Конспект урока по теме «Вязание крючком как один из видов рукоделия.»
план-конспект занятия по теме

еКонспект урока по теме     «Вязание крючком  как один из  видов рукоделия.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_krushedolskaya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема занятия    «Вязание крючком  как один из  видов рукоделия.»

Педагог дополнительного образования   :  Крушедольская Елена Николаевна  

 руководитель  учебной группы « Рукодельница »

Муниципального  образовательного  учреждения дополнительного образования детей    «Городская станция юных туристов» г. Ногинска

 Время занятия : 60 минут  

Возраст учащихся: 7 - 8 лет  

Цель:    дать знания о вязании как о традиционном виде  рукоделия        

 Задачи:

обучающие :

  - уточнить знания детей о происхождении и способах изготовления ниток,

 - обучить навыкам работы  с пряжей и крючком,

- формировать навыки и умения организации рабочего места,

 воспитательные:

 -  воспитывать усидчивость, интерес к процессу работы, чтобы результат труда приносил радость и удовлетворение.

 -   воспитывать эстетический вкус,

 развивающие:  

 -  развивать  интерес к народной культуре,

 - развивать  творческие способности,   воображение,  

- развивать  речь   учащихся,   образное и пространственное мышление,   глазомер.

Методы обучения:  словесные , наглядно – иллюстративные, практический.
Тип занятий: комбинированный


План занятия

 
1. Оргмомент

2. Изучение нового материала :

рассказ о различных видах рукоделия,

показ  образцов вязаных изделий
рассматривание иллюстраций «Происхождение ниток».
разучивание пословиц,  
беседа о происхождении  вязания,

3. Физкультминутка

 4.Самостоятельная работа учащихся:    набор петель крючком.

5. Подведение итогов занятия.


Оборудование и материалы Коллекция промышленных образцов тканей и ниток; иголки, крючки, нитки, образцы вязаных изделий.

Ход занятия.

  1. Оргмомент


Педагог: Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами узнаем, о том, что такое рукоделие. Познакомимся с таким древнейшим видом рукоделия как вязание, узнаем какие бывают нитки, для чего они нужны? Вы узнаете, что такое вязание крючком? Как правильно держать его в руках, и в итоге занятия мы с вами научимся набирать петли крючком и вязать «цепочку».

                     Изучение нового материала

Рукоделием люди занимаются с древнейших времен. Все виды рукоделия, известные нам, появились в результате жизненной необходимости: людям нужна была одежда и обувь, предметы домашнего обихода и утвари, и все это можно было сделать собственными руками. Вначале довольно примитивное, рукоделие со временем достигло высокого уровня мастерства, позволяя даже из самых простых исходных материалов создавать настоящие предметы искусства. Так, благодаря утилитарной  необходимости, появился такой вид рукоделия, как ручное вязание.                                                                                                                                                                                                                        Сколько тысяч лет оно существует, сейчас уже вряд ли удастся определить, однако когда археологи обнаружили в одной из египетских гробниц детскую вязаную туфельку, стало ясно, что вязание уже существовало более четырех тысяч лет назад. К началу нашей эры технология и приемы вязания достигли очень высокого уровня.

         Известно, что вязанием вначале занимались только ремесленники-мужчины, которые старались оградить конкуренцию женщин особыми договорами. Позднее, с повсеместным распространением вязания, вязанием стали заниматься преимущественно женщины. Однако мужчины не утратили интерес к вязанию В настоящее время некоторые спортсмены в перерыве между тренировками занимаются вязанием, так как оно успокаивает нервную систему и развивает мелкую моторику рук.

 

В наше время этот вид прикладного искусства развивается дальше, обогащая свой арсенал новыми мотивами и приемами композиции, а также современными материалами. Ручное вязание привлекает не только своими богатыми возможностями, но и тем, что, в отличие от шитья, вещь никогда нельзя испортить окончательно – ведь ее можно просто перевязать! А для экономных и бережливых вязание дает великолепную возможность неоднократно использовать одну и ту же пряжу для выполнения разных моделей.

 

Овладев техникой вязания крючком, можно изготовить модные вязаные вещи или уникальные декоративные предметы, которые сделают интерьер индивидуальным и неповторимым. Это могут быть разного рода покрывала, пледы, кружевные скатерти, накидки, салфетки и т.п. Невозможно представить себе наш гардероб без трикотажных вещей, а то, что они сделаны своими руками, придает им особую ценность. Некоторые виды вязания, требует от мастерицы такой фантазии и вкуса , что поднимают самовязаную вещь до уровня авторской работы модного дизайнера.

Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.

Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.

Вот посмотрите: какие красивые вязаные вещи,  хранятся в моей семье  (показывает).

 Послушайте, я вам загадаю загадку:

Ими вяжут, ими шьют,
Но сначала их прядут
И в клубочки их мотают,
На катушки собирают.

Дети: Нитки.
Педагог  : Правильно! А вы что-нибудь знаете про нитки?
Дети: Да, знаем.
Педагог :  Расскажите из чего можно сделать нитки ?  

                 Показ  наглядного  пособия – коллекцию промышленных образцов тканей и ниток.
Дети: Из шерсти овцы, ламы, верблюда – получаются шерстяные нитки. Из пуха кролика и козы – пуховые нитки. Гусениц-шелкопрядов специально разводят и кормят тутовыми листьями, чтобы получить шелковые нитки.
Педагог:  Правильно. Это нитки животного происхождения. А еще из чего делают нитки?

Ответы детей .
 Педагог:  Из древесины – ацетатные или искусственный шелк, из нефти – капроновые.
 Да, так получают нитки искусственного происхождения, а из чего еще делают нитки.
Дети: Из хлопка – хлопковые нитки, изо льна – льняные.
Педагог : Правильно. Это нитки растительного происхождения. А сейчас давайте вспомним, как раньше играли дети, чтобы запомнить, что надо  делать со льном, чтобы получить льняные нитки.

Упражнение   с движениями.


Уж я сеяла, сеяла ленок
Я полола, полола ленок.
Уж я дергала, я дергала ленок,
Уж я стлала, стлала ленок.
Я мочила, я мочила ленок,
Я сушила, я сушила ленок.
Уж я мяла, уж я мяла ленок
Я трепала, я трепала ленок
Я чесала, я чесала ленок,
Уж я пряла, я пряла ленок,
Уж я ткала, я ткала ленок.

Педагог: А вы знаете, для чего нужны нитки и что ими можно делать?
Дети: Шить, вязать, пришивать пуговицы, зашивать дырки, вышивать узоры, ткать коврики.
Педагог  : Значит нитки бывают какие?
Дети: Вязальные, вышивальные, швейные, штопальные.

Педагог  дополняет: ирис, мулине, пряжа, катушечные, ковровые…

  А что это у вас на столах разложено? А это что за палочка металлическая?
Дети:   Это крючок для вязания.
Педагог  : Вы знаете, какие бывают крючки?

 Ответы детей        .
Педагог:   Пластмассовые, металлические, костяные, деревянные.


  3.  Физкультминутка

 Пальчиковая гимнастика «Вяжем шарфик»

То крючок, то петелька.
Вяжем шарфик Петеньке.
(Скрепить мизинцы обеих рук друг с другом, как 2 крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев)

Педагог  : А знаете ли вы дети пословицы о труде?

Ответы детей.

Педагог  дополняет ответы:

Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Какова пряха, такова и на ней рубаха.
Рядись, не стыдись, а работать не ленись.
Умелые руки не знают скуки.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Не откладывай на завтра, то,  что можно сделать сегодня.
На бога надейся, а сам не плошай.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Шила и мыла, гладила и катала, пряла и ткала, да всё языком.
Терпенье и труд – всё перетрут.

Педагог: А сейчас,  дети, я покажу вам,  как правильно держать крючок в руках и набирать цепочку из воздушных петель.

Педагог объясняет правила техники безопасности при работе с крючком.

Подходит к каждому ребенку и показывает.

4.Самостоятельная работа детей.

Дети   учатся   набирать петли. Учитель  по очереди помогает каждому ребенку.
 

Педагог:   Дети, молодцы! Как хорошо выполнили свою работу.

Из этих цепочек дети, мы с вами можем изготовить интересные поделки, например, поясок для куклы или ремешок для сумочки, а еще различные панно из цепочек. Показ  готовых изделий  .

5.Подведение итогов занятия

Педагог:  Итак, что нового вы узнали на занятии?

                  С каким видом  рукоделия   познакомились?

 Педагог:  Дети,  вам понравилось работать с крючком? На следующем занятии мы с вами продолжим работу и будем учиться набирать столбики без накида.

 Домашее   задание:    Узнайте, кто из родственников занимался  и занимается  вязанием. Принесите вязаные изделия, выполненные вашими мамами, бабушками.

 


.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Один день в нашей жизни. Какой он?» (6-й класс)

Этот урок по программе И. Бим «Deutsch.Klasse 6» находится в теме «„Ein Tag  unseres  Lebens. Wie ist   er?“» и является уроком комплексного применения знаний по подтеме «Мой рабоч...

Конспект урока по теме: «Инструменты и материалы для вязания крючком. Основные виды петель» 7 класс

Класс: 7Тема программы: «Рукоделие. Вязание крючком».Форма обучения: урок с применением игровой технологии «посиделки»....

Методическая разработка урока по теме: "Вязание по кругу"

Методическая разработка урока по технологии в 7 классе /4 четверть/ "Вязание по кругу" состоит из конспекта занятия, тестовых заданий с ключом,  схем вязания и листа самооценки. Особенность данно...

Методическая разработка урока по теме "Вязание на пяти спицах"

На уроке учащиеся знакомятся с историей создания носков, с техникой вязания....

Конспект урока "Круговое объемное вязание"

Конспект урока "Круговое объемное вязание"...

Конспект урока по технологии "Вязание крючком"

Данный урок полезен молодым педагогам...

Конспект занятия на тему "Вязание спицами. Жаккардовый узор"

На занятие по теме «Вязание спицами. Жаккардовый узор» отводится   2 часа с перерывом 15 минут, в количественный состав группы входит 10 обучающихся из  образовательно...