Образовательная программа "Волшебный гобелен"
рабочая программа по теме

Программа составлена как для педагога дополнительного образования, так и для учителей желающих вести кружок "Ковроткачества" в своей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_volshebnyy_gobelen.docx174.27 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию

Министерства образования и науки республики Бурятия

Кабанское управление образования

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

 Байкало-Кударинский дом детского творчества

Образовательная программа "Волшебный гобелен"

Составитель: Андреева Анна Павловна,
педагог дополнительного образования

                                                                  Для детей 8-17 лет                          

                     Срок реализации-2 года

                                                                с. Кудара

2012 год

Пояснительная записка.

Актуальность.  Программа «Ковровая вышивка» ориентирована на детей 8 -17 лет и составлена с учетом особенностей подросткового возраста: повышенный интерес к различным видам деятельности, повышенная познавательная и творческая активность, стремление овладеть различными профессиональными умениями, причем профессиональное ориентированное увлечение детей этого возраста, может приобрести характер настоящей страсти.

Главные мотивационные линии подросткового возраста связаны с активным стремлением к личному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение, самоутверждение. У детей появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Происходит формирование системы личных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки людей и самооценку.
Первичные профессиональные интересы возникают в собственном учении и в труде, и это создает благоприятные возможности для развития нужных деловых и личностных качеств подростка. Декоративно-прикладное искусство, как один из видов трудового воспитания, дает детям возможность не только приобрести различные ремесленные навыки, но и возможность самоутвердиться и самореализоваться через творческий процесс.

Декоративно-прикладное творчество – как часть мировой культуры, тесным образом связана с развитием творческого потенциала человека. Ковровая вышивка, один из видов ковроделия, является частью  декоративно-прикладного искусства. Искусство ковроделия ценилось всегда. Особую ценность представляли ковры, сделанные вручную. Первые сведения о коврах относятся к V веку до н.э.  Дошедшие до нас из глубины веков ковровые изделия, являются наследием богатой древней традиции, мировой художественной культуры.

В процессе обучения дети постепенно от простого к сложному осваивают азы ткачества, учатся не только копировать, работая по готовому образцу, но и создавать собственные композиции, применяя знания по основам композиции и цветоведению.

Ковроткачество является одним из распространенных видов художественной обработки материалов. Освоение техники позволяет приобрести навыки в ткачестве, а также способствует формированию художественного вкуса и развитию творческой фантазии учащихся.

Цель программы: создание необходимых условий для развития творческих способностей детей, посредством приобщения их к ковроткачеству – одному из видов декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего, в частности нравственно-эстетического развития личности школьника, являющегося важнейшей предпосылкой самостоятельной трудовой деятельности в условиях современного производства  и для получения образования.

Программа позволяет решить следующие задачи:

Обучающие:

Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать у них практические навыки и умения;

Развивающие:

  1. приобщить детей и подростков к народному искусству;
  1. реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

Воспитывающие:

  1. воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
  1. формировать у детей соответствующую социальную позицию;

Валеологические:

инструктаж по технике безопасности, санитария и гигиена

Программа  включает пояснительную записку, тематический план, перечень знаний и умений, формируемых у учащихся в процессе обучения, а также список рекомендуемой литературы, учебно-наглядных пособий и технических средств обучения.

Содержание теоретического обучения предусматривает ознакомление  учащихся с народными художественными промыслами, основами композиции и цветоведения, технологией изготовления изделий в технике  “ковровой  вышивки”

В процессе занятий по теме “ Бурятские народные узоры” необходимо знакомить учащихся с литературой и иллюстративным  материалом, характеризующим историю развития  художественного промысла, творчеством народных мастеров и т.п. С целью повышения знаний  школьников следует провести  несколько  уроков в музее народных художественных  промыслов (краеведческом и др.). На этих уроках  целесообразно предложить  учащимся  сделать зарисовки понравившихся  изделий  народных мастеров, что позволит  им глубже понять и усвоить не только разные виды и технику художественной обработки изделий, но и типовые композиции традиционных изделий.

Усвоению теоретического материала по теме “Основы композиции” способствует проведение практических работ с целью создания композиций  для художественных изделий в традициях изучаемого промысла. На этих занятиях учащимся не рекомендуется копировать образцы народного искусства в своих работах; необходимо творчески использовать изученные традиционные элементы и мотивы орнамента, формы изделий, варьируя и компонуя их по-своему, опираясь на общее образное содержание, настроение, эмоциональный характер народного искусства.

На уроках практического обучения учащиеся выполняют ковровые изделия по ранее составленному эскизу (на занятиях по композиции).

В процессе практических занятий необходимо уделять должное внимание вопросам технологии изготовления ковровых изделий, формированию у школьников общих умений и навыков в исполнении несложных художественных изделий. На каждом занятии рекомендуется проводить беседы, инструктажи (вводный, текущий и заключительный), направленные на осмысление учащимся трудовых процессов и средств труда, формирование рациональных приемов выполнения работ. Особое место в инструктаже отводится правильному и безопасному выполнению работ, бережному отношению к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию учебного времени.

Теоретическое и практическое обучение учащихся проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Теоретические занятия проводятся в форме беседы, рассказа. На занятиях используется зрительный ряд: образцы, экспонаты, эскизы, схемы и т.д.

Занятия предполагают использование фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения.

Текущий контроль проводится на каждом занятии и осуществляется методом наблюдения за правильностью выполнения работы.

Тематический контроль проводится после каждой темы, следует разбор ошибок и их анализ.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года во время проведения заключительной выставки учащихся, в виде коллективного обсуждения работ.

Весь процесс обучения должен быть творческим, исследовательским и носить воспитательный характер, а выполненные изделия - иметь яркий национальный колорит,  художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечать функциональным и эстетическим требованиям, быть общественно полезными.

Программа “ Ковровая вышивка ” рассчитана на 2  учебных года. 1 учебный год – 216 часов: из них теория – 54 ч., практика - 162 ч. 2 учебный год – 216 часов: из них теория – 28 ч., практика - 188 ч.

Первый учебный год рассчитан на получение и развитие ремесленных навыков. Второй учебный год позволяет получить композиционные знания и применить их для создания собственных композиций.

Учитывая характерные особенности данного художественного промысла, а также конкретные условия, возможны сокращение или увеличение времени по отдельным темам, перестановка тем при сохранении общего количества учебных часов.. Занятия в кружке способствуют развитию трудолюбия, терпения, самостоятельности, усидчивости, умению довести начатое дело до конца, умению общаться в разновозрастом коллективе, взаимопомощи и взаимовыручке, умению дарить подарки, развивают память и глазомер, учат красоте и доброте и т.д.

Получая знания в кружке, дети не только могут связать свою дальнейшую профессию с декоративно-прикладным творчеством, но и просто получают умение справляться с любой поставленной перед ними задачей, учатся не бояться трудностей и доводить до конца любое дело. Это очень важные качества для любой профессии.

Инновацией программы является сам подход – соединение экологического образования с декоративно-прикладным искусством.

Отдельным блоком проходят «Экологические традиции родного края»,  «Край мой у Байкала».

Концепция: Формирование гуманистических отношений между людьми в целях социального оздоровления села. Исходя из этой концепции,  решается  проблема: организация досуга детей, ведь всем известно, что безделье порождает безнравственность, приобщение детей к творчеству облагораживает, формулирует их интересы, а приобретенные навыки они пронесут через всю жизнь и именно они помогут им в дальнейшем выборе профессии.

На занятиях кружка используются общедидактические методы обучения – словесные, наглядные, практические; создается дружеская и деловая атмосфера. Особое внимание уделяется качеству выполненных работ. Много внимания уделяется каждому ребенку, выявляя его интерес, определяя его знания, умения, навыки


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1 год обучения)Темы

количество часов

теория

Практика

Итого

1. Вводное занятие. Техника безопасности в мастерской. Организация труда.

2

__

2

2. Основные сведения о народных художественных промыслах. Ручное ковроделие.
Развитие ковроткачества (краткий обзор).
Классификация ковров. Ассортимент.

4

__

4

3.Ковровая вышивка как вид декоративно – прикладного искусства. Процесс изготовления художественных изделий в технике “ковровой вышивки”. Просмотр выставочных работ на стендах кружка.

2

__

2

4.Основы материаловедения для работ, выполненных в технике «ковровой вышивки».

2

__

2

5.Знакомство с инструментом и оснасткой.
Основные приемы работы ковровой иглой.
Пробные стежки.

2

4

6

6.Приемы заполнения квадрата 6*6 см. ковровой вышивкой. Основные правила заполнения простых геометрических элементов.
Схемы.

2

4

6

7.Последовательность исполнения ковровой вышивки на изделии.

2

__

2

8. Технология изготовления изделий в технике “ковровой вышивки” с геометрическим орнаментом (размером 32х32 см.)

2

18

20

9. Основы композиции. Орнамент. Композиционное решение орнамента. Стилизация. Цветовые решения в декоративных орнаментах.

4

4

8

10.Основы цветоведения. Цветовой круг. Колорит. Цветовые решения в декоративных
орнаментах и композициях.

4

4

8

11.Разработать эскиз орнамента для изделия размером  32*32 см. в натуральную величину и в цвете. Конкурс.

2

12

14

12.Изготовление изделий в технике “ковровой вышивки” с симметричным или растительным орнаментом (размером 32х32 см.)

2

22

24

13. Экскурсия на выставку декоративно-прикладного искусства.

4

14

14.Изготовление изделий в технике “ковровой вышивки” с изображением животного (размером 32х32 см.)

2

26

28

15. Способы оформления края ковровых изделий.

2

4

6

16.Изготовление ковровых изделий размером 50х50 см. по многоцветным сюжетным эскизам (по выбору учащегося).

2

32

34

17.Изготовление выставочных работ размером 50х50 см.по мотивам бурятских узоров (коллективных или индивидуальных).

« Край мой у Байкала»

2

32

34

18.Проведение праздничных мероприятий.
Выставка лучших работ. Награждение победителей.

12

12

ИТОГО:                                   52                                               164                                         216                                              


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(2 год обучения)

Темы

количество часов

теория

практика

Итого

1. Вводное занятие. Техника безопасности в мастерской. Организация труда.

2

__

2

2Виды ковровых изделий. Ворсовые и безворсовые ковры. Наиболее известные техники ковроделия.

2

__

2

3. Упражнения по цветовосприятию. Понятие о колорите -  сочетании цветов и оттенков.

2

4

6

4.Изготовление ковровых изделий 50х50 см по многоцветным эскизам.

2

28

30

5. Орнаментальные композиции. Приемы гармонизации орнаментов.

2

4

6

6.Разработка орнаментов для ковровых изделий в зависимости от назначения изделия. Конкурс

-

6

6

7.Нитки и их крашение.

2

2

4

8. Составление геометрических и растительных орнаментов. Бурятские национальные узоры. Экологические традиции родного края

2

4

6

9. Разработка эскизов и композиции. Конкурс.

-

6

6

10.Изготовление настенного панно размером 50х90 см.

2

34

36

11.Составление орнаментов с использованием разных осей симметрии.

2

4

6

12.Разработка эскизов бурятских узоров.
Конкурс.

-

6

6

13. Изготовление выставочных ковров по индивидуальным эскизам (размер по желанию).

2

42

44

14.Посещение выставок декоративно-прикладного искусства.

4

4

15. Изготовление ковра размером 60х90 см с использованием объемных элементов

4

36

40

16.Проведение праздничных мероприятий.

-

12

12

ИТОГО:                                   28                                                188                                       216


Учащиеся должны знать:
А. первый год обучения

  • основные сведения о ручном ковроделии
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • элементы и мотивы геометрических, растительных и животных орнаментов, простые типовые композиции;
  • материалы, инструменты, приспособления, применяемые для изготовления в технике “ковровой вышивки”;
  • основные приемы ковровой вышивки;
  • правила безопасности труда и пожарной безопасности, требования к организации рабочего места;
  • бурятские национальные орнаменты.

Б. второй год обучения

  • основные сведения о декоративно-прикладном искусстве;
  • классификации и ассортименте ковровых изделий;
  • технологический процесс изготовления изделий в технике “ковровой вышивки”;
  • принцип декоративного оформления ковра;
  • несколько способов оформления края изделия;
  •  традиции народов Бурятии.

Учащиеся должны уметь:
А. первый год обучения

  • делать зарисовки геометрических, растительных и симметричных орнаментов;
  • выполнять элементы и мотивы орнаментов на изделиях;
  • владеть инструментом для изготовления изделий в технике “ковровой вышивки”;
  • самостоятельно разрабатывать композиции для изделий;
  • организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда.

Б. второй год обучения

  • владеть технологией изготовления изделий в технике "ковровой вышивки";
  • выполнять мелкие элементы на коврах;
  • самостоятельно разрабатывать эскизы ;
  • самостоятельно выполнять изделия от эскиза до воплощения;
  • оформлять край ковра в различных изделиях,
  • уметь оказывать взаимопомощь и взаимовыручку,
  • уметь строить отношения в разновозрастном коллективе,
  • уметь радоваться успехам друзей.

Прогнозируемые результаты и критерии их замера.

Так как в кружке учитель  не ставит оценок, а ребенок должен знать как он выполнил задание, то у преподавателя есть свои критерии оценки качества работ.
Во-первых, дети постепенно осваивают выполнение ковров двигаясь от простых рисунков к сложным. Сначала они знакомятся с заполнением геометрического рисунка на ковре размером 32*32 см., дальше они учатся заполнять цветочный орнамент и заканчивают обучение ковром с изображением животного. Если они сделали 3 ковра на «хорошо», тогда они могут выбрать эскиз по желанию. После этого они переходят на выполнение ковра на следующей рамке: 40*40 см. и делают столько ковров на этой рамке, пока их качество не устроит учителя, а дальше переходят на следующий размер 50*50 см. и т.д. Преподаватель имеет возможность каждого ученика задержать на определенной рамке до тех пор, пока у него не получится работа на «хорошо» или «отлично».
Высшая оценка учителя, это допуск ученика к выставочной работе.
Таким образом, каждый учащийся проходит свой путь от выполнения простых работ до  выполнения выставочных.

Условия реализации программы

Оформленный кабинет

Учебно-методические материалы

Оборудование

Дидактические материалы

I. Методическое обеспечение:

- набор нормативно-правовых документов;

- наличие утвержденной программы;

- методические разработки по темам программ;

- наглядные пособия, образцы;

- специальная литература (журналы, книги, пособия);

- набор сценариев для досуговых мероприятий

II. Организационное обеспечение:

- необходимый контингент учащихся;

- расписание занятий;

- привлечение к работе специалистов, художника, музыканта;

- спонсорская и родительская помощь;

- связь с общественностью, школой.

Конечный результат –

- у ребенка повышается познавательная активность, самооценка, творческий потенциал;

Положительным результатом деятельности является самоопределение ребенка – жизненное, социальное, личностное и профессиональное.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • выставки детских работ,
  • творческие конкурсы,
  • интеллектуальные викторины;
  • участие в научно-практических конференциях различного уровня;
  • открытые занятия,
  • мастер - классы для родителей;
  • участие в мероприятиях разного уровня.

Показатели результативности:

  • позитивная динамика познавательного интереса;
  • накопление  детьми  опыта и социальных установок
  • эффективное участие в научно-практических конференциях;
  • удовлетворенность всех обучающихся;
  • положительные отзывы участников, внешних организаций, родителей и администрации.

  Итоговый контрольно – диагностический модуль

  • Итоговая диагностика проводится в апреле – мае.

Цель – определение уровня подготовки и уровня развития творческих способностей  детей в конце цикла обучения.

Формы проведения: открытое занятие, зачет – игра, зачет – викторина,   отчетная выставка,  присвоение знаков – звезд определенного достоинства.

Форма оценки результата воспитанника очень важна. Она должна быть конкретна и понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки. Главное – побудить воспитанника к сознательному самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.

Методическое обеспечение программы

Данная программа основана на технологии преподавания, использующей принципы и методы педагогики искусства

К основам методики относятся следующие принципы:

- опора на принципы объединения различных видов искусств;

- деятельно-практический подход к каждой теме занятий;

- формирование понятий путем накопления зрительного, слухового опыта, через накопление ассоциаций, образных характеристик, чувственных ощущений;

- опора во всех формах обучения на принципы целостности, образности, ассоциативности, импровизационности, что проявляется:

  1. в построении занятия-образа;
  1. в форме ведения занятия и способе общения с обучающимися;
  1. в особой эмоциональной атмосфере;
  1. в организации восприятия личности через художественный образ.

Программа состоит из следующих типов занятий:

- изучение, усвоение нового материала;

- закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков;

- самостоятельное применение знаний, навыков, умений для достижения собственных целей.

Обучающий процесс включает в себя следующие методы работы:

- метод объяснения, демонстрации, показ;

- метод наблюдения и сравнения;

- метод творческих заданий;

- метод обмена способностями;

- метод художественного моделирования.

Образовательный процесс организуется через:

  1. Обсуждение – беседа по выбранной теме, (позволяет точнее выстроить композицию, цветовое решение работы, обдумать идею, проявить собственную фантазию).
  1. Показ – просмотр образцов моделей, специальной литературы, анализ и дальнейшее обсуждение возможных вариантов реализации идеи, (стимулирует процесс творческого воображения, активизирует развитие пространственного мышления).
  1. Планирование – составление плана позволяет грамотно организовать работу, способствует развитию навыков самоконтроля.
  1. Практическая работа – самостоятельная и с помощью педагога, (при самостоятельной работе оценка и помощь педагога очень важны; при работе совместно с педагогом нудно не преуменьшить творческую инициативу учащегося).
  1. Анализ готовых работ – коллективное обсуждение или самоанализ, (позволяет сравнивать работы, находить достоинства и недостатки, адекватно реагировать на замечания, находить пути исправления ошибок, стараться выйти на более качественный уровень работы).

Формы проведения занятий:

  1. Вводное – традиционное, устное.
  1. Практическое – ознакомление с темой, усвоение теоретического материала, применение на практике изученных техник и приемов.
  1. Обобщение – анализ выполненных работ.
  1. Контроль качества исполнения.

Критерии оценки знаний, навыков и умений:

- степень сложности работы

- качество выполнения работы

- гибкость мышления и творческий подход

- самостоятельность в выполнении задания

- умение обосновать и доказать практическую значимость проекта

- умение проявлять инициативу и стремление к достижению цели

- умение выстраивать межличностные отношения в группе

Для реализации задач первого года обучения используются следующие формы работы:

- игра

- беседа

- инструктаж

- индивидуальное задание

- коллективная работа

Методы работы:

- словесные: рассказ, объяснение, убеждение, поощрение

- наглядные: демонстрация специальной литературы, образцов, схематических изображений, показ приемов выполнения, показ выполненных работ

- практические: упражнения, выбор материалов для работы, зарисовка, освоение техник, помощь педагога

- аналитические: наблюдение, сравнение, оценка, обсуждение пройденного материала, анализ проделанной работы

Способы контроля

- устные: опрос

- практические: в форме выполнения конкретного задания или работы

Для реализации задач второго года обучения используются следующие формы работы:

- лекция

- индивидуальная беседа

- экскурсия

- практическая работа ( индивидуальная или коллективная)

Методы работы

- словесные: ознакомление с литературой, обсуждение, индивидуальная беседа, опрос, убеждение

- наглядные: демонстрация иллюстраций, специальной литературы, демонстрация готовых изделий более высокого уровня

- практическая: самостоятельная работа с дополнительной литературой, индивидуальная консультация и помощь педагога

- аналитическая: самоанализ, коллективное обсуждение работ

Способы контроля

- выполнение образцов по заданию педагога

- участие в творческих конкурсах и проектах

- опрос- беседа ( на знание пройденного материала)


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание

час

цель

Практическая деятельность

час

Итого

1

Вводное занятие

2

Познакомить с правилами безопасной работы в кружке

Заполнение анкеты с целью выявления интересов и их отношение к работе кружка. Ковры в интерьере жилища.

2

2

Основные сведения о народных художественных промыслах . Развитие ковроткачества. ( Краткий обзор)

4

Познакомить детей с народными художественными промыслами.

4

3

Ковровая вышивка как вид декоративно- прикладного творчества. Процесс изготовления художественных изделий в технике ковровой вышивки. Просмотр выставочных работ на стендах кружка.

2

Познакомить с искусством ковровой вышивки

2

4

Основы материаловедения для работ, выполненных в технике ковровой вышивки

2

Познакомить с материалами, необходимыми для работы в кружке

2

5

Знакомство с инструментами, оснасткой. Основные приемы работы  ковровой иглой. Пробные стежки.

2

Познакомить с инструментами.

Работа на рамке.

4

6

6

Приемы заполнения квадрата 6х6 см ковровой иглой. Основные правила заполнения простых геометрических элементов схемы.

2

Научить работать ковровой иглой.

Выполнение упражнений в различной цветовой гамме геометрических элементов.

4

6

7

Последовательность выполнения ковровой вышивки на изделии.

2

Формировать навыки работы ковровой иглой.

2

8

 Технология изготовления изделий в технике ковровой вышивки с геометрическим орнаментом 32х32 см

2

Познакомить с технологией изготовления ковровых изделий с геометрическим орнаментом.

Перевод рисунка на рамку. Работа на рамке ковровой иглой.

18

20

9

Основы композиции. Орнамент. Композиционное решение орнамента. Цветовые решения в декоративном орнаменте.

4

Раскрыть понятие композиции, орнамента. Познакомить с цветами спектра.

Зарисовка основных композиционных схем в различных  цветовых гаммах.

4

8

10

Основы цветоведения. Цветовой круг. Колорит. Цветовые решения в декоративных орнаментах и композициях.

4

Познакомить с понятиями « теплая» и « холодная» гамма, цветовой контраст.

Упражнения с применением принципов комбинирования.

4

8

11

Разработка эскиза орнамента для изделия 32х32 см в натуральную величину в цвете. Конкурс.

2

Научить делать эскиз орнамента в натуральную величину.

Практическая работа на рамке

12

14

12

Изготовление изделия в технике ковровой вышивки с симметричным или растительным орнаментом 32х32см по теме

 « Природа родного края».

2

Закрепить навыки работы с ковровой иглой на рамке.

Выбор рисунка ковра. Практическая работа на рамке.

22

24

13

Экскурсия на выставку декоративно- прикладного творчества.

4

Познакомить с работами по декоративно- прикладному творчеству.

4

14

Изготовление изделий в технике ковровой вышивки с изображением животного. Животные родного края.

2

Закрепить навыки работы с ковровой иглой на рамке. Беседа о животном мире родного края.

Выполнение эскиза с выбором изображения животного по желанию ( нерпа, кошка, петух, заяц, лиса и т.д.). Работа на рамке.

26

28

15

Способы оформления края ковровых изделий

2

Познакомить со способами оформления края ковровых изделий.

Оформление края коврового изделия.

4

6

16

 Изготовление ковровых изделий 50х50 см по многоцветным сюжетным эскизам

( по выбору учащихся)

2

Закрепить навыки работы с ковровой иглой

Перевод выбранного рисунка на рамку. Подбор пряжи в соответствии с образцом, Работа на рамке.

32

34

17

Изготовление выставочных работ по мотивам бурятских узоров ( коллективных или индивидуальных). Край мой у Байкала.

2

Познакомить с декоративно- прикладным искусством Бурятии, бурятскими национальными узорами.

Перевод орнамента на рамку, работа на рамке, оформление края.

32

34

18

Воспитательная работа. Выставка лучших работ. Награждение лучших

12

Способствовать формированию, развитию детского коллектива, сплоченного творческой деятельностью. Развивать коммуникативные способности. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Вечер встречи друзей.

Край мой у Байкала.

Новый год.

Здравствуй Сагаалган!

Масленица.

А ну-ка, девочки!

Творческий отчет.

12

54

162

216

1

Вводное занятие. Техника безопасности в мастерской. Организация труда.

2

Познакомить с планом работы кружка, правилами техники безопасности. Обзор работ кружковцев.

Материалы и оборудование, необходимые для работы в кружке.

2

2

Виды ковровых изделий. Ворсовые и безворсовые ковры. Наиболее известные техники ковроделия.

2

Познакомить с видами ковровых изделий.

2

3

Упражнения по цветовосприятию. Понятие о колорите, сочетании цветов и оттенков.

Познакомить с теплой и холодной гаммой, цветовым контрастом, экологией цвета.

Упражнения на цветовой контраст с применением принципов комбинирования.

4

Изготовление ковровых изделий по многоцветным эскизам.

2

Закрепить навыки работы с ковровой иглой.

Выбор рисунка. Перевод на ткань. Работа на рамке.

28

30

5

Орнаментальные композиции.  Приемы гармонизации орнаментов

2

Закрепить умение составлять композиции.

Упражнения с основными и дополнительными цветами. Применение цветового контраста. Экология цвета.

4

6

6

Разработка орнамента для ковровых изделий в зависимости от назначения изделия. Конкурс.

Научить разрабатывать орнаменты для ковровых изделий  в зависимости от назначения.

Выполнение выбранного орнамента на рамке.

6

6

7

Нитки и их крашение.

2

Познакомить со способами окраски волокон способами окраски пряжи.

Приготовление красильного раствора. Окраска пряжи растительными красителями.

2

4

8

Составление геометрических и растительных орнаментов. Бурятские национальные узоры. Экологические традиции родного края.

2

Познакомить с геометрическим и  растительным орнаментом, бурятскими национальными узорами, экологическими традициями родного края.

Оформление альбома с орнаментами.

4

6

9

Разработка эскизов и композиций.

Научить разрабатывать эскизы и композиции.

Составить композицию.

6

10

Изготовление настенного панно размером 50х90 см .

2

Закрепить навыки работы с ковровым изделием.

Выбор рисунка. Выполнение настенного панно на рамке.

36

38

11

Составление орнамента с использованием различных осей симметрии.

2

Познакомить с основами симметрии, асимметрии.

Оформление альбома с орнаментами с использованием разных осей симметрии.

4

6

12

Разработка эскизов бурятских узоров.

Формировать навыки составления эскизов с бурятским орнаментом.

Самостоятельно составить эскиз узора с бурятским  орнаментом в  альбом.

6

13

Изготовление выставочных ковров по индивидуальным эскизам ( размер по желанию)

2

Закрепить навыки выполнения ковра.

Выполнение работы на рамке.

42

44

14

Посещение выставок декоративно- прикладного творчества.

4

Познакомить с детскими выставочными работами других Домов творчеств.

4

15

 Изготовление ковра 60х90 см с использованием объемных элементов.

4

Закрепить практические навыки и умения.

Выполнение работы на рамке . Оформление работы объемными элементами.

36

40

16

Проведение праздничных мероприятий.

12

Способствовать формированию, развитию детского коллектива, сплоченного творческой деятельностью. Развивать коммуникативные способности, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Вечер встречи друзей.

В краю родном.

Выставка для любимой мамы.

Мастерская деда Мороза.

Валентинов день.

Сагаалган.

Масленица.

Творческий отчет.


ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В общем процессе обучения можно выделить основные приемы формирования творческой деятельности:

- первый год обучения: большое внимание уделяется информативной части, знакомством с самим искусством ковроткачества, форме занятий (например - игре). Практическая часть включает в себя работу по образцу или изготовление несложных изделий, с внесением изменений в конструкцию или технологию. Важным также является то, что методика ковроткачества должна быть понятна младшим учащимся и позволяла выполнить работу в течение одного дня.

- второй год обучения: возможно выполнение более сложных изделий на основе большего количества изучаемых техник и методик. Здесь уже идет несложное моделирование, что влечет за собой навык самостоятельно решать определенные задачи для достижения желаемого результата ( выбор цвета, несложное композиционное решение, выбор материала, и т.д.). Учащиеся проявляют творческую инициативу, учатся планировать свои действия, осуществлять самоконтроль. Виды и количество изделий индивидуальны. Наиболее способные и активные дети принимают участие в выставках и конкурсах.

Стимулирует творческую деятельность обучающихся педагог собственным примером, встречей с интересными людьми, демонстрацией образцов высокого уровня, беседой, творческим заданием, поощрением, тактичной критикой, внушением веры в свои силы.

Полученные знания, умения, навыки позволяют детям в дальнейшем более органично адаптироваться в окружающем мире.

.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Человек по натуре своей художник.

Он всюду, так или иначе, стремится вносить

в свою жизнь красоту… Красивые вещи

воспитывают творческое воображение

людей и уважение к их труду»

М.Горький

Занятия рукоделием, работа с различными материалами позволяет детям воспринимать мир органично и интересно, формируют необходимые для дальнейшей жизни качества - трудолюбие, аккуратность, внимание, терпение, желание познавать новое, умение доводить начатое дело до конца, развивают художественный вкус. Созданные своими руками изделия всегда неординарны и привлекательны, так как несут в себе частичку души их создателя. Такие работы будут замечательным подарком, они своеобразно и органично сочетаются с интерьером. А главное - привносят в жизнь детей радость творчества.

Литература:

Литература для учащихся:

  1. К.Маерова, К.Дубинская “Русское народное прикладное искусство” Москва, “Русский язык” 1990 г.
  2. Популярная энциклопедия “Рукоделие” Москва, Научное издательство” Большая Российская Энциклопедия” 1992 г.
  3. Н.М.Сокольникова “ Изобразительное искусство “ учебник в 4-х частях, Обнинск, издательство “ Титул “, 1996 г.
  4. Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство» тетрадь творческих заданий, Москва, издательство АСТ, 1999 г.
  5. А.Г.Гусева «Нетканый гобелен», Москва, издательство «Культура и традиции», 2007 г.
  6. Г.М.Логвиненко «Декоративная композиция», Москва, издательство «Владос», 2008 г.
  7. Н.П.Бесчастнов «Изображение растительных мотивов», Москва, издательство «Владос», 2008 г.

Литература для педагога: 

  • Бардина “Изделия народных художественных промыслов и сувениры” Москва, “Высшая школа”, 1990 г.;
  • Т.Беляев “ Упражнения по развитию пространственного представления учащегося” Москва, “Просвещение”, 1983 г.;
  • В.Костин, В.Юматов “Язык изобразительного искусства”, Москва, “Знание”, 1978 г.;
  • К.Маерова, К.Дубинская “Русское народное прикладное искусство”
  • Научно-исследовательский институт трудового обучения и профессиональной ориентации “Содержание, формы и методы профессиональной подготовки старшеклассников” Методическое пособие, Москва 1989 г.;
  • Р.С.Немов “ Психология ” книга 2 Москва “ Просвещение ” 1995 г.
  • Популярная энциклопедия “Рукоделие”, Москва Научное издательство “Большая Российская Энциклопедия” 1992 г.;Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы учебных курсов «Батик», «Папье-маше», «Нетканый гобелен»

Конспективное изложение наиболее интересных вариантов заданий по учебным темам прикладного характера. Было предназначено для нереализованного преподавания в художественной студии для взрослых. Может б...

"Нетканый гобелен"

Данное методическое пособие подготовленно на основе многолетнего практического опыта автора, с использованием литературных источников и расчитано на преподавателей учреждений дополнительного образован...

Рабочая программа кружка "ГОБЕЛЕН"

В кружок принимаются школьники V-VII классов, не более 15 человек в группу, иначе руководитель не сможет дать индивидуальную консультацию учащимся.Организация  кружка начинается с подготовки поме...

Рабочая программа кружка по гобелену

Ткачество – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. В геометрических и растительных узорах, колорите, способов передачи о...

дипломный проект "Гобелен"

Актуальность данной темы очевидна, т.к. декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. Ручное ткачество, как один из самых распространенных его видов, особенн...

Аннотация авторской образовательной программы «Художественное ткачество и гобелен»

Аннотация авторской образовательной программы«Художественное ткачество и гобелен»(3-х годичный курс)Название программы «Художественное ткачество и гобелен».Возраст детей: 11 – 16летСрок реализации про...

Календарно-тематический план общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 54.01.18 «Реставратор тканей, гобеленов и ковров»

Календарно-тематический план общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...