Повесть-сказка В.П. Крапивина «Дети синего Фламинго»
статья (5 класс) по теме
Повесть-сказка В.П. Крапивина «Дети синего Фламинго» (размышления перед занятием)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kutnyakhova.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кутняхова Н.А.,
Учитель литературы МБДОУ СОШ № 2 г. Зверево, кандидат пед. наук
Повесть-сказка В.П. Крапивина «Дети синего Фламинго»
Волшебная повесть-сказка В.П. Крапивина «Дети синего Фламинго» экранизирована в 2010 году режиссером Анарио Мамедовым, создавшим «Легенду острова Двид» - детский приключенческий фильм. Незадолго до премьеры автор дал негативную оценку фильму, отметив, что фильм излишне современен, сюжет низведен «до простенькой сказочки, лишенной всякого психологизма» и содержит ряд «несообразностей и нестыковок». Персонажи фильма агрессивны и легкомысленны, что, по мнению писателя, исказило основную идею повести: «преданность друзьям, любовь к родителям, верность родному дому помогают преодолеть суровые испытания».[1]
В повести-сказке В.П. Крапивина нет полутонов, все цвета – яркие, насыщенные, чаще всего – монохромные. Доминируют три цвета: синий, желтый, серый и их редкие комбинации.
Все «синее» в сказке связано, в первую очередь, с красотой природы и души человека: синее (реже – голубое) небо острова Двид: «синева неба», «за сухими метелками вдруг заблестела синяя вода», «синело небо», «темно-синее небо», «синий круг утреннего неба», «холмы… становились вдали синими», «несколько дней я не мог привыкнуть к высоте, простору и громадной синеве», «ярко-синие», лучащиеся теплом и добротой, глаза Дуга. Магия синего цвета – в таинственном тумане, вдыхать который не могут взрослые, в цвете птиц, невидимых в солнечных лучах, в цвете скромных цветков, растущих на развалинах бастионов, в отряде мальчишек («синий десант»), способном сломать вековые традиции «равновесия порядка». Синий цвет часто появляется там, где окружающий мир – спокоен, безмятежен, где нет места лжи, предательству, беде.
В синий цвет вкладывает автор собственное понимание справедливости и искренности. Ответив на вопрос, в каких эпизодах, в описании каких героев сказки появляется глубокий синий цвет, подготовим юного читателя к ответу на важные вопросы:
- Почему названа книга «Дети синего фламинго»?
- О ком идет речь?
- Почему именно синий цвет становится ключевым, самым важным?
Синий цвет, сочетающийся с желтым, показывает грань между двумя мирами: островом Двид и миром, родным Женьке Ушакову и Юльке Гаранину. Все то, что связано с границей между мирами – имеет половинчатую окраску: мяч, который попадается на Женькином пути в тот момент, когда пространство родного дома готово уступить место сказке Двида: «Я почти дошел до тропинки и вдруг увидел в траве желтый полумесяц. Не такой яркий, как луна, однако заметный. Кто-то забыл здесь большой мяч – наполовину синий, наполовину – желтый. Синий бок сливался с травой, а желтый светился, как серп какой-то полуосвещенной планеты. Она заблудилась в здешнем травяном космосе».
Роль желто-синего мяча – знака предостережения гораздо шире, если его рассматривать как мотив невольного взросления главного героя, как знак грядущих перемен:
…А солнце плещется в реке,
И горн, трубя, зовёт на бой,
И деревянный меч в руке —
Или гитара за спиной:
Вы на мечи сменили мячики,
Вы гордо выступили в бой [2]
Такая же половинчатая, синяя с большим желтым лаковым клювом, птица – знак того, что границы миров – не стерты, что у героев есть надежда вернуться домой. Граница между мирами едва уловима: два часа пути разделяют остров и реальность мальчишек-рыцарей.
Сине-желтый – это цвет форменной одежды мальчишек острова: «через дорогу шагал припрыжку мальчик с большой сумкой. Веселый такой парнишка, немного веснушчатый… В синей курточке с широким белым воротником (как у матроски, но без полосок), в смешных желтых штанах до колен…», среди мальчишек в такой форме время от времени появляется «кошмарная книга про трех головорезов, даже про четырех…» (мушкетеры А. Дюма), просыпается желание «играть как вздумается» и верить в легенду о юном рыцаре – победителе Ящера. Возможно, именно такие нарушители спокойствия в составе Синего десанта и взорвут в яростной атаке «равновесие порядка».
Пограничные тона сине-желтого продолжает видеоряд «сине-серого», связанного с Ящером, чудовищем, созданным защищать, но приспособленным хитрым Правителем для устрашения своего народа: «синевато-серый стальной остров» вместил в себя основные цвета острова – синий (цвет неба, беспризорных мальчишек, Ученого) и серый (цвет неба в городе, цвет форменной одежды слуг ящера, прокурора, горожан, цвет военного мундира Правителя).
На острове много красок: белые тропинки, синее небо, темные и белые розы, желтые цветы-шарики вьюнков, зеленые склоны, высокие белые дома, арки «белые-белые и сияли среди зелени на синем небе», цветные колоннады, но серый и коричневый цвета – достояние города. Серость накапливается в «грязном белом», в комбинезонах «из дымчатого плюша» слуг Ящера, в скрипучих ступенях «грязно-розовой» колесницы справедливости, в серых лентах, которыми провинившегося школьника привязывают перед наказанием к колеснице, в коричневых до пят балахонах пронумерованных воспитателей: «вот такая страна. Остров Ящера…».
Ребенок острее чувствует и внешнюю, и внутреннюю несправедливость окружающего мира, он интуитивно противится взрослому, подчас жестокому или равнодушному, «равновесию порядка» острова. Мир, в котором нет радости, смеха, дружбы, любви, искренности, справедливости, необходимо менять, вступая «в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил»[3], противостоя тем, «кто велят»[4].
Противостоять неотвратимой силе колесницы (место для наказания провинившихся школьников) могут в повести только две вещи, абсолютно обычные в мире Женькиной реальности и наполненные живительной силой сказки в мире острова, - ключ, висящий на веревочке, на звук которого, если в него дунуть, прилетает Птица, и кинжал – выструганная дощечка, становящаяся не просто мощным оружием, но даже, в некотором смысле, артефактом, способным открыть ящичек с панелью управления спрутом.
Мотив оружия-оберега, сделанного руками друга, оружия, приобретающего в нужный момент необыкновенные способности, - традиционен для волшебных сказок, в которых герой выступает на стороне добра. «Мы всегда играли честно»,- говорит Женька, однако в стране, где он «маленький и слабый», свои законы. И ключ, и кинжал становятся волшебными вещами-помощниками главного героя, выручают его из беды. Женька бережет эти вещи, принесенные им «с той стороны»: «…взял из-под подушки свой ключ на шнурке (а то потеряется здесь) и деревянный кинжал – на счастье»). «Фламинго взмыли со страниц раскрытой книги и заполнили домик шелестом перьев и голосом Дороги. Мне было тогда лет девять, и я не поняла, что синие птицы что-то навсегда изменили в моей жизни. Зато я точно знала: если сказочный фламинго унесет меня туда, где борются со злом отважные мальчишки, я стану с ними локоть к локтю и не отступлю – папа сделал мне деревянную шпагу»[5] (из отзыва читателя).
Мотив «оборотничества», «перевертыша» - один из заметных в сказке. И речь идет не только о чудесном превращении романтика Ктора Эхо, высокого, как прокурор или воспитатели, в низенького и рассудительного Тахомира Тихо, это и о превращении свободолюбивого мальчишки в Правителя-диктатора, и об Отшельнике, ищущего истину вне любви, сочувствия и милосердия. Это и о горожанах, которые, на самом деле, - островитяне, одинокие, отрезанные от всего мира. В их лица вглядывается Женька с верхней площадки грязно-розового эшафота, в лица тех, кого, поверив в «закон сказки» собирался освободить от гнета чудовища: «За стражниками стояли молчаливые горожане. У всех были неподвижные лица. Будто из пластилина! Они ничего не выражали, эти лица. Была кругом тысяча людей – и словно не было никого». В этот момент приходит понимание, что настоящее чудовище прячется не в синей воде озера, оно запустило свои щупальца гораздо глубже: «как мог я… оказаться здесь, в этой жуткой стране, на этом нелепом помосте, среди чудовищных, равнодушных людей».
Мотив «оборотничества» соприкасается в сказке с мотивом «тропинки, уходящей в лес». Тропинка, с которой свернул Женька в начале сказки, для того чтобы достать из кустов сине-желтый мяч, превращается постепенно в полузаросшие лесные тропинки, ведущие только в одно место – на городскую площадь, к месту публичной казни.
Мотив страха в сказке двупланов: страх наказания, страх физического уничтожения, спровоцированный существованием грозного Ящера, и страх стать свободным. Горожане–островитяне, живущие в замкнутом, ограниченном пространстве, лишены юности, лишены бесстрашия, свойственного молодости. Им понятен призыв - «детей необходимо держат в страхе», многие из них не только не помнят, но и не знают ощущения, когда «ничто не могло удержать, если надо было отстаивать справедливость».
Ящер (спрут) хранит баланс «равновесие порядка» общественной, а во многом даже личной жизни островитян, именно он, превратившийся из орудия спасения в оружие устрашения, является единственным гарантом существования многих безликих поколений. Страх и власть – две сосуществующие «уравновешенные» причины, заставляющие подчиняться, смиряться, убеждать себя и друг друга – что именно так и надо, что так – лучше. Если не поднимать глаза к небу, то оно, бесконечное, синее, ничем не потревожит повседневный мир серых будней:
Бессильный и неумелый
Опустит слабые руки
Не зная, где сердце спрута
И есть ли у спрута сердце.[6]
Мотив противостояния, даже оппозиции детей и взрослых, частый мотив в творчестве В.П. Крапивина, в сказке вырастает до темы открытой борьбы с окружающей действительностью. Синий десант, дети синего фламинго – это мальчишки, спровоцировавшие, по сути, гражданскую войну в своей стране. «Все дети рождаются смелыми», а вокруг – либо равнодушные, спокойные взрослые, либо «серые плюшевые слуги», стреляющие в детей. Для Юльки Гаранина и Женьки Ушакова это «чужая» война, но потери для них также тяжелы, как и для их новых друзей – беспризорных мальчишек-островитян: «Я тогда впервые - подумал, что волосы у мертвых шевелятся так же, как у живых, будто не хотят согласиться со смертью и живут сами по себе…».
Эти глубоко взаимосвязанные мотивы оказываются едва ли не важнейшими композиционными «скрепами» сказки и одновременно – выражением философского представления писателя о жизни, о месте в ней человека:
Как бы крепко ни спали мы,
Нам подниматься первыми.
Лишь только рассвет забрезжит
В серой туманной дали.
Это неправда, что маленьких
Смерть настигает реже,
Ведь пулемёты режут
Часто у самой земли.[7]
Герои В.П. Крапивина совершают проступки и попадают в сложные нравственные ситуации. При этом автор оставляет героям возможность и право открыто говорить о своих страхах, сомнениях: друзья признаются друг другу в ошибках, и получают не только понимание, но прощение и помощь: «Если люди дружат, они становятся сильнее, они могут спорить и бороться». Мотивы «сказочное» и «страх» отходят на второй план, уступая место нравственным проблемам выбора, раскаянья, преодоления, искупления, прощения.
Между тем повесть, в первую очередь, все-таки сказка – и сказка волшебная, с чудовищем, с «кащеевой иглой», с приключениями, рассказывающая о дружбе, храбрости, нелегком грузе моральной ответственности и непростых решениях, и лишь во вторую очередь – антиутопия, социальная драма и философский трактат.
Источники информации и литература:
- http://www.rusf.ru/vk/ - официальная страница писателя В.П. Крапивина.
- http://www.plam.ru/literat/topologii_mirov_krapivina/index.php - Владимир Талалаев; Топологии Миров Крапивина.
- http://www.gramotey.com/?open_file=40119477514888 - Крапивин В.П. Дети синего фламинго.
[1] Крапивин В. Чему улыбался Тахомир Тихо?. // krapivin_ru.livejournal.com
[3] Устав отряда «Каравелла», http://www.rusf.ru/vk/carabela/index.htm
[4] «те, кто велят» - фантастические манекены-тираны из повести В.П. Крапивина «Голубятни на желтой поляне»
[5] Юлия Суслова, http://www.proza.ru/2011/06/14/1109
[6] А. Стругацкий, Б. Стругацкий «Трудно быть богом»
[7] Песня барабанщиков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей (адаптированная) Музыкально-хоровая студия "Синяя птица" Обучение игре на фортепиано.
Вид деятельности: "инструментальное исполнительство"...
Урок внеклассного чтения в 7 классе по книгам Владислава Крапивина "Нравственные проблемы в произведениях Крапивина"
Урок в форме защиты книг Крапивина Цели урока: Образовательная: Открыть для себя имя Владислава Крапивина, познакомиться с его произведениями....
Презентация по книге Владислава Крапивина "Дети синего фламинго"
Данная презентация представляет собой урок-игру с интерактивными ресурсами...
Презентация Петербургского Центра творческого развития детей и взрослых с ОВЗ "Синяя птица"
В мае-июне 2016 года Петербургский Центр творческого развития детей и взрослых с ОВЗ "Синяя птица" проводил Дни Открытых Дверей, на которых родители детей и молодых людей с ОВЗ (от 4 до 30 лет) п...
Поэтика повести-сказки В. Медведева «Баранкин, будь человеком!»
Тема детства в мировой литературе - одна из вечных тем, в течение своей эволюции подвергавшаяся пересмотру и получавшая различные интерпретации. Особенно громко она стала звучать с освоением художеств...
Викторина по повести-сказка "Чёрная курица, или Подземные жители" А. Погорельского, 5 класс, учебник В.Я.Коровина.
Викторина предназначена для использования на уроках литературы в 5 классах в целях разнообразия учебного материала и диффенцированного подхода в планировании....
В.П.Крапивин «Дети синего фламинго»
В.П.Крапивин «Дети синего фламинго»...