9. Духовность как сущностное качество личности.
опыты и эксперименты по теме

 

                                            Подлинно духовное воспитание личности – задача для государства не актуальная,  решение ее всегда зависело или от идеологических соображений, или от искаженного понимания  природы человека. Сегодня многие учителя, потеряв опору в социуме, активно ищут новые подходы и концепции воспитания, а некоторые – растерялись и требуют: "Дайте нам модель выпускника". Может, не стоит дожидаться социального заказа от государства?  И зачем изобретать велосипед – создавать какой-то новый образ личности, если он существует изначально в самом человеке как духовное начало личности: «задатки образа и подобия Божьего»? Надо принять это как данность и развивать щедрый дар Божий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8._dukhovnost_kak._.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовность в сущностном понимании – это реальное проявление действия духовного мира в человеке и в общественном сознании. Духовный мир, хотим мы этого или нет, действительно существует, но вне восприятия органами чувств человека.

Духовность  применительно к человеку, – это уникальное проявление индивидуального духа конкретного человека во всех сферах его жизнедеятельности: в познании, в общении, в творчестве, в отношении  к миру. Развитие духовности в ребенке  направлено на создание  условий для реализации духовных потребностей, свойственных его сущности. Нельзя развить то, чему нет основания в природе человека.

                     До подросткового возраста за духовное развитие ребенка отвечают взрослые, и от их духовного состояния зависит, чем будет наполнен индивидуальный дух ребенка, какие жизненные ориентиры он изберет.

                     Собственно духовная жизнь личности начинается лет с двенадцати,  когда подросток уже способен к осознанию  своих ценностных ориентиров и своего жизненного пути. Под влиянием духовных сил, действующих на него непосредственно и через других людей, подросток может и отвергнуть привитые ему идеалы, если они не стали его личностной духовной потребностью. Сегодня атеистическое мировоззрение уже не является аксиомой, многие признают, что существует не только материальный, но и духовный мир, где действуют не только силы добра, но и силы зла. Эти силы существенно влияют на формирование внутреннего духовного мира человека. «Власть тьмы» – это не просто художественный образ.

  • Духовность личности – это признание того, что всем людям дарован дух от одного Источника: «Мы одной крови, ты и я».    Эти слова - перефразировка библейского:  «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитания».   Деяния апостолов. 17:26.
  • Духовность личности – это мудрость, понимание происходящего в контексте всемирного хода истории.  Духовен тот, кто, любя свое отечество, чувствует себя   человеком мира.
  • Духовность личности – это любовь, совесть, сострадание, милосердие, терпимость, умение прощать.
  • Духовность личности – это творчество ЛЮБВИ, а не самоутверждения.
  • Духовность личности - это благоговейное отношение к природе как источнику абсолютной красоты и духовное слияние с ней.
  • Духовность личности – это тонкое чутье в восприятии искусства, отвержение зла, в какой бы  красивой упаковке оно ни было представлено в художественном произведении.

Духовная культура человека и общества основывается на системе ценностей и идей, утвердившихся в результате свободного выбора людей. Духовные ценности выражаются в устной и письменной речи, воплощаются в художественных образах, в созданных вещах, в информации.  Умонастроение, духовное состояние людей – вот главный показатель духовной культуры общества, а не высокий уровень цивилизации.

                     Чем выше уровень мышления человека, тем большие духовные мучения он испытывает, видя несовершенство свое и окружающего мира. Именно эти муки духа и могут привести его к Богу.

Духовная жизнь – есть земное бытие личности, переходящее в вечность, при условии покаяния и возрождения от Духа Божьего. Но это вопрос личной веры и никто не может решать его за самого человека.

Если не принимать такое понимание духовности, то очень трудно дать однозначное определение термина ЛИЧНОСТЬ.  Группам учителей предлагалось анонимно ответить на вопрос «Что такое личность?». Получали в основном  перечисления качеств человека. Интересно, что в науке тоже нет четкого определения этого понятия, хотя создано много теорий личности.

Психолог  В. Аверин в учебном пособии «Психология личности» (С.-Пб.,1999 г., стр.19) пишет об этой проблеме: «Мы встречаемся с парадоксальным фактом. Есть наука, есть объект изучения, разрабатываются методы его изучения, выдвигаются гипотезы, формулируются и формируются концепции, теории и целые направления, но никто не в состоянии вразумительно определить предмет изучения. Итак, можно констатировать, что сегодня в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность (как объект воздействия социо-культурной среды - авторское дополнение) и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепризнанная концепция личности. Взгляды зарубежных психологов на личность характеризуются еще большей пестротой».

Каждая теория открывает и объясняет какую-то грань проявления сущности человека. Но все они не выходят из границ  социальной обусловленности формирования личности. А что произойдет с личностью, если социокультурная среда разрушится или станет неадекватной традиционным идеалам? Что тогда будет влиять на мысли и поступки человека? Неужели нет в нем самом  внутренних резервов  и ориентиров для развития? На личностное развитие человека влияют не только генетический и социокультурный факторы, но и духовный. Исходя из концепции духовной основы личности, мы даем такое определение термину:

ЛИЧНОСТЬ – это системное качество, характеризующее человека,  осознанно развивающего свою духовную сущность, дарованную ему от рождения.  «Да, этот человек – личность».