Технология модульного обучения на уроках математики.
материал на тему
Суть модульной технологии заключается в том, чтобы учитть детей самостоятельно учиться. Данный метод обеспечивает возможность выбора обучаемым пути движения внутри модуля. Учитель освобождаается от чисто информационных функций, передает модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функцями самоуправления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_modulnogo_obuchenya_na_urokakh_matematiki.zip | 128.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология модульного обучения на уроках математике.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо поменять работу ученика и учителя в учебном процессе, т.е. ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Для решения этой задачи требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Такой технологией является модульное обучение.
Прежде чем дать определение модульной технологии хочу сказать, что вообще понимается под педагогической технологией. Если обращаться к истокам понятия “технология”, то оно происходит из двух греческих слов - искусство, мастерство и слово, учение. Таким образом, технологию можно определить как осознанное практическое искусство, осознанное мастерство. С одной стороны, технология указывает на конкретные способы и средства осуществления профессиональной деятельности, а с другой стороны на результаты. Степень достижения с помощью указанных средств и действий характеризует мастерство педагога. Помимо этого, технология содержит в себе теоретическое обоснование предлагаемых средств и действий, их непротиворечивость друг с другом и указанным результатом.
В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
- Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
- Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
- Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
- Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
- Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
Перейдем непосредственно к модульной технологии, суть которой заключается в том, чтобы учить детей самостоятельно учиться. Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность модульного обучения, которое характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности.
Данный метод обеспечивает возможность выбора обучаемым пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, передает модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления.
Модульные программы и модули строятся с целевым назначением информационного материала, с сочетанием комплексных, интегративных и частных дидактических целей, при полноте учебного материала, относительной самостоятельности элементов в модуле, с реализацией обратной связи, при оптимальной передаче информации и методического обеспечения.
Критерии содержания модулей предполагают диагностичность целей, адекватность учебного материала целям, организацию познавательной системы деятельности и перспективное использование ее результатов. Модульная организация учебно-воспитательного процесса, ориентируясь на развитие ребенка, предполагает в начале каждого цикла деятельности обязательность мотивационного этапа. Взаимосвязанные, они обеспечивают переход от знаний к умениям. Многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности проблем, разрешение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков.
Средство модульного обучения — модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа.
В модуль входят:
1) план действий с указанием конкретных целей;
2) банк информации;
3) методическое руководство по достижению указанных целей.
Чтобы составить план действий, нужно:
1) выделить основные научные идеи предмета на данном этапе его изучения;
2) объединить учебное содержание в определенные блоки;
3) сформулировать комплексную дидактическую цель (общую цель обучения);
4) выделить из комплексной дидактической цели интегрирующие дидактические цели и сформировать модуль;
5) разделить каждую интегрирующую дидактическую цель на частные дидактические цели и выделить в модуле учебные элементы.
Банк информации - это учебное содержание. Оно выстраивается в соответствии с дидактическими целями и должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал.
Методическое руководство по усвоению учебного содержания - это письменные советы учителя ученику: как лучше выполнить задание, где найти нужный материал, как выполнить проверку и т.д.
При составлении модуля используют следующие правила:
1) В начале модуля проводят входной контроль умений учащихся, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. При необходимости проводится коррекция знаний путем дополнительного объяснения.
2) Обязательно осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Чаще всего это взаимоконтроль, сверка с образцами и т.п. Его цель - выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их.
3) После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Его цель - выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой.
Модуль может быть оформлен в виде следующей таблицы:
Номер учебного элемента, время | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного содержания |
|
|
|
Структура модульного урока
Сущность модульного обучения состоит в том, что обучаемый самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии могут быть:
~ гарантированность достижения результатов обучения;
~ паритетные отношения учителя и учеников;
~ возможность работы обучаемых в парах, в группах;
~ возможность общения с товарищами;
~ возможность выбора уровня обучения;
~ возможность работы в индивидуальном темпе;
~ раннее предъявление конечных результатов обучения;
~ "мягкий" контроль в процессе освоения учебного содержания.
Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен занимать не менее двух академических часов, так как на подобном занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащихся по изучаемой теме, дать новую информацию и отработать учебный материал.
Модульные уроки имеют свои особенности. Одна из них заключается в том, что каждый такой урок целесообразно начинать с процедуры мотивации — это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста самопроверкой, небольшого математического диктанта и т.п.
Модульные занятия отличаются от обычного урока тем, что они строятся в логике процесса усвоения знаний и представляют собой полный цикл познания, совпадающий по своей структуре с циклом учебной деятельности — описание, объяснение, проектирование (обычные же уроки строятся в такой логике: проверка домашнего задания, изучение нового материала, его закрепление, задание на дом).
Начинается модульное занятие с целеполагания. Следующий этап в модульном занятии — мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность. Это различного рода интеллектуальные разминки, математические диктанты, небольшие тесты. Далее идет информационный блок: содержание в виде рассказа учителя, лекции, фильма, сообщений учащихся, чтения учебника или комбинаций этих компонентов. Далее — отработка материала: практические работы, решение учебных задач, проблем, ответы на вопросы, выполнение заданий, игры, конференции и др. На этом этапе используются "мягкие" формы контроля — само- и взаимоконтроль. Заканчивается модульное занятие экспертным контролем (контроль преподавателя), коррекцией знаний и умений с постоянной рефлексией относительно целей учебной деятельности. Экспертный контроль - это обычная проверочная работа, зачет, устный опрос или итоговый тест. Особенность коррекции в модульном обучении заключается в том, что она проводится сразу же после контроля, на том лее уроке, а не на следующем, как при традиционном обучении.
На каждом модульном занятии как обязательный элемент проводится рефлексия (оценка себя, своей деятельности). В конце каждого урока ученики возвращаются к целям занятия и оценивают степень их достижения и свою работу на уроке. Обратите внимание — свою работу.
В ходе модульного занятия определяется исходный уровень знаний и умений учащихся, затем они получают информацию по изучаемой теме, отрабатывают учебный материал, в конце урока проводятся контроль и коррекция знаний и умений. Поэтому, модульные занятия по времени проводятся не менее чем за пару.
На модульных уроках учащиеся могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава. Форма посадки свободная, каждый из них имеет право выбора: один он будет работать или с кем-либо из товарищей.
Роль преподавателя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников.
Модульный подход имеет массу преимуществ по сравнению с традиционным учебным процессом как для учащихся, так и для учителей
Преимущества для учеников:
- учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля;
- учащиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;
- учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на учителе.
Преимущества для учителей:
- учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся;
- учитель своевременно идентифицирует проблемы в обучении;
- учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании всевозможной помощи учащимся.
Основные трудности для учащихся:
- ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;
- ученики должны выполнять большой объем самостоятельной работы;
- ученики сами несут ответственность за свое обучение.
Основные трудности для учителей:
- учителям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей;
- учителю необходимо изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика.
Алгоритм составления модуля
- Определение места модульного урока в теме.
- Формулировка темы урока.
- Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
- Подбор необходимого фактического материала.
- Отбор методов и форм преподавания и контроля.
- Определение способов учебной деятельности учащихся.
- Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них.
- УЭ-0 – определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.
- УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме: задания по овладению новым материалом и т.д.
- УЭ-n (где n – номер следующего учебного элемента) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятий(оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным), рефлексию.
- Составление модуля данного урока.
- Подготовка необходимого количества копий текста урока.
Для успешной работы учащихся с модулем учебное содержание должны быть представлено таким образом, чтобы ученики его эффективно усваивали. Желательно, чтобы учитель через модуль как бы беседовал с учащимися, вызывал каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех.
Памятка ученику для работы по модулю
Готовность ученика к работе на уроке по модульной программе определяется:
- умением слушать, логически мыслить, делать выводы;
- самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой.
1. Помни, что работу с учебным элементом (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь ее в виду во время работы над УЭ и возвращаться к ней в конце каждого УЭ.
2. У тебя есть право на получение консультации учителя. Используй это право!
3. Веди записи аккуратно, чтобы они помогли тебе в дальнейшей работе.
4. Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывайте об этом.
Контроль учителя осуществляется постоянно. Обязателен входной и выходной контроль в модуле второго порядка. Кроме того, осуществляется текущий контроль. Формы контроля могут быть самыми разными: тестирование, индивидуальное собеседование, контрольная или творческая работа и т.д.
В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости (листе контроля), на основании которой выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить высокий балл – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик четко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.
Лист контроля
Класс______ Фамилия Имя ___________________
Этапы работы | Количество заданий | Итого | ||||
УЭ - 1 | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | |
УЭ- 2 | ||||||
Итого |
Лист контроля учителя
Ф.И.учащихся | УЭ-1 | УЭ-2 | УЭ-3 | УЭ-4 |
ВЫВОД: используя модульную технологию, учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять деятельностью учеников. Модульная система обучения дает учителю профессиональный рост, а ученику возможность саморазвития, самореализации. В то же время эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика напряженного труда. Учащиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают все более высокую оценку своей деятельности.
Надеюсь, при новой педагогической технологии увидим ученика:
- умеющего познавать мир: исследовать, моделировать, прогнозировать;
- умеющего осознанно мыслить и действовать, жить по общим законам Мира;
- обладающего верой в свои силы и успех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология модульного обучения на уроках математики (презентация)
В краткой форме можно познакомиться с технологией модульного обучения, ее применением, ее достоинствми и недостатками....
Технологии модульного обучения на уроках математики в школе
Технологии модульного обучения на уроках математики в школе...
Тригонометрические уравнения. Показательные уравнения. Применение технологии модульного обучения на уроках математики
Вариативность учебных школьных планов, альтернативные учебники и программы по математике, достижение максимальных результатов при ограниченном учебном времени на изучение большого объёма учебного мате...
Формирование ключевых компетенций с применением технологии модульного обучения на уроках математики
Статья о применении современных технологий, в частности технологии модульного обучения, на уроках математики....
Реферат на тему: «Технология модульного обучения на уроках математики»
Реферат на тему: «Технология модульного обучения на уроках математики»Оглавление 1.Актуальность темы.2-42.Основная часть: 2.1.Психолого – педагогическое ...
Технологии модульного обучения на уроках математики
Описание технологии модульного обучения...
Технология модульного обучения на уроках математики
ull;Модульная технология – сочетание целей, принципов, способов проектирования, конструирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений....