МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДДТ в условиях интеграции дошкольного, общего и дополнительного образования детей
материал на тему

Боброва Надежда Леонидовна

В условиях модернизации образования  возросли информационные потребности специалистов, что привело к необходимости принципиально новой организации работы методической службы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_deyatelnost_ddt.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДДТ

в условиях интеграции дошкольного, общего и ДОД

Цель: создание эффективной системы научно-методической работы, способной развивать профессиональную компетентность и совершенствовать мастерство  педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности через обновление содержания методической деятельности (в т.ч. средствами сетевого взаимодействия и участия в сетевом инновационном проекте кафедры НМСИПП КИПК и ПРО «Современное УДОД»). В условиях модернизации образования  возросли информационные потребности специалистов, что привело к необходимости принципиально новой организации работы методической службы. В связи  с этим на базе методического совета  ДДТ планируется создать Научно - методический  совет. 

Конечная цель

Обеспечение высокого качества дополнительных образовательных услуг, готовности педагогов к работе с учетом требований современного общества и вариативности дополнительных образовательных услуг,  готовности педагогов к работе с учетом требований современного общества и уникальности образовательного учреждения.

Система методической работы ДДТ

        В структуре методической работы выделяются методические семинары, методические объединения, школа молодого педагога (ШМП), постоянно действующий практический  семинар, творческие группы педагогов и т.д.

Тактической стороной методической деятельности руководит Методический совет учреждения. В его составе – опытные педагоги, методисты, руководители ВТГ.

Эффективной формой методической работы является «постоянно- действующий методический семинар». В 2009-2010 учебном году его темой была -  «Повышение профессиональной компетентности   педагога дополнительного образования  на основе ИКТ». Занятия проходили в форме лекций, практикумов, самодиагностики с последующим созданием собственного цифрового образовательного ресурса (ЦОР) и сайта ДДТ. В новом учебном году темой семинара по результатам диагностики затруднений ПДО была выбрана тема «Использование методов компетентностного обучения в дополнительном образовании детей».

        Приоритетным направлением методической работы в ДДТ как учреждения, работающего на базе ОУ района,  является индивидуальная работа с педагогом. Она осуществляется на основе диагностики,   позволяющей определить интересы, потребности педагога, затруднения, испытываемые в педагогической деятельности. Консультирование и информационное обеспечение деятельности педагогов осуществляется в значительной степени по электронной почте, через дистанционное обучение

(внедрение информационных технологий в образовательный процесс).

        Одним из связующих звеньев творческой работы педагогов является работа над единой  методической темой - «Интеграция дошкольного, основного и  дополнительного образования в условиях перехода на новый государственный образовательный стандарт»

                Целью виртуальной «Педагогической гостиной» и Школы молодого педагога является совершенствование профессионального мастерства педагогов, мотивация их к непрерывному самообразованию и совершенствованию, раскрытие потенциальных возможностей и формирование на этой основе индивидуального стиля педагогической деятельности. Взаимодействие и здесь происходит дистанционно, отрабатывается модель сетевого взаимодействия.

Методической службой ведется большая работа по формированию накопительных фондов методической продукции. Наши педагоги являются постоянными участниками семинаров и конференций различного уровня, выступают с результатами исследований и теоретическими докладами. Традицией стало проведение в учреждении конкурса методической продукции.

Активному участию педагогов в различных методических мероприятиях способствует разработанная в учреждении  система мотивации и стимулирования с четко обозначенными критериями, среди которых первостепенное значение имеет инновационный характер деятельности. 

          Успешность методической работы не существует сама по себе, она является основой успешности всего учебно-воспитательного процесса. Если УДО обеспечивает эффективный педагогический процесс, привлекательный для педагогов, детей и родителей и достигает поставленных целей, это и является неопровержимым подтверждением успешности методической работы.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ УДОД

  • Новые ДОП (интегрированные, с возможностью социальных проб, межпредметные и метапредметные). Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда принципов:
  • ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности; формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
  • обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые  недостаточно представлены в основном образовании;
  • развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
  • обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента; реализация единства образовательного процесса.

ДОП нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа, т.е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного общеобразовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов.

  • Изучение запросов социума

Условия развития системы дополнительного образования детей в ОУ

Развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, психологического характера.

Организационные условия состоят, прежде всего, в том, чтобы развитие системы дополнительного образования детей соответствовало условному третьему и четвертому уровню, т.е. созданию самостоятельной структуры развития дополнительного образования детей. Для этого, прежде всего, мы анализируем  социокультурную ситуацию, в которой работает данное учреждение, выясняем интересы и потребности детей и их родителей в дополнительном образовании. Важно также учесть особенности ОУ, его профиль, основные задачи, которые оно призвано решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности.

Инновационная деятельность ОУ района осуществляется и поддерживается также и за счет усиления блока дополнительного образования:

  • МОУ СОШ с. Бурмакино – инновационная деятельность по информатизации образовательной среды - работают 4 объединения научно-технической направленности, по формированию информационной компетентности школьников.
  • МОУ ООШ с. Полом – инновационная деятельность по формированию навыков ЗОЖ – на базе неполной средней школы работает 4 объединения физкультурно-спортивной направленности.
  • МОУ СОШ с. Селезениха – инновационная деятельность по социализации детей и подростков основана на опыте школьной бригады «Росток». Бригада была создана при реализации социального проекта Дома детского творчества «Школа предпринимательства – твое будущее». В этом учебном году в школе работают 4 новые объединения эколого-биологической и социально-педагогической направленностей.

Теперь появилась возможность выстроить целостное образовательное пространство (опыт МОУ СОШ с. Филиппово, Бурмакино, Студия раннего развития с дошкольниками МДОУ ст. Просница, МДОУ с. Пасегово и др.). Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

 Организуя объединения на базе какого-либо ОУ, мы стремимся к развитию такого числа и такой направленности творческих объединений, которые соответствовали бы достаточно широкому спектру интересов воспитанников разных возрастов. Конечно, не всегда возможно (и не всегда нужно) максимально учитывать их интересы, но необходимо искать такие варианты решения проблемы, которые помогут школьникам реализовывать свои потенциальные возможности и потребности в творческом развитии в системе дополнительного образования детей.

Мы регулярно организуем прохождение педагогами курсовой подготовки на базе ИПК на кафедре педагогики и психологии, проводим семинары силами приглашенных специалистов, в т.ч. на базе ОУ. (Галиева З.Ф., Булдакова Ю.П., Ходырева Е.А.).

Для нашей административной команды важно активизировать участие педагогов в различных профессиональных конкурсах (конкурсы педагогов дополнительного образования, авторских образовательных программ, воспитательных систем и др.). Кроме того, мы стимулируем включение педагогов в инновационную работу, написание статей для педагогических журналов, участия в Интернет – конкурсах и педагогических чтениях (Саитова Н.А., Бобров А.В., Михайленко О.П.).

Успех развития системы дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения во многом зависит от умения привлекать "свежие силы", новых людей, профессионально владеющих каким-либо интересным ремеслом и желает передать его секреты детям. Поэтому у нас большое количество специалистов, мастеров своего дела. Но без педагогического образования (Резвых В.В., Булдакова Н.П., Шубина Е.А.)

В Доме детского творчества разработана и активно работает система  морального и материального поощрения педагогов дополнительного образования за успешную работу, высокие достижения творческих коллективов, которыми они руководят. Об этих успехах должны знать все обучающиеся, учителя, родители и гордиться ими не меньше, чем успехами в учебе.

Программно-методические условия

Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного программно-методического обеспечения деятельности, как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения. Цели и задачи последних отражают общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы всего учреждения. Это весьма серьезная задача, решение которой рассчитано на несколько лет и ведется  под руководством наиболее квалифицированных педагогов дополнительного образования детей, методистов из головных УДОД, преподавателей ИПК.

Сущность и специфика ДОД в условиях ОУ

Дополнительное образование детей предполагает расширение воспитательного "поля" школы, детского сада, т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

С этим положением тесно связана еще одна отличительная черта системы дополнительного образования детей – компенсаторная, поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях массового ОУ, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Дополнительное образование детей создает "ситуацию успеха" (Выготский), помогает ребенку в изменении своего статуса. Опыт лучших школ показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как "троечника" или "трудного" (Саитов А.В., Бобров А.В.).

Особое значение для нашего учреждения имеет организация дополнительного образования детей для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Задача дополнительного образования – помочь подросткам сделать правильный выбор. Поэтому среди занятий по интересам сегодня все чаще можно встретить различные курсы практической направленности. Еще больший успех, особенно у старшеклассников, приобретают знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, делопроизводством и т.п.).

Успешность развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения во многом зависит от уровня его организованности. Всем известны четыре условных уровня.

Сегодня можно говорить, что в нашем районе многие школы и детские сады отошли от первого и находятся на втором уровне, когда приходит понимание важности дополнительного образования детей, но пока еще не накоплены резервы для перехода на третий и четвертый уровни развития. Наши базовые ОУ организуют работу блока ДОД на третьем уровне.

Взаимодействие педагогов общеобразовательного учреждения в обеспечении развития дополнительного образования детей

Заместитель директора по воспитательной работе. В его основные обязанности входит координация деятельности всех педагогов дополнительного образования, контроль выполнения ДОП, помощь в создании и реализации образовательных программ, содействие повышению профессионального мастерства педагогов. Не менее важна его деятельность, направленная на интеграцию основного и дополнительного образования детей, взаимодействие учителей-предметников и руководителей кружков, секций, объединений, на организацию совместной методической работы (создание педагогических мастерских, методических советов, дискуссионных клубов, семинаров и др.). Заместитель директора принимает активное участие в разработке концепции и программы развития общеобразовательного учреждения, в которую органично включается дополнительное образование детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель интеграции дошкольного, основного и дополнительного образования при реализации ФГОС в условиях сельской местности

модель дополнительного образования реализуется в нашем районе на основе договорных отношений с образовательными организациями,  когда  обучающиеся  учреждений  дошкольного и о...

Педагогический опыт работы по интеграции содержания, форм и методов общего и дополнительного образования детей на уроках истории и в музейной среде.

В связи с внедрением в систему образования компетентностного подхода у меня как преподавателя неизбежно возникает множество вопросов. В российской «Концепции модернизации российского образования до 20...

Выступление к педсовету: «Процессы интеграции общего и дополнительного образования детей»

В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляю­щая образовательного про­странства, сложившегося в современном российском обществе, как один из опред...

«Внеурочная деятельность как ресурс развития общего и дополнительного образования детей»

Презентация к районному семинару «Внеурочная деятельность как ресурс развития общего и дополнительного образования детей»...

Сценарий занятия с педагогами дополнительного образования Тема: “Интеграция общего и дополнительного образования детей”.

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, ...

Методический ринг. Интеграция общего и дополнительного образования детей

Сценарий методического ринга "Интеграция общего и дополнительного образования детей".Разработка будет интересна методистам, педагогам дополнительного образования детей....

Доклад на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ ЦЕНТРА «ТОЧКА РОСТА» МОУ УРЛУКСКАЯ СОШ

Интеграцию общего и дополнительного образования с полным основанием можно назвать «зоной ближайшего развития» всей школы....