Эстрадное волнение
методическая разработка по теме
Работа поможет преподавателям лучше узнать методы подготовки учащихся к концертным выступлениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
estradnoe_volnenie.docx | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Эстрадное волнение
Методический доклад
Преподаватель по классу аккордеона
Конобрицкая Марина Гариевна
Сцена…. Сколько противоречивых ощущений, чувств, настроений испытывает здесь музыкант – исполнитель. Его состояние на эстраде так сильно отличается от привычного! В самом дел, дома он один на один с инструментом, а в зале – перед публикой; дома он спокоен, а на эстраде непременно волнуется; на репетиции он может раз, другой, третий повторить фрагмент, который его не удовлетворил, а здесь он должен в одном-единственном варианте передать все лучшее.
Что задумал и выстрадал за определенный период времени. Именно здесь он должен сотворить такую интерпретацию, чтобы произведение предстало в наиболее выигрышном, впечатляющем виде перед публикой, должен, как говорил великий пианист нашего времени Артур Рубинштейн «пролить на сцене хотя бы капельку свежей крови – он настоящий артист".
Когда мы присутствуем в консерватории или в филармонии или в конце концов в концертном зале в музыкальной школы – то праздничная атмосфера, то торжественная, всегда немного волнующая обстановка, большая сцена, освещение, бархатные кресла, порой обманывают непосвященных слушателей, полагающих, что и сам труд музыканта – это сплошной праздник.
Глубокое заблуждение! Будни ребенка, обучающегося в музыкальной школе, наполнены ежедневной работой, сочетающей огромное физическое напряжение с большими духовными затратами. Вообще-то говоря, вряд ли найдется другая профессия (если ребенок выбирает музыку как профессию) учиться которой человек начинал бы в раннем детстве и не прекращал всю свою жизнь. В этом смысле профессия музыканта – исполнителя, пожалуй, уникальна.
Но контингент учащихся музыкальной школы неоднороден, и не все ученики ориентированы на поступление в музыкальный колледж, поэтому учебный процесс невольно дифференцируется. Дети, ограниченные в своей профессиональной перспективе, получают не меньшее внимание со стороны преподавателей, но в учебной работе ставятся иные задачи. Они касаются репертуара, его объема и уровня сложности, количества публичных выступлений и так далее. Такие дети благополучно заканчивают школу и насколько нам известно, сохраняют привязанность к музыке на долгие годы…
Итак, немного о буднях начинающего музыканта – исполнителя. Условно процесс работы над музыкальным произведением можно разделить на 3 этапа.
ПЕРВЫЙ ЭТАП
Зависит от того, новое ли сочинение в работе или артист приступил к пьесе, которая у него «на слуху». Но и в том и в другом случае ученик вдумчиво, скрупулезно изучает нотный текст и намечает вместе с педагогом круг исполнительских средств, необходимых для воплощения авторского замысла.
ВТОРОЙ ЭТАП
« Выигрывание», как говорят музыканты, то есть детальная работа над каждым отдельным фрагментом, решение технических задач, которых требует данное сочинение. Именно сейчас исполнитель совместно с педагогом намечает, выверяет динамику звука, фразировку, артикуляционные штрихи, агогические оттенки.
ТРЕТИЙ ЭТАП
Основное место уделяется работе над цельностью звучания. Здесь исполнитель старается окончательно реализовать свой замысел, добиться абсолютной завершенности в работе. Эта стадия самая важная. Здесь как бы подводится итог работы, добиваясь безупречного в техническом отношении исполнения. Но лишь немногим удается раскрыть глубину содержания исполняемой музыки, проявив себя настоящим художником. И таковым он является с первого момента работы над произведением и до… Тут заманчиво было бы сказать «до последнего». Но последнего момента у настоящего музыканта не бывает. Он готов еще и еще искать, улучшать, толковать по- новому.
Важнейшим свойством, которым должен обладать юный музыкант, является музыкальность - природный дар, шлифуемый и обогащаемый в постоянном контакте с музыкой. Там же формируется и другой компонент мастерства - артистизм. Но и педагог, не обладая развитой музыкальностью и долей артистизма, будет не в состоянии увлечь своих учеников музыкой, пробудить в них любовь к искусству, создать на уроках атмосферу живого творчества и вдохновенного труда. Пробуждение интереса обучающихся к музыке Дмитрий Кабалевский считал коренным вопросом методики ее преподавания. В то же время курсы психологии и методики не содержат каких - либо конкретных рекомендаций на сей счет. Это - природный результат работы над собой.
Всем ученикам рано или поздно рано или поздно приходится выходить с выступлением на сцену. Это может быть концерт для родителей или экзамен. Это выступления чаще всего сопровождается волнением. Волнение весьма многолико. Оно воодушевляет и в этом случае позволяет раскрыть глубоко скрытые потенциальные возможности ученика. Но больше всего оно беспокоит самих учеников и педагогов своим угнетающим воздействием и слабой управляемостью. Волнуются все или подавляющее большинство артистов, лекторов, спортсменов, учащихся и т. д. Но каждый волнуется по- своему. Потому что, пожалуй, нигде так выразительно не проявляются индивидуальные различия учащихся, как в предконцертной и концертной обстановке. Значит, вдумчивому педагогу предоставляется возможность лучше изучить психологические особенности своих учеников и проверить их в экстремальной обстановке.
Предстоящее выступление и само создает перед публикой такую перегрузку, которая равна стрессовой.
Значит, вдумчивому педагогу предоставляется возможность лучше изучить психологические особенности своих учеников и проверить их в экстремальной ситуации. Предстоящее выступление перед публикой и само создает такую перегрузку, которая равна стрессовой, но характер ее существенно зависит от возраста, темперамента, воспитания, как семейного, так и в стенах учебного заведения. Как правило, учащиеся младшего возраста ничего не знают об эстрадном волнении и не испытывают его, пока не попадают в обстановку, где это переживание обсуждается или реально проявляется кем- то другим. Так, в семье музыкантов дети очень редко знакомится с этим понятием. Почему же большинство младших школьников не волнуется?
Во-первых, у многих из них еще не сформировались собственные эстетические критерии и еще не усвоена оценочная шкала удачных и неудачных выступлений. Слушание других исполнителей, даже своих сверстников, еще ничего не говорит им о затрате сил, внимания и времени, необходимых для работы над произведением, для достижения того или другого результата.
Во - вторых еще не сформировался уровень притязаний, который является равным между требованиями педагога и собственными возможностями для их выполнения. За исключением очень одаренных учащихся, основным мотивом для похода в музыкальную школу у детей является желание родителей. Только в процессе обучения любовь к музыке, подкрепленная успехами и положительными оценками педагогов и взрослых формируется в устойчивую мотивацию к занятием музыкой.
Для учащихся младших классов выступление в концерте ассоциируется с праздничными ожиданиями, запечатленными в детстве от посещений утренников в детском саду, каких- то концертов во Дворце культуры, спектаклей с удивительными красиво одетыми артистами, которым зрители хлопают и преподносят цветы. И эта праздничность и необыкновенность еще долго доминирует в их сознании при упоминании о концерте. Чаще всего младшие школьники выступают с удовольствием. Их привлекает атмосфера праздничности и связанные с ней атрибуты - сцена, объявление программы ведущим, выход к публике, положительные переживания всеобщего внимания, апплодисменты, поздравления и т. д. Но в редких случаях родители или незадачливые педагоги могут спровоцировать волнение - если их амбиции станут главным содержанием предстоящего выступления. От того что все вокруг ждут от ребенка безупречной игры, обостряется чувство ответственности - и волнение может привести к обратному результату.
В более старшем возрасте причиной волнения может стать борьба за достижение признания, подспудное часто неосознанное стремление к подтверждению своих артистических возможностей. Небезынтересно, что исполнителю не все равно в какой - "своей" или "чужой" аудитории он выступает. По мере взросления, приобретая эстрадный опыт, это отношение существенно меняется. До подросткового возраста ученики предпочитают выступать в своей, школьной среде, для своих педагогов, родителей, друзей. Здесь они волнуются меньше. Юноши и взрослые, наоборот, меньше волнуются в чужой обстановке и становятся более чувствительны к мнению своих сверстников, одноклассников, педагогов.
Существенное влияние на успеваемость, эстрадное самочувствие оказывает темперамент. Как известно, различают 4 типа темперамента. И хотя в чистом виде мы встречаем довольно редко, преобладающие черты какого- либо из них подчиняют менее выраженные компоненты других видов и выстраивают систему реакций в сложный подчас противоречивый комплекс. Встречающееся мнение о том, что темперамент возможно изменить с помощью воспитания, не подтверждаются ни наукой ни практикой. Можно изменить только внешние появления темперамента. В экстремальных условиях (то же выступление) несдержанность холерика или тревожность меланхолика всегда дадут себя знать и только усилятся. Так, инертность флегматика, составляющая основу выдержки, соседствует с низкой чувствительностью и слабой эмоциональностью. Они могут закрепиться как вялость, лень, эмоциональная тупость. Слабость нервных процессов, свойственная меланхолику, сочетается с повышенной чувствительностью и глубокой музыкальностью (вспомним Шопена и Чайковского). Определить темперамент учащегося трудно и сложно - необходимо обладать наблюдательностью и опытом исследователя. Наблюдать нужно за повторяющимися и устойчивыми..проявлениями таких свойств темперамента как чувствительность, реактивность, активность, темп реакций, моторика, пластичность.
Итак - низкая чувствительность свойственна флегматику, слабая - холерику и сангвинику, повышенная - меланхолику ( с элементами тревожностью). Реактивность ( впечатлительность). Высокая - сангвиник и холерик. Малая - флегматик. Повышенная - меланхолик...... Дадим обобщенные характеристики различным типам темперамента.
Дети САНГВИНИКИ хорошо включаются в новую работу и так же быстро остывают, когда встречаются с трудностями или длительными однонаправленными упражнениями. Учат быстро, но дорабатывают, доводят с трудом, так как его эмоциональная сторона и привлекательность быстро тускнеют. Любит выступать в концертах, легко может соригинальничать в штрихах, темпах. На эстраде играет скорее ярко, чем глубоко. Возможны темповые и технические погрешности и срывы. При удачном выступлении со всеми делится, склонен к хвастовству. При неудачном - старается принизить значение выступления, умалить авторитетность комиссии, слушателей, легко убеждает себя в возможности реабилитации. Замечания воспринимает спокойно, не обижается, но не всегда учитывает их.
Дети ХОЛЕРИКИ обычно с увлечением играют новую пьесу, если она нравится, и игнорирую, играют " из-под палки", если она ему не нравится. Волнуется очень сильно, но, как и сангвиник, играет лучше, выразительнее на концерте, чем на ре петициях и в классе. Иногда играет очень ярко, чем поражает даже хорошо знающих его педагогов. Срывы, если они происходят, "катастрофичнее", чем у сангвиников. Склонен к ускорению темпов, форсированию звука. Удачное выступление переживает бурно, внутренний подъем переживает долго. Если неудачно- то ищет причину вовне: в зале было жарко или холодно, зрителей было много или мало, были плохо подогнаны ремни аккордеона, были потные руки и т. д. Замечания вызывают обиду, иногда грубость, поэтому их нужно делать как можно мягче, на фоне положительных сторон.
Дети ФЛЕГМАТИКИ уравновешены, держатся солидно. Тугодумы. Могут быть активными, но "раскачиваются " с трудом. Обладают выдержкой и самообладанием. Мало эмоциональны. Педагогу трудно добиться выразительности в исполнении, игры в быстром темпе. С трудом переключает внимание и приспосабливается к новому расписанию, новой обстановке. Не находчив. Волнуется порой сильно, но играет стабильно, без срывов: то, что выучено, то выучено. Как в классе, так и на концерте. Замечания воспринимает спокойно и деловито, не обижается.
Дети МЕЛАНХОЛИКИ. Любые изменения обстановки тревожат, даже непривычное отношение со стороны учителя переживает болезненно. Быстро утомляется, поэтому мало работоспособен. Весьма впечатлителен, глубоко эмоционален. Часто волнуется просто на уроке. Играет в классе лучше, чем на концерте. От сильного волнения трясется, сковывается. Требует постоянной поддержки со стороны учителя. Свои неудачи преувеличивает, переживает их долго и болезненно. Поэтому замечания педагога должны быть оптимистичны, с чуткостью и осторожностью. Таким ученикам нужна постоянная тренировка и частые выступления с репертуаром меньшей трудности, чем надо.
В целом замечено, что учащихся сильного типа отрицательная оценка стимулирует. А слабого - угнетает, приводит к неверию в свои силы. Постоянные выступления вырабатывают устойчивость и стабильность. Они полезны. Предконцертное и концертное состояние имеют свою периодичность, которая позволяет выделить в них 5 фаз.
ПЕРВАЯ ФАЗА - длительное предконцертное состояние. Она наступает, когда ученику становится известна дата выступления. По мере приближения к этой дате и напоминающий педагога мысль о концерте все чаще посещает и будоражит ученика. Появляется раздражительность, иногда бессонница, смена настроений. Все это усиливается и в день концерта или накануне его становится болезненно острым.
ВТОРАЯ фАЗА - это непосредственно предконцертное состояние. У некоторых детей изменяется давление, повышается температура тела, недомагание. Однако если педагог или сам ученик не преодолеет это состояние, то оно будет всегда сопутствовать в похожей ситуации. Во 2-й фазе чаще всего выявляется характер эстрадного волнения - волнение - подъем, волнение - паника и волнение - апатия. Первое - наиболее желательное предконцертное состояние. Второе - сильное перевозбуждение, отсутствие сосредоточенности, нет мыслей, появляется страх. Исполнение рискует стать неуправляемым. И третье - угнетенное и подавленное состояние, когда цель и содержание выступления уходят куда- то вдаль и только одна мысль - скорее бы это все закончилось. Здесь возможны отрицательные результаты.
Самая короткая и острая - ТРЕТЬЯ ФАЗА - сам выход на сцену. Ученик остается наедине сам с собой и со слушателями. И педагог уже ничем не может ему помочь. Эта фаза проходит как в тумане и редко остается в памяти ученика досконально. Со слов учеников можно представить их состояние: очень страшно, по сцене шел, как в тумане; играл как автомат... Помогает уточнение деталей в произведениях - это до концерта. Когда ученик уже на сцене - помогают привычные движения: поправить ремни, проверить регистры, проверить, открыта ли застежка у меха. Эти внешние атрибуты помогают возникновению спокойного и делового настроения у выступающего.
ЧЕТВЕРТАЯ ФАЗА - начало исполнения. Здесь важно внутренне подготовиться к игре, сосредоточиться и представить себе темп, динамику, желательно пропеть про себя начало пьесы. Если программа хорошо проработана и предконцертные репетиции закрепили основные детали выступления и поведения - то исполнение будет удачным.
И очень большое имеет послеконцертное состояние - ПЯТАЯ ФАЗА. К сожалению, она недооценивается многими учителями. Между тем, переживание связанное с эмоциональными перегрузками, не может мгновенно прекратиться с уходом со сцены - оно продолжается еще довольно долго. Это радостный подъем после удачного выступления, чувство усталости вплоть до изнеможения, недовольство собой и запоздалое желание - "вот теперь бы я сыграл по- настоящему!" Как важна в этих случаях спокойная уверенность педагога, поддержка родителей и даже сверстников, их поздравления. Надо сказать волнение - не всегда угнетает. Оно имеет и несомненную положительную и стимулирующую сторону. Оно необходимо и полезно и артисту, и студенту и особенно ученику, так как позволяет ему раскрыть такие потенциальные возможности, которые в домашних и классных условиях могут и не проявиться. Без повышенного эмоционального состояния не может быть подлинного артистического подъема, того художественного воздействия на публику, которое составляет основу музыкального искусства.
Выступление перед публикой - действительно тяжелое испытание. Но испытание уже в сфере социальных отношений. Нужно учиться " спокойно волноваться", как остроумно и мудро высказался П. С. Столярский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический доклад на тему: Комплексная подготовка к публичному выступлению и коррекция эстрадного волнения у начинающего музыканта
В этом проекте я хочу поделиться с Вами своим опытом в решении такой важной педагогической задачи, как подготовка учащегося к публичному выступлению. Участие в концертах – важная составляющая обучения...
Методическая работа "Публичное выступление" (проблемы эстрадного волнения)
Работа о проблемах выступлений на концертных площадках. Как подготовить ученика к концерту, чтобы его выступление не пострадало от эстрадного волнения? Как настроить ученика непосредственно перед выхо...
методическое сообщение "Эстрадное волнение"
Самочувствие исполнителя на концертной эстраде – это вопрос, который касается каждого музыканта, начиная от школьника и кончая зрелым артистом. С первого класса обучения в музыкальной школе ученику на...
Эстрадное волнение
Вынос программы на сцене – конечный итог кропотливой работы в течение долгого времени. Проверить себя можно лишь на эстраде. Порой бывает так: за что больше всего боишься, играешь хо...
Профилактика эстрадного волнения музыканта
Нет такого артиста, который ни разу не пострадал от негативных форм сценического волнения. Страх сцены испытывают очень многие люди, и иногда он достигает такой силы, что под угрозой оказывается...
Методическое сообщение "Подготовка учащихся к концертным выступлениям. К вопросу об эстрадном волнении".
В работе раскрывается взаимосвязь темперамента человека и волнения на концертных выступлениях....
ЭСТРАДНОЕ ВОЛНЕНИЕ И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
Исполнительская деятельность – неимоверно сложный, напряженный и, вместе с тем, ответственный процесс. Готовясь к выходу на сцену, ученик затрачивает огромное количество энергии, как физической,...