статья "Особенности профориентации в ОДОД"
статья по теме

Федорова Елена Владимировна

Роль дополнительного образования в профессиональном самопределении обучающихся. Рекомендации по методическому сопровождению для специалистов ОДОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_proforientatsii_v_odod.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ОДОД

Дополнительное образование предоставляет воспитаннику практически неограниченные возможности приложения своих интересов, дает возможность получить опыт в различных сферах деятельности, которые не охватываются школьной программой. Познакомившись на собственном опыте со спецификой той или иной области, ребенок может сделать осознанный выбор – близки ли ему специальности этой сферы или лучше выбрать что-то другое.

        И в этой ситуации не столь важно, выбрал ли ребенок сам, по своим интересам, направление ОДОД, «пристроили» ли его учителя, чтобы занять свободное время, или привели в кружок родители, пытаясь реализовать свои детские мечты: собственный опыт, и позитивный, и негативный, ведет к решению дилеммы «это мое - это не мое». Именно на занятиях в ОДОД ребенок, мечтающий о карьере великого артиста, приходит к осмыслению того огромного труда, что стоит за красивой картинкой популярности. Именно здесь, принимая на себя ответственность за живое существо из зооуголка, будущий ветеринар делает свой профессиональный выбор. И здесь же ребенок, мечтавший о карьере фигуриста, попробовав свои силы, откажется от этой мысли и направит свои силы на достижение реальных, не менее значимых для него целей.

        В рамках ОДОД существует возможность попробовать себя в разных направлениях без существенной потери времени и нервов. Некоторые психологи считают, что позволить ребенку поменять область ОДОД стоит только после того, как он добьется какого-либо позитивного результата. Однако, если ребенок определен в секцию или кружок  насильно и не заинтересована в результатах, такая позиция может привести не к формированию лидерства, настойчивости и уверенности в себе, а к заниженной самооценке, привыканию к неудачам, неумению сопротивляться внешним обстоятельствам (например, точке зрения родителей в вопросе заниматься или нет в кружке). Во избежание такой ситуации желательно проводить с воспитанниками индивидуальные собеседования, уточняя их интересы, и работать с родителями в случае  расхождения точек зрения. Такое собеседование позволит определить интересную для ребенка сферу и позволит избежать постоянных переходов из кружка в кружок «в поисках себя».

        Если в ОДОД есть психолог, то любая диагностика проводится им – на долю преподавателя остается наблюдение, анкетирование и общение. Для учреждения ОДОД удобны некоторые методики, которые можно предложить воспитаннику на этапе выбора направления.  Методика «Карта интересов» позволяет сравнить заинтересованность воспитанника в разных областях. Методика проста в проведении и обработке, достаточно информативна и может быть проведена педагогом. Можно использовать опросник ДДО (дифференциальный диагностический опросник) Климова. Эти методики позволяют рекомендовать воспитаннику одно или несколько направлений, имеющихся в ОДОД, а также определить востребованность той или иной сферы, а значит, наметить перспективы развития ОДОД.

На этапе погружения в программу, в случае неуспешности ребенка, но при его желании продолжать обучение, необходима индивидуальная работа психолога, который сможет подобрать соответствующие методики и определить причину неуспешности и способы возможного преодоления ситуации. Преподаватель может отслеживать на занятиях изменение психологической комфортности как одного воспитанника, так и группы с помощью проективных методик. Оценка каждым воспитанником его настроения проводится в начале занятия и по окончании.

На заключительном этапе возможно исследование степени удовлетворенности процессом и результатом обучения. Наиболее приемлемый способ – анкетирование, поскольку позволяет учесть те аспекты, которые интересуют конкретное отделение, так как анкету можно разработать самостоятельно или с помощью психолога.

Особый интерес в рамках ОДОД представляет изучение креативности, творческого потенциала воспитанников (проводится исключительно психологом). Можно рекомендовать батарею тестов Туник, тесты Гилфорда, Торренса, опросник креативности.

Если в результате занятий в ОДОД неосознанный интерес воспитанника окажется выведенным на уровень осознания, если будет позволено человеку реализовать этот интерес, то гарантирован осознанный выбор этим человеком своего профессионального пути, а значит, и успешность в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижения и традиции в ОДОД ГБОУ СОШ №539

Творческие работы детей, представленные на городских выставках:  выставочный зал «Смольный», в Союзе Художников Процесс творчества приносит детям радость и душевное равновесие. Ребёнок настр...

Примерная номенклатура ОДОД

ПРИМЕРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ ОДОД  В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО И НАЧАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ...

Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.

Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить  разбираться в мире проф...

презентация по профориентации "День профориентации"

Презентация в 9 классе, кругый стол "День профориентации"...

Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"

Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование....

Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов для работы с подростками "Профориентация от А до Я" ( педагог-психолог Фёдорова О. В.)

Сопроводительное письмо к презентацииЦель: оказание профориентационной поддержки при выборе профессии учащимся 8-10 классов.Задачи:Организация профпросвещения педагогов, родителей, учащихся;развитие п...

Сертификат участника окружного семинара специалистов в области профориентации, на тему: "Современная профориентация в контексте воспитательной работы в ОУ"

Сертификат участника окружного семинара специалистов в области профориентации, на тему "Современная профориентация в контексте воспитательной работы в образовательных учреждениях". сентябрь ...