Программа кружка "Юный эколог"
рабочая программа по теме

Балкова Елена Александровна

В  настоящее время  назрела необходимость усиления практической направленности экологического воспитания школьников, привлечения их к реальным мероприятиям по сохранению родной природы. Поэтому данная программа является актуальной и педагогически целесообразна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ekologicheskogo_kruzhka.docx45.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сусатская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДЕНО

Директор   МБОУ Сусатская СОШ

__________________/С.Н.Резников/

Приказ № ___от «___» ______20__г.

Программа кружка

«Юный эколог»

(эколого-биологическое направление)

Возраст обучающихся: 12-15 лет

Срок реализации: один год

Руководитель:

учитель биологии и химии

МБОУ Сусатская СОШ

Балкова Елена Александровна

2013 г.

х.Сусат

I. Пояснительная записка

Все больше и больше людей в мире задумываются о взаимоотношениях человека и природы. По образному выражению Морриса  Стренга, Генерального  секретаря Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию, «или будет спасен весь мир, или погибнет вся цивилизация». Только люди с новым взглядом на окружающий мир, с новой системой ценностей смогут обеспечить последующее развитие цивилизации.

 В  настоящее время  назрела необходимость усиления практической направленности экологического воспитания школьников, привлечения их к реальным мероприятиям по сохранению родной природы. Поэтому данная программа является актуальной и педагогически целесообразна.

Программа обладает рядом преимуществ. Она не связана рамками учебных программ, осуществляется в различных условиях, вариативна.

Содержание программы ориентировано на формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Цель: экологическое просвещение и создание условий для повышения уровня экологической культуры обучающихся.

Задачи:

образовательные: формировать систему экологических знаний в области биологии и экологии через развитие интереса к дополнительному материалу;

развивающие: развивать у детей навыки общения с живой природой посредством фенологических наблюдений, творческой деятельности и практической работы;

воспитательные: воспитывать у детей любовь и бережное отношение к  природе и всему окружающему миру через экологические игры, викторины, экскурсии, просмотры видеофильмов о природе, а также мотивацию к трудолюбию, активности, самостоятельности, коллективизму, сформировать потребность в природоохранной деятельности посредством проведения экологических акций.

Структура программы предлагает наличие теоретических, практических, экскурсионных занятий и часов для самостоятельной работы в зависимости от темы.

Данная программа ориентирует преподавателя на развитие у школьников знаний об экологии своей малой родины, на формирование экологического сознания через познание экологического состояния природы той местности, где они живут.

Приоритетное направление деятельности – стимулирование творческой активности ребёнка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.

Данная программа рассчитана на один год обучения, 1 час в неделю, итого 35 часов в год. Программа соответствует основному общему образованию и предназначена для занятий с обучающимися общеобразовательных школ, имеющих повышенную мотивацию в области изучения экологии в возрасте 12-15 лет. Количество обучающихся в группе – 15 человек.

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся должны знать: что такое экология и что она изучает; значение экологических знаний; редких животных и растений Красной книгиРостовской области; видовое разнообразие биогеоценозов родного края; экологические основы рационального использования биологических ресурсов; последствия антропогенного влияния на природу; глобальные проблемы экологии.

Учащиеся должны уметь:видеть красоту родного края; давать оценку состоянию окружающей среды; находить пути решения экологических проблем;работать с разными источниками экологических знаний;аргументированно выступать в защиту природы; проводить простейшие наблюдения; осуществлять элементарные природоохранные мероприятия;разрабатывать плакаты и листовки экологического содержания; ухаживать за культурными растениями; презентовать собственные творческие работы; пропагандировать полученные знания.

II. Учебно-тематический план.

Название разделов и тем

Форма занятия

Количество часов

Всего

Теория

Прак

тика

I

Введение в экологию.

2

1.

Значение экологических знаний в жизни людей.

Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии

1

-

2.

Краткая история экологии.

Презентация

1

-

II

Основные среды жизни и адаптации к ним организмов.

4

1.

Основные среды жизни и факторы среды.

Лекция с элементами беседы

1

-

2.

Основные пути приспособления живых организмов к условиям обитания.

Семинар

1

-

3.

Понятие о биогеоценозе. Биогеоценозы родного края.

Экскурсия

-

1

4.

Охрана биогеоценозов.

Видеоурок

1

-

III

Экология и практическая деятельность человека.

4

1.

Экологические основы рационального использования биологических ресурсов.

Лекция

1

-

2.

Экологизация сельского хозяйства и промышленности.

Лекция с элементами беседы

1

-

3.

Последствия хозяйственной деятельности человека на территории х.Сусат.

Круглый стол

1

-

4.

Мусору – вторую жизнь.

Практическая работа

-

1

IV

Глобальная экология.

7

1.

Биоразнообразие – шанс на спасение.

Видеоурок  с элементами беседы и дискуссии

1

2.

Спасение озонового слоя.

Видеоурок

1

3.

Что такое парниковый эффект.

Видеоурок

1

4.

Климат – проблема будущего.

Видеоурок

1

5.

Исчезающая земля.

Видеоурок

1

6.

Черное море – смерть или отсрочка приговора.

Видеоурок

1

7.

Наш будущий мир.

Видеоурок

1

V

Охрана природы.

3

1.

Красная книга растений Ростовской области.

Презентация

1

2.

Красная книга животных Ростовской области.

Презентация

1

3.

Биосферные заповедники. Состояние и контроль.

Видеоурок

1

VI

Пропаганда и разъяснение идей охраны природы.

7

1.

Разработка плакатов и листовок.

Практическая работа

-

1

2.

Подготовка презентаций по охране окружающей среды и выступление перед обучающимися школы.

Самостоятельная работа

Агитбригада

-

3

3.

22 марта – Всемирный день воды.

Семинар

1

-

4.

1 апреля – Всемирный день охраны птиц.

КВН

1

-

5.

22 апреля – Всемирный День Земли.

Экологический симпозиум

1

-

VII

Сохранение и использование  эстетических  ценностей природы.

3

1.

«Весенние явления в природе».Сбор природного материала.

Экскурсия

Самостоятельная работа

-

1

2.

Изготовление поделок из природного материала.

Практическая работа

-

1

3.

Фотографирование объектов природы.

Самостоятельная работа

-

1

VIII

Улучшение природной среды.

3

1.

Посадка деревьев.

Практическая работа

-

1

2.

Расчистка лесопарков, побелка, обрезка деревьев и кустарников.

Практическая работа

-

1

3.

Посев цветочно-декоративных растений и уход за ними.

Практическая работа

-

1

IX

Подведение итогов.

2

1.

Смотр творческих работ обучающихся.

Презентации, выставка

-

2

Итого:

35

21

14

III. Содержание программы.

  1. Введение в экологию (2 ч.)
  1. Краткая история экологии. Введение понятия экологии – как науки о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем. Обзор становления науки от введения термина «экология» в 1866 г. Э.Геккелем до наших дней. Значение трудов К.Мебиуса, В.Н.Сукачева, К.А.Тимирязева, Ч.Элтона, С.А.Северцова, В.И.Вернадского и др.
  2. Значение экологических знаний в жизни людей.О значении науки в жизни людей. Об экологической культуре и роли каждого человека в развитии биосферы и сохранении ее биоразнообразия.

  1. Основные среды жизни и адаптации к ним организмов (4 ч.)
  1. Основные среды жизни и факторы среды.

Знакомство с биологическим разнообразием организмов в наземно-воздушной, водной, почвенной, организменной среде обитания. Изучение биотических и абиотических факторов среды и их влияние на организмы.

  1. Основные пути приспособления живых организмов к условиям обитания.

Изучение специфики адаптаций организмов к различным средам. Влияние среды на выработку приспособлений.

  1. Понятие о биогеоценозе. Экскурсия «Биогеоценозы родного края» на р.Сусат. с целью изучения биогеоценоза реки и степи. Обучающиеся фиксируют видовое разнообразие растительного и животного мира данных биогеоценозов, учитель помогает в определении видов. Отмечают следы хозяйственной деятельности человека.
  2. Охрана биогеоценозов. Просмотр видеофильма о биогеоценозах России, о деятельности человека по их охране.

  1. Экология и практическая деятельность человека (4 ч.)
  1. Экологические основы рационального использования биологических ресурсов.Возобновимость биологических ресурсов, достижение максимальной биологической продуктивности. Управление механизмами природных экосистем и возможность конструирования антропогенных ценозов с заданными свойствами.
  2. Экологизация сельского хозяйства и промышленности. Переход от практики использования на полях только продуцентов к практике всемерного использования естественных регуляторных механизмов в агроценозах. Экологически грамотное и экономически выгодное использование отходов животноводства. В основу экологизации промышленного производства должны быть положены главные принципы существования биосферы: цикличность процессов, устранение и полезное преобразование вредных отходов, экономное использование материальных ресурсов.
  3. Последствия хозяйственной деятельности человека на территории х.Сусат. Занятие проходит в форме круглого стола. Обучающиеся анализируют положительные и отрицательные следы деятельности человека, на которые они обратили внимание в ходе предыдущей экскурсии по изучению биогеоценозов Сусата. Разрабатывают меры по устранению отрицательных последствий деятельности человека.
  4. Практическая работа. «Мусору – вторую жизнь», развивающая креативное мышление и творческие способности обучающихся, которые из бытовых отходов изготавливают поделки.

  1.  Глобальная экология (7 ч.)

Серия видеоуроков с элементами беседы и дискуссии, целью которых является знакомство обучающихся с глобальными экологическими проблемами и побуждение их к поиску решения нависнувшей над человечествомугрозы.

  1. Биоразнообразие – шанс на спасение.
  2. Спасение озонового слоя.
  3. Что такое парниковый эффект.
  4. Климат – проблема будущего.
  5. Исчезающая земля.
  6. Черное море – смерть или отсрочка приговора.
  7. Наш будущий мир.

  1. Охрана природы (3 ч.)

Данный раздел знакомит обучающихся с законами об охране природы, с редкими растениями и животными, нуждающимися в охране, с состоянием биосферы в наши дни и мероприятиями, направленными на сохранение уникальных уголков нашей природы.

  1. Красная книга растений Ростовской области.
  2. Красная книга животных Ростовской области.
  3. Биосферные заповедники. Состояние и контроль.

VI . Пропаганда и разъяснение идей охраны природы. (7 ч.)

  1. Разработка плакатов и листовок.Практическая работа по оформлению экологических листовок и плакатов: «Сохраним окружающую природу», «Я и природа», «Моя малая родина» и др. Вывешивание в фойе школы, на информационных стендах хутора.
  2. Подготовка презентаций по охране окружающей среды и выступление перед обучающимися школы. Анализ литературы, сбор материала (экологических стихов, песен, речевок и др.), создание презентаций. Разучивание и репетиции. Выступление агитбригады (3 ч.).
  3. 22 марта – Всемирный день воды. Семинарское занятие с прослушиванием выступлений обучающихся на темы: «Вода –уникальный источник жизни», «Свойства воды», «Вода в природе», «Вода в живых организмах» и др.
  4. 1 апреля – Всемирный день охраны птиц.Проводится экологический праздник в виде КВНа (методическая разработка прилагается) с последующим развешиванием скворечников.
  5. 22 апреля – Всемирный День Земли.Проводится экологическая ролевая игра в виде симпозиума, где обсуждаются экологические проблемы Земли и рассматриваются пути выхода из сложившейся ситуации.

VII. Сохранение и использование  эстетических  ценностей природы (3 ч.)

  1. «Весенние явления в природе». Экскурсия, в ходе которой проводятся фенологические наблюдения, акцентируется внимание на красоту разнообразие родной природы, проводится сбор сухого природного материала.
  2. Практическая работа«Изготовление поделок из природного материала» проводится с целью воспитания и развития эстетических ценностей.
  3. Практическая работа «Фотографирование объектов природы». Развитие умений видеть прекрасное в живых объектах природы.

VIII. Улучшение природной среды (3 ч.)

Серия практических работ, которыми  можно варьировать, исходя из времени года и необходимости проведения. В ходе выполнения предполагается воспитание любви к окружающему миру через трудовую деятельность, воспитание трудолюбия и бережного отношения. В зависимости от  условий тематику практических работ можно изменять.

  1. Посадка деревьев.
  2. Расчистка лесопарков, побелка, обрезка деревьев и кустарников.
  3. Посев цветочно-декоративных растений и уход за ними.

IX. Подведение итогов (2 ч.)

Смотр творческих работ обучающихся. Кружковцы готовят по экологической тематике творческую работу и защищают ее. Форма представления выбирается самими ребятами. Это может быть презентация, доклад, реферат, сочинение, ессе, публицистика в защиту природы, стихи, частушки и др. Проводится выставка поделок их природного материала и бытовых отходов.

IV. Методические рекомендации.

Занятия предусматривают использование активных форм и методов преподавания: экологические игры, практические работы, экскурсии, разгадывание кроссвордов, ребусов, проведение викторин, КВНов, экологических презентаций, выступлений агитбригад. Эти формы занятий развивают у детей и подростков мышление, память, внимание, воображение. При этом используется коллективная, групповая и индивидуальная формы работы с обучающимися.

Структура курса:

  • теоретическая часть направлена на формирования системы знаний о взаимодействии природы, общества и человека;
  • практическая часть включает в себя выполнение практических работ во время проведения экскурсий, а также самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации, выполнение презентаций, подготовка к научно-практической конференции, природоохранные мероприятия;
  • коммуникативная часть направлена на развитие навыков общения, выступления, ведения диалога, умение взаимодействовать при коллективной работе во время проведения игр, бесед, конкурсов, викторин.

Изучение теоретического материала построено в форме бесед и лекций (объяснительный метод)  с использованием ИКТ. В заключение лекции, обучающимся задаются вопросы проблемного характера, на которые они отвечают, используя свои знания, приобретённые в школе и в жизни (проблемный метод). Также используется частично-поисковый метод, он основывается на самостоятельном изучении школьниками экологического материала из периодической печати, а также использование материала взятого из телепередач, радио, интернета. Здесь развивается умение самостоятельно работать с разнообразными источниками информации, анализировать её, делать свои выводы. Обобщение знаний происходит в занимательной форме (игры, викторины, конкурсы).

На заключительном этапе обучающиеся применяют полученные знания на практике. Этот этап является наиболее важным в познании окружающего мира, в понимании беды родной природы и той посильной помощи, которую ребята могут оказать ей в ходе различных рейдов и экскурсий, а также во время проведения природоохранных мероприятий.

  1. Список рекомендуемой  литературы для детей.

Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003

Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 1990. - №1

Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001

  1. Список рекомендуемой  литературы для педагога.

Астафьев В.М. Познавательные задачи, задания и вопросы экологического содержания в школьном курсе биологии //Самара,1992 г..

Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003 г.

Захлебный А.Н., СуравегинИ.Т. «Экологическое образование школьников во внеклассной работе»: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984 Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 1990. - №1

Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001г.

Чернова Н.М., Былова А.М. «Экология»: Учеб.пособие для студентов биол.спец.пед.ин-тов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988 г.

Яблоков А. Пробуждение от экологической спячки // родина, 1990. - №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка "Эколог и Я"

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий...

Рабочая программа по экологии

Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)

Рабочие программы по  созданы в соответствии с  программой Швец И.М....

Программа по экологии "Добро пожаловать в экологию"

«Добро пожаловать в экологию»программа по формированию представлений о природе и ее богатствах у детей с интеллектуальной недостаточностью, проходящих реабилитацию в реабилитационном отделении для дет...

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...