка графических                (контурных) элементов росписи

- Разработка придуманных элементов в цвете (колорит) в двух-трех вариантах

- Соединение придуманных элементов во фрагменты композиций (графика + цвет)

- Разработка композиционных схем росписи

В течение этих занятий выполняется эскиз росписи любого изделия в собственной технике росписи, созданной на предыдущем этапе работы на формате А 4, роспись изделия.

- Выполнение эскиза росписи изделия в собственной технике

- Роспись изделия

- Подготовка проекта к защите

Подготовлена первая часть проекта – исследование, в которой участники составляют пояснительную записку

На форматах А 4  представлены элементы росписи в графике и в цвете, композиционные схемы и варианты колористического строя с окончательным выбором.

Эскиз росписи изделия

Готовое изделие

Материалы исследования, элементы, композиционные схемы, колористический строй, эскизы, фотографии готового изделия оформленные в единый проект.

3. Заключительный

2 часа

Занятие

Итоговая (выпускная) отчетная выставка и защита итоговых работ по проекту

Проект «Моя роспись».

Выставка расписанных в ходе проекта изделий


3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Обоснование темы выбранного проекта, анализ предстоящей деятельности, актуальность, гипотеза: 

Данная работа является итоговой работой, которая выполняется в конце четвертого года обучения по дополнительной образовательной программе «Тарарушки» по направлению роспись по дереву. После изучения традиционных видов росписи детям предлагается создать собственную технику. Для того чтобы дети смогли выполнить эту задачу, им необходимо провести серьезный анализ-исследование ранее изученного материала, самостоятельно придумать элементы росписи, продумать, как элементы будут собираться в композициях и подобрать оптимальный цветовой набор. Роспись изделия в собственной технике росписи даст детям почувствовать удовлетворение от своей работы, поднимет их самооценку и станет стимулом для дальнейшего творчества.

1. Организационно-подготовительный этап:

 Сообщение темы проекта, целевая установка, психологическая подготовка обучающихся к самостоятельной  проектной деятельности.

2. Основной этап:

  • Исследование. Подборка фото и видеоматериалов о различных росписях по дереву России, анализ изученных техник росписи, определение: что такое техника росписи, выбор технологии росписи: графическая или живописная (кистевая) с использованием альбомов по искусству, Интернет-ресурсов.

             Подготовлена первая часть проекта – исследование, на основе которого участники составляют пояснительную записку.

  • Создание собственной техники росписи.  В течение этих занятий дети пытаются создать собственную технику росписи на основе наиболее близких им, изученных техник русских традиционных росписей. Работа ведется на бумаге.

             На форматах А 4  представлены элементы росписи в графике и в цвете, композиционные схемы и варианты колористического строя с      

             окончательным выбором.

  • Творческая работа. В течение этих занятий выполняется эскиз росписи любого изделия в собственной технике росписи, созданной на предыдущем этапе работы на формате А 4, роспись изделия.

             Материалы исследования, элементы, композиционные схемы, колористический строй, эскизы, фотографии готового изделия

             оформляются в единый проект.

3. Заключительный этап:

Проводится итоговая (выпускная) отчетная выставка и защита итоговых работ по проекту. Выставка составлена из готовых, расписанных в ходе проекта изделий, выполненных по собственному эскизу в созданной технике росписи каждым из участников проекта.


4. ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Прогноз возможных рисков и способы их коррекции:

Существует возможность повторения учащимися уже известной росписи, что ставит под сомнение замысел проекта. Для того чтобы назвать технику росписи своей, недостаточно изменить только цвет элементов, необходимо продумать форму каждого элемента, технику соединения элементов между собой при составлении композиции. Для того чтобы это предотвратить, педагог направляет самостоятельную деятельность детей, проводит консультации и обсуждения в процессе работы.

Критерии оценки успешности проекта:

  • Защита проекта
  • Использование основ цветоведения, композиционного строя в декоративно-прикладном искусстве при создании собственной росписи
  • Соответствие между замыслом(эскизом) и реализацией (расписанным изделием) задуманного

МЕТОДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ И КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

В диагностике выделяются 3 уровня обученности, способности к усвоению программного материала:

  • Высокий;
  • Средний;
  • Низкий.

Критерии оценки

Высокий

Средний

Низкий

1. Начальный уровень умений и навыков

Тщательное, аккуратное выполнение работы, орнаментальные разнообразные композиции

Выполнение работы на хорошем уровне, малооригинальные композиции

Некачественное выполнение работы, отсутствие фантазии

2. Обученность 

  • Основы декоративной композиции

  • Практические умения и навыки

Хорошее владение теоретическими знаниями, стремление к самообразованию, самосовершенствованию

Тщательное выполнение работы

Достаточное владение теоретическими знаниями

Выполнение работы на хорошем уровне

Слабое владение теоретическими знаниями

Некачественное выполнение работы

  1. Обучаемость 

На 2 ступени обучения используются методики:

  • Гибкость

Творческого мышления (тест)

  • Оригинальность

Творческого мышления (тест)

На 3 ступени обучения применяется тест Торренса

18 и более баллов

4-6 баллов

11-17 баллов

2-3 балла

1-10 баллов

2 и менее баллов

Результативность определяется по схеме:

  1. Определяется уровень по всем вышеперечисленным критериям.
  • Высокий уровень соответствует 10 баллам
  • Средний уровень – 7 баллам
  • Низкий уровень – 3 баллам
  1. Определяется средний балл путем сложения баллов по всем критериям и деления на количество критериев.

Соответствие среднего балла уровням:

  • Низкий – от 3 до 4
  • Средний – от 5 до 7
  • Высокий – от 8 до 10

Методы отслеживания и контроля результатов:

  •  Наблюдение
  •  Опрос
  •  Анализ работ обучающихся
  •  Тестирование
  •  Анкетирование
  •  Диагностическая беседа
  •  Выставка
  •  Защита проектов
  •  Сравнительный анализ группы

5.  РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Данный проект является заключительным разделом в дополнительной образовательной программе «Тарарушки» и выполнялся самостоятельно группой обучающихся, заканчивающих обучение по основному курсу. В этом проекте дети проявили полностью свою индивидуальность в решении художественной задачи, поставленной перед ними, и смогли создать собственную технику росписи. На защите дети продемонстрировали не только свои проектные работы, но и готовое изделие, расписанное в собственной технике росписи. Выставка оказалась интересной не только обучающимся и их родителям, но и ученикам и учителям школы, где она проводилась. На выставке была выбрана работа, которая получила приз зрительских симпатий – посетители выставки голосовали за понравившуюся работу.

В ходе этого проекта выявились особо одаренные дети, работы которых выполнены на высоком уровне и которые продолжат обучение по индивидуальным маршрутам.

Конечно, данный проект это лишь первая ступень к собственному мастерству. Он дает возможность детям почувствовать потребность использовать наследие народного искусства в своей жизни, радоваться красоте и гармонии народного искусства, создавать эту красоту своими руками.


     
Ссылка на опрос по проекту:   https://docs.google.com/forms/d/11BFqgvIEvwSTjwnDXkVTgM2Tdj9gY-0VoXcD5OUSe4I/edit

Ссылка на фотоальбом по проекту:   https://plus.google.com/photos/106142336495826407314/albums/6021915710765773601


6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аверина В.И. Городецкая резьба и роспись по дереву. Горький, 1957.
  2. Алексахин Н. Матрешка. М., «Народное образование». 1998.
  3. Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву. М., 1970.
  4. Ван де Вильде А. Одушевление материала как принцип красоты. ДИ СССР, 1965, № 2.
  5. Величко Н. Русская роспись. М., АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
  6. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. М., 2000.
  7. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

СПб., «Детство-Пресс», 1998.

  1. Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. О восприятии элементарных ритмических композиций на плоскости. Техническая эстетика, 1969, № 8.
  2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М., Владос, 2008.
  3. Народное искусство. Художественные промыслы СССР. М., 1987.
  4. Народное творчество. № 1,2,3, 1999.
  5. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983.
  6. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено  и как функционирует произведение искусства. М., 1978.
  7. Свешников А.В. Композиционное мышление. М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер - класса по программе "Художественная роспись" для обучающихся 7-10 лет "Роспись браслета в технике " Хохломская роспись"

Конспект мастер - класса содержит технологическую карту поэтапного выполнения элементов росписи для детей без специальных наыков  . Предполагается обучение детей  простым элементам  Хох...

Мастер-класс. Роспись по ткани. Декорирование в технике двойного мазка. Тагильская роспись

Тема мастер-класса "Роспись по ткани. Декорирование в технике двойного мазка. Тагильская роспись" рассчитана для обучающихся 7 класса, входит в раздел "Декоративно-прикладное искусство". Урок усвоения...

Мастер- класс на тему; " Петриковская роспись ". Сувенир. Роспись по дереву.

Мастер- класс на тему; " Петриковская роспись "Сувенир. Роспись по дереву....

Презентация работ учащихся творческого объединения «Художественная роспись», освоивших дополнительную образовательную программу «Художественная роспись»

Презентация работ учащихся творческого объединения «Художественная роспись», освоившие дополнительную образовательную программу «Художественная роспись», автор программы и руководитель творческих раб...

Конспект занятия "Роспись кухонной утвари. Петриковская роспись"

Знакомство учащихся с петриковской росписью....

Презентация "Роспись кухонной утвари. Петриковская роспись"

Презентация к занятию "Роспись кухонной утвари"...

Занятие-путешествие "Роспись по дереву. Урало - сибирская роспись"

Занятие-путешествие "Роспись по дереву. Урало - сибирская роспись"...