Образовательная программа "Волшебный гобелен"
рабочая программа по теме
Программа составлена как для педагога дополнительного образования, так и для учителей желающих вести кружок "Ковроткачества" в своей школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_volshebnyy_gobelen.docx | 174.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное агентство по образованию
Министерства образования и науки республики Бурятия
Кабанское управление образования
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Байкало-Кударинский дом детского творчества
Образовательная программа "Волшебный гобелен"
Составитель: Андреева Анна Павловна,
педагог дополнительного образования
Для детей 8-17 лет
Срок реализации-2 года
с. Кудара
2012 год
Пояснительная записка.
Актуальность. Программа «Ковровая вышивка» ориентирована на детей 8 -17 лет и составлена с учетом особенностей подросткового возраста: повышенный интерес к различным видам деятельности, повышенная познавательная и творческая активность, стремление овладеть различными профессиональными умениями, причем профессиональное ориентированное увлечение детей этого возраста, может приобрести характер настоящей страсти.
Главные мотивационные линии подросткового возраста связаны с активным стремлением к личному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение, самоутверждение. У детей появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Происходит формирование системы личных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки людей и самооценку.
Первичные профессиональные интересы возникают в собственном учении и в труде, и это создает благоприятные возможности для развития нужных деловых и личностных качеств подростка. Декоративно-прикладное искусство, как один из видов трудового воспитания, дает детям возможность не только приобрести различные ремесленные навыки, но и возможность самоутвердиться и самореализоваться через творческий процесс.
Декоративно-прикладное творчество – как часть мировой культуры, тесным образом связана с развитием творческого потенциала человека. Ковровая вышивка, один из видов ковроделия, является частью декоративно-прикладного искусства. Искусство ковроделия ценилось всегда. Особую ценность представляли ковры, сделанные вручную. Первые сведения о коврах относятся к V веку до н.э. Дошедшие до нас из глубины веков ковровые изделия, являются наследием богатой древней традиции, мировой художественной культуры.
В процессе обучения дети постепенно от простого к сложному осваивают азы ткачества, учатся не только копировать, работая по готовому образцу, но и создавать собственные композиции, применяя знания по основам композиции и цветоведению.
Ковроткачество является одним из распространенных видов художественной обработки материалов. Освоение техники позволяет приобрести навыки в ткачестве, а также способствует формированию художественного вкуса и развитию творческой фантазии учащихся.
Цель программы: создание необходимых условий для развития творческих способностей детей, посредством приобщения их к ковроткачеству – одному из видов декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего, в частности нравственно-эстетического развития личности школьника, являющегося важнейшей предпосылкой самостоятельной трудовой деятельности в условиях современного производства и для получения образования.
Программа позволяет решить следующие задачи:
Обучающие:
Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать у них практические навыки и умения;
Развивающие:
- приобщить детей и подростков к народному искусству;
- реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
Воспитывающие:
- воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
- формировать у детей соответствующую социальную позицию;
Валеологические:
инструктаж по технике безопасности, санитария и гигиена
Программа включает пояснительную записку, тематический план, перечень знаний и умений, формируемых у учащихся в процессе обучения, а также список рекомендуемой литературы, учебно-наглядных пособий и технических средств обучения.
Содержание теоретического обучения предусматривает ознакомление учащихся с народными художественными промыслами, основами композиции и цветоведения, технологией изготовления изделий в технике “ковровой вышивки”
В процессе занятий по теме “ Бурятские народные узоры” необходимо знакомить учащихся с литературой и иллюстративным материалом, характеризующим историю развития художественного промысла, творчеством народных мастеров и т.п. С целью повышения знаний школьников следует провести несколько уроков в музее народных художественных промыслов (краеведческом и др.). На этих уроках целесообразно предложить учащимся сделать зарисовки понравившихся изделий народных мастеров, что позволит им глубже понять и усвоить не только разные виды и технику художественной обработки изделий, но и типовые композиции традиционных изделий.
Усвоению теоретического материала по теме “Основы композиции” способствует проведение практических работ с целью создания композиций для художественных изделий в традициях изучаемого промысла. На этих занятиях учащимся не рекомендуется копировать образцы народного искусства в своих работах; необходимо творчески использовать изученные традиционные элементы и мотивы орнамента, формы изделий, варьируя и компонуя их по-своему, опираясь на общее образное содержание, настроение, эмоциональный характер народного искусства.
На уроках практического обучения учащиеся выполняют ковровые изделия по ранее составленному эскизу (на занятиях по композиции).
В процессе практических занятий необходимо уделять должное внимание вопросам технологии изготовления ковровых изделий, формированию у школьников общих умений и навыков в исполнении несложных художественных изделий. На каждом занятии рекомендуется проводить беседы, инструктажи (вводный, текущий и заключительный), направленные на осмысление учащимся трудовых процессов и средств труда, формирование рациональных приемов выполнения работ. Особое место в инструктаже отводится правильному и безопасному выполнению работ, бережному отношению к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию учебного времени.
Теоретическое и практическое обучение учащихся проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Теоретические занятия проводятся в форме беседы, рассказа. На занятиях используется зрительный ряд: образцы, экспонаты, эскизы, схемы и т.д.
Занятия предполагают использование фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения.
Текущий контроль проводится на каждом занятии и осуществляется методом наблюдения за правильностью выполнения работы.
Тематический контроль проводится после каждой темы, следует разбор ошибок и их анализ.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года во время проведения заключительной выставки учащихся, в виде коллективного обсуждения работ.
Весь процесс обучения должен быть творческим, исследовательским и носить воспитательный характер, а выполненные изделия - иметь яркий национальный колорит, художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечать функциональным и эстетическим требованиям, быть общественно полезными.
Программа “ Ковровая вышивка ” рассчитана на 2 учебных года. 1 учебный год – 216 часов: из них теория – 54 ч., практика - 162 ч. 2 учебный год – 216 часов: из них теория – 28 ч., практика - 188 ч.
Первый учебный год рассчитан на получение и развитие ремесленных навыков. Второй учебный год позволяет получить композиционные знания и применить их для создания собственных композиций.
Учитывая характерные особенности данного художественного промысла, а также конкретные условия, возможны сокращение или увеличение времени по отдельным темам, перестановка тем при сохранении общего количества учебных часов.. Занятия в кружке способствуют развитию трудолюбия, терпения, самостоятельности, усидчивости, умению довести начатое дело до конца, умению общаться в разновозрастом коллективе, взаимопомощи и взаимовыручке, умению дарить подарки, развивают память и глазомер, учат красоте и доброте и т.д.
Получая знания в кружке, дети не только могут связать свою дальнейшую профессию с декоративно-прикладным творчеством, но и просто получают умение справляться с любой поставленной перед ними задачей, учатся не бояться трудностей и доводить до конца любое дело. Это очень важные качества для любой профессии.
Инновацией программы является сам подход – соединение экологического образования с декоративно-прикладным искусством.
Отдельным блоком проходят «Экологические традиции родного края», «Край мой у Байкала».
Концепция: Формирование гуманистических отношений между людьми в целях социального оздоровления села. Исходя из этой концепции, решается проблема: организация досуга детей, ведь всем известно, что безделье порождает безнравственность, приобщение детей к творчеству облагораживает, формулирует их интересы, а приобретенные навыки они пронесут через всю жизнь и именно они помогут им в дальнейшем выборе профессии.
На занятиях кружка используются общедидактические методы обучения – словесные, наглядные, практические; создается дружеская и деловая атмосфера. Особое внимание уделяется качеству выполненных работ. Много внимания уделяется каждому ребенку, выявляя его интерес, определяя его знания, умения, навыки
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1 год обучения)Темы | количество часов | ||
теория | Практика | Итого | |
1. Вводное занятие. Техника безопасности в мастерской. Организация труда. | 2 | __ | 2 |
2. Основные сведения о народных художественных промыслах. Ручное ковроделие. | 4 | __ | 4 |
3.Ковровая вышивка как вид декоративно – прикладного искусства. Процесс изготовления художественных изделий в технике “ковровой вышивки”. Просмотр выставочных работ на стендах кружка. | 2 | __ | 2 |
4.Основы материаловедения для работ, выполненных в технике «ковровой вышивки». | 2 | __ | 2 |
5.Знакомство с инструментом и оснасткой. | 2 | 4 | 6 |
6.Приемы заполнения квадрата 6*6 см. ковровой вышивкой. Основные правила заполнения простых геометрических элементов. | 2 | 4 | 6 |
7.Последовательность исполнения ковровой вышивки на изделии. | 2 | __ | 2 |
8. Технология изготовления изделий в технике “ковровой вышивки” с геометрическим орнаментом (размером 32х32 см.) | 2 | 18 | 20 |
9. Основы композиции. Орнамент. Композиционное решение орнамента. Стилизация. Цветовые решения в декоративных орнаментах. | 4 | 4 | 8 |
10.Основы цветоведения. Цветовой круг. Колорит. Цветовые решения в декоративных | 4 | 4 | 8 |
11.Разработать эскиз орнамента для изделия размером 32*32 см. в натуральную величину и в цвете. Конкурс. | 2 | 12 | 14 |
12.Изготовление изделий в технике “ковровой вышивки” с симметричным или растительным орнаментом (размером 32х32 см.) | 2 | 22 | 24 |
13. Экскурсия на выставку декоративно-прикладного искусства. | 4 | 14 | |
14.Изготовление изделий в технике “ковровой вышивки” с изображением животного (размером 32х32 см.) | 2 | 26 | 28 |
15. Способы оформления края ковровых изделий. | 2 | 4 | 6 |
16.Изготовление ковровых изделий размером 50х50 см. по многоцветным сюжетным эскизам (по выбору учащегося). | 2 | 32 | 34 |
17.Изготовление выставочных работ размером 50х50 см.по мотивам бурятских узоров (коллективных или индивидуальных). « Край мой у Байкала» | 2 | 32 | 34 |
18.Проведение праздничных мероприятий. | 12 | 12 |
ИТОГО: 52 164 216
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(2 год обучения)
Темы | количество часов | ||
теория | практика | Итого | |
1. Вводное занятие. Техника безопасности в мастерской. Организация труда. | 2 | __ | 2 |
2Виды ковровых изделий. Ворсовые и безворсовые ковры. Наиболее известные техники ковроделия. | 2 | __ | 2 |
3. Упражнения по цветовосприятию. Понятие о колорите - сочетании цветов и оттенков. | 2 | 4 | 6 |
4.Изготовление ковровых изделий 50х50 см по многоцветным эскизам. | 2 | 28 | 30 |
5. Орнаментальные композиции. Приемы гармонизации орнаментов. | 2 | 4 | 6 |
6.Разработка орнаментов для ковровых изделий в зависимости от назначения изделия. Конкурс | - | 6 | 6 |
7.Нитки и их крашение. | 2 | 2 | 4 |
8. Составление геометрических и растительных орнаментов. Бурятские национальные узоры. Экологические традиции родного края | 2 | 4 | 6 |
9. Разработка эскизов и композиции. Конкурс. | - | 6 | 6 |
10.Изготовление настенного панно размером 50х90 см. | 2 | 34 | 36 |
11.Составление орнаментов с использованием разных осей симметрии. | 2 | 4 | 6 |
12.Разработка эскизов бурятских узоров. | - | 6 | 6 |
13. Изготовление выставочных ковров по индивидуальным эскизам (размер по желанию). | 2 | 42 | 44 |
14.Посещение выставок декоративно-прикладного искусства. | 4 | 4 | |
15. Изготовление ковра размером 60х90 см с использованием объемных элементов | 4 | 36 | 40 |
16.Проведение праздничных мероприятий. | - | 12 | 12 |
ИТОГО: 28 188 216
Учащиеся должны знать:
А. первый год обучения
- основные сведения о ручном ковроделии
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
- элементы и мотивы геометрических, растительных и животных орнаментов, простые типовые композиции;
- материалы, инструменты, приспособления, применяемые для изготовления в технике “ковровой вышивки”;
- основные приемы ковровой вышивки;
- правила безопасности труда и пожарной безопасности, требования к организации рабочего места;
- бурятские национальные орнаменты.
Б. второй год обучения
- основные сведения о декоративно-прикладном искусстве;
- классификации и ассортименте ковровых изделий;
- технологический процесс изготовления изделий в технике “ковровой вышивки”;
- принцип декоративного оформления ковра;
- несколько способов оформления края изделия;
- традиции народов Бурятии.
Учащиеся должны уметь:
А. первый год обучения
- делать зарисовки геометрических, растительных и симметричных орнаментов;
- выполнять элементы и мотивы орнаментов на изделиях;
- владеть инструментом для изготовления изделий в технике “ковровой вышивки”;
- самостоятельно разрабатывать композиции для изделий;
- организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда.
Б. второй год обучения
- владеть технологией изготовления изделий в технике "ковровой вышивки";
- выполнять мелкие элементы на коврах;
- самостоятельно разрабатывать эскизы ;
- самостоятельно выполнять изделия от эскиза до воплощения;
- оформлять край ковра в различных изделиях,
- уметь оказывать взаимопомощь и взаимовыручку,
- уметь строить отношения в разновозрастном коллективе,
- уметь радоваться успехам друзей.
Прогнозируемые результаты и критерии их замера.
Так как в кружке учитель не ставит оценок, а ребенок должен знать как он выполнил задание, то у преподавателя есть свои критерии оценки качества работ.
Во-первых, дети постепенно осваивают выполнение ковров двигаясь от простых рисунков к сложным. Сначала они знакомятся с заполнением геометрического рисунка на ковре размером 32*32 см., дальше они учатся заполнять цветочный орнамент и заканчивают обучение ковром с изображением животного. Если они сделали 3 ковра на «хорошо», тогда они могут выбрать эскиз по желанию. После этого они переходят на выполнение ковра на следующей рамке: 40*40 см. и делают столько ковров на этой рамке, пока их качество не устроит учителя, а дальше переходят на следующий размер 50*50 см. и т.д. Преподаватель имеет возможность каждого ученика задержать на определенной рамке до тех пор, пока у него не получится работа на «хорошо» или «отлично».
Высшая оценка учителя, это допуск ученика к выставочной работе.
Таким образом, каждый учащийся проходит свой путь от выполнения простых работ до выполнения выставочных.
Условия реализации программы
Оформленный кабинет
Учебно-методические материалы
Оборудование
Дидактические материалы
I. Методическое обеспечение:
- набор нормативно-правовых документов;
- наличие утвержденной программы;
- методические разработки по темам программ;
- наглядные пособия, образцы;
- специальная литература (журналы, книги, пособия);
- набор сценариев для досуговых мероприятий
II. Организационное обеспечение:
- необходимый контингент учащихся;
- расписание занятий;
- привлечение к работе специалистов, художника, музыканта;
- спонсорская и родительская помощь;
- связь с общественностью, школой.
Конечный результат –
- у ребенка повышается познавательная активность, самооценка, творческий потенциал;
Положительным результатом деятельности является самоопределение ребенка – жизненное, социальное, личностное и профессиональное.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- выставки детских работ,
- творческие конкурсы,
- интеллектуальные викторины;
- участие в научно-практических конференциях различного уровня;
- открытые занятия,
- мастер - классы для родителей;
- участие в мероприятиях разного уровня.
Показатели результативности:
- позитивная динамика познавательного интереса;
- накопление детьми опыта и социальных установок
- эффективное участие в научно-практических конференциях;
- удовлетворенность всех обучающихся;
- положительные отзывы участников, внешних организаций, родителей и администрации.
Итоговый контрольно – диагностический модуль
- Итоговая диагностика проводится в апреле – мае.
Цель – определение уровня подготовки и уровня развития творческих способностей детей в конце цикла обучения.
Формы проведения: открытое занятие, зачет – игра, зачет – викторина, отчетная выставка, присвоение знаков – звезд определенного достоинства.
Форма оценки результата воспитанника очень важна. Она должна быть конкретна и понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки. Главное – побудить воспитанника к сознательному самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.
Методическое обеспечение программы
Данная программа основана на технологии преподавания, использующей принципы и методы педагогики искусства
К основам методики относятся следующие принципы:
- опора на принципы объединения различных видов искусств;
- деятельно-практический подход к каждой теме занятий;
- формирование понятий путем накопления зрительного, слухового опыта, через накопление ассоциаций, образных характеристик, чувственных ощущений;
- опора во всех формах обучения на принципы целостности, образности, ассоциативности, импровизационности, что проявляется:
- в построении занятия-образа;
- в форме ведения занятия и способе общения с обучающимися;
- в особой эмоциональной атмосфере;
- в организации восприятия личности через художественный образ.
Программа состоит из следующих типов занятий:
- изучение, усвоение нового материала;
- закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков;
- самостоятельное применение знаний, навыков, умений для достижения собственных целей.
Обучающий процесс включает в себя следующие методы работы:
- метод объяснения, демонстрации, показ;
- метод наблюдения и сравнения;
- метод творческих заданий;
- метод обмена способностями;
- метод художественного моделирования.
Образовательный процесс организуется через:
- Обсуждение – беседа по выбранной теме, (позволяет точнее выстроить композицию, цветовое решение работы, обдумать идею, проявить собственную фантазию).
- Показ – просмотр образцов моделей, специальной литературы, анализ и дальнейшее обсуждение возможных вариантов реализации идеи, (стимулирует процесс творческого воображения, активизирует развитие пространственного мышления).
- Планирование – составление плана позволяет грамотно организовать работу, способствует развитию навыков самоконтроля.
- Практическая работа – самостоятельная и с помощью педагога, (при самостоятельной работе оценка и помощь педагога очень важны; при работе совместно с педагогом нудно не преуменьшить творческую инициативу учащегося).
- Анализ готовых работ – коллективное обсуждение или самоанализ, (позволяет сравнивать работы, находить достоинства и недостатки, адекватно реагировать на замечания, находить пути исправления ошибок, стараться выйти на более качественный уровень работы).
Формы проведения занятий:
- Вводное – традиционное, устное.
- Практическое – ознакомление с темой, усвоение теоретического материала, применение на практике изученных техник и приемов.
- Обобщение – анализ выполненных работ.
- Контроль качества исполнения.
Критерии оценки знаний, навыков и умений:
- степень сложности работы
- качество выполнения работы
- гибкость мышления и творческий подход
- самостоятельность в выполнении задания
- умение обосновать и доказать практическую значимость проекта
- умение проявлять инициативу и стремление к достижению цели
- умение выстраивать межличностные отношения в группе
Для реализации задач первого года обучения используются следующие формы работы:
- игра
- беседа
- инструктаж
- индивидуальное задание
- коллективная работа
Методы работы:
- словесные: рассказ, объяснение, убеждение, поощрение
- наглядные: демонстрация специальной литературы, образцов, схематических изображений, показ приемов выполнения, показ выполненных работ
- практические: упражнения, выбор материалов для работы, зарисовка, освоение техник, помощь педагога
- аналитические: наблюдение, сравнение, оценка, обсуждение пройденного материала, анализ проделанной работы
Способы контроля
- устные: опрос
- практические: в форме выполнения конкретного задания или работы
Для реализации задач второго года обучения используются следующие формы работы:
- лекция
- индивидуальная беседа
- экскурсия
- практическая работа ( индивидуальная или коллективная)
Методы работы
- словесные: ознакомление с литературой, обсуждение, индивидуальная беседа, опрос, убеждение
- наглядные: демонстрация иллюстраций, специальной литературы, демонстрация готовых изделий более высокого уровня
- практическая: самостоятельная работа с дополнительной литературой, индивидуальная консультация и помощь педагога
- аналитическая: самоанализ, коллективное обсуждение работ
Способы контроля
- выполнение образцов по заданию педагога
- участие в творческих конкурсах и проектах
- опрос- беседа ( на знание пройденного материала)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Содержание | час | цель | Практическая деятельность | час | Итого |
1 | Вводное занятие | 2 | Познакомить с правилами безопасной работы в кружке | Заполнение анкеты с целью выявления интересов и их отношение к работе кружка. Ковры в интерьере жилища. | 2 | |
2 | Основные сведения о народных художественных промыслах . Развитие ковроткачества. ( Краткий обзор) | 4 | Познакомить детей с народными художественными промыслами. | 4 | ||
3 | Ковровая вышивка как вид декоративно- прикладного творчества. Процесс изготовления художественных изделий в технике ковровой вышивки. Просмотр выставочных работ на стендах кружка. | 2 | Познакомить с искусством ковровой вышивки | 2 | ||
4 | Основы материаловедения для работ, выполненных в технике ковровой вышивки | 2 | Познакомить с материалами, необходимыми для работы в кружке | 2 | ||
5 | Знакомство с инструментами, оснасткой. Основные приемы работы ковровой иглой. Пробные стежки. | 2 | Познакомить с инструментами. | Работа на рамке. | 4 | 6 |
6 | Приемы заполнения квадрата 6х6 см ковровой иглой. Основные правила заполнения простых геометрических элементов схемы. | 2 | Научить работать ковровой иглой. | Выполнение упражнений в различной цветовой гамме геометрических элементов. | 4 | 6 |
7 | Последовательность выполнения ковровой вышивки на изделии. | 2 | Формировать навыки работы ковровой иглой. | 2 | ||
8 | Технология изготовления изделий в технике ковровой вышивки с геометрическим орнаментом 32х32 см | 2 | Познакомить с технологией изготовления ковровых изделий с геометрическим орнаментом. | Перевод рисунка на рамку. Работа на рамке ковровой иглой. | 18 | 20 |
9 | Основы композиции. Орнамент. Композиционное решение орнамента. Цветовые решения в декоративном орнаменте. | 4 | Раскрыть понятие композиции, орнамента. Познакомить с цветами спектра. | Зарисовка основных композиционных схем в различных цветовых гаммах. | 4 | 8 |
10 | Основы цветоведения. Цветовой круг. Колорит. Цветовые решения в декоративных орнаментах и композициях. | 4 | Познакомить с понятиями « теплая» и « холодная» гамма, цветовой контраст. | Упражнения с применением принципов комбинирования. | 4 | 8 |
11 | Разработка эскиза орнамента для изделия 32х32 см в натуральную величину в цвете. Конкурс. | 2 | Научить делать эскиз орнамента в натуральную величину. | Практическая работа на рамке | 12 | 14 |
12 | Изготовление изделия в технике ковровой вышивки с симметричным или растительным орнаментом 32х32см по теме « Природа родного края». | 2 | Закрепить навыки работы с ковровой иглой на рамке. | Выбор рисунка ковра. Практическая работа на рамке. | 22 | 24 |
13 | Экскурсия на выставку декоративно- прикладного творчества. | 4 | Познакомить с работами по декоративно- прикладному творчеству. | 4 | ||
14 | Изготовление изделий в технике ковровой вышивки с изображением животного. Животные родного края. | 2 | Закрепить навыки работы с ковровой иглой на рамке. Беседа о животном мире родного края. | Выполнение эскиза с выбором изображения животного по желанию ( нерпа, кошка, петух, заяц, лиса и т.д.). Работа на рамке. | 26 | 28 |
15 | Способы оформления края ковровых изделий | 2 | Познакомить со способами оформления края ковровых изделий. | Оформление края коврового изделия. | 4 | 6 |
16 | Изготовление ковровых изделий 50х50 см по многоцветным сюжетным эскизам ( по выбору учащихся) | 2 | Закрепить навыки работы с ковровой иглой | Перевод выбранного рисунка на рамку. Подбор пряжи в соответствии с образцом, Работа на рамке. | 32 | 34 |
17 | Изготовление выставочных работ по мотивам бурятских узоров ( коллективных или индивидуальных). Край мой у Байкала. | 2 | Познакомить с декоративно- прикладным искусством Бурятии, бурятскими национальными узорами. | Перевод орнамента на рамку, работа на рамке, оформление края. | 32 | 34 |
18 | Воспитательная работа. Выставка лучших работ. Награждение лучших | 12 | Способствовать формированию, развитию детского коллектива, сплоченного творческой деятельностью. Развивать коммуникативные способности. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи. | Вечер встречи друзей. Край мой у Байкала. Новый год. Здравствуй Сагаалган! Масленица. А ну-ка, девочки! Творческий отчет. | 12 | |
54 | 162 | 216 | ||||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности в мастерской. Организация труда. | 2 | Познакомить с планом работы кружка, правилами техники безопасности. Обзор работ кружковцев. | Материалы и оборудование, необходимые для работы в кружке. | 2 | |
2 | Виды ковровых изделий. Ворсовые и безворсовые ковры. Наиболее известные техники ковроделия. | 2 | Познакомить с видами ковровых изделий. | 2 | ||
3 | Упражнения по цветовосприятию. Понятие о колорите, сочетании цветов и оттенков. | Познакомить с теплой и холодной гаммой, цветовым контрастом, экологией цвета. | Упражнения на цветовой контраст с применением принципов комбинирования. | |||
4 | Изготовление ковровых изделий по многоцветным эскизам. | 2 | Закрепить навыки работы с ковровой иглой. | Выбор рисунка. Перевод на ткань. Работа на рамке. | 28 | 30 |
5 | Орнаментальные композиции. Приемы гармонизации орнаментов | 2 | Закрепить умение составлять композиции. | Упражнения с основными и дополнительными цветами. Применение цветового контраста. Экология цвета. | 4 | 6 |
6 | Разработка орнамента для ковровых изделий в зависимости от назначения изделия. Конкурс. | Научить разрабатывать орнаменты для ковровых изделий в зависимости от назначения. | Выполнение выбранного орнамента на рамке. | 6 | 6 | |
7 | Нитки и их крашение. | 2 | Познакомить со способами окраски волокон способами окраски пряжи. | Приготовление красильного раствора. Окраска пряжи растительными красителями. | 2 | 4 |
8 | Составление геометрических и растительных орнаментов. Бурятские национальные узоры. Экологические традиции родного края. | 2 | Познакомить с геометрическим и растительным орнаментом, бурятскими национальными узорами, экологическими традициями родного края. | Оформление альбома с орнаментами. | 4 | 6 |
9 | Разработка эскизов и композиций. | Научить разрабатывать эскизы и композиции. | Составить композицию. | 6 | ||
10 | Изготовление настенного панно размером 50х90 см . | 2 | Закрепить навыки работы с ковровым изделием. | Выбор рисунка. Выполнение настенного панно на рамке. | 36 | 38 |
11 | Составление орнамента с использованием различных осей симметрии. | 2 | Познакомить с основами симметрии, асимметрии. | Оформление альбома с орнаментами с использованием разных осей симметрии. | 4 | 6 |
12 | Разработка эскизов бурятских узоров. | Формировать навыки составления эскизов с бурятским орнаментом. | Самостоятельно составить эскиз узора с бурятским орнаментом в альбом. | 6 | ||
13 | Изготовление выставочных ковров по индивидуальным эскизам ( размер по желанию) | 2 | Закрепить навыки выполнения ковра. | Выполнение работы на рамке. | 42 | 44 |
14 | Посещение выставок декоративно- прикладного творчества. | 4 | Познакомить с детскими выставочными работами других Домов творчеств. | 4 | ||
15 | Изготовление ковра 60х90 см с использованием объемных элементов. | 4 | Закрепить практические навыки и умения. | Выполнение работы на рамке . Оформление работы объемными элементами. | 36 | 40 |
16 | Проведение праздничных мероприятий. | 12 | Способствовать формированию, развитию детского коллектива, сплоченного творческой деятельностью. Развивать коммуникативные способности, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи. | Вечер встречи друзей. В краю родном. Выставка для любимой мамы. Мастерская деда Мороза. Валентинов день. Сагаалган. Масленица. Творческий отчет. |
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В общем процессе обучения можно выделить основные приемы формирования творческой деятельности:
- первый год обучения: большое внимание уделяется информативной части, знакомством с самим искусством ковроткачества, форме занятий (например - игре). Практическая часть включает в себя работу по образцу или изготовление несложных изделий, с внесением изменений в конструкцию или технологию. Важным также является то, что методика ковроткачества должна быть понятна младшим учащимся и позволяла выполнить работу в течение одного дня.
- второй год обучения: возможно выполнение более сложных изделий на основе большего количества изучаемых техник и методик. Здесь уже идет несложное моделирование, что влечет за собой навык самостоятельно решать определенные задачи для достижения желаемого результата ( выбор цвета, несложное композиционное решение, выбор материала, и т.д.). Учащиеся проявляют творческую инициативу, учатся планировать свои действия, осуществлять самоконтроль. Виды и количество изделий индивидуальны. Наиболее способные и активные дети принимают участие в выставках и конкурсах.
Стимулирует творческую деятельность обучающихся педагог собственным примером, встречей с интересными людьми, демонстрацией образцов высокого уровня, беседой, творческим заданием, поощрением, тактичной критикой, внушением веры в свои силы.
Полученные знания, умения, навыки позволяют детям в дальнейшем более органично адаптироваться в окружающем мире.
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Человек по натуре своей художник.
Он всюду, так или иначе, стремится вносить
в свою жизнь красоту… Красивые вещи
воспитывают творческое воображение
людей и уважение к их труду»
М.Горький
Занятия рукоделием, работа с различными материалами позволяет детям воспринимать мир органично и интересно, формируют необходимые для дальнейшей жизни качества - трудолюбие, аккуратность, внимание, терпение, желание познавать новое, умение доводить начатое дело до конца, развивают художественный вкус. Созданные своими руками изделия всегда неординарны и привлекательны, так как несут в себе частичку души их создателя. Такие работы будут замечательным подарком, они своеобразно и органично сочетаются с интерьером. А главное - привносят в жизнь детей радость творчества.
Литература:
Литература для учащихся:
- К.Маерова, К.Дубинская “Русское народное прикладное искусство” Москва, “Русский язык” 1990 г.
- Популярная энциклопедия “Рукоделие” Москва, Научное издательство” Большая Российская Энциклопедия” 1992 г.
- Н.М.Сокольникова “ Изобразительное искусство “ учебник в 4-х частях, Обнинск, издательство “ Титул “, 1996 г.
- Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство» тетрадь творческих заданий, Москва, издательство АСТ, 1999 г.
- А.Г.Гусева «Нетканый гобелен», Москва, издательство «Культура и традиции», 2007 г.
- Г.М.Логвиненко «Декоративная композиция», Москва, издательство «Владос», 2008 г.
- Н.П.Бесчастнов «Изображение растительных мотивов», Москва, издательство «Владос», 2008 г.
Литература для педагога:
- Бардина “Изделия народных художественных промыслов и сувениры” Москва, “Высшая школа”, 1990 г.;
- Т.Беляев “ Упражнения по развитию пространственного представления учащегося” Москва, “Просвещение”, 1983 г.;
- В.Костин, В.Юматов “Язык изобразительного искусства”, Москва, “Знание”, 1978 г.;
- К.Маерова, К.Дубинская “Русское народное прикладное искусство”
- Научно-исследовательский институт трудового обучения и профессиональной ориентации “Содержание, формы и методы профессиональной подготовки старшеклассников” Методическое пособие, Москва 1989 г.;
- Р.С.Немов “ Психология ” книга 2 Москва “ Просвещение ” 1995 г.
- Популярная энциклопедия “Рукоделие”, Москва Научное издательство “Большая Российская Энциклопедия” 1992 г.;Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программы учебных курсов «Батик», «Папье-маше», «Нетканый гобелен»
Конспективное изложение наиболее интересных вариантов заданий по учебным темам прикладного характера. Было предназначено для нереализованного преподавания в художественной студии для взрослых. Может б...
"Нетканый гобелен"
Данное методическое пособие подготовленно на основе многолетнего практического опыта автора, с использованием литературных источников и расчитано на преподавателей учреждений дополнительного образован...
Рабочая программа кружка "ГОБЕЛЕН"
В кружок принимаются школьники V-VII классов, не более 15 человек в группу, иначе руководитель не сможет дать индивидуальную консультацию учащимся.Организация кружка начинается с подготовки поме...
Рабочая программа кружка по гобелену
Ткачество – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. В геометрических и растительных узорах, колорите, способов передачи о...
дипломный проект "Гобелен"
Актуальность данной темы очевидна, т.к. декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. Ручное ткачество, как один из самых распространенных его видов, особенн...
Аннотация авторской образовательной программы «Художественное ткачество и гобелен»
Аннотация авторской образовательной программы«Художественное ткачество и гобелен»(3-х годичный курс)Название программы «Художественное ткачество и гобелен».Возраст детей: 11 – 16летСрок реализации про...
Календарно-тематический план общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 54.01.18 «Реставратор тканей, гобеленов и ковров»
Календарно-тематический план общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...