Статья ОДОД "РИТМ"
статья на тему

Васильева Ирина Александровна

Посвещена психолого-педагогическому сопровождению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  общеобразовательное учреждение лицей № 378

Кировского района

Васильева Ирина Александровна, методист ОДОД

          Отделение дополнительного образования « Ритм»

В рамках семинара «Психо-аналитическая психология как ресурс самоопределения личности ученика.». Использование опыта в системе ОДОД.

               

                                                                               Только вперед !

                                                         Не останавливаться на достигнутом !

                                                         Быть в  «Ритме !»

                                                         В ритме школьной жизни!

                                                         Уверенно войти в ритм взрослой профессиональной жизни!

                                                         Адаптироваться к ритму современной жизни!

  Отделение дополнительного образования «Ритм» работает как структурное подразделение лицея № 378 уже два года. Одним из ключевых направлений деятельности отделения является выявление, раскрытие и максимальная реализация способностей наших воспитанников. Многолетнее наблюдение за нашими старшеклассниками выявило следующую проблему, обеспокоившую нас: в выпускных классах лишь немногие из них твердо знали, какую профессию или хотя бы направление выберут. Среди причин этого явления можно выделить следующие: загруженность родителей; утрата семейной преемственности; недостаточно высокий уровень профориентации; общая духовная атмосфера, когда ребенок подчас ничего не знает о многих профессиях; отсутствие должного внимания в СМИ, где популяризуются возможные профессии «очень однобоко». Все это приводит к тому, что в последние годы обучения старшеклассники мечутся, не зная, куда пойти учиться дальше, беспокоятся родители, тревожатся учителя. Восстановить цепочку семья – школа - осознанный выбор профессии - успех в профессиональной и личной жизни одна из приоритетных для российского образования и нашего государства в целом. «Основой адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности личности, которая опирается на индивидуально-психологические особенности, систему потенциалов личности. Процесс профессионального самоопределения проходит ряд этапов: I этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли. II этап – подростковые фантазии, когда отрок видит себя в мечтах представителем привлекательной для него профессии. III этап – предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка, далее с точки зрения его способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей. Важнейшими предпосылками успешного профессионального самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляция личности».  

  Роль системы дополнительного образования в решении этой задачи невозможно переоценить. Именно в рамках ОДОД у учащихся появляется возможность для расширения диапазона своих индивидуальных особенностей, интересов, способностей, формируется умение ориентироваться в мире профессий. В ОДОДе «Ритм» мы решаем  эту проблему по трем направлениям:

  1. Выявление способностей;
  2. Развитие творческого потенциала;
  3. Формирование осознанного выбора деятельности.

   При движении к главной цели - реализации себя в профессиональной и личной жизни, ребенок может попробовать себя в различных сферах – в спортивной, театральной, художественной, научной, и эту возможность он получает в нашем отделении.

  В ОДОДе «Ритм» реализуются 24 образовательные программы, действующие в четырех направленностях:

  1. Социально- педагогической;
  2. Научно- технической;
  3. Физкультурно- спортивной;
  4. Художественно- эстетической.

  В каждом из этих направлений ребятам предоставляется возможность знакомства с различными профессиями. В кружке «Основы журналистики» учащиеся овладевают основами этой увлекательной и популярной деятельности. Каждый месяц выпускается очередной номер, а сколько перед ним предварительной и интересной работы: ребята сами выбирают темы для освещения, берут интервью, ищут информацию, делают верстку. В объединениях «С чего начинается Родина» и «Я – гражданин России» воспитанники изучают историю нашего города, государства, отношений с другими странами. В ходе занятий они могут попробовать себя в роли историков, экскурсоводов, социологов, политологов. Неизменной популярностью пользуется театральная студия «Сценическое мастерство». В ходе подготовки и проведения спектаклей, учащиеся не только знакомятся с профессией, но и учатся публичным выступлениям, приобретают уверенность в себе, инициативность. Интересна для наших воспитанников работа кружка «Дети. Дорога. Жизнь». На занятиях в игровой форме они знакомятся с жизненно важными для каждого понятиями – как быть грамотным  участником дорожного движения, как со стороны пешехода, так и со стороны водителя. Принимают активное участие в районном движении этого направления, проводят занимательные игры и выступления для учащихся младшей школы. ОДОД «Ритм» является структурным подразделением лицея технической направленности и поэтому особое место занимает у нас научно – технический сектор: ребята овладевают основами компьютерных технологий, знакомятся с конструированием, моделированием, автоматикой, учатся изготовлению музыкальных инструментов. Традиционно широко представлены объединения физкультурно-спортивной и художественно-эстетической направленностей. В кружках «Спортивные игры», «Баскетбол», «Ритмика с основами бальных танцев», «Веселые нотки», «Графика. Волшебная линия», «Хозяюшка» и др. можно не только развить физические и эстетические способности, но и приобрести знания о сопутствующих им профессиях. С каждым годом все больше учащихся выбирают кружок «Психология. В мире игры общаемся и развиваемся». Ребята учатся искусству общения, регулированию отношений с другими, и одновременно узнают об этой очень востребованной сейчас профессии. Занимаясь в нашем отделении, воспитанники получают возможность проявить себя в разновозрастных коллективах, развить свои способности, адаптироваться в современном мире, трудится в интересном для себя направлении. А ведь «..в труде растет душа, и человек становится мастером своего дела!» (К.Д.Ушинский)

  Одним из основополагающих принципов работы нашего отделения является добровольность – ребенок сам решает, в каком кружке ему заниматься. Это особенно важно – выработать одно из самых важных и трудных умений – делать выбор. Это умение обязательно пригодится в дальнейшей жизни, и формировать его нужно как можно раньше. Учась в основной школе, ребенок не всегда свободен в принятии таких решений, и именно система ОДОД предоставляет ему такую возможность. Чтобы помочь ему сделать выбор, в ОДОДе « Ритм» разработана специальная программа по привлечению воспитанников. Прежде всего, нужно добиться, чтобы ребенок вообще пришел в наше Отделение Дополнительного образования. Здесь мы должны выдержать конкуренцию со стороны ДДЮТ, ОДОДов других образовательных учреждений нашего района. Но самым сложным, на наш взгляд, является проблема переориентировать ребят от сомнительных дворовых компаний, а также от телевизоров и компьютеров, предложив им взамен живое общение в атмосфере творчества. Проведя специальный анализ мотивации наших  воспитанников, мы выделили следующие аспекты нашей деятельности:

  1. Предварительная реклама;
  2. Работа с родителями;
  3. Работа с классными руководителями;
  4. Тесное сотрудничество с социальным педагогом и психологом лицея;
  5. Участие воспитанников в конкурсном движении района и города;
  6. Взаимодействие с общественными учреждениями;
  7. Работа с педагогами ОДОДа.

  Ключевое значение при этом имеет психолого-педагогическое сопровождение. Социальный педагог и психолог привлечены ко всем этапам работы ОДОД, но особенно важным является их помощь на предварительном этапе. Психолог проводит регулярные консультации с детьми и их родителями по выявлению способностей учащихся, с обязательным учетом их потребностей. На основании этого даются рекомендации классным руководителям и руководителям объединений дополнительного образования о привлечении тех или иных воспитанников. На этом этапе подключается социальный педагог: ведя работу по сопровождению ребят «группы риска», а также отслеживая учеников, которым сложно подчас проявить себя в рамках учебного процесса лицея, он рекомендует им занятия в системе ОДОДа. Учитывая весь комплекс этих рекомендаций, для каждого воспитанника вырабатывается свой индивидуальный образовательный маршрут. Мы стараемся создать атмосферу сотрудничества, здоровой конкуренции и, самое главное, комфорта и заряженности на успех для каждого, и поэтому особенно приятно, что часто именно эти дети проявляют себя в работе кружка с совершенно неожиданной стороны, становятся лидерами. Попав в атмосферу творческого соревнования, они находят применение своим способностям и достигают впечатляющих результатов. Таков ученик нашего лицея Фаломеев Андрей, тихий и незаметный мальчик  в школьной среде, средне учась на уроках, под руководством педагога Б.А.Васильева- руководителя объединения «Приборостроение. Автоматика. Электроника.» в 2010 году занял III место в городском конкурсе «От идеи до воплощения». И таких примеров можно найти в каждом объединении. Шумные, неугомонные дети, имеющие проблемы с дисциплиной в основной школе, в ОДОДе находят применение своей энергии и инициативе.

  Говоря о воспитанниках, сумевших проявить себя в системе ОДОД, не стоит забывать и о тех, кто и в жизни лицея являются лидерами. Работа с одаренными детьми – один из приоритетов деятельности ОДОД. Рамки работы отделения дают таким детям реальную возможность попробовать свои силы  на разных уровнях не только лицея, района и города. Наше отделение активно сотрудничает со многими общественными учреждениями. Среди них – Центр спортивно-технического творчества, Детский экологический центр, Дворец детского и юношеского творчества Кировского района, спортивным комплексом «Спарта» и общественной приемной «Ульянка». В ходе такого сотрудничества ребятам предоставляется возможность общаться с людьми разных возрастов, представителями различных профессий, учреждений, организаций. В результате наши воспитанники добиваются побед в различных конкурсах. В 2010 году Митрофанов А. и Кротов С. заняли II место во всероссийском конкурсе «Будущее России – в высоких технологиях». Воспитанники кружка «С чего начинается Родина» заняли I место в районном конкурсе – фестивале «Я - гражданин России». В 2011 году наши воспитанники впервые прияли участие в районном конкурсе «Творческая семья». Участники объединения «Ритмика с элементами бальных танцев» были первыми в номинации «Национальный танец». Хореографическая студия «Маленькая страна» за победу в конкурсе Педагогических достижений была удостоена права выступить на гала-концерте Аничкова Дворца. Каждый год побеждают в различных районных и городских конкурсах воспитанники кружка «Графика. Волшебная линия». Несмотря на то, что ОДОДу «Ритм» всего два года, все объединения принимают участие в конкурсном движении. «Что ждет нас в будущем? Нас ждет то, что мы сделаем сами» - писал академик Д.С.Лихачев. Очень важно, что участие и победы в конкурсном движении формируют и закрепляют у наших воспитанников уверенность в своих силах, желание добиться новых успехов – качеств, необходимых в дальнейшей жизни. Также при этом происходит знакомство с новыми для них видами деятельности, что расширяет спектр будущего профессионального выбора.

  Несмотря на возраст, есть у нашего отделения и свои, уже сложившиеся традиции. Одни из них были тщательно продуманы и разработаны, другие возникли стихийно. В конце каждого учебного года мы уже традиционно проводим итоговый концерт, в котором принимают участие все объединения ОДОДа «Ритм». На концерт приглашаются наши воспитанники, их родители и все желающие учащиеся лицея. Перед концертом показывается презентация деятельности ОДОД за текущий период, а также выставка работ наших воспитанников различных объединений, фотовыставка. Традиционными стали также общие родительские собрания, где происходит живая связь родителей и педагогов, что необходимо для успешной работы объединения. Для наших педагогов девизом являются слова В.Сухомлинского: «Учитель является для детей путевым огоньком, искрой, от которой в сердцах детей разгорается пламя любви к науке, стремление к знанию, к развитию личных способностей и талантов». К открытию отделения нашими учителями были написаны и утверждены 16 образовательных программ, а уже через год еще 10. Это говорит о том, что наши педагоги развиваются и растут одновременно с нашими воспитанниками и не собираются останавливаться на достигнутом. Многие именно в работе ОДОДа увидели для себя новые творческие горизонты. 87% наших педагогов прошли курсы по повышению квалификации. 70% имеют высшую и первую квалификационную категорию. Каждый год мы принимаем участие и в личных профессиональных конкурсах. В 2010 году педагог Пантелеева В.В. приняла участие в конкурсе « Лучшее внеклассное мероприятие», в рамках которого представляла открытое занятие по теме «Путешествие в мир профессии». Залог нашего успеха  в том, что с нами работают творческие, неравнодушные, инициативные люди, пришедшие к нам с целью, которую очень точно выразил Д.А.Медведев в ежегодном послании президента 30.11.2010. «Наша цель – чтобы из успешного будущего наших детей сложилось успешное будущее России».

   

Литература

Склярова Т.В. – «Психология юности»

Методист ОДОДа «Ритм» Васильева И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....