Этапы сплочения классного коллектива
учебно-методическое пособие (5 класс) по теме
Материал поможет начинающим классным руководителям в работе по сплочению классного коллектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материал по работе с классным коллективом | 40.5 КБ |
etapy_splocheniya_klassnogo_kollektiva.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы сплочения классного коллектива
Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребенка, а различные отношения создают разные группы. Это могут быть сплоченные группы или не сплоченные. Сплочение групп тоже происходит на разной основе. Поэтому могут быть группы социальной и антисоциальной направленности. Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, и т.д.) В зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то, качество, которое отличает ее от другой группы. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться как коллектив в первый же момент своего существования. Это длительный процесс. Попробуем определить степени этого процесса.
Каждой группе дается 5 карточек (ступени становления коллектива), необходимо выбрать “свою”, т.е. то, что характерно на их возрастном уровне (по мере высказывания групп на доске или экране составляется логическая цепочка или ступени формирования коллектива).
Иногда любое сплочение группы, даже на основе антигуманных норм отношений, рассматривается как позитивное явление, так как организаторские задачи считаются более значимыми, чем воспитательные, а манипулировать сплоченной группой легче. Чтобы такого не допустить, при работе с группой нужно учитывать специфику ее (класса, например), особенности ее сплочения и использовать демократические принципы, гуманистические нормы отношений, чтобы создавался – воспитательный коллектив.
Критерии коллектива:
- групповая направленность (гуманные нормы отношений)
- способность группы к самоуправлению
- подготовленность группы к совместной деятельности.
Показатели развития коллектива:
- интеллектуальная коммуникативность (межличностное восприятие, взаимопонимание, общий язык, понимание с “полуслова”)
- эмоциональная коммуникативность (общение и поддержка в радости и в горе)
- волевая коммуникативность (способность противостоять трудностям, стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях).
В/ Работа в группах (результаты программы наблюдения) Представители групп, используя результаты наблюдения своего класса, анализируют уровень формирования и развития своего коллектива.
Группа 1-2 кл. (Грецова Т.Г., Скворцова Н.С.) – Как выявляются коллективные навыки? У всех ли они есть? Можно ли их сформировать?
Группа 3-4 кл. (Климова Л.П.) - Как выявить лидера? Можно ли научить ребенка быть лидером? Что характеризует лидера?
Группа 5 – 6 кл. (Климина М.В.) – Как проявляются признаки коллектива в вашем классе? Учитываете ли вы специфику класса и как?
Группа 7 – 8 кл. (Князева Н.В., Князева М.И.) – Есть ли в вашем классе 3 показателя развития коллектива? Что из них проявляется в большей степени? Каков доминирующий фактор развития вашего коллектива?
Группа 9 – 11 кл. (Бынина Т.В., Фурман Т.М., Жибрик Л.Г.) – По Лутошкину определите степень развития своего коллектива и докажите, что у вашего коллектива есть будущее. Воздействует ли ваш коллектив на личность и как?
3 этап
7. Результаты мониторинга по школе (“Диагностическая методика оценки развития коллектива” (по И.В.Золотухиной).
Объект – коллективы 5 – 11 классов
Методы – оценивание предлагаемых суждений по 5-балльной шкале.
“Уровень развития коллектива”
Объект – коллективы 1-4 классов
Методика – оценивание предлагаемых суждений положительным или отрицательным ответом.
8. Формы и методы организации коллектива.
Давайте попробуем найти общий “рецепт” организации коллектива. Что играет большую роль в организации коллектива? Через что он может быть организован? (через детскую организацию, через КТД, с помощью лидера коллектива – эти ответы должны быть вписаны в 1 схему в три пустых прямоугольника) А лидер – это всегда Личность?
4 этап.
9. Личность и условия ее формирования.
попробуем с помощью мозгового штурма ответить на три вопроса:
- Как влияет коллектив на личность?
- Как мотивировать личность к лидерству?
- Нужны ли установленные правила и законы взаимодействия личности и коллектива? Что это должны быть за правила?
(группы обсуждают в течение 1-2 минут и высказываются вслух)
Итак, любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, и т.д.).Но мало использовать только данный фактор. Для успешного взаимодействия личности и коллектива необходимы свои принципы, п р и н ц и п ы с о т р у д н и ч е с т в а:
- безусловное принятие личности, ее слабых и сильных сторон;
- беспристрастность в оценке поступков учащихся;
- терпение и терпимость в достижении результатов воздействия;
- диалогичность в общении;
- отсутствие страха признавать свою неправоту;
- использование чувства юмора;
- не бояться сделать ошибку и признать ее.
5 этап.
10. Модель личности и коллектива.
в соответствии с нашими концепциями, мы с вами работаем на определенные модели личности и коллектива. Попробуйте по данным моделям в группе определить, что на сегодняшний день еще не достигнуто нами, можно ли этого достигнуть и как.
(Работа в группах, высказывания)
11. Проблемный штурм. Необходимо найти решение проблемы в виде ответа на вопрос, заданный в начале педсовета по теме (см. записанные в колонку вопросы-проблемы). Записать эти ответы в столбик с другой стороны.
12. Заключительное слово.
Сегодня мы доказали, что классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива и в организации его воздействия на личность учащегося. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, коллектива из группы ребят не получится. Для этого необходимо немногое:
- открытость деятельности классного руководителя (планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе),
- обратная связь после каждого проведенного дела (беседа, анализ, неформальное отношение),
- сотворчество (сотрудничество в творчестве),
- успешность (использовать инструмент оценки),
- свобода выбора,
- целевая направленность (конкретный результат дела),
- привлекательная деятельность.
А все это может строиться не просто на плане работы (определенной фиксации проделанного), а на воспитательной программе деятельности или на программе воспитания. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя (заполнение в первой схеме большого нижнего прямоугольника). И если мы это научимся делать и с научной, и с практической точки зрения – многие наши проблемы будут решены.
Предварительный просмотр:
Этапы сплочения классного коллектива
Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребенка, а различные отношения создают разные группы. Это могут быть сплоченные группы или не сплоченные. Сплочение групп тоже происходит на разной основе. Поэтому могут быть группы социальной и антисоциальной направленности. Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, и т.д.) В зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то, качество, которое отличает ее от другой группы. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться как коллектив в первый же момент своего существования. Это длительный процесс. Попробуем определить степени этого процесса.
Каждой группе дается 5 карточек (ступени становления коллектива), необходимо выбрать “свою”, т.е. то, что характерно на их возрастном уровне (по мере высказывания групп на доске или экране составляется логическая цепочка или ступени формирования коллектива).
Иногда любое сплочение группы, даже на основе антигуманных норм отношений, рассматривается как позитивное явление, так как организаторские задачи считаются более значимыми, чем воспитательные, а манипулировать сплоченной группой легче. Чтобы такого не допустить, при работе с группой нужно учитывать специфику ее (класса, например), особенности ее сплочения и использовать демократические принципы, гуманистические нормы отношений, чтобы создавался – воспитательный коллектив.
Критерии коллектива:
- групповая направленность (гуманные нормы отношений)
- способность группы к самоуправлению
- подготовленность группы к совместной деятельности.
Показатели развития коллектива:
- интеллектуальная коммуникативность (межличностное восприятие, взаимопонимание, общий язык, понимание с “полуслова”)
- эмоциональная коммуникативность (общение и поддержка в радости и в горе)
- волевая коммуникативность (способность противостоять трудностям, стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях).
В/ Работа в группах (результаты программы наблюдения) Представители групп, используя результаты наблюдения своего класса, анализируют уровень формирования и развития своего коллектива.
Группа 1-2 кл. (Грецова Т.Г., Скворцова Н.С.) – Как выявляются коллективные навыки? У всех ли они есть? Можно ли их сформировать?
Группа 3-4 кл. (Климова Л.П.) - Как выявить лидера? Можно ли научить ребенка быть лидером? Что характеризует лидера?
Группа 5 – 6 кл. (Климина М.В.) – Как проявляются признаки коллектива в вашем классе? Учитываете ли вы специфику класса и как?
Группа 7 – 8 кл. (Князева Н.В., Князева М.И.) – Есть ли в вашем классе 3 показателя развития коллектива? Что из них проявляется в большей степени? Каков доминирующий фактор развития вашего коллектива?
Группа 9 – 11 кл. (Бынина Т.В., Фурман Т.М., Жибрик Л.Г.) – По Лутошкину определите степень развития своего коллектива и докажите, что у вашего коллектива есть будущее. Воздействует ли ваш коллектив на личность и как?
3 этап
7. Результаты мониторинга по школе (“Диагностическая методика оценки развития коллектива” (по И.В.Золотухиной).
Объект – коллективы 5 – 11 классов
Методы – оценивание предлагаемых суждений по 5-балльной шкале.
“Уровень развития коллектива”
Объект – коллективы 1-4 классов
Методика – оценивание предлагаемых суждений положительным или отрицательным ответом.
8. Формы и методы организации коллектива.
Давайте попробуем найти общий “рецепт” организации коллектива. Что играет большую роль в организации коллектива? Через что он может быть организован? (через детскую организацию, через КТД, с помощью лидера коллектива – эти ответы должны быть вписаны в 1 схему в три пустых прямоугольника) А лидер – это всегда Личность?
4 этап.
9. Личность и условия ее формирования.
попробуем с помощью мозгового штурма ответить на три вопроса:
- Как влияет коллектив на личность?
- Как мотивировать личность к лидерству?
- Нужны ли установленные правила и законы взаимодействия личности и коллектива? Что это должны быть за правила?
(группы обсуждают в течение 1-2 минут и высказываются вслух)
Итак, любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, и т.д.).Но мало использовать только данный фактор. Для успешного взаимодействия личности и коллектива необходимы свои принципы, п р и н ц и п ы с о т р у д н и ч е с т в а:
- безусловное принятие личности, ее слабых и сильных сторон;
- беспристрастность в оценке поступков учащихся;
- терпение и терпимость в достижении результатов воздействия;
- диалогичность в общении;
- отсутствие страха признавать свою неправоту;
- использование чувства юмора;
- не бояться сделать ошибку и признать ее.
5 этап.
10. Модель личности и коллектива.
в соответствии с нашими концепциями, мы с вами работаем на определенные модели личности и коллектива. Попробуйте по данным моделям в группе определить, что на сегодняшний день еще не достигнуто нами, можно ли этого достигнуть и как.
(Работа в группах, высказывания)
11. Проблемный штурм. Необходимо найти решение проблемы в виде ответа на вопрос, заданный в начале педсовета по теме (см. записанные в колонку вопросы-проблемы). Записать эти ответы в столбик с другой стороны.
12. Заключительное слово.
Сегодня мы доказали, что классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива и в организации его воздействия на личность учащегося. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, коллектива из группы ребят не получится. Для этого необходимо немногое:
- открытость деятельности классного руководителя (планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе),
- обратная связь после каждого проведенного дела (беседа, анализ, неформальное отношение),
- сотворчество (сотрудничество в творчестве),
- успешность (использовать инструмент оценки),
- свобода выбора,
- целевая направленность (конкретный результат дела),
- привлекательная деятельность.
А все это может строиться не просто на плане работы (определенной фиксации проделанного), а на воспитательной программе деятельности или на программе воспитания. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя (заполнение в первой схеме большого нижнего прямоугольника). И если мы это научимся делать и с научной, и с практической точки зрения – многие наши проблемы будут решены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование педагогами сплоченности и взаимодействия учащихся в классном коллективе. Диагностика уровня сплоченности классного коллектива.
Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка. ...
СПЛОЧЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА – ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ЗАДАЧА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В НАЧАЛЕ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА В ЖИЗНИ ПЯТИКЛАССНИКА
Презентация опыта работы классного руководителя...
Доклад на тему: «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ И СПЛОЧЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.»
Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе. Большую роль в социально...
Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей» .
Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей»Цель: формирование коммуникативных навыков обучающихся, культуры общения.Форма: трени...
Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива
Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива...
Классный час "Взаимоуважение – основа сплоченности классного коллектива"
Классный час "Взаимоуважение – основа сплоченности классного коллектива"...
«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива: приемы сплочения классного коллектива»
Статья будет полезна классному руководителю. В статье описаны приемы сплочения классного коллектива....