Программы дополнительного образования
календарно-тематическое планирование (6 класс) на тему

Елисеева Вера Ивановна

Программы разработаны на 72 часа, соответствуют требованиям, которые предъявляются подобным документам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyazanie_kryuchkom.doc145 КБ
Microsoft Office document icon tayny.ok_.doc158.5 КБ
Microsoft Office document icon udivitelnyy_mikromir._dop.obr_.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования культуры и спорта администрации ГО «Поронайский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 г. Поронайска

Рассмотрено

на заседании МО

____________________

Протокол № 1 от26.08.2012 г.

Руководитель: ______

Н.А.Стецко

Согласовано.

Зам. Директора по ВР

«_» ____ 2012 г.

_____ Т.А.Червякова

Утверждаю.

Директор школы

Приказ № __

 от «31»08.2012 г.

_____ Е.Н.Сафенкова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

ОБЪЕДИНЕНИЕ

«ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2012 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА ОБУЧАЮЩИХСЯ

5 – 11 КЛАССОВ

Составлена:

 педагогом дополнительного образования

МБОУ СОШ № 8  Елисеевой В.И.

Поронайск, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления кружок «Вязание крючком» реализуется на основе учебного плана МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска за счет часов внеклассной работы по 2 часа в неделю, всего 72 часов. Программа рассчитана на детей с 11 лет. Срок реализации – 3 года. Разработана на основе Программ художественно-эстетического направления, Просвещение, 1994 г. Дополнительная образовательная программа составлена в соответствии с основными нормативными документами:

1.   Конвенция ООН «О правах ребенка».

   2.   Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012, закон «Об образовании СО»

3.  Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до  2025 года.

4.   Конвенция модернизации российского образования на период до 2010 года.

5. Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

6. Минимальный социальный стандарт Российской Федерации «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования».

7.   Федеральная целевая программа «Дети России» на период до 2010 года.

8.   Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы.

9.   Государственная программа «Развитие детей в РФ до 2010 года».

10. Сан Пин к УДОД 2.4.41251 - 03. (от 20 июня 2003 года).

11. Закон Сахалинской области «Об образовании».

12. Конвенция развития воспитания в системе образования Сахалинской области на    период до 2010 года.

13. Типовое положение об ОУ ДОД.

14. Устав ОУ.

В настоящее время многие виды рукоделия переживают возрождение. Не является исключением и вязание крючком. Лишь наиболее страстным поклонникам этого ремесла удалось унаследовать, сохранить и передать детям секреты искусства создания из нитей ажурных полотен.  Несмотря на многолетнее забвение, вязаные полотна входят в моду, покоряют любителей красивой одежды и домашнего уюта

Цель программы дополнительного образования художественно-эстетического направления: обеспечение обучения, развития и воспитания детей через постижение основ народного промысла – вязания крючком, приобщения к истории промысла и творчеству.

Задачи программы: 

Образовательная.

  •  Научить владеть крючком различных размеров;

Развивающая

  • Создать условия для развития творческих качеств личности обучающихся,
  • Развивать интеллект детей через развитие мелкой моторики пальцев, внимания, усидчивости  .

Воспитательная.

  • Профилактика асоциального поведения
  • Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой реализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур

Форма и режим занятий: занятия проходят после уроков (через 45 минут) в объединении «Вязание крючком», два в неделю занятия продолжительностью 45 минут. Перерыв 15 – минут. Занятия носят теоретический и практический характер. Используется проектный метод организации деятельности.

Прогнозируемые результаты:

В результате реализации программы дополнительного образования художественно-эстетического направления учащиеся должны приобрести следующие

Знания

  • Об истории народного промысла
  • Технологии вязания, технике безопасности
  • Разработке индивидуального проекта

Умения и навыки

  •   владеть крючком различных размеров;
  •  выполнять различные столбики, накиды, арки;
  •  прибавлять петли, убавлять петли;
  •  Вязать полотном, по кругу, квадратом;
  •  Подбирать нитки и крючки;
  •  Читать схемы для вязания;
  •  Становление эстетического чувства;
  •  Трудолюбия настойчивости в овладении навыками вязания крючком;

Формы проведения итогов реализации программы дополнительного образования художественно-эстетического направления:

Промежуточная аттестация: презентации работ в школе в конце полугодия,

Итоговая аттестация:  презентации работ в школе в конце года.

Участие в выставках.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

первого года обучения

п/п

Перечень разделов, тем

Кол-во часов

Количество часов

Теоретические занятия

Практические

занятия

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Столбики без накида. Вязание полотном

4

1

3

3

Столбики без накида. Вязание по кругу

6

1

5

4

Столбики с одним накидом. Вязание полотном

4

1

3

5

Филейное вязание

10

1

9

6

Обвязка изделий

2

0,5

1,5

7

Разработка мини-проектов по вывязыванию изделий

2

1

1

8

Реализация мини-проектов

Прихватки

Подставки под горячее блюдо

Игольницы

Грелки на чайник

Коврики

Подушки

Игрушки

Береты

Шарфы

40

4

36

9

Итоговое

2

1

1

Итого:

72

11,5

60,5

Поурочное планирование

1 год обучения

№ урока

Дата проведения

Тема урока. Вид работ

Оборудование

К-во часов

Итоги

План

Факт

1-2

Вводное занятие. Крючки и нитки. Техника владения крючком. Техника безопасности. Практическое занятие: «Воздушные петли»

Крючки, нитки, корзинки, образцы работы

2

Презентация

3-6

Столбики без накида

Практическая работа: «Столбики без накида. Вязание полотном»

Крючки, нитки, корзинки образцы работы. Схемы

4

Презентация

7-12

Столбики без накида, вязание по кругу.

Практическая работа: «Столбики без накида. Вязание по кругу»

Крючки, нитки, корзинки образцы работы. Схемы

6

Презентация

13-16

Столбики с одним накидом. Вязание полотном.

Практическая работа: «Столбики с одним накидом. Вязание полотном»

Крючки, нитки, корзинки образцы работы. Схемы

4

Презентация

17-26

Филейное вязание.

Практическая работа: «Филейное вязание»

Крючки, нитки, корзинки образцы работы. Схемы

10

Презентация

27-28

Обвязка изделий.

Промежуточная аттестация

Практическая работа: «Обвязка изделий. Минивыставка «Вязаные крючком изделия»

Крючки, нитки, корзинки образцы работы. Схемы

2

Презентация

29-30

Разработка минипроектов по вывязыванию изделий

Книги и схемы по вязанию, образцы написания проектов

2

31-70

Реализация минипроектов

  • Прихватки
  • Подставки под горячее блюдо
  • Игольницы
  • Грелки на чайник
  • Коврики
  • Подушки
  • Игрушки
  • Береты

Шарфы

40

Участие в выставках

71-72

Итоговое занятие

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ (72 ЧАСА).

Тема 1. Вводное занятие (2 часа). Краткое изложение изучаемого курса в объединении. Организация рабочего места. Правила поведения на занятиях. Правила по технике безопасности и гигиена рабочего места. Крючки и нитки для вязания.

Практическая работа «Воздушные петли: начальная, воздушная, цепочная, тугая. Обозначение петель»

Тема 2. Столбики без накида (4 часа). Вязание полотном. Знакомство с крючками, положение рук во время вязания. Обозначение столбиков.

Практическая работа ««Столбики без накида. Вязание полотном»

Тема 3. Столбики без накида (6 часов). Вязание по кругу. Прибавление столбиков.

Практическая работа: «Столбики без накида. Вязание по кругу»

Тема 4. Столбики с одним накидом (4 часа). Вязание полотном.

Практическая работа: «Столбики с одним накидом. Вязание полотном»

         Тема 5. Филейное вязание (10 часов). Вывязывание кромки. Обозначения в филейном вязании.

Практическая работа: «Филейное вязание»

Тема 6. Обвязка изделий (2 часа). Промежуточная аттестация

Практическая работа: «Обвязка изделий. Мини-выставка «Вязаные крючком изделия»

Тема 7. Разработка мини-проектов по вывязыванию изделий (2 часа)

Тема 8. Реализация мини-проектов (40 часов).

Тема 9. Итоговое занятие (2 часа)

Возможные варианты проектов для первого года обучения:

  • Прихватки
  • Подставки под горячее блюдо
  • Игольницы
  • Грелки на чайник
  • Коврики
  • Подушки
  • Игрушки
  • Береты
  • Шарфы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ (72 часа)

        Вещи, приобретенные в магазинах, даже если они модные, не приносят столько радости и удовлетворения, как изделия, выполненные своими руками. Именно для этого необходимы те приятные мелочи, которые придают нашему дому уют, комфорт и индивидуальность, помогают создать свой самобытный стиль при оформлении квартиры и гардероба.

Второй год реализации программы дополнительного образования художественно-эстетического направления предполагает овладение учащимися навыком выполнения салфеток от 10 до 15 рядов, вывязывание изделий из фрагментов, каймы, воротничков.

Практические работы: реализация индивидуальных проектов.

Оборудование: крючки, нитки, корзинки, схемы.

Предполагается: каждое занятие длится до полутора часов, у учащихся есть свои образовательные и практические траектории. Все занятия носят индивидуальный характер.

Роль руководителя: консультант советчик, помощник.

Форма подведения итогов:

Промежуточная и итоговая аттестация,

презентации на занятиях объединения,

оценка успехов дома в семье,

участие в выставках.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

(72 часа)

п/п

Перечень разделов, тем

Кол-во часов

Количество часов

Теоретические занятия

Практические

занятия

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Разработка и реализация индивидуального проекта «Салфетка 1»

4

1

3

3

Разработка и реализация проекта «Салфетка 2»

6

1

5

4

Разработка и реализация индивидуального проекта «Салфетка 3)

4

1

3

5

Реализация проекта «Салфетка 4» (контрольная работа)

10

1

9

6

Разработка и реализация индивидуального проекта вязание фрагментами  «Салфетка 5»

12

1

11

7

Разработка и реализация индивидуальных проектов

32

4

28

9

Итоговое

2

1

1

Итого:

72

11

61

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

        Тема 1. Вводное (2 часа). Краткое изложение изучаемого курса в объединении. Организация рабочего места. Правила поведения на занятиях. Правила по технике безопасности и гигиена рабочего места.

Практическая работа «Воздушные петли, столбики, накиды»

Тема 2. Разработка и реализация индивидуального проекта «Салфетка 1» (4 часа) Салфетка «Рим». Журнал «Валентина», 2007 г. 6

Тема 3. Разработка и реализация индивидуального проекта «Салфетка 2» (6 час) Салфетка «Маленькая светло-серая салфетка» Штайнерт В., Вязаные салфетки, с. 27.

Тема 4. Разработка и реализация индивидуального проекта «Салфетка 3» (4 часа) Салфетка «С дугами- пико» Штайнерт В., Вязаные салфетки, с. 24.

Тема 5. Разработка и реализация индивидуального проекта «Салфетка 4» (10 часов). Салфетка «Звезда» Штайнерт В., Вязаные салфетки, с. 65.

Тема 6. Разработка и реализация индивидуального проекта вязание фрагментами «Салфетка 5» (12 часов) «Салфетка в технике пэчворк», Штайнерт В., Вязаные салфетки, с. 45.

Тема 7. Разработка и реализация индивидуальных проектов.

  • Вывязывание салфеток из 20 – 25 рядов
  • Вывязывание ажурных воротничков
  • Обвязка носовых платков
  • Вывязывание кружева

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ (72 часа)

Вязание крючком - увлекательное занятие. В его основе лежит образование петель из нити; меняя размер, количество и форму этих петел получают различные виды вязок.

С помощью крючка можно изготовить самые разнообразные изделия от кружев до пальто.

Третий год реализации программы дополнительного образования художественно-эстетического направления предполагает овладение учащимися навыком выполнения салфеток любой сложности, вывязывание изделий, необходимых для носки и интерьера дома.

Практические работы: реализация индивидуальных проектов, выполнение работы на заказ.

Оборудование: крючки, нитки, корзинки, схемы.

Предполагается: каждое занятие длится до полутора часов, у учащихся есть свои образовательные и практические траектории. Все занятия носят индивидуальный характер. Возможна индивидуальная работа на дому.

Роль руководителя: консультант советчик, помощник.

Форма подведения итогов:

Промежуточная и итоговая аттестация,

презентации на занятиях кружка,

оценка успехов дома в семье,

участие в выставках,

реализация изделий.

Учебно-тематический план третьего         года обучения

п/п

Перечень разделов, тем

Кол-во часов

Количество часов

Теоретические занятия

Практические

занятия

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Разработка и реализация индивидуальных проектов «Шаль», «Палантин»

Филейное вязание.

Промежуточная аттестация

32

2

30

3

Разработка и реализация индивидуальных проектов

«Шаль фрагментами»,

«Пончо»,

«Шарф-палантин»

36

1

35

4

Итоговое

2

1

1

Итого:

72

5

67

Содержание программы 3 года обучения

        Тема 1. Вводное занятие (2 часа). Краткое изложение изучаемого курса в объединении. Организация рабочего места. Правила поведения на занятиях. Правила по технике безопасности и гигиена рабочего места. Требования к проектам.

Практическая работа «Воздушные петли, столбики, накиды»

Тема 2. Разработка и реализация индивидуальных проектов «Шаль», «Палантин» (32 часа). Филейное вязание. Промежуточная аттестация

Тема 3. Разработка и реализация индивидуальных проектов: «Шаль фрагментами»,  «Пончо», «Шарф-палантин» (36 часов).

Тема 4. Итоговое занятие (2 часа). Подведение итогов обучения, результатов аттестации, участия в выставке.

Методическое обеспечение

Информационно-методические    материалы,     имеющиеся     в методкабинетах, библиотеках.

- Интернет-ресурсы.

- Новые       педагогические   технологии   в       воспитательном процессе.

 - Литература по разделу «Декоративно-прикладное творчество».

Дидактическое обеспечение

- Образцы      изделий      декоративно-прикладного      искусства (

 Образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, 

- Схемы для вязания крючком, инструкционные карты.

-  Специальная и дополнительная литература.

-  Фотографии работ учащихся.

- Наглядные пособия, изготовленные педагогом и детьми (альбомы, этапы работы). 

- Фотоальбом лучших работ объединения  «Вязание крючком)

- Разработка отдельных тематических занятий

        Техническое оснащение

  - Наличие отдельного кабинета.

  - Мультимедийное оборудование.

  -Наборы крючков для вязания, булавки, корзинки, ножницы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева, Р.П. Вязание крючком. Квадраты и кружева [Текст] / Р. П. Андреева. СПб.: Регата, Издательский дом «Литера», 2000. – 176 с.
  2. Паланова, М.Г. Крючком и спицами для кухни и столовой. Прихватки, салфетки и грелки для чайников  [Текст] / М. Г. Паланова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 220 с.
  3. Сборник нормативных документов, инструктивно-методических и информационно-аналитических материалов. Выпуск 5 [Текст] / Под ред. А. И. Иванова. Южно-Сахалинск: Издательство СОИПиПКК, 2007. – 84 с.
  4. Сайт: walentina/ru/
  5. Тимаер, А. Нарядные прихватки [Текст] / А.Тимаер. – М.: Мой мир, 2005. – 80 с.
  6. Хворостухина, С. А. Вязаные скатерти и салфетки [Текст] / С.А. Хворостухина. – М.: РИПОЛклассик, 2008. – 256 с.
  7. Штайнерт, Г Вязаные салфетки [Текст] / Г. Штайнерт. – М.: АРТ-РОДНИК, 2008. – 70 с.
  8. Романова, И. П. Шали, палантины, накидки, пончо [Текст] / И.П. Романова. – М.; «Мода и рукоделие», 2006, - 64 с.

Список литературы для детей:

  1. Сайт: walentina/ru/
  2. Журнал «Валентина»

Список литературы для родителей:

  1. Штайнерт, Г Вязаные салфетки [Текст] / Г. Штайнерт. – М.: АРТ-РОДНИК, 2008. – 70 с.
  2. Романова, И. П. Шали, палантины, накидки, пончо [Текст] / И.П. Романова. – М.; «Мода и рукоделие», 2006, - 64 с.
  3. Журнал «Валентина
  4. Журнал «Натали»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 г.Поронайска

Рассмотрено на заседании МО

Протокол от _____№ __

Руководитель:______

Согласовано

Зам. директора по УВР

«___»________2013 г.

________Н.С.Букина

Утверждаю

И.О.директор МБОУ СОШ № 8

Приказ от _____2013 Г.№ __

Директор школы:

_______ (Е.Н.Сафенкова)

РАБОЧАЯ  УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

 ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ

«ТАЙНЫ ФИЗИОЛОГИИ РАСТЕНИЙ …»

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО РАЗДЕЛУ «РАСТЕНИЯ»

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, 2 СТУПЕНЬ

9 класс

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

УЧИТЕЛЬ: ЕЛИСЕЕВА ВЕРА ИВАНОВНА

 

Поронайск,

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа предпрофильного элективного курса для 9 класса основного общего образования «Тайны физиологии растений …» (Лабораторный практикум) разработана на основе  примерной образовательной программы по биологии для основного общего образования, образовательного стандарта по биологии, ресурсов  Интернета. « Сам исследуй, сравни с теорией, сделай выводы» - под  таким девизом будут проходить элективные курсы по биологии в 9-х классах.

Изучение предпрофильного элективного курса в 9 классе «Тайны физиологии растений …» в 2013-2014 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1. Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012, закон СО «Об образовании»

2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования).

3. Федеральный базисный учебный план (Приказ Минобразования России от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования РФ от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования).

4. Примерные программы основного и среднего (полного) общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).

5. Примерный учебный план для общеобразовательных учреждений  Сахалинской области на 2012-2013учебный год

6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов.

7. Методические письма о преподавании учебных предметов

8. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»).

9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

10. Учебного плана МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска на 2013 – 2014 учебный год.

11. Приказ Министерства образования СО № 703 от 09.09.2008 г. «О дополнительных критериях при лицензировании ОУ»

 

        В связи с тем, что раздел биологии – ботаника  в 7-х классах дети проходят «скомкано», и большая часть лабораторных работ не проводится, в том объеме, котором положено, в связи с отсутствием резервного времени. Ребята недостаточно хорошо усваивают физиологию растений. Для более глубокого усвоения и понимания физиологических процессов, которые происходят в растительных организмах, ребятам поможет данный элективный курс. Полученные знания помогут учащимся в дальнейшем  изучать такие процессов как: фотосинтез, избирательная проницаемость плазматической мембраны, дыхание растений, ассимиляция и др. в 10-11-х классах, поможет им увлечься биологией, и в дальнейшем сориентироваться в выборе профессии, например, медицинский работник биолог, лаборант, биофизик, физиолог.

Содержание данного элективного курса дает возможность более глубокому изучению раздела «Растения», используя практические и лабораторные работы. Курс рассчитан на 17 часов.
          Основная направленность курса – развивающая. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации – энциклопедия, мультимедийное учебное пособие, инструктивные карточки по выполнению работ, учебное пособие. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя индивидуальную и фронтальную исследовательскую работу в виде лабораторной или практической работы,  семинарское занятие, обязательное тестирование с использованием мультимедийного пособия с лабораторными работами и тестами, в конце каждого занятия для закрепления материала, самостоятельное изучение темы при использовании мультимедийных пособий.
             

Цель курса:

 развивать основные умения навыки в исследовательской деятельности; научиться достигать нужного результата и подтверждать научные данные; уметь сравнивать и делать выводы; изучить физиологические процессы растительного организма; обеспечить глубокое развитие  биологических понятий.

Задачи курса:

  • Научить ребят правильно оформлять и выполнять лабораторные работы;
  • Развивать творческие способности учащихся, прививать навыки самостоятельной работы в эксперименте и с дополнительной литературой;
  • Формировать мыслительные умения: анализировать, сравнивать, выявлять отдельные признаки, систематизировать и классифицировать, доказывать, рассуждать и делать выводы по данной работе;
  • Развивать познавательные способности детей, возникновение и сохранение исследовательского интереса учащихся;
  • Развивать умение использовать информационные технологии при изучении, закреплении и обобщении знаний.

Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, 1 час в неделю, срок реализации – 1 год.

Ведущие формы и методы, технологии обучения

Форма – урок.

Первый урок рекомендуется провести в виде организационного занятия, на котором необходимо познакомить ребят с содержанием курса, его формами и видами работ, нацелить на серьезную интересную работу. Дать темы докладов для дальнейшего контроля.

В ходе работы необходимо применять методы, наиболее часто используемые при изучении биологии – лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, особое место уделить эксперименту, наблюдению, работе с микроскопом, практической работе. Эффективно использование и мультимедийных пособий, компьютерное тестирование на обобщающем уроке и при закреплении знаний. Необходимо использовать такие методические приемы как: использование в ходе рассказа, беседы натуральных объектов, иллюстраций, схем, таблиц, что способствует повышению познавательной активности учащихся, усвоению основного материала.

К.А. Тимирязев отмечал: «...Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал». Поэтому, большое значение нужно уделить в данном курсе методу наблюдения. Он ориентирует на чувственное восприятие изучаемого объекта или процесса, способствует установлению связей между изучаемыми объектами и явлениями, способствует их наиболее полному познанию; Методу эксперимента он включает в себя постановку опытов с растениями, наблюдения за процессами их жизнедеятельности. Благодаря этому учащиеся получают новые знания и приобретают умения, проверяют на практике верность теоретических знаний, учатся анализировать, сравнивать, делать выводы. Эксперимент приучает ребят к точности, аккуратности, развивает их мышление.                    

Технология: традиционная с элементами исследовательской деятельности

 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы

Количество часов

В том числе практические работы

1

Введение

2

2

Клетка

4

2

3

Корень

4

3

4

Побег, семя

5

4

5

Обобщающий семинар

2

Итого:

17

9

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


         Тема 1. Введение. 2 часа. Знакомство со структурой курса. Особенностью выполнения лабораторных работ и их оформление. Техника безопасности, правила работы с оборудованием. Вывод, его характеристика.
Выбор исследуемого материала, его заготовка.

Тема 2. Клетка. 4 часа. Клеточное строение растительного организма. Клетка - структурно-функциональная единица растительного организма. Органоиды клетки и их функции. Проникновение веществ в клетку. Тургор клетки. Полупроницаемость оболочки клетки.

         Тема 3. Корень. 4 часа Строение корня. Типы корневых систем. Виды корней. Подземный орган. Почва – среда обитания корня. Функции корневых систем. Зоны корня. Рост корня. Поглощение корнем воды. Корневое давление. Дыхание корней.  

         Тема 4. Побег. Семя. 5 часов. Побег – сложный орган растительного организма. Фотосинтез – важнейший процесс жизнедеятельности растений. Устьица. Чечевички. Образование органических веществ на свету. Жилкование листьев. Расположение листьев на стебле. Ткани листа, стебля и их функции. Целостность растительного организма. Строение семян. Однодольные и двудольные растения. Эндосперм. Семядоли. Состав семян. Условия прорастания семян.

         Обобщающий семинар по элективному курсу. 2 час

Подведение итога лабораторного практикума по разделу « Растения». 1.Оценивание ведения и оформления лабораторных работ в тетради, наличие выводов, таблиц, рисунков.

2. Выполнение заданий (коллективное обсуждение) повышенной сложности.

Примерные задания:

  • Известно, что механическим насосом можно поднять воду примерно на высоту 10 метров. Объясните, какая сила поднимает воду по стволам деревьев на десятки метров.
  • Дайте одно из возможных объяснений такого факта, что корни растут вниз, а стебли - вверх.
  • При скашивании газона злаки и двудольные растения ведут себя по- разному: злаки продолжают расти в высоту, а у двудольных растений из боковых почек развиваются новые побеги. Объясните это явление, используя знание о росте растений.
  •  Объясните, в каком случае интенсивность транспирации больше – у одиночно растущего растения или у растения того же вида, растущего в густом посеве.
  •  Почему перед посевом семян рыхлят почву?
  •  Заполните таблицу, используя свои знания:

Фотосинтез и дыхание растений

Признаки для сравнения

Фотосинтез

Дыхание

Место протекания процесса

Исходные продукты

Условия протекания процесса

Темы докладов (темы раздаются на первом занятии) например:

  • Ботаника и ее значение в изучении биологии. Где можно описать разделы ботаники, связать значение растений для человека, биосферы в целом, с фармацевтической промышленностью.
  • Клетка. Строение растительной клетки. Сравнить клетки различных царств живых организмов, Описать ее строение.
  • Органоиды клетки.
  • Клеточные включения.
  • Вегетативные органы высших растений.
  • Фотосинтез.
  • Размножение растений.
  • Минеральное питание и водный режим растений.

 ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

  1. Приготовление микропрепарата кожицы лука, элодей
  2. Поступление растворённых веществ в клетку
  3. Рост корня в длину.
  4. Поглощение корнем воды и  продвижение ее в  стебель, дыхание корней
  5. Состав семян», «Условия прорастания семян»
  6. Фотосинтез
  7. Дыхание растений

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  •  Сравнивать биологические процессы растительного организма и делать выводы;
  • изучать физиологические процессы растительного организма;
  • получить глубокое развитие  биологических понятий.
  •  правильно оформлять и выполнять лабораторные работы;
  • владеть навыками самостоятельной работы в эксперименте и с дополнительной литературой;
  •  анализировать, сравнивать, выявлять отдельные признаки, систематизировать и классифицировать, доказывать, рассуждать и делать выводы по данной работе;
  •   использовать информационные технологии при изучении, закреплении и обобщении знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя:  

  • Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Т.И. Серебрякова, А.Г. Еленевский. М.,: Просвещение, 1992.-224с.:
  • В.В.Петров, Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.
  • Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.».1996. – 192 с.
  • Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова Методика обучения биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Пособие для учителя. – М.: просвещение, 1989. – 224 с.
  • А.В. Бинас, Р.Д. Маш, Биологический эксперимент в школе Кн. Для учителя. М. – Просвещение, 1990. – 192 – с.
  • В.З. Резникова. А.Н. Мягкова, Тестовый контроль учащихся по биологии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение; Учеб. Лит., 1997. – 152 с.

Литература для учащихся:

  • С.В.Багоцкий Биологи. Живой организм. 6 класс: Тестовые задания. – М.: Дрофа, 2003. – 192с.
  • В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов: Учебн. Для общеобразоват. Учреждений. – М.: Дрофа, 2002. – 248с.
  • Библиотека Электронных Наглядных Пособий /Методическая поддержка on-line www.vSCHOOL.ru Биология 6-9 класс.
  • Учебное электронное пособие Лабораторный практикум Биология 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр. 2004.

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Типы уроков:

  • комбинированный урок – КУ
  • урок усвоения нового материала - УУНМ
  • Урок закрепления изучаемого материала – УЗИМ
  • Урок проверки и оценки знаний учащихся - УПОУ

Тема урока

Тип урока

Оборудование

Вид контроля

Дата проведения

План

Факт

Введение. 2 час

1

Введение. Лабораторное оборудование.   Техника безопасности, правила работы с оборудованием. Оформление. Темы докладов

УУНМ

Тетради, микроскопы, стёкла, пипетки, салфетки

Собеседование

2

Лабораторные и практические работы. Виды работ

УУНМ

Тетради, микроскопы, стёкла, пипетки, салфетки

Владение приёмами работы

Клетка. 4 часа

3

Клеточное строение растений.

КУ

ЦОР, закладка опыта «Рост корня в длину: огурцы, горох»

Устные ответы

4

Ткани растений

КУ

Микроскопы, микропрепараты

Оформление работы

5

П.Р. «Приготовление микропрепарата кожицы лука, элодеи»

УЗИМ

Тетради, микроскопы, стёкла, пипетки, салфетки, дидактические карточки

Оформление работы

6

П.Р. «Поступление растворённых веществ в клетку».

УЗИМ

Тетради, микроскопы, стёкла, пипетки, салфетки, дидактические карточки

Оформление работы, тест

Корень. 4 часа

7

Корень. Типы корневых систем

УУНМ

ЦОР

Устные ответы

8

П.Р. «Рост корня в длину»

УЗИМ

Кюветы, пророщенные семена.

Кюветы, пророщенные семена

9

Практическая работа (закладка опыта) «Поглощение корнем воды и  продвижение ее в  стебель, дыхание корней»

УУНМ

Кюветы, пророщенные семена

Кюветы, пророщенные семена

10

П.Р. «Поглощение корнем воды и

 продвижение ее в  стебель, дыхание корней»

УЗИМ

Кюветы, пророщенные семена.

Оформление работы, тест

Побег, семя. 7 часа

11

Побег. Лист

КУ

Закладка опыта по прорастанию семян

Устные ответы

12

Семя. П.Р. «Состав семян»,

УЗИМ

Закладка опыта по прорастанию семян, закладка опыта по фотосинтезу

Оформление работы, тест

13

П. р. «Условия прорастания семян»

УЗИМ

Наблюдение результатов опыта по фотосинтезу

14

П.Р. Фотосинтез

УЗИМ

Закладка опыта по дыханию семян

Оформление работы

15

П.Р. Дыхание растений

УЗИМ

Консультации по докладам

Оформление работы, тест

16

Обобщающий семинар: Подведение итога лабораторного практикума по разделу « Растения».

УПОУ

Лабораторные тетради.

Лабораторные тетради, решение задач

17

Обобщающий семинар: «Защита докладов»

УПОУ

Мультимедиа

Текущий






Предварительный просмотр:

Управление образования, культуры и спорта администрации городского округа «Поронайский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 г. Поронайска

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

ОБЪЕДИНЕНИЕ

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИКРОМИР»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2012 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА ОБУЧАЮЩИХСЯ

5 – 8 КЛАССОВ

Составлена  педагогом дополнительного

образования Елисеевой В.И.

Поронайск, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительного образования «Удивительный микромир» разработана для  детей 11 – 14 лет.

Наполняемость группы 10 – 15  детей.

Программа рассчитана на два года обучения.

Дополнительная образовательная программа составлена в соответствии с основными нормативными документами:

1.   Конвенция ООН «О правах ребенка»,

2.  Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012,

3.  Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до  2025 года,

4.   Конвенция модернизации российского образования на период до 2010 года,

5. Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»,

6. Минимальный социальный стандарт Российской Федерации «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования»,

7.   Федеральная целевая программа «Дети России» на период до 2010 года,

8.   Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы,

9.   Государственная программа «Развитие детей в РФ до 2010 года»,

10. Сан Пин к УДОД 2.4.41251 - 03. (от 20 июня 2003 года),

11. Закон Сахалинской области «Об образовании»,

12. Концепция развития воспитания в системе образования Сахалинской области на    период до 2010 года,

13. Типовое положение об ОУ ДОД.

14. Устав ОУ.

Программа объединения «Удивительный микромир» разработана на основе программ по биологии основного общего образования, учебников образовательной линии Н.И.Сонина и Т.С.Суховой, материалов Интернет.                          

  Занятия по программе объединения призваны дополнить   количество часов на изучение  царств живой природы в школьной программе для обучающихся, проявляющих интерес к экспериментальной биологии.  

                       На  занятиях можно повторить и углубить знания по определённым  разделам биологии ученикам 5-8 классов, а также сформировать практические навыки работы со световым и цифровым микроскопом и развить исследовательские умения обучающихся.

             Мельчайшие представители живого мира – бактерии, низшие грибы, простейшие животные и одноклеточные растения изучаются в школьном курсе на протяжении небольшого количества учебных часов, поэтому занятия позволят углубить знания учащихся по данным разделам биологии.

                     Изучение микроскопических организмов невозможно без микроскопа, а работа с ним всегда вызывает особый интерес, особенно работа с новыми ИКТ технологиями (цифровым микроскопом). Благодаря использованию данных технологий учащиеся  имеют возможность не только  наблюдать объекты живой  природы, но и  записывать видео, наблюдать циклы развития, о которые описаны в учебнике.   Исследование  живых объектов на занятиях, постановка с ними опытов активизируют познавательную деятельность школьников, развивают практические  умения, углубляют связь теории с практикой.

Работа объединения рассчитана на учащихся 5 – 8  класса. Занятия с каждым объединением проводятся  1 раз по 2 ч в неделю, всего по 72 часа.

Цель работы:  1 год – расширение кругозора  учащихся о мельчайших представителях живого мира в процессе выполнения теоретико-практических заданий.

  2 год – расширение биологического кругозора учащихся через комплексный подход в разработке и выполнении учебных проектов.  

Образовательные задачи:

  • познакомить с историей развития микробиологии;
  • изучить  строение одноклеточных представителей различных царств:

 бактерий, растений,  животных и грибов, научить готовить культуры одноклеточных организмов

  • изучать микроскопическое строение организмов;
  • научить разрабатывать и реализовывать учебные проекты по биологии.

Развивающие задачи:

  •   формировать практические навыки работы с микроскопом и  цифровым лабораторным оборудованием;
  • Собирать в ходе экскурсий биологический материал, изучать его с применением лабораторного оборудования.
  •  Сформировать навыки написания письменных работ: докладов, сообщений, исследовательских работ, учебных проектов.

Воспитательные задачи:

  • Формирование  научного мировоззрения  и культуры интеллектуального труда
  • Стойкий интерес к биологии, биологическому эксперименту
  • Формирование экологического мышления через экологическое воспитание

Формы и методы обучения:

  •      работа с дополнительной литературой и сообщения учащихся;
  •      лабораторный практикум;
  •     биологические экскурсии;
  •      практические работы с элементами поисковой деятельности;
  •     написание и защита проектов по изучаемой проблеме,
  •    словесные, наглядные, практические
  •    индивидуальные и групповые.

Технологии:

  • Традиционная,
  • ИКТ-технология
  • Исследовательская
  • Проектная

Ожидаемые результаты.

Учащиеся получат знания:

  • об истории развития микробиологии;
  • изучат  строение одноклеточных представителей различных царств:  бактерий, растений,  животных и грибов;
  • научатся готовить культуры одноклеточных организмов.
  • Научатся готовить микропрепараты
  • Научаться разрабатывать и реализовывать учебные проекты
  • Усвоят навыки поведения на биологической экскурсии

Умения:

  • овладеют  практическими навыками работы с микроскопом и  цифровым лабораторным оборудованием;
  •  получат опыт по исследовательским действиям.
  • Научатся писать небольшие письменные работы: доклады, сообщения, исследовательские работы, учебные проекты.

Навыки:

  1. Члены кружка «Удивительный микромир» получат навыки работы с доступной научной литературой;
  2. Получат навыки выступления с сообщениями перед учащимися, на научных конференциях юннатов в ЦДТ г. Поронайска
  3. Получат навыки работы со световым и цифровым микроскопами;
  4. Получат навыки выращивания биологического материала
  5. Получат навыки микроскопирования многоклеточных биологических объектов
  6. Смогут подготовить, разработать  учебные проекты и защитить их.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  1.  Промежуточная и итоговая аттестация,
  2. коллективная оценка результатов практических работ по полученным результатам:
  3. индивидуальная оценка результатов практических работ учителем по полученным результатам:
  4. участие в научно-исследовательских ученических конференциях

Тематический план

дополнительной образовательной программы

(1 года обучения)

п/п

Перечень разделов, тем

Количество часов

Количество часов

Теоретические

занятия

Практические занятия

1

Вводное занятие.

2

2

2

 От микроскопа до микробиологии 

3

1

2

3

Приготовление микропрепаратов

3

3

4

Бактерии

12

5

7

4.1

Строение и жизнедеятельность бактерий

2

2

4.2

Распространение и значение бактерий

2

2

4.3

Посев и наблюдение за ростом бактерий

8

1

7

5

Плесневые грибы

8

2

6

5.1

Значение плесневых грибов

1

1

6

 Водоросли

7

2

5

6.1

Водоросли – обитатели аквариума

4

1

3

7

Лишайники – симбиотические организмы

4

1

3

8

Одноклеточные животные

7

1,5

5,5

8.1

Простейшие – возбудители заболеваний человека и животных

2

1

1

8.2

Изучение поведения одноклеточных животных

1

1

9

Зоопланктон и фитопланктон аквариума

4

0,5

3,5

10

Микроскопические животные – паразиты растений: паутинный клещ, трипсы

6

1

5

11

Подготовка мини- проектов

8

2

6

12

Защита мини-проектов

2

2

13

Экскурсия в микробиологическую лабораторию

2

2

Итого:

72

21

51

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1 год обучения)

Тема занятия

Кол-во

час.

Формы и методы работы

Оборудование

Дата проведения

План

Факт

1

Вводное занятие

2 ч

Рассказ

Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы, ножницы

1

От микроскопа до микробиологии

Правила работы со световым микроскопом.

Правила работы с цифровым микроскопом

1 ч

Лекция с элементами беседы.

Практикум

Практикум

Микроскоп

(цифровой, электронный)

2

Приготовление микропрепаратов:

Кожица лука

Микромир аквариума

2

1

Практикум

Микроскоп

(цифровой, электронный)

3

Бактерии

12 ч

3.1

Строение и жизнедеятельность бактерий

2 ч

Лекция, сообщения учащихся

Микропрепарат Бактерий, цифровой микроскоп

3.2

Распространение и значение бактерий

2 ч

Лекция с элементами беседы, лаб. Работа, сообщения учащихся

3.3

Практическая работа «Посев и наблюдение за ростом бактерий».

Бактерии зубного налёта

Картофельной палочки

Сенной палочки

2

2 ч

2 ч

2 ч

Пр. работа с элементами поисковой деятельности

Микроскоп  цифровой, световой)

4

Плесневые грибы. Строение и жизнедеятельность

2 ч

Лекция, лабораторная работа

4.1

Значение плесневых грибов. Дрожжи.

Пр. работа «Мукор».

Пр. работа «Пеницилл».

Практическая работа «Влияние температуры  на рост плесневых и дрожжевых грибов»

2 ч

1

1

2

Сообщения учащихся, практическая работа исследовательского характера

Микроскоп( цифровой, световой, лупы)

8

Водоросли.

7 ч

Лекция, лабораторная работа с готовыми  микропрепаратами

9

Водоросли – обитатели аквариума.

Лабораторная работа «Водоросли – обитатели аквариума».

Промежуточная аттестация

1 ч

3

Лекция, лабораторная работа

Микроскоп  ( цифровой, электронный)

10

Лишайники – симбиотические организмы. Лабораторная работа «Рассматривание среза лишайника под микроскопом»

1 ч

3 ч

Лекция, лабораторная работа, исследовательская работа.

Микроскоп цифровой,

11

Одноклеточные животные.

Классификация простейших

7 ч

Лекция,  работа с микропрепаратами

Микроскоп (цифровой )

12

Простейшие – возбудители заболеваний человека и животных.

Лекция, сообщения учащихся

13

Лаб. Работа «Изучение поведения одноклеточных животных»

1 ч

Лекция, практическая работа-исследование

Микроскоп    

(цифровой )

14

Зоопланктон и фитопланктон аквариума.

Лаб. работа «Изучение видового состава сенного настоя»

4 ч

Беседа, практическая работа-исследование

Микроскоп

( цифровой)

15

Микроскопические животные – паразиты растений: паутинный клещ, тля, трипсы

6 ч

Рассказ с элементами беседы, лабораторная работа

Микроскоп

( цифровой)

16

Подготовка мини проектов

8 ч

Консультирование учащихся

17

Защита мини проектов по группам

Экскурсия в микробиологическую лабораторию молокозавода

Итоговая аттестация.

2 ч

2

Представление результатов групповой работы

Итого

72

СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА  (72 часа)

1 год обучения

Тема 1. Вводное занятие. (2 час.) Краткое изложение изучаемого курса в объединении. Организация рабочего места. Правила поведения на занятиях. Техника безопасности с инструментами.

Тема 2. От микроскопа до микробиологии (3 ч). История открытия микроскопа. Ученые исследователи,  внесшие вклад в изучение микроорганизмов. Французский микробиолог Луи Пастер (1822 – 1895г), немецкий ученый Роберт Кох (1843 – 1910г) основоположники современной микробиологии. Основные направления современной микробиологии: генетическая и клеточная  инженерия, использование микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности в промышленности, сельском хозяйстве и медицине, добыча нефти и металлов,  очистка вод, почв, воздуха от загрязнителей, поддержание и сохранение почвенного плодородия.  Устройство микроскопа и правила работы с ним. Правила обращения с   лабораторным оборудованием. 

 Практическое занятие №1.  «Устройство светового микроскопа и правила работы с ним».

Практическое занятие № 2. Правила работы с цифровым микроскопом

Тема 3. Приготовление микропрепаратов (3 часа). Правила приготовления микропрепаратов

Практическая работа: №3 Приготовление микропрепаратов »Кожица лука»

Практическая работа № 4 «Микромир аквариума»

Тема 4. Бактерии  (12 ч)

     Условия жизни бактерий.  Форма и строение бактериальных клеток. Внешние и внутренние  структуры.  Поведение бактерий.  Способы питания. Распространение и значение бактерий.

                Роль бактерий в биосфере: бактерии гниения – минерализация органических веществ; бактерии  почвенные – почвообразование; бактерии  азотфиксирующие – обогащение почвы  азотом; цианобактерии.

               Значение бактерий в жизни человека  - положительная роль в хозяйственной деятельности: молочнокислые, бактерии брожения; отрицательная – гниение продуктов питания, патогенные  бактерии  возбудители болезней у человека, животных и растений. Методы борьбы с бактериями.  Пастеризация, стерилизация, дезинфекция.

     Практическая работа №5  «Посев и наблюдение за ростом бактерий».

Практическая работа № 6  «Бактерии зубного налёта»

Практическая работа №7 «Бактерии картофельной палочки»

Практическая работа № 8 «Бактерии сенной палочки»

           

Тема 5. Плесневые  грибы (8 ч)

                     Грибы представители особого царства живой природы. Признаки грибов.  Классификация  грибов Особенности плесневых грибов.

                     Значение плесневых грибов. Дрожжи.  Строение и роль дрожжей в жизни человека.

          Практическая  работа № 9 «Мукор».

Практическая  работа № 10  «Пеницилл».

Практическая работа № 11 «Влияние температуры  на рост плесневых и дрожжевых грибов»

       

            Тема 6.   Водоросли (11 ч)

 Микроскопические водоросли – группа низших растений. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные водоросли. Особенности строения и жизнедеятельности.   Значение водорослей в природе и жизни человека.

   Практическая работа № 12  «Изучение одноклеточных водорослей» по готовым микропрепаратам препаратам

                  Практическая работа № 13  «Водоросли – обитатели аквариума»

Тема 7. Лишайники (4 ч). Лишайники – симбиотические организмы.  Строение лишайников. Классификация слоевища.  Особенности  размножения. Значение и роль лишайников в природе. Лишайники как биоиндикаторы окружающей среды.

Практическая работа № 14  «Изучение внешнего и микроскопического строения лишайников. Срез лишайника».

Тема 8. Одноклеточные животные (7 ч)

      Классификация одноклеточных представителей царства животных.  Особенности строения и жизнедеятельности простейших. Способы передвижения. Раздражимость.  Простейшие одноклеточные животные – обитатели водной среды,  возбудители заболеваний человека и животных.  Простейшие – симбионты.

Практическая работа №15. «Изучение простейших одноклеточных организмов в сенном настое».

    Практическая работа № 16   «Реакция простейших на действие различных раздражителей»

              Практическая работа № 17   «Поглощение веществ и образование пищеварительных вакуолей»

                    Практическая работа № 18. Практическая работа «Смена видового состава простейших  в сенном настое».

                Тема 9. Зоопланктон и фитопланктон аквариума (4 час).

Практическая работа № 18 «Зоопланктон и фитопланктон аквариума»

Тема 10. Микроскопические животные (6 ч)

Микроскопические домашние клещи. Значение этих организмов для жизни человека.  

Паутинный клещ, щитовка, тля – паразиты растений. Меры борьбы с вредителями и защита растений.

Практическая работа № 19  «Изучение внешнего строения паутинного клеща, тли, трипсов»

Тема № 11. Подготовка мини-проектов (8 часов).          Подготовка проекта по исследуемой теме. Консультирование.

Тема 12. Защита мини-проектов.(2 часа)

Тема 13. Экскурсия в микробиологическую лабораторию (2 часа).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1 год обучения

В результате занятий в объединении приобретут следующие знания и умения и навыки.

Знания:

  • об историческом развитии микробиологии от простейших,
  • об увеличительных приборах до электронного микроскопа;
  • об особенностях строения представителей различных царств живого мира;
  • о значении изученных организмов в природе и жизни человека.

Умения и навыки:

  • самостоятельно готовить микропрепараты;
  • выращивать культуры различных бактерий и плесневых грибов;
  • изучать и описывать представителей различных царств;
  • наблюдать и сравнивать результаты биологического эксперимента.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Данный курс предполагает  примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у школьников  потребности к расширению и углублению своих знаний. На занятиях курса  мне как учителю представляется возможность  выбрать свою методику из множества инновационных, по новому взглянуть на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Задача учителя заключается не в передаче своему ученику определенного объема знаний. Задача состоит в том, чтобы научить его эти знания добывать самостоятельно. Обучение на курсе направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей 5 – 8  классов: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций.  Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов. Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. Для практических и лабораторных занятий необходимы: световые микроскопы, цифровые микроскопы, лаборатория лабораторное оборудование, ручные лупы, коллекции лишайников, таблицы.  Бактерии, грибы, водоросли, дрожжи для изучения школьники выращивают сами и готовят микропрепараты. На уроке закладываются опыты, исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии. Знания учащихся проверяются с помощью тестовых работ, при этом требования к знаниям и умениям не должны быть завышены, так как чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса.

Требования к написанию исследовательской работы

  Исследовательская работа предполагает выбор учащимися интересующей его проблемы, ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов. Требования к написанию работы.

  Должна четко соблюдаться форма:

- титульный лист,

- оглавление,

- введение,

- основная часть,

- заключение,

- список используемой литературы.

2. Оптимальный объем работы 10 -  15страниц

3. При написании работы  следует использовать не менее 5-10 литературных источников (источники должны быть указаны в алфавитном порядке по фамилии автора, необходимо указать место издания, название издательства, год и страницу).

4. При оформлении титульного листа указывается учебное заведение, в центре тема реферата, ниже справа ФИО учащегося, класс, ФИО учителя, внизу город и год написания.

Что такое исследовательская работа по биологии?

Рекомендации по организации научной работы учащихся.

    Выбор темы научной работы. Составление плана деятельности учащегося.  Постановка цели и определение задач. Знакомство с рекомендуемой литературой. Подбор новых литературных источников.

    Введение к работе. Определение актуальности данной темы, причин ее выбора; перечень задач или проблем, поставленных в работе.

    Наблюдение. Материалы опытов и экспериментов. Оформление статистических данных, их анализ и выводы.

    Результаты работы или выводы. Итоги всей работы (краткий анализ, формулировка основных выводов, определение круга решенных и нерешенных проблем и задач, причины неудач).

  Защита реферата или исследовательской работы.

ТЕМЫ МИНИ-ПРОЕКТОВ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

1. Сообщения:

   1)  Роберт Кох – один из основоположников современной микробиологии.

   2)  Луи Пастер  - отец современной микробиологии  и иммунологии.

   3)  Жизнь и деятельность   Александра Флеминга.

   4)  Малярия или перемежающая лихорадка.

   5)   Трипаносома – возбудитель сонной болезни.

   6)   Жгутиконосцы  - симбионты.

2. Работы исследовательского характера:

   1) «Влияние факторов внешней среды на рост и развитие бактерий».

   2).  «Изучение поведения простейших: реакции их на действие различных

            раздражителей и поглощение веществ».

  1. «Влияние температурных условий на рост развитие плесневых  грибов».
  2. «Изменение видового состава простейших организмов в сенном настое».
  3. «Определение степени загрязнения воздуха по видовому составу лишайников».
  4. Возможны другие темы.

ПЛАН ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Формулировка темы исследования.

2.  Исполнители (фамилия, имя, класс, школа)

3.  Актуальность исследования (чем интересна, в чем важность исследования,

       почему выбрана именно эта тема)

4.  Цель работы.

5.  Задачи исследования.

6.   Гипотеза (возможные результаты)

7.  Методика проведения исследования.

8.  Результаты.

9.  Выводы.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Лабораторная работа:              «Приготовление питательной среды и выращивание культуры картофельной палочки и        гнилостных бактерий».

     Ход работы см. приложение.

Наблюдение за ходом опыта поручить одному ученику. Через неделю он докладывает о результатах своих наблюдений.

5. Беседа.

    1. Какова цель поставленного опыта?

    2. Какие условия должны соблюдаться в ходе опыта?

    3. Как вы думаете, почему необходимы такие условия?

    4. Предположите результаты вашей работы.

 «Приготовление питательной среды  и выращивание культуры картофельной палочки».

Картофельная палочка развивается на картофеле. Для ее получения следует взять неочищенный картофель, нарезать небольшими кубиками, поместить в небольшую посуду, залить доверху водой и нагреть до 80 С  . Для заражения приготовленной питательной среды спорами картофельной палочки нужно опустить в нее небольшой комочек почвы, после этого поставить в теплое место на три дня.  За это время картофельная палочка размножается в большом количестве, ее размеры достигают 15 мкм. Картофельная палочка более крупная бактерия, чем сенная палочка, она хорошо видна при рассмотрении в школьном микроскопе, быстро развивается на питательных средах, которые легко приготовить в условиях школы.

«Выращивание гнилостной палочки»

Гнилостная палочка это бактерии, представляющие собой бесспоровые анаэробные организмы, разлагающие белковосодержащие продукты. Для их выращивания в пробирку  следует поместить кусочек мяса (1 – 2 г), залить его водой, закрыть ватной пробкой и поставить на 2 – 3  дня в теплое место. Клетки этого протея в зависимости от состава  питательной среды и других внешних факторов имеют размеры от 10 до 20 мкм.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Для реализации поставленной цели и задач педагогом дополнительного образования используется следующая литература:

  1. Антипова А.Н., М.П.Травкин.   Бактерии как объект изучения.
  2. А.В.Бинас, Р.Д. Маш, А.И.Никишов  Биологический эксперимент в школе. Москва: «Просвещение», 1990г.
  3. Биология в школе 2005 № 7   Лабораторные опыты по экологии

  1. Бухар М. И           Популярно о микробиологии.   Издательство «Знание» 1989 г.
  2. Дорохина Л. Н.  ,  А.С.Нехлюдова, Руководство к лабораторным занятиям по      ботанике с основами экологии,        Москва.1990г.
  3. Гуревич  А.А.         Пресноводные водоросли (определитель). Из –во «Просвещение», 2004
  4. Жизнь растений, Том 1
  5. Семенов А.М., Логинова Л.Г.   Микроорганизмы. Особенности строение и      жизнедеятельности.   Биология в школе 1991г.  № 6.
  6.  Семенов А.М., Логинова Л.Г.     Селекция микроорганизмов и использование их в     биотехнологии.     Биология в школе,  1993г,  №1
  7. Энциклопедия для детей том 2. Москва, 1995г.
  8. Яхонтов А.А.       Зоология для учителя. Москва «Просвещение» 1987 г.
  9.  Янушкевич  Л.В.  Многообразие простейших   Биология в школе,  №4 2003г.

Литература для родителей:

  1. А.Яхонтов        Зоология для учителя. Москва «Просвещение» 1987 г.

Литература для детей:

  1. Энциклопедия для детей том 2. Москва, 1995г.
  2. М. И. Бухар,  Популярно о микробиологии.   Издательство «Знание» 1989 г.
  3. А.А.Гуревич           Пресноводные водоросли (определитель). Из –во «Просвещение», 2004
  4. Энциклопедия для детей «Хочу всё знать», т. 8

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(2 год обучения)

Перечень разделов, тем

Кол-во

час.

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Вводное занятие.

2 ч

1

1

2

Учебный проект        

« Природное сообщество приливно-отливной полосы залива Терпения»

16 час

6

10

2

Учебный проект «Лишайники»

8 час

2

6

3

Учебный проект «Трутовик»

8

2

6

5

Итоговое занятие

2

2

4

Учебный проект «Комнатные растения»

32

8

24

4.1

Учебный проект «Кактусы»

8

2

6

4.2.

Учебный проект «Растения тропиков»

8

     2

6

4.3

Учебный проект «Двудольные комнатные растения»

8

2

6

4.4.

Учебный проект «Однодольные комнатные растения»

8

2

6

5

Учебный проект «Первоцветы»

3

1

2

6

Итоговое занятие

1

1

Итого

72

23

49

СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА  (72 часа)

2 год обучения

Вводное занятие (2 часа).

Правила безопасного обращения с лабораторным оборудованием: стеклом, иглами, скальпелем, спиртовкой. Правила обращения со световыми и цифровыми микроскопами. Правила поведения на биологической экскурсии

Учебный проект        

« Природное сообщество приливно-отливной полосы залива Терпения» (16 час).

Экскурсия на берег залива Терпения во время отлива, сбор материала, забор воды. Анализ морской воды на наличие солей, примесей, микроорганизмов. Изучение собранных водорослей, моллюсков. Оформление проекта.

Учебный проект «Лишайники» (8 час)

Экскурсия по сбору лишайников. Обработка биологического материала. Микроскопическое строение лишайников. Классификация лишайников. Биологическое значение лишайников в природе. Оформление проекта.

Проект «Трутовик» (8 час)

Экскурсия в природу по поиску и сбору трутовиков. Обработка биологического материала. Микроскопическое строение трутовиков. Классификация трутовиков. Биологическое значение трутовиков в природе. Оформление проекта.

Итоговое занятие (2 часа)

Проект «Комнатные растения» (32 часа)

  1. Учебный проект «Кактусы» (8 час)Изучение школьной коллекции кактусов. Номенклатура школьных кактусов. Микроскопическое строение кактусов. Классификация кактусов. Биологическое значение кактусов в природе. Оформление проекта.
  2. Учебный проект «Растения тропиков» (8 час). Изучение школьной коллекции кактусов. Номенклатура школьных кактусов. Микроскопическое строение кактусов. Классификация кактусов. Биологическое значение кактусов в природе. Оформление проекта.
  3. Учебный проект «Двудольные комнатные растения» (8 час).  Изучение школьной коллекции двудольных растений. Номенклатура школьных двудольных растений. Микроскопическое строение растений. Условия выращивания растений. Оформление проекта.
  4. Учебный проект «Однодольные комнатные растения» (8 час). Изучение школьной коллекции однодольных растений. Номенклатура школьных однодольных растений. Микроскопическое строение растений. Условия выращивания растений. Оформление проекта.
  5. Учебный проект «Первоцветы» (3 часа). Экскурсия «Сахалинские первоцветы». Фотографирование первоцветов. Микроскопирование первоцветов. Оформление проекта

Итоговое занятие (1 часа) Защита проектов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

2 год обучения

В результате занятий в объединении приобретут следующие знания и умения и навыки.

Знания:

  • об увеличительных приборах до электронного микроскопа;
  • об особенностях строения представителей различных царств живого мира;
  • о значении изученных организмов в природе и жизни человека;
  • о природном сообществе приливно-отливной полосы
  • разнообразии лишайников, грибов
  • о комнатных растениях и условиях их выращивания

Умения и навыки:

  • самостоятельно готовить микропрепараты;
  • изучать и описывать представителей различных царств;
  • наблюдать и сравнивать результаты биологического эксперимента;
  • правила поведения на биологической экскурсии
  • правила сбора и обработки биологического материала
  • разработки и реализации учебного проекта

Критерии оценивания проектов учащихся

(матрица оценивания)

 Показатели проявления компетентности

 

Показатели

Предметно-информационная составляющая

6

 1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта

2

 2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения

2

 3.Знание источников информации

2

Деятельностно-коммуникативная составляющая

14

 4.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность

2

 5.Умение формулировать цель, задачи

2

 6.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы

2

 7.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать примерами

2

 8.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью

2

 9.Умение находить требуемую информацию в различных источниках

2

 10.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью

2

Максимально возможное количество баллов – 28

Оценка 3. От 12 до 17 баллов, от 18 до 23 – 4, свыше 24 – 5.  

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА

  1. Краткая аннотация проекта
  2. Постановка проблемы
  3. Цели и задачи проекта
  4. Пути достижения поставленных целей и задач
  5. Ожидаемые результаты и их значимость

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для реализации поставленной цели и задач педагогом дополнительного образования используется следующая литература:

  • Пьянзина Г. И., Методические рекомендации по изучению краеведения. Биология
  • Мультимедийная энциклопедия «Заповедные территории», Сахалинская областная общественная организация клуб «Бумеранг», 2010
  • Наглядно-методическое пособие «Жизнь моря» [Электронный ресурс] Сахалинская областная общественная организация клуб «Бумеранг», 2010
  • «Красная книга Сахалинской области», » [Электронный ресурс] Сахалинская областная общественная организация клуб «Бумеранг», 2010
  • Прогулки по сахалинскому лесу, » [Электронный ресурс] Сахалинская областная общественная организация клуб «Бумеранг», 2010
  • Мультимедийный сборник «Жизнь лосося» » [Электронный ресурс] Сахалинская областная общественная организация клуб «Бумеранг», 2010
  • Мультимедийный сборник «Жизнь и природа Сахалина» » [Электронный ресурс] Сахалинская областная общественная организация клуб «Бумеранг», 2010
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007
  • Википедия.
  • Чернова Н. М. Основы экологии Просвещение, М.: 2004
  • Трайтак Д. И. Книга для чтения по ботанике, М.: Просвещение, 1990
  • Трайтак Д.И. Биологические экскурсии, М.: Просвещение, 1980
  • Журкова Е.Н. Комнатные растения, М.: Просвещение, 1968
  • Учебное проектирование [Электронный ресурс]

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(2 год обучения)

Тема занятия

Кол-во

час.

Формы и методы работы

Оборудование

Дата

План

Факт

1

Вводное занятие.

2 ч

Рассказ

Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы, ножницы

2

Учебный проект        

« Природное сообщество приливно-отливной полосы залива Терпения»

16 час

Экскурсия, исследование, микроскопирование, составление коллекции, оформление проекта

Микроскопы световые и USB, Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы, ножницы, химическое оборудование

2

Учебный проект «Лишайники»

8 час

Экскурсия, исследование, микроскопирование, составление коллекции, оформление проекта

Микроскопы световые и USB, Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы, ножницы, химическое оборудование

3

Учебный проект «Трутовик»

8

Экскурсия, исследование, микроскопирование, составление коллекции, оформление проекта.

Микроскопы световые и USB, Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы, ножницы, химическое оборудование, фотоаппарат.

5

Итоговое занятие

2

Защита проектов

Мультимедийный проектор

4

Учебный проект «Комнатные растения»

32

4.1

Учебный проект «Кактусы»

8

Определение кактусов. Условия выращивания. Микроскопирование

Микроскопы световые и USB, Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы, ножницы

4.2.

Учебный проект «Растения тропиков»

8

Определение растений. Условия выращивания. Микроскопирование

Микроскопы световые и USB, Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы, ножницы

4.3

Учебный проект «Двудольные комнатные растения»

8

Определение растений. Условия выращивания. Микроскопирование

Микроскопы световые и USB, Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы, ножницы

4.4.

Учебный проект «Однодольные комнатные растения»

8

Определение растений. Условия выращивания. Микроскопирование

Микроскопы световые и USB, Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы, ножницы

5

Учебный проект «Первоцветы»

2

Экскурсия. Обработка результатов

Микроскопы световые и USB, Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы, ножницы, фотоаппарат.

6

Итоговое занятие

2

Защита проектов.

Мультимедийный проектор

Итого

72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...