Разработка занятия Изготовление сувенира «Оберег-веничек». Тема:Укрась и защити свой дом. Из раздела «С днем рождения, семья!» (Для детей 2-го и 3-го года обучения. 6 часов)
план-конспект занятия по теме
Занятие проводится в разделе, посвященному семье. Дети познакомятся с общими семейными праздниками, через знакомство с народными традициями,через традиции изготовления и использования различных видов оберегов в русских домах, их предназначение.
Получат представление о возможностях применения природных материалов и соленого теста в декоративном искусстве. В разработке прописан ход занятия, даны рекомендации по его проведению, технологическая карта по изготовлению оберега.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка занятия "Изготовление сувенира "оберег-веничек" | 19.85 КБ |
Технологическая карта "Изготовление сувенира «Оберег-веничек». | 55.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Изготовление сувенира «Оберег-веничек».
Тема: Укрась и защити свой дом. Оберег-веничек. Из раздела «С днем рождения, семья!» (Для детей 2-го и 3-го года обучения. 6 часов)
Цель: показать важную роль женских рукоделий в создании уюта и душевного тепла в семье.
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с общими семейными праздниками, традициями через знакомство с народными традициями;
познакомить с традицией изготовления и использования различных видов оберегов в русских домах, их предназначение;
освоить технологию изготовления оберега - веничка;
расширить представление о возможностях применения природных материалов в декоративном искусстве;
совершенствовать умение пользоваться при работе технологической картой.
Воспитательные: уважение семейных традиций, гордость за свою фамилию, свой род;
формирование практических умений для изготовления оберегов, чувства взаимопомощи, аккуратности, бережного отношения к материалу.
Развивающие: развивать умение анализировать, самостоятельно мыслить.
Материалы и оборудование:
травяные кисти или веники, сухоцветы, семена тыквы, подсолнечника, сухие ягоды рябины, готовое соленое тесто, бесцветный лак, клей ПВА, тесьма, проволока, инструменты (стеки, ножницы, ножички, кисти №2,3), баночки с водой, рабочие доски, акварельные и гуашевые краски на каждого ребенка.
Методический фонд и средства обучения:
-таблица «символика оберегов»;
-технологическая карта последовательности выполнения работы;
-авторские и детские работы, иллюстрации с различными видами оберегов;
-литература по теме.
Ход занятия.
I Организационный момент
1.Проверка готовности учащихся к занятию.
2.Обявление темы, целей и задач урока.
3 Создание благоприятной атмосферы, способствующей творческой работе.
II Объяснение нового материала
Ход занятия | Вид деятельности | Задачи педагога |
Вступительное слово педагога: из истории возникновения оберегов. | .Рассказ о традициях изготовления оберегов с демонстрацией авторских и детских работ, иллюстраций. Знакомство с видами и символикой оберегов (работа с таблицей «символика оберегов»). | Выявить знания детей по этой теме и дополнить их. |
Инструктаж по технике безопасности | беседа о технике безопасности. Знакомство с инструментами, правилами работы с ними. | Рассказ о безопасных и эффективных приемах работы с природными материалами, соленым тестом, электродуховкой. |
Знакомство с технологической картой выполнения работы | Знакомство с последовательностью выполнения практической части работы | Научить пользоваться технологической картой |
Изготовление веника | Последовательный показ преподавателем этапов работы над веничком с последующим повтором детьми приемов работы | Учить основам работы с материалом, скреплять заготовки веничка с помощью проволоки, суровой нити. |
Подбор символов для украшения оберега | Рассказ о символике оберегов, с использованием таблицы «символика оберегов». Создание своего образа оберега, используя собственные сочетания символов. | Помочь ребенку в создании оберега с помощью разных способов его оформления. |
Лепка фигурок из соленого теста | Показ и практическая работа | Повторить простейшие приемы лепки из теста: шарики, колбаски. Научить лепить плоские фигурки людей, животных. Научить выполнять сушку фигурок. |
Раскрашивание | Упражнения на освоение приемов работы (смешиание цвета, разведение краски водой ит.д.) Подбор необходимых цветов для раскрашивания фигурок из теста, используя цветовой круг. | Закрепить навыки раскрашивания мелких фигурок. Учить грамотной работе с цветом, подбирая наиболее выразительные сочетания. |
Окончательное оформление оберега | . Рассказ об основах композиции, о способах оформления работы, составление композиции по индивидуальному замыслу. Показ и выполнение практической работы. | Учить планировать работу с помощью эскиза, напомнить о чувстве меры и стиля. |
Подведение итогов | Мини – выставка, рассказ о своем обереге. | Помочь ребенку реально оценить результаты своей работы и настроить на дальнейшее творчество. |
Рекомендации
Из истории возникновения оберегов.
Самое главное в жизни каждого человека это его семья, дом. Не зря говорят: «Мой дом – моя крепость». Основная цель моих занятий не только научить ребенка сделать ту или иную поделку, но и научить понимать, что он сам может принять активное участие в украшении дома, создании уюта и хорошего настроения в нем или приготовить подарки для близких ему людей. И очень здорово, если взрослые вместе с детьми будут этим заниматься, ведь ничто так ни сближает, как совместное творчество!
Не одно тысячелетие существует проверенная временем традиция защищать и украшать свой дом с помощью оберегов. Наши далекие предки мудро и по-хозяйски использовали добрую силу природы. Их искренняя вера в чудесные возможности таких простых и привычных вещей как веник, венок, соленое тесто и т.д., нашла свое отражение в оберегах. Миниатюрные изображения топора, колокольчика, ложек, веника, лаптя и др. широко применялись в обрядах.
Сегодня я познакомлю вас с искусством изготовления оберега- веничка, который считается одним из древнейших оберегов. Великое множество примет и поверий связано с веником. Издавна существовал обычай обметать специальным веником-оберегом все углы по часовой стрелке, такой веник украшали, считалось, что, чем он нарядней и аккуратней, тем большей силой обладает. Если в дом приходили напасти, обрядовый веник, вобравший в себя всю отрицательную энергетику, закапывали на перекрестке, чтобы все беды ушли в землю и не перешли к другим людям. Так же такие веники использовали в обрядах для богатого урожая, мели дорогу жениху с невестой, ими обметали больного человека для быстрейшего выздоровления.
Выполнение практической части
При объяснении нового материала необходимо продемонстрировать образцы
готовых оберегов: плетень, коса-домовушка, лапоть, семейный оберег, кукла-домовенок и др.), познакомить с таблицей «Символика оберегов».
Для изготовления и украшения оберегов принято использовать природные материалы: кору деревьев, прутики ивы, травяные кисти, семена подсолнечника, тыквы, фасоль, сухоцветы, колосья злаковых, сушеные ягоды, фигурки из соленого теста, мешковину и др. Каждый элемент оберега что-либо символизирует. На веничке-домовушке размещают природные символы здоровья, любви, достатка и долголетия.
При выполнении практической части работы рассмотреть внимательно образец, обратиться к технологической карте по ее изготовлению, провести анализ образца:
-из чего состоит этот оберег? (веничек, фигурки из соленого теста, семена тыквы, подсолнуха, фасоль, сухоцветы, тесьма).
Познакомиться с этапами работы, приступить к изготовлению веничка.
Во время работы помогаю детям, испытывающим затруднения в работе, а так же обращаю внимание ребят на типичные ошибки и показываю варианты их исправления. Работаем по технологической карте. После предварительной подготовки заготовки веничка можно переходить к составлению эскиза работы. Еще раз рассмотреть готовые обереги, иллюстрации, таблицу «символов оберегов», чтобы составить свою композицию для украшения веничка. Приступая к лепке фигурок из соленого теста уместно поговорить о своих бабушках, мамах, которые непременно радуют их домашней выпечкой, о их доброте.
При лепке посоветовать детям пользоваться простыми формами: шариками, колбасками, жгутиками и т.д. Предварительно провести упражнения по лепке, используя наглядный материал.
Выполненные и подписанные фигурки помещаются для сушки в электродуховку. Сушка производится при небольшой температуре, чтобы не произошло растрескивание деталей. Можно сушить и при комнатной температуре, тогда увеличится время сушки.
Перед раскрашиванием готовых высушенных фигурок необходимо провести упражнения по работе с цветом. Очень важно чтобы дети научились правильно работать кистью. Раскрашенные фигурки необходимо покрыть бесцветным лаком.
Оформление оберега. Когда приступите к украшению веничека, подбираем различные семена, сухоцветы, монетка и др. символы оберегов (см.таблицу символов оберегов) расскажите детям, что они могут зашифровать в своей композиции пожелания добра, счастья тем, кому они подарят свой оберег. Так фасоль и горох- символ дружной семьи, монетка-успех в делах, дары природы- урожай в хозяйстве, колокольчик - прогоняет злых духов из дома. Все элементы украшений необходимо приклеивать клеем ПВА.
Подведение итогов. Можно вновь завести разговор о семье, общечеловеческих ценностях. Пусть каждый ребенок продемонстрирует свой веничек и расскажет о том кому он подарит своей оберег и почему;
Предварительный просмотр:
Технологическая карта.
Оберег- веничек.
Изображение этапов работы | Описание работы |
Возьмите малярную травяную кисть и аккуратно разберите ее. Разделите траву на два –три пучка ( в зависимости от желаемого размера веничка) | |
Завяжите одну часть крепкой травинкой от кисти (можно использовать суровую нить или проволочку), так чтобы получилась заготовка в форме веника. Чтобы ручка веника была подлиннее, скрепите пучок травы в двух местах. | |
Аккуратно расправьте траву «веером» и хорошенько пропитайте с двух сторон клеем ПВА, дайте высохнуть. Это необходимо для того, чтобы оберег сохранил форму. | |
Места крепления скройте под широкой декоративной тесьмой. Такой же тесьмой оформите нижнюю часть веничка. | |
При украшении оберега заранее выбранными символами стоит знать, что веник, подвешенный вверх метелкой, - к деньгам, а повешенный возле двери метелкой вниз, выметает из дома болезни, горе и напасти. Используем клей ПВА или универсальный клей «титан». | |
Наклейте фигурку из соленого теста- хлебный веночек, символ бесконечности и непрерывности рода, благополучия. | |
В середине можно разместить подкову- символ удачи. На ручку приклеить фигурку солнышка (искусственный цветок подсолнуха) - главный славянский оберег, славяне дети солнца. | |
В соответствии с первоначальным замыслом дополните композицию зернами фасоли, тыквы и другими деталями. В завершение работы необходимо сделать петельку сзади веничка для того, чтобы можно было повесить оберег в качестве украшения на стену. |
Примечание:
Если веничек делаете из жесткой травы, то приготовленную заготовку предварительно опустите на несколько минут в емкость с горячей водой, затем аккуратно расправьте «веером» и положите заготовку на ночь под пресс. Дальше соблюдайте ту же последовательность выполнения работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "Изготовление сувениров в подарок"
Разработка может быть использована как в учреждениях дополнительного образования, так и в школе на уроке технологии и в группе продленного дня, так и в домашних условиях....
План-конспект занятия «ИЗГОТОВЛЕНИЕ СУВЕНИРА «СНЕГОВИК»
Материал предназначен педагогам дополнительного образования, учителям труда, воспитателям....
Внеурочное занятие. Изготовление сувенира из соломки.
Описание зтапов изготовления сувенира с использованием методики применения соломки по собственным зскизам....
План-конспект открытого занятия "Изготовление сувенира "Мудрая сова"
ПЛАН-КОСПЕКТоткрытого занятияпедагога дополнительного образованиякружка мягкой игрушки «Пчёлки»Терещенко Елены Агвановны Тема: «Изготовление сувенира «Мудрая сова&ra...
Праздник "С Днем рождения, Земля!" для детей подготовительной группы
Материал для формирования у детей экологической культуры и активной жизненной позиции по охране окружающей среды....
Методическая разработка занятия «Изготовление подарка (сувенира, аксессуара)»
Аннотация методической разработки занятия «Изготовление подарка (сувенира аксессуара)»В разработке представлен план занятия, технологическая карта занятия и в приложении технологичес...
Занятие «Изготовление сувенира к 8 Марта»
Конспект занятия...