Программа кружка "Юный эколог"
рабочая программа по теме
В настоящее время назрела необходимость усиления практической направленности экологического воспитания школьников, привлечения их к реальным мероприятиям по сохранению родной природы. Поэтому данная программа является актуальной и педагогически целесообразна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekologicheskogo_kruzhka.docx | 45.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сусатская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Сусатская СОШ __________________/С.Н.Резников/ Приказ № ___от «___» ______20__г. | |
Программа кружка
«Юный эколог»
(эколого-биологическое направление)
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации: один год
Руководитель:
учитель биологии и химии
МБОУ Сусатская СОШ
Балкова Елена Александровна
2013 г.
х.Сусат
I. Пояснительная записка
Все больше и больше людей в мире задумываются о взаимоотношениях человека и природы. По образному выражению Морриса Стренга, Генерального секретаря Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию, «или будет спасен весь мир, или погибнет вся цивилизация». Только люди с новым взглядом на окружающий мир, с новой системой ценностей смогут обеспечить последующее развитие цивилизации.
В настоящее время назрела необходимость усиления практической направленности экологического воспитания школьников, привлечения их к реальным мероприятиям по сохранению родной природы. Поэтому данная программа является актуальной и педагогически целесообразна.
Программа обладает рядом преимуществ. Она не связана рамками учебных программ, осуществляется в различных условиях, вариативна.
Содержание программы ориентировано на формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Цель: экологическое просвещение и создание условий для повышения уровня экологической культуры обучающихся.
Задачи:
образовательные: формировать систему экологических знаний в области биологии и экологии через развитие интереса к дополнительному материалу;
развивающие: развивать у детей навыки общения с живой природой посредством фенологических наблюдений, творческой деятельности и практической работы;
воспитательные: воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе и всему окружающему миру через экологические игры, викторины, экскурсии, просмотры видеофильмов о природе, а также мотивацию к трудолюбию, активности, самостоятельности, коллективизму, сформировать потребность в природоохранной деятельности посредством проведения экологических акций.
Структура программы предлагает наличие теоретических, практических, экскурсионных занятий и часов для самостоятельной работы в зависимости от темы.
Данная программа ориентирует преподавателя на развитие у школьников знаний об экологии своей малой родины, на формирование экологического сознания через познание экологического состояния природы той местности, где они живут.
Приоритетное направление деятельности – стимулирование творческой активности ребёнка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.
Данная программа рассчитана на один год обучения, 1 час в неделю, итого 35 часов в год. Программа соответствует основному общему образованию и предназначена для занятий с обучающимися общеобразовательных школ, имеющих повышенную мотивацию в области изучения экологии в возрасте 12-15 лет. Количество обучающихся в группе – 15 человек.
Прогнозируемые результаты:
Учащиеся должны знать: что такое экология и что она изучает; значение экологических знаний; редких животных и растений Красной книгиРостовской области; видовое разнообразие биогеоценозов родного края; экологические основы рационального использования биологических ресурсов; последствия антропогенного влияния на природу; глобальные проблемы экологии.
Учащиеся должны уметь:видеть красоту родного края; давать оценку состоянию окружающей среды; находить пути решения экологических проблем;работать с разными источниками экологических знаний;аргументированно выступать в защиту природы; проводить простейшие наблюдения; осуществлять элементарные природоохранные мероприятия;разрабатывать плакаты и листовки экологического содержания; ухаживать за культурными растениями; презентовать собственные творческие работы; пропагандировать полученные знания.
II. Учебно-тематический план.
№ | Название разделов и тем | Форма занятия | Количество часов | ||
Всего | Теория | Прак тика | |||
I | Введение в экологию. | 2 | |||
1. | Значение экологических знаний в жизни людей. | Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии | 1 | - | |
2. | Краткая история экологии. | Презентация | 1 | - | |
II | Основные среды жизни и адаптации к ним организмов. | 4 | |||
1. | Основные среды жизни и факторы среды. | Лекция с элементами беседы | 1 | - | |
2. | Основные пути приспособления живых организмов к условиям обитания. | Семинар | 1 | - | |
3. | Понятие о биогеоценозе. Биогеоценозы родного края. | Экскурсия | - | 1 | |
4. | Охрана биогеоценозов. | Видеоурок | 1 | - | |
III | Экология и практическая деятельность человека. | 4 | |||
1. | Экологические основы рационального использования биологических ресурсов. | Лекция | 1 | - | |
2. | Экологизация сельского хозяйства и промышленности. | Лекция с элементами беседы | 1 | - | |
3. | Последствия хозяйственной деятельности человека на территории х.Сусат. | Круглый стол | 1 | - | |
4. | Мусору – вторую жизнь. | Практическая работа | - | 1 | |
IV | Глобальная экология. | 7 | |||
1. | Биоразнообразие – шанс на спасение. | Видеоурок с элементами беседы и дискуссии | 1 | ||
2. | Спасение озонового слоя. | Видеоурок | 1 | ||
3. | Что такое парниковый эффект. | Видеоурок | 1 | ||
4. | Климат – проблема будущего. | Видеоурок | 1 | ||
5. | Исчезающая земля. | Видеоурок | 1 | ||
6. | Черное море – смерть или отсрочка приговора. | Видеоурок | 1 | ||
7. | Наш будущий мир. | Видеоурок | 1 | ||
V | Охрана природы. | 3 | |||
1. | Красная книга растений Ростовской области. | Презентация | 1 | ||
2. | Красная книга животных Ростовской области. | Презентация | 1 | ||
3. | Биосферные заповедники. Состояние и контроль. | Видеоурок | 1 | ||
VI | Пропаганда и разъяснение идей охраны природы. | 7 | |||
1. | Разработка плакатов и листовок. | Практическая работа | - | 1 | |
2. | Подготовка презентаций по охране окружающей среды и выступление перед обучающимися школы. | Самостоятельная работа Агитбригада | - | 3 | |
3. | 22 марта – Всемирный день воды. | Семинар | 1 | - | |
4. | 1 апреля – Всемирный день охраны птиц. | КВН | 1 | - | |
5. | 22 апреля – Всемирный День Земли. | Экологический симпозиум | 1 | - | |
VII | Сохранение и использование эстетических ценностей природы. | 3 | |||
1. | «Весенние явления в природе».Сбор природного материала. | Экскурсия Самостоятельная работа | - | 1 | |
2. | Изготовление поделок из природного материала. | Практическая работа | - | 1 | |
3. | Фотографирование объектов природы. | Самостоятельная работа | - | 1 | |
VIII | Улучшение природной среды. | 3 | |||
1. | Посадка деревьев. | Практическая работа | - | 1 | |
2. | Расчистка лесопарков, побелка, обрезка деревьев и кустарников. | Практическая работа | - | 1 | |
3. | Посев цветочно-декоративных растений и уход за ними. | Практическая работа | - | 1 | |
IX | Подведение итогов. | 2 | |||
1. | Смотр творческих работ обучающихся. | Презентации, выставка | - | 2 | |
Итого: | 35 | 21 | 14 |
III. Содержание программы.
- Введение в экологию (2 ч.)
- Краткая история экологии. Введение понятия экологии – как науки о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем. Обзор становления науки от введения термина «экология» в 1866 г. Э.Геккелем до наших дней. Значение трудов К.Мебиуса, В.Н.Сукачева, К.А.Тимирязева, Ч.Элтона, С.А.Северцова, В.И.Вернадского и др.
- Значение экологических знаний в жизни людей.О значении науки в жизни людей. Об экологической культуре и роли каждого человека в развитии биосферы и сохранении ее биоразнообразия.
- Основные среды жизни и адаптации к ним организмов (4 ч.)
- Основные среды жизни и факторы среды.
Знакомство с биологическим разнообразием организмов в наземно-воздушной, водной, почвенной, организменной среде обитания. Изучение биотических и абиотических факторов среды и их влияние на организмы.
- Основные пути приспособления живых организмов к условиям обитания.
Изучение специфики адаптаций организмов к различным средам. Влияние среды на выработку приспособлений.
- Понятие о биогеоценозе. Экскурсия «Биогеоценозы родного края» на р.Сусат. с целью изучения биогеоценоза реки и степи. Обучающиеся фиксируют видовое разнообразие растительного и животного мира данных биогеоценозов, учитель помогает в определении видов. Отмечают следы хозяйственной деятельности человека.
- Охрана биогеоценозов. Просмотр видеофильма о биогеоценозах России, о деятельности человека по их охране.
- Экология и практическая деятельность человека (4 ч.)
- Экологические основы рационального использования биологических ресурсов.Возобновимость биологических ресурсов, достижение максимальной биологической продуктивности. Управление механизмами природных экосистем и возможность конструирования антропогенных ценозов с заданными свойствами.
- Экологизация сельского хозяйства и промышленности. Переход от практики использования на полях только продуцентов к практике всемерного использования естественных регуляторных механизмов в агроценозах. Экологически грамотное и экономически выгодное использование отходов животноводства. В основу экологизации промышленного производства должны быть положены главные принципы существования биосферы: цикличность процессов, устранение и полезное преобразование вредных отходов, экономное использование материальных ресурсов.
- Последствия хозяйственной деятельности человека на территории х.Сусат. Занятие проходит в форме круглого стола. Обучающиеся анализируют положительные и отрицательные следы деятельности человека, на которые они обратили внимание в ходе предыдущей экскурсии по изучению биогеоценозов Сусата. Разрабатывают меры по устранению отрицательных последствий деятельности человека.
- Практическая работа. «Мусору – вторую жизнь», развивающая креативное мышление и творческие способности обучающихся, которые из бытовых отходов изготавливают поделки.
- Глобальная экология (7 ч.)
Серия видеоуроков с элементами беседы и дискуссии, целью которых является знакомство обучающихся с глобальными экологическими проблемами и побуждение их к поиску решения нависнувшей над человечествомугрозы.
- Биоразнообразие – шанс на спасение.
- Спасение озонового слоя.
- Что такое парниковый эффект.
- Климат – проблема будущего.
- Исчезающая земля.
- Черное море – смерть или отсрочка приговора.
- Наш будущий мир.
- Охрана природы (3 ч.)
Данный раздел знакомит обучающихся с законами об охране природы, с редкими растениями и животными, нуждающимися в охране, с состоянием биосферы в наши дни и мероприятиями, направленными на сохранение уникальных уголков нашей природы.
- Красная книга растений Ростовской области.
- Красная книга животных Ростовской области.
- Биосферные заповедники. Состояние и контроль.
VI . Пропаганда и разъяснение идей охраны природы. (7 ч.)
- Разработка плакатов и листовок.Практическая работа по оформлению экологических листовок и плакатов: «Сохраним окружающую природу», «Я и природа», «Моя малая родина» и др. Вывешивание в фойе школы, на информационных стендах хутора.
- Подготовка презентаций по охране окружающей среды и выступление перед обучающимися школы. Анализ литературы, сбор материала (экологических стихов, песен, речевок и др.), создание презентаций. Разучивание и репетиции. Выступление агитбригады (3 ч.).
- 22 марта – Всемирный день воды. Семинарское занятие с прослушиванием выступлений обучающихся на темы: «Вода –уникальный источник жизни», «Свойства воды», «Вода в природе», «Вода в живых организмах» и др.
- 1 апреля – Всемирный день охраны птиц.Проводится экологический праздник в виде КВНа (методическая разработка прилагается) с последующим развешиванием скворечников.
- 22 апреля – Всемирный День Земли.Проводится экологическая ролевая игра в виде симпозиума, где обсуждаются экологические проблемы Земли и рассматриваются пути выхода из сложившейся ситуации.
VII. Сохранение и использование эстетических ценностей природы (3 ч.)
- «Весенние явления в природе». Экскурсия, в ходе которой проводятся фенологические наблюдения, акцентируется внимание на красоту разнообразие родной природы, проводится сбор сухого природного материала.
- Практическая работа«Изготовление поделок из природного материала» проводится с целью воспитания и развития эстетических ценностей.
- Практическая работа «Фотографирование объектов природы». Развитие умений видеть прекрасное в живых объектах природы.
VIII. Улучшение природной среды (3 ч.)
Серия практических работ, которыми можно варьировать, исходя из времени года и необходимости проведения. В ходе выполнения предполагается воспитание любви к окружающему миру через трудовую деятельность, воспитание трудолюбия и бережного отношения. В зависимости от условий тематику практических работ можно изменять.
- Посадка деревьев.
- Расчистка лесопарков, побелка, обрезка деревьев и кустарников.
- Посев цветочно-декоративных растений и уход за ними.
IX. Подведение итогов (2 ч.)
Смотр творческих работ обучающихся. Кружковцы готовят по экологической тематике творческую работу и защищают ее. Форма представления выбирается самими ребятами. Это может быть презентация, доклад, реферат, сочинение, ессе, публицистика в защиту природы, стихи, частушки и др. Проводится выставка поделок их природного материала и бытовых отходов.
IV. Методические рекомендации.
Занятия предусматривают использование активных форм и методов преподавания: экологические игры, практические работы, экскурсии, разгадывание кроссвордов, ребусов, проведение викторин, КВНов, экологических презентаций, выступлений агитбригад. Эти формы занятий развивают у детей и подростков мышление, память, внимание, воображение. При этом используется коллективная, групповая и индивидуальная формы работы с обучающимися.
Структура курса:
- теоретическая часть направлена на формирования системы знаний о взаимодействии природы, общества и человека;
- практическая часть включает в себя выполнение практических работ во время проведения экскурсий, а также самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации, выполнение презентаций, подготовка к научно-практической конференции, природоохранные мероприятия;
- коммуникативная часть направлена на развитие навыков общения, выступления, ведения диалога, умение взаимодействовать при коллективной работе во время проведения игр, бесед, конкурсов, викторин.
Изучение теоретического материала построено в форме бесед и лекций (объяснительный метод) с использованием ИКТ. В заключение лекции, обучающимся задаются вопросы проблемного характера, на которые они отвечают, используя свои знания, приобретённые в школе и в жизни (проблемный метод). Также используется частично-поисковый метод, он основывается на самостоятельном изучении школьниками экологического материала из периодической печати, а также использование материала взятого из телепередач, радио, интернета. Здесь развивается умение самостоятельно работать с разнообразными источниками информации, анализировать её, делать свои выводы. Обобщение знаний происходит в занимательной форме (игры, викторины, конкурсы).
На заключительном этапе обучающиеся применяют полученные знания на практике. Этот этап является наиболее важным в познании окружающего мира, в понимании беды родной природы и той посильной помощи, которую ребята могут оказать ей в ходе различных рейдов и экскурсий, а также во время проведения природоохранных мероприятий.
- Список рекомендуемой литературы для детей.
Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 1990. - №1
Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
- Список рекомендуемой литературы для педагога.
Астафьев В.М. Познавательные задачи, задания и вопросы экологического содержания в школьном курсе биологии //Самара,1992 г..
Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003 г.
Захлебный А.Н., СуравегинИ.Т. «Экологическое образование школьников во внеклассной работе»: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984 Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 1990. - №1
Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001г.
Чернова Н.М., Былова А.М. «Экология»: Учеб.пособие для студентов биол.спец.пед.ин-тов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988 г.
Яблоков А. Пробуждение от экологической спячки // родина, 1990. - №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа кружка "Эколог и Я"
Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий...
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)
Рабочие программы по созданы в соответствии с программой Швец И.М....
Программа по экологии "Добро пожаловать в экологию"
«Добро пожаловать в экологию»программа по формированию представлений о природе и ее богатствах у детей с интеллектуальной недостаточностью, проходящих реабилитацию в реабилитационном отделении для дет...
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...