Танцевально – двигательная терапия в УДОД
материал по теме
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования
«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»
Городской центр развития дополнительного образования
Курсы повышения квалификации
«Психолого-педагогическая диагностика и коррекция детей и подростков средствами дополнительного образования»
Аттестационная работа
«Танцевально – двигательная терапия в УДОД»
Автор:
Тимохина М.А., педагог доп. образования
ГБОУ ДОД ЦВР Центрального района
Куратор:
Криван И.В. - заведующий сектором ГЦРДО
Санкт-Петербург
2013 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_timokhina.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования
«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»
Городской центр развития дополнительного образования
Курсы повышения квалификации
«Психолого-педагогическая диагностика и коррекция детей и подростков средствами дополнительного образования»
Аттестационная работа
«Танцевально – двигательная терапия в УДОД»
Автор:
Тимохина М.А., педагог доп. образования
ГБОУ ДОД ЦВР Центрального района
Куратор:
Криван И.В. - заведующий сектором ГЦРДО
Санкт-Петербург
2013 год
Оглавление
Оглавление………………………………………………………………………..2
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основы танцевально - двигательной терапии………………………..5
Глава 2. Танцевально- двигательная терапия, как отдельное направление....7
2.1 Происхождение танцевально-двигательной терапии..…………………….7
2.2 Основные источники ТДТ……………………………………………………7
2.3 Основные принципы и задач ТДТ…………………………………………10
Глава 3. Применение танцевально – двигательной терапии в
дополнительном образовании………………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………14
Библиография……………………………………………………………………15
Введение
Современное российское образование имеет своей целью не формирование набора навыков и умений, а воспитание личности, способной делать выбор. На первый план выходят такие понятия как «качество жизни», «самореализация», «здоровье», «социальное благополучие», «защищенность». Обращение к личностно-ориентированной модели в образовании, направленной на взаимодействие «человек-человек» подразумевает создание такого психологического климата и установления таких отношений, которые обеспечат наибольшую эффективность педагогического взаимодействия.
Дополнительное образование имеет все возможности для реализации такой модели. Оно основывается на принципах добровольности, выбора педагога и творческой деятельности, ориентации на ребенка, его возрастные и личностные особенности, взаимодействии на равных позициях. Взаимодействие «человек-человек» предполагает взаимодействие на всех уровнях: физическом, эмоциональном и интеллектуальном, и основывается на воспитании таких установок как подлинность, признание ценности другого человека, эмпатия.
В связи с вышесказанным, педагогу необходимо каждый раз, из занятия в занятия, создавать комфортный психологический климат, создающий для ребенка ощущение безопасности и стремление к самораскрытию и творчеству.
Дополнительное образование является тем пространством, в котором применение танцевальной терапии является как эффективным для самого ребенка (подростка), так и для педагога и всего образовательного процесса.
Учитывая специфику области, направление, в котором применяется танцевальная терапия, скорее определяется как развитие личности и системы ее отношений, а также гармонизация психических состояний и межличностных отношений
Танцевальная терапия - это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Танцевальные терапевты работают с людьми с разнообразными эмоциональными проблемами, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелыми заболеваниями. Они работают в психиатрических больницах, поликлиниках, центрах психического здоровья, тюрьмах, спецшколах и имеют частную практику. Они работают с людьми всех возрастов в групповой и индивидуальной терапии. Некоторые также проводят исследования. Танцтерапевты стараются помочь людям развить навыки общения, позитивный образ себя и эмоциональную стабильность.
Глава 1. Основа танцевально-двигательной терапии
Танцевально-двигательная терапия базируется на признании того, что тело и психика взаимосвязаны: изменения в сфере эмоциональной, мыслительной или поведенческой вызывают изменения во всех этих областях. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы в интегрированном функционировании. Танце-двигательный терапевт Бергер делит психосоматические отношения на 4 категории: мышечное напряжение и расслабление, кинестетика, образ тела и выразительное движение.
Осознавание чувств и соответствующее эмоциональное выражение вовлекает в работу мышечный тонус человека. Люди обычно не осознают свои чувства, если существует высокая степень телесного напряжения. В процессе попытки справиться со стрессом человек может, защищаясь от страха, потерять контроль путем подавления, вытеснения своих чувств, существующих в теле. Давая напряжению возникнуть и удерживая его в теле, человек таким образом защищает себя от прямого переживания и от встречи лицом к лицу со своим конфликтом Начав работу с мышечными паттернами, которые соотносятся с эмоциями, человек испытывает (через мускулатуру) чувства, обостренные, ставшие осознанными в движении, а затем признанные или проясненные на когнитивном уровне. Эта связь, которая развивается между физическим действием и внутренним эмоциональным состоянием, является следствием мышечной памяти, связанной с чувствами. Так движение становится прямым выражением внутренних чувств. Для осознания собственных чувств необходима некоторая степень осознания тела.
Кинестетический процесс дает возможность получить прямой опыт, исходящий из мышечной деятельности. Изменения положения и равновесия тела, координация моторной деятельности и планирование движения включают как восприятие внешних объектов или событий, так и нашу моторную реакцию. Это кинестетическое ощущение, критичное к выполнению повседневных задач, играет ведущую роль в формировании нашего собственного эмоционального осознавания и ответных реакций. Можно выделить два способа развития эмоционального осознавания. Первый - обучение правильному ярлыку или слову, которое соответствует данному эмоциональному состоянию. Второй способ развития эмоционального осознавания основан на узнавании и интерпретации моторных действий других людей.
Следующая концепция - образ тела, она обращается к отношениям души и тела, т.е. к психосоматическим отношениям. Движение вызывает изменения в образе тела. Способ соединения частей тела, осознание таких телесных ощущений, как дыхание, осознавание мышечной деятельности, - это только несколько примеров того, как кинестетические ощущения могут способствовать осознанию и развитию образа тела.
Четвертая область, которая занимается взаимоотношениями души и тела, и на которой большинство танце-терапевтов делают акцент - выразительное движение. Эмоциональное выражение проявляется через тело. Положение тела, жесты, дыхательные паттерны - это несколько примеров движенческого поведения, которое изучается в рамках выразительного движения. Именно качественный аспект движения, скорее как оно происходит, чем статические положения - отражает индивидуальное самовыражение.
Глава 2. Танцевально-двигательная терапия
2.1 Происхождение танцевально-двигательной терапии
Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) является областью психотерапии. Как отдельное направление она оформилась примерно в 50-70-е годы ХХ века вначале в США, а затем в 60-80-е годы в Великобритании, Германии и Израиле. В 80-90-е годы ТДТ получила свое развитие в других странах Европы, Азии, в Австралии и в России. Официальным годом рождения ТДТ в России можно считать 1995, когда была создана Ассоциация танцевально-двигательной терапии (АТДТ) в Москве. Понятно, что неофициально все началось гораздо раньше.
Танцевально- двигательная терапия - это междисциплинарная область, она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Кроме того, она тесно связана со многими другими областями знания. Среди них: анатомия, физиология, психофизиология, кинезиология, нейропсихология. Самые разные теории движения и танца, психология и т.д., - т.е. практически все, что можно отнести к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении.
2.2 Основные источники ТДТ
Невозможно понять суть ТДТ, не обращаясь к основным источникам, которые питают ее как отдельную школу психотерапии. В связи с этим следует выделить четыре исторических аспекта:
1. Первый - это развитие науки, и прежде всего психоаналитических школ, связанных с открытием З. Фрейдом психической реальности и рассмотрением психики как динамики сознательных и бессознательных процессов в онтогенезе человека. З. Фрейд дал толчок развитию глубинной психологии, где можно выделить три основных школы:
Психоанализ З.Фрейда; Индивидуальную психологию А.Адлера; Аналитическую психологию К.Г.Юнга.
К 40-50-м годам психоаналитические направления достаточно укрепились в психотерапии как альтернатива традиционному гипнозу. Появилось множество других школ, которые либо опровергали, либо развивали эти основные теории и практики - таким образом внося неоценимый вклад в общее понимание психологических законов.
Танцевально- двигательная терапия рождалась, уже опираясь на традиции и новые психотерапевтические школы и направления. Танце-терапевты (в зависимости от своих склонностей и общей психотерапевтической подготовки и опыта) могли использовать универсальный язык движения для соотнесения и сопоставления своей практики с любыми психологическими концепциями. ТДТ своего рода мета-уровень, способный провести параллель и объединить знания, опыт и концепции различных психотерапевтических направлений. В то же время ТДТ развивает свою теорию, основанную на представлении о психосоматическом единстве.
2. Начало века стало эпохой модерна в искусстве: пробовались новые формы, новые принципы. Танец также вышел за рамки привычного. В России из танцевальных новаторов известна Айседора Дункан. Она была неповторима как исполнительница и выражала именно те идеи, которые были знаменем модернистского искусства. Она не создала своей школы. Основание новых танцевальных форм, танцевальной педагогики связано с другими именами. И прежде всего стоит выделить австрийского танцовщика, хореографа и философа Рудольфа фон Лабана. Он был выдающимся педагогом и теоретиком движения и танца. Именно Р. Лабан претворял в жизнь принцип ценности индивидуального выражения в танце. Отказавшись от привычного балетного тренажа, он разработал свой подход к обучению и постановке движенческой техники, которая позволяла максимально раскрыть индивидуальные особенности выражения каждого танцовщика. Кроме того, он создал систему записи и описания любого человеческого движения (как ноты для записи музыки), которая в настоящее время является теоретической основой и способом анализа и диагностики в ТДТ. Его учение в 60-70-е годы было развито Ирмгард Бартениефф, которая разработала особую систему упражнений ("Основы Бартениефф" 1)) гармонизирующую движение и обучающую правильному и экономичному использованию тела в движении. В настоящее время Лабан-анализ и Основы Бартениефф являются составной частью методологии ТДТ, а также ее отдельным направлением.
3. Стоит отдельно сказать о Вильгельме Райхе и его учении о мышечно-эмоциональных блоках и характерном панцире. Он был одним из самых талантливых учеников З.Фрейда, который первым среди аналитиков обратил внимание не только на то, что говорит пациент, но и прежде всего, как он говорит. Райх считал, что невыраженные эмоциональные переживания не исчезают, а остаются в мышцах и "застревают" там в виде мышечных блоков. Эмоции в виде мышечных зажимов, годами оставаясь в теле невыраженными и неосознанными, образуют мышечный панцирь, или характерный панцирь, который отражает способы психологических защит (часто патогенных) и структуру характера, сформировавшуюся под их действием.
ТДТ обращается к этому пониманию психосоматических механизмов, сформулированному В.Райхом, но практически не использует его методов работы.
4. Нельзя не упомянуть о полностью утерянном в современной цивилизации изначальном предназначении танца и о древних целительских практиках, где танец был неотъемлемым атрибутом.
У первобытных людей еще до появления языка движение, жесты были средством коммуникации. И в первых человеческих общинах танец был одним из главных составляющих общинной жизни: как индивидуальный способ выражения (страха, печали, радости и т.д.), так и способ передачи культурного наследия. И ТДТ после многих и многих веков отношения к танцу как к форме элитного искусства возвращает ему его первозданный смысл: не важно как ты двигаешься, важно, что ты ощущаешь, чувствуешь и думаешь, важно, что ты выражаешь своим танцем. Ведь тело - это единственное, что в человеке не лжет и может помочь ему раскрыть и выразить себя во всей своей полноте и истине. Абрахам Маслоу говорил, что "...так же, как человек имеет инстинктивные потребности, которые являются частью его биологической природы, он имеет и высшие потребности, например, потребность быть значимым, потребность в уважении и потребность в свободе самовыражения".2) Если перевести это на язык танце-терапии - это потребность быть видимым, что возможно только в движении.
Итак, суммируя вышесказанное, танце-терапевты обращаются к целительной силе танца, к силе творческого выражения в движении, а также используют достижения современной танцевальной педагогики и обращаются к исследованиям движения и к опыту различных психотерапевтических школ (прежде всего психодинамической, экзистенциальной, гуманистической и трансперсональной).
2.3 Основные принципы и задачи ТДТ
1. Тело и психика связаны нераздельно и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Для танце-терапевта аксиома то, что тело - зеркало души, а движение - это выражение человеческого "Я". Делая более гибким тело, мы делаем более гибкой и душу, и наоборот. Следовательно, задача терапии - достичь самоосознавания, исследуя реакции тела и его действия.
2. Танец - это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром. Таким образом, задачей будет формирование безопасного пространства, терапевтических отношений, чтобы анализируя отношения с терапевтом и/или с другими людьми, если это групповая работа, человек мог бы найти более эффективные способы взаимодействия в окружающей его среде.
3. Холистический принцип, т.е. принцип целостности, где триада мысли - чувства - поведение рассматривается как единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других. Задача - найти способ соответствия друг другу мыслей, чувств и действия. Часто человек думает одно, чувствует другое, а делает третье, что является отражением какого-то внутреннего конфликта. Здесь исследуется, как мысль, чувство и движение могут выражать какое-то одно содержание, а также анализируется, что в личной истории привело к такому разделению внутри, т.е. к потере внутренней целостности.
4. Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект. Слово "процесс" подчеркивает, что мы имеем дело не с данностью, статикой, а с чем-то постоянно изменяющимся. Суть такого процесса лучше всего отражает один из принципов Дао: способность видеть статику в движении и движение в статике. Задача: следуя процессу человека (можно сказать, его психосоматическому Дао), танце-терапевт помогает освободить и раскрыть информацию, которая лежит в основе симптомов, болей, разного рода телесных дискомфортов и ограничений в движении - человек учится понимать язык своего тела и таким образом восстанавливает диалог с самим собой. Также эта работа развивает способность использовать движение и танец для выражения полного спектра чувств и находить конструктивные способы отношения со своими чувствами без отрицания и подавления (которое было бы деструктивно для психологического здоровья).
5. Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии. Задача: развитие самоуважения самопринятия и глубинного доверия к себе и к жизненному процессу, развитие постоянного контакта со своими жизненными ресурсами. Здесь ТДТ обращается непосредственно к творческому танцу: это моменты исследования и выражения эмоционального материала (снов, фантазий, воспоминаний) посредством символического движения.
Глава 3. Применение танцевально - двигательной терапии в дополнительном образовании
Образовательная программа «Танцевально-двигательная терапия» относится к социально-психологической направленности дополнительного образования детей и имеет общекультурный уровень освоения учащимися. Танцевально-двигательная терапия является составным элементом арт-терапевтического направления психологии. Танцевально-двигательная психотерапия использует движение и творческое выражение в контексте отношений, в которых происходит смещение с чисто вербального подхода к телесно-ориентированному. Процесс тренинга включает вербальную и невербальную коммуникацию, в которой творчески актуализирует самовыражение, самопринятие, способность делать выбор, принимать решения и развиваться, делая свою жизнь все более наполненной, творческой и осмысленной.
Педагогу необходимо каждый раз, из занятия в занятия, создавать комфортный психологический климат, создающий для ребенка ощущение безопасности и стремление к самораскрытию и творчеству. Все это в идеале. А в реальности каждый педагог сталкивается с необходимостью обучения способности сонастраиваться с другими, умении слушать и слышать, развитии сотворчества, признания ценности другого, а также в привлечении родителей в образовательный процесс. Только тогда образовательный процесс будет действенным и эффективным. Одному педагогу с этим не справиться, так как он должен получить в конце учебного года еще и конкретные материальные результаты, прописанные в его образовательной программе (выставки, выступления, поделки, коллекции). Поэтому назрела необходимость в наличии программ, как поддерживающих основной образовательный процесс, так и работающих целенаправленно не на внешний результат, а на развитие «внутренних» качеств ребенка, составляющих базу его успешности в реальной жизни.
Техники танцевальной терапии, как правило, основаны на спонтанном танце, в ходе которого высвобождаются и снимаются внутренние напряжения человека. Часто на него тяжело смотреть неспециалистам, он выражает страдания.
Дополнительное образование ориентировано на обучение, создание положительного эмоционального и единого творческого пространства, в котором развивается способность к сотворчеству. Ну, и конечно, немаловажным является требование к наличию творческого продукта. Существенную роль в этом может сыграть структурированный танец
Структурированным называется четко организованный в пространстве и времени танец, основанный на базисных движениях любого танца и имеющий задачу в смене танцевального рисунка и перемещении участников в соответствии с ним рисунком. В структурированном танце используются конвенциональные формы танцевальной экспрессии, которые аккумулировали в себе систему высших ценностей общества. Поэтому такой танец предполагает получение доступа к положительным психическим состояниям, несет в себе информацию об общих законах формы и соотношении части и целого, а также о гармоничной системе отношений личности. Структурированный танец можно отнести, согласно определению К.Загса, к гармоничным танцам, которые в отличие от негармоничных, выражающих страдание танцев, являются жизнерадостными и несут в себе заряд мышечной энергии, а также доставляют большое удовольствие и зрителям и исполнителям.
Заключение
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть важные моменты. Во-первых, дополнительное образование является тем пространством, в котором применение танцевальной терапии является как эффективным для самого ребенка (подростка), так и для педагога и всего образовательного процесса.
Во-вторых, учитывая специфику области, направление, в котором применяется танцевальная терапия, скорее определяется как развитие личности и системы ее отношений, а также гармонизация психических состояний и межличностных отношений.
В – третьих, важную часть работы составляет взаимодействие с родителями. Только тогда, когда семья поддерживает ребенка, проживает с ним его путь, он будет успешным в жизни, эмоционально устойчивым и терпимым по отношению к другим.
Библиография
- Гиршон А. Танцевально-двигательная терапия в контексте тренингов личностного роста // Танцевально-двигательная терапия. Вып. 2. М.,1997. 46с.И.
- Курис. Биоэнергетика йоги и танца. М., 1994
- Психологическая газета, 1/03. "Арт-терапия"
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: М.: Прогресс, 2004
- Статья К. Хендрикс в сборнике “Танцевально-двигательная терапия”, 2004
- Танцевально-двигательная терапия (сборник). Ярославль, 1999
- М. Фельденкрайз. Сознавание через движение.М., 2004
- Р. Фрегер, Д. Фэйдимен. Теория и практика личностно-ориентированной
психологии. М, 1999 - Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг.- СПб. 2005
- Юнг К.Г. Символическая жизнь / пер. с анг. – Издание 2-е. – М.: «Когито-Центр, 2010»
- http://www.popsy.ru/articles/full/stati/statya_o_tantcevalno-dvigatelnoj_terapii/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции и развития жизнестойкости и совладающего поведения подростков средствами танцевально-двигательной терапии «Танец-поэма: в каждом движении слово»
Одним из фундаментальных положений танцевальной терапии выступает убеждение, что при изменении манеры и характера движений человека, которые отражают черты его личности, изменяются его чувства как по ...
"Снятие эмоционального напряжения у детей средствами двигательной активности (танцевальная терапия)"
в работе описывается из-за чего появляется эмоциональное напряжение. понятие стресс и танцевальная терапия....
Что такое танцевально- двигательная терапия
Описание метода танцевально-двигательной терапии, как происходит работа, какие проблемы помогает решить....
Что такое танцевально- двигательная терапия
Описание метода танцевально-двигательной терапии, как происходит работа, какие проблемы помогает решить....
Открытое занятие с элементами танце двигательной терапии " Ты слышишь море"
Занятия с элементами танцедвигательной терапии применяется при работе с людбми, имеющими эмоциональные растройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия. Это форма лечения, где танец, движ...
Программа по музыкально-двигательной терапии «Вместе весело играть».
Рекомендуется для учителей-дефектологов, психологов,воспитателей ДОУ...
Программа – Интегративная танцевально-двигательная терапия
Программа – Интегративная танцевально-двигательная терапия...