Программа индивидуального обучения "Вязание крючком"
рабочая программа (11 класс) по теме
Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.
В связи с этим важность и необходимость значительного повышения роли системы дополнительного образования в развитии, воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_individualnogo_obucheniya_vyazanie_kryuchkom.rar | 37.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Ачитского городского округа «Ачитский центр дополнительного образования детей» | |
ПРИНЯТО методическим объединением Протокол № ____ от «____» _____________2013 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ______________ (ф.и.о. руководителя) «____»__________________2013г. |
«Вязание крючком» Индивидуальная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья
Составитель: Ачит 2013 г. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Разделы | Содержание |
Полное наименование программы | «Вязание крючком» |
Руководитель | Токмакова Марина Вячеславовна |
Организация – исполнитель | МКОУ ДОД АГО «Ачитский центр дополнительного образования детей» |
Ф.И.О., должность автора | Токмакова М.В., педагог дополнительного образования, |
География программы | Программа реализуется на территории д.Ялым, Ачитского городского округа |
Целевые группы | Постоянный состав группы – 1 человек, имеющий инвалидность |
Цель программы |
|
Направленность | Декоративно - прикладная |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид | Составительская |
Уровень реализации | Дополнительное образование |
Уровень освоения | Общекультурный |
Способ освоения содержания образования | Репродуктивный, эвристический для основной части. |
Краткое содержание программы | Познакомить с историей вязания, с народными промыслами (ремёслами). Подготовить к выбору профессии. |
Оглавление
1 | Пояснительная записка | 4 - 7 |
2 | Учебно-тематический план | 8 - 11 |
3 | Содержание программы | 12 - 14 |
4 | Учебно – методическое обеспечение программы | 15 |
5 | Список информационных источников | 16 |
6 | Сведения об авторе | 17 |
Пояснительная записка
Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.
В связи с этим важность и необходимость значительного повышения роли системы дополнительного образования в развитии, воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами .
Имея, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (гл.2, ст.39, 43), Федеральным Законом «Об образовании Российской Федерации» ( гл.11), Законом «Об образовании в Свердловской области» ст.14,18-22,35, Закон Свердловской области «О защите прав ребенка» ст.23,24,25,43, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» ст.1,15, Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» ст.18,19., «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях», Постановление Правительства РФ от 18.07.96 № 861, Социальные нормативные нормы ( Распоряжение Правительства РФ от 03.07.96 №1063 – о нормах наполняемости и групп в образовательных учреждениях), такая категория детей имеет равные со всеми другими детьми права на образование и творческое развитие, так как в жизни они зачастую лишены возможности реализовать это право.
Главное место в коррекционно – воспитательной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами отводится трудовому обучению, где они овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях, в связи с этим у детей развивается познавательная деятельность.
Так как ученица уже довольно неплохо освоила приёмы вязания, программа построена по принципу «Проектного обучения », выполнения проекта на заданную тему. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания и умения, а далее дополнять их новыми сведениями и умениями.
Центральное место на занятиях занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение знаний познавательного характера, для изучения техники безопасности и санитарно – гигиенических требований к занятиям ручного труда.
Обучение предусматривает проведение заочных (фото) экскурсий и выставок в АЦ ДОД Ачитского городского округа (так как ребёнок не может самостоятельно передвигаться), участия в районных и областных выставках детей с ограниченными возможностями здоровья, участие во Всероссийских творческих интернет - конкурсах.
Программа является составительской. Разработана, с учетом возрастных особенностей и с учетом заболевания обучающегося в соответствии с требованиями программ: Сборник программ дополнительного образования «Социально – педагогическая поддержка детей» - Екатеринбург,2000, Сборник программ дополнительного образования социально – педагогического направления. Вып.3-Екатеринбург 2004.
1. Обучающая цель: Закрепление трудовых навыков детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Задачи: Формирование интереса к декоративно – прикладным видам деятельности.
- Формирование использования в своей речи правильной терминологии, понятий и сведений.
- Формирование умения самостоятельно решать вопросы по изготовлению изделий.
2.Воспитывающая цель: воспитание самостоятельной, уверенной в своих силах личности.
Задачи: Создание ситуации успеха
- Воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижения поставленных задач
- Воспитание аккуратности, ответственности за порученное дело
- Приобщение к нормам социальной жизнедеятельности
3.Развивающие цели: развитие творческих способностей детей с ОВЗ средствами декоративно – прикладного творчества.
Задачи : Развитие мотивации обучающегося к творческому поиску
- Развитие творческого мышления
- Развитие умений умственного труда ( запоминать, анализировать, оценивать и т.д.)
- Развитие умений организации учебного труда
Вязание крючком является исконным народным ремеслом. Ни один человек с самого раннего возраста не обходится в своем гардеробе без вязаных вещей. Ручные работы не выходят из моды, меняются лишь виды, элементы, украшения изделий. Приобщение к вязанию крючком – это и подготовка обучающегося к будущей семейной жизни, формирование культуры одежды как части бытовой культуры, развитие таких качеств и воспитания, как усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему. Обучающий получает удовлетворение от выполненной работы, так как сразу видит ее результат. Обучение по данной Программе способствует адаптации воспитанников к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, а так же профессиональному самоопределению.
Обучение включает следующие методы и приемы:
- Наглядность (иллюстрации, фотографии, интернет - экскурсии);
- Витагенное обучение (опора на жизненный опыт обучающегося)
- Дискуссии (в процессе обсуждения и спора возникает интерес к данному виду деятельности)
- Рефлексия анализа (обсуждение результатов, поощрения и выявления ошибок)
- Предъявление учебных требований
Организация деятельности:
Данная образовательная программа рассчитана на 1 год.
Занятия проводятся согласно учебно – тематическому плану, с учетом возрастных особенностей и диагноза ребенка.
Для детей 16 лет продолжительность занятий 40 мин.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, 54 учебных часа.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в детском объединении воспитанник получит знания:
- техники выполнения игрушек, цветов и цветочных композиций, прихваток разной формы, изделий «на себя»;
- особенностей построения выкройки для вязаного изделия;
- правил техники безопасности при вязании с крючком;
- основных приемов вязания крючком и техники выполнения игрушек разной формы;
- об условных обозначениях;
- основ материаловедения: классификацию и свойства волокон.
Воспитанник сможет научиться:
- вязать свои игрушки на основе поученных знаний;
- систематизировать и обобщать опыт вязания крючком цветов и цветочных композиций, создавать новые художественные и композиционные работы, тем самым, развивая свои творческие возможности;
- правильно снимать мерки;
- подготавливать образцы вязания для расчета петель;
- последовательно выполнять изделия;
- выполнять изделия в натуральную величину;
- свободно пользоваться схемами по вязанию;
- различать нитки из натуральных и химических волокон, шерстяных .
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
индивидуальной программы «Вязание крючком» (2 часа в неделю)
№ п/п | Раздел. Тема. | Общее кол-во часов | В том числе | |
Теоретич. часы | Практич. часы | |||
1 | Вводное занятие. Знакомство с программой. Правила ТБ и ОТ. | 1 | 1 | |
«Подарок маме» | 6 | 1 | 5 | |
2 | Что можно маме подарить? Выбор изделий для подарка. | 1 | ||
3, 4, 5 | Диванные подушки- игрушки. | 3 | ||
6,7 | Нет подарка лучше, чем мои цветы… | 2 | ||
«Скоро праздник – Новый год, чем украсить ёлку?» | 8 | 1 | 7 | |
8 | Выбор изделий для украшения ёлочки. | 1 | ||
9,10 | Разноцветные шары - для нашей ёлочки дары. | 2 | ||
11,12 | Снежинки – ёлочке подружки. | 2 | ||
13,14,15 | Какой же праздник без Деда Мороза? | 3 | ||
«Рождество, крещение - подарки с поздравлением» | 8 | 1 | 7 | |
16 | Что за праздники: Рождество и Крещение, как их встречают. | 1 | ||
17 | Колядовать, так с бубенцами. Вязание колокольчиков- бубенцов. | 1 | ||
18,19 | Какая зима без Снеговика? Вязание снеговика. | 2 | ||
20,21 | Оберег «Домовёнок Кузя». Вязание домовёнка Кузи. | 2 | ||
22,23 | Прихватки – лошадки (символ - года).Вязание прихваток. | 2 | ||
«В моей семье тоже есть Защитники Отечества» | 5 | 1 | 4 | |
24 | День Защитников Отечества, история праздника. | 1 | ||
25,26 | Коврик на стул – подарок папе. | 2 | ||
27,28 | Мягкую игрушку – младшему братишке. | 3 | ||
Международный женский день - 8 Марта. | 3 | 1 | 2 | |
29 | Что это за праздник? Кому дарят подарки 8 Марта? | 1 | ||
30,31 | Весёлые прихваточки – сестрёнкам и мамочке. Вяжем прихватки- цветы. | 2 | ||
Областной конкурс для детей с ОВЗ «Народная игрушка» | 8 | 2 | 6 | |
32, 33 | Какие игрушки называют «народными», как их можно связать? Разбираемся со схемами, готовим технокарту изделий. | 2 | ||
34, 35 | Русские матрёшки. | 2 | ||
36, 37 | Дымковские игрушки. | 2 | ||
38, 39 | Филимоновские игрушки. | 2 | ||
Великий день – тот День Победы. | 8 | 1 | 7 | |
Великий праздник – День Победы, мой дед был тоже участником той войны. | 1 | |||
40,41,42,43 | Цветы на День Победы нашим ветеранам и труженикам тыла. | 4 | ||
44,45,46 | Венок к памятнику ветеранов В.О.в. | 3 | ||
Всемирный день Защиты детей. | 6 | 1 | 5 | |
47 | История праздника. Дети всей Земли любят игрушки. | 1 | ||
48 | Ёжик с мягкими колючками. | 1 | ||
49, 50 | «Смешарики», которых знают все. | 2 | ||
51,52 | «Неваляшки», игрушки наших мам и пап. | 2 | ||
«Итоги года» | 2 | 2 | ||
53,54 | Подготовка и оформление проекта «Что мне удалось за этот год». | 2 | ||
Итого | 54 | 10 | 44 |
Содержание программы
- Вводное занятие – 1 час.
Знакомство с программой. Правила ТБ и ОТ
История развития трикотажного производства. Цель и задачи объединения. Режим работы и правила поведения. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Правила ТБ при работе с крючками, ножницами, иглами. Различие крючков по номерам, показ крючков разной толщины. Демонстрация поделок, связанных крючками разной толщины. План деятельности на начало учебного года.
- «Подарок маме» - 6 часов
Что можно маме подарить? Выбор изделий для подарка.
Диванные подушки- игрушки. Вязание диванных подушек, выбор изделий, определение рисунка для изготовления.
Нет подарка лучше, чем мои цветы. Виды вязаных цветов, способы вязания и оформления.
Подготовка изделий к районной выставке «Подарок маме».
- «Скоро праздник – Новый год, чем украсить ёлку?» - 8 часов.
Какими вязаными изделиями можно украсить ёлочку. Выбор изделий для украшения ёлочки.
Разноцветные шары - для нашей ёлочки дары. Разбор схем вязания игрушек.
Снежинки – ёлочке подружки. Вязание снежинок, способы их обработки для того, чтобы они держали форму (крахмал, сахар).
Какой же праздник без Деда Мороза? Вязание игрушки (мешка для конфет) Деда Мороза. Способ оформления.
Подготовка изделий к районному конкурсу- выставке «Новогодняя игрушка – 2013».
- «Рождество, крещение - подарки с поздравлением» - 8 часов.
Что за праздники: Рождество и Крещение, как их встречают. История старинных праздников и как их праздновали на Руси.
Колядовать, так с бубенцами. Вязание колокольчиков- бубенцов.
Какая зима без Снеговика? Вязание снеговика. Прибавление и убавление петель для образования круга.
Оберег «Домовёнок Кузя». Вязание домовёнка Кузи. Оформление домовёнка .
Прихватки – лошадки (символ - года). Вязание и оформление прихваток.
- «В моей семье тоже есть Защитники Отечества» - 5 часов.
День Защитников Отечества, история праздника. Что можно подарить мужчинам на праздник.
Обсуждение и выбор изделий для подарков – папе и брату.
Коврик на стул – подарок папе. Мягкую игрушку – младшему братишке.
- Международный женский день - 8 Марта – 3 часа.
Что это за праздник? Кому дарят подарки 8 Марта? Какой подарок можно приготовить своими руками.
Весёлые прихваточки – сестрёнкам и мамочке. Вяжем прихватки- цветы. Вывязывание цветов вторым слоем на прихватках, чередование и подбор расцветки на прихватках.
- Областной конкурс для детей с ОВЗ «Народная игрушка» - 8 часов.
Какие игрушки называют «народными», как их можно связать? Какие ремёсла относятся к «народным».
Разбираемся со схемами, готовим технологическую карту изделий.
Русские матрёшки- способы их изготовления. Как можно выполнить матрёшку в технике вязания крючком?
Дымковские игрушки - способы их изготовления. Как можно выполнить Дымковскую игрушку в технике вязания крючком?
Филимоновские игрушки - способы их изготовления. Как можно выполнить Филимоновскую игрушку в технике вязания крючком?
Выбор игрушки для областной выставки и оформление.
- Великий день – тот День Победы - 8 часов.
Великий праздник – День Победы, мой дед был тоже участником той войны. Ветеранам нужны не подарки, а внимание. Как можно отблагодарить наших ветеранов за их подвиг.
Цветы к Дню Победы нашим ветеранам и труженикам тыла. Вязаные цветы и букеты. Оформление поздравлений и подарков.
Венок к памятнику ветеранов В.О.в. Оформление венка из вязаных цветов к памятнику нашим односельчанам, погибшим в Великой отечественной войне.
- Всемирный день Защиты детей – 6 часов.
История праздника. Дети всей Земли любят игрушки.
Ёжик с мягкими колючками. Вязание игрушки «Ёжик» с иголками «вытянутые петли».
«Смешарики», которых знают все. Вязание мягкой игрушки из 2 кругов.
«Неваляшки», игрушки наших мам и пап. Как можно связать и оформить «Неваляшку». Оформление игрушек.
- «Итоги года» - 2 часа.
Подготовка и оформление проекта «Что мне удалось за этот год». Компьютерная презентация работы за год.
Учебно – методическое обеспечение
- Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
- Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru
- Компьютерные презентации по темам
- Папки-копилки по темам.
Список информационных источников
- Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства. - М., 1991.
- Программа образовательной области «Технология». - М.,1994.
- Технология: Учебник для учащихся общеобразовательной школы (вариант для девочек). Под ред. Симоненко В.Д.- М.,2000.
- Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Sandra».
- Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – М., 2000.
Сведения об авторе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по вязанию крючком 5 лет обучения
Программа дополнительно образования по вязанию крючком расчитана на 5 лет обучения предназначена как для школы так и для дополнительного образования....
Рабочая программа кружка "Вязание крючком".
Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с низким уровнем развития мото...
Программа индивидуального сопровождения ребёнка с умственной отсталостью как часть адаптированной программы
Программа направлена на коррекцию и развитие психических функций учащихся, и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – ...
Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.
Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы
В разработке представлена деятельность учителя коррекционного курса "Развитие зрительного восприятия" в системе сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в рамках деятельности ШПМПк...
Программа кружка "Вязание крючком"
Рукоделие является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека....
Рабочая индивидуальная адаптированная общеобразовательная программа индивидуального обучения на дому для обучающейся с тяжелой умственной отсталостью
Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в специальных (коррекционных) образовательных организациях.Из-за неоднородности детей с тяжелыми нарушениям инте...