Рабочая программа "Физкультурно-спортивная направленность" Борьба дзю-до. УТГ - 2. ГНП - 2
рабочая программа по теме

образовательная програмима по борьбе дзю-до для ГБОУ РХ ДОД КСДЮСШОР для групп начальной полготовки 2-го года обучения и учебно-тренировочной группы 2-го года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma2.docx62.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное  Образовательное Учреждение Республики Хакасия Дополнительного Образования Детей “Комплексная Специализированная Детско – Юношеская Спортивная Школа Олимпийского Резерва”

Утверждаю: ГБОУ РХ ДОД “КСДЮСШОР”

    Директор Е.Ю. Костяков  

   

    Приказ № _____ от «__» _______2013 г.  

Рабочая программа

                     Физкультурно- спортивная направленность Борьба дзюдо УТГ-2. ГНП - 2

Тренер- преподаватель: Соломонов Вячеслав Иванович

Абакан. 2013г.


Пояснительная записка

Образовательная программа по борьбе дзюдо для ГБОУ РХ ДОД “Комплексная специализированная детско - юношеская спортивная школа олимпийского резерва" изложена в соответствии с Федеральным законом РФ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” от 4 декабря 2007 № 329-ФЭ; законом Верховного Совета Республики Хакасия “Об образовании” от 22 сентября 2004 №53; Примерной программой для системы дополнительного образования детей: ДЮСШ, СДЮШОР-М.: Советский спорт 2003г.; методическими рекомендациями по организации деятельности спортивных в Российской Федерации (письмо Федерального Агентства по физической культуре и спорту от 12.12.2006г. № СК-02-10/3685).

Программа содержит научно-обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса спортсменов по борьбе дзюдо на различных этапах подготовки.

Рабочая программа составлена для учебно-тренировочных групп второго года обучения, и групп начальной подготовки второго года обучения отделения борьбы дзюдо КСДЮСШОР. Возраст обучающихся (10-15 лет).

Цель, задачи и преимущественная направленность этапа (учебно-тренировочных групп 2 года обучения)

  • Создание предпосылок к дальнейшему повышению спортивного мастерства на основе всесторонней, обшей физической подготовки, воспитания специальных физических качеств, повышения уровня функциональной подготовленности и освоения допустимых тренировочных нагрузок;
  • Совершенствование в технике и тактике борьбы дзюдо, накоплении соревновательного опыта;
  • Подготовка и выполнение нормативных требований по физической и специальной подготовке.

Цель, задачи и преимущественная направленность этапа (начальной подготовки 2 года обучения)

  • Создание предпосылок к дальнейшему формированию устойчивого интереса к занятию спортом на основе всесторонней, общей физической подготовки, воспитания специальных физических качеств, повышения уровня функциональной подготовленности и освоения допустимых тренировочных нагрузок;
  • Совершенствование в технике и тактике борьбы дзюдо, накоплении соревновательного опыта;
  • Подготовка и выполнение нормативных требований по физической и специальной подготовке.

Для реализации Рабочей программы по данному году обучению используется учебный материал общеобразовательной программы, который представлен в разделах, отражающих тот или иной вид подготовки борцов; теоретическую, физическую, технико-тактическую, психическую, соревновательную. А также используются разделы, в которых практические занятия по цели (учебные, учебно-тренировочные, контрольные и соревновательные); количественному составу занимающихся (индивидуальные, групповые и индивидуально-групповые). На учебных занятиях усваивается новый материал, осуществляется обучение основам техники и тактики борьбы дзюдо.


На учебно-тренировочных занятиях наряду с разучиванием нового материала и закреплением пройденного внимание уделяется повышению общей и специальной работоспособности борцов.

В процессе тренировочных занятий осуществляется совершенствование физической, психологической и специальной подготовленности борцов, а также создаются предпосылки для повышения эффективности ранее изученных технико-тактических действий.

Контрольные занятия применяются в конце отдельных этапов подготовки. На занятиях принимаются зачёты по технике, проводится сдача контрольных нормативов.

Соревновательные занятия применяются для формирования у борцов соревновательного опыта. Они проводятся в форме неофициальных соревнований классификационные соревнования, прикидки для окончательной коррекции состава команды, матчевые встречи.

В качестве внеурочных форм занятий в КСДЮШОР рекомендуется проводить различные воспитательные и оздоровительные мероприятия (спортивные вечера с показательными выступлениями, походы, экскурсии, игры на свежем воздухе и т.п.). Учебные группы комплектуются с учётом возраста и степени подготовленности занимающихся. Занятия в учебно-тренировочных группах проводятся главным образом групповым методом. Во время организации и проведения занятий рекомендуется обратить особое внимание на соблюдение мер по предупреждению и профилактике травматизма, а также санитарно - гигиенических требований к местам занятий, оборудованию и спортивному инвентарю.

Самостоятельная (индивидуальная) работа спортсмена ("ежедневное занятие утренней зарядкой и самостоятельное выполнение заданий тренера по совершенствованию отдельных элементов техники и развитию необходимых физических качеств). В соответствии с порядком, установленным Министерством здравоохранения РФ, все занимающиеся проходят врачебный и медицинский осмотр один раз в 6 мес. а также перед участием в каждом соревновании. Особое внимание в учебно-тренировочном процессе по борьбе рекомендуется уделять воспитательной работе со спортсменами (занятия по воспитанию морально- нравственных качеств, трудолюбия, дисциплинированности, по развитию общественной активности).

Инструкторскую и судейскую практику спортсмены проходят в процессе учебно - тренировочных занятии и соревнований.


Учебный план  - график распределения учебных часов на 2013-2014 учебный год(УТГ-2го)

                        Периоды                 Подготовительный             Соревновательный                       Переходный

Всего

часов

п/п

Месяцы

IX

X

XI

XII

1

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

1.

Техника

20

20

20

16

18

16

16

18

16

16

12

20

208

2.

Тактика

10

10

10

8

8

8

8

8

8

8

6

6

98

3

Специальная

физическая

подготовка

4

6

8

4

6

4

8

4

2

2

2

50

4

Общая

физическая

подготовка

11

12

7

6

3

6

6

7

7

14

21

100

5

Волевая

подготовка

2

2

2

2

4

2

4

2

2

2

4

4

32

6

Нравственная

подготовка

2

2

2

2

2

10

7

Теория и методика

2

2

2

2

2

2

2

14

8

Инструкторская и

судейская

практика

2

4

2

2

8

2

4

24

9

Соревновательная подготовка

6

8

8

8

30

10

Зачетные

требования

10

10

11

Рекреация

2

2

2

6

4

6

6

6

6

6

2

48

Всего часов

51

54

51

54

51

48

54

54

51

51

54

51

624


Учебный план -график распределения учебных часов на 2013-2014 учебный год(ГНП-2го)

                    Периоды                            Подготовительный             Соревновательный                Переходный

Всего

часов

п/п

Месяцы

IX

X

XI

XII

1

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

1.

Техника

14

10

10

12

8

8

10

16

10

14

12

8

132

2.

Тактика

4

4

4

4

6

6

6

4

2

8

10

10

68

3

Специальная

физическая

подготовка

4

4

4

4

6

6

6

4

2

40

4

Общая

физическая

подготовка

8

10

8

10

4

2

4

6

4

8

12

14

90

5

Волевая

подготовка

2

2

2

2

2

2

12

6

Нравственная

подготовка

2

2

2

6

7

Теория и методика

2

2

2

2

2

2

12

8

Инструкторская и

судейская

практика

2

2

2

2

2

10

9

Соревновательная подготовка

6

6

6

18

10

Зачетные

требования

8

8

11

Рекреация

2

4

4

4

2

4

20

Всего часов

34

36

34

36

34

32

36

36

34

34

36

34

416


Примерный план теоретической подготовки для групп начальной подготовки 2 года обучения

  1. Личная и общественная гигиена. (Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом. Гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена  спортивных сооружений). 3 часа
  2. Закаливание организма. (Значение и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем)  Зчаса.
  3. Зарождение и развитие борьбы дзюдо (История борьбы дзюдо)  3 часа.
  4. Самоконтроль в процессе занятий спортом (Сущность самоконтроля и его роль в занятиях спортом. Дневник самоконтроля, его форма и содержание) 3 часа.

Примерный план теоретической подготовки для учебно - тренировочных групп 2-го года обучения

  1. Физическая подготовка (Понятие о физической подготовке. Основные сведения о её содержании и видах. Краткая характеристика основных физических качеств, особенности их развития) 3 часа.
  2.  Общая характеристика спортивной тренировки (Понятие о спортивной тренировке, её цель, задачи и основное содержание. Общая и специальная физическая подготовка. Технико-тактическая подготовка. Роль спортивного режима и питания) 3 часа.
  3.  Основные средства спортивной тренировки (Физические упражнения. Подготовительные, общеразвивающие  и специальные упражнения. Средства разносторонней подготовки) 3 часа.
  4. Лучшие спортсмены и сильнейшие команды мира по борьбе дзюдо (Чемпионы и призеры Мира, Европы, России а также Олимпийских игр) 3 часа.
  5.  Единая Всероссийская Спортивная Классификация (Основные сведения о ЕВСК. условия выполнения требований и норм ЕВСК) 2 часа.

Средства для совершенствования физической подготовки борца

(для всех годов обучения)                          Обшеподготовительные упражнения

  1. Строевые и порядковые упражнения
  2. Ходьба
  3. Бег
  4. Прыжки
  5. Метания
  6. Переползания
  7. Упражнения без предметов:

а) упражнения для рук и плечевого пояса

б) упражнения для туловища

в) упражнения для ног

г) упражнения для рук, туловиша и ног

д) упражнения для формирования правильной осанки

е) упражнения на расслабление

ж) дыхательные упражнения

  1. Упражнения с предметами:

а) со скакалкой

б)с гантелями

в)с гирями, со штангой

  1. Упражнения на гимнастических снарядах:

а) на гимнастической стенке

б) на гимнастической скамейке

в) на перекладине

г) на канате

10. Подвижные игры и эстафеты

11.Спортивные игры


Техника З киу, зеленый пояс(для учебно-тренировочной группы 2го года обучения)

Броски-Nage Waza:

 1 .       Зацеп снаружи - Ко Soto Gari

  1. Бросок через бедро захватом за пояс-Tsuri Goshi
  2. Боковая подножка (седом) с п аде ни ем-Yo ко Otoshi
  3. Бросок через ногу в сторону-Ashi Guruma
  4. Подсад голенью-Напе Goshi
  5. Передняя подсечка под отставленную ногу-Harai Tsuri Komi Ashi
  6. Бросок через голову-Тотое Nage
  7. Мельница-Ка1а Guruma
  8. Бросок захватом двух Hor-Sode Tsuri Komi Ashi

 Приемы борьбы лежа-Nе Waza:

1 .         Удушающий предплечьем спереди-Kata Juji Jime

  1. Удушающий верхом скрещивая лодони-Gyaku Juji Jime
  2. Удушающий спереди скрещивая ладони вниз-Nami Juji Jime
  3. Удушающий сзади плечом и предплечьем с упором в затылок-HadakaJime
  4. Удушающий сзади двумя отворотами -Okuri Eri Jime
  1. Удушающий отворотом сзади выключая руку-Kata На Jime
  2. Узел nonepeK-Ude Garami

8.            Рычаг локтя при захвате руки двумя ногами-Ude Hishigi Juji Gatame


Технико-тактическая подготовка

 Тренировочные задания:

  1.  Тренировочные задания по решению эпизодов схватки
  2.  Тренировочные задания с использованием положения мост
  3.  Задания для учебных и учебно-тренировочных схваток
  4.  Тренировочные задания по преодолению блокирующих упоров атакующими захватами
  5.  Решение заданий дебютами
  6.  Тренировочные задания по созданию условий для проведения технико-тактических действий
  7.  Тренировочные задания по освоению навыков
  8.  Тренировочные задания по освоению способов создания рычага сил для опрокидывания
  9.  Тренировочные задания по созданию критической ситуации
  10.  Тренировочные задания по завоеванию активной позиции
  11.  Тренировочные задания по совершенствованию защитных действий
  12.  Тренировочные задания по совершенствованию тактики ведения схватки (в целях защиты)

Судейско-инструкторская практика

В учебно-тренировочном процессе для борцов необходимо предусмотреть:

  •  приобретение судейских навыков в качестве руководителя ковра, бокового судьи, арбитра, судьи-секундометриста, судьи-информатора (во время проведения показательных выступлений);
  •  организационную работу по подготовке и проведению соревнований в составе оргкомитета;
  •  составление положения о соревновании;
  •  оформление судейской документации: заявка от команды; протоколы взвешивания; протоколы хода соревнования; протоколы результатов схватки; отчет главного судьи соревнований; таблица составления пар;
  •  изучение особенностей судейства соревнований по борьбе дзюдо;
  •  освоение критериев оценки технических действий в схватке; оценка пассивности; объявления замечания и предупреждения за пассивную борьбу; определения поражения в схватке за нарушение правил и равенстве баллов; оценка борьбы в зоне пассивности и на краю ковра.

Зачетные требования

По общей и специальной физической подготовке:

В течение года в соответствии с планом годичного цикла тренировки сдача контрольных нормативов, соответствующих возрасту и году обучения.

По технико-тактической подготовке:

Знать и уметь выполнять на оценку основные элементы техники, тактики в соответствии с программным материалом каждого года обучения

По психологической подготовке:

Уметь управлять и регулировать эмоциональные состояния, настраиваться на схватку с различными противниками.

Уровень морально- волевых качеств должен позволять борцу проявлять свои максимальные возможности в экстремальных ситуациях, создаваемые рангом соревнований, силой соперников, ответственностью в командных соревнованиях, необъективным судейством и т.д.

Для этого борец должен:

- Уметь управлять своим психическим состоянием:

а) с целью сохранения энергии к началу соревнований

б ) распределения нервной энергии к началу соревнований

-  Уметь воздействовать на психику соперника с целью подавления его воли

-  Уметь выкладываться в ответственных поединках до конца

- Обладать хорошей психологической устойчивостью к воздействиям неблагоприятных факторов (необъективное решение судей, травм, проигрыш по оценкам в схватке, отрицательная реакция зрителей и тд.)

- Уметь стойко переносить усталость, болевые ощущения в ходе схватки, недомогание связанные с гонкой веса

-   Ставить интересы коллектива выше своих собственных.

- Подчинять свои действия в поединке указаниям тренера, воспринимать их как приказ на определенный период схватки.

По теоретической подготовке

Знать и уметь применять на практике программный материал соответствующего года обучения.


Теоретическая подготовка

Основные формы проведения теоретических занятий: лекции, беседы как элемент практических занятий непосредственно в процессе спортивных занятий.

Методы обучения: проблемный метод анализа конкретных ситуаций, программированное обучения.

Целевая направленность: выработать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.

Психологическая подготовка

Основная задачи:

  •  привитие устойчивости интереса к занятиям спортом
  •  формирование установки на тренировочную деятельность
  •  формирование волевых качеств спортсмена
  •  совершенствование эмоциональных свойств личности
  •  развитие коммуникативных свойств личности
  •  развитие и совершенствование интеллекта спортсмена

Методы психологической подготовки: беседы, убеждения, педагогическое внушение, методы моделирования соревновательной ситуации через игру.

Воспитательная работа

Основные задачи воспитания:

  •  мировоззренческая подготовка (понимание целей и задач подготовки к ответственным соревнованиям, ценностного отношения к таким понятиям, как Отечество, честь, совесть);
  •  приобщение спортсменов к истории, традициям, культурным ценностям Отечества, российского спорта, своего вида спорта, формирования потребности в их приумножении
  •  преданность к идеалам отечества (развитие таких качеств личности у спортсменов, как умение самоотверженно вести спортивную борьбу в любых условиях за выполнение поставленной задачи в конкурентном соревновании);
  •  развитие стремления следовать нормам гуманистической морали, культуры межличностных отношений, уважения к товарищам по команде независимо от их национальности и вероисповедания;
  •  формирование убежденности в необходимости спортивной дисциплины, выполнения требования тренера;

-   развитие потребности в здоровом образе жизни, готовности и способности переносить большие физические и психические нагрузки.

Методы:        убеждение, упражнение, пример, поощрение, принуждение, наказание. Формы воспитательной работы:

  •  индивидуальные и коллективные беседы;
  •  информирование спортсменов по проблемам военно-политической обстановки в стране, в мире, социальной ситуации в обществе, хода государственных реформ в стран, и в частности в спорте;
  •  собрание с различными категориями специалистов, работающих со спортсменами при подготовке к соревнованиям (тренерами, врачами, массажистами, научными сотрудниками, обсуждающим персоналом);
  •  организация экскурсий, посещение музеев, театров выставок;
  •  празднование Дней защитников Отечества, Дня Победы, посещение воинской части, общественно-политических организаций;
  •  анкетирование, опрос различных категорий спортсменов и членов их семей, рабочих и обслуживающего персонала спортивных школ с целью определения воспитательных потенциала спортивных коллективов и непосредственного окружения спортсменов;
  •  квалифицированная реклама жизнедеятельности сильнейших спортсменов России и пропаганда побед отечественного спорта на международной арене в прошлом и настоящем.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И МЕРОПРИЯТИЯ

Величина тренировочных нагрузок и повышение уровня тренированности зависит от темпов восстановительных процессов в организме спортсмена. Средства восстановления подразделяют на три типа: педагогические, медико-биологические и психологические.

Факторы педагогического воздействия, обеспечивающие восстановление работоспособности:

  •  рациональное сочетание тренировочных средств разной направленности;
  •  правильное сочетание нагрузки и отдыха, как в тренировочном занятии, так и в целостном тренировочном процессе;
  •  введение специальных восстановительных микроциклов и профилактических разгрузок;
  •  выбор оптимальных интервалов и видов отдыха;
  •  оптимальное использование средств переключения видов спортивной деятельности;
  •  полноценные разминки и заключительные части тренировочных занятий;
  •  использование методов физических упражнений, направленных на стимулирование восстановительных процессов дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и т.д.);
  •  повышение эмоционального фона тренировочных занятий;
  •  эффективная индивидуализация тренировочных воздействий и средств восстановления;
  •  соблюдение режима дня, предусматривающего определенное время для тренировок.

Медико - биолошческие средства восстановления

С ростом объема средств специальной физической подготовки, интенсивности тренировочного процесса, соревновательной практики необходимо увеличивать время, отводимое на восстановление организма юных спортсменов. На УТ-этапах при увеличении соревновательных режимов тренировки могут применяться медико-биологические средства восстановления, к которым относятся: витаминизация, физиотерапия, гидротерапия, все виды массажа, русская парная баня и сауна. Все перечисленные средства восстановления должны быть назначены и постоянно контролироваться врачом.

Психологические методы восстановления

К психологическим средствам восстановления относятся: психорегулирующие тренировки, разнообразный досуг, комфортабельные условия быта; создание положительного эмоционального фона во время отдыха, цветовые и музыкальные воздействия. Положительное влияние на психику и эффективность восстановления оказывают достаточно высокие и значимые для спортсмена промежуточные цели тренировки и точное их достижение. Одним из эффективных методов восстановления является психомышечная тренировка (ПМТ). Проводить ПМТ можно индивидуально и с группой, после тренировочного занятия. В учебно-тренировочных группах ПМТ рекомендуется проводить в конце недельного микроцикла, после больших тренировочных нагрузок или в дни учебных и учебно-тренировочных поединков.

Методические рекомендации

Постоянное применение одного и того же средства восстановления уменьшает восстановительный эффект, т.к. организм адаптируется к средствам локального воздействия. К средствам общего воздействия (парная баня, сауна в сочетании с водными процедурами, общий ручной массаж, плавание и др.) адаптация организма происходит постепенно. В этой связи использование комплекса, а не отдельных восстановительных средств дает больший эффект.

При составлении восстановительных комплексов следует помнить, что вначале надо применять средства общего воздействия, а затем локального.

При выборе восстановительных средств особое внимание необходимо уделять индивидуальной переносимости тренировочных и соревновательных нагрузок. Для этой цели могут служить субъективные ощущения юных спортсменов, а также объективные показатели контроля в тренировочных занятиях, рекомендованные выше.


ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

ДЛЯ УТГ-2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ 13-15 ЛЕТ Основные показатели для контроля развития физических качеств.

Вид двигательной деятельности

Развиваемое

физическое

качество

Упражнения

_

14 лет

До 50 кг

До 66 кг

Св 66 кг

1

2

3

4

5

6 1

Легкая атлетика

Быстрота

Бег 30 м (с)

Бег 60 м (с)

Прыжок в длину с места (см)

4.8

8.8

190

5.0

9.0

200

5,4

92

205

Ловкость

Челночный бег 3x10 м с ходу (с).

7,0

7.1

7,4 j

Выносливость

Бег 800 м. {мин с)

2,40

2,50

з.оо ;

Бег 400 и ( мин с)

1,08

1,09

1,14 I

Гимнастика

Силовая выносливость

Подтягивания на перекладине (кол-ве ра.>)

12

10

8 1

Лазание по канату 5 м с помошью ног (с)

14

12

15

1

Сгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз)

30

32

28

Лазание по канату 4 м без помощи ног (с)

9,4

9,8

10,0

Поднимание ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке f кол * во раз )

8

7

5

Выносливость

Сгибание рук в упоре лежа (кал- во раз)

60

56

40

Быстрота

Подтягивание на перекладине за 20с (кол-во раз)

т

6

4

Сгибание рук в упоре лежа за 20с (кол-во раз)

21

20

16

Сгибание туловища лежа на спине за 20с (кол-во раз)

21

20

16

          1                        2                                        

             3

4

5

6

Спортивная

 борьба

Силовая выносливость

Приседали* с партнером на плечах (кол-во раз)

8

10

б |

Подъем партнера захватом туловища сзади (партнер ка четвереньках!

(кол-во раз)

10

14

8 1

Тяжелая атлетика

Сила

Толчок штанги двумя руками Свой вес +5 кг - отлично Свой вес - хорошо Свой вес -5 кг- - удовлетворительна

Другие

виды

Быстрота

Бросок набивного мяча назад (и)

8

9

9 |

Бросок набивного мяча (3 кг) из-за головы вперед (М)

5,5

7,0

7,5 |

Дзюдо

Быстрота

10 бросков партнера на время

Индивидуальные

нормативы

Перемещение приставными шагами через метровую зону (раз)

34

30

26 |


Учебно-методическое обеспечение

 Место проведения занятий

г.Абакан ул.Чехова 76а Спортивный зал борьбы дзюдо

Спортивный зал:

1.  Общая площадь200м2 шир10м ,дл-20м .высота – 6 м

 2. 3ал ОФП - общая площадь 50м2. Шир-5м, дл-10м

Инвентарь, оборудование: 2комплекта татами 10x10м, 2каната, 1 рукав, шведская стенка, турники, брусья, мячи, скакалки, гири, штанга, тренажеры для различных групп мышц

Наглядно-дидактические материалы

  - наличие информационных стендов

-    спортивная литература


Список используемой литературы

  1. Дзюдо: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских школ,специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва\Акопян А.О. и др.-М.:Советский спорт,2003.— 96с.
  2. Игуменов В. М., Подливаев Б. А. Спортивная борьба.- IVl.: Просвещение, 1993.-128с.
  3. Каплин В.Н., Еганов А. В., Сиротин О. А. Оценка уровня специальной и общефизической подготовленности дзюдоистов-юниоров:Метод. Рекомендации.-М.:Госкомспорт, 1990.—22с.

4.0золин Н. Г. Настольная книга тренера: наука побеждать.- 000”Издательство ACT”,2003.-863с.

5-Письменский И. А., Коблев Я. К., Сытник В. Н. Многолетняя подготовка дзюдоистов.-М.:ФиС,1982.-328с.

  1. Платонов В. Н.Подготовка квалифицированных спортсменов.-Физкультура и спорт,1986.-286с.
  2. Сиротин О. А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов.-Челябинск,1996.-315с.
  3. Станков А. Г. Индивидуализация подготовки борцов.-М.:ФиС,1995.-241с.

Э.Тищенков И.И., Извеков В.В.Борьба в одежде: дзюдо и самбо для женщин. -М.,1998.-168с.

10. Туманян Г.С. Спортивная борьба : отбор и планирование.- М.:Физкультура и спорт,1984.-144с.

И.Ярыгин И.С.Суровые мужские игры.-Красноярское книжное издательство, 1995.-135с.

12.Миндиашвили Д.Г.,Завьялов А.Н. Учебник тренера по борьбе.- Красноярск,! 995.-128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...