Мастер- класс "Ступени счастья"
учебно-методический материал на тему
Выполнила: Акберова Динара Рафаэлевна, методист, педагог дополнительного образования, объединение «Познай себя» социально – педагогического направления.МБОУ ДОД ЦДТ «Олимп», Приволжского района, г. Казани.
Современному обществу не хватает счастливых людей. Нам всем свойственно воспринимать счастье как удовольствие инстинктивного центра, стремясь к удовольствию и не находя удовлетворения. Хочу привести в пример великое индуистское изречение – «Человек ищет удовольствия, а находит боль». Удовольствие, как тень счастья, создает его иллюзию, но не является таковым на самом деле.
Счастье – удивительная вещь, тайна и загадка, его нельзя ни купить, ни продать. Мы не можем подарить его человеку, у которого его нет. Трудно определить, что такое счастье, но точно известно, что для человека счастье – первейшая необходимость. И так, счастье – это внутренняя жажда, внутренняя цель. Счастье - это и краткосрочное, острое победное состояние, и основа продуктивного творчества в повседневной жизни. Счастье – это состояние радости, блаженства, восторга, экстаза, освобождение от всех отрицательных эмоций, чувство осуществления надежд и мечтаний, решение проблем, удовлетворение желаний и потребностей, достижение целей, ощущение успеха, полнота переживаний самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_stepeni_schastya.akberova_d.r.docx | 32.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс «Ступени счастья».
Выполнила: Акберова Динара Рафаэлевна, методист, педагог дополнительного образования, объединение «Познай себя» социально – педагогического направления. МБОУ ДОД ЦДТ «Олимп», Приволжского района, г. Казани.
Современному обществу не хватает счастливых людей. Нам всем свойственно воспринимать счастье как удовольствие инстинктивного центра, стремясь к удовольствию и не находя удовлетворения. Хочу привести в пример великое индуистское изречение – «Человек ищет удовольствия, а находит боль». Удовольствие, как тень счастья, создает его иллюзию, но не является таковым на самом деле.
Счастье – удивительная вещь, тайна и загадка, его нельзя ни купить, ни продать. Мы не можем подарить его человеку, у которого его нет. Трудно определить, что такое счастье, но точно известно, что для человека счастье – первейшая необходимость. И так, счастье – это внутренняя жажда, внутренняя цель. Счастье - это и краткосрочное, острое победное состояние, и основа продуктивного творчества в повседневной жизни. Счастье – это состояние радости, блаженства, восторга, экстаза, освобождение от всех отрицательных эмоций, чувство осуществления надежд и мечтаний, решение проблем, удовлетворение желаний и потребностей, достижение целей, ощущение успеха, полнота переживаний самореализации.
С точки зрения беатотерапии критерий счастья заключается в бытие. Человек становится счастливым, когда устанавливает в своем сознании и поведении. Счастье - это результат сознательных усилий по изучению и изменению человеком своей жизни. Счастье - это когда себя понимают! Чтобы быть счастливым, человеку необходимо прилагать постоянные усилия, постоянную работу самонаблюдение и самосозидание, найти поддерживать и совершенствовать индивидуальный стиль сознания и поведения, внутренний беатостиль.
Цель беатотерапии: создание условий, при которых человек может сознательно изменить себя и свою жизнь, достигая состояние счастья, а также психологическое изучение закономерностей этого процесса.
Предмет беатотерапии: внутренний мир человека и его повседневная жизнь в процессе сознательного самонаблюдения и преображения.
Возраст обучающихся: 11 -12 лет.
Базисные психотехники: Дневник самонаблюдения, упражнения послания беатотерапии, «Сосуд», упражнение «Солнце радости».
Дневник самонаблюдения.
Важнейшее условие эффективности самонаблюдения — беатотерапевтический дневник. Его ежедневно обязан вести каждый участник беатосообщества, каждому приходится постоянно прикладывать усилия и приучать себя фиксировать ход и результаты самонаблюдения по определенным правилам, с определенной частотой и в определенной последовательности. Иногда записи необходимо делать в течение дня каждые 30 минут, или каждый час, а иногда несколько раз в день в течение недели.
Дневниковые заметки — это весьма короткие записи, но благодаря им участники беатосообщества постепенно открывают много неожиданного в себе, заново знакомятся с собой, приобретают обновленное переживание самих себя и абсолютно новое знание своего внутреннего мира, потенциала, психических возможностей и ресурсов.
Обучение ведению дневника. Невозможно овладеть психотехниками самонаблюдения и беатума, если не научиться ведению беатотерапевтического дневника.
В дневнике сложнее себя обмануть. Труднее выглядеть лучше, хотя и здесь это возможно.
Трудность состоит не в записи, не в фиксации, а в том, чтобы осуществлять самонаблюдение, быть в состоянии беатума в данный момент. На самом деле трудно быть сознательным, но если вам это удалось, то сделать запись — это одна минута, а все рассуждения, что это невозможно — лишь самооправдание.
В работе самонаблюдения врагом является фальшивое воображение, ложное приписывание себе сознательности. Со временем ко многим приходит понимание, что эмоции, которые они испытывали, сумели не выразить и записали в дневник, приучают к самоконтролю, к способности владеть собой. Когда мы механичны, то действуем из поверхностного умственного стереотипа, и только когда сознательны, способны действовать из глубины души. Но сначала надо открыть в себе эти возможности, а потом еще постоянно делать усилия, чтобы их приумножать и фиксировать, стараясь удерживать свой сознательный контакт с обновленными способами реагировать, действовать, жить и общаться. Дневник — великое подспорье в этой работе.
Послания и упражнения.
Каждому в работе с дневником, прежде всего, нужно точно определить, что именно он хотел бы пронаблюдать. Выбор задачи на самонаблюдение помимо личных индивидуальных целей каждого регламентируется общими для всех участников беатсообщества заданиями, которые формулируются в виде еженедельных посланий и упражнений. Послание представляет собой краткое введение в ту или иную область беатотерапии, теории функционирования психических функций и деятельности, которые подлежат самонаблюдению. В текстах упражнений излагаются конкретные задания по самонаблюдению, разъясняется ход и специфика работы. В беатотерапии разработан обширный набор самых разных упражнений, например, направленных на самонаблюдение внешней и внутренней речи. Бучающимся даются специальные задания не говорить каких-то слов, допустим, не говорить «нет» в течение дня. Естественно, когда-то это слово будет произнесено, но очень важно при этом пронаблюдать, почему оно было сказано, при каких обстоятельствах. В упражнениях по самонаблюдению внутренней речи, например, таких самоосуждений, как: «я плохая», «я ошибся», «я не могу», — полезно всякий раз фиксировать обстоятельства, мотивировки и обоснования, которыми эти внутренние высказывания сопровождаются. Самонаблюдения могут быть направлены на какие-то структуры в общении: как клиенты говорят, какие задают вопросы, как слушают.
Очень важно, например, клиенту пронаблюдать собственную манеру перебивать, заметить, в каких именно обстоятельствах он перебивает собеседника, а в каких нет, почему он это делает, к каким последствиям это приводит.
Общестудийные упражнения и дневниковые записи позволяют производить самонаблюдения различных сфер психического мира человека и его личности, применяя при этом различные способы самонаблюдения.
Упражнение, направленное на самонаблюдение ложной личности.
«В начале каждого часа наблюдаем внутренние разговоры, содержащие счета и претензии к другим людям».
Упражнение, направленное на самонаблюдение движений.
«Когда входим или выходим из помещений, садимся в автомобиль или выходим из него — открываем двери за ручки только левой рукой».
Каждый участник беатосообщества обязан прилагать усилия к выполнению упражнений с обязательным еженедельным отчетом о проделанной работе.
В беатотерапии, общение рассматривается, как обмен посланиями, как будто бы люди, общаясь, направляют друг другу письма, SMS и e-mail. Целостное послание всегда состоит из нескольких языков, иными словами, несет в себе содержания, передающиеся одновременно на нескольких разных языках (речь; язык тела).
«Сосуд».
Интересно проанализировать, как в человеке переживание беатума связано с самооценкой. Еще раз подчеркнем, что полноту или опустошенность беатума сложно измерить объективными методами, но с потрясающей быстротой в моменте, здесь и сейчас, она определяется каждым человеком в субъективном отчете при самонаблюдении. В субъективном восприятии это знание очевидно: либо человек чувствует себя живущим полно, либо нет.
Негативные болезненные душевные состояния, такие, как тоска, печаль, обида, в психологии и психотерапии подробно изучались, существует масса убедительных концепций относительно природы этих состояний, но они объясняют переживания людей вообще, изучают обобщенного человека или группы людей.
Важно ли это? Очень. Но в беатотерапии изучаются переживания конкретного человеческого существа, именно поэтому отдается преимущество субъективному отчету.
Сигналом опустошенности сосуда беатума является душевная боль, душевный дискомфорт.
Важно еще раз напомнить, что динамика состояния беатума в аспекте душевной боли может быть понята только на основе принципа относительности. У каждого человека своя боль, и не важно, по каким причинам она возникает. Душевная боль — индивидуальное субъективное переживание.
Состояние беатума оказывает существенное влияние на все психические функции, деятельность, сознание и поведение человека. Интересно рассмотреть влияние переживания беатума на самооценочный процесс.
Переживание беатума не знает линейной шкалы.
В противоположность этому к самооценкам может быть применен принцип шкалирования.
Самооценка — это оценка себя по сравнению с другими. Существуют разнообразные самооценочные шкалы, и можно экспериментально показать, что у одного человека самооценка высокая, у другого низкая, у одного завышенная, а у другого заниженная. Можно сравнивать самооценку с объективными достижениями, с внешними оценками, самооценка может быть когнитивной, эмоциональной, или в виде образов. Себя можно оценивать по самым разным шкалам: здоровье, красота, ум, счастье.
Каковы взаимоотношения субъективного переживания полноты Бытия, беатума, и качества самооценочного процесса? Как будут оценивать себя люди по разным шкалам в зависимости от полноты переживания беатума?
Во-первых, если в какой-то момент человек испытывает чувство полноты Бытия, полное переживание жизненных сил, у него будет адекватная самооценка, он сможет реально оценить свои успехи и свои неудачи.
Во-вторых, при оптимальном для человека переживании полноты Бытия он начинает себя оценивать по разным, по многим шкалам.
Человек способен быть точным в анализе своих достижений, может спокойно сравнить себя с другими. Даже анализируя какой-либо конкретный случай, может увидеть себя в более широком контексте: вспомнить, что в мире есть он сам, и есть его друг, который большего добился. Человек обретает способность спокойно признавать превосходство других, способность к расширенному самооценочному процессу, растет критичность и адекватность самооценок.
Человек может быть счастливым, наслаждаться собой, признавая достоинства других, строго, серьезно, но спокойно анализируя собственные недостатки. Чем более наполнен сосуд беатума, чем более полно переживание человеком своего Бытия, тем строже его самооценки, тем более критичным он становится, тем больше он способен к адекватному и подробному самооценочному процессу. И наоборот, если переживание своего Бытия человеком опустошается, то тогда его самооценочный процесс затрудняется, грубо искажается и даже может вообще прекратиться.
Сосуд беатума и самонаблюдение. Рассмотрим, как переживание беатума связано со способностью человека к самонаблюдению. Самонаблюдение — это глубокий, разносторонний, тончайший анализ себя по разным шкалам, подход к себе с разных точек зрения, разнообразный взгляд на самого себя. На это способен человек с полнотой переживания жизненных сил, с полнотой беатума.
Если беатум опустошен и человек чувствует душевную боль, то даже от беглого взгляда на свой внутренний мир ему становится еще больнее. И он, конечно, не будет себя дальше разглядывать, потому что боль усиливается.
Именно поэтому в состоянии опустошенного сосуда беатума так трудно осуществлять объективное и прогрессивное самонаблюдение, трудно проводить анализ полученных результатов.
Да, беатотерапия — процесс болезненный. Узнавать правду о себе каждому из нас очень больно, ведь мы верим в образ себя, который сами себе создали, который является абсолютно ложным и приукрашенным, стереотипно-защитным.
Поэтому на первом этапе беатотерапии важно создать условия для быстрого пополнения сосуда беатума, иначе никакое самонаблюдение невозможно.
Сосуд беатума и механизмы психологической защиты. В состоянии полноты беатума обшение человека приобретает целый ряд особых свойств и характеристик, например, чистота посланий возможна только при полноте сосуда, когда человек имеет ресурсы к осознаванию себя в процессе общения.
А какие последствия возникают во внутреннем мире и в общении человека, когда его сосуд беатума опустошен и он испытывает душевную боль?
Для понимания динамики происходящих при этом процессов полезно провести в мыслимом эксперименте аналогию между душевной и физической болью. Представим себе, что у человека образовалась рана на руке, обширная, кровоточащая рана, кожный покров нарушен. Проверим, как будет реагировать больная рука, если мы будем обрабатывать её раздражителями разной модальности: приятным, неприятным и нейтральным.
Начнем с нейтрального, допустим, если мы чуть-чуть смочим рану чистейшей водой той же температуры, как и рана. Что мы почувствуем? Мы почувствуем легкую боль. Чуть-чуть неприятно в сравнении со здоровой рукой. Если мы польем здоровую руку водичкой такой же температуры, мы вообще ничего не почувствуем. Рана все-таки отреагирует болью даже на нейтральный раздражитель. Возьмем здоровую руку и погладим. Приятный раздражитель, чувство удовольствия, ласка. Если мы погладим рану, что будет? Будет очень больно. А что будет, если мы ударим здоровую руку — приятного мало. А если мы ударим рану — боль будет очень сильной.
Итак, к каким выводам привел нас этот нехитрый анализ? Раненая поверхность будет реагировать усилением боли при любом раздражителе: при положительном, нейтральном или отрицательном. Любое воздействие к болевому участку вызывает боль, такое состояние может быть названо состоянием повышенной уязвимости.
Уязвимость, состоящая в ощущении боли при любом раздражителе, лишает раненную поверхность возможности дифференциации восприятия окружающего мира. Если поверхность ранена, она не может различить модальность раздражителя, потому что на все воздействия реагирует как на болевые. Обобщая, можно утверждать, что в аспекте физического воздействия раненный участок человеческого тела, организма лишается точности восприятия окружающего мира.
Что мы обычно делаем, когда у нас физическая рана? Перевязываем, бинтуем, обездвиживаем. Положение повышенной уязвимости требует ограничения контактов раненой поверхности с окружающим миром, потому что любое воздействие будет болевым. Значит, надо рану закрыть, защищать, что мы и делаем разными способами.
С нашей душой происходит всё то же самое: если у нас в душе боль, наше психологическое состояние становится повышено уязвимым, и мы лишаем себя возможности определить, кто нам враг, кто нам друг, кто нейтрален, теряем точность восприятия окружающего мира. Это состояние можно проиллюстрировать простыми примерами, которые получены при анализе материалов самонаблюдения. Женщина, испытывая душевную боль, идет по улице и вдруг слышит, что за ее спиной раздается громкий смех. Она в ужасе останавливается, чувствует озноб, удар где-то в солнечном сплетении и говорит себе: «Какой ужас, надо мной уже смеются. На кого я стала похожа?!». А группа смеющихся людей вообще ее не видела, они просто рассказывали анекдоты. Нейтральный раздражитель был воспринят как болевой.
Подобно тому, как мы защищаем свои физические раны, в состоянии повышенной душевной уязвимости независимо от нашей воли и сознания, автоматически, бессознательно срабатывают особые формы психологической защиты. В некоторых психологических школах такие защитные механизмы общения называются буферами. Ложная личность человека — это некое устройство, машина, которая снабжена огромным числом буферов.
В нас срабатывают определенные защитные механизмы, которые уберегают от душевной боли, но их защита символическая, она нефункциональна и даёт лишь временное облегчение. Защитные механизмы не наполняют сосуд беатума и не повышают жизненную энергетику.
Сосуд беатума и стереотипы общения. В итоге формируются такие способы и формы общения с другими людьми, при которых боль не чувствуется лишь временно, но переживание беатума не пополняется. Наоборот, сосуд беатума становится все менее и менее наполненным. И постепенно это приводит человека к ощущению проигрыша, несчастья, к неврозам, к психосоматическим симптомам.
Общение человека с бессознательным использованием защитных стереотипов приобретает совокупность негативных качеств:
— люди в общении делаются похожими друг на друга, теряют собственную уникальность и индивидуальность;
— на время душевная боль уходит, но скоро, в связи с неэффективностью общения, с новой силой возвращается вновь;
— возникает переживание чуждости стереотипного сценария общения собственной природе, истинным целям и намерениям человека;
— общение теряет творческий элемент, новизну, оригинальность и непредсказуемость;
— жизненная энергия буквально утекает, тратится бесполезно и безвозвратно, человек еще больше утрачивает жизненные силы, а сосуд беатума еще больше опустошается.
При беспечном отношении человека к своей душевной боли защитные механизмы общения начинают усиленно размножаться, формируя и усиливая его ложную личность. Чем больше защитных механизмов, тем больше ложной личности, которая направлена только на одну бессознательную формулу — «все, что угодно, только не ощущать, не чувствовать душевной боли».
На основе фиктивно-защитных стереотипов общения в человеке на протяжении всей жизни формируются особые механичные привычки, которые постепенно становятся зависимостями, проявляющимися в общении.
Прежде всего, это отождествление — бессознательное втягивание, погружение в общение, отсутствие сознательного контроля, утрата способности видеть ситуацию отдельно от себя.
Отождествление — это фон, на котором формируются как стереотипы, так и связанные с ними механические привычки: отрицательные эмоции, пустая болтовня, ложное воображение и ложь самому себе.
То и дело через эти вредные психологические привычки, иными словами, негативные психологические зависимости, люди, сами того не замечая, растрачивают в неэффективном общении всю свою энергию.
Клиент беатотерапии, который хотел бы овладеть искусством общения, должен изучать действие в себе стереотипов общения, накапливая через наблюдение и маленькие перемены, через новизну общения жизненные силы, пополняя сосуд беатума.
Необходимо учиться разделять, прежде всего, в самом себе, счастливое, радостное, сознательно выбранное поведение и механичный бессознательный стереотип.
Итак, при опустошении сосуда беатума вся присущая человеку и человеческому общению красота, вся индивидуальность, вся непредсказуемость, творческий характер исчезают, и вместо глубокого проживания непредсказуемости, красоты, уникальности каждого момента люди превращают общение в накатанную дорожку бессознательно зафиксированных формул, свойств, характеристик.
Стереотипы общения — неблагоприятная форма психологической защиты, они временно уберегают нас от душевной боли, но оставляют в царстве механичности, повторяемости, обрекают на фиктивные контакты с людьми, лишают живого переживания. Это поистине дьявольские устройства внутри человека, препятствующие его счастью.
Беатотерапия предлагает один путь — изучать себя и растворять механические бессознательные защитные механизмы, сознательно выбирать новые формы общения.
Упражнение «Солнце радости».
Цель: осознать радостные моменты жизни, создавать позитивное настроение.
Участники группы индивидуально рисуют солнце так, как это делают дети: круг, а от него расходятся лучи. На каждом луче необходимо написать то, чему участник группы радуется в жизни. Количество таких лучей не ограничено. Рисуйте и пишите столько, сколько именно вам необходимо. Обращайте, пожалуйста, внимание нате чувства и мысли, которые у вас появляются в процессе выполнения упражнения. Затем участники делятся своими «солнечными лучами» друг с другом. «Солнечный луч» можно давать не только одному человеку. Прислушайтесь к себе. Обращайте внимание на свои чувства, переживания, мысли, когда делитесь «лучиками вашей радости» и когда получаете от других людей их лучи.
Обсуждение: Чем бы вы хотели поделиться после этого упражнения? Какие чувства и мысли возникали у вас во время выполнения упражнения? Что с вами происходило, когда вы делились с другими членами группы «лучиками вашей радости» и получали от других лучи? Получили ли вы какой – то нужный для вас именно сейчас лучик? Удалось ли этим лучам согреть ваши сердца?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Птица счастья. Традиционная народная игрушка России"
Мастер-класс "Птица счастья. Традиционная народная игрушка России" в технике художественного выжигания может быть использован на уроках технологии в ходе изучения темы «Народное творч...
Мастер-класс на тему «Человеку для счастья надо…»
Добрый день, уважаемое жюри, коллеги! Сегодня я хочу поговорить с вами о счастье. Школа не дает готовых уроков счастья, ...
Мастер-класс "Народная игрушка. Кукла на счастье"
В мастер-классе размещён фото-материал с подробными комментариями по изготовлению традиционной куклы на счастье. Данная кукла может стоять, что является редкостью в работах данного вида. Р...
Презентация мастер-класс "Птица счастья"
Щепная птица счастья - мастер-класс создания птицы в технике оригами....
Мастер -класс по тестопластике для педагогов "Подкова на счастье"
Мастер -класс по тестопластике для педагогов "Подкова на счастье"...
Мастер-класс «Лестница к счастью»
Мастер-класс на конкурс "Классный руководитель-2015"...
Мастер-класс Доска Городецкое счастье
Мастер-класс Доска Городецкое счастье...